Двойные стандарты в сфере частной юридической практики - почва для коррупции, и укрепление адвокатуры, как института гражданского общества, для преодоления сложившегося дуализма (тезисы выступления к заседанию рабочей группы президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества 21 ноября 2010 г.)
(Семеняко Е. В.) ("Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ", 2011, N 4) Текст документаДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ЧАСТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ - ПОЧВА ДЛЯ КОРРУПЦИИ, И УКРЕПЛЕНИЕ АДВОКАТУРЫ, КАК ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЛОЖИВШЕГОСЯ ДУАЛИЗМА
(ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ К ЗАСЕДАНИЮ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО СТРУКТУРАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 21 НОЯБРЯ 2010 Г.)
Е. В. СЕМЕНЯКО
Семеняко Е. В., президент ФПА РФ.
1. Адвокатура - институт гражданского общества. Факторы, тормозящие ее развитие
1.1. Одной из острейших проблем современной России, таящей угрозу общенационального масштаба, является коррупция. Федеральный закон "О противодействии коррупции" определяет место и роль институтов гражданского общества, контроль гражданского общества в системном противостоянии этому опасному явлению, которое является тормозом в развитии государства и общества. Объявленный руководством страны курс на преодоление всеобщей отсталости России предполагает модернизацию всего уклада нашей жизни. В числе необходимых условий реализации этого стратегического плана названы: развитие гражданского общества, совершенствование законодательства и государственного управления, правоохранительной и судебной систем <1>. -------------------------------- <1> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. N 214(5038). 2009. URL: http://www. rg. ru/sujet/3955.php.
1.2. Развитие гражданского общества невозможно представить без совершенствования, развития и укрепления всех его институтов, в том числе адвокатуры. Адвокатура как институт гражданского общества является сообществом адвокатов, на которое государством возложена функция оказания на профессиональной основе квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Осуществление адвокатурой публичной функции по защите частного интереса предполагает обязательное участие адвоката в оказании гражданам квалифицированной юридической помощи бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, и в защите граждан в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. Ежегодно адвокаты выполняют до одного миллиона поручений и оказывают бесплатную юридическую помощь 150 - 200 тысячам малоимущих граждан. До 40 тысяч адвокатов участвуют в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению, обеспечивая отправление правосудия по 80% уголовных дел, расследуемых правоохранительными органами и рассматриваемых судами. За последние 10 лет российская адвокатура упрочила свои позиции и авторитет в обществе и в государстве, укрепилась организационно и значительно пополнила свои ряды. По состоянию на 1 января 2011 г. численность адвокатуры составила 65 111 действующих адвокатов и 2877 адвокатов с приостановленным статусом. Однако по сравнению с адвокатскими сообществами современных демократических государств она продолжает оставаться малочисленной. Например, корпорация адвокатов США насчитывает более 500 тысяч человек, т. е. почти в 10 раз больше при соотношении населения США и России примерно 2:1. В Великобритании численность населения в 3 раза меньше, чем в России, но количество адвокатов составляет около 30 тысяч барристеров и солиситоров. 1.3. Государственное управление в сфере оказания квалифицированной юридической помощи характеризуется двойными стандартами. Дуализм управления проявляется в следующем. С одной стороны, сформирована государственная политика в сфере адвокатуры, и она управляется государством через Министерство юстиции Российской Федерации, которое осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры. С другой стороны, наблюдается отсутствие государственного влияния на формирование рынка юридических услуг и его правовое регулирование, полная либерализация допуска в сферу оказания квалифицированной юридической помощи любых лиц, желающих оказывать ее на профессиональной основе. Из действующего российского регулирования вытекает, что в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого юридического бизнеса, соответствующие регулятивные функции должны осуществлять Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Однако последние реально никогда не обеспечивали, не обеспечивают и не намереваются обеспечивать правовое регулирование предпринимательской юридической деятельности, ее соответствие профессиональным стандартам и этическим нормам. Очевидно, что система государственного управления в сфере частной юридической практики нуждается в совершенствовании. Представляется, что функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в этой сфере в силу ее специфики должны быть сосредоточены в одних руках. 1.4. Законодательная неурегулированность российского рынка юридических услуг и ограничение организационно-правовых форм адвокатской деятельности явились тормозом в развитии отечественной частной юридической практики. Они не способствуют эффективному развитию и росту престижа отечественных адвокатуры и юридического бизнеса, повышению роли российских юристов и самой России на международном уровне. Неоправданное ограничение организационно-правовых форм адвокатской деятельности уже давно препятствуют объединению адвокатов и юристов-предпринимателей в единую корпорацию. 1.5. Осуществляемое в России совершенствование правоохранительной и судебной систем не затрагивает связанных с ними проблем института представительства. Адвокатура - элемент современного правосудия. А оно в идеале состоит из независимого судьи, государственного обвинителя и независимого адвоката. Судебные органы неоднократно выражали озабоченность тем, что судьям при рассмотрении дел приходится сталкиваться с неквалифицированным представительством. В пользу введения адвокатского судебного представительства косвенно говорит и зарубежный опыт. К примеру, доступ в суды юристам без соответствующей лицензии закрыт в США. В Германии такие специалисты могут представительствовать в суде только по делам с ценой иска до 5 тысяч евро. Несколько лет назад простых юристов перестали пускать на пороги судов Франции. В настоящее время по этому же пути идет Швейцария. В России же установилась система, при которой в области гражданского, арбитражного, административного и отчасти конституционного судопроизводства представительство вправе осуществлять практически неограниченный круг лиц, как обладающих, так и не обладающих необходимыми познаниями и опытом в области права. Таким образом, право на квалифицированную юридическую помощь и право на справедливое судебное разбирательство в Российской Федерации остаются декларативными правами, не обеспеченными четким законодательным регулированием. Данная проблема касается не только судебного представительства, но и представительства интересов граждан в правоохранительных органах, органах государственной власти и органах местного самоуправления. 1.6. Несовершенство законодательного регулирования и дуализм государственного управления в сфере оказания квалифицированной юридической помощи тормозят развитие адвокатуры как института гражданского общества. Теряется смысл приобретения статуса адвоката в условиях свободной частной юридической практики, которую на профессиональной основе может оказывать любой желающий. Кроме того, подобная ситуация способствует разрастанию коррупционной среды: не имея должных знаний, опыта и не неся обязанности соблюдать требования закона и профессиональной этики, такие лица могут быть склонны к использованию внеправовых средств для достижения "нужного решения", не рискуя понести при этом профессиональную ответственность.
2. Коррупциогенные факторы в сфере частной юридической практики
2.1. По данным, опубликованным в средствах массовой информации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации привлекли к уголовной ответственности в 2010 г. 48 адвокатов, в том числе 35 адвокатов за совершение коррупционных преступлений <1>. -------------------------------- <1> URL: http:// www. stopcrime. ru/ investigations/ 95/ 4963.php.
2.2. В числе коррупциогенных факторов в адвокатской деятельности правоохранительные органы и практикующие адвокаты чаще всего называют: - коррупционный сговор с адвокатами сотрудников правоохранительных органов, в том числе следователей, а также представителей судебной системы <1>; -------------------------------- <1> Демешин Д. В., заместитель прокурора Ростовской области. Соблюдение антикоррупционного законодательства при осуществлении адвокатской деятельности // Сборник материалов научно-практической конференции на тему "Роль институтов гражданского общества в противодействии коррупции", 30 июня 2011 г., г. Ростов-на-Дону (организаторы: Администрация Ростовской области, ФПА РФ, Главное управление МЮ РФ по Ростовской области, АП Ростовской области). С. 10.
- доступ к адвокатскому статусу выходцев из правоохранительных органов со значительным опытом работы и деформированным сознанием <1>; -------------------------------- <1> Там же. С. 11.
- возможность приобретения статуса адвоката лицами, ранее судимыми за совершение умышленных преступлений <1>; -------------------------------- <1> Галоганов А. П. Вопросы дисциплинарной практики в российской адвокатуре // Там же. С. 23.
- посредничество адвокатов в совершении коррупционных преступлений <1>; -------------------------------- <1> Демешин Д. В. Соблюдение антикоррупционного законодательства... С. 11.
- отсутствие контроля в структурных подразделениях органов дознания и органов предварительного следствия по выявлению "карманных адвокатов" <1>; -------------------------------- <1> Резник Г. М. Коррупция как бизнес и стиль жизни // Там же. С. 18 - 19.
- невозможность эффективного оказания адвокатом квалифицированной юридической помощи в обществе, пронизанном коррупцией (пониженный уровень спроса на услуги, свободные от коррупционной составляющей) <1>; -------------------------------- <1> Плотников И. В., адвокат АП Ростовской области. Адвокатура и коррупция: элементы соотношения // Там же. С. 52 - 53.
- несоблюдение правоохранительными и судебными органами установленного адвокатскими палатами порядка участия адвокатов в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению, способствующее формированию материальной зависимости адвоката от конкретного следователя, судьи - "работодателей" и их коррупционному сговору, взращиванию "карманных адвокатов". 2.3. Состояние коррупционной преступности среди юристов (не адвокатов), частнопрактикующих в качестве индивидуальных предпринимателей либо в составе отечественных юридических фирм и международных юридических компаний в России неизвестно в силу указанных выше недостатков государственного управления и правового регулирования. Учет и анализ коррупционной преступности в сфере частной юридической практики отсутствует. В то же время информация о преступлениях, совершаемых частнопрактикующими юристами и юридическими фирмами, регулярно появляется в средствах массовой информации, на информационных правовых сайтах в Интернете. По данным Росстата, объем платных правовых услуг населению, оказанных на внутреннем российском рынке отечественными юристами-предпринимателями и юридическими фирмами, в 2008 г. составил 102 млрд. руб. <1> -------------------------------- <1> Объем платных услуг населению по видам услуг (динамические таблицы) // сайт Федеральной службы государственной статистики (http:// www. gks. ru/ scripts/ db_inet/ dbinet. cgi? pl= 1812003).
Импорт юридических услуг в Россию международными юридическими компаниями в 2008 г. составил 454 637 долл. (13,6 млрд. руб.) <1>. -------------------------------- <1> На основе данных ЦБ РФ.
Традиционная адвокатура в денежном выражении зарабатывает, по разным оценкам, 5 - 10% от объема всего рынка платных юридических услуг <1>. -------------------------------- <1> Любимов Ю. С. Мы находимся в настолько запущенной стадии с исторической точки зрения, что необходимы не хирургические, а нейрохирургические движения // Интервью журналу "Секрет Фирмы". 2010. N 9(301).
Питательная среда для коррупционной преступности в сфере частной юридической практики вполне достаточная. Ситуация усугубляется еще и тем, что эта сфера пополняются за счет слабо подготовленных юристов многочисленных учебных заведений, в том числе неюридического профиля, юристов, не реализовавших себя на государственной службе, работников правоохранительных, судебных и иных органов, уволенных по дискредитирующим основаниям, а также бывших адвокатов, чей статус прекращен в дисциплинарном порядке, и др. Например, за период с 2003 по 2010 г. включительно статус адвоката прекращен по дискредитирующим основаниям 3333 адвокатам. Надо полагать, что все они продолжают заниматься частной юридической практикой на профессиональной основе.
3. Участие адвокатуры в противодействии коррупции
3.1. Борьба с коррупцией - непрофильная задача адвокатуры. Однако учитывая, что адвокатская корпорация является наиболее организованным и многочисленным институтом гражданского общества, о чем свидетельствуют некоторые исследования институтов гражданского общества <1>, она может использовать действующие механизмы участия общественных организаций в профилактике коррупции <2>. -------------------------------- <1> Сараев Н. В., сотрудник центра противодействия коррупции РЮИ РПА МЮ РФ. Роль и значение институтов гражданского общества в противодействии коррупции: криминологические аспекты // Сборник материалов научно-практической конференции на тему "Роль институтов гражданского общества в противодействии коррупции", 30.06.2011, г. Ростов-на-Дону. <2> Там же.
К ним можно отнести: - участие в антикоррупционной экспертизе законодательных и нормативно-правовых актов и их проектов; - антикоррупционный мониторинг действующих правовых норм по вопросам адвокатуры и адвокатской деятельности; - участие в системе антикоррупционного правового просвещения граждан; - участие в работе центров бесплатной юридической антикоррупционной помощи.
4. Выводы
4.1. Адвокатура - один из инструментов гражданского общества в противодействии коррупции. 4.2. Дуализм правового регулирования в сфере частной юридической практики ослабляет институт адвокатуры, так как профессиональная деятельность юристов (не адвокатов) находится за пределами государственного регулирования, что создает свободный доступ к частной юридической практике всех желающих, а статус адвоката становится бессмысленным. Двойные стандарты в сфере частной юридической практики - почва для коррупции. 4.3. Объединение всех субъектов частной юридической практики в единую адвокатскую корпорацию, распространение на них профессиональных и этических стандартов, корпоративной дисциплины должно быть положено в основу государственной политики по укреплению института адвокатуры. Оно существенно сузит коррупционную среду в сфере частной юридической практики.
Название документа Интервью: Адвокаты за единство практики ("Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ", 2011, N 4) Текст документа
АДВОКАТЫ ЗА ЕДИНСТВО ПРАКТИКИ <*>
Е. В. СЕМЕНЯКО
Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Е. В. Семеняко считает, что адвокатские стандарты могут быть приняты за основу при реформировании сферы юридической помощи.
- Евгений Васильевич, Минюст обещал к концу 2010 г. разработать концепцию реформы адвокатуры, о которой еще год назад так много говорилось со всех трибун, но почему-то вокруг этой темы в последние месяцы воцарилась какая-то странная тишина. Что случилось? Это временная пауза, потому что не складывается концепция? По каким-то причинам решили повременить с реформой? А то, может, и вовсе от нее хотят отказаться? - Думаю, что в Министерстве юстиции существует некая иерархия задач, и есть такие, которые надо решать в первую очередь, но от своих планов, насколько нам известно, Минюст не отказался. Более того, у нас есть договоренность о совместной работе в этом направлении, и в Федеральной палате соответствующие исследования ведутся. Что же касается реформирования адвокатуры, то в действительности речь идет о реформировании сферы квалифицированной юридической помощи. На протяжении по меньшей мере последних пяти лет Федеральная палата адвокатов РФ неоднократно обращала внимание Минюста и других инстанций на необходимость урегулирования деятельности всех лиц, оказывающих юридическую помощь. Дело в том, что наряду с адвокатами, деятельность которых регулируется специальным законом (имеется в виду Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"), юридические услуги, а также судебное представительство у нас в стране вопреки общепринятым стандартам де-факто оказывают так называемые частные юристы, коммерческие структуры, включая иностранные юридические фирмы, и даже лица, вовсе не имеющие юридического образования. Деятельность всех этих "вольных тружеников правового поля" никоим образом не регулируется. Такая ситуация неизбежно ведет к дезорганизации, к анархии и, что особенно неприемлемо, постоянно подпитывает коррупцию во всей правовой системе. С удовлетворением, как говорится, могу отметить, что новое руководство Минюста вполне адекватно оценивает сложившуюся ситуацию и видит возможности ее изменения на сходных с ФПА позициях. Так, заместитель министра юстиции Юрий Сергеевич Любимов прямо отметил, что конечной целью реформирования является создание единой корпорации юристов на основе адвокатского статуса. Однако возникает вопрос: каким путем должна решаться эта задача - одномоментным актом, когда все практикующие юристы в одночасье будут названы адвокатами, или этот процесс должен происходить поэтапно? Лично мне больше импонирует второй вариант. На начальном этапе целесообразно было бы обеспечить так называемую монополию адвокатуры на судебное представительство с некоторыми разумными исключениями. Кстати, необходимо отметить, что идея такой монополии нашла значительную поддержку среди судей. Одновременно надо установить необходимый правовой контроль за деятельностью юридических фирм и юристов-индивидуалов в сфере консалтинговых услуг. Кроме того, ввести запрет на оказание юридических услуг лицами, не имеющими необходимого юридического образования.
- Оправданны ли такие меры в отношении "неадвокатов" и почему адвокатской практикой нельзя заниматься, не будучи членом особой корпорации? - Убежден, что вполне оправданны. Как я уже говорил, для "частных юристов", и тем более для лиц без юридического образования, позиционирующих себя в качестве индивидуальных предпринимателей, а иногда и действующих просто подпольно, не существует обязательных профессиональных и этических стандартов и официальной ответственности перед своими клиентами. Можно сказать так: их единственный контролер - их собственная совесть. А между тем оказание квалифицированной юридической помощи, как известно, имеет публично-правовой характер и не может отождествляться с частнокоммерческой деятельностью. А контроль за ее осуществлением не может ограничиваться самоконтролем. Не будет лишним напомнить, что Конституция РФ гарантирует каждому квалифицированную юридическую помощь. И общепризнано, что предназначение адвокатуры в том и состоит, чтобы обеспечить такую помощь. Гарантировать же подлинный профессионализм, необходимые этические стандарты, контроль за качеством работы и призвано действующее на основе особого Закона профессиональное сообщество юристов-адвокатов.
- Вы лично что бы реформировали в адвокатуре и в упомянутом Законе? И чего бы трогать не стали ни в коем случае? - Если откровенно, я бы очень мало что менял в нашем Законе. И я вообще против словоупотребления "реформа адвокатуры". Оно сбивает с толку даже специалистов: люди начинают думать, что реформа - это изменение принципа, и значит, собираются ломать всю систему. А наша-то задача как раз состоит в том, чтобы, скорректировав "тонкость настройки" системы правового регулирования новой сферы работы адвокатов, сохранить коренные принципы, провозглашение которых нам далось очень непросто. Ведь мы - единственная страна не только в Европе, но и в мире, которая в этом Законе зафиксировала, что допуск к адвокатской профессии должен осуществляться органами адвокатского самоуправления. Заметьте, не лицензированием какими-то комиссиями, не приказом или иным актом министра юстиции или иного лица, а именно органами адвокатского сообщества. Только этот орган вправе дать заключение, что претендент прошел квалификационное испытание, соответствует профессиональным и этическим стандартам, предъявляемым адвокатам, и мы берем его в свои ряды. И принятие решения о прекращении статуса адвоката также относится к исключительной компетенции органа самоуправления. То есть мы впервые на совершенно новой для нашей страны основе гарантировали и отдельному адвокату, и корпорации в целом независимость, что является самым важным в адвокатской профессии. Кстати, именно эти положения Закона вызывают наибольшее раздражение у противников независимости адвокатуры. Но это настолько принципиальные положения, что здесь никаких уступок быть не может. Сказанное вовсе не исключает некоторых корректировок в законе. К примеру, сегодня немалая часть моих коллег-адвокатов специализируются в области так называемой бизнес-адвокатуры, занимающейся юридическим сопровождением коммерческих и предпринимательских структур. В этой части наше законодательство слегка подотстало от европейского, снижает конкурентоспособность наших адвокатов по сравнению с зарубежными коллегами.
- С чего бы Вы начали вытеснение непрофессионалов с рынка юридических услуг? - Для этого в первую очередь, как я уже говорил, надо признать за теми, кто обладает специальным статусом адвоката, относительную монополию на судебное представительство. Относительную - потому что в мировых судах в качестве защитников не обязательно должны быть адвокаты. Кроме того, по некоторым трудовым, семейным, административным конфликтам также могут участвовать в качестве представителей и не адвокаты. Но, как правило, защищать права и интересы наших граждан должны исключительно профессионалы. И этот принцип должен получить законодательное подтверждение.
Ликбез от Президента ФПА РФ. - Евгений Васильевич, нашему населению явно не хватает юридической грамотности. Что бы Вы порекомендовали простому гражданину, нуждающемуся в защите своих прав? - Наши люди юридически более подкованы, чем любой американец или европеец, поскольку поставлены в такие условия, что вынуждены сами защищать свои интересы. Поэтому они не просто читают, а изучают законы и кодексы. Но разница в защищенности все равно разительная. А причина в том, что наш человек начинает искать адвоката, когда, как говорится, жареный петух клюнул: что-то натворил или когда у него уже все отобрали, потому что не глядя подписал какую-то бумажку. А европеец или американец не подпишет ни одной бумажки, пока не посоветуется с адвокатом. Причем не в случайной конторе, объявление о которой увидел на улице, а нередко с тем адвокатом, к которому обращались еще его родители. То есть со своим семейным юристом. Этот пример ярко показывает, что правовое воспитание должно состоять не в поверхностном изучении юридической науки в школе, а в обучении людей правилам пользования юридической помощью. Например, покупаете квартиру - возьмите образец договора и дайте почитать юристу. Уверяю вас, нередко это оказывается в тысячи раз дешевле, чем расхлебывать последствия потери жилья.
- Какой практический совет Вы могли бы дать нашим читателям, чтобы, выбирая адвоката, они не нарвались на неуча, позиционирующего себя как профессионала высокого класса? - Прежде всего, я бы советовал искать своего юриста среди адвокатов, не обращаясь к разного рода "частникам", легким на посулы, но добросовестность и профессиональная компетентность которых зачастую весьма сомнительны. При выборе адвоката, если есть возможность, целесообразно воспользоваться рекомендацией ваших знакомых или людей сведущих, мнению которых вы доверяете. Возможен и иной вариант - обратиться в солидное, имеющее хорошую репутацию адвокатское образование - коллегию, бюро. Окончательно все расставит на места личная встреча. Если адвокат ведет себя как профессионал, то к нему возникает доверие, симпатия. Если же ваш собеседник - тот, кто, называя себя адвокатом, начинает разговор с того, что он решит любые ваши проблемы, только вот достаточно ли у вас для этого денег, - от таких надо уходить сразу же. Если вы прониклись доверием, решили, что вам подходит тот или иной защитник, обязательно выясните, каким образом он намерен отстаивать ваши интересы. По тому, что он предполагает делать сам и какие шаги предложит сделать вам, вы окончательно сможете понять, с кем имеете дело.
Е. В. Семеняко о нашем журнале: "Журналов с названием "Юрист" немало, а вот что он "спешит на помощь" - это здорово. И хорошо, что именно юрист, а не адвокат. Это значительно сузило бы поле деятельности редакции, тематику журнала и сферу, в которой читатели могли бы получать юридическую помощь. Заставляет от души веселиться юмористическая страничка "Улыбка - спутник вдохновенья". Надо заметить, что по поводу профессии адвоката, да и всего, что так или иначе связано с правом, существует немало замечательных шуток. Но среди них встречаются и совсем даже не замечательные - банальные, не остроумные, просто не интересные. У вас же в журнале все замечательно. Ну, какой адвокат не скажет вам спасибо за такую шутку: "Прокурор, оказавшись на пенсии, постоянно копается в огороде. Не ради урожая. Просто не сажать он уже не может". Ну, прямо из жизни взято! Есть у вас шутки и "с подтекстом", и, что называется, на грани фола, но приятно, что вы никогда не переходите эту грань. Чем сейчас, к сожалению, нередко грешат даже очень известные издания. Так что и вас, и ваших читателей поздравляю с хорошим журналом!"
Беседу вела И. Н. Кобылкина
Название документа