Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав граждан

(Коптева Л. И.)

("Прокурор", 2012, N 4)

Текст документа

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Л. И. КОПТЕВА

Коптева Л. И., начальник управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина определена в качестве одной из важнейших обязанностей государства.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является одним из ведущих направлений в деятельности прокуратуры и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрен в качестве важнейшей функции органов прокуратуры.

В Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации создано управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан. В его работе особое внимание уделяется надзору за соблюдением федеральными органами исполнительной власти трудовых, жилищных, пенсионных и иных прав и свобод граждан, за законностью издаваемых ими и их должностными лицами правовых актов в этой сфере, контролю за организацией работы прокуратур субъектов Российской Федерации на данном направлении надзорной деятельности.

Многие ущемленные в правах граждане ищут защиту своих прав прежде всего на досудебной стадии, в том числе в органах прокуратуры, поскольку судебные процедуры весьма длительны и связаны со значительными материальными и временными затратами. Прокуратура является едва ли не единственным государственным органом, осуществляющим бесплатную правовую помощь населению. При этом устранение нарушений закона и восстановление нарушенных прав средствами прокурорского реагирования осуществляется эффективно и в короткие сроки.

Органами прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в 2011 г. выявлено свыше 2,8 млн. нарушений закона, на незаконные правовые акты принесено 185 тыс. протестов, должностным лицам внесено более 330 тыс. представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 255 тыс. виновных лиц; направлено в суды 777 тыс. исков и заявлений, подавляющее большинство из которых удовлетворено или прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора. По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено свыше 163 тыс. лиц, объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона 53 тыс. должностных лиц, возбуждено 13,9 тыс. уголовных дел.

Наиболее востребованным остается прокурорский надзор в сфере защиты социальных прав граждан. Он специфичен и многогранен, поскольку охватывает широкий круг вопросов, касающихся их жизнедеятельности. Внимание прокуроров сосредоточено на защите прав и законных интересов инвалидов, пенсионеров, престарелых и других социально незащищенных слоев населения. На постоянной основе прокурорами проводятся проверки исполнения законодательства о соблюдении их жилищных, пенсионных прав, при назначении пособий, предоставлении мер социальной поддержки, оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении, доступности к объектам транспорта и социальной инфраструктуры.

Прокуроры активно используют имеющиеся полномочия по защите прав указанных лиц в судебном порядке, имея в виду, что они по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд, и исходя из того, что обращение в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования, применяемой наряду с такими мерами прокурорского воздействия, как протест, представление, предостережение, и позволяющей существенно повысить их результативность, добиться реального восстановления нарушенных прав.

Мерами прокурорского реагирования пресечены многочисленные нарушения действующего законодательства со стороны органов местного самоуправления и их должностных лиц при решении вопросов о постановке на жилищный учет участников Великой Отечественной войны и членов их семей. Постоянный надзор за реализацией органами государственной власти регионов и органами местного самоуправления положений Федерального закона "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" позволил обеспечить жильем значительное число ветеранов.

Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением трудовых прав граждан. Генеральной прокуратурой Российской Федерации и прокурорами субъектов Федерации организован мониторинг складывающейся ситуации, в том числе с соблюдением прав на своевременное и в полном объеме вознаграждение за труд, охрану труда, защиту от безработицы. Материалы прокурорских проверок свидетельствуют об их многочисленных нарушениях со стороны как работодателей, так и должностных лиц разного уровня.

Только в первом полугодии 2012 г. выявлено свыше 682 тыс. нарушений трудового законодательства, опротестовано 30,7 тыс. незаконных правовых актов; в целях устранения нарушений закона внесено более 42 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 33,8 тыс. человек; по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 25,4 тыс. правонарушителей, в том числе 363 должностных лица дисквалифицированы; объявлено около 6 тыс. предостережений о недопустимости нарушений закона. В интересах работников в суды направлено около 311 тыс. исков и заявлений на сумму более 4,6 млрд. руб. По материалам прокурорских проверок органами следствия возбуждено 434 уголовных дела.

Под особым контролем прокуроров в 2011 г., в первом полугодии 2012 г. находилась ситуация с соблюдением избирательных прав граждан.

Во многом стабильное состояние законности в период федеральных избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации было обеспечено надлежащей работой органов прокуратуры, организованной в соответствии с указанием Генерального прокурора Российской Федерации "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации".

Для своевременного выявления, пресечения, предупреждения и устранения нарушений в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и во всех прокуратурах субъектов Федерации были созданы рабочие группы, налажен систематический обмен информацией о состоянии законности с правоохранительными и контролирующими органами, избирательными комиссиями, организованы дежурства и прием граждан в выходные дни на период избирательных кампаний и непосредственно в дни выборов, обеспечен постоянный мониторинг общественно-политической ситуации. В результате принятых мер удалось своевременно пресечь и устранить нарушения активного избирательного права.

Актуальным и важным остается соблюдение конституционного права граждан собираться мирно, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования с целью свободного выражения и формирования мнений, выдвижения требований по различным вопросам жизни страны. Обеспечению законности при проведении публичных мероприятий прокурорами уделяется значительное внимание.

Закрепленное в ст. 33 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления является важнейшим средством осуществления и защиты их прав, свобод и законных интересов, одной из форм участия граждан в управлении делами государства и местного самоуправления, инструментом взаимодействия личности и публичной власти.

В связи с этим Генеральной прокуратурой Российской Федерации анализируется практика применения ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, который установлен Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

За истекший с момента введения этой нормы период (с 25.07.2011) органами прокуратуры возбуждено свыше 5 тыс. административных дел указанной категории, по которым почти 3,4 тыс. должностных лиц привлечено мировыми судьями к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму более 16,5 млн. рублей.

Наибольшее число дел возбуждено в отношении должностных лиц органов местного самоуправления - 4002; в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений в федеральных округах, субъектах Российской Федерации, городах и районах - почти 500, органов власти субъектов Российской Федерации - чуть менее 200.

В большинстве случаев поводом для возбуждения дел об административном правонарушении послужило игнорирование должностными лицами требования Закона о рассмотрении обращений в 30-дневный срок. Такие факты выявлены практически во всех регионах. В некоторых случаях должностными лицами ответы на обращения граждан не давались при отсутствии оснований для оставления обращений без рассмотрения, чем грубо нарушалось конституционное право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Нередко должностными лицами не обеспечивается всестороннее рассмотрение доводов граждан, отсутствует контроль за порядком рассмотрения их обращений, что свидетельствует об уклонении отдельных должностных лиц от выполнения возложенных на них полномочий.

Надзор за соблюдением прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления остается одним из приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры.

Название документа