Тактические особенности производства допроса на предварительном следствии малолетних с психическими аномалиями
(Дощицын А. Н.) ("Адвокатская практика", 2012, N 5) Текст документаТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ДОПРОСА НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СЛЕДСТВИИ МАЛОЛЕТНИХ С ПСИХИЧЕСКИМИ АНОМАЛИЯМИ <*>
А. Н. ДОЩИЦЫН
Дощицын Андрей Николаевич, старший научный сотрудник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В статье рассматриваются вопросы о тактических особенностях допроса малолетних с психическими аномалиями. Автор анализирует понятие "психические аномалии", приводит в качестве примера ряд дефектов психики, характерных для детей и не исключающих возможность производства с ними следственных действий, рассматривает особенности тактики допроса малолетних потерпевших и свидетелей.
Ключевые слова: малолетний с психическими аномалиями, допрос, тактика, специалист в области детской (подростковой) психологии и психиатрии, олигофрения, психопатия, невроз.
The article examines issues of tactical features of interrogation of minors with mental abnormalities in preliminary investigation. The author analyses the concept of "mental abnormality", gives examples of mental defects specific for children that doesn't exclude the possibility of investigative actions with them, considers features of interrogative tactics of young victims and witnesses.
Key words: minor with mental abnormality, interrogation, tactics, specialist in pediatric (adolescent) psychology and psychiatry, mental retardation, psychosis, neurosis.
Защита прав и законных интересов малолетних <1> является одним из важнейших направлений государственной политики России. В сфере уголовного судопроизводства обеспечение этой задачи приобретает особую роль, что обусловлено воздействием на психику ребенка ряда негативных факторов, связанных со стрессовой для него ситуацией, возникающей при производстве следственных действий. Среди малолетних участников досудебного производства встречаются и дети с психическими аномалиями. -------------------------------- <1> В уголовно-процессуальном законодательстве России термин "малолетний" не употребляется, однако анализ правовых норм других отраслей права (уголовного, гражданского, административного) позволяет сделать вывод о том, что малолетний - это лицо, не достигшее возраста 14 лет. Как эквивалентные понятию "малолетний" в настоящей статье используются определения "ребенок", "дети".
В юридической литературе нет единого понятия "психическая аномалия". Так, применительно к лицам, совершившим общественно опасное деяние, Р. С. Белкин определяет психическую аномалию как временное расстройство душевной деятельности, слабоумие или иное болезненное состояние, хроническую душевную болезнь в фазе стойкой ремиссии, но не исключающую способности субъекта отдавать отчет в своих действиях и руководить ими <2>. Г. И. Гатауллина считает, что психические аномалии - это относительно неглубокие психические нарушения, переходные состояния между психическим здоровьем и выраженным психическим расстройством, не лишающие, с одной стороны, субъекта способности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, но, с другой стороны, ограничивающие возможность адекватной организации своего поведения, самоконтроля, руководства поступками, затрудняющие способность понимать характер, значение и последствия деяния <3>. В. С. Чевгуз сформулировал понятие "аномалия психики" как врожденные или приобретенные психические изменения легкой степени выраженности в рамках олигофрении, психопатий, ранних органических поражений головного мозга или иных психопатологических состояний лица, не нарушающие способности отдавать себе отчет в своих действиях и не исключающие вменяемости, но снижающие способность руководить своими действиями, влияющие на психический облик, мотивацию поступков и социально значимое поведение <4>. Ю. М. Антонян и С. В. Бородин под аномалией предлагают понимать все расстройства психической деятельности, не достигшие психотического уровня и не исключающие вменяемости, однако влекущие личностные изменения, которые могут привести к отклоняющемуся поведению <5>. -------------------------------- <2> Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. 2-е изд., доп. М.: Мегатрон XXI, 2000. С. 176 - 177. <3> Гатауллина Г. И. Криминалистические особенности расследования общеуголовных корыстных преступлений, совершенных несовершеннолетними с психическими аномалиями: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 11. <4> Чевгуз В. С. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних с аномалиями психики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1988. С. 12. <5> Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. М., 1987. С. 9.
Несмотря на различие мнений относительно понятия "психическая аномалия", общее состоит в том, что в него не включаются тяжелые болезненные состояния, не позволяющие привлечь субъекта в уголовный процесс. Иными словами, не исключена возможность допроса ребенка, у которого имеются психические аномалии. Рассмотрим некоторые из них, симптомы которых учитываются при выборе следователем тактических приемов допроса малолетнего лица. 1. Психопатия. Это форма патологии психического развития личности, которая является генетически обусловленной аномалией, т. е. вызываемой не внешними факторами, а некоторыми еще не достаточно изученными особенностями строения головного мозга и его функционирования. Психопатическому поведению чаще всего подвержены так называемые "трудные" подростки. К характерным чертам ребенка-психопата возбудимого круга можно отнести патологический эгоцентризм, отсутствие угрызений совести, лживость <6>. Как правило, поведение таких детей носит агрессивный характер, они вспыльчивы, легко раздражительны, им не присуще чувство вины, раскаяние и сопереживание. Как отмечают Ю. М. Антонян и В. В. Гульдан, многие из них обидчивы, жестоки, угрюмы, склонны к накоплению отрицательных переживаний, злопамятны <7>. -------------------------------- <6> Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. М., 2011. С. 350. <7> Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991. С. 60.
Детям-психопатам истерического круга присущи эгоцентризм, театральность, демонстративность, лживость, склонность к фантазированию, внушаемость. Имеются случаи проявления у малолетних и психопатических признаков тормозимого круга. Так, например, астенические психопаты отличаются общей "нервной слабостью", повышенной утомляемостью, робостью, чрезмерной чувствительностью, застенчивостью. Основной признак шизоидной психопатии - аутизм, проявляющийся в отгороженности, замкнутости, погруженности ребенка в себя <8>. -------------------------------- <8> Там же. С. 61 - 62.
2. Невроз. Представляет собой психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения значимых для личности отношений, длительно действующих, травмирующих психику обстоятельств и соответствующих переживаний <9>. Основной причиной неврозов у детей является психическая травма, в т. ч. в результате перенесенного от преступления стресса. Возникновение данной аномалии обусловлено более или менее длительной переработкой ребенком сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. -------------------------------- <9> Свенцицкий А. Л. Указ. соч. С. 262.
Можно выделить следующие виды неврозов, присущих малолетним: - невроз страха - приступообразное, часто немотивированное возникновение различных страхов (посещения школы, наказания, общения с незнакомыми людьми и т. д.); - навязчивые состояния - психические расстройства, связанные с возникновением непроизвольных мыслей, суждений, идей, представлений; - депрессивный невроз (в основном наблюдается в подростковом возрасте) - психическое состояние, проявляющееся в подавленном настроении ребенка, грустном выражении лица, бедной мимике, тихой речи, заторможенных движениях, плаксивости, снижении активности; - истерический невроз - эмоциональная нестабильность, выраженная в неадекватных действиях ребенка: умышленном падении с криком, плачем, ударами о землю, в связи с недовольством, обидой и т. д. (как правило, возникает у детей дошкольного возраста); - астенический невроз - хроническое истощение из-за перегрузок и напряжения и проявляющееся в повышенной раздражительности, несдержанности и в то же время быстрой смене настроения и утомляемости. Олигофрения в стадии дебильности. Олигофрения представляет собой большую группу расстройств, объединяемых недоразвитием психической деятельности и приводящих к слабоумию. По степени умственного недоразвития олигофрении делятся на дебильность, имбецильность и идиотию <10>. Дебильность - легкая степень олигофрении, отличающаяся характерными чертами интеллектуальной недостаточности в виде рутинности мышления, отсутствия способности к абстрактному мышлению <11>. -------------------------------- <10> Александровский Ю. А. Краткий психиатрический словарь. М., 2008. С. 53. <11> Жариков Н. М., Морозов Г. В., Хритинин Д. Ф. Судебная психиатрия: Учеб. для вузов. М.: Норма, 2008. С. 363.
Для детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности, характерно то, что их мышление характеризуется конкретностью, выражающейся в том, что они устанавливают связи между явлениями действительности по формальным признакам. Ими усваиваются и используются понятия, имеющие конкретно-предметное значение. Такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, для них труднодоступны <12>. При этом в экспертной деятельности могут возникать значительные трудности при разграничении олигофрении и органического психического (психофизиологического) инфантилизма, особенно осложненного педагогической запущенностью <13>. -------------------------------- <12> Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Указ. соч. С. 70 - 71. <13> Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.: Юридическая литература, 1988. С. 208; Фрейеров О. Е. Легкие степени олигофрении (дебильность). М.: Медицина, 1964. С. 179.
Кроме того, в следственной практике нередко приходится иметь дело с малолетними, страдающими наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом. Как правило, это так называемые "трудные подростки", дети из неблагополучных семей или сироты, а также занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством и т. д. Важнейшими следственными действиями, от результатов которых во многом зависит успех расследования, являются допросы потерпевших и свидетелей. Под допросом понимается процесс получения от допрашиваемого лица устных сведений, имеющих значение по уголовному делу, с занесением его показаний в протокол. Возможно, что потерпевшим или очевидцем преступления является ребенок с психическими аномалиями. Не исключено, что малолетний с дефектами психики сам совершает общественно опасное деяние. К сожалению, в российском законодательстве не предусмотрена возможность привлечения такого субъекта к уголовной ответственности. Лица, не достигшие четырнадцатилетия, могут участвовать в процессе только в качестве свидетелей и потерпевших и допрашиваются соответственно их правовому статусу. Поскольку допрос является специфической формой межличностных отношений, большое значение имеет правильный выбор тактики его производства, под которой понимают систему теоретических положений и практических рекомендаций по определению оптимальной линии лиц, осуществляющих расследование с учетом их отношений и взаимодействия с другими участниками расследования на основе норм и принципов уголовного процесса <14>. -------------------------------- <14> Криминалистика / Под ред. Н. П. Яблокова, В. Я. Колдина. М.: Издательство МГУ, 1990. С. 225.
Допрос малолетнего (тем более с дефектами психики) имеет свои особенности, нежели с участием взрослых. Как отмечает О. Ю. Скичко, до его производства должна быть получена основная информация о личности ребенка <15>, в т. ч. о наличии тех или иных психических заболеваний. Работа с детьми с психическими отклонениями требует наличия багажа специальных знаний в области детской психологии и психиатрии. Было бы неверным утверждать, что следователи совсем не обладают таковыми знаниями. Но, несмотря на возможный богатый практический и житейский опыт, они все же не являются профессионалами в этих областях. Как утверждает В. Н. Махов, это вынуждает следователей обращаться за содействием к сведущим лицам - специалистам <16>. Специалист - это лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, в т. ч. для постановки вопросов эксперту, а также разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию (ч. 1 ст. 58 Уголовно-процессуального кодекса РФ). На наш взгляд, для решения вопроса о возможности производства следственных действий с ребенком, имеющим психические отклонения, необходимо тщательно изучить его личность. С этой целью для оказания консультационной помощи следователю тактически целесообразно привлечь специалиста в области детской (подростковой) психологии или психиатрии, который может изучить соответствующие медицинские документы и справки, а также предварительно побеседовать с ребенком. Естественно, что в случае установления тяжелых психических заболеваний, указывающих на невменяемость, ребенок не допрашивается. В необходимых случаях в отношении него назначается судебно-психиатрическая экспертиза (например, для установления беспомощного состояния) <17>. Если устанавливаются психические аномалии, не исключающие вменяемость, в отношении ребенка, являющегося потерпевшим, целесообразно назначить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в порядке, установленном п. 4 ст. 196 Уголовно-процессуального кодекса РФ <18>, в целях более детального исследования его психических возможностей давать показания <19>. -------------------------------- <15> Скичко О. Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии. М.: Юрлитинформ, 2006. С. 105. <16> Махов В. Н. Участие специалистов в следственных действиях. М., 1975. С. 9. <17 Подробнее об этом см.: Щерба С. П., Зайцев О. А., Сарсенбаев Т. Е. Охрана прав беспомощных потерпевших по уголовным делам. М.: Юрлитинформ, 2001. С. 61 - 63, 84 - 87, 106 - 109. <18> Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает возможность принудительного производства судебной экспертизы в отношении свидетеля, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 179 УПК РФ. <19> На наш взгляд, наличие у малолетнего психических аномалий должно с неизбежностью приводить к появлению у следователя сомнений относительно возможности ребенка давать показания, что, в свою очередь, является основанием для обязательного назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
При положительном заключении эксперта о возможности производства следственных действий с малолетним потерпевшим с психическими аномалиями или аналогичном заключении специалиста относительно ребенка, имеющего статус свидетеля, следователь принимает решение о допросе. Непосредственная подготовка к допросу ребенка с психическими аномалиями предполагает: выбор способа вызова и места допроса, разрешение вопроса о привлечении участников (педагога, законных представителей, специалистов), определение конкретных тактических приемов получения показаний. При подготовке к допросу для оказания консультационной помощи также целесообразно привлечь специалиста. Согласно ч. 4 ст. 188 Уголовно-процессуального кодекса РФ лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его учебы. При этом иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызвано обстоятельствами уголовного дела. Таким обстоятельством является нежелательное влияние на малолетнего его родителей с целью воспрепятствовать установлению истины по делу <20>. Однако, с нашей точки зрения, сам термин "вызов на допрос" не совсем приемлем для малолетних с психическими аномалиями. Таких детей лучше допрашивать в привычном для них месте - дома, в школе, детском учреждении, с тем чтобы официальная обстановка следственного кабинета не действовала на них угнетающе. -------------------------------- <20> Щерба С. П., Зайцев О. А., Сарсенбаев Т. Е. Указ. соч. С. 93.
Следователь должен решить вопрос об участии в допросе ребенка педагога и законных представителей (ч. 1 ст. 191 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Законодателем не определены условия привлечения педагога к допросу. Представляется верным, что таким критерием следует считать учет возможной психологической реакции малолетнего на его присутствие <21>. С тактической точки зрения, диктуемой конкретной следственной ситуацией, роль педагога может выполнить специалист, ранее оказывающий следователю консультационную помощь (если он, кроме соответствующего медицинского, имеет педагогическое, психолого-педагогическое образование, например олигофренопедагог). Не исключена возможность участия в допросе наряду с педагогом и специалиста-психолога (психиатра). -------------------------------- <21> Гуковская Н. И., Долгова А. И., Миньковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 1974. С. 105.
При решении вопроса об участии в следственных действиях законных представителей целесообразно учитывать отношения между ребенком и родителями, а также ту или иную заинтересованность последних в исходе дела. Тактика допроса малолетних с психическими аномалиями имеет особенности. 1. Учитывая быструю утомляемость малолетнего с дефектами психики, его неспособность сосредоточиться в течение долгого времени на одном и том же объекте, следователю необходимо устраивать специальные перерывы, во время которых с детьми можно побеседовать на посторонние темы, представляющие для них интерес <22>. -------------------------------- <22> Карнеева Л. М. Особенности тактики допроса несовершеннолетних. Волгоград, 1978. С. 23 - 24.
2. При допросе малолетних (в особенности детей, страдающих олигофренией) целесообразно задавать простые и доступные для их восприятия вопросы, ответы на которые сводятся к утверждению или отрицанию ("да" или "нет"). Наводящие вопросы не допускаются. 3. Беседу с малолетними с психическими аномалиями необходимо вести в спокойном, дружелюбном тоне, проявляя терпеливость. Нервозность следователя может привести к тому, что ребенок начнет волноваться и давать недостоверные показания. 4. Немаловажным является, с нашей точки зрения, изучение особенностей внешнеповеденческих признаков и поведения потерпевших, свидетелей с дефектами психики, что поможет следователю определить правдивость и лживость их показаний <23>. -------------------------------- <23> Антипова С. А. Особенности тактики допроса лиц с дефектами психики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.
5. При фиксации хода и результатов допроса необходимо записывать вопросы и ответы в их точном соответствии. Если это не отражается на результатах следственного действия, тактически целесообразно использовать технические средства (звуко - или видео-запись). В заключение хотелось бы отметить, что допрос малолетнего с психическими аномалиями - сложное следственное действие, результативность которого зависит от профессионализма следователя, его умения организовать работу по взаимодействию со специалистами в области детской (подростковой) психологии и психиатрии при выборе тактики допроса.
Название документа