Бесплатная юридическая помощь военнослужащим
(Бакович М. Н.) ("Право в Вооруженных Силах", 2012, N 5) Текст документаБЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ
М. Н. БАКОВИЧ
Бакович М. Н., кандидат юридических наук, доцент.
В статье дан научно-практический комментарий Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", которым систематизированы случаи, условия и порядок оказания юридической помощи различным категориям граждан на безвозмездной основе.
Ключевые слова: военнослужащий, бесплатная юридическая помощь, случаи, основания, условия.
Free legal assistance to military personnel M. N. Bakovich
Given the scientific and practical commentary to the Federal law "On legal aid to the Russian Federation" dated November 21, 2011 N 324-FZ, which systematized cases, conditions and procedures for providing legal assistance to various categories of citizens at no charge.
Key words: military, free legal aid cases, base conditions.
15 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Закон), который систематизировал случаи, условия и порядок оказания юридической помощи различным категориям граждан на безвозмездной основе. Установлены организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем оказания бесплатной юридической помощи, ее основные принципы, среди которых можно выделить социальную ориентированность, доступность (в установленных законодательством случаях), установление требований к профессиональной квалификации лиц, которые оказывают юридическую помощь, и равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи. Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде правового консультирования, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, в организациях. Кроме того, бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах. Законом установлено, что осуществлять данный вид деятельности могут физические и юридические лица, являющиеся участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, а также иные лица, которые имеют такое право в соответствии с другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. При этом наличие высшего юридического образования является обязательным условием участия в системе оказания бесплатной юридической помощи, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, а при представлении интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах и организациях к ним могут быть установлены дополнительные квалификационные требования. Надзор за исполнением законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью осуществляют органы прокуратуры, кроме того, органы прокуратуры в соответствующих случаях вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с Законом, иными нормативными правовыми актами России, возлагается на органы государственной власти Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения и осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи за счет средств иных субъектов, осуществляется соответствующими субъектами самостоятельно. Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных Законом, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Финансирование расходов органов местного самоуправления, связанных с созданием и деятельностью муниципальных юридических бюро, установлением дополнительных гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи в порядке, установленном ст. 14 Закона, является расходным обязательством местных бюджетов. Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, государственные юридические бюро. Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном Законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума, инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также законные представители и представители детей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей, граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве), граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан, граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации <1>. -------------------------------- <1> См. ст. 20 Закона.
В Законе четко определены случаи проведения государственными юридическими бюро и адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, правового консультирования граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в устной и письменной форме, составления для них заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также случаи представления в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересов граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи, участвовать в создании муниципальных юридических бюро и оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи. Негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи вправе оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Виды бесплатной юридической помощи категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются негосударственными центрами бесплатной юридической помощи самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, прежде всего должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме прочих категорий граждан Российской Федерации, военнослужащие также имеют право на получение бесплатной юридической помощи. Рассмотрим подробнее, кто имеет такое право и каким образом может его реализовать. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации регулируются Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Существуют ли законы, другие нормативные правовые акты, предоставляющие военнослужащим социальную гарантию на бесплатное оказание юридической помощи? В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона "О статусе военнослужащих" всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы, бесплатная юридическая помощь оказывается органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей, кроме того, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, бесплатную юридическую помощь по вопросам, связанным с прохождением военной службы, оказывают адвокаты. Органами предварительного следствия и судом, в производстве которых находится уголовное дело, юридическая помощь военнослужащим оказывается также бесплатно. Обязанность консультировать должностных лиц воинской части по вопросам их служебной деятельности Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 100 "О юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации" возложена на юридическую службу. Консультирование проводится в рабочем порядке специалистами юридической службы в ходе их служебной деятельности. Порядок проведения юридического консультирования военнослужащих, лиц гражданского персонала, членов их семей определен Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. N 10 "Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации". Юридическое консультирование возлагается на должностных лиц подразделений юридической службы, имеющих высшее юридическое образование, а также обучающихся на последних курсах образовательных учреждений высшего профессионального образования по юридической специальности или имеющих среднее специальное юридическое образование, полученное в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. Осуществляется консультирование в ходе подготовки личного приема соответствующих командиров и начальников, при опросе военнослужащих во время инспектирования (проверки) войск, в часы работы нештатной юридической консультации гарнизона, при проведении занятий и бесед по правовой тематике и в другое время. В отдаленных гарнизонах, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, где отсутствуют физические и юридические лица, которые имеют право на оказание платных юридических услуг, в воинских частях, дислоцированных за пределами Российской Федерации, и в других случаях при необходимости представителями подразделений юридической службы могут даваться консультации по правовым вопросам, не относящимся к деятельности органов военного управления, воинских должностных лиц. В настоящее время организация деятельности по юридическому консультированию как должностных лиц по вопросам их служебной деятельности, так и военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы, представляется весьма проблематичной из-за отсутствия в воинских частях штатных должностей юридической службы. Кроме того, на законодательном уровне не определен статус нештатной юридической консультации гарнизона. Организация работы нештатной юридической консультации гарнизона, проведение консультаций по юридическим вопросам военнослужащих, лиц гражданского персонала гарнизона и граждан, уволенных с военной службы, членов их семей возложена на помощника начальника гарнизона по правовой работе <2>. Время и место работы, руководство и состав нештатной юридической консультации гарнизона определяются приказом начальника гарнизона и объявляются всем военнослужащим гарнизона и лицам гражданского персонала. Для работы в нештатной юридической консультации гарнизона могут привлекаться представители органов военной прокуратуры, военных судов, органов воспитательной работы, правовой актив, специалисты различных служб. В связи с проводимой в настоящее время реорганизацией юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации определить, кто именно будет заниматься юридическим консультированием на уровне воинской части и гарнизона, не представляется возможным. -------------------------------- <2> См. ст. 39 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме того, организация нештатной юридической консультации (выделено автором) гарнизона противоречит ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", согласно которой использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов "адвокатская деятельность", "адвокатура", "адвокат", "адвокатская палата", "адвокатское образование", "юридическая консультация" или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", организациями. Вопросы организации и деятельности нештатной юридической консультации гарнизона либо структуры с другим названием в свете проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации реформ требуют дополнительного анализа. В настоящий момент можно лишь зафиксировать проблематичность реализации положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" о предоставлении органами военной юстиции в пределах своих функциональных обязанностей юридической помощи бесплатно военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы. Рассмотрим случаи оказания юридической помощи адвокатами. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 и ст. 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат обязан участвовать в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации. Адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". В соответствии с п. 2 Правил оказания адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, юридическая помощь оказывается военнослужащим адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность в гарнизонах, где военнослужащие проходят военную службу, если военнослужащие находятся в отпуске - адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность в гарнизонах, в военных комендатурах, в которых военнослужащий встал на учет, если военнослужащие находятся за пределами территории Российской Федерации - российскими адвокатами там, где они имеются <3>. Выплаты адвокатам осуществляются воинскими частями на основании соглашений и прилагаемых к ним документов. Соглашение, на основании которого осуществляются выплаты <4>, представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между военнослужащим и адвокатом, об оказании юридической помощи военнослужащему. -------------------------------- <3> См. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2005 г. N 445. <4> Выплаты осуществляются путем безналичного перечисления средств на текущий (расчетный) счет адвокатского образования в течение 30 дней с даты получения командиром воинской части заключенного соглашения и подписанных сторонами актов о выполнении работ.
Размер выплат адвокату при оказании юридической помощи военнослужащему определяется соответствующим соглашением и составляет: 1100 руб. за каждый день в случае представления адвокатом интересов военнослужащего в конституционном судопроизводстве, участия адвоката в качестве представителя военнослужащего в гражданском и административном судопроизводстве, представления адвокатом интересов военнослужащего в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; 825 руб. - при оказании адвокатом письменных консультаций, составлении им справок, заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; 550 руб. - при оказании адвокатом консультаций по правовым вопросам в устной форме; 275 руб. - при осуществлении адвокатом в интересах военнослужащего иных действий, предусмотренных федеральными законами <5>. Расходы адвокатов, связанные с выполнением адвокатом поручения военнослужащего, не предусмотренного заключенным соглашением, не компенсируются. Инструкция, регулирующая основания и порядок осуществления выплат адвокатам в качестве вознаграждения и компенсации расходов при оказании ими юридической помощи, утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2005 г. N 430 <6>. -------------------------------- <5> Указанные размеры с 1 июля 2008 г. повышены в 1,085 раза Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 555. <6> Подробнее анализ Инструкции см.: Гаврюшенко П. И., Калашников В. В. Конституционное право военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 6.
При оказании адвокатами юридической помощи военнослужащим оплата труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, определяется в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. N 400. Размер оплаты труда адвоката составляет за один день участия не менее 275 руб. и не более 1100 руб., а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время - не менее 550 руб. и не более 2200 руб. <7>. Порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела определен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 15 октября 2007 г. N 199/87н. -------------------------------- <7> Указанные размеры также повышены в 1,085 раза с 1 июля 2008 г.
Таким образом, в настоящий момент гарантированно бесплатную юридическую помощь по вопросам прохождения военной службы имеют право получать военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. Военнослужащие, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, также имеют право на бесплатную юридическую помощь. Если военнослужащий соответствует требованиям, предъявляемым ст. 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", он также будет иметь такое право. К таким военнослужащим можно отнести Героев Российской Федерации, Советского Союза, Социалистического Труда, а также курсантов военных вузов до наступления 18-летнего возраста - категория "дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей". Остальные военнослужащие могут быть отнесены к гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи - ст. 20 Закона - с большой натяжкой. Мы предполагаем, что инвалиды, лица, нуждающиеся в получении психиатрической помощи, и другие категории граждан не могут проходить военную службу и получают юридическую помощь бесплатно после увольнения с военной службы. В связи с увеличением денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, трудно представить, чтобы кого-то из них можно было бы отнести к категории "малоимущих", такую ситуацию будем считать исключением из правил. Необходимо отметить, что военнослужащие, не имеющие права на получение юридической помощи бесплатно, не лишены права на квалифицированную юридическую помощь, которое гарантировано ст. 48 Конституции Российской Федерации. Такая помощь может быть оказана адвокатами, нотариусами, другими юристами, которые занимаются консультированием за соответствующее вознаграждение согласно действующему законодательству.
Название документа