Латинский нотариат в странах Восточной и Юго-Восточной Азии

(Мизинцев Е. Н.) ("Нотариус", 2012, N 1) Текст документа

ЛАТИНСКИЙ НОТАРИАТ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ <*>

Е. Н. МИЗИНЦЕВ

Мизинцев Евгений Николаевич, помощник нотариуса г. Москвы.

В данной статье рассматривается история латинского нотариата в государствах Восточной и Юго-Восточной Азии: Японии, Китайской Народной Республике, Республике Корея, Китайской Республике (Тайвань), Вьетнаме и Индонезии, а также правовые основы организации нотариата в указанных государствах в соответствии с современным законодательством.

Ключевые слова: латинский нотариат, история нотариата, сравнительное правоведение.

The present article considers history of Latin notariat in the states of Eastern and South-Eastern Asia: Japan, Republic of China (Taiwan), Vietnam and Indonesia and also legal fundamentals of organization of notariat in the said states in accordance with contemporary legislation.

Key words: latin notariat, history of notariat, comparative law.

Нотариат в государствах Восточной и Юго-Восточной Азии - Японии, Китайской Народной Республике, Республике Корея, Китайской Республике (Тайвань), Вьетнаме и Индонезии - представляет собой совершенно новое исследовательское поле для российской науки о нотариате, и на современном этапе ее развития возможно лишь в общих чертах осветить данный вопрос. Следует отметить, что правовые системы рассматриваемых государств значительно отличаются друг от друга и все они в той или иной степени носят смешанный характер. Вместе с тем заслуживает внимания высказанная рядом компаративистов идея об объединении этих правовых систем в рамках особой, "дальневосточной" правовой семьи <1>. Несмотря на условный характер подобного объединения, оно может послужить отправной точкой для настоящего исследования, цель которого - попытаться найти вектор, по которому развивается латинский нотариат в одном из регионов нашей планеты. -------------------------------- <1> Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. Т. I: Основы: Пер. с нем. М.: Междунар. отношения, 2000. В поздних публикациях Х. Кетц выражал сомнения в необходимости выделения дальневосточной правовой семьи вследствие существенных различий между японским и китайским правом. Восточно-азиатскую правовую семью выделяют японские ученые Kiyoshi Igarashi и Nobuyuki Yasuda. Они включают в нее правовые системы Тайваня, Республики Корея, Японии и КНР. См.: Igarashi K. Gibt es einen ostasiatischen Rechtskreis? // Ins Wasser geworfen und Ozeane durchquert: Festschrift fur Knut Wolfgang Norr. Koln, 2003. S. 419; Yasuda N. The Evolution of the East Asian Law Region // Vom nationalen zum transnationalen Recht. Heidelberg, 1995.

Нотариат в азиатских странах появился в эпоху Великих географических открытий в XVI - XVII вв. как один из институтов европейского права, принесенный португальскими, испанскими и голландскими колонизаторами. Практически повсеместно нотариусы принимали участие в экспедициях, фиксируя открытие новых земель и основание новых поселений <2>. Известно, что нотариусы сопровождали экспедицию Ф. Магеллана к Молуккским островам. В 1572 г. испанский нотариус Fernando Riquel засвидетельствовал факт основания колонии Манила на Филиппинах <3>. С 1620 г. осуществлял свою деятельность в Батавии (ныне - г. Джакарта) в Голландской Ост-Индии (Индонезии) нотариус Melchior Kerchem <4>. В 1630-е годы нотариус Duarte Rendyn действовал в испанской колонии на Тайване <5>. -------------------------------- <2> Самым известным примером этого является нотариальная запись, сделанная в октябре 1492 г. при высадке на остров Гуанахани нотариусом Родриго де Эсковедо с присутствовавшими в качестве свидетелей Христофором Колумбом и другими капитанами его экспедиции, зафиксировавшая принадлежность испанскому королю открытых земель. См.: Kathryn Burns. Into the Archive: Writing and Power in Colonial Peru. 2010. P. 1. <3> URL: http:// www. filipiniana. net/ ArtifactView. do? artifactID= P30000000001&query= %20Manila&page=173. <4> Balk G. L., Dijk F. van и др. The Archives of the Dutch East India Company and the Local Institutions in Batavia. BRILL. 2007. P. 74. <5> Weiying Gu. Missionary approaches and linguistics in mainland China and Taiwan. 2001. P. 118.

Достигнув Восточной Азии, европейцы открыли для себя страны с оригинальной многовековой культурой и традицией государственности и, следовательно, собственной правовой традицией. Колонизаторы столкнулись не с примитивным обычным правом, а с развитыми правовыми системами, опиравшимися на философско-религиозные концепции - конфуцианство, буддизм, ислам. Вместе с тем в восточных обществах не было норм права, которые защищали частнособственнические отношения, там превалировала государственно-общинная форма ведения хозяйства, и государство в силу этого доминировало над обществом <6>. По этой причине развитие нотариата в Азии пошло по иному пути, чем, например, в Южной и Центральной Америке, где нотариат, не встретив каких-либо конкурирующих с ним социальных институтов, давно стал неотъемлемой частью правовых систем множества стран <7>. -------------------------------- <6> Воскресенский А. Д. Политические системы и модели демократии на Востоке. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 18. <7> В Латинской Америке уже в XVI в. появились нотариусы из числа индейцев, которые составляли нотариальные акты на испанском языке. См.: Kathryn Burns. Into the Archive: Writing and Power in Colonial Peru. 2010. P. 1.

В течение длительного времени колониальные нотариусы обслуживали нужды международной торговли, а также выполняли множество других функций: работали секретарями судов, осуществляли запись актов гражданского состояния, принимали участие в сборе налогов и т. д. Колониальное законодательство Батавии обязывало нотариусов оказывать свои услуги любым обратившимся к ним лицам, в том числе местному населению, и даже, при определенных обстоятельствах, рабам. Часто коренные жители привлекались батавскими нотариусами в качестве свидетелей. Однако отношения между европейскими колонистами регулировались правом, основанным на праве метрополий, в то время как местное население продолжало использовать собственное традиционное право. Нотариусы в Голландской Ост-Индии редко осуществляли свою деятельность за пределами сообщества европейцев и не имели достаточных причин для того, чтобы изучать местное право. Только в 20-х годах XX в. в Индонезии появились адвокаты и нотариусы из числа местного населения <8>. -------------------------------- <8> Daniel S. Lev. Legal evolution and political authority in Indonesia: selected essays. 2000. P. 24, 246.

Во Вьетнаме нотариат появился как институт французской колониальной администрации (1884 - 1945 гг.). В 1945 г., после Августовской революции и последовавшей за ней французской агрессии против Вьетнама, большинство колониальных учреждений были ликвидированы, однако нотариат сохранился, хотя его деятельность была существенно затруднена отсутствием необходимого правового регулирования. В ходе Гражданской войны (1957 - 1975 гг.) Вьетнам был разделен на два государства. В то время как в Северном Вьетнаме нотариат был полностью ликвидирован, на юге, где была создана буржуазная Республика Вьетнам, нотариусы продолжали осуществлять свою деятельность. В 1975 г. Вьетнам был воссоединен, но в результате перехода к централизованной плановой экономике необходимость в нотариате отпала. В середине XIX в. свою колониальную политику в Восточной и Юго-Восточной Азии активизировали англичане, и в этом регионе появились территории, на которых до сих пор действует англосаксонская модель нотариата (notaries public): Гонконг (с 1844 г.), Сингапур и Малайзия. Оккупация Филиппин американцами после Испано-американской войны в 1898 г. принесла на Филиппины институт notary public, вытеснив действовавший там в соответствии с Законом о нотариате Испании 1862 г. латинский нотариат <9>. В XIX в. должность нотариуса на Филиппинах была очень прибыльной, так как все документы, перед тем как быть принятыми судом, должны были быть под присягой заверены у нотариуса. При этом должности нотариусов и судебных секретарей продавались, иногда даже на публичных торгах <10>. -------------------------------- <9> Newson L. A. Conquest and pestilence in the early Spanish Philippines. 2009. P. 26. <10> Bankoff G. Crime, Society and the State in the nineteenth century Philippines. 1996. P. 116 - 117.

В августе 1886 г. в Японии, реформировавшей свою правовую систему под влиянием французского права, был принят первый Закон о нотариате, на смену которому в 1908 г. пришел новый Закон о нотариате, действующий до настоящего времени <11>. В 1910 г. Японская империя установила протекторат над Кореей, а через несколько лет аннексировала ее. Несмотря на жесткую дискриминационную политику в отношении местного населения, японцы сыграли большую роль в модернизации корейской правовой системы, и таким образом в начале XX в. нотариат появился в Корее. С 1961 г. основу правового регулирования нотариата в Республике Корея составляет Закон о нотариате, усвоивший многие нормы японского нотариального права. В 1935 г. в Китайской Республике правительством Гоминьдана в бывшем в том время столицей Нанкине при судах были учреждены первые нотариальные конторы. При этом в качестве ориентира была избрана немецкая модель нотариата <12>. -------------------------------- <11> Kaiser A., Pawlita S. Das Notariat in Japan // Zeitschrift fur japanischen Recht. 2005. N 20. S. 164. <12> Tung-Pi Chen. The Chinese Notariat: An Overlooked Cornerstone of the Legal System of the People's Republic of China // The International and Comparative Law Quarterly. Vol. 35. N 1 (Jan., 1986). P. 63.

В 1954 г. нотариат был организован в Камбодже, бывшей французской колонии, и функционировал там до окончания гражданской войны в 1975 г. В декабре 2001 г. нотариат в Камбодже был восстановлен, и первый нотариус был назначен на должность постановлением Правительства Королевства Камбоджа <13>. -------------------------------- <13> По материалам сайта http://notarycambodia. com.

В 2001 г. латинский нотариат появился в Китайской Республике (Тайвань), где до этого, с 1940-х годов, удостоверительная деятельность осуществлялась государственными служащими при судах. В XX в. целая группа государств Восточной и Юго-Восточной Азии выбрала социалистический путь развития и учредила у себя государственный нотариат, ориентируясь на советскую модель. В 1949 г. в Китайской Народной Республике (КНР) были организованы нотариальные отделения при судах. Они были ликвидированы во время Культурной революции, однако в начале 80-х годов XX в. государственный нотариат в КНР был восстановлен и с тех пор последовательно развивался <14>. Итогом этого развития на сегодняшний день стал Закон о нотариате КНР от 2005 г., учредивший нотариальные конторы, действующие на принципах самофинансирования и самостоятельной ответственности. В Социалистической Республике Вьетнам (СРВ), где с конца 80-х годов проводятся экономические реформы, государственный нотариат был организован в 1991 г., однако в результате принятия в 2006 г. Закона о нотариате во Вьетнаме вновь появились частнопрактикующие нотариусы. -------------------------------- <14> Подробнее о правовом регулировании нотариата в КНР в соответствии с Временным положением о нотариате 1982 г. см.: Шепенко Р. Правовое регулирование нотариальной деятельности в КНР // Нотариальный вестник. 1998. N 2.

Несмотря на демократизацию политических систем многих восточноазиатских государств, произошедшую в конце XX в., государственный нотариат по-прежнему сохраняется в этом регионе. В настоящее время в КНДР существует только государственный нотариат, а в Монголии, во Вьетнаме и на Тайване нотариальные действия совершаются как государственными служащими, так и частнопрактикующими нотариусами. Существенным признаком, общим для правовых систем всех восточноазиатских государств, является сохранение правового наследия, полученного в эпоху империализма. Рецепция европейского права шла двумя путями: либо прямо, в результате колонизации территорий европейцами или японцами, либо косвенно, когда присутствие европейцев было стимулом для модернизации, включавшей в себя реформу правовой системы с заимствованием западных моделей <15>. Первый вариант возникновения нотариата имел место в Индонезии и Вьетнаме, второй - в Японии и Китае. Немецкое право оказало влияние на ныне действующий Закон о нотариате Японии 1908 г. <16>, в свою очередь, влияние японского права заметно в правовом регулировании нотариата в Республике Корея. С 1993 г. активную помощь в реформировании нотариата во Вьетнаме оказывают французские специалисты <17>. На французское право ориентируется также действующее законодательство о нотариате Тайваня и Индонезии <18>. -------------------------------- <15> Law and Legal Institutions of Asia. Traditions, adaptations and innovations. Edited by Ann Black and Gary Bell. 2011. P. 7. <16> Meryll Dean. Japanese Legal System. Second edition. 2002. P. 270. <17> URL: http:// moj. gov. vn/ en/ ct/ Lists/ InternationalNews/ View_Detail. aspx? ItemID=72. <18> Sriro A. I. Sriro's Desk Reference of Indonesian Law. 2006. P. 241 - 270; Law and Legal Institutions of Asia. Traditions, adaptations and innovations. Edited by Ann Black and Gary Bell. 2011. P. 291.

Таким образом, в настоящее время в Восточной и Юго-Восточной Азии представлены все существующие ныне типы нотариата - англосаксонский, государственный и латинский, представленный в нескольких, значительно отличающихся друг от друга формах. Роль, которую играет нотариат в гражданском обороте, значение и удельный вес тех или иных нотариальных действий в практической деятельности нотариусов значительно различаются в каждом из рассматриваемых государств. В целом предъявление менее строгих требований к форме сделки можно отнести к одной из отличительных черт правовых систем дальневосточных стран. Простая письменная форма сделок позволяет во многих случаях обходиться без участия нотариуса. В качестве примера можно привести регулирование формы завещания в азиатских странах. Гражданское законодательство Японии (ст. 968 - 970 ГК Японии), КНР (ст. 17 Закона о наследовании КНР) и Вьетнама (ст. 659 ГК СРВ) предусматривает, что завещание может быть составлено в простой письменной форме и, в случае опасности для жизни завещателя, даже в устной форме. По данным на 2003 г., японскими нотариусами было совершено в общей сложности 3 282 913 нотариальных действий (включая 241 423 случая вручения документов и 903 386 случаев предоставления документов для ознакомления). Наиболее распространенным действием было удостоверение времени предъявления документов (1 217 953), удостоверение сделок (398 443), удостоверение юридических фактов и подлинности подписи (191 030) и совершение исполнительной надписи (116 600) <19>. В Японии обязательная нотариальная форма предусмотрена только для очень немногих сделок, а юридическое сопровождение сделок с землей и корпоративных отношений осуществляется другой группой специалистов - shiho shoshi (аналог адвокатов) <20>. -------------------------------- <19> Kaiser A., Pawlita S. Das Notariat in Japan // Zeitschrift fur japanischen Recht. 2005. N 20. S. 183. <20> Kaiser A., Pawlita S. Das Notariat in Japan // Zeitschrift fur japanischen Recht. 2005. N 20. S. 172.

Во Вьетнаме, где совершение некоторых наиболее простых нотариальных действий (свидетельствование верности копии, свидетельствование верности подписи) возможно также органами исполнительной власти - Народными комитетами, основную массу нотариальных действий составляет удостоверение сделок. Так, в течение двух лет (2008 и 2009 гг.) частнопрактикующими нотариусами на всей территории Вьетнама было совершено 1 485 550 нотариальных действий, среди которых около 750 000 составило удостоверение договоров купли-продажи и аренды недвижимости, около 70 000 - удостоверение завещаний, соглашений о разделе наследства, заявлений об отказе от наследства <21>. -------------------------------- <21> По материалам сайта http://www. mekongnet. ru.

В Китайской Республике (Тайвань) наиболее распространенным нотариальным действием является удостоверение договоров аренды, а также свидетельствование аффидевита (показаний под присягой) и свидетельствование верности перевода. Наиболее значимую роль нотариат играет в Индонезии, где основной задачей нотариусов является удостоверение сделок с землей. Центральное место в правовой системе Индонезии занимает введенный голландцами Гражданский кодекс 1848 г. <22>. Он основан на Французском гражданском кодексе и устанавливает обязательную нотариальную форму для множества сделок, к которым, в частности, относятся добрачные соглашения (ст. 147), признание детей, родившихся вне брака (ст. 176), продажа, дарение, раздел, залог недвижимого имущества (ст. 617), соглашение о разделе наследственного имущества (ст. 1074) и т. д. Нотариальное удостоверение требуется при протесте векселя в неакцепте и неплатеже (ст. 143 Коммерческого кодекса), учреждении обществ с ограниченной ответственностью (ст. 7 Закона об ООО) и некоторых других юридических лиц. Множество случаев обязательного участия нотариуса предусматривает также Основной аграрный закон 1960 г. <23>. -------------------------------- <22> Правовая система Индонезии в значительной степени вестернизирована и практически не подвергалась влиянию конфуцианства. Однако ее рассмотрение в рамках дальневосточной правовой семьи представляется вполне оправданным для целей данного исследования. <23> Bell G. F. Indonesia. The challenges of legal diversity and law reform // Law and Legal Institutions of Asia. Traditions, adaptations and innovations. Edited by Ann Black and Gary Bell. 2011. P. 291; Sriro A. I. Sriro's Desk Reference of Indonesian Law. 2006. P. 62 - 64.

Значительное количество нотариальных действий в Китае (до 30%) и Японии (до 30% по отдельным нотариальным действиям) составляют нотариальные действия с иностранным элементом. Увеличение потока инвестиций в эти страны влечет активное развитие законодательства, регулирующего деятельность совместных предприятий. Другой причиной этого можно назвать распространение межнациональных браков и усыновления детей иностранцами. В настоящее время КНР является мировым лидером по количеству усыновляемых детей, при этом законодательство предусматривает обязательное нотариальное удостоверение ряда документов в процессе усыновления. Специфика правового мышления населения азиатских стран создает определенные препятствия для развития нотариата. Нотариат, как и многие другие институты романо-германского права, не имеет глубоких корней в их правовой культуре, он был принесен "извне" как одно из проявлений вестернизации. Согласно господствующей в литературе позиции азиатским странам в целом свойственна недооценка позитивного права как социального регулятора <24>. В соответствии с конфуцианской доктриной право не является первенствующим средством социального контроля. Общество должно руководствоваться прежде всего нормами морали. Исследователи отмечают, что одной из черт, присущих дальневосточной правовой семье, является стремление к избеганию конфликтов, а в случае их возникновения - к полюбовному улаживанию споров без обращения в государственные органы. Предупреждение споров и сокращение нагрузки на суд является одной из важнейших задач нотариата, однако это не влечет за собой большой потребности в нотариате, так как жители азиатских стран предпочитают использовать иные, более близкие им по духу способы избежать обращения в суд. Так, в Японии заключению сделки обычно предшествует длительное общение контрагентов. При заключении сделки часто привлекаются уважаемые лица в качестве свидетелей. В случае возникновения спора используются различные примирительные процедуры и т. д. <25>. Глубокие исторические корни имеют традиции несудебного улаживания споров путем привлечения посредников в Китае: в течение веков споры между соседями разрешались старейшинами деревень, споры между представителями одной профессии разрешались авторитетными членами профессионального сообщества и т. д. <26>. Давнюю историю и широкое распространение имеют институты альтернативного разрешения конфликтов в Японии, где более 40% гражданских дел не доходят до суда, получая свое разрешение через негосударственные формы урегулирования споров <27>. Исследователи отмечают еще одну особенность правовых систем азиатских стран: все они имеют культурный или идеологический базис, действующий таким образом, что эффективность "права из книг" может быть значительно уменьшена или сведена на нет <28>. Исторически в Азии отсутствовали условия для возникновения аналогичных нотариату институтов. В Китае деспотизм на долгие века законсервировал хозяйственно-атомизированное общество с господством натурального и мелкотоварного производства. Экономические отношения в подобном обществе не нуждались в более развитой, более мощной регулятивной силе, чем обычай, традиция, признаваемые и поддерживаемые государством. При этом китайское обычное право отличалось чрезвычайной пестротой в различных районах обширного государства <29>. В течение длительного времени в Китае отсутствовали профессии и должности юристов. Юридической, если можно так выразиться, практикой занимались чиновники <30>. В период длительного колониального или полуколониального положения в большинстве восточноазиатских стран было затруднено развитие демократического капитала, консервировались отсталые формы общественных отношений, происходило обезземеливание крестьян. Большая часть собственности оказалась в руках монополистической и компрадорской буржуазии, которая в незначительной степени нуждается в услугах нотариата. -------------------------------- <24> См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 2009; Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. М.: Волтерс Клувер, 2010; Igarashi K. Gibt es einen ostasiatischen Rechtskreis? // Ins Wasser geworfen und Ozeane durchquert: Festschrift fur Knut Wolfgang Norr... Koln, 2003. S. 428. Однако в литературе можно встретить мнение о том, что представление о "неюридическом" характере восточных культур, о неразвитости правового мышления на Востоке является сильно преувеличенным. См., например: Еремин В. Н. История правовой системы Японии. М., 2010. <25> Baum H. Japan: Economic Success and Legal System. Berlin, 1996. P. 190. <26> Hsuing J. C., Levine S. I. China's Bitter Victory: The War with Japan, 1937 - 1945. M. E. Sharpe, Inc. 1992. P. 281. <27> Колтунова Н. В. Краткая характеристика правовой системы Японии. По материалам сайта http://www. proknadzor. ru. <28> Law and Legal Institutions of Asia. Traditions, adaptations and innovations. Edited by Ann Black and Gary Bell. 2011. P. 17. <29> История государства и права зарубежных стран / Под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. М., 1998. Гл. 31. <30> Сугибин В. А. Китай. Гражданское, торговое и семейное право. М., 2007. С. 12.

Тем не менее, оценивая развитие латинского нотариата в Восточной Азии в целом, следует отметить его интенсивность в последние два десятилетия вследствие развития национальной экономики и интернационализации экономических процессов как в Тихоокеанском регионе, так и во всем мире. Оно выражается прежде всего в принятии новых законов о нотариате: на Тайване (2001 г.), в Камбодже (2001 г.), в Индонезии (2004 г.), в КНР (2005 г.), во Вьетнаме (2006 г.). На Востоке постепенно приходит понимание нотариата как объективно необходимого общественного института, услуги которого могут быть полезны большинству граждан и юридических лиц. Несмотря на то что в рассматриваемых государствах имеются существенные различия в организации нотариата, нотариальные органы этих государств обладают рядом общих признаков. Их совокупность позволяет описать некую (пусть достаточно условную и абстрактную) модель "азиатского" латинского нотариата, отражающую развитие нотариата в этом регионе нашей планеты. В соответствии с континентально-европейской традицией основу правового регулирования нотариата составляет нормативно-правовой акт в форме закона, содержащий в себе как нормы, регулирующие основы организации нотариата, так и нормы, регулирующие вопросы нотариальной процедуры. Как правило, закон о нотариате включает в себя от 70 до 90 статей и позволяет выделить в нем общую и особенную части. В целом азиатские законы о нотариате демонстрируют большое структурное сходство. Общая часть содержит основные определения, нормы, регулирующие правовой статус нотариуса, условия и порядок назначения на должность нотариуса, условия и порядок отстранения нотариуса от должности, основные права и обязанности нотариуса. Далее содержатся нормы, касающиеся организации нотариальных округов, статуса помощников нотариуса и т. д. Особенная часть включает в себя нормы, посвященные нотариальной процедуре: общие правила совершения нотариальных действий и правила совершения отдельных нотариальных действий. Последние главы закона посвящены контролю над нотариальной деятельностью и юридической ответственности нотариуса. Данная последовательность (с определенными отклонениями в каждом конкретном случае) представлена в действующих законах о нотариате Вьетнама, Республики Корея, Индонезии, Японии и КНР. В отличие от России, где значение государственного нотариата в настоящее времени уже незначительно, во многих азиатских странах государственный нотариат продолжает составлять конкуренцию частнопрактикующим нотариусам. Так, на Тайване существуют как нотариусы при судах, являющиеся государственными служащими и получающие фиксированную заработную плату, так и свободные нотариусы. Они обладают равным объемом полномочий, а удостоверенные ими нотариальные акты имеют одинаковую юридическую силу. В Монголии действует около 170 негосударственных нотариусов, помимо них нотариальную деятельность осуществляют около 300 государственных служащих при окружных судах <31>. Во Вьетнаме приблизительно из 600 действующих нотариусов только около 140 являются частнопрактикующими. Кроме того, конкуренцию нотариальным конторам составляют вышеупомянутые Народные комитеты - органы исполнительной власти на уровне провинции. Приблизительно в 30 провинциях Вьетнама из 64 нотариальные конторы не учреждены, и их функции полностью выполняют Народные комитеты. При этом проблемы государственного нотариата во Вьетнаме во многом схожи с проблемами государственного нотариата в России. Как отмечает Чан Ле Хонг, "в настоящее время государственный нотариат встречает многие проблемы, связанные с удостоверением договоров, в том числе договоров купли-продажи недвижимости, например проблемы неясности законодательства, слабого уровня подготовки нотариусов, их сильной перегруженности и т. д." <32>. Вьетнамская пресса сообщает о многочасовых очередях в государственные нотариальные конторы. Следствием этого является то, что многие клиенты готовы дополнительно платить за совершение нотариального действия без очереди, а недобросовестные нотариусы путем необоснованного отказа в совершении нотариального действия провоцируют клиентов на уплату дополнительных средств для совершения нотариального действия <33>. Вследствие бюрократических трудностей первые негосударственные нотариальные конторы были организованы только спустя год после принятия Закона о нотариате 2006 г., уровень информированности граждан о деятельности частнопрактикующих нотариусов остается низким, имеет место недоверие населения к негосударственному нотариату. -------------------------------- <31> Yanjinkhorloo D. National Report Mongolia // Notarius International. 1-2/2004. P. 29. <32> Чан Ле Хонг. Договор купли-продажи по законодательству России и Вьетнама: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. <33> См., например: Thu Huong. High fees, terrible service at notaries. По материалам сайта http://myvietnamnews. com.

В целом для азиатских стран характерно незначительное количество нотариусов на душу населения: 1 на 230 тыс. в Японии, 1 на 120 тыс. в Китае, 1 на 130 тыс. во Вьетнаме. На Тайване, где проживают около 23 млн. человек, осуществляют свою деятельность лишь около 150 частнопрактикующих нотариусов. Помимо уже названных причин, в некоторых странах это можно объяснить неравномерным экономическим развитием городов и сельских территорий. Так, описывая нотариат в Индонезии, Д. Лев и Р. МакВей отмечают, что "нотариусы сконцентрированы в больших городах. Их деятельность резко сокращается за пределами городской коммерческой активности" <34>. Во Вьетнаме с момента учреждения латинского нотариата в июле 2007 г. негосударственные нотариальные конторы появились только в трех крупнейших городах - Кантхо, Хошимине, Ханое, а также в провинции Ба Риа-Вунг. В половине провинций Вьетнама еще нет ни государственных контор, ни частнопрактикующих нотариусов, и нотариальные функции выполняют органы исполнительной власти <35>. -------------------------------- <34> Lev D. S., McVey R. Making Indonesia. Essays on Modern Indonesia in Honor of Goerge MtKahin. 1996. P. 145. <35> См.: Nghia Dan. Notariat: une activite de plus en plus professionnalisee. 2010. По материалам сайта: http:// lecourrier. vnagency. com. vn/ default. asp? page= newsdetail&newsid=61350.

Доступ к профессии нотариуса

Во всех рассматриваемых государствах для назначения на должность нотариуса требуется наличие соответствующего гражданства (за исключением Республики Корея <36>), а также высшее юридическое образование <37>. Наиболее существенные требования для назначения на должность нотариуса представлены в таблице. -------------------------------- <36> Требование обязательного гражданства Республики Корея для лиц, осуществляющих нотариальную деятельность, было отменено в 1998 г. <37> Только Закон о нотариате Японии не содержит прямого указания на это.

Таблица 1

Нормативно - Мин. и Практический Прохождение Иные требования правовой макс. опыт работы специального акт возраст в нотариате экзамена

Япония Ст. 12 - 13 20 - 70 6-месячная Предусмотрен Закона о практика письменный нотариате экзамен 1908 г. <*>

Республика Ст. 12 не не требуется не требуется На должность Корея (РК) Закона о установлен нотариуса нотариате <**> назначаются лица, 1961 г. имеющие статус судьи, прокурора или адвоката <***>

Тайвань Ст. 25 до 70 не требуется не требуется Необходимо пройти (КР) Закона о государственный нотариате экзамен по праву, 2001 г. а также 6-месячные курсы подготовки

не требуется требуется 4-месячные курсы подготовки

не требуется не требуется Необходим опыт работы адвокатом, а также прохождение курсов подготовки

Китай Ст. 18 - 19 25 - 65 не менее 2 не требуется Необходимо пройти (КНР) Закона о лет государственный нотариате экзамен по 2005 г. праву <****> не менее 1 не требуется года (при наличии практического опыта в сфере права сроком не менее 3 лет)

не требуется не требуется (для лиц, занимающих высокие должности в сфере юридического образования и науки либо имеющих практический опыт в сфере права сроком не менее 10 лет)

Вьетнам Ст. 13 - 16 не 12 месяцев не требуется Требуется (СРВ) Закона о установлен <*****> обязательное нотариате прохождение 2007 г. курсов подготовки нотариусов в течение 6 месяцев <*****>. Необходимо наличие практического опыта в сфере права сроком не менее 5 лет (включая время стажировки в нотариальной конторе и прохождения курсов подготовки нотариусов)

Индонезия Ст. 3 27 - 65 не менее 12 не требуется Помимо степени Закона о (67) месяцев бакалавра права нотариате необходима 2004 г. степень магистра по специальности "нотариат" (the Notary Major), срок обучения по которой составляет два года <******>

<**> В соответствии с поправками в Закон о нотариате Республики Корея, которые вступят в силу в 2012 г., предельный возраст для осуществления нотариальной деятельности составит 75 лет, а необходимый стаж работы по юридической специальности составит 10 лет. <***> В результате реформы юридического образования, проведенной в Республике Корея 2007 г., там была организована система, во многом схожая с японской: для допуска к юридической практике необходимо получение четырехлетнего юридического образования в университете, а также дополнительного двухлетнего образования в специально созданных "Школах права", конкурс в которых очень высок, после чего требуется сдать экзамен на право заниматься юридической практикой. Ежегодно около 2000 человек получают право заниматься юридической практикой. <****> Государственный экзамен по праву - единый экзамен для лиц, желающих работать в сфере права. К прохождению экзамена допускаются лица, имеющие гражданство КНР и высшее юридическое образование. Экзамен был введен в 2002 г., заменив собой экзамены, предусмотренные для различных юридических профессий. В 2002 г. экзамен успешно прошли только 8% претендентов, в 2006 г. - 11,8% <39>. -------------------------------- <39> URL: http:// www. ncbex. org/ uploads/ user_docrepos/ BEMayChineseLawyers. pdf.

<*****> От обязательного прохождения курсов подготовки нотариусов и последующей стажировки в нотариальной конторе освобождаются лица, имеющие опыт работы судьей, прокурором, следователем или адвокатом в течение трех лет, а также лица, имеющие ученое звание профессора или доцента кафедры права (ст. 15 Закона о нотариате СРВ). <******> Нотариус - это единственная юридическая профессия в Индонезии, для доступа к которой требуется прохождение специальной программы подготовки в университетах после получения высшего юридического образования <40>. -------------------------------- <40> URL: http:// www. aseanlawassociation. org/ Hikmahanto_Juwana. pdf.

Таким образом, формальные требования, предъявляемые законодательством азиатских стран к лицам, желающим стать нотариусами, в целом ниже, чем в большинстве континентально-европейских стран <41>, однако из этого не следует делать вывод, что доступ к профессии нотариуса в этих странах прост. Функцию квалификационного экзамена, предусмотренного для кандидатов на должность нотариуса, в Японии, Республике Корея и Китае выполняет единый для многих юридических профессий государственный экзамен по праву, прохождение которого представляет собой серьезное испытание. Кроме того, законодательство Китая, Вьетнама и Тайваня предусматривает "альтернативный" путь к профессии нотариуса, без прохождения обязательной стажировки - для лиц, имеющих большой практический опыт в сфере права либо занимающихся преподавательской деятельностью в сфере права <42>. Можно сделать вывод, что законодательство таких развитых государств, как Япония, Республика Корея, Тайвань, устанавливает относительно низкие требования для лиц, желающих стать нотариусами. Сложившаяся в этих государствах практика препятствует замещению должности нотариуса непрофессионалами. При этом в развивающихся государствах (КНР, Вьетнам, Индонезия), где уровень образования населения ниже, законодательство предъявляет более высокие требования к кандидатам на должность нотариуса, включающие прохождение стажировки в нотариальной конторе. Социологами установлено, что для развивающихся, переживающих активную модернизацию стран с переходным политическим режимом характерен более высокий уровень преступности в сравнении как с традиционными странами, так и с развитыми (модернизированными) странами <43>. В развивающихся странах возрастает роль правоохранительной функции нотариата и по объективным причинам требуется установление более высоких барьеров для лиц, желающих осуществлять нотариальную деятельность. -------------------------------- <41> Для сравнения: необходимый срок стажировки кандидата в Германии - 3 года, в Чехии - 5 лет, в Нидерландах - 6 лет, в Австрии - 7 лет. <42> Подобный способ формирования нотариального корпуса предусмотрен также законодательством ряда европейских стран, где латинский нотариат был организован после нескольких десятилетий существования государственного нотариата, например, в Польше и Чехии. <43> Яковлев А. М. Социальная структура общества и право: Учеб. пособие. М.: Норма, 2009. С. 313.

Следует учитывать, что для азиатских стран характерно в целом незначительное количество юристов в обществе. Во многих странах Азии юридическое образование продолжает считаться элитарным, а государство строго контролирует деятельность юридических вузов и факультетов <44>. Если в Японии и Республике Корея прослеживается тенденция искусственного ограничения количества практикующих юристов, то в Китае и Вьетнаме, наоборот, количества имеющихся юристов еще недостаточно для нужд быстроразвивающейся экономики <45>. По данным на 2002 г., во Вьетнаме, где проживают около 89 млн. человек, только около 62 тыс. имели степень бакалавра права, при этом качество юридического образования во Вьетнаме является невысоким <46>. Вместе с тем исследователи отмечают, что общей тенденцией для азиатских стран является возрастающая "профессионализация" всех групп юристов, повышение их профессионального уровня и корпоративной независимости <47>. -------------------------------- <44> В настоящее время в КНР всего около 240 юридических вузов и факультетов, в Японии - около 100, в Китайской Республике - около 30, в Республике Корея - 25. При этом в России свыше 1000 вузов готовят по специальности "юриспруденция". <45> URL: http:// www. law. kobe-u. ac. jp/ lawrev/ 2005ji. pdf. <46> URL: http:// epress. anu. edu. au/ as/ pdf/ ch07.pdf. <47> Law and Legal Institutions of Asia. Traditions, adaptations and innovations. Edited by Ann Black and Gary Bell. 2011. C. 15.

Общей для правового регулирования нотариата в рассматриваемых государствах является норма, в соответствии с которой назначение нотариуса на должность осуществляют органы юстиции: министр юстиции (ст. 11 Закона о нотариате Японии; ст. 11 Закона о нотариате Республики Корея; ст. 18 Закона о нотариате Вьетнама), министр юстиции и прав человека (ст. 22 Закона о нотариате Индонезии), Министерство юстиции (ст. 21 Закона о нотариате КНР). Только в Китайской Республике (Тайвань) назначение нотариусов осуществляется Судебным Юанем <48>. При этом законодательство рассматриваемых государств не предусматривает такого важного полномочия у нотариальных палат, как предложение кандидатур для последующего назначения на должность нотариуса либо представление заключения относительно претендентов на должность нотариуса, которое имеет большое значение при назначении нотариусов во многих европейских странах. -------------------------------- <48> Судебный Юань - высший орган судебной власти Китайской Республики, одна из пяти ветвей власти. Судебный Юань управляет государственной судебной системой; в его прерогативы входят все гражданские, уголовные и административные дела, в том числе связанные с дисциплинарными нарушениями должностных лиц.

Контроль за нотариальной деятельностью

Правовое регулирование нотариата в азиатских государствах отличается тем, что органы юстиции обладают широкими полномочиями по контролю над нотариатом, в то время как органы нотариального самоуправления не обладают достаточными полномочиями в этой сфере. Законодательство азиатских стран предусматривает различные формы контроля над нотариатом, в том числе и не известные российскому законодательству. Статья 27 Закона о нотариате СРВ устанавливает, что организация нотариальной конторы частными нотариусами происходит только с разрешения Народных комитетов провинции и после последующей регистрации Департаментом юстиции провинции. Статья 17 Закона о нотариате Республики Корея предусматривает, что, если нотариус желает организовать контору или сменить ее местоположение, он должен получить на это разрешение министра юстиции. Министр юстиции имеет право давать указания нотариусу в случае неправильного осуществления нотариусом своих обязанностей, а также делать нотариусу предупреждения, если действия нотариуса не соответствуют его статусу, независимо от того, связаны ли они с его должностными обязанностями или нет (ст. 79 Закона о нотариате Республики Корея). Статья 83 Закона о нотариате предусматривает, что министр юстиции может налагать на нотариусов следующие административные наказания: выговор, штраф размером до 1 млн. вон, временное отстранение от должности сроком не более года, прекращение полномочий. К числу способов, с помощью которых органы юстиции Кореи могут контролировать нотариат, можно также отнести срочный характер полномочий нотариуса, установленный ст. 15 Закона о нотариате Республики Корея: срок осуществления полномочий нотариуса составляет пять лет, но он может быть переназначен на эту должность. Каждый раз, когда нотариус переназначается, срок его полномочий составляет три года. В соответствии со ст. 80 Закона о нотариате Японии министр юстиции может принимать меры, если нотариус нарушает свои должностные обязанности или ведет себя недостойно, например не уплачивает членские взносы в нотариальную палату. В качестве наказаний предусматривается: выговор, денежный штраф в размере до 100 тыс. иен, отстранение от должности на срок до одного года, перевод на другую должность, окончательное отстранение от должности. Закон о нотариате КНР (ст. 41, 42) предусматривает привлечение нотариуса и нотариальной конторы к административной ответственности органом юстиции провинции за ряд нарушений (дискредитирование других нотариальных контор, взыскание пошлины с нарушением установленных законом размеров, совершение нотариального действия в отношении себя или близких родственников и т. д.). К административным наказаниям, применяемым в отношении нотариусов, относятся: выговор, денежный штраф до 10 тыс. юаней, отстранение от должности на срок от 3 до 12 месяцев. В отношении нотариальных контор применяются: выговор, штраф до 100 тыс. юаней, прекращение нотариальной деятельности на срок от 3 до 12 месяцев. Кроме того, существенным является различие в порядке лишения нотариуса полномочий - практически во всех рассматриваемых странах он административный. Так, ст. 12 Закона о нотариате Индонезии предусматривает освобождение нотариуса от должности на основании решения министра юстиции по рекомендации Центрального наблюдательного совета <49>. Статья 24 Закона о нотариате КНР предусматривает отстранение нотариуса от должности органом юстиции провинции по ходатайству местного органа юстиции. Статья 15 Закона о нотариате Японии предусматривает освобождение нотариуса от полномочий на основании решения министра юстиции. Аналогичная норма установлена в ст. 14 Закона о нотариате Республики Корея. При этом в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате (ст. 12) принудительное лишение полномочий частнопрактикующего нотариуса возможно только по решению суда. -------------------------------- <49> Центральный наблюдательный совет - орган по контролю над нотариатом, включающий в себя трех представителей от Правительства, трех представителей от нотариального сообщества и трех представителей от научных организаций (ст. 76, 77 Закона о нотариате Индонезии).

В Китайской Республике (Тайвань) контроль над нотариальной деятельностью осуществляется Судебным Юанем. В случае нарушения нотариусом закона или дисциплины Комиссия по дисциплине Судебного Юаня может наложить на нотариуса взыскание в виде выговора, штрафа, приостановления полномочий или освобождения от должности. Закономерным следствием широких полномочий государственных органов по контролю над деятельностью нотариата является недостаточное участие в данной сфере организаций нотариального самоуправления. Так, согласно п. 2 ст. 77 Закона о нотариате Республики Корея объединения нотариусов могут быть учреждены для совершенствования и содействия унификации нотариальной деятельности, урегулирования вопросов, касающихся обучения и деловых связей в сфере нотариата, для сохранения высокого положения нотариата. В соответствии с положениями Вводного постановления к Закону о нотариате Японии задачами Нотариальной палаты Японии является развитие системы нотариата, повышение качества нотариальных услуг, повышение уровня образования нотариусов. При этом контроль в сфере нотариальной деятельности осуществляется министром юстиции, который делегирует свои полномочия территориальным органам юстиции, и распространяется как на профессиональную деятельность, так и на частную жизнь нотариуса, если он ведет ее не соответствующим положению нотариуса образом (ст. 74, 76 Закона о нотариате Японии). В соответствии со ст. 4 Закона о нотариате КНР нотариальные объединения являются организациями самоконтроля нотариата, они действуют в соответствии с уставом и осуществляют надзор за деятельностью нотариальных контор и нотариусов, однако, как отмечается в литературе, в настоящее время государственные органы доминируют в вопросах контроля над нотариатом в КНР <50>. Таким образом, можно сделать вывод, что законодатели азиатских стран не спешат наделять организации нотариального самоуправления полномочиями по контролю за нотариатом и привлечению нотариусов к ответственности за нарушение профессиональных обязанностей. -------------------------------- <50> Werthwein S. Das neue Beurkundungsgesetz und die offentliche Beurkundung in der VR China // Zeitschrift fur chinesisches Recht. 2007. S. 198.

В качестве своеобразной формы контроля за деятельностью нотариусов можно рассматривать практику осуществления нотариальной деятельности несколькими нотариусами в одной конторе, которая имеет место в некоторых азиатских странах. Статья 8 Закона о нотариате КНР устанавливает, что в нотариальной конторе должны осуществлять свою деятельность как минимум два нотариуса. Один из них является ответственным руководителем нотариальной конторы и утверждает некоторые решения работающих с ним нотариусов, например об отказе в совершении нотариального действия (ст. 49 Положения о нотариальном производстве КНР). Закон о нотариате СРВ предусматривает две формы, в которых может быть организована деятельность нотариусов, - нотариальное бюро и нотариальная контора (ст. 23 - 27). Нотариальное бюро учреждается и расформировывается по решению Народного комитета на уровне провинции. Бюро возглавляет один из нотариусов, оно имеет собственную печать и банковский счет. Название нотариального бюро включает в себя порядковый номер и название соответствующей провинции или города. Нотариальная контора может быть организована одним нотариусом или двумя и более в форме партнерства. Нотариальная контора возглавляется одним из нотариусов и действует на принципе финансовой независимости на основе средств, переданных самими нотариусами, нотариальных тарифов и иных законных источников доходов. Учреждение нотариальной конторы требует одобрения Народного комитета на уровне провинции. Совместная работа нескольких нотариусов в одной конторе распространена также в Японии (по данным на 2005 г., 545 нотариусов осуществляли свою деятельность в 301 конторе <51>) и на Тайване (11 нотариальных контор, где работает несколько нотариусов). -------------------------------- <51> Kaiser A., Pawlita S. Das Notariat in Japan // Zeitschrift fur japanischen Recht. 2005. N 20.

Заключение

На сегодняшний день нотариальные организации Японии, Китая и Индонезии уже являются членами Международного союза нотариата. Кроме того, негосударственные нотариусы действуют в Китайской Республике (Тайвань), Республике Корея, Вьетнаме (СРВ) и в Монголии. Рассматриваемые государства существенно различаются как по уровню экономического развития, так и по политическому режиму. Однако экономические, социальные, демографические показатели азиатских стран позволяют уверенно говорить об их больших перспективах в XXI в. <52>. -------------------------------- <52> Суммарное значение номинального ВВП рассматриваемых стран составляет около 11 592 трлн. долл. - около 18% от общемирового. В рассматриваемых странах проживает около 1,9 млрд. человек - около 28% от общей численности населения Земли.

Рассматривая организацию нотариата в азиатских странах, можно отметить творческий подход к правовому регулированию нотариата, который демонстрируют законодатели в этой сфере. Каждый из рассматриваемых нотариатов по-своему оригинален, отсутствует механический перенос чужого опыта на свою национальную почву. Сила вековых традиций препятствует "клонированию" права, а "импортированные" идеи и правовые институты смешиваются с местными <53>. Несмотря на процессы правовой глобализации, азиатские государства во многом сохраняют самобытность своих правовых систем. При этом азиатским законодателям присущи отсутствие резких движений в области реформирования нотариата, постепенное внедрение новых правовых институтов с сохранением старых. -------------------------------- <53> Law and Legal Institutions of Asia. Traditions, adaptations and innovations. Edited by Ann Black and Gary Bell. 2011. P. 22.

Как отметил президент Международного союза нотариата Э. Галлино на Первом азиатском нотариальном форуме, прошедшем в Токио 19 - 20 июля 2010 г., "сейчас Азия демонстрирует миру прекрасный пример того, какие результаты могут принести решительность, трудолюбие и энтузиазм. Для того чтобы обеспечить процветание и придать уверенности нашим гражданам, прежде всего молодому поколению, профессия нотариуса, образно говоря, ставит свою печать на этом новом азиатском экономическом ландшафте" <54>. Поэтому не стоит исключать, что нотариат азиатских стран еще послужит источником позитивного опыта для российского нотариата. -------------------------------- <54> URL: www. uinl. org.

Название документа