Об организации работы по надзору за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров во время подготовки к пожароопасному периоду 2012 г. Выступление прокурора Республики Бурятия В. Г. Петрова
(Редакционный материал)
("Прокурор", 2012, N 2)
Текст документа
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ ВО ВРЕМЯ
ПОДГОТОВКИ К ПОЖАРООПАСНОМУ ПЕРИОДУ 2012 Г.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В. Г. ПЕТРОВА
Прошедший год для Республики, как и для многих регионов страны, отмечен крайне сложной пожарной обстановкой в лесах. Число возгораний возросло вдвое, а пройденная огнем лесная площадь приблизилась к девяноста тысячам гектаров.
Безусловно, этому способствовали аномально неблагополучные погодные условия. Однако прокурорские проверки выявили неполноту и несвоевременность принимаемых уполномоченными органами власти необходимых мер. При подготовке и в ходе пожароопасного периода прокурорами пресечено более тысячи нарушений. Среди них - отсутствие материальных и финансовых ресурсов, неисполнение лесохозяйственных регламентов, бездействие органов контроля.
Итоги пожароопасного сезона проанализированы коллегией прокуратуры Республики и межведомственной рабочей группой. С учетом опыта, как нашего, так и других регионов, определены приоритеты.
Президенту - Председателю Правительства Республики Бурятия мною направлена информация, в которой предложено:
- увеличить расходы бюджета на реализацию специальной региональной программы;
- укрепить техническую и штатную оснащенность пожарно-химических станций и учреждений авиалесоохраны;
- принять меры по усилению авиамониторинга;
- активизировать республиканский экологический и пожарный контроль и надзор.
Сегодня органами власти Республики уже приняты и принимаются меры по реализации наших предложений при подготовке к предстоящему пожароопасному сезону.
Республиканская программа профинансирована на 37 млн. рублей, планируется дополнительное финансирование еще на 60 млн. рублей.
Расширена сеть пожарно-химических станций, увеличена штатная численность пожарных десантников, заключены соглашения с соседними регионами на переброску в случае необходимости дополнительных сил.
Еще осенью завершены работы по контролируемым отжигам, прокладке и обновлению защитных полос.
В декабре утвержден план подготовки к пожароопасному сезону. В Рослесхоз 30 января направлен проект сводного плана тушения лесных пожаров, и вчера (15 февраля 2012 г.) он утвержден. В настоящее время проводится работа по согласованию мобилизационных планов привлечения сил и средств пожаротушения.
Для объективной оценки реальной ситуации нами практикуются выезды на места межведомственной рабочей группы. К этому дню проведено шесть таких проверок в наиболее горимых районах. Проверена работа как органов лесного хозяйства, так и муниципальных властей, лесопользователей и местных органов контроля. Пресечены грубые, в том числе преступные, коррупционные проявления. Так, по результатам выездов расследуется четыре уголовных дела о незаконном предоставлении лесных насаждений, в том числе под видом горельника. Обобщенные выводы использованы нами для корректировки работы всех уполномоченных ведомств.
Районные прокуроры ориентированы на постоянный надзор за полнотой мер, принимаемых органами местного самоуправления. По искам прокуроров муниципалитеты понуждаются к принятию комплекса мер по защите населенных пунктов от лесных пожаров.
Только за последнее время судами удовлетворено более 70 таких исков. Исполнение судебных решений поставлено коллегией прокуратуры Республики на особый контроль.
Организованы мероприятия методического характера с органами МЧС, которым переданы полномочия по тушению пожаров в городских лесах.
В ноябре мы провели с ними межведомственное совещание и семинар.
Особое внимание обращается на качество работы органов контроля. К примеру, пассивность Республиканского агентства лесного хозяйства, отсутствие контроля за исполнением собственных предписаний приводили к тому, что лесопользователи попросту игнорировали требования пожарной безопасности в лесах. По результатам прокурорской проверки более 30 должностных лиц Агентства привлечены к дисциплинарной ответственности. В настоящее время проводится работа по устранению выявленных нарушений и расторжению договоров аренды с недобросовестными лесопользователями. Агентством уже направлено в суд 29 таких исков.
По требованию прокуратуры активизировало свою работу и Управление Росприроднадзора. Идут проверки готовности к пожароопасному сезону территорий заповедников и национальных парков. Мы со своей стороны, учитывая особую важность защиты экологически значимых территорий, предпринимаем меры по судебному понуждению администрации Забайкальского национального парка, как наиболее горимого, исполнить нормативные требования по защите вверенной территории от пожаров.
Прокуратурой Республики во взаимодействии с органами власти и общественными организациями развернута активная правовая пропаганда, направленная на формирование бережного отношения к лесам в сознании граждан. Эта тема освещается в средствах массовой информации, в учебных заведениях, на сельских сходах. Наша инициатива поддерживается региональными экологическими движениями.
Анализируя правоприменительную практику, прокуратура выступала инициатором дополнительного правового регулирования лесопожарной деятельности на региональном уровне. По нашим предложениям за последние два года принят Закон о дополнительном финансировании в этой сфере, утверждена региональная целевая программа развития лесной отрасли, введена административная ответственность за нарушение ограничений пребывания в лесах.
Вместе с тем существуют проблемы, которые решить на региональном уровне невозможно.
Это прежде всего, на наш взгляд, недостаточность и несовершенство отраслевого нормативного регулирования и неполнота финансирования федеральным центром переданных полномочий.
Еще в декабре 2010 г. Лесной кодекс был существенно дополнен положениями об охране лесов от пожаров. Однако до настоящего времени ряд необходимых подзаконных правовых актов не принят. В том числе не утверждены и правила тушения лесных пожаров.
Серьезную проблему представляет неурегулированность вопроса лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров. В преддверии нового сезона нет не только организаций, имеющих такие лицензии, но и не разработан сам порядок их получения.
Из года в год отмечается недостаточность финансовых ресурсов, выделяемых на лесопожарные мероприятия.
При этом порядок распределения субвенций из федерального бюджета содержит положения, заведомо ставящие регионы в неравные условия. Так, для всех субъектов Сибирского федерального округа установлен единый коэффициент класса пожарной опасности по условиям погоды (1, 2). Вместе с тем известно, что условия погоды в восточных регионах округа, таких, как Забайкальский край, Бурятия, и в субъектах западной части существенно отличаются. По самым скромным подсчетам, объем недофинансирования нашей Республики колеблется от 40 до 70% нормативных затрат по отдельным мероприятиям.
К примеру, в прошлом году на проведение авиационного патрулирования, являющегося основным способом раннего выявления и тушения лесных пожаров на большей площади Республики, за счет субвенций выделено немногим более 36 млн. рублей. Эта сумма не покрывает и пятой части нормативной потребности. В результате принятых мер из республиканского бюджета на эти цели дополнительно выделено 22 млн. рублей. При этом дотационные регионы в силу ограничений, установленных Бюджетным кодексом, не вправе самостоятельно финансировать переданные полномочия.
Эти же проблемы актуальны и для особо охраняемых природных территорий.
В этой связи нами в Генеральную прокуратуру направлены проекты представлений в адрес руководителей Рослесхоза и Министерства природных ресурсов и экологии.
В завершение хочу заверить, что прокуратура Республики Бурятия примет все необходимые меры, направленные на защиту территорий от лесных пожаров.
Название документа