Сверка как способ защиты прав предпринимателей при осуществлении прокурорского надзора

(Васильева Е. А.)

("Законность", 2012, N 12)

Текст документа

СВЕРКА КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Е. А. ВАСИЛЬЕВА

Васильева Екатерина Александровна, старший помощник прокурора Чукотского автономного округа по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел.

Автор статьи в качестве обмена опытом в сфере защиты прав предпринимателей предлагает разработанную прокуратурой форму акта сверки данных с органами государственного контроля.

Ключевые слова: прокурорский надзор, акт сверки, защита прав предпринимателей.

Verification as a method of protection of the rights of entrepreneurs during prosecutorial supervision

E. A. Vasilyeva

The author of the article offers a form of data verification certificate with public control authorities elaborated by the Public Prosecutor's Office as an exchange of experience in the sphere of protection of the rights of entrepreneurs.

Key words: prosecutorial supervision, verification certificate, protection of the rights of entrepreneurs.

Более 10 лет законодательно защищены права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), что образовало одну из приоритетных сфер осуществления прокурорского надзора.

За этот период сформированы основы деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, а именно - предмет и направления прокурорского надзора в указанной сфере; очерчен круг актуальных вопросов; определены особенности тактики и методики с учетом полномочий прокурора. Сгруппированы распространенные нарушения прав предпринимателей. Изданы научно-методические пособия.

В процессе защиты прав предпринимателей органами прокуратуры успешно наработана разнообразная практика по выявлению правонарушений.

Однако при всем многообразии перечисленной информации обнаружилось отсутствие методического "подспорья", помогающего быстро, эффективно и правильно проводить сверки данных с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля об осуществленных внеплановых выездных проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью выявления незаконно проведенных внеплановых выездных проверок.

Основным законом, обеспечивающим права предпринимателей в процессе осуществления государственного контроля (надзора), является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", нормы которого направлены на защиту прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля.

Так, в целях недопущения ущемления прав предпринимателей ст. 10 этого Закона для органов государственного контроля (надзора) установлен исчерпывающий перечень оснований проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Тем не менее, как показывает практика прокурорского надзора, до настоящего времени фиксируется проведение органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановых выездных проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц без установленных законом оснований. Эти обстоятельства возникают в силу разных причин, но чаще всего являются следствием учинения препятствий, мешающих развитию предпринимательской деятельности. И в этом случае первоочередной задачей прокурорского надзора должно стать не столько пресечение нарушений, сколько выявление и устранение таких препятствий. Единственным действенным способом выявления этих препятствий и устранения их впоследствии путем предупреждения и является такое направление прокурорского надзора, как проведение сверок данных с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля об осуществленных внеплановых выездных проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 1.7 Приказа Генерального прокурора РФ от 27 марта 2009 г. N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" прокуроры обязаны организовать проведение сверок данных с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля об осуществленных внеплановых выездных проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по итогам работы за каждое полугодие.

Наряду с этим, указанным документом в прокуратуре предусмотрена и организация учета проводимых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

В реальности же из-за отсутствия каких-либо методических рекомендаций по осуществлению сверок, а главное - формы документа, составляемого по результатам сверки, прокуроры зачастую подменяют проведение сверок учетом либо мониторингом внеплановых выездных проверок. Но следует отметить, что учет и мониторинг в ситуации, когда в органах прокуратуры нет обращений предпринимателей и юридических лиц, не позволяют выявить факты проведения органами государственного контроля (надзора) незаконных внеплановых выездных проверок.

Итак, реализация прокурором предоставленных ему полномочий по выявлению нарушений прав предпринимателей в результате проведения незаконных внеплановых выездных проверок видится посредством составления акта сверки данных с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля об осуществленных внеплановых выездных проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, составляемого раз в полугодие в отношении каждого органа государственного и муниципального контроля (надзора) и непосредственно при выходе в эти органы для проведения сверки.

В качестве обмена опытом в этой сфере предлагается разработанная прокуратурой округа форма акта сверки данных с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля об осуществленных внеплановых выездных проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

АКТ СВЕРКИ

данных с органами государственного контроля (надзора)

об осуществленных внеплановых выездных проверках

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

место составления дата

Мной, сотрудником прокуратуры Ф. И.О. в соответствии с пунктом 1.7

Приказа Генерального прокурора РФ от 27 марта 2009 г. N 93 "О реализации

Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических

лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного

контроля (надзора) и муниципального контроля" проведена сверка данных

___________________________________________________________________________

(наименование органа государственного контроля (надзора),

муниципального контроля)

об осуществленных внеплановых выездных проверках юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей в _____ полугодии 20___ года.

Согласно поступившей в прокуратуру информации о проведенных внеплановых

выездных проверках от __________ N _________ указанным органом

государственного (муниципального) контроля (надзора) проведено _______

внеплановых выездных проверок.

Фактически, по данным журнала регистрации приказов (распоряжений)

данного органа и представленных в ходе сверки материалов внеплановых

выездных проверок, указанным органом государственного (муниципального)

контроля (надзора) проведено _______ внеплановых выездных проверок.

Из них проведено внеплановых выездных проверок по согласованию с

органами прокуратуры по основанию:

- подп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ - _______;

- подп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ - _______.

С извещением органов прокуратуры об осуществлении незамедлительных

мероприятий по контролю, если основанием для проведения внеплановой

выездной проверки явилось причинение вреда, проведено _______ внеплановых

выездных проверок.

В ходе сверки выявлено ______ внеплановых выездных проверок, подлежащих

согласованию, но не согласованных с органами прокуратуры.

Примечание: ___________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Акт составил:

Сотрудник прокуратуры Подпись Ф. И.О.

Копию акта получил: ______________________________

должность, Ф. И.О., подпись

Название документа