История становления и развития конституционных основ организации и деятельности прокуратуры СССР и Беларуси

(Сидюк В. Н.) ("История государства и права", 2012, N 6) Текст документа

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ СССР И БЕЛАРУСИ <*>

В. Н. СИДЮК

Сидюк Виталий Николаевич, аспирант Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, отделение исследований в области государственного строительства и развития общества, магистр юридических наук.

В статье на основе сравнительного анализа статей Конституции СССР 1924, 1936, 1977 гг. и Конституции Республики Беларусь 1994 г., с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., касающихся прокурорского надзора, показано, как изменялись компетенция, цели и задачи органов прокуратуры. Акцентируется внимание на том, что важным новым положением в действующей Конституции Республики Беларусь стало закрепление системы органов прокуратуры как единой и централизованной, расширение оснований для прокурорского реагирования и полномочий прокуроров всех уровней.

Ключевые слова: прокуратура, Конституция, законодательство, надзор, компетенция, полномочия.

In article on the basis of the comparative analysis of articles of the Constitution of the USSR 1924, 1936, 1977 and the Constitution of Republik of Belorus of 1994 and 1994 with changes and the additions accepted on a republican referendum on November, 24th, 1996, concerning public prosecutor's supervision, it is shown, how changed the competence, the purposes and problems of bodies of Office of Public Prosecutor. The attention that, fastening of system of bodies of Office of Public Prosecutor as uniform and centralized, expansion of the bases for public prosecutor's reaction and powers of public prosecutors of all levels became important new position in the operating Constitution of Republik of Belorus is focused.

Key words: the prosecutor's office, the Constitution, legislation, supervision, jurisdiction, powers.

Уяснение места и роли прокуратуры в государственно-правовой системе имеет принципиальное значение для определения ее сущности, правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности. Потенциал прокуратуры может получить свою реализацию не только путем совершенствования правоприменительной практики, но и корректировки национального законодательства с тем, чтобы оно отвечало сегодняшнему уровню развития общества и государства <1>. В Советском государстве в связи с образованием СССР впервые появилась необходимость закрепления в Основном Законе статуса союзного органа, осуществляющего надзор за исполнением законов во всесоюзном масштабе, прежде всего за деятельностью союзных наркоматов, за исполнением законодательства на территориях союзных республик. Конституция СССР 1924 г. содержала специальную главу VII "О Верховном Суде Союза ССР", где излагались и полномочия Прокуратуры Верховного Суда СССР <2>. Из шести статей главы только одна (ст. 46) касалась назначения прокурора Верховного Суда и его заместителя, а также их полномочий. Еще две (ст. ст. 43 и 47) включали полномочия прокурора наряду с компетенцией Верховного Суда СССР. Таким образом, впервые на конституционном уровне несколько схематично были обозначены вопросы организации и деятельности прокуратуры <3>. Определения понятия прокурорского надзора, системы органов прокуратуры, срока полномочий прокуроров в Конституции СССР 1924 г. отсутствовали. Дальнейшему развитию конституционного статуса института прокуратуры содействовало принятие Конституции СССР 1936 г. <4>. Впервые в Основном Законе государства под собственным именем в главе IX "Суд и прокуратура", где из 16 статей 5 касались деятельности органов прокуратуры, был закреплен статус прокуратуры. В ст. 113 вводилось понятие высшего надзора за точным исполнением законов всеми учреждениями, должностными лицами, гражданами СССР, который возлагался на Прокурора СССР, который назначался Верховным Советом СССР сроком на семь лет. В ст. ст. 115 и 116 были определены также порядок назначения и срок полномочий всех нижестоящих прокуроров: республиканские, краевые, областные прокуроры, прокуроры автономных республик и областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет, а окружные, районные и городские прокуроры - прокурорами союзных республик с утверждения Прокурора СССР на тот же срок <5>. Следует подчеркнуть, что Конституция СССР 1936 г. в ст. 117 окончательно закрепила принцип независимости прокуратуры от местных органов власти и подчинения нижестоящих прокуроров только вышестоящему. Это положение получило свое закрепление и в Конституции БССР 1937 г. -------------------------------- <1> Василевич Г. Т. Потенциал органов прокуратуры - на службу укрепления законности и правопорядка // Законность и правопорядок. 2010. N 3. С. 5. <2> Конституция СССР 1924 г. // Конституционный Суд РФ. URL: http://constitution. garant. ru. <3> Басков В. И. Прокурорский надзор: Учебник для вузов. М.: Издательство БеК, 1995. С. 24. <4> Конституция СССР 1924 г. // Конституционный Суд РФ. URL: http://constitution. garant. ru. <5> Дедков Л. Л. Прокурорский надзор на страже законности. Минск: Беларусь, 1982. С. 26.

В последующем в Конституции СССР 1977 г., в отличие от ранее действовавших Конституций, регламентации организации и деятельности прокуратуры была посвящена в разделе "Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор" целая отдельная глава 21 "Прокуратура" из пяти статей, причем Конституция СССР 1977 г. сохранила основную, определяющую функцию прокуратуры - осуществление надзора за исполнением законов. Получили также преемственное развитие два важнейших конституционных положения: определение прокурорского надзора как высшего надзора и закрепление строгой централизации прокурорской системы. В отличие от Конституции СССР 1936 г., где главой Прокуратуры СССР являлся Прокурор СССР, Конституция СССР 1977 г. повысила его статус до Генерального прокурора СССР. Кроме того, в качестве дополнения ст. 165 Конституции СССР 1977 г. говорилось, что Генеральный прокурор СССР подотчетен и ответствен перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета СССР. Необходимо отметить, что срок полномочий Генерального прокурора СССР согласно ст. 167 Конституции СССР 1977 г. был сокращен до 5 лет и в этом плане стал единым для всего прокурорского корпуса. Вместе с тем законодатель счел необходимым существенно дополнить на уровне Основного Закона ряд положений, регламентирующих деятельность прокуратуры. Во-первых, была расширена компетенция органов прокуратуры: если прежде осуществление высшего надзора возлагалось только на Прокурора СССР, то теперь эта обязанность распространялась и на подчиненных ему прокуроров. Это явилось не простым изменением формулировки, а повышением ответственности и авторитета всех звеньев централизованной системы прокурорского надзора. Во-вторых, был увеличен круг объектов прокурорского надзора: добавились государственные комитеты и ведомства, предприятия, учреждения и организации, исполнительные и распорядительные органы местных Советов народных депутатов, колхозы, кооперативные и иные общественные организации <6>. Прокуроры и ранее осуществляли надзор за законностью деятельности исполнительных и распорядительных органов местных Советов и колхозов, но это не устанавливалось Конституцией. Конституционное закрепление такого круга объектов устранило возможность ограниченного толкования прав и обязанностей прокуратуры. Кроме того, если в ст. 113 Конституции СССР 1936 г. прокурорский надзор упоминался как "высший надзор за точным исполнением законов", то в ст. 164 Конституции СССР 1977 г. он определен как "высший надзор за точным и единообразным исполнением законов". Все эти положения были повторены в Конституции БССР 1978 г. -------------------------------- <6> Там же. С. 25.

Следует отметить, что существенным нововведением сферы полномочий Генерального прокурора СССР стало наделение его правом законодательной инициативы (ст. 113), чего не содержали предыдущие Конституции СССР. Кроме того, в самой Конституции СССР 1977 г. указывалось на то, что организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются Законом о прокуратуре СССР <7>. -------------------------------- <7> Там же.

Выделяя регламентацию прокурорского надзора как отдельное направление государственной деятельности в особую главу в Конституции СССР 1977 г., законодатель одновременно возвел в ранг конституционных принципов ряд организационных и процессуальных гарантий законности прокурорского надзора, а самое главное - поднял на новый, более высокий уровень этот государственно-правовой институт. Принятие в 1994 г. Конституции Республики Беларусь стало отправной точкой дальнейшего развития института белорусской прокуратуры. Конституция переняла все положительное, что касалось прокурорского надзора в Конституции СССР, дополнив его при этом новым и существенным наполнением. В Конституции Республики Беларусь 1994 г. законодатель, как и в Конституции СССР 1977 г., определил для прокуратуры отдельную главу - главу 7 "Прокуратура", состоящую из 4 статей, в разделе VI "Государственный контроль и надзор". Размещение конституционных полномочий прокуратуры именно в данном разделе видится абсолютно правильным решением в сравнении с Конституцией СССР 1977 г., где это был раздел "Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор". В качестве положительного нововведения можно назвать существенное расширение круга объектов, надзор за исполнением законодательства которыми возлагался согласно ст. 133 Конституции Республики Беларусь 1994 г. теперь на прокуратуру: за общественными объединениями, а также и за местными представительными органами, в отличие от Конституции СССР 1977 г., где прокуратура осуществляла надзор лишь за исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов. Отметим, что кроме общего надзора, в этой же статье законодатель перечислил и другие направления прокурорского надзора: - надзор за исполнением законов при расследовании преступлений; - надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Вместе с тем необходимо отметить, что данный надзор лишился конституционного статуса "высшего", какой имел в Конституции СССР 1936 г. и 1977 г. <8>. -------------------------------- <8> Конституция Республики Беларусь 1994 г. и Конституция Республики Беларусь 1994 г., с изм. и доп. // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http:// www. pravo. by/ lawhistory/ konst_1994.php.

Прокуратура также наделялась правом поддерживать обвинение в судах и правом проводить предварительное расследование в случаях, предусмотренных законом. Примечательно, что наименование высшей должности в органах прокуратуры в соответствии с Конституцией Республики Беларусь 1994 г. не изменилось - систему органов прокуратуры возглавлял генеральный прокурор (ст. 134), который избирался Верховным Советом и которому он был подотчетен в своей деятельности. Нижестоящие прокуроры все также назначались генеральным прокурором. Важным нововведением Конституции Республики Беларусь 1994 г. стала констатация того факта, что система органов прокуратуры является единой и централизованной (ст. 134). Закрепление такого статуса в Основном Законе произошло впервые с момента создания прокуратуры в 1922 году и не было отражено в Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 гг. Вместе с тем нельзя не отметить, что ст. 135 Конституции Республики Беларусь 1994 г. повторяла смысл ст. 168 Конституции СССР 1977 г. в части независимости генерального прокурора и нижестоящих прокуроров в осуществлении своих полномочий, однако была дополнена существенным пунктом: в отличие от предыдущих конституций СССР прокуроры должны руководствоваться только законом. В Конституции Республики Беларусь 1994 г. не было упоминания о сроке полномочий генерального прокурора и нижестоящих прокуроров, однако указывалось, что компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законом (ст. 136), причем категория "компетенция" употребляется впервые <9>. -------------------------------- <9> Там же.

На республиканском референдуме 24.11.1996 в Конституцию Республики Беларусь 1994 г. были внесены существенные, принципиально новые изменения и дополнения, в которых были учтены прогрессивные идеи конституционализма. Это коснулось и статуса прокуратуры. В Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями 1996 г.) для прокуратуры была определена отдельная глава - глава 7 "Прокуратура", состоящая также из 4 статей, в разделе VI, который сменил название с "Государственный контроль и надзор" на "Прокуратура. Комитет государственного контроля". В результате изменений, принятых на референдуме в 1996 г., на генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров в соответствии со ст. 125 действующей Конституции Республики Беларусь возлагался надзор за точным и единообразным исполнением не только законов, как было указано в ст. 133 Конституции Республики Беларусь 1994 г., но и декретов, указов и иных нормативных актов. В этой связи произошло расширение перечня нормативных правовых актов, за исполнением которых прокуратура Республики Беларусь обязана была следить. Круг же субъектов исполнения указанных актов остался прежним. Произошли значительные изменения в порядке избрания генерального прокурора: он стал подотчетен и назначается Президентом с согласия Совета Республики (ст. 126) <10>. В качестве положительного момента следует отметить расширение количества оснований для осуществления полномочий прокуроров всех уровней. Отныне они, будучи независимыми, должны были руководствоваться законодательством, а не только законом. -------------------------------- <10> Там же.

По этому же принципу определялся и конкретный статус прокуратуры: компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определялись законодательством (ст. 128 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями 1996 г.) сравнительно со ст. 136 Конституции Республики Беларусь 1994 г.). При общем положительном развитии института прокуратуры в действующей Конституции Республики Беларусь нельзя не отметить и недостатки. Среди конституционных "потерь" прокуратуры можно указать лишение генерального прокурора права законодательной инициативы, сравнительно со ст. 90 Конституции Республики Беларусь 1994 г. В конце XX в. статус прокуратуры, закрепленный в Основном Законе республики, претерпел серьезные изменения. Действующая Конституция Республики Беларусь взяла все ценное из предшествующего опыта конституционного развития организации и деятельности прокуратуры, закрепила ее функции как важнейшего правозащитного органа, осуществляющего надзор за исполнением законодательства. Вместе с тем некоторые прежние конституционные положения были переосмыслены в новых условиях, а также были введены и принципиальные новеллы. Во-первых, объем текста, отведенного для закрепления правовых основ деятельности прокуратуры, увеличился до полноценной самостоятельной главы в разделе, касающемся государственного контроля. Во-вторых, назначение и подотчетность генерального прокурора, отнесенные к компетенции высшего органа законодательной власти, перешли к компетенции президента, что, на наш взгляд, является верным, поскольку именно президент является гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает политическую и экономическую стабильность государства, а кроме того, назначение и подотчетность генерального прокурора президенту гарантируют реальную независимость прокуратуры и ограждают от какого-либо вмешательства в ее деятельность со стороны других государственных органов, политических партий и общественных объединений. В-третьих, прокуратура, утратив право законодательной инициативы, получила конституционно закрепленное расширение своих полномочий по осуществлению не только общего надзора, но и надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Такое отношение отечественного конституционного законодателя дает новый простор законодательному регулированию деятельности прокуратуры. Однако одновременно необходима устойчивость правовой системы, поэтому изменения должны быть только точечными и продуманными, иначе это повлияет на качество прокурорского надзора. В связи с этим, на наш взгляд, было бы более правильным сосредоточиться на использовании имеющегося значительного потенциала Конституции в сфере надзора. Необходимы только дальнейшие общие усилия по его реализации в законодательстве и в правоприменительной действительности.

Название документа Интервью: Интервью с президентом Московской городской нотариальной палаты Константином Анатольевичем Корсиком ("Юрист", 2012, N 3) Текст документа

ИНТЕРВЬЮ С ПРЕЗИДЕНТОМ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ НОТАРИАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ КОНСТАНТИНОМ АНАТОЛЬЕВИЧЕМ КОРСИКОМ

А. А. ОВОДОВ

- Константин Анатольевич, Вы были избраны президентом МГНП. Новый лидер обычно олицетворяет собой новые направления развития, новые идеи. Что можно сказать о Ваших целях на этом посту? - Нотариат в России является первой самоуправляемой организацией, т. е. не саморегулируемой, а именно самоуправляемой, и осуществляет свою деятельность на началах самоуправления в соответствии с Основами законодательства о нотариате. И это накладывает отпечаток на те процессы, которые происходят в нашем сообществе. То, что мы стоим на пороге значительных изменений, касающихся самой роли нотариата в российском обществе, предъявляет нам новые требования. Это касается наших инициатив и взаимодействия с государственными органами по совершенствованию законодательства, нормативных правил, регламентирующих деятельность нотариуса, это касается и нашей постоянной работы по совершенствованию нашего внутреннего самоконтроля. И прежде всего моей задачей я вижу направить всю энергию и инициативу наших талантливых коллег в русло тех самых разумных инициатив, которые расширят нашу сферу компетенции, помогут нашим гражданам и юридическим лицам, обращающимся к нотариусу, быстрее и эффективнее решать свои задачи. И в то же время мы должны создать максимально комфортные условия для спокойной и плодотворной работы рядового нотариуса. Вокруг этих основных тезисов моей программы и объединилось нотариальное сообщество Москвы, выбирая меня на пост президента палаты.

- В своей предвыборной речи Вы пообещали расширить компетенцию нотариусов в сфере сделок с недвижимостью. Что уже предпринято для реализации этого обещания и какие у Вас планы в этой сфере? - Главное направление моей деятельности, и это было одной из главных целей моего избрания на пост президента сообщества, - это расширение компетенции нотариата. Меня, как и моих коллег, не устраивала пассивность предыдущего руководства в этом направлении. Конечно же, это не может быть самоцелью. Мы исходим из того, что нотариат как профессия, как институт гражданского общества полезен всем - и гражданам, и юридическим лицам, но на данный момент он не востребован в той мере, в какой он может отвечать интересам всего общества. Это происходит потому, что в законодательстве не отражено полностью значение нотариата, сужены его полномочия. Поскольку вся компетенция нотариусов, в отличие от других юридических профессий, например адвокатов, четко определена в Законе, то мы сможем каким-то образом продвинуть профессию, только изменив закон. Мы шаг за шагом должны повышать наше значение в глазах общества и пытаться в законодательстве расширять сферу своих полномочий. И мы идем к этому. В прошлом году был принят пакет норм, направленный на изменение законов, связанных с упрощением порядка обращения взыскания на заложенное имущество. Законодатель предоставил сторонам договора ипотеки право включить в этот договор условие возможности взыскания по исполнительной надписи нотариуса. В случае если такое соглашение будет удостоверено нотариально, то кредитор сможет обращать взыскание на это имущество без обращения в суд, через исполнительную надпись нотариуса. Я думаю, что это должно значительно разгрузить суды и повысить статус нотариальной формы документов. Внесены также изменения в порядок регистрации прав на недвижимое имущество по договору ипотеки. Здесь несколько новелл, в частности, можно будет сдавать документы на регистрацию нотариусу, причем не только нотариусу, а также через уполномоченного помощника нотариуса, и срок регистрации нотариально удостоверенных сделок сокращается при этом до пяти дней. Сокращается объем юридической экспертизы. То есть идет дальнейшее разделение полномочий нотариуса и регистратора, мы должны понимать, что на рынке и вообще в сфере оформления прав недвижимости каждый должен заниматься своим делом. Риелтор - своими задачами, поиском покупателя, оговаривать основные условия договора купли-продажи или ипотеки, нотариус занимается собственно сделкой, а регистратор регистрирует возникающие права. Поэтому и происходят такие обоснованные изменения в сфере недвижимости. Сейчас очень много обсуждается и планируется к принятию изменений в действующее законодательство, а именно в первую очередь в Гражданский кодекс. В представленном министром юстиции Президенту РФ проекте изменений в ГК в статье 8 со знаком "прим." определяется, что все сделки, на основании которых возникает право, подлежащее государственной регистрации, должны быть нотариально удостоверены. Пока окончательное решение по этому вопросу на высшем политическом уровне не принято, но мы надеемся на то, что такая норма будет в законе, и, конечно, нотариусы должны быть готовы к этому. Главное в этих изменениях для общества в целом то, что мы пытаемся реализовать принцип одного окна, чтобы нотариус, как в Европе, работал в качестве центрального звена сделки с недвижимостью. Что это означает? Нотариус не просто, как чиновник до недавнего времени, ждет, когда к нему придет клиент с готовыми документами, а он просто читает документ, подписывает, ставит печать, и дальше его же клиент идет самостоятельно регистрировать сделку. При таком варианте нотариус не нужен, мы же предлагаем такую систему, при которой нотариус проверяет объект, собирает необходимые документы, составляет проект договора, стороны при нем его подписывают. Он разъясняет все права, обязанности, правовые последствия заключаемого договора, нотариус сдает договор на регистрацию, забирает зарегистрированный документ от регистратора и выдает готовый документ обратившимся сторонам. И за все это нотариус взимает установленный государством тариф. Такая система работает в Германии, во Франции, в Италии и других развитых европейских странах. При этом возможны расчеты через депозитный счет нотариуса, т. е. покупатель не платит непосредственно продавцу, а перечисляет средства на счет нотариуса, который потом, после регистрации, рассчитывается с продавцом, с бюджетом, со всеми регистрирующими и иными органами, включенными в эту систему. Я думаю, что было бы всем удобно и комфортно, это обеспечивало бы прозрачность рынка, правовую безопасность и в итоге разгрузило бы суды.

- Мошенничество в сфере недвижимости до сих пор остается острой проблемой жилищного рынка России. Планируется ли изменение ситуации в лучшую сторону в Москве? Каким образом? - Да, это большая проблема. Всплеск квартирных афер произошел тогда, когда нотариуса исключили из числа лиц, участвующих в контроле за оборотом недвижимости. К примеру, в Москве более 90 процентов сделок с недвижимостью совершается без нотариуса. К большому сожалению, сделки составляются в простой письменной форме и просто регистрируются. А в обязанности регистратора не входит, к примеру, проверка дееспособности обратившихся лиц, а порой не понятно, кто вообще подписал документ о сделке. Поэтому поле деятельности для мошенников огромно, я думаю, что и судебная статистика, и другие реальные показатели также свидетельствуют об этом. Были, конечно, случаи в 90-х годах, когда и нотариусы имели определенное отношение к мошенническим сделкам, но все-таки в своем подавляющем большинстве нотариусы исключительно порядочные люди и достойно осуществляют свои профессиональные функции. Тем более сегодня, когда уровень соблюдения законности своей деятельности поднят нашим сообществом на должный уровень. Там, где присутствует нотариус, там имеют место прозрачность, понятность и доступность. Что я под этим имею в виду? Если в последующем возникает судебный спор или же возникает какая-то иная проблема со сделкой, то нотариуса всегда можно найти, его всегда можно спросить, у него всегда можно найти его экземпляр договора, его всегда можно допросить. Если же договор совершен без нотариуса, то стороны и правоохранительные органы лишены такой возможности. Поэтому мое глубокое убеждение таково, что нотариус должен присутствовать в сделках с недвижимостью, и не просто присутствовать, а активно работать. Нотариус - это не просто некий фиксатор и чиновник, нотариус - это активный участник делового оборота. Он четко соблюдает требования действующего законодательства. После принятия Конституции 1993 г. уже более пятнадцати лет идет дискуссия о том, что такое повышенная доказательственная сила нотариально оформленных документов. Например, в европейском, в частности французском, гражданском процессе существует система градации представленных сторонами доказательств. Есть квалифицированные письменные доказательства, есть просто письменные доказательства, есть устные показания свидетелей, и законом расставлены приоритеты. Нотариальный акт воспринимается судами a priori, и он может быть оспорен только в особом процессуальном порядке. Если таковой акт действителен, то это очень сильный, веский аргумент. У нас, к сожалению, в процессуальном праве действует принцип свободной оценки доказательств судами. Этот принцип был введен в 1918 г. для неграмотных пролетариев, поскольку они не могли представить в суд письменные, тем более нотариально удостоверенные, доказательства, и в основу решения судов стали класть показания свидетелей. Сегодня, с бесспорным ростом правовой и общей образованности общества, очень важно пересмотреть этот принцип в процессуальном законодательстве, отдав приоритет квалифицированным письменным актам. Тогда, я думаю, и суды работали бы эффективнее, и гражданам было бы легче отстаивать свои интересы, и само по себе количество дел в судах стало бы меньше.

- Какие изменения в сфере работы нотариуса в области сделок с недвижимостью следует ожидать на планируемых "новых территориях" Москвы? - Поскольку на присоединяемых к городу территориях очень много земельных участков находится в собственности граждан и юридических лиц, в отличие от Москвы, где в основном вся земля арендована, конечно же, в работе московских нотариусов станет больше сделок с землей, а что касается собственно недвижимости - все зависит, наверное, опять же от изменения законодательства. И надо посмотреть, каково будет положение с экономической ситуацией в стране. Нотариусы, несомненно, готовы обеспечивать нотариальной помощью граждан и организации на присоединяемых территориях.

- В конце 2011 г. ФНП и Министерство связи и массовых коммуникаций подписали соглашение, в соответствии с которым фактически нотариальные действия определены как государственные услуги наряду с лицензированием, налоговыми действиями. Каким образом нотариат будет переведен на систему электронного документооборота? - Сегодня эта тема очень актуальная и перспективная. Недавно мы были с визитом в Парижской нотариальной палате, и там уже сейчас нотариусами совершаются нотариальные акты полностью в электронном виде, с использованием электронной цифровой подписи. То есть договор купли-продажи недвижимости там подписывают своей электронной цифровой подписью и продавец, и покупатель, и нотариус. И нотариус посредством электронных средств связи направляет сделку на регистрацию в хранилище ипотек, т. е. отсутствует бумажный носитель как таковой. Я думаю, что мы тоже к этому стремимся, но реальное положение вещей пока не может нас, российских нотариусов, отделить от бумажного носителя, хотя первые шаги по внедрению информационных технологий в нотариальную практику были сделаны. На этом, пожалуй, стоит остановиться более подробно. Во-первых, в начале 2011 г. московскими нотариусами организована система передачи заявлений юридических лиц в ИФНС N 46 посредством Интернета. То есть нотариус удостоверяет документы и, используя свою электронно-цифровую подпись, передает данные в налоговую инспекцию, которая занимается регистрацией юридических лиц, минуя бумажный оборот. Это значительно упрощает и ускоряет процесс регистрации. Во-вторых, заключен договор со Сберегательным банком России, в рамках которого тоже проходит эксперимент на территории Москвы. Он заключается в том, что московские нотариусы в режиме онлайн делают запросы в Сбербанк, прежде всего в ходе ведения наследственных дел, и получают справки о состоянии счетов наследодателей. Сбербанк, соответственно, предоставляет сведения в электронном виде. Вскоре нотариусы будут подключены к системе СМЭВ в рамках соглашения между ФНП и Министерством связи и массовых коммуникаций, и прежде всего было бы интересно поработать с органами Росреестра, чтобы документы, которые удостоверил нотариус, могли быть через электронно-цифровую подпись переданы в Единый реестр прав на недвижимое имущество. Это было бы удобно и комфортно для всех участников документооборота, а прежде всего - для граждан. В рамках изменений законодательства, которые вступают в силу в марте текущего года, органы Росреестра обязаны выдавать нотариусам выписки из ЕГРП бесплатно. Я думаю, что постепенный переход на систему электронного документооборота - это будущее, без которого нам невозможно развиваться. Большинство нотариусов Москвы уже получили свои электронно-цифровые подписи и будут внедрять эту технологию в свою практику.

- Какая ситуация складывается в сфере обеспечения сохранности нотариальных документов? - Если вы имеете в виду архивы нотариусов, это тоже весьма важный, я бы даже сказал, больной, вопрос, потому что в настоящий момент в Москве каждый нотариус самостоятельно хранит свой архив, а архивам нотариуса уже почти 20 лет. Это большая масса документов на бумажных носителях, у многих нотариусов они уже занимают несколько десятков квадратных метров помещения нотариальных контор. Более того, нотариусы Москвы хранят архивы бывших государственных нотариальных контор начиная с тридцатых годов прошлого века, а также архивы нотариусов, сложивших полномочия. Мы пытаемся эту проблему решить и создать единый нотариальный архив города Москвы. Мы искали разные способы решить вопрос с единым помещением под этот архив, просили помощи у городских властей, но, к сожалению, пока этот вопрос с городом мы не решили. Есть варианты взять помещение в аренду и централизованно хранить все архивы, также можно привлечь одного из профессиональных участников рынка архивных услуг. В настоящий момент у нас уже создана рабочая группа для решения этого вопроса, и я думаю, что к апрелю этого года уже будет выработано конкретное предложение. Будем повторно обращаться к властям города с просьбой оказать содействие в аренде или в приобретении помещения, потому что, с нашей точки зрения, нотариальный архив является государственной собственностью. Мы будем просить государство помочь нотариальному сообществу, и мы будем двигаться в этом направлении. Полагаю, что мы реализуем создание единого нотариального архива города Москвы.

- Находит ли свое отражение обращение в суд за защитой нарушенных прав и возмещением ущерба от действий нотариуса при рассмотрении вопроса о соответствии действий нотариуса профессиональному Кодексу? Сколько нотариусов было лишено лицензии в связи с нарушением закона в Москве? - В случае нарушения закона или требований Кодекса профессиональной чести нотариусом Комиссия по профессиональной чести нашей палаты рассматривает персональное дело этого нотариуса и привлекает его к дисциплинарной ответственности. Соблюдение чистоты рядов нотариального сообщества - одно из важнейших направлений работы палаты, поскольку законодатель предоставил нотариусам право самоуправления и самоконтроля. У нас существует комиссия по проверке профессиональной деятельности нотариусов, которая раз в четыре года проверяет деятельность каждого члена нашего сообщества. Если выявляются серьезные нарушения в его деятельности, то мы ставим вопрос о направлении в суд иска о лишении этого нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью. Такие случаи на самом деле являются редкостью. За последние восемь лет было подано почти сорок таких исков. По результатам их рассмотрения мы расстались более чем с тридцатью нашими коллегами. Я считаю, что соблюдение нотариусом всех требований закона - это важное направление деятельности палаты, и чем выше будут требования, которые мы предъявляем себе, тем больше будет уважения в обществе к профессии нотариуса. При этом мы, разумеется, стоим на позициях разумности, достаточности и определенной логики в принятии решения.

- Есть ли планы по празднованию в МГНП в 2013 г. 20-летия латинского нотариата в России? - Федеральной нотариальной палатой, членом правления которой я являюсь, принято решение о создании оргкомитета по проведению празднования 20-летия небюджетного нотариата. В мае 2013 г. в Санкт-Петербурге будет проводиться 4-й конгресс российского нотариата. Сейчас готовится к изданию книга "Золотые страницы Российского нотариата" об истории нотариата России. Я думаю, что в нашей палате тоже будут проходить соответствующие праздничные мероприятия, поскольку Московская городская нотариальная палата была одной из первых зарегистрированных в России нотариальных палат и уже в том числе и по ее подобию создавались нотариальные палаты в других субъектах Российской Федерации. У нас есть еще целый год для подготовки к этому юбилею, и эта дата - удачный повод для популяризации профессии и повышения статуса института нотариата как такового.

- Нашим читателям, думаю, будет интересно узнать, чем Вы увлекаетесь в свободное от столь напряженной работы время, а также, если это возможно, о Вашей семье. - Главным увлечением моей жизни оказался нотариат, хотя по образованию я военный юрист и начинал работать в военной прокуратуре. А вообще среди моих увлечений - история, география, путешествия. В палате у нас есть волейбольная команда, и в свободное время я с моими коллегами играю в волейбол. С 23 по 25 февраля наша палата проводит всероссийскую нотариальную олимпиаду, где нотариусы будут состязаться в различных видах спорта. Сын пошел по моим стопам, он студент юридического факультета МГУ.

- Благодарю.

Беседу вел А. А.Оводов

Название документа