Взаимодействие прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере муниципального нормотворчества

(Петрова Л. И., Манакова С. Г.)

("Законность", 2012, N 2)

Текст документа

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРАТУРЫ

С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА

Л. И. ПЕТРОВА, С. Г. МАНАКОВА

Петрова Людмила Игоревна, старший прокурор отдела по организации взаимодействия с органами государственной власти, институтами гражданского общества, правового обеспечения и просвещения правового управления Генеральной прокуратуры РФ.

Манакова Снежана Геннадьевна, начальник отдела по надзору за законностью нормативных правовых актов и осуществлению правотворческой деятельности прокуратуры Московской области.

Авторы статьи обращают внимание на различные формы взаимодействия органов прокуратуры Московской области с региональными органами государственной власти в сфере разработки и принятия муниципальных нормативных правовых актов, на повышение профессионального уровня муниципальных служащих, участвующих в нормотворческом процессе.

Ключевые слова: муниципальное нормотворчество; взаимодействие; региональные органы власти; органы местного самоуправления; прокуратура области; муниципальные служащие.

Interaction of the prosecutor's office with local authorities in the field of municipal law-making

L. I. Petrova, S. G. Manakova

The authors draw attention to various forms of cooperation of the Moscow Region Prosecutor's Office with regional authorities in the development and adoption of municipal regulations, to increase the professional level municipal employees involved in the rulemaking process.

Key words: municipal rulemaking; interaction; regional authorities; local authorities; prosecutor's office area; municipal employees.

Действующее законодательство Российской Федерации динамично развивается, и задача местной власти - оперативно реагировать на все изменения федеральных и региональных законов, своевременно приводить в соответствие муниципальную правовую базу.

Значимость муниципального нормотворчества заключается в его близости к нуждам населения, связанным с решением вопросов местного значения, и в реализации интересов граждан путем их закрепления в соответствующих нормах муниципальных правовых актов.

Понятие "муниципальный правовой акт" закреплено в ст. 2 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В ст. 4 этого Федерального закона установлена система муниципальных правовых актов, которую составляют устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

Совсем недавно трудно было представить, что взаимодействие региональных прокуроров с органами государственной власти субъектов Федерации в законотворчестве будет эффективной формой повышения качества разработки и принятия нормативных правовых актов для всех участников правотворческого процесса. Следует отметить, что в настоящее время уставами (конституциями) субъектов Федерации 77 прокуратур наделены правом законодательной инициативы. Подавляющее большинство городских и районных прокуратур субъектов Федерации уставами муниципальных образований также наделены правом нормотворческой инициативы. Формы взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти субъектов Федерации регламентированы в приказах Генерального прокурора РФ. В прокуратурах субъектов Федерации также разработаны и действуют организационно-распорядительные документы по вопросам сотрудничества в сфере правотворчества.

24 декабря 2010 г. состоялось совместное совещание Генеральной прокуратуры РФ и Министерства регионального развития РФ, на котором обсуждались вопросы, касающиеся взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления, проблемы, связанные с недостатком квалифицированных муниципальных кадров, и др.

По итогам совещания принято несколько решений, которые, по оценке его участников, в случае успешной их реализации способны существенно повлиять на ситуацию, сложившуюся в сфере муниципального нормотворчества.

В соответствии с поручением Генерального прокурора РФ в федеральных округах также проведены межведомственные совещания с участием прокурорских работников, представителей органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Федерации. В ходе этих встреч были обсуждены пути совершенствования взаимодействия территориальных органов власти и прокуратуры.

Органы местного самоуправления за последнее десятилетие, в ходе проводимых реформ, приняли большое количество нормативных правовых актов, затрагивающих различные сферы общественных отношений. Однако в регионах России, к сожалению, не сформирована еще качественная муниципальная правовая база. Зачастую это связано со слабой профессиональной подготовкой представителей органов местного самоуправления. Поэтому необходимо уделять должное внимание повышению квалификации, правовому обучению муниципальных служащих. Такая задача была поставлена и перед органами прокуратуры на совместном совещании Генеральной прокуратуры РФ и Министерства регионального развития РФ.

Интересна в этом направлении совместная деятельность прокуратуры Московской области и органов государственной власти Московской области по повышению качества муниципальных нормативных правовых актов и по профессиональной подготовке муниципальных служащих.

Между прокуратурой и органами государственной власти Московской области сложилось конструктивное взаимодействие. Регулярные рабочие встречи прокуроров с представителями органов государственной власти и муниципальных образований области, организованные по инициативе Министерства по делам территориальных образований Московской области, стали традиционными. Постоянный диалог областной и местной власти с участием органов прокуратуры - основа для успешного развития территории, что подтверждается конкретными положительными результатами этой работы.

Следует отметить, что прокуратура Московской области провела комплекс организационных мероприятий по совершенствованию и расширению форм взаимодействия с органами местного самоуправления, в их числе - проведение совместных занятий по повышению квалификации муниципальных служащих, осуществляющих разработку муниципальных правовых актов.

Для этих целей между областной прокуратурой и управлением Министерства юстиции РФ по Московской области заключено соглашение о взаимодействии в части систематического обмена информацией о не соответствующих федеральному законодательству нормативных правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления области.

Плодотворна также и совместная работа областной прокуратуры с Министерством по делам территориальных образований правительства Московской области. Сведения, предоставляемые Управлением Министерства юстиции РФ по Московской области и Министерством по делам территориальных образований Московской области, анализируются, а информация о допускаемых органами местного самоуправления нарушениях действующего законодательства при издании муниципальных правовых актов направляется городским и районным прокурорам в целях обеспечения законности в сфере муниципального нормотворчества.

Такой обмен информацией помогает оперативно выявлять недостатки как в организации работы нижестоящих прокуратур при осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов, так и в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления.

Нельзя оставить без внимания опыт областной прокуратуры в проведении совместных совещаний с представителями профильных министерств правительства Московской области и Управления Министерства юстиции РФ по вопросам регионального и муниципального нормотворчества. Такие мероприятия проводятся по актуальным вопросам правоприменительной практики, затрагивающей права и свободы граждан.

В целях повышения качества подготовки и оформления нормативных правовых актов используется и такая форма сотрудничества с органами государственной власти области, как участие прокуроров в стажировке, проводимой Московской областной думой для муниципальных служащих, где акцентируется внимание на проблемных вопросах муниципального нормотворчества, соблюдения правил юридической техники при подготовке законов и др. Участие сотрудников прокуратуры области в семинарах, проводимых Московской областной думой, носит систематический характер.

В первом полугодии 2011 г. облпрокуратура и горрайпрокуроры области провели межведомственное совещание с участием представителей правительства Московской области, Министерства по делам территориальных образований Московской области, Управления Министерства юстиции РФ по Московской области, отдельных органов местного самоуправления и иных заинтересованных лиц по вопросам законотворческой практики.

Практикуются рабочие встречи с представителями органов местного самоуправления в рамках выездов в городские и районные прокуратуры в целях проверки состояния их работы по осуществлению надзора за законностью нормативных правовых актов и правотворческой деятельности. Такие встречи позволяют разрешить наболевшие проблемы, связанные с нормотворческим процессом органов местного самоуправления, получить объективную информацию о недостатках в организации работы нижестоящих прокуратур и др.

На территории Московской области, в соответствии с постановлением губернатора Московской области "Об участии в проведении занятий в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования "Московский областной учебный центр "Нахабино", создана и успешно функционирует на протяжении 9 лет система взаимодействия между органами государственной власти области и названным учебным центром по обеспечению практической направленности занятий с государственными и муниципальными служащими. Ежегодно в проведении учебных мероприятий принимают участие свыше 200 руководителей и специалистов министерств, комитетов и управлений Московской области.

Для максимального приближения образовательного процесса к практической деятельности слушателей к участию в проведении занятий привлекаются сотрудники прокуратуры Московской области. В первом полугодии 2011 г. прокуроры выступали в учебном центре "Нахабино" по следующим темам: "Проблема оспаривания нормативных и ненормативно-правовых актов в судах общей юрисдикции", "Проблемы, возникающие при подготовке заявлений на привлечение к административной ответственности и рассмотрении их в судах".

Получены позитивные результаты и от совместной работы областной прокуратуры и Министерства по делам территориальных образований Московской области в части разработки модельных муниципальных правовых актов. Сборник типовых модельных муниципальных правовых актов был направлен всем городским и районным прокурорам в целях оказания помощи органам местного самоуправления в сфере нормотворчества.

Сотрудники отдела по надзору за законностью нормативных правовых актов и осуществлению правотворческой деятельности прокуратуры Московской области систематически участвуют в совещаниях, проводимых городскими и районными прокурорами по правовым вопросам. Так, в сентябре 2011 г. главы и председатели советов депутатов Волоколамского, Воскресенского и Мытищинского муниципальных районов отметили положительное влияние таких семинаров на нормотворческие процессы.

Несмотря на усилия региональной прокуратуры и областной власти по оказанию содействия органам местного самоуправления при разработке нормативных правовых актов проблемы еще остаются. Прокуроры в ходе проверок выявляют несовершенство законодательства в области формирования и исполнения местных бюджетов, установления налогов и сборов, оказания услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального комплекса и др.

Совместными усилиями прокуратуры и Министерства по делам территориальных образований Московской области удалось активизировать работу органов местного самоуправления муниципальных образований по своевременному внесению актов в регистр муниципальных нормативных правовых актов Московской области. В прошлом году горрайпрокуроры в адрес руководителей органов местного самоуправления нескольких муниципальных образований области внесли более 25 представлений об устранении нарушений законодательства о регистре муниципальных нормативных правовых актов; в отношении некоторых должностных лиц, ответственных за предоставление сведений, необходимых для ведения регистра, возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 19.7 КоАП.

В соответствии с Положением о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, а также Законом Московской области "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Московской области" органы местного самоуправления с января 2009 г. должны были начать работу по систематизации ранее принятых нормативных правовых актов с целью последующего занесения их в регистр. Вместе с тем результаты проводимых прокурорских проверок свидетельствуют о том, что до настоящего времени не все органы местного самоуправления надлежащим образом организовали работу по проведению мониторинга федерального и областного законодательства, принятию мер к устранению пробелов и коллизий правового регулирования.

Бездействие по приведению муниципальной нормативной базы в соответствие с действующим законодательством влечет за собой применение незаконных муниципальных правовых актов, что существенно нарушает права и свободы граждан. В частности, в некоторых муниципальных образованиях области действуют муниципальные нормативные правовые акты о порядке рассмотрения обращений граждан, утвержденные представительным органом местного самоуправления, что противоречит требованиям действующего федерального и областного законодательства. Так, ст. 3 ФЗ от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Нормативные правовые акты субъектов Федерации могут устанавливать также дополнительные положения и гарантии, направленные на защиту права граждан на обращение, но не противоречащие требованиям указанного Федерального закона.

Материалы проверок свидетельствуют, что есть случаи несвоевременного приведения муниципальных правовых актов в соответствие с вновь принятыми федеральными и областными законами. Такие нарушения допускаются представительными органами муниципальных образований в положениях о порядке расходования средств резервного фонда администрации. Однако п. 6 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации устанавливается исполнительным органом местного самоуправления - администрацией. Аналогичная норма закреплена в положениях о бюджетном процессе муниципального образования. Таким образом, представительный орган вторгается в компетенцию администрации и превышает свои полномочия.

Такая же ситуация складывается при принятии муниципальных нормативных правовых актов в части утверждения долгосрочных муниципальных целевых программ представительным органом местного самоуправления, что нарушает ст. 179 Бюджетного кодекса РФ.

Продолжая тему мониторинга законодательства, хотелось бы обратить внимание на проблему учета принимаемых нормативных правовых актов. Так, органы прокуратуры области, во исполнение Приказа Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. N 155 и Национального плана по противодействию коррупции, проводят сверки действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления, подлежащих приведению в соответствие с федеральным законодательством. Такие сверки проводятся систематически, а полученные сведения сопоставляются с данными Управления Минюста России по Московской области и Министерства по делам территориальных образований Московской области.

Однако предоставляемые городскими и районными прокурорами сведения о количестве принятых муниципальных правовых актов, основанные на информации органов местного самоуправления, существенно расходятся с данными Управления и Министерства. И на то есть существенные причины. Отсутствие на федеральном уровне закона о нормативных правовых актах до настоящего времени порождает много споров не только среди работников прокуратуры и судов, но и между уполномоченными органами по ведению регистра муниципальных правовых актов.

Залог успешной работы по формированию качественной нормативной базы - прежде всего заинтересованность всех участников нормотворческого процесса. В целях формирования единого подхода к вопросам отнесения муниципальных правовых актов к нормативным, в рамках совместной работы с органами государственной власти области и органами местного самоуправления на территории Московской области выработана позиция о целесообразности применения положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48. Согласно п. 9 указанного документа существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Анализ практики прокурорского надзора за соответствием издаваемых органами местного самоуправления муниципальных нормативных правовых актов действующему законодательству свидетельствует о том, что зачастую требования ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при разработке и принятии муниципальных нормативных правовых актов не соблюдаются. В основном нарушения допускаются при принятии актов по вопросам порядка осуществления деятельности органов местного самоуправления, право регулирования которого отнесено к полномочиям органов государственной власти; принятии муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы организации деятельности органов государственной власти, и т. д.

Хотелось бы обратить внимание на проблемы, связанные с опубликованием (обнародованием) принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку такие акты вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

При этом источник сведений о принятии нормативных актов - средства массовой информации, расположенные на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого принимали такой нормативный акт.

Изучение нормативных актов, принимаемых органами местного самоуправления, показало, что зачастую в них нет положений о необходимости опубликования принимаемого акта, что становится причиной его дальнейшего неопубликования. В отдельных нормативных актах есть ссылка на необходимость их размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет, который не является официальным источником опубликования нормативного правового акта.

Зачастую такие факты нарушают не только федеральное законодательство, но и требования уставов муниципальных образований, согласно которым муниципальные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Приведенные примеры раскрывают незначительную часть проблем, которые возникают при взаимодействии органов прокуратуры и местного самоуправления в сфере муниципального нормотворчества.

Отдел по организации взаимодействия с органами государственной власти, институтами гражданского общества, правового обеспечения и просвещения правового управления Генеральной прокуратуры РФ уделяет значительное внимание вопросам сотрудничества старших помощников прокуроров субъектов Федерации с региональными органами государственной власти и местного самоуправления в сфере муниципального нормотворчества. Подводя итоги изложенного, можно сделать вывод, что активизация совместных действий органов прокуратуры, региональных органов государственной власти и местного самоуправления будет способствовать обеспечению законности при подготовке нормативных правовых актов, повышению квалификации муниципальных служащих, участвующих в правотворческом процессе.

Название документа

Интервью: Нарушения закона при госзакупках - не ошибка чиновника, а злоупотребление

("Законность", 2012, N 2)

Текст документа

НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА ПРИ ГОСЗАКУПКАХ -

НЕ ОШИБКА ЧИНОВНИКА, А ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ

А. ПАЛАМАРЧУК

Интервью на эту тему корреспонденту журнала дал начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ А. Паламарчук.

- В последнее время одним из наиболее обсуждаемых на всех уровнях власти является вопрос противодействия правонарушениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Какова роль прокуратуры в наведении порядка в этой области?

- Рынок закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд представляет собой динамично развивающуюся масштабную сферу экономики с очень крупным ежегодным оборотом бюджетных денежных средств. Указанные обстоятельства делают эту сферу чрезвычайно привлекательной как для добросовестных участников экономической деятельности, так и для лиц, желающих обогатиться за счет государства путем осуществления различных махинаций. В связи с этим закономерно, что эта область общественных отношений находится под неусыпным вниманием органов прокуратуры. Кроме того, по поручению Президента России Генеральная прокуратура Российской Федерации в координации с иными уполномоченными органами осуществляет комплекс совместных мер по противодействию преступности на указанном рынке.

Организован постоянный мониторинг складывающейся ситуации; разработан и реализуется Межведомственный план с органами МВД России, ФСБ России, Росфинмониторинга, ФНС России и Следственным комитетом Российской Федерации; обеспечено постоянное информационное взаимодействие и проведение целевых проверочных мероприятий.

Основные усилия направлены на выявление и пресечение фактов хищения бюджетных средств, коррупционных проявлений при заключении и выполнении государственных и муниципальных контрактов, сговоров на рынке закупок.

Налаженный механизм взаимодействия и оперативного обмена информацией, а также принятые скоординированные меры позволили достигнуть определенных результатов. За последние два года по итогам совместных мероприятий возбуждено свыше тысячи уголовных дел практически во всех субъектах Федерации.

В связи с выявленными нарушениями закона вне уголовно-правовой сферы приняты иные меры реагирования. Так, в 2010 - 2011 гг. с целью устранения около 60 тыс. нарушений закона внесено 12 тыс. представлений, принесено около 2,5 тыс. протестов на незаконные правовые акты, по требованию прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено более 16 тыс. чиновников.

- Каким образом Вы можете охарактеризовать наиболее типичные нарушения на рынке закупок?

- Анализ проводимой работы свидетельствует о многочисленности и распространенности нарушений закона на всех стадиях закупочной деятельности. Продолжают фиксироваться факты размещения заказов вне установленных конкурсных процедур либо с их нарушением, нарушения порядка информационного обеспечения участников, установления в конкурсной документации незаконных требований к участникам размещения заказа, завышения цен при формировании конкурсной документации и заключении контрактов, неправомерного изменения их условий, ненадлежащего исполнения и приемки товаров, работ и услуг. Все эти нарушения порождены порочностью чиновников, которые в большинстве случаев действуют в интересах одного из участников торгов.

В числе регионов, где зафиксировано наибольшее количество нарушений закона, - Красноярский, Краснодарский и Пермский края, Владимирская, Омская, Московская, Кировская, Кемеровская, Курская, Новгородская, Оренбургская, Псковская, Ростовская, Самарская и Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ.

- Какие сферы наиболее уязвимы для преступлений на рынке закупок?

- Зоной особого внимания прокуроров стали вопросы обеспечения законности в сферах здравоохранения, ЖКХ, связи, строительства и транспорта.

Для пресечения нарушений закона прокуроры применяли и такие действенные меры реагирования, как обращение в суд с соответствующими заявлениями. Например, по иску прокурора Республики Бурятия признан недействительным государственный контракт, согласно которому коммерческая организация без необходимой лицензии на фармацевтическую деятельность поставила в республиканскую клиническую больницу технический кислород для использования в медицинских целях, чем были грубо нарушены требования действующего законодательства и создана реальная возможность наступления тяжких последствий.

В рамках проводимой работы осуществляется комплекс дополнительных мероприятий в жилищно-коммунальной сфере по выявлению правонарушений в действиях организаций-заказчиков, уполномоченных органов, аукционных комиссий и участников торгов. К примеру, в Краснодарском крае пресечена деятельность группы в составе руководителя муниципального учреждения и иных лиц, которые совершили хищение бюджетных средств на сумму более 350 млн. руб. с использованием подконтрольных организаций путем искусственного завышения объемов и стоимости работ. По итогам аналогичных мероприятий возбуждены и расследуются уголовные дела в Республике Башкортостан, Республике Саха (Якутия), Красноярском крае, Новосибирской области и других регионах.

- Можно ли выделить уровни власти, где нарушения в сфере размещения закупок наиболее распространены?

- Преимущественно факты неисполнения требований законодательства выявлены в действиях муниципальных заказчиков и бюджетных учреждений при размещении заказов для муниципальных нужд на стадиях проведения торгов и заключения контрактов.

Негативное влияние на состояние законности в сфере закупок оказывают выявляемые прокурорами незаконные правовые акты муниципальных органов и содержащиеся в них коррупциогенные факторы, позволяющие создавать преференции отдельным хозяйствующим субъектам и административные барьеры для других участников закупок. Вмешательство прокуроров с целью отмены таких актов потребовалось в Астраханской, Калужской, Орловской и Саратовской областях, Республиках Бурятия и Хакасия и других регионах.

Однако правонарушения в сфере закупок для государственных нужд установлены и в деятельности федеральных органов исполнительной власти. Вскрыты факты завышения цены контрактов, конфликта интересов при приемке работ. Неисполнение требований законодательства о закупках для государственных нужд установлено также в деятельности некоторых федеральных министерств и ведомств. По итогам проверок руководителям министерств и ведомств вносились представления с целью устранения выявленных нарушений и привлечения к ответственности виновных лиц, а в некоторых случаях материалы направлялись в следственные органы.

- Применяются ли правонарушителями какие-нибудь новые схемы и способы завладения бюджетными средствами на рынке закупок?

- Действительно, практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что постоянно придумываются новые мошеннические схемы в рассматриваемой сфере. Так, выявлены новые риски закупок в рамках функционирования единого общероссийского портала в сети Интернет и проведения электронных торгов. Например, в Московской области прокурор внес представление в адрес областного министерства экономики в связи с нарушениями законодательства при проведении аукциона в электронной форме путем некорректного ввода ключевых слов, что ограничивало возможности потенциальных участников для поиска интересующих их заказов.

По результатам проведенных межведомственных операций пресечены факты противоправной деятельности фирм-однодневок, используемых для удовлетворения потребностей теневого сектора экономики, и фирм-посредников, наличие которых влекло за собой искусственное увеличение стоимости товаров, работ и услуг.

- Всегда ли на должном уровне находится контроль со стороны уполномоченных органов в сфере размещения заказов?

- Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что правоохранительные и иные уполномоченные органы возложенные на них функции выполняют не всегда эффективно. Не на должном уровне находится оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по выявлению преступных действий в рассматриваемой области в некоторых регионах. Есть претензии у Генеральной прокуратуры Российской Федерации и к некоторым прокуратурам субъектов Федерации. Факты ненадлежащего осуществления предоставленных контрольных полномочий установлены в действиях региональных и муниципальных органов контроля.

- Какие меры планируется принять по повышению эффективности прокурорского надзора и координации действий иных правоохранительных и уполномоченных органов на этом направлении?

- В Генеральной прокуратуре Российской Федерации 12 октября прошлого года проведено координационное совещание руководителей правоохранительных органов по вопросу дополнительных мер, направленных на выявление, пресечение и расследование коррупционных преступлений в сфере размещения заказов. На нем определены конкретные действия и исполнители. Каждое министерство и ведомство, участвующее в реализации принятых решений, должно обеспечить их качественное и ответственное исполнение. Масштабная работа органов прокуратуры в этом направлении продолжается на системной основе.

Практически не бывает случаев, когда завышение цены госконтрактов, нарушение законодательства при проведении торгов является следствием ошибочных действий. В каждом случае завышения стоимости госзакупок обнаруживается злоупотребление полномочиями чиновников. Прокурорам субъектов Федерации необходимо активизировать прокурорский надзор за исполнением законов о госзакупках, выявлять и пресекать коррупционные схемы, направленные на завышение стоимости государственных закупок, незаконное завладение бюджетными средствами.

Название документа