Организация отбора кадров в органы прокуратуры в СССР в середине 60-х годов XX в. (на примере Новгородской области)

(Захаров А. Ю.) ("История государства и права", 2012, N 2) Текст документа

ОРГАНИЗАЦИЯ ОТБОРА КАДРОВ В ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ В СССР В СЕРЕДИНЕ 60-Х ГОДОВ XX В. (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) <*>

А. Ю. ЗАХАРОВ

Захаров Алексей Юрьевич, аспирант Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

В настоящей статье исследуются условия организации подбора кадров для органов прокуратуры Новгородской области в середине 60-х годов XX в. Проводится анализ требований, предъявляемых к претендентам на занятие должности помощника прокурора.

Ключевые слова: Новгородская область, кадровый состав органов прокуратуры, требования для кандидатов.

In the present article conditions of the organization of selection of shots for bodies of Office of Public Prosecutor of the Novgorod region in the mid-sixties of the XX-th century are investigated. The analysis of requirements shown to applicants for lesson of a post of the assistant to the public prosecutor is conducted.

Key words: the Novgorod region, personnel structure of bodies of Office of Public Prosecutor, the requirement for candidates.

В настоящее время ведутся ожесточенные споры об уровне высшего образования в нашей стране. С приходом рыночной экономики многие учебные заведения превратились в коммерческие организации, в которых за определенную фиксированную сумму можно получить диплом установленного образца, вот только знания, получаемые студентами в таких вузах, оставляют желать лучшего. Многие люди средних лет с ностальгией произносят: "Советское образование было эталоном качества, не то что сейчас". Вот пример подробного отчета о прохождении стажировки студенткой вуза в органах прокуратуры Новгородской области: "24 июля 1969 года в прокуратуру Новгородской области принята на должность стажера студентка 3-го курса заочного факультета Свердловского юридического института Тускова Лилия Лавровна. Зачислена она в штат Демянской межрайонной прокуратуры, где и проходит стажировку по настоящее время. 6 - 8 января 1970 года проверена работа Тусковой за все время ее стажировки" <1>, - указывает старший помощник прокурора по кадрам. -------------------------------- <1> ГАНО. Ф. Р-3997. Оп 3. Д. 645. С. 100.

Прежде всего, стоит отметить, что стажировка студентов в прокуратуре Новгородской области и районах проходила по определенному плану. Студентам 2 - 4-го курсов поручали самостоятельно разбирать материалы проверки по уголовным делам, составленным сотрудниками милиции, разрешать жалобы граждан и поддерживать государственное обвинение в судах различных уровней. Так, Л. Л. Тусковой за время прохождения практики проделана следующая работа: "Разрешено - 13 жалоб. Проверено - 5 материалов и поддержаны государственные обвинения по 11 уголовным делам. Проверка материалов Тусковой сводится в основном к составлению постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. 4 материала по фактам обнаружения трупов (ненасильственной смерти) поступили из милиции проверенные" <2>. -------------------------------- <2> Там же.

Такое серьезное отношение к прохождению стажировки студентов вызвано скорее напряженной кадровой обстановкой, описанной выше, нежели желанием показать основные принципы деятельности работников прокуратуры на практике. "За весь период работы Тускова проверила 13 жалоб и заявлений. Проверка их вызывает серьезные замечания. Все они подписываются лично товарищем Тусковой, где она именует себя помощником прокурора" <3>. -------------------------------- <3> Там же.

Из приведенной критики со стороны помощника по кадрам видно, что уровень подготовки студентов должен был быть на очень высоком уровне: "К поддержанию государственных обвинений по уголовным делам Тускова готовится, делает выписки, пишет тезисы выступлений по политической оценке вида преступлений, но плана речи у нее нет" <4>. -------------------------------- <4> Там же.

Далее приведен пример поддержания государственного обвинения Л. Л. Тусковой в суде: "8 января 1970 года в народном суде Демянского района слушалось уголовное дело по обвинению Егорова, Ларионова по части 2 статьи 206 и 210 УК РСФСР и Иванова по части 2 статьи 206 УК РСФСР. Государственное обвинение по делу поддерживала товарищ Тускова. Я прослушала весь процесс и речь Тусковой. В процессе Тускова ведет себя неактивно, хотя подсудимые отрицали свою вину, Тускова не старалась выяснить истину по делу" <5>, - указывает на недостатки помощник прокурора по кадрам. -------------------------------- <5> Там же. С. 101, 103.

Данное утверждение о неактивном участии в уголовном процессе представляется по меньшей мере спорным, поскольку даже хорошо теоретически подготовленный студент может растеряться на заседании суда. Далее приводятся конкретные примеры допущенных ошибок: "Речь Тусковой была непоследовательной, имеющиеся доказательства проанализированы плохо, допущены юридические ошибки. Обвиняя Ларионова и Егорова по части 2 статьи 206 и 210 УК, она не разграничила их вину конкретно, а просила суд Егорову по части 2 статье 206 и 210 УК РСФСР определить 5 лет лишения свободы, Ларионову - по части 2 статьи 206 и 210 УК РСФСР 4 года лишения свободы. Егоров и Ларионов в прошлом судимы. Причем Ларионов совершил преступление в период отбытия срока наказания. Практикантка Тускова не сказала о присоединении неотбытого срока" <6>. -------------------------------- <6> Там же. С. 103 - 104.

Помимо высказанного выше предположения о растерянности студентки Тусковой в судебном заседании также стоит добавить о личностях подсудимых. Оба в прошлом судимы, а один из них совершил очередное преступление, находясь в местах лишения свободы, что говорит об особой дерзости подсудимых, и на основании этих данных можно сделать вывод, что во время предварительного следствия и судебного слушания подсудимые вели себя развязно. Однако высокий уровень знаний и профессиональная подготовка являлись лишь составной частью при отборе сотрудников в органы прокуратуры того времени. Особое внимание уделялось также моральным качествам претендентов: "Прокурор Н. Н. Алмосов и его заместитель Лукашев говорили, что студентка Тускова проявляет нескромность в обращении с окружающими. Например, в парикмахерской не стоит в очереди, заявляя, что она помощник прокурора и у нее нет времени. Не смогла обеспечить доставку дров на свою квартиру, пошла к председателю районного исполкома. За то, что прокурор района не дал ей машину, обратилась с жалобой на него к председателю народного контроля, по пустяковым вопросам обращается к РК КПСС" <7>. -------------------------------- <7> Там же. С. 104.

Пристальное внимание уделялось даже приобретению личных вещей: "Как пояснил заместитель прокурора Лукашев в селе Марево, студентка Тускова вместе с адвокатом Павловой пришла на склад Районного потребительского союза, чтобы приобрести себе кофту, и Павлова ее представляла там как помощника прокурора" <8>. -------------------------------- <8> Там же.

Конечно, поведение студентки Тусковой является вызывающим, однако в исследуемый период встречались случаи, когда сотрудники органов прокуратуры Новгородской области в быту проявляли себя намного аморальнее. Хотя если оценивать поступки студентки Тусковой с бытовой стороны, то они вполне объяснимы. Молодая девушка хочет лишь обустроить свой быт, при этом не совершая никаких противоправных действий. Однако совокупность всех негативных примеров, приведенных выше, привела к однозначному решению о дальнейшем прохождении стажировки студентки Тусковой: "Прокурор Н. Н. Алмосов возражает против перевода Тусковой на самостоятельную работу и оставления ее в Демянской прокуратуре. С учетом изложенного, мнения районного прокурора Н. Н. Алмосова и личных качеств студентки Тусковой, отсутствия у нее прилежания к работе, считаю, что ее следует уволить из органов прокуратуры Новгородской области" <9>. -------------------------------- <9> Там же. С. 104 - 105.

Таким образом, оценивая приведенный пример, можно с уверенностью сказать, что профессиональному отбору кадров в органы прокуратуры Новгородской области придавалось большое значение. Помимо высокого уровня теоретических знаний, кандидат должен был обладать высокими морально-этическими качествами, такими как честность, ответственность, целеустремленность. Однако при этом имелись и положительные примеры. Так, в справке о проверке работы помощника прокурора Демянского района Сивых Сергея Федоровича говорилось следующее: "В соответствии с Вашим указанием (прокурора области), мною, прокурором следственного отдела Чадаевым, произведена проверка работы помощника прокурора Демянского района С. Ф. Сивых. С. Ф. Сивых работает в прокуратуре Демянского района с 13 октября 1969 г. Учится заочно на 5-м курсе юридического факультета Ленинградского государственного университета" <10>. -------------------------------- <10> Там же. С. 104.

Сразу можно отметить, что студент заочного отделения уже определился с выбором профессии и в связи с этим получал высшее образование. Кроме того, Ленинградский государственный университет с момента своего образования отличался высоким уровнем требовательности к своим студентам, что является знаком качества. Помимо этого студент 5-го курса, скорее всего, попал в органы прокуратуры Новгородской области по системе распределения, которая существовала в то время, и к моменту распределения уже имел практический опыт работы в органах прокуратуры. "За период своей работы С. Ф. Сивых поддержал в суде обвинение по 14 уголовным делам, в том числе в выездных сессиях по 5 делам. К участию в рассмотрении каждого дела готовится. В наблюдательных производствах имеются выписки из материалов дела. Судя по записям в протоколах судебного заседания, С. Ф. Сивых в процессе ведет себя активно, задает вопросы по существу" <11>. Хотя данный пример, конечно, не может быть рассмотрен по аналогии предыдущего, поскольку помощник прокурора Демянского района С. Ф. Сивых уже находился на должности, хотя и обучался в высшем учебном заведении, но уже прошел отбор и зарекомендовал себя с положительной стороны. -------------------------------- <11> Там же. С. 167.

"Совместно с комитетом народного контроля им проведена проверка законности разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях в Демянском РОВД. При этом были выяснены нарушения законности. По результатам проверки составлена справка, которая будет рассмотрена на заседании комитета народного контроля. При проверке соблюдения трудового законодательства в Лычковском промышленном комбинате были выявлены нарушения трудового законодательства и составлен проект представления. Проводилась иная работа по указанию прокурора района" <12>. -------------------------------- <12> Там же.

Как видно из данного документа, С. Ф. Сивых представлял собой уже не студента, впервые проходившего практику, а вполне полноценного специалиста, способного справляться с поставленными задачами. Таким образом, можно отметить, что вновь прибывший сотрудник отличался высоким уровнем теоретических и практических знаний и мог успешно выполнять функции помощника прокурора одного из районов. Однако, несмотря на это, за молодыми кадрами все равно осуществлялся контроль: "Вместе с тем С. Ф. Сивых еще имеет очень незначительный практический опыт в работе, и ему пока необходима помощь прокурора района. В настоящее время такая помощь ему оказывается" <13>. -------------------------------- <13> Там же. С. 167 - 168.

Резюмируя два приведенных примера, можно утверждать, что к выпускникам вузов того времени предъявляли высокие требования. Вновь прибывший сотрудник должен был отличаться не только высоким уровнем знаний, но и способностью применения их на практике. Помимо этого, новоиспеченный работник должен был положительно характеризоваться и с бытовой стороны, отличаться высоким уровнем правосознания и моральными качествами.

Название документа