Организация комплексных проверок исправительных учреждений
(Гальченко А. И.)
("Законность", 2012, N 1)
Текст документа
ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОВЕРОК ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
А. И. ГАЛЬЧЕНКО
Гальченко Андрей Игоревич, Ивановский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области, кандидат юридических наук.
В статье рассматриваются вопросы проведения комплексных проверок исполнения требований законов в исправительных учреждениях в целях повышения эффективности прокурорского надзора.
Ключевые слова: исправительное учреждение; комплексная проверка; прокурорский надзор; нарушение закона.
The organization of comprehensive checks of the correctional facilities
A. I. Galchenko
The article studies issues of carrying out of comprehensive checks on the execution requirements of the laws in the correctional facilities with a view of increase of efficiency of public prosecutor's supervision.
Key words: correctional facility; comprehensive check; prosecutor's supervision; transgression.
Осуществляя надзорную деятельность, органы прокуратуры систематически проводят проверки исполнения законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в которых осужденные отбывают наказание в виде лишения свободы. При этом основная работа на местах осуществляется работниками специализированных прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Проверки по широкому кругу вопросов каждого учреждения проводятся не реже одного раза в месяц, а учреждения, расположенного в труднодоступных местах, - не реже одного раза в квартал. Это предписано Приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2007 г. N 19 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Кроме того, проводятся проверки по планам работы прокуратуры; по заданиям вышестоящих прокуратур; по фактам чрезвычайных происшествий; по письменным обращениям осужденных, иных лиц и сообщениям СМИ о нарушениях законов. Работники специализированных прокуратур принимают участие в проверках, проводимых руководителями прокуратур субъектов Федерации.
Как ни странно, несмотря на значительное количество проверок, некоторые вопросы все же остаются вне поля зрения прокуратуры. Причины такого положения дел кроются в том, что в исправительных учреждениях осуществляется значительный документооборот, есть большое количество жилых, коммунально-бытовых и хозяйственных зданий и сооружений, обширные производственные площади, прочие объекты имущественного комплекса. Загруженность работников прокуратуры и отсутствие информации о конкретных нарушениях не позволяют своевременно охватить проверками все сферы деятельности учреждений. Более того, работники учреждений и осужденные не расценивают некоторые нарушения как таковые.
В связи с этим, по нашему мнению, эффективной формой работы прокуратуры служат сплошные комплексные проверки, каждая из которых проводится группой работников прокуратуры в течение нескольких дней в одном учреждении. По результатам дается общая и всесторонняя оценка исполнению обязанностей администрацией учреждения, состоянию ведомственного контроля, а также работе сотрудников специализированной прокуратуры и осуществлению прокурорского надзора в целом.
Основная задача таких проверок заключается в выявлении и устранении системных и наиболее грубых нарушений и просчетов в деятельности исправительного учреждения и самой прокуратуры. Результаты комплексных проверок служат определенным руководством к действию для сотрудников всех исправительных учреждений региона и работников специализированной прокуратуры.
Периодичность сплошных комплексных проверок необходимо устанавливать исходя из местных условий и возможностей, но в любом случае они должны быть регулярными.
Место проведения такой проверки определяется на основе анализа состояния законности и правопорядка в учреждениях. Это может быть или учреждение, где наблюдается наиболее неблагополучная обстановка, или учреждение, которое давно не подвергалось такой проверке.
Руководство проверкой и основная нагрузка при ее проведении ложатся на специализированного прокурора. Количество участвующих в проверке работников прокуратуры и необходимость привлечения специалистов определяется отдельно в каждом конкретном случае, при этом обязательно участие того работника прокуратуры, который осуществляет непосредственный надзор за этим учреждением.
При подготовке составляется детальный план мероприятий, от которого зависит всесторонность и эффективность всей проверки, в связи с чем составлению плана необходимо уделить большое внимание. В плане на основе проведенного анализа учитываются все проблемы, отмеченные в учреждении при предыдущих проверках и в поступивших в прокуратуру обращениях осужденных и иных лиц. Кроме того, в плане отражаются подлежащие изучению вопросы исходя из обобщения системных нарушений, допускавшихся в иных учреждениях региона и других субъектов Федерации.
План состоит из трех частей:
1) перечень сведений, подлежащих выяснению путем направления запроса в учреждение;
2) план обхода территории и объектов учреждения;
3) план проверки документации учреждения.
Начальнику учреждения заблаговременно направляется подробный запрос о представлении конкретных статистических данных и иных сведений по всем основным направлениям деятельности. В этом же запросе указывается время проведения проверки, а также перечисляются документы и материалы, которые должны быть подготовлены к приезду работников прокуратуры.
При напряженном режиме работы сотрудников прокуратуры проведению проверки невозможно уделить бесконечно долгое время, поэтому крайне важно его рациональное использование. Все проверочные мероприятия целесообразно провести непосредственно при выезде в учреждение. Срок самой проверки на месте зависит от объема работы, но, исходя из нашего опыта, не может составлять менее трех дней.
От работника прокуратуры, осуществляющего непосредственный надзор за учреждением, в первую очередь, требуется проверить полноту и достоверность представленных сведений по ранее направленному прокуратурой запросу, по необходимости истребовать дополнительные объяснения и пояснения по существу поставленных вопросов.
Практика показывает, что на это уходит много времени, так как по разным причинам учреждения первоначально представляют неполные сведения, которые зачастую противоречат друг другу и не всегда соответствуют реальному положению дел.
Тому же работнику прокуратуры прокурор в ходе проверки дает поручения истребовать конкретные документы и объяснения работников учреждения, необходимость в которых возникла в ходе самой проверки.
Прокурор и другие работники прокуратуры осуществляют обход всей территории и всех без исключения объектов учреждения, в том числе находящихся за пределами территории колонии, при этом беседуют с осужденными и работниками. Обход производится сотрудниками прокуратуры совместно либо раздельно по объектам по ранее разработанному плану (о чем говорилось выше), в котором указывается необходимый набор помещений каждого объекта и перечень инвентаря, вещей и предметов, которые должны находиться в помещениях. В проверке участвуют руководители учреждения и иные представители администрации.
Очень эффективно использование фотосъемки для фиксации выявленных нарушений, что оказывает психологическое воздействие и лишает администрацию учреждения возможности впоследствии отрицать отмеченные нарушения.
В зависимости от того, насколько большим является проверяемое учреждение, обход может занять не один день. Кроме того, хороший прием - повторная проверка объектов в другой день, когда по первоначально выявленным нарушениям администрация давала пояснения об их случайности либо заверяла о том, что немедленно их устранит.
Например, в ходе проверки одной из колоний установлены факты отсутствия должного контроля при передвижении осужденных из жилой в производственную зону. Начальник колонии заверил, что это случайность, допущенная по вине оперативного дежурного. В связи с этим те же вопросы были проверены через день при другой дежурной смене. Ситуация была аналогичной, в связи с чем начальник был вынужден признать системность нарушений режимных требований.
Кроме обхода по детально разработанному плану осуществляется проверка документации в учреждении.
Изучаются приказы и распоряжения начальника учреждения относительно основной деятельности осужденных и личного состава. Проверяется законность водворения осужденных в ШИЗО, перевода в ПКТ, ЕПКТ с изучением материалов по этому поводу и личных дел осужденных. При ознакомлении с соответствующими документами исследуются вопросы выполнения режимных требований и создания надлежащих условий отбывания осужденными наказания, соблюдения их прав на медико-санитарное и коммунально-бытовое обеспечение, проведения с ними воспитательной работы, исполнения требований законодательства при привлечении их к труду, при рассмотрении администрацией учреждения обращений граждан и многие другие.
Тем самым полный обход объектов учреждения, подробное изучение документации и беседы с работниками и осужденными дают полную картину сложившейся обстановки в проверяемом учреждении.
Более того, обязателен прием сотрудниками прокуратуры по личным вопросам работников учреждения и осужденных, причем по просьбе последних такой прием должен осуществляться без участия представителей администрации.
Отдельно отметим необходимость проверки полноты регистрации сообщений о преступлениях в целях выявления возможных нарушений законов, связанных с укрытием сообщений о преступлениях, а также самих преступлений от регистрации и учета.
Изучается ведение книг регистрации сообщений о преступлениях и проводится сверка записей с другой документацией:
- корешками талонов-уведомлений о приеме сообщений о преступлениях от заявителей;
- журналами регистрации информации о происшествиях;
- журналами учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
- журналами поступления осужденных на стационарное лечение в медицинскую часть;
- журналами регистрации амбулаторных больных;
- книгами регистрации листков нетрудоспособности;
- журналами учета травматизма (производственного и бытового) и смертности;
- журналами учета случаев применения физической силы, спецсредств и оружия;
- журналами учета рапортов о нарушениях установленного порядка отбывания наказания;
- журналами приема подозреваемых, обвиняемых и осужденных по личным вопросам;
- поступившими в исправительное учреждение письменными обращениями осужденных, их родственников и иных лиц;
- журналами учета входящей и исходящей корреспонденции;
- материалами служебных проверок;
- журналами учета замечаний со стороны вышестоящих органов ФСИН России;
- актами ежеквартальных внутренних проверок состояния учетно-регистрационной дисциплины;
- иной документации учреждения.
Работники прокуратуры лично беседуют с осужденными, получившими телесные повреждения либо отказывающимися от приема пищи, в целях выяснения истинных обстоятельств произошедшего.
В больницах проводится сверка информации о доставке из проверяемых учреждений подозреваемых, обвиняемых и осужденных с телесными повреждениями. По находящимся в производстве материалам проверок по сообщениям о преступлениях даются письменные предложения (указания).
Проверки по вопросам учетно-регистрационной дисциплины должны осуществляться не реже раза в месяц. В ходе же сплошной комплексной проверки эти вопросы подлежат повторному изучению за больший период времени (например, за прошедший год) в целях анализа состояния законности в учреждении и исключения фактов нарушений, оставшихся вне поля зрения работников прокуратуры при предыдущих проверках.
В последний день сплошной комплексной проверки в учреждении проводится итоговое оперативное совещание при прокуроре, в котором принимают участие работники прокуратуры, проводившие проверку, начальник территориального управления ФСИН, начальник проверенного учреждения, его заместители и руководители структурных подразделений, а также по необходимости иные лица.
В ходе проверки, а также по результатам ее проведения принимаются необходимые меры прокурорского реагирования. Составляется итоговая справка, которая состоит из следующих частей:
- вводная часть (кто, где и в связи с чем проводил проверку);
- сведения об истории проверяемого учреждения;
- анализ осуществления прокурорского надзора за учреждением;
- состояние законности в учреждении (установленное в ходе сплошной комплексной проверки с указанием выявленных нарушений и иллюстрированием текста документа сделанными фотоснимками);
- итоги и выводы, сделанные по результатам проверки.
Отдельное оперативное совещание проводится в прокуратуре, где рассматриваются результаты, определяются направления и методы дальнейшей работы как в проверенном, так и в других учреждениях. При этом работникам прокуратуры важно критически отнестись к своей деятельности, исправить собственные нарушения и просчеты.
Таким образом, практика проведения комплексных проверок при исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы чрезвычайно эффективна и полезна. Она позволяет проверить деятельность исправительного учреждения в целом, выявить и устранить многие нарушения законов, дать должную оценку состоянию прокурорского надзора, а также сделать соответствующие выводы в целях дальнейшего укрепления законности и правопорядка во всех исправительных учреждениях региона.
Название документа