Объекты телекоммуникационных правоотношений

(Волков Ю. В.) ("Правовые вопросы связи", 2011, N 1) Текст документа

ОБЪЕКТЫ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Ю. В. ВОЛКОВ

Волков Ю. В., доцент кафедры информационного права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

Общественное развитие прошедшего десятилетия наглядно демонстрирует интенсивное влияние телекоммуникационных и информационных технологий на социальные процессы. Это нашло отражение в Стратегии развития информационного общества и в других документах. Президент России своим активным участием в информационной сфере формирует позитивный настрой и восприятие информационных и телекоммуникационных технологий в обществе. Вместе с тем возникают и встречные вопросы. Является ли данный тренд устойчивым и достаточным без закрепления его на законодательном уровне? Для Всемирного экономического форума 2009 г. в Женеве были представлены данные об уровне развития информационных технологий в 134 странах. Согласно данным о стоимости радиочастот, Россия занимает 89-е место из 134. По степени давления государственного регулирования - 118-е место из 134. С 2006 по 2009 г. в рейтинге готовности сетей к информационному обществу Россия сместилась с 70-го на 74-е место из 134 <1>. Это совсем не значит, что в России ничего не делается для развития информационного общества. Развиваются все страны, и в России темпы развития несколько ниже, чем в иных странах. Из перечисленных показателей самый низкий - это степень давления государственного регулирования: 118 из 134. Соответственно для позитивного развития отрасли необходимо в первую очередь обратить внимание на регулирование телекоммуникаций в целом и на телекоммуникационное законодательство в частности. Это не означает, что все остальные направления можно забыть, развитие телекоммуникационного законодательства в данном сегменте должно быть приоритетом. -------------------------------- <1> The Global Information Technology Report 2008 - 2009: Mobility in a Networked World / Soumitra Dutta INSEAD, Irene Mia Editors World Economic Forum. Geneva. World Economic Forum and INSEAD, 2009. P. 298 - 334.

Рассматривая вопрос о регулировании телекоммуникаций, следует отметить, что предмет телекоммуникационного права и теория телекоммуникационного правоотношения не имеют окончательных решений. В настоящий момент предмет телекоммуникационного права определяется в виде трех основных групп отношений: лицензирование и контроль (надзор); создание и эксплуатация инфраструктуры и сетей; оказание услуг <2>. Возможно, предметная сфера телекоммуникационного права будет дополнена или структурирована иначе, но если данный тезис принять за основу, то описание объектов телекоммуникационного права следует производить по перечисленным трем группам. Этот вариант исследований потенциально возможен на основе теории телекоммуникационного правоотношения, которую еще предстоит разработать. Отсутствие такой теории, точнее - отсутствие единого понимания в сфере исследований телекоммуникационных отношений, является предпосылкой для выделения данного "исследовательского маршрута" в отдельное направление. Представляется более правильным зарезервировать данное направление для будущих исследований и обратиться к традиционным исследовательским подходам. -------------------------------- <2> Волков Ю. В. О предмете телекоммуникационного права / Правовые понятия и категории в контексте информационного права // Материалы теоретического семинара по информационному праву. М.: ИГиП РАН, 2006. С. 121 - 129.

В существующих обстоятельствах наиболее предпочтительным вариантом исследования вопроса об объектах телекоммуникационных правоотношений представляется исследование на основе общих теоретико-правовых положений. При этом специфика объектов телекоммуникационных правоотношений познаваема на основе сравнительных способов (по аналогии отдельных отраслей права, которые имеют смежные объекты). Правовая теоретическая парадигма определяет объектом права то, на что направлены субъективные права и обязанности участников правоотношений <3>. В соответствии с названным положением все основные группы объектов правоотношений перечислены в Федеральном законе "О связи" <4> и подзаконных актах. Данный список составляют: единая сеть электросвязи Российской Федерации, сеть связи общего пользования, выделенные сети связи, технологические сети связи, сети связи специального назначения, средства связи, линии связи, линейно-кабельные сооружения связи, пользовательское оборудование, сооружения связи, земли связи, монтированная емкость, ресурс нумерации, радиочастотный спектр, лицензии, деятельность по оказанию услуг связи, универсальные услуги и т. д. Перечисление можно и продолжить, но практического и научного значения такой список не имеет. Более того, данный список не является исчерпывающим, поскольку он дополняется объектами, которые выявляются в процессе исследований. Так, в частности, В. И. Кутузов и А. Т. Раимова выделяют в качестве объекта "телекоммуникационную инфраструктуру" <5>. Процесс исследований является непрерывным, он будет постоянно приносить новые объекты. Список объектов весьма разнороден, выработка отраслевых критериев займет некоторое время. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004. ------------------------------------------------------------------ <3> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.: Юрист, 2006. С. 528. <4> Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 28. Ст. 2895. <5> Кутузов В. И., Раимова А. Т. Основы информационного законодательства. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 28.

Рассмотрим, каким образом сравнимая задача была решена для объектов гражданских правоотношений С. С. Алексеевым <6>. Отмечая, что объекты могут быть определены как объекты активного (обязанности) и пассивного (вещи) типа, С. С. Алексеев охарактеризовал как материальное и нематериальное благо. Кроме того, он же подчеркнул существенный признак объектов гражданских правоотношений: это то, что они "связаны с вещами и проявляются как вещи" <7>. Используя в качестве научной опоры положения об объектах правоотношений, выработанные С. С. Алексеевым, необходимо отметить, что они носят не только гражданско-правовой характер, но и общий теоретико-правовой характер. В основе классификации объектов телекоммуникационных правоотношений предлагается использовать следующую систему: 1) материальные блага, 2) нематериальные личные блага, поведение субъектов; 3) разного рода услуги; 4) продукты духовного творчества; 5) ценные бумаги, официальные документы, деньги, паспорта, дипломы, аттестаты <8>. -------------------------------- <6> Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. Т. II. М.: Юрид. лит., 1982. С. 160. <7> Там же. С. 161. <8> Теория государства и права: Курс лекций. С. 530.

Традиционная классификация может быть адаптирована в качестве отраслевой путем включения объектов отраслевых телекоммуникационных правоотношений. Такими специальными объектами в телекоммуникационной сфере являются телекоммуникационные ресурсы и трафик. Включение их в общую классификацию позволяет предложить следующую систему объектов телекоммуникационных правоотношений: 1. Материальные (блага) объекты, в том числе: а) сооружения связи (линейно-кабельные сооружения связи; сооружения радиорелейных линий связи; приемно-передающие центры (радиовещание и телевидение); системы передвижной сотовой, транкинговой, пейджинговой радиосвязи; земные станции спутниковой связи; станционные сооружения проводных средств связи; станции проводного вещания; автоматизированные системы управления и информатизации; информационно-вычислительные центры; локальные, региональные, глобальные сети; оконечные телекоммуникационные терминалы, прочие материальные объекты телекоммуникационной инфраструктуры); б) земли связи; в) инженерная инфраструктура и вспомогательное оборудование связи; г) финансы связи (резерв универсального обслуживания, инвестиции в связь). 2. Нематериальные (блага) объекты, в том числе: а) доступ к телекоммуникационной инфраструктуре; б) абонентские базы данных проводных и радиочастотных сетей; в) базы данных нумерации и адресации сетей; г) базы данных назначенных номиналов радиочастот; д) тайна связи. 3. Услуги, действия по их оказанию и результаты (услуга назначения радиочастот, кодов и номеров сетей; выдача разрешений на радиочастоты, нумерацию; сертификаты, лицензии, разрешения). Имеют выход их сферы телекоммуникаций и обмениваются на деньги вовне телекоммуникационной сферы. 4. Телекоммуникационные услуги в качестве самостоятельного объекта (услуга доступа, услуга начала/завершения вызова, отдельная телекоммуникационная услуга, универсальная услуга и прочие) не имеют выход из сферы телекоммуникаций, их оборот исключительно в телекоммуникационной сфере и не обмениваются на реальные деньги. 5. Ценные бумаги, документы, лицензии, сертификаты, разрешения, декларации на объекты и услуги связи. 6. Телекоммуникационные ресурсы (продукты творчества, результаты интеллектуального труда): нумерация и адресация телекоммуникационных (телефонных, телеграфных, компьютерных, прочих) сетей; радиочастотный ресурс (частоты, полосы частот, стволы, орбитально-частотный ресурс). 7. Особое место занимает специальный телекоммуникационный объект, по поводу которого возникают правоотношения в телекоммуникационной сфере, - трафик - нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и сигналов, поступающих на средства связи <9>. -------------------------------- <9> Федеральный закон "О связи".

В чем представляется практическое значение классификации объектов телекоммуникационных правоотношений? Первое - понимание комплексной природы объектов правоотношений в телекоммуникационной сфере. Объекты регулируются разными нормами права разных отраслей права. Высока вероятность одновременного регулирования отношений нормами разных отраслей права. Например, земли для объектов связи формируются на основе норм земельного права, в дальнейшем они могут быть объектами гражданских отношений, затем они могут быть целиком или частично переданы для использования под объекты связи. Существование в качестве земельного участка в отрасли связи не исключает в будущем перевод объекта в земельные, административные или гражданские отношения. Второе - правовой режим объектов телекоммуникационных отношений формируется под воздействием норм разных отраслей права, но в телекоммуникационных отношениях комплексный объект является единым целым объектом, и права и обязанности субъектов должны формироваться в целом по поводу объекта. Это является залогом цельности телекоммуникационных отношений. Например, оператор рассматривает возможность формирования телекоммуникационного канала, соответственно все отношения по поводу инвестирования, проектирования, приобретения оборудования, формирования канала и пропуска трафика будут формировать правовой режим данного канала. Канал может быть объектом лизинга, продажи, аренды и прочих отношений. Это будет касаться лицензий, стоимости входящих услуг, разрешений и запретов и прочих элементов правового статуса канала в целом, но для оператора это будет единый объект для пропуска трафика. Соответственно направленный по данному каналу трафик не должен испытывать влияние правового статуса канала. Третий - наиболее важный практический вывод в том, что все правоотношения в телекоммуникационной сфере в конечном итоге связаны с трафиком как обезличенным потоком сообщений. Так же как для гражданских отношений вещь является основным объектом, который определяет существо отношений, трафик для телекоммуникационных правоотношений является главным объектом, который определяет их существо. Подводя итог, отметим, что предложенная классификация объектов телекоммуникационных правоотношений сформирована на основе положений теории права. Исследования предстоит продолжить для того, чтобы обосновать (подтвердить или опровергнуть) классификацию объектов правоотношений на основе отраслевых положений телекоммуникационного права.

Название документа