Обзор нового законодательства

(Хаустов Д. В.) ("Экологическое право", 2008, N 4) Текст документа

ОБЗОР НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА <1>

Д. В. ХАУСТОВ

-------------------------------- <1> Обзор подготовлен с помощью справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

Хаустов Д. В., ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М. В.Ломоносова, кандидат юридических наук.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" <2>. -------------------------------- <2> См.: СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1756.

Приведены в соответствие с новым Федеральным законом нормы законодательства, регулирующие отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства. В частности, внесены изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ. В новой редакции изложены нормы Гражданского кодекса РФ, устанавливающие порядок распоряжения имуществом подопечного, а также порядок освобождения (отстранения) опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Семейный кодекс РФ, в частности, дополнен положениями, которыми предусмотрено, что устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения, а назначение опекуна ребенку, достигшему 10 лет, осуществляется с его согласия. Семейный кодекс РФ дополнен также новой главой, регламентирующей устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" <3>. -------------------------------- <3> См.: СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2251.

Нормы отдельных законодательных актов, регулирующие порядок оформления прав на земельные участки и другие объекты недвижимости, приведены в соответствие с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В частности, соответствующие изменения (касающиеся терминологии, а также полномочий различных органов власти) внесены в Федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", "О землеустройстве", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и некоторые другие законодательные акты. Федеральный закон "О государственном земельном кадастре" признан утратившим силу. Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьей, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, в т. ч. за незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление должностными лицами внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений. В Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" включены нормы, устанавливающие запрет на приостановление либо отказ в осуществлении государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества при отсутствии отдельных документов или сведений в них об определенных объектах недвижимости.

Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 75-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации" <4>. -------------------------------- <4> См.: СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2260.

Изменениями установлены обязанность и порядок осуществления государственной экологической экспертизы проектной документации строительных объектов на землях особо охраняемых природных территорий. Установлено, что проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, подлежит государственной экологической экспертизе. Определены органы, осуществляющие государственную экологическую экспертизу указанных объектов, перечень документов и материалов, представляемых для проведения экспертизы, срок направления документов и материалов на экспертизу, срок ее начала, а также срок ее проведения (последний не должен превышать три месяца). Установлено также, что государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов на землях особо охраняемых природных территорий может осуществляться, кроме федерального органа исполнительной власти, определенного Градостроительным кодексом РФ, также федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента РФ или нормативным правовым актом Правительства РФ.

Указ Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 715 "О мерах по развитию жилищного строительства" <5>. -------------------------------- <5> См.: СЗ РФ. 2008. N 19. Ст. 2117.

В целях формирования рынка доступного жилья решено создать Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, а также поручено Правительству РФ разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекты: Федерального закона о Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства и Федерального закона, предусматривающего в том числе использование земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" <6>. -------------------------------- <6> Документ официально опубликован не был. См.: Справочная правовая система "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".

Сформирована новая структура федеральных органов исполнительной власти. В частности, образовано Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, а также Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств. Министерство информационных технологий и связи РФ преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство природных ресурсов РФ - в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ - в Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство энергетики РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ - в Министерство экономического развития РФ. На базе Государственного комитета по рыболовству создано Федеральное агентство по рыболовству. Федеральное агентство лесного хозяйства передано в ведение Министерства сельского хозяйства. Упразднены, в частности, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по энергетике (функции агентства переданы Министерству энергетики РФ), Федеральное агентство по культуре и кинематографии (функции агентства переданы Министерству культуры РФ). В Указе приведена новая структура федеральных органов исполнительной власти.

Указ Президента РФ от 30 мая 2008 г. N 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" <7>. -------------------------------- <7> См.: СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2544.

Документом установлены функции Федерального агентства по рыболовству. Федеральному агентству по рыболовству переданы функции, в частности, по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства; по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ; по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности. Внесены изменения в Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 и в утвержденную данным Указом структуру федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которыми Федеральное агентство по рыболовству исключено из ведения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Установлено, что руководство деятельностью Федерального агентства по рыболовству осуществляет Правительство РФ.

Постановление Правительства от 14 апреля 2008 г. N 264 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора" <8>. -------------------------------- <8> См.: Документ официально не опубликован. Справочная правовая система "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".

Разработаны и утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства. В частности, установлено, что конкурс проводится в отношении рыбопромысловых участков, предусмотренных перечнем рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод РФ, в том числе внутренних морских вод РФ, и территориального моря РФ, утверждаемым органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ по согласованию с Госкомрыболовства РФ. Конкурс является открытым и проводится как в отношении одного участка, так и в отношении нескольких участков. Правила определяют требования к заявителям, порядок предоставления конкурсной документации и подачи заявок, регламентируют сроки и основания оценки и сопоставления поступивших заявок. Кроме того, утверждены Правила подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, а также форма такого договора.

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2008 г. N 282 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400" <9>. -------------------------------- <9> См.: СЗ РФ. 2008. N 16. Ст. 1707.

В Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования внесены изменения, касающиеся охраны животного мира. К полномочиям Росприроднадзора отнесены также, в частности, контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, надзор и контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий в области охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ. Кроме того, установлено, что Росприроднадзор выдает лицензии (разрешения) на акклиматизацию новых для фауны РФ объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, осуществляет охрану водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, и т. д. Росприроднадзору предоставлено право направлять в МПР РФ представления по ограничению, приостановлению или запрещению использования объектов животного мира на определенных территориях и акваториях.

Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 314 "О внесении изменений в Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации" <10>. -------------------------------- <10> См.: СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 2052.

Документом уточнен перечень исключительных случаев, в которых допускается добывание объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. К таким случаям отнесено осуществление мониторинга состояния популяций объектов животного мира. В то же время из перечня исключено упоминание "иных целей", для которых допускается добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ.

Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" <11>. -------------------------------- <11> См.: СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 2053.

Документ устанавливает порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.

Постановление Правительства РФ от 4 мая 2008 г. N 337 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб" <12>. -------------------------------- <12> См.: СЗ РФ. 2008. N 19. Ст. 2175.

Правительство РФ определило меры по обеспечению выполнения обязательств Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Определены научные органы и административный орган (Росприроднадзор), обеспечивающие выполнение вытекающих из Конвенции обязательств Российской Федерации в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых рыб и продукции из них, включая икру. Установлено, что вывоз с территории РФ таких видов фауны и флоры допускается при наличии разрешения Росприроднадзора и лицензии Минэкономразвития РФ, а ввоз - при наличии разрешения Росприроднадзора. Решения об установлении квот на экспорт указанных видов флоры и фауны, кроме осетровых видов рыб, принимаются Правительством РФ на основании предложений МПР РФ, согласованных с Минэкономразвития РФ, а по объектам животного мира, относящимся к объектам охоты, также согласованных и с Минсельхозом РФ. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1051, определявшее меры по выполнению Конвенции ранее (без оговорки о нераспространении этих мер в отношении осетровых рыб) и участие в осуществлении этих мер других федеральных органов исполнительной власти, признано утратившим силу.

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 363 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310" <13>. -------------------------------- <13> См.: СЗ РФ. 2008. N 19. Ст. 2195.

Внесены изменения в таблицу "Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (неосновные породы)". В частности, таблица ставок дополнена новыми видами пород лесных насаждений. В отношении отдельных видов пород изменены лесотаксовые пояса.

Приказ Ростехнадзора N 619, МПР РФ N 235 от 10 сентября 2007 г. "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2008 г. Регистрационный N 11343 <14>. -------------------------------- <14> Документ официально не опубликован. См.: Справочная правовая система "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".

Разработан Административный регламент исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы. Утвержденный Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Ростехнадзора и Росприроднадзора, порядок взаимодействия между их структурными подразделениями и должностными лицами, а также их взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы.

Приказ МПР РФ от 15 января 2008 г. N 2 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2008 г. Регистрационный N 11455 <15>. -------------------------------- <15> Документ официально не опубликован. См.: Справочная правовая система "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".

Утвержден Административный регламент, которым должен руководствоваться Росприроднадзор при исполнении государственной функции по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения. Результатами выполнения названной государственной функции являются: подготовка и предоставление органам власти документов государственного учета особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ); размещение в сети Интернет информации об ООПТ федерального значения и документов государственного учета ООПТ; предоставление по запросам граждан и юридических лиц справок, содержащих сведения о наличии или отсутствии ООПТ федерального значения в пределах земельного участка или о характере ограничений хозяйственной деятельности в связи с наличием ООПТ федерального значения. Сведения по запросам граждан и юридических лиц предоставляются бесплатно. Регламент также определяет требования к порядку исполнения государственной функции, административные процедуры по ее реализации, порядок контроля и обжалования.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 января 2008 г. N 3 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08". Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2008 г. Регистрационный N 11459 <16>. -------------------------------- <16> Документ официально не опубликован. См.: Справочная правовая система "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".

С 1 мая 2008 г. введены в действие санитарно-эпидемиологические правила "Санитарная охрана территории Российской Федерации. СП 3.4.2318-08". Одновременно признано утратившим силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. N 108 о введении в действие санитарно-эпидемиологических правил "Санитарная охрана территории Российской Федерации. СП 3.4.1328-03".

Приказ Росгидромета от 4 февраля 2008 г. N 25 "О введении в действие Положения о функциональной подсистеме наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2008 г. Регистрационный N 11456 <17>. -------------------------------- <17> См.: БНА ФОИВ. 2008. N 18.

Мониторинг и оценка состояния окружающей среды будут осуществляться с помощью функциональной подсистемы ФП РСЧС-ШТОРМ. ФП РСЧС-ШТОРМ - функциональная подсистема наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - предназначена, в частности, для мониторинга состояния окружающей среды, обнаружения и прогнозирования опасных природных явлений и экстремально высокого загрязнения, оперативного оповещения органов государственной власти и населения. Для обеспечения функционирования ФП РСЧС-ШТОРМ привлекаются следующие подсистемы Росгидромета: наземная подсистема получения данных (станции, посты и пункты наблюдения); космическая подсистема наблюдения; подсистемы сбора, распространения и обработки информации, а также противолавинная служба. Перечень учреждений Росгидромета, входящих в ФП РСЧС-ШТОРМ, а также привлекаемых учреждений приведен в приложении к Положению.

Приказ МПР РФ от 6 февраля 2008 г. N 30 "Об утверждении форм и порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2008 г. Регистрационный N 11588 <18>. -------------------------------- <18> См.: БНА ФОИВ. 2008. N 23.

Документом регламентирован порядок представления федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями сведений, необходимых для ведения государственного мониторинга водных объектов. Установлено, что сведения, необходимые для ведения мониторинга водных объектов, представляются в Росводресурсы. В частности, Ростехнадзор представляет сведения, получаемые при осуществлении контроля за безопасностью гидротехнических сооружений. Роспотребнадзор представляет сведения, получаемые при ведении социально-гигиенического мониторинга, Госкомрыболовство РФ - сведения, получаемые при ведении мониторинга состояния водных биологических ресурсов, Ространснадзор - сведения, получаемые при осуществлении контроля в сфере морского и внутреннего водного транспорта. Росводресурсы вносят указанные сведения в банки данных государственного мониторинга водных объектов по бассейновым округам, речным бассейнам, водохозяйственным участкам, территориям субъектов РФ и в целом по Российской Федерации.

Приказ МПР РФ от 6 февраля 2008 г. N 31 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2008 г. Регистрационный N 11648 <19>. -------------------------------- <19> Документ официально не опубликован. См.: Справочная правовая система "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".

Документ устанавливает требования к составу, методам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях населенных пунктов, землях обороны и безопасности и на землях особо охраняемых природных территорий. В приложениях к Инструкции содержатся в том числе нормативы и признаки выделения особо защитных участков лесов, нормативы отнесения лесных насаждений к классам товарности, шкала категорий состояния деревьев, масштабы топографических карт, применяемых для изготовления планово-картографических материалов, составляемых при лесоустройстве, и иные документы.

Приказ МПР РФ от 27 февраля 2008 г. N 47 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешения на вывоз из Российской Федерации и ввоз на ее территорию видов животных и растений, их частей или полученной из них продукции, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., кроме осетровых видов рыб". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2008 г. Регистрационный N 11390 <20>. -------------------------------- <20> См.: БНА ФОИВ. 2008. N 25.

Установлен порядок выдачи разрешений на ввоз и вывоз животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Выдачу разрешений на вывоз из Российской Федерации и ввоз на ее территорию видов животных и растений, их частей или полученной из них продукции (образцов), подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года (СИТЕС), кроме осетровых видов рыб, осуществляет Росприроднадзор на основании положительной рекомендации Научного органа СИТЕС в России (ВНИИприроды и ИПЭЭ РАН). Приведена форма заявки на выдачу разрешения СИТЕС, определен перечень документов, прилагаемых к заявке, установлен порядок рассмотрения представленных документов и принятия решения о выдаче разрешения либо об отказе в его выдаче. Разрешения СИТЕС на вывоз действительны сроком не более 6 месяцев, на ввоз - не более 12 месяцев. За выдачу разрешения взимается государственная пошлина в размере 1000 рублей. В приложении к Регламенту приведен Перечень видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции СИТЕС.

Приказ МПР РФ от 18 марта 2008 г. N 61 "Об утверждении Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 апреля 2008 г. Регистрационный N 11499 <21>. -------------------------------- <21> См.: БНА ФОИВ. 2008. N 17.

Разработан Примерный перечень мероприятий по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ отдельных полномочий РФ в области водных отношений. В названный Перечень, в частности, включены мероприятия по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, мероприятия по предотвращению негативного воздействия водных объектов, а также мероприятия по предоставлению водных объектов в пользование на основании договоров водопользования.

Приказ Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 мая 2008 г. Регистрационный N 11626 <22>. -------------------------------- <22> См.: БНА ФОИВ. 2008. N 23.

Документом вводится в действие новая редакция формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. В целях совершенствования порядка представления отчетности по плате за негативное воздействие на окружающую среду внесены изменения в форму расчета, а также Порядок ее заполнения и представления, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. N 204. В частности, уточнено, что расчет должен представляться плательщиками по месту нахождения каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

Приказ Минрегиона РФ от 1 апреля 2008 г. N 36 "О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2008 г. Регистрационный N 11517 <23>. -------------------------------- <23> См.: БНА ФОИВ. 2008. N 17.

Специальные технические условия, содержащие дополнительные технические требования безопасности к объекту капитального строительства, должны быть согласованы с Министерством регионального развития РФ. Разработка специальных технических условий (СТУ) проводится в соответствии с заданием инвестора проектной организацией, научно-исследовательской или другой организацией, обладающей научно-техническим потенциалом и опытом практической работы в соответствующей области. Установлено, что в техническом задании приводятся обоснование необходимости разработки СТУ, данные об уровне ответственности объектов в соответствии с действующими строительными нормами и другие требования, в том числе связанные с пожарной и сейсмической безопасностью. Определен перечень документов, необходимых для рассмотрения в Минрегионе России вопроса о согласовании СТУ. Установлен порядок рассмотрения документации, подготовки заключения и принятия решения по результатам такого рассмотрения.

Приказ Росстроя от 4 апреля 2008 г. N 105 "Об организации работы по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию олимпийских объектов федерального значения". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2008 г. Регистрационный N 11564 <24>. -------------------------------- <24> См.: Российская газета. N 94. 2008. 30 апр.

Приказом установлено, что выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию олимпийских объектов федерального значения будет осуществляться на основе утвержденного Положения. Положение направлено на организацию работы по выдаче указанных разрешений в рамках установленной компетенции Росстроя. В частности, предусмотрено, что для получения разрешения на строительство (на ввод в эксплуатацию) олимпийского объекта федерального значения в Росстрой необходимо направить соответствующее заявление с приложением документов, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. Установлены сроки рассмотрения заявлений и порядок выдачи разрешений.

Приказ Ростехнадзора от 7 апреля 2008 г. N 212 "Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2008 г. Регистрационный N 11597 <25>. -------------------------------- <25> См.: БНА ФОИВ. 2008. N 21.

Документом определены последовательность действий и организация работ должностных лиц Ростехнадзора по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок. Утвержденный Порядок организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок распространяется на случаи допуска в эксплуатацию испытательных установок (электролабораторий), энергоустановок, которые ранее не были технологически присоединены к сети в надлежащем порядке, реконструированных энергоустановок при изменении присоединенной мощности, схемы энергоснабжения, точки присоединения, категории надежности, смене собственника, а также на случаи допуска в эксплуатацию энергоустановок, на которые в определенных случаях была прекращена подача электрической или тепловой энергии. Порядок содержит подробные перечни документов, прилагаемых к заявлениям о выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок разных видов, - электроустановок, котельных, тепловых энергоустановок и тепловых сетей. В соответствии с Порядком срок рассмотрения документов и осмотра энергоустановок должностными лицами Ростехнадзора не должен превышать тридцати календарных дней со дня регистрации заявления. Если в течение трех месяцев с момента оформления разрешения на допуск энергоустановки в эксплуатацию энергоустановка не будет технологически присоединена к сетям, ее допуск в эксплуатацию осуществляется повторно.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 апреля 2008 г. N 25 "Об утверждении СанПиН 2.2.1./2.1.1.-2361-08". Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 7 мая 2008 г. Регистрационный N 11637 <26>. -------------------------------- <26> См.: Российская газета. N 104. 2008. 16 мая.

Внесены изменения в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". В частности, изменениями предусмотрено, что лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.

Приказ МПР РФ от 16 апреля 2008 г. N 95 "О признании утратившим силу Приказа Госкомэкологии России от 17 июня 1997 г. N 280 "Об утверждении Регламента проведения государственной экологической экспертизы". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2008 г. Регистрационный N 11652 <27>. -------------------------------- <27> Документ официально не опубликован. См.: Справочная правовая система "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".

Приказ Госкомэкологии РФ от 17 июня 1997 г. N 280 "Об утверждении Регламента проведения государственной экологической экспертизы" признан утратившим силу в связи с изданием совместного Приказа Ростехнадзора и МПР РФ от 10 сентября 2007 г. N 619/235 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы".

Приказ Госкомрыболовства РФ от 21 апреля 2008 г. N 325 "Об утверждении Порядка распределения промышленных квот пресноводных водных объектов между субъектами Российской Федерации". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2008 г. Регистрационный N 11714 <28>. -------------------------------- <28> См.: Российская газета. N 113. 2008. 28 мая.

Установлена процедура распределения между субъектами РФ промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Утвержденный Госкомрыболовством РФ в соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Порядок распространяется на пресноводные водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.

Приказ Госкомрыболовства РФ от 21 апреля 2008 г. N 338 "О внесении изменений в Приказ Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 20 ноября 2007 года N 9". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2008 г. Регистрационный N 11683 <29>. -------------------------------- <29> См.: БНА ФОИВ. 2008. N 21.

Документом уточнены отдельные полномочия, осуществляемые территориальным управлением Госкомрыболовства РФ. Установлено, что Управление по поручению Госкомрыболовства РФ осуществляет полномочия организатора конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод и территориального моря РФ, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства указанных видов рыб (ранее Управление осуществляло проведение конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком). Также определено, что по поручению Госкомрыболовства РФ Управление осуществляет заключение договоров о предоставлении рыбопромысловых участков в пределах компетенции Госкомрыболовства РФ (в прежней редакции - заключение договоров пользования рыбопромысловым участком).

Приказ МПР РФ от 23 апреля 2008 г. N 102 "Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 мая 2008 г. Регистрационный N 11700 <30>. -------------------------------- <30> См.: Российская газета. N 117. 2008. 31 мая.

Разработана форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование. Форма заявления утверждена МПР РФ в целях реализации Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165.

Приказ Росгидромета от 24 апреля 2008 г. N 144 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по исполнению государственной функции "Ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2008 г. Регистрационный N 11742 <31>. -------------------------------- <31> Документ официально не опубликован. См.: Справочная правовая система "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".

Исполнение государственной функции "Ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении" будет осуществляться в соответствии с Административным регламентом. Согласно Регламенту государственная функция исполняется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ее территориальными органами и подведомственными организациями. Регламент определяет, в частности, порядок планирования работ по ведению фонда данных, сбора и хранения необходимых документов, устанавливает права и обязанности должностных лиц и сроки исполнения государственной функции, регулирует порядок обжалования действий и решений, осуществляемых и принятых в ходе выполнения государственной функции. В приложениях к Регламенту приведены, в частности, сведения о территориальных органах Росгидромета и закрепленных за ними территориях, список научно-исследовательских учреждений Росгидромета, образцы актов и отчетов.

Приказ Минсельхоза РФ от 30 апреля 2008 г. N 232 "О признании утратившим силу Приказа Минсельхоза России от 22 февраля 2006 г. N 56". Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 мая 2008 г. Регистрационный N 11701 <32>. -------------------------------- <32> См.: Российская газета. N 111. 2008. 24 мая.

Документом признан утратившим силу Приказ Минсельхоза РФ от 22 февраля 2006 г. N 56 "Об утверждении Порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" <33>. -------------------------------- <33> См.: СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 2089.

Норма Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", ограничивающая право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов, признана не соответствующей Конституции РФ. Конституционный Суд РФ также установил, что субъекты РФ вправе определить порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить, как это предусмотрено Градостроительным кодексом РФ, правила землепользования и застройки. При этом не исключается возможность введения субъектами РФ указанного правового регулирования в опережающем (по отношению к федеральному законодательству) порядке. До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение.

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: С автошколой был заключен договор на оказание услуг. Однако срок обучения, указанный в договоре, давно истек, а обучение продолжается. Услуги оказываются некачественно. Стоит ли обращаться в суд с исковым заявлением о предоставлении некачественных услуг и нарушении сроков предоставления этих услуг? Какие доказательства можно и лучше привести в суде? Есть ли какая-нибудь возможность наказать руководителя автошколы? ("ЭЖ-Юрист", 2008, N 30) Текст документа

Вопрос: С автошколой был заключен договор на оказание услуг. Однако срок обучения, указанный в договоре, давно истек, а обучение продолжается. Услуги оказываются некачественно (нет графика занятий, которые периодически срываются, имеют место грубость и хамство со стороны инструкторов и т. д.). Стоит ли обращаться в суд с исковым заявлением о предоставлении некачественных услуг и нарушении сроков предоставления этих услуг? Какие доказательства можно и лучше привести в суде? Есть ли какая-нибудь возможность наказать руководителя автошколы? Елена Башмакова, г. Вологда

Ответ: Отвечая на первый и, по-видимому, главный для автора письма вопрос о том, стоит ли обращаться в суд с исковым заявлением по поводу некачественных услуг, заметим, что решить это может только сам истец. Если он считает, что его права нарушены, и он желает их восстановления, то обращаться, безусловно, стоит. Вопрос автора о целесообразности обращения в суд, вероятно, следует рассматривать как вопрос о перспективах рассмотрения подобного спора в суде. В целом по представленной автором письма информации данный спор подпадает под действие Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и квалифицируется именно как спор о некачественном оказании услуг. Однако могут существовать различные обстоятельства, которые способны повлиять на исход разрешения дела и оценить которые можно, лишь ознакомившись с документами по делу, прежде всего с договором между потребителем и автошколой. Так, автор письма сообщает, что срок действия договора истек, а обучение продолжается. Не вполне ясно, в связи с чем продолжается обучение. Если исполнитель не оказал обусловленные договором услуги в установленный срок, возникает новый вопрос: прибегнул ли обучающийся к одному из установленных ч. 1 ст. 28 Закона способов защиты (назначение исполнителю нового срока; уменьшение цены за оказание услуги; полное возмещение убытков и др.)? Или ни одна из сторон не отказалась от договора? Или по каким-то причинам не достигнута цель, обусловленная договором? В последнем случае может ли исполнитель доказать, что нарушение сроков оказания услуг произошло по вине потребителя (ч. 6 ст. 28 Закона)? Если исполнитель это докажет, то требования потребителя не будут подлежать удовлетворению. Круг доказательств, используемых по делам о защите прав потребителей, может быть самым разнообразным. Определяться он должен исходя из предмета доказывания, т. е. совокупности фактов, подлежащих установлению. Верховный Суд РФ полагает, что по таким делам в первую очередь должны быть представлены и исследованы документы, устанавливающие характер взаимоотношений сторон, их права и обязанности (договор, квитанция, квитанция-обязательство, квитанция-заказ и другие документы) (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.94 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"). Помимо этого, ВС РФ разъясняет, что по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на исполнителе услуги. Когда сторона в силу объективных причин (тяжелая болезнь, отдаленность места жительства и плохое транспортное сообщение) испытывает затруднения в сборе необходимых доказательств, суд оказывает ей помощь в представлении тех или иных документов, истребуя их от соответствующих лиц (абз. 2, 3 п. 7 Постановления). Еще одно важное правило в сфере доказывания по данной категории дел было сформулировано ВС РФ применительно к приобретению или изготовлению товара, однако, по нашему мнению, оно может быть использовано и по спорам об оказании услуг. В соответствии с п. 21 Постановления: "в случае возникновения спора потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий, которые оцениваются судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами". Таким образом, круг доказательств по данной категории дел достаточно широк и может варьироваться в зависимости от особенностей каждого дела. Наказание руководителя автошколы по общему правилу не входит в компетенцию суда, рассматривающего гражданское дело. Однако в соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Жалоба на руководителя автошколы может быть направлена в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, уполномоченную на осуществление госконтроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322), либо в вышестоящую организацию по ведомственной принадлежности, если автошкола кому-либо подчинена.

Андрей Юдин Кандидат юридических наук, доцент

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Я хочу продать свою комнату в коммунальной квартире. Комната приватизирована. Должен ли я получать согласие остальных жильцов коммунальной квартиры? Если я не буду предлагать покупку своей комнаты своим соседям, какие последствия могут меня ожидать? ("ЭЖ-Юрист", 2008, N 30) Текст документа

Вопрос: Я хочу продать свою комнату в коммунальной квартире. Комната приватизирована. Должен ли я получать согласие остальных жильцов коммунальной квартиры? Если я не буду предлагать покупку своей комнаты своим соседям, какие последствия могут меня ожидать? Иван Бусов, г. Санкт-Петербург

Ответ: В рассматриваемой ситуации автор вопроса обязан уведомить остальных жильцов коммунальной квартиры о продаже своей комнаты. Данное требование предусмотрено п. 6 ст. 42 ЖК РФ, который устанавливает преимущественное право покупки отчуждаемой комнаты для собственников комнат в данной коммунальной квартире. Порядок и условия реализации данного права установлены в ст. 250 ГК РФ. Поэтому, руководствуясь ст. 250 ГК РФ, собственник комнаты в коммунальной квартире при ее продаже должен сначала предложить покупку остальным собственникам комнат в данной коммунальной квартире по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях. Для этого продавец комнаты обязан известить в письменной форме остальных собственников комнат в коммунальной квартире о намерении продать свою комнату постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее. Если соседи откажутся от покупки или не приобретут продаваемую комнату в течение месяца со дня извещения, продавец вправе продать свою комнату любому лицу. Таким образом, самого согласия соседей на продажу комнаты автору вопроса получать не надо. Если продавец не хочет ждать целый месяц, он может попробовать собрать письменные отказы своих соседей от покупки комнаты, которые должны быть оформлены либо в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, либо заверены у нотариуса. Тогда соблюдение месячного срока необязательно. Рассмотрим последствия несоблюдения данного требования. Во-первых, любой из собственников комнат в коммунальной квартире в течение трех месяцев может потребовать в соответствии с п. 3 ст. 250 ГК РФ в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя. Другими словами, сосед по коммунальной квартире в судебном порядке может стать покупателем комнаты. Во-вторых, согласно ст. 558 ГК РФ договор купли-продажи жилого помещения подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. В свою очередь, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 1 ст. 24) регистрирующие органы потребуют от заявителя представления документов, подтверждающих соблюдение преимущественного права покупки собственников соседних комнат в коммунальной квартире. Непредставление данных документов может повлечь отказ в регистрации договора (абз. 9 п. 1 ст. 20 Закона), что сделает невозможным оформление перехода права собственности.

Юлия Терешко Газета "ЭЖ-Юрист"

------------------------------------------------------------------

Название документа