Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики

(Крошкин В. Б.)

("Прокурор", 2012, N 4)

Текст документа

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

В. Б. КРОШКИН

Крошкин В. Б., начальник управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Генеральная прокуратура Российской Федерации последовательно отстаивает позицию о значительной роли прокуроров вне уголовно-правовой сферы. Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов путем проведения проверок и принятия по их результатам мер прокурорского реагирования, не связанных с уголовным преследованием, позволяет выявить и пресечь нарушения законов и охраняемых прав участников экономической деятельности. При этом органы прокуратуры не подменяют контролирующие органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Управление по надзору за исполнением законодательства является одним из ключевых подразделений Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства. В его состав традиционно входят отделы по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и по надзору за исполнением бюджетного законодательства, которые наряду с устоявшимися направлениями прокурорской деятельности осуществляют надзор за исполнением законов, адаптированный к реалиям сегодняшнего дня. Наиболее актуальными для прокурорского надзора в сфере экономики являются вопросы исполнения законодательства о собственности, в сферах земельных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, банковского, налогового, антимонопольного, бюджетного законодательства.

Достижение ощутимых результатов невозможно без надлежащего межведомственного взаимодействия и координации действий органов прокуратуры и иных уполномоченных государственных органов, достигаемого в том числе путем образования совместных рабочих групп.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации с 2006 г. действует созданная по поручению Президента Российской Федерации Межведомственная рабочая группа по противодействию преступлениям в сфере экономики с участием представителей МВД России, ФСБ России, ФНС России, Росфинмониторинга и Банка России. Приоритетным направлением ее деятельности определены декриминализация банковской сферы и противодействие теневой экономике.

Налажены деловое взаимодействие и оперативный обмен информацией между участниками Межведомственной группы. Совместными действиями пресечена деятельность ряда коммерческих банков и их клиентов, а также нескольких "финансовых площадок", участвовавших в обналичивании и конвертации десятков миллиардов рублей, как на территории Московского региона, так и в ряде других субъектов Российской Федерации.

В 2008 - 2009 гг. Межведомственной группой обеспечивалось необходимое сопровождение принимаемых государством мер по оздоровлению ситуации в экономической сфере в связи с преодолением последствий мирового финансового кризиса. Осуществлялись мероприятия по противодействию хищениям выделенных государственных ресурсов, злоупотреблениям служебным положением государственными и банковскими служащими, фиктивным банкротствам, антимонопольным и налоговым правонарушениям, незаконным операциям на рынке ценных бумаг.

В настоящее время деятельность Межведомственной группы сосредоточена на организации работы по противодействию сомнительным финансовым операциям, совершаемым клиентами кредитных организаций с использованием фирм-однодневок, которые наносят существенный вред экономическим интересам государства и добросовестным участникам финансового рынка. По поступившей в Генеральную прокуратуру Российской Федерации из Банка России в 2010 - 2012 гг. информации о таких фактах возбуждено свыше 40 уголовных дел по фактам хищения денежных средств, их вывода за границу, мошенничества и иных злоупотреблений. Подобные дела возбуждались правоохранительными органами г. Москвы, Республик Северная Осетия - Алания, Дагестан, Пермского, Хабаровского краев, Кемеровской, Ростовской, Свердловской, Челябинской областей и других регионов.

Органами прокуратуры осуществляется надзор за ходом и результатами доследственных проверок и расследования уголовных дел в рассматриваемой сфере, а также проведением оперативно-розыскных мероприятий по обращениям Банка России. Деятельность Межведомственной рабочей группы продолжается.

В целях защиты экономических интересов государства и добросовестных участников рынка обеспечен системный мониторинг государственных и муниципальных закупок, что позволяет оперативно выявлять нарушения законодательства и привлекать виновных к предусмотренной законом ответственности. Приоритетными определены вопросы жилищно-коммунального хозяйства, оборота медицинского оборудования и фармацевтических препаратов, дорожного строительства.

Практика надзора свидетельствует о том, что стабильно высоким остается число нарушений законодательства о размещении заказов при закупке товаров (работ, услуг) без проведения законодательно установленных процедур торгов либо с нарушением их проведения. В этой связи незаконные контракты оспаривались прокурорами в судебном порядке. Кроме того, активно применялись меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности. Так, в Кемеровской области по постановлению прокурора подвергнут административному штрафу глава одной из местных администраций, на основании распоряжения которого заключен контракт на ремонт автодороги на сумму около 50 млн. руб. без проведения конкурсных процедур.

После вмешательства прокуроров ряда регионов устранены недостатки правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере, связанные с изданием незаконных правовых актов. Например, органами прокуратуры Пензенской области только в текущем году опротестовано около 100 таких актов государственных и муниципальных органов власти, касающихся полномочий конкурсных комиссий, осуществления контроля за исполнением заказов, ведения реестра контрактов и др. (все протесты рассмотрены и удовлетворены).

Прокурорами пресекались также нарушения закона при формировании и деятельности комиссий по размещению заказов, информационном обеспечении закупок, исполнении контрактов, приемке результатов работ и др.

Органами прокуратуры Российской Федерации на системной основе осуществляется комплекс мероприятий по противодействию преступности и иным правонарушениям в сфере оборота государственного и муниципального имущества.

Практически во всех субъектах Российской Федерации прокурорами выявлялись правовые акты органов власти и местного самоуправления, не соответствующие федеральному законодательству, либо принимались меры прокурорского реагирования в связи с отсутствием необходимого нормативного регулирования. Распространенный характер имеют нарушения законов при распоряжении государственным и муниципальным имуществом, в том числе его отчуждении и сдаче в аренду (неуполномоченными лицами, без установленных процедур и обязательной оценки и др.), случаи отсутствия государственной регистрации прав на недвижимое имущество и др. Подобные факты имеют место как в отношении зданий, сооружений и иного подобного имущества, так и в отношении земельных участков.

Особую тревогу вызывают уголовно наказуемые действия должностных лиц, призванных по долгу службы обеспечивать имущественные интересы Российской Федерации. В частности, по материалам проведенной прокуратурой Камчатского края проверки возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении руководителя Территориального управления Росимущества в Камчатском крае по факту превышения должностных полномочий. Его распоряжением семь морских судов, конфискованных в доход государства, незаконно переданы на праве хозяйственного ведения в одно из государственных предприятий, а впоследствии они безвозмездно перешли в собственность предпринимателя, зарегистрировавшего их в Республике Сьерра-Леоне. По заявлению прокурора решением арбитражного суда распоряжение названного должностного лица признано недействительным.

Органами прокуратуры контролируется устранение выявленных в ходе проверок нарушений законодательства, в том числе восстановление прав государства на незаконно отчужденное имущество.

Обеспечение законности в сфере исполнения земельного законодательства является одной из актуальных государственных задач, поскольку земля является важнейшим объектом собственности. Во многих субъектах Российской Федерации прокурорами выявлены и пресечены факты превышения полномочий либо бездействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регулирующих земельные правоотношения, нарушения порядка предоставления земельных участков, сроков рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении земли, использования земельных участков без правоустанавливающих документов, а также с нарушением порядка их использования, ненадлежащего исполнения полномочий по государственному и муниципальному земельному контролю.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с органами государственной власти и местного самоуправления реализуется комплекс мер по выявлению и сносу объектов незаконного строительства на территории береговой полосы города-курорта Сочи, осуществляется постоянный мониторинг ситуации, производится оперативный обмен информацией, принимаются адекватные меры реагирования.

В ходе исполнения данного поручения выявлено более тысячи таких объектов, в отношении 706 из них в суды направлены соответствующие исковые заявления. В ходе исполнения поручения Президента Российской Федерации демонтировано 562 строения, из них в добровольном порядке - 489 сборно-разборных конструкций. Прокуроры занимают принципиальную позицию в вопросе привлечения виновных лиц к ответственности за неисполнение решений судов. Так, приговором Адлерского районного суда г. Сочи от 24 апреля 2012 г. за злостное неисполнение решения суда о сносе незаконного строения директор ООО "Формула успеха" Г. В. Данилова осуждена по ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, ей назначен штраф. Снос объекта произведен.

Надзор за законностью деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по защите в судах своих интересов, а также территориальных органов ФССП России - по исполнению вступивших в законную силу решений судов о сносе объектов незаконного строительства на территории береговой полосы города-курорта Сочи осуществляется органами прокуратуры на системной основе и в плановом порядке.

По поручению Президента Российской Федерации Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с МВД России, Следственным комитетом Российской Федерации, Росфинмониторингом и во взаимодействии с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах продолжается активная работа по проверке законности использования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов, направляемых на модернизацию и развитие данной сферы.

Результаты работы свидетельствуют о том, что сфера ЖКХ продолжает оставаться крайне криминализованной, распространены факты хищения средств путем использования фирм-однодневок и составления фиктивных документов, невыполнения инвестиционных и производственных программ, необоснованного возложения на граждан дополнительных расходов по содержанию коммунальной инфраструктуры.

При исполнении данного поручения Президента страны в период с 18 марта 2012 г. по настоящее время прокурорами проверено более 30 тыс. организаций, дана оценка законности использования ими свыше 500 млрд. рублей, более 60% из которых поступили за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Выявлено около 25 тыс. нарушений законодательства, в целях устранения которых внесено свыше 7 тыс. представлений, направлено в суды более 4,5 тыс. заявлений. По материалам прокурорских проверок возбуждено около 650 уголовных дел по фактам хищений, злоупотребления должностными полномочиями, коммерческого подкупа и др., к различным видам ответственности привлечено более 3,5 тыс. лиц.

Целью создания межведомственной рабочей группы по обеспечению законности в сфере ЖКХ является анализ проводимой органами власти работы на рассматриваемом направлении, выработка дополнительных мер по повышению эффективности, обсуждение проблемных вопросов. Вышеуказанные результаты работы также будут предметом рассмотрения на заседании данной межведомственной группы.

Бесспорным является тот факт, что культурное наследие служит духовным, экономическим и социальным капиталом несоизмеримой ценности. Утраты культурных объектов всегда невосполнимы и необратимы. В этой связи органы прокуратуры в рамках предоставленных полномочий не остались в стороне от проблемы обеспечения законности в области охраны памятников истории и культуры.

Во исполнение поручения Президента России прокурорами организованы надзорные мероприятия по выявлению и пресечению фактов нарушения земельного и градостроительного законодательства, а также соблюдению правового режима земель на территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника.

В результате принятых мер достигнуты определенные результаты. Утверждены границы территории Бородинского поля и памятников на нем как объекта культурного наследия федерального значения. Завершена подготовка районной схемы территориального планирования. Созданы правовые условия соблюдения собственниками и пользователями земельных участков, расположенных в границах территории музея-заповедника, режимов ее использования.

Судебными актами Можайского городского суда удовлетворены требования прокурора о признании недействительными постановлений главы сельского поселения Бородинское, на основании которых на территории музея-заповедника неправомерно разрешено дачное строительство, а также о признании возведенных на земельном участке строений самовольными и их сносе.

В связи с вмешательством прокуратуры администрацией Можайского района изданы постановления об утверждении схем расположения 10 земельных участков общей площадью около пятисот гектаров на территории музея-заповедника, не обремененных правами физических и юридических лиц. В отношении данных участков в настоящее время осуществляется государственная регистрация права собственности Российской Федерации.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, границы ряда населенных пунктов, объединенных в сельские поселения Бородинское и Борисовское Можайского муниципального района Московской области, на которых расположены земли музея-заповедника, до настоящего времени не утверждены. В связи с этим главам района 9 июля т. г. объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона.

Устранение выявленных нарушений земельного и градостроительного законодательства на территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, а также результаты проведения доследственной проверки Генеральной прокуратурой поставлены на контроль. Работа в данном направлении продолжается.

С целью недопущения сложившейся вокруг Бородинского музея-заповедника ситуации на территориях иных достопримечательных мест Генеральной прокуратурой с участием прокуроров всех субъектов Российской Федерации в настоящее время организовано проведение проверок исполнения законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия общероссийского значения и их охранных зон. По их итогам будут приняты исчерпывающие меры реагирования.

Предметом внимания прокуроров при осуществлении надзора в сфере экономики являются также иные значимые области (оборонно-промышленный комплекс, налоговые отношения, установление тарифов и содержание электро-, тепло - и газовых сетей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, градостроительная деятельность, рынок ценных бумаг и т. д.). По всем выявленным нарушениям закона приняты исчерпывающие меры реагирования.

Название документа