Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере электроэнергетики

(Данилов Д. Ю.)

("Прокурор", 2014, N 1)

Текст документа

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Д. Ю. ДАНИЛОВ

Данилов Д. Ю., заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Учитывая основополагающий характер электроэнергетической отрасли для социально-экономического развития общества и государства, вопросы обеспечения надежности и безопасности данной сферы, соблюдения прав потребителей на бесперебойное и качественное предоставление электрической энергии находятся на особом контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Осуществленные государством в последние годы реформы создали условия для глубоких структурных преобразований энергетики, в результате которых произошло разделение естественно-монопольных и потенциально конкурентных секторов. Государство вышло из капитала генерирующих и энергосбытовых компаний, что создало предпосылки для развития конкуренции в секторе генерации и сбыта. Создана коммерческая инфраструктура оптового рынка, и разработаны новые правила функционирования оптового и розничных рынков. Принятые меры свели к минимуму имевшие ранее место факты веерных отключений электроэнергии.

Однако проводимые с привлечением прокуратур субъектов Российской Федерации проверки свидетельствуют о том, что по-прежнему сохраняются старые, а в ряде случаев проявились и новые проблемы функционирования энергетической сферы, требующие пристального внимания органов прокуратуры всех уровней. Наша работа направлена на защиту прав граждан, интересов общества и государства. Генеральной прокуратурой Российской Федерации все прокуроры ориентируются на ведение постоянного мониторинга состояния законности в названной отрасли, оперативное проведение проверок по нарушениям, их пресечение и устранение.

Прокурорами на местах обеспечено взаимодействие с органами МВД, ФСБ, ФАС, ФСТ и Росфинмониторинга. На федеральном и региональном уровнях действуют межведомственные рабочие группы, занимающиеся вопросами безопасности функционирования объектов, использования финансовых ресурсов, тарифного регулирования и ценообразования в топливно-энергетическом и жилищно-коммунальном комплексах.

Всего в минувшем году органами прокуратуры выявлено 20 тыс. нарушений закона. Внесено 6,5 тыс. представлений, в суды направлено 2,5 тыс. исков и заявлений, принесено 450 протестов на незаконные правовые акты. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено 2,5 тыс. виновных должностных и юридических лиц, объявлено 1,3 тыс. предостережений. По материалам прокурорских проверок возбуждено 33 уголовных дела.

Неудовлетворительное состояние законности в данной отрасли обусловлено распространенностью случаев криминального вывода капиталов и ликвидного имущества (Владимирская, Вологодская, Тверская области и другие регионы). Так, в Новгородской области злонамеренное совершение руководством энергосбытовой компании сделки по приобретению у зарубежной компании, зарегистрированной в офшорной зоне (Республика Кипр), ценных бумаг на сумму более 920 млн. рублей повлекло неспособность общества исполнить обязательства перед контрагентами и введение в отношении его процедур банкротства. По инициативе прокурора возбуждено уголовное дело в отношении директора организации по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство).

Всего в сфере электроэнергетики в 2013 году правоохранительными органами возбуждено 122 уголовных дела, преимущественно касающихся хищений денежных средств путем мошенничества.

Не теряет актуальности надзор за ценообразованием в энергетической отрасли. Выявлены злоупотребления органов тарифного регулирования и хозяйствующих субъектов, связанные с завышением стоимости энергоресурсов, которые влекут за собой рост социальной напряженности в обществе и негативно влияют на стабильность промышленного производства (Иркутская, Ростовская, Омская области и иные регионы).

Например, по материалам прокурорской проверки в Карачаево-Черкесской Республике начато уголовное преследование по ст. 159 УК РФ (мошенничество) в связи с предоставлением хозяйствующим субъектом в орган тарифного регулирования недостоверных сведений о затратах, понесенных при поставке электроэнергии, на сумму 70,6 млн. рублей, повлекшим установление необоснованно высокого тарифа.

По представлению прокуратуры Псковской области из тарифов на электроэнергию, передаваемую ресурсосбытовой организацией, исключены необоснованно внесенные затраты в размере 3,6 млн. рублей на проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий, оплату судебных издержек, а также в виде представительских расходов.

В деятельности энергоснабжающих предприятий распространены случаи противоправного использования доминирующего положения на рынке производства, передачи и реализации электроэнергии (Республики Алтай, Марий Эл, Ставропольский край и другие субъекты). В Республике Саха (Якутия) поставщик электроэнергии оштрафован на 17,6 млн. рублей в связи с отказом в выдаче технических условий на ранее присоединенные энергопринимающие устройства и уклонением от заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Крайне острой остается проблема неплатежей за электроресурсы, непосредственно влияющая на бесперебойное и качественное предоставление населению коммунальных услуг (Чеченская Республика, Вологодская, Ленинградская области и иные регионы). Прокурорами принимаются меры реагирования, в том числе превентивного характера, с целью недопущения ущемления прав граждан. Так, в Тамбовской области в результате принятых прокурорами мер рядом управляющих компаний погашен долг перед электроснабжающими организациями на сумму в 24 млн. рублей. В Чеченской Республике по фактам неперечисления платежей в сумме 315,9 млн. рублей возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Зачастую поставщики электрической энергии неправомерно используют задолженность за услуги в качестве основания для прекращения подачи ресурсов (Приморский край, Пензенская, Свердловская области и другие регионы). По иску прокурора в Кабардино-Балкарской Республике решением суда признано незаконным прекращение хозяйствующим субъектом поставки электроэнергии на объект водоснабжения, обеспечивающий питьевой водой 32 тысячи потребителей.

Повсеместно органами власти и органами местного самоуправления ненадлежащим образом реализуются возложенные на них задачи по правовому регулированию и финансированию мероприятий в области электроэнергетики (Республика Ингушетия, Пермский край, Архангельская область и другие регионы).

Так, в 2013 году удовлетворены 18 исковых заявлений прокуроров Республики Тыва. В Карачаево-Черкесской Республике прокурорское вмешательство потребовалось в связи с непринятием региональными органами власти мер по утверждению перечня объектов, в отношении которых в силу их особой социально-экономической значимости запрещено вводить режим ограничения подачи электрической энергии.

Встречаются факты неправомерного распоряжения бюджетными средствами, ненадлежащего контроля за сохранностью государственного и муниципального имущества (Алтайский край, Тюменская, Челябинская области и другие субъекты). В Ямало-Ненецком автономном округе по материалам прокурорской проверки установлено необоснованное финансирование администрацией муниципального образования мероприятий по перемещению линий электропередачи, обязанность по осуществлению которых возлагалась на собственника земельного участка. Учитывая, что незаконными действиями местному бюджету причинен ущерб в размере 1,5 млн. рублей, в отношении главы муниципалитета возбуждено уголовное дело по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).

Многие органы местного самоуправления не реализуют в полной мере свои полномочия по электроснабжению населения (Республика Башкортостан, Пермский край, Кировская область, другие регионы). Так, во исполнение принятых прокуратурой Саратовской области мер органами местного самоуправления зарегистрировано право собственности на 145 км бесхозяйных линий электропередачи, посредством которых обеспечивалась подача электроэнергии потребителям.

Успешное реформирование энергетической отрасли напрямую зависит от технического состояния энергетической инфраструктуры. Однако в Республике Хакасия, Калужской, Волгоградской областях и других регионах установлены факты невыполнения хозяйствующими субъектами инвестиционных программ, ненадлежащей реализации мероприятий по ремонту, содержанию и модернизации объектов по производству и передаче электроэнергии. Такое бездействие допускалось при прямом попустительстве должностных лиц органов власти.

По результатам рассмотрения представлений прокуратуры Краснодарского края привлечен к дисциплинарной ответственности руководитель регионального органа тарифного регулирования, не обеспечивший контроль за достаточностью финансирования инвестиционных программ двух энергокомпаний, изношенность электрических сетей которых составляла около 70%.

В сложившейся ситуации надзорная деятельность прокуратуры на обозначенном направлении по-прежнему имеет важное значение, поэтому мы и впредь будем прилагать усилия для повышения результативности работы по защите прав граждан, интересов общества и государства, эффективности межведомственного взаимодействия, совершенствования действующего законодательства.

Название документа