Международное сотрудничество в сфере использования возобновляемых источников энергии
(Солнцев А. М., Симонян А. С.) ("Энергетическое право", 2011, N 1) Текст документаМЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ
А. М. СОЛНЦЕВ, А. С. СИМОНЯН
Солнцев А. М., доцент кафедры международного права РУДН, кандидат юридических наук.
Симонян А. С., студент юридического факультета РУДН.
Со второй половины XX в. проблемы международной энергетической безопасности и ее обеспечения стали привлекать повышенное внимание как ученых, практиков и аналитиков, так и непосредственно государственные органы власти и управления. Безусловно, в первую очередь это связано с ключевой ролью энергетики в обеспечении жизнедеятельности всех отраслей национального хозяйства любой из стран мира. С другой стороны, ряд объективных и субъективных причин в настоящее время не позволяют говорить о защищенности мирового сообщества от глобальных энергетических кризисов, о международной энергетической безопасности. Основным элементом возникновения и сохранения нестабильности в мировой системе энергообеспечения является тот факт, что с начала 60-х годов прошлого века и по настоящее время главенствующую роль в мировом энергобалансе занимают нефть и природный газ, которые используются практически во всех отраслях экономики. Наряду с этим начиная с середины XX в. все большое значение в вопросе международно-правового регулирования практически всех сфер человеческой деятельности приобретает экологическая составляющая. Эта тенденция, естественно, наблюдается и в вопросе сотрудничества государств в энергетическом секторе. Согласование энергетической и экологической политики государств по своему масштабу представляет собой одну из наиболее серьезных проблем, стоящих перед мировым сообществом и международным правом. Одним из возможных решений этой дилеммы является диверсификация источников получения энергии и увеличение доли возобновляемой энергетики в мировом энергобалансе. Такой подход позволяет укрепить систему обеспечения энергетической безопасности и ослабить негативное антропогенное воздействие на окружающую среду. Еще в 2003 г. в Докладе Генерального секретаря ООН "Энергетика и транспорт" отмечалось, что нынешнее состояние и развитие энергетики представляют собой одну из наиболее "трудноразрешимых дилемм устойчивого развития" <1>. Современная модель обеспечения энергетической безопасности, когда основой для удовлетворения энергетических потребностей мирового сообщества служат невозобновляемые природные ресурсы, едва ли согласуется с этой концепцией. -------------------------------- <1> Доклад Генерального секретаря ООН "Энергетика и транспорт". Организационная сессия 30 апреля - 2 мая 2001. E/CN17/2001/PC/20.
Возможным решением как проблемы укрепления международной энергетической безопасности, так и устойчивого развития является использование технологий возобновляемых источников энергии. Это позволит снизить уровень зависимости мирового сообщества от углеводородов, диверсифицировать источники получения энергии, а также ослабить негативное воздействие энергетического сектора на окружающую среду. Использование возобновляемых источников энергии в мире, несмотря на экономический кризис, продолжает расти. Согласно докладу ЮНЕП число стран, следующих новым тенденциям, возросло за последние несколько лет вдвое. В 2005 г. государств, поддерживающих развитие экологически чистой энергетики, было 55. Сейчас таких стран уже более 100, в том числе и развивающихся <2>. -------------------------------- <2> Новости ООН от 15 июля 2010 г. "Альтернативная энергетика опережает по темпам роста традиционную". URL: http:// www. un. org/ russian/ news/ fullstorynews. asp? newsID= 13898.
Особую актуальность возобновляемые источники энергии приобретают в тех регионах, где уровень доступа к современным энергетическим услугам достаточно низок, а запасы естественных возобновляемых источников энергии довольно высоки, как, например, в странах тропической Африки. Страны Африки потенциально являются одним из крупнейших мировых рынков для возобновляемой энергетики, учитывая, что большинство населения в странах этого региона рассеяно по сельским поселениям, что благоприятствует применению децентрализованных систем энергоснабжения. Именно о развитии возобновляемой энергетики идет речь в переговорах по Соглашению об экономическом партнерстве между ЕС и африканскими странами. Идеи развития возобновляемой энергетики не остаются без внимания и в развитых странах <3>. Уже второй год подряд Европа и США наращивают энергетические мощности в большей степени за счет альтернативных источников - таких, как солнце и ветер. Традиционные энергоносители отступают на задний план. Об этом сообщается в докладе программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В Европе в 2009 г. 60% новых энергетических мощностей было создано за счет возобновляемых источников, а в США этот показатель превысил 50% <4>. -------------------------------- <3> Глоба Н. С., Мурашкин И. А. Проблемы становления и условия развития системы международной энергетической безопасности // Юридический мир. 2007. N 5. С. 36. <4> Новости ООН от 15 июля 2010 г. "Альтернативная энергетика опережает по темпам роста традиционную". URL: http:// www. un. org/ russian/ news/ fullstorynews. asp? newsID= 13898.
Отдельно стоит отметить политику ЕС в отношении возобновляемых источников энергии. В Европейском союзе поставлена цель добиться к 2020 г. удовлетворения 20% своей потребности в энергетических ресурсах из возобновляемых источников. В 2005 г. этот показатель был равен 8,5%. Пути достижения этой цели изложены в Директиве ЕС по возобновляемой энергетике (RED 2009/28/ЕС), принятой в 2009 г. Достижение общего показателя в 20% является средним показателем по ЕС, и каждое государство, входящее в состав ЕС, получило свои собственные целевые показатели. При этом к 2020 г. каждая страна обязана довести долю использования биотоплива на транспорте до 10%. Для выполнения поставленных задач потребуется значительное увеличение доли потребления биотоплива. В нескольких странах ЕС уже приняты меры по стимулированию использования биотоплива, однако после принятия Директивы RED такие меры обязаны разработать все страны. Достижение цели увеличения доли использования биотоплива на транспорте до 10% является непростой задачей, и ее решение потребует значительного увеличения производства и импорта биотоплива. Значительных успехов в освоении альтернативных источников энергии достиг Китай. Уровень частных и государственных инвестиций в эту сферу увеличился в 2009 г. на 53%. Китай по этому показателю обогнал США и занял первое место в мире. Всего Поднебесная прибавила 37 ГВт энергетической мощности за счет возобновляемых источников - больше других стран <5>. -------------------------------- <5> Global Trends in Green Energy 2009: New Power Capacity from Renewable Sources Tops Fossil Fuels. Global invest-ments in renewables top non-renewables for 2nd year (доступно на официальном сайте ЮНЕП: http:// www. unep. org/ Documents. Multilingual/ Default. asp? DocumentID= 630&ArticleID= 6647&l=en).
Как подчеркнул Исполнительный директор ЮНЕП Ахим Штайнер, инвестиции в экологически чистую энергетику продемонстрировали "устойчивость по отношению к финансовому спаду". А многие правительства и компании, по словам Штайнера, решили воспользоваться экономическим кризисом как поводом для того, чтобы начать активно развивать альтернативную энергетику <6>. В 2009 г. самым популярным новым энергоносителем стал ветер. Инвестиции в освоение этого источника энергии достигли рекордного уровня. В 2011-м и последующих годах эксперты предсказывают еще больший рост доли альтернативной энергетики во всем мире. -------------------------------- <6> Там же.
В США ставится цель довести долю электроэнергии, вырабатываемой из возобновляемых источников энергии, к 2020 г. до 20 - 25%, в ЕС и Китае - до 20%. Россия же на этом фоне выглядит явным аутсайдером: в качестве примера - общая мощность российских ветроэнергетических установок на сегодняшний день составляет 17 мВт, что в 2 раза меньше, чем в Люксембурге, в 5 раз меньше, чем в Украине, и в 1600 раз меньше, чем в Германии. Долю же альтернативных источников энергии в энергобалансе страны к 2020 г. планируется довести лишь до 4,5% <7>. -------------------------------- <7> Целевым ориентиром на период до 2020 г. для России является увеличение относительного объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт) примерно с 0,5 до 4,5 процента. Для достижения намеченных объемов производства электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии необходимо уже в указанный период обеспечить ввод генерирующих объектов (малых гидроэлектростанций, ветроэлектрических станций, приливных электростанций, геотермальных электростанций, тепловых электростанций, использующих биомассу в качестве одного из топлив, прочих видов электроустановок) с суммарной установленной мощностью до 25 ГВт. Данные взяты из документа: "Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года" (утверждены распоряжением Правительства РФ от 8 января 2009 г. N 1-р).
Вместе с этим на международном уровне активно декларируется значимость возобновляемой энергетики и необходимость ее развития. Один из специальных международных документов - "Глобальная энергетическая безопасность", принятый во многом по инициативе России "Группой восьми" в Санкт-Петербурге 16 июля 2006 г. В нем говорится: "...масштабное использование возобновляемых источников энергии внесет существенный вклад в обеспечение потребителей энергией на долгосрочную перспективу, не сопровождаясь при этом негативным воздействием на климат" <8>. -------------------------------- <8> Декларация "Глобальная энергетическая безопасность" (п. 33) Принята "Группой восьми" (Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г.). Текст доступен: URL: www. g8russia. ru/ docs/ 11.php/.
На саммите Большой восьмерки в г. Аквиле (Италия) в 2009 г. Президент России Д. А. Медведев заявил, что "принципиально важное направление - это энергетика и экология, использование "зеленых" технологий, создание энергоэффективной модели развития экономики" <9>. -------------------------------- <9> Копылов М. Н., Солнцев А. М. Вклад большой восьмерки в устойчивое развитие // Международное право - International law. 2009. N 3. С. 112.
В декабре 2010 г. на заседании Совета безопасности России Президент поручил Правительству разработать доктрину энергетической безопасности, а также заострил внимание на развитии альтернативных энергоресурсов. По мнению Президента, нужны программа по использованию возобновляемых и альтернативных источников энергии, по добыче углеводородного сырья из нетрадиционных источников, а также регулярный мониторинг появляющихся в этой сфере технологий. Глава государства подчеркнул, что энергобезопасность - одна из ключевых гарантий суверенного развития страны, прямо влияющая на решение социально-экономических задач, конкурентоспособность России на глобальных рынках и рост ее международного авторитета <10>. -------------------------------- <10> Президент России Дмитрий Медведев призвал активнее развивать альтернативную энергетику, в частности местное топливо - биотопливо // URL: http:// granteh-tyumen. com/ indexphp? option= com_content&view= artide&id=41&Itemid=53
В такой ситуации актуальным стал вопрос о создании специализированной международной межправительственной организации по вопросам возобновляемой энергетики. Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (далее - ИРЕНА) <11> было официально учреждено в Бонне (Германия) 26 января 2009 г. путем принятия Устава <12>. ИРЕНА представляет собой международную межправительственную организацию и согласно ст. XIII Устава обладает международной правосубъектностью. -------------------------------- <11> Российская аббревиатура ИРЕНА используется по аналогии с английским эквивалентом: IRENA - International Renewable Energy Agency. <12> Устав Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (ИРЕНА) в авторском переводе А. М. Солнцева и А. С. Симоняна см. в журнале: Международное право - International law. 2010. N 3 (43). С. 87 - 92.
К настоящему времени Устав ИРЕНА подписали Европейский союз и 148 государств, из которых 70 государства уже его ратифицировали (по данным на 20.04.2011). Согласно статье XIX Устава он вступает в силу на 30-й день после депонирования 25-й ратификационной грамоты (депозитарием является Германия). Таким образом, Устав ИРЕНА вступил в силу 8 июля 2010 г. Необходимо отметить, что среди подписавших значатся как страны-экспортеры (например, Иран, Кувейт, ОАЭ, Ангола), так и развитые страны-импортеры (например, США, Германия, Великобритания, Франция) традиционных источников энергии. В июне 2009 г. француженка Элен Пелосс (Helene Pelosse) была избрана временным Генеральным директором ИРЕНА, а Масдар-Сити <13> (Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты) был избран временной штаб-квартирой Агентства. Местом нахождения Инновационного центра определен г. Бонн (Германия), а контактного офиса - Вена (Австрия). В сентябре 2009 г. Элен Пелосс встретилась с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном с целью изучить будущие сферы сотрудничества между ИРЕНА и различными органами ООН и ее специализированными учреждениями. ИРЕНА стремится к сотрудничеству с ООН и связанными с ней организациями в области образования и подготовки кадров, финансирования, доступа к энергии, научных исследований и торговли. ИРЕНА уже вступила в сотрудничество с ЮНЕП, Университетом ООН, ЮНЕСКО, Всемирным банком и ГЭФ, ЮНИДО, ПРООН и ВТО. -------------------------------- <13> Масдар-Сити (в переводе с араб. "источник") - проект гигантского экограда, площадью 6 кв. км. Данный проект предполагает возведение первого в мире города, обеспечиваемого солнечной энергией и другими возобновляемыми источниками энергии, с нулевым выбросом углерода, а также системой полной переработки отходов городской деятельности. Масдар вместит 40 - 48 тысяч жителей. Масдар-Сити строится в эмирате Абу-Даби Объединенных Арабских Эмиратов, в 17 километрах к юго-востоку от столицы страны вблизи Международного аэропорта Абу-Даби. Проект был запущен в 2006 г.
Видение перспектив развития возобновляемой энергетики с точки зрения ИРЕНА основывается на том, что мировые возобновляемые энергетические ресурсы в настоящее время остаются во многом нетронутыми. Поскольку население Земли к 2050 г., по некоторым оценкам, составит около 10 млрд. человек, находящаяся в эмбриональном состоянии возобновляемая энергетика может внести существенный вклад в удовлетворение растущей потребности мирового сообщества в энергии. Признавая огромный потенциал возобновляемых источников энергии, государства - члены ИРЕНА объединились для учреждения международной организации, деятельность которой посвящена поощрению быстрого развития и распространения технологий возобновляемой энергетики по всему миру. Задача ИРЕНА заключается в повсеместном поощрении применения и использования всех форм возобновляемых источников энергии. Государства-члены обязуются развивать идею внедрения возобновляемых технологий в своей национальной политике, а также поощрять как на внутригосударственном, так и на международном уровнях сотрудничество и переход к устойчивому и безопасному энергообеспечению. Устав ИРЕНА предусматривает создание традиционной системы органов международной межправительственной организации, а именно: Ассамблеи, Совета и Секретариата, возглавляемого Генеральным директором. В соответствии со своим Уставом ИРЕНА будет: - заниматься сбором значимой с точки зрения возобновляемых источников энергии информации, анализом и распространением информации о текущих проектах в возобновляемой энергетике, включая стимулирующие меры, предпринимаемые в данной области, информации о доступных в возобновляемой энергетике технологиях; - поощрять международный обмен стратегиями и рамочными условиями развития возобновляемой энергетики; - выполнять соответствующие консультативные функции по проектам использования возобновляемых источников энергии и содействовать их реализации; - предоставлять информацию в отношении возможных механизмов финансирования проектов в области возобновляемой энергетики; - стимулировать и поощрять исследования технологий использования возобновляемых источников энергии путем проведения и финансирования совместных исследовательских программ; - предоставлять информацию о соответствующих технических стандартах в возобновляемой энергетике на национальном и международном уровнях; - способствовать общественной осведомленности о выгодах и потенциале возобновляемой энергетики. Деятельность ИРЕНА строится в соответствии с ежегодно принимаемыми рабочими программами. 3 апреля 2011 г. состоялась 5-я сессия Подготовительной комиссии ИРЕНА, где были одобрены Рабочая программа и бюджет на 2011 г. Как следует из Рабочей программы, основными направлениями развития ИРЕНА в 2011 г. станет дальнейшее комплектование штата ИРЕНА, а также максимальное вовлечение новых "игроков" в процесс формирования согласованной политики в отношении возобновляемых источников энергии. В заключение отметим, что Россия пока не подписала Устав ИРЕНА. Представляется, если Россия хочет следовать декларируемым принципам развития возобновляемой энергетики и диверсификации источников получения энергии, как это указывается в Энергетической стратегии России на период до 2030 г. <14> и Основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 г. <15>, то необходимым условием для этого является скорейшее вступление России в эту международную организацию. Отметим, что на официальном сайте Минэнерго России заявлено: "Прорабатывается вопрос о присоединении России к Международному агентству по возобновляемой энергетике (IRENA)" <16>. -------------------------------- <14> Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р. <15> Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утверждены распоряжением Правительства РФ от 8 января 2009 г. N 1-р. <16> URL: http://minenergo. gov. ru/activity/vie
Название документа