Правовой режим имущества автономных учреждений

(Григорьева Н. С.)

("Юрист", 2008, N 8)

Текст документа

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Н. С. ГРИГОРЬЕВА

Григорьева Н. С., соискатель кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон) предусматривает создание нового типа государственного (муниципального) учреждения - автономного учреждения, образуемого исключительно с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в лице соответствующих органов. В связи с введением в гражданский оборот новой разновидности учреждений действующее законодательство приведено в более стройное состояние - учреждения легально разделены на частные и государственные (муниципальные) учреждения, которые, в свою очередь, теперь подразделяются на бюджетные и автономные. Своим названием автономные учреждения обязаны установленной законом самостоятельности их по своим обязательствам, поскольку собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Автономное учреждение наделяется всеми признаками юридического лица, а именно от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать счета в кредитных организациях. Автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Автономное учреждение представляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.

Пожалуй, самое главное то, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (п. 4 ст. 2 Закона). Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения, а автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения являются соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Имущество автономного учреждения, находящееся у него на праве оперативного управления, не имеет общего правового режима. Специальных же режимов два, в зависимости от того, к какой категории оно относится.

Первый режим - это недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением учредителем или приобретенное им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества (его также можно именовать целевым). Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

В развитие положений ч. 3 ст. 3 Закона о режиме особо ценного движимого имущества Правительством Российской Федерации принято Постановление от 31 мая 2007 г. N 337 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения" (далее - Постановление).

Отнесение имущества, переданного учредителем федеральному автономному учреждению, к особо ценному движимому имуществу определяется совместным решением соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, и федерального органа исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом (п. 1 Постановления).

Согласно п. 2 Постановления в состав особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений подлежит включению в обязательном порядке:

1) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. рублей;

2) иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 50 тыс. рублей, без которого осуществление федеральным автономным учреждением своей основной деятельности будет существенно затруднено;

3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда Российской Федерации.

Следует отметить, что перечисленные виды имущества не имеют единого критерия классификации, согласно которому они отнесены к особо ценному движимому имуществу, поскольку первое причислено к таковому по количественному (стоимостному) признаку (более 50 тыс. рублей), третье - по порядку отчуждения (нормативному); второе вообще носит оценочный характер, поскольку существенность в каждом конкретном случае своя.

К особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности федерального автономного учреждения, а также имущество, приобретенное федеральным автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.

Обращаясь к вопросу порядка определения имущества особо ценным, следует указать, что согласно п. 3 Постановления федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, принимают решение об отнесении имущества федеральных автономных учреждений к категории особо ценного движимого имущества (исключение - имущество из категории особо ценного движимого имущества) на основании видов особо ценного движимого имущества, определенных в соответствии с п. п. 1, 2 Постановления, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом.

Пунктом 4 рассмотренного Постановления установлено, что порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления с учетом требований рассматриваемого в данной работе Постановления в части определения видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений.

Следует отметить, что недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежат обособленному учету в установленном порядке, что определяет его особый правовой режим.

Второй режим - это остальное имущество, в том числе недвижимое имущество, которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, кроме внесения входящих в него денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передачи этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника, что возможно для автономного учреждения только с согласия своего учредителя (ч. 6 ст. 3 Закона).

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом, причем собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (ч. 8, 9 ст. 2 Закона), что также определяет особый его правовой режим.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации.

------------------------------------------------------------------

Название документа