Деятельность Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области, направленная на сокращение количества неисполненных запросов об оказании международной правовой помощи, а также сроков их исполнения

(Жаркова Н. С.) ("Международное публичное и частное право", 2012, N 4) Текст документа

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА НЕИСПОЛНЕННЫХ ЗАПРОСОВ ОБ ОКАЗАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ, А ТАКЖЕ СРОКОВ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ <*>

Н. С. ЖАРКОВА

Жаркова Надежда Сергеевна, начальник отдела международной правовой помощи Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области.

Автор статьи считает, что деятельность, направленная на сокращение сроков исполнения запросов об оказании международной правовой помощи, является приоритетной, на примере Ростовской области проведен анализ данных по срокам исполнения подобных запросов.

Ключевые слова: международная правовая помощь, исполнение поручения.

The author of the article believes that activities aimed at reduction of periods of execution of requests for rendering of international legal assistance is a priority, at the example of the Rostov region the author analyzes the data by the periods of execution of the said requests.

Key words: international legal assistance, execution of commission.

В условиях значительного расширения интернациональных связей российских граждан и организаций особое значение приобретает деятельность по обеспечению выполнения обязательств и реализации прав, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, а также ее совершенствование. В ходе реализации возложенных полномочий в сфере международной правовой помощи Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее - Главное управление) осуществляет активное и плодотворное взаимодействие с управлениями Минюста России по субъектам Российской Федерации, органами ЗАГС, судебными органами, территориальными органами Федеральной службы судебных приставов, нотариусами и другими органами. Количество обрабатываемых запросов в международной сфере ежегодно увеличивается, что бесспорно свидетельствует о востребованности правовой помощи, оказываемой Главным управлением, со стороны граждан, судебных органов, органов ЗАГС, нотариусов, а также других организаций. При осуществлении функций по оказанию международной правовой помощи в 2011 г. в Главное управление поступило 10893 документа. Из общего количества документов в сфере оказания международной правовой помощи в 2011 г. 3596 документов поступили в Главное управление из компетентных органов иностранных государств и 7297 документов - из компетентных органов Российской Федерации. По состоянию на 12 мая 2012 г. в Главное управление поступило 3419 документов, из них 2208 - из компетентных органов Российской Федерации и 1211 - из компетентных органов иностранных государств. В целях сокращения сроков исполнения поручений об оказании международной правовой помощи, а также недопущения ситуаций, при которых запросы остаются без ответа, Главным управлением осуществляется целый комплекс мер по контролю за сроками исполнения российскими и иностранными компетентными органами запросов об оказании международной правовой помощи. Так, в соответствии с требованиями Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденных Приказом Минюста России от 24 декабря 2007 г. N 249, Главным управлением ежемесячно проводится анализ порядка и сроков исполнения запросов, поступивших из центрального аппарата Минюста России, по результатам которого в компетентные органы Российской Федерации направляются напоминания о необходимости предоставления информации по материалам, находящимся на исполнении сроком более двух месяцев. По итогам проведенного в конце апреля текущего года анализа следует отметить, что в Главном управлении на контроле находилось 90 поручений, поступивших из центрального аппарата Минюста России (8 поручений, поступивших в 2011 г., и 82 поручения, поступившие в 2012 г.). В отношении 19 поручений иностранных органов в Главное управление поступили ответы из компетентных органов об исполнении, которые на момент подготовки анализа находились на рассмотрении в отделе международной правовой помощи. При этом 27 поручений находилось на контроле сроком более двух месяцев, и по ним отсутствовала информация об их исполнении. В отношении двух поручений Главным управлением были возвращены материалы, составленные в связи с их исполнением, для надлежащего оформления в соответствии с требованиями международных договоров. Кроме того, по состоянию на 28 апреля 2012 г. в Главном управлении находилось на контроле 42 поручения сроком менее двух месяцев. В результате указанного анализа в компетентные органы направляются напоминания об ускорении исполнения запросов. Следующим мероприятием, позволяющим отследить неисполненные либо длительно находящиеся на исполнении поручения, является проведение ежеквартального анализа с последующим направлением запросов-напоминаний в адрес российских и иностранных компетентных органов. Так, в 2011 г. Главным управлением ежеквартально осуществлялся анализ неисполненных поручений об оказании международной правовой помощи. По результатам проведенного исследования в марте, июне, сентябре и декабре прошлого года были подготовлены и направлены запросы об исполнении поручений об оказании международной правовой помощи в адрес компетентных органов Российской Федерации и иностранных государств по материалам, находящимся на исполнении сроком более трех месяцев. В частности, 31 марта 2011 г. было направлено 54 напоминания о необходимости предоставления информации по направленным ранее 270 запросам о правовой помощи, 30 июня 2011 г. - 48 напоминаний по 238 запросам, 30 сентября 2011 г. - 59 напоминаний по 200 запросам, 30 декабря 2011 г. - 42 напоминания по 211 запросам. Напоминания, направленные в конце года, позволили существенно сократить количество неисполненных поручений об оказании правовой помощи. В результате данной работы было исполнено 60 запросов, что составляет около 30% от общего количества подготовленных напоминаний, в отношении 14 - поступила информация, связанная с их рассмотрением. В 2012 г. Главным управлением продолжена активная работа в обозначенном направлении, в результате которой 30 марта 2012 г. было направлено 54 запроса-напоминания по 218 поручениям о необходимости принятия мер, направленных на их скорейшее исполнение и предоставление соответствующей информации. Однако, как показывает практика, такого мероприятия, как направление напоминаний, недостаточно для достижения полноценных результатов, в связи с чем отделом международной правовой помощи в первом квартале 2012 г. начал внепланово проводиться анализ реагирования российских и иностранных компетентных органов на полученные письма Главного управления. Указанный анализ целесообразно проводить не ранее чем спустя месяц-полтора после их отправки. Он позволяет получить полную картину, отражающую соотношение количества направленных напоминаний и полученных ответов об исполнении поручения либо о стадии его рассмотрения или движения. Помимо этого, при сравнении данных анализов выявляются те компетентные органы и государства, которые уже не в первый раз игнорируют запросы Главного управления. Так, исследование, проведенное по результатам направленных 30 марта 2012 г. напоминаний о необходимости предоставления информации по поручениям об оказании международной правовой помощи, показало, что в адрес иностранных государств были направлены запросы в отношении 172 производств. Из них: - в Украину - по 33 поручениям, 5 из которых были исполнены, в отношении 1 - поступила информация, связанная с его рассмотрением; - в Беларусь - по 3 просьбам об оказании правовой помощи, 2 - исполнены; - в Кыргызскую Республику - в отношении 25 производств, в результате чего никакой реакции не последовало; - в Таджикистан - по 39 запросам, 1 - исполнено; - в Казахстан - в отношении 40 производств, 4 - исполнено; - в Армению - по 13 поручениям, 5 - исполнено; - в Грузию - в отношении 19 производств, в результате чего ответов не поступило. Отсутствие информации может быть связано с небольшим промежутком времени, прошедшим с момента направления данных напоминаний. При этом сравнение анализов реагирования на письма Главного управления, направленные в конце 2011 г. и 30 марта 2012 г., позволило выявить, что, например, со стороны Кыргызской Республики ответной реакции не последовало не только в этот раз, но и в предыдущий. Возможным решением данной проблемы может послужить направление аналогичной информации не в адрес управлений юстиции, как это обычно происходит, а в адрес Министерства юстиции Кыргызской Республики с указанием на неисполнение просьб и игнорирование напоминаний. Также по результатам проведенного анализа было установлено, что в российские компетентные органы были направлены запросы в отношении 46 производств, информация об исполнении которых отсутствовала. Так, в адрес компетентных органов Краснодарского края направлены напоминания по 20 поручениям, находившимся на контроле Главного управления, в результате 9 - были исполнены, в отношении 5 - поступила информация о ходе рассмотрения. Запросы-напоминания, адресованные компетентным органам Волгоградской области, остались без ответа. В адрес компетентных органов Ростовской области были направлены запросы в отношении 20 производств, в результате 10 - исполнено, в отношении 2 - поступила информация, связанная с их рассмотрением. Без ответной реакции остались напоминания Главного управления по трем поручениям, адресованные отделам ЗАГС Северо-Кавказского федерального округа, в том числе Чеченской Республики, Республики Дагестан и Кабардино-Балкарской Республики. Указанные запросы были направлены еще до момента разделения Южного федерального округа, т. е. в 2009 - 2010 гг. В связи с изложенным Главным управлением запланирована выборка аналогичных неисполненных поручений, после чего соответствующая информация будет направлена в адрес Главного управления Минюста России по Ставропольскому краю с целью принятия необходимых мер. Помимо направления напоминаний в адрес исполнителей поручений, Главным управлением проводится подобная работа в отношении инициаторов запросов. Так, в марте и июне 2011 г. проведен учет производств по оказанию международной правовой помощи, находящихся на контроле в Главном управлении, по запросам органов ЗАГС за 2007 и 2008 гг. соответственно с целью проверки их исполнения (аналогичный учет материалов по вопросам оказания международной правовой помощи был проведен в 2010 г. по запросам, поступившим в 2005 и 2006 гг.). По результатам проверки в органы ЗАГС были направлены запросы с просьбой предоставить информацию о поступлении документов, подтверждающих исполнение поручений, непосредственно из компетентных органов иностранных государств, минуя Главное управление. Проведенные мероприятия позволили сократить количество и сроки неисполненных запросов. Ряд запросов органов ЗАГС о правовой помощи был снят с контроля Главного управления в связи с поступившими сообщениями об отсутствии необходимости в их исполнении по причине смерти заявителей, поступления ответов на запросы в нарушение установленного международными договорами порядка сношений непосредственно заявителям (т. е. минуя Главное управление) и др. В результате принятых мер количество производств, находящихся на контроле Главного управления в 2005 - 2008 гг., было существенно сокращено. Также Главным управлением запланировано направление аналогичных запросов не только в адрес отделов ЗАГС, но и иных российских органов в связи с длительным нахождением их поручений на контроле. Отсутствие заинтересованности и обеспокоенности от них, особенно по запросам 2005 - 2010 гг., свидетельствует об утрате необходимости получения истребуемой информации. Кроме направления напоминаний в адрес компетентных органов, сношения с которыми происходят напрямую, Главным управлением также проводится работа по подготовке аналогичных писем в адрес Минюста России в случае, если поручения направлялись через центральный аппарат. Необходимость проведения данного мероприятия содержится в решении Координационного совета при Главном управлении от 3 ноября 2011 г., на заседании которого был рассмотрен вопрос "О реализации территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации и подведомственными службами, действующими на территории Южного федерального округа, полномочий по оказанию международной правовой помощи в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров, имеющихся проблемах и мерах по их разрешению". Во исполнение данного решения Главным управлением проведена масштабная работа по подготовке и направлению в адрес Минюста России запросов-напоминаний о необходимости предоставления компетентными органами иностранных государств информации по направленным ранее запросам об оказании международной правовой помощи, находящимся на исполнении сроком более шести месяцев. В частности, Главным управлением в декабре 2011 г. подготовлены и направлены в адрес Минюста России запросы в отношении 122 производств, 30 марта 2012 г. - 33 производств и 13 апреля 2012 г. - 8 производств с просьбой оказать содействие в принятии возможных мер, направленных на исполнение запросов, находящихся на контроле в Главном управлении. Впоследствии Минюст России обратился к компетентным органам иностранных государств, которым были направлены данные поручения, за оказанием содействия в ускорении исполнения запросов. Помимо масштабной работы по направлению напоминаний, Главным управлением в своей повседневной деятельности также используется весь спектр мер по недопущению оставления запросов без исполнения. Изложенное свидетельствует о том, что деятельность Главного управления, направленная на сокращение количества неисполненных запросов об оказании международной правовой помощи, а также сроков их исполнения, является приоритетной, носит систематический характер и, несмотря на осложняющий ее межгосударственный и многоступенчатый элемент, способствует поэтапному разрешению существующих проблем и совершенствованию процесса выполнения международных обязательств в целом.

Название документа