Обзор законодательства

(Редакционный материал)

("Жилищное право", 2008, N 8)

Текст документа

ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Разрешено приватизировать жилье, предоставленное

по договору социального найма после 1 марта 2005 г.

Запрет на приватизацию такого жилья, введенный Федеральным законом N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г., был признан неконституционным Постановлением Конституционного Суда РФ N 6-П от 15 июня 2006 г. Вследствие этого законодатель был вынужден отменить запрет.

(Федеральный закон от 11 июня 2008 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".)

Утверждена стоимость 1 кв. м жилья для расчета субсидий

Норматив определяет среднюю стоимость 1 кв. м жилья по субъектам РФ на II квартал 2008 года и применяется для расчета субсидий на покупку жилья, выплачиваемых за счет федерального бюджета.

Согласно нормативу, дороже всего стоит 1 метр жилья в Москве (67750 руб.) и Санкт-Петербурге (44200 руб.). В Московской области стоимость одного метра составляет 40050 рублей, в Свердловской области - 34750 рублей, в Ленинградской - 28300 рублей.

По сравнению с I кварталом 2008 года, в большинстве субъектов РФ стоимость жилья выросла. Так, в Москве и Московской области стоимость квадратного метра увеличилась почти на 20%, а в Санкт-Петербурге - на 35%.

(Приказ Министерства регионального развития РФ от 9 июня 2008 г. N 71 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2008 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2008 года". Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июня 2008 г. Регистрационный N 11890.)

Налоговый имущественный вычет

Минфин пояснил, что норма, разрешающая получить налоговый вычет при покупке или постройке жилого дома (в том числе недостроенного), существовала и до 1 января 2005 г., а с 1 января 2005 г. ее просто конкретизировали: дополнили перечнем расходов, учитываемых при предоставлении налогового вычета, в том числе включили в этот перечень расходы на покупку недостроенного дома.

Поэтому право на налоговый вычет имеют как те, кто купил незавершенный строительством дом после 1 января 2005 г., так и те, кто купил такой дом до этой даты.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ N 03-04-07-01/102 от 24 июня 2008 г.)

В соответствии с Налоговым кодексом, если налогоплательщик купил жилье, получив в банке ипотечный кредит, то он может получить налоговый вычет с уплаченных банку процентов: государство вернет ему НДФЛ (как правило, 13%) с той суммы, которую составили проценты по ипотечному кредиту.

Если квартира покупается супругами в общую собственность, то в кредитном договоре, как правило, в качестве заемщиков указываются оба супруга. Соответственно, и выплачивают этот кредит оба супруга за счет общего имущества, - в соответствии с Семейным кодексом имущество, нажитое в браке, считается общим. Поскольку кредит (в том числе и проценты) выплачивается за счет общих денег, - то и право на налоговый вычет в размере процентов по кредиту имеют оба супруга. Ведь независимо от того, кто из них фактически отнес деньги в банк и на кого оформлены платежные документы, он заплатил банку их общие деньги.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ N 03-04-05-01/204 от 16 июня 2008 г.)

Если дом оформлен на одного из супругов, а расходы на его постройку оплачивали оба - налоговый вычет могут получить оба супруга. Поскольку в браке действует режим общей совместной собственности супругов, то считается, что расходы на постройку оплачивали они оба, независимо от того, на кого оформлены платежные документы и кто фигурирует в свидетельстве о собственности. Поэтому если в документах фигурирует только один из супругов - другой тоже имеет право на вычет.

При этом вычет (в сумме понесенных расходов, но не больше миллиона рублей) может распределяться по договоренности между супругами. В том числе возможен и такой вариант, когда документы оформлены на одного из супругов, а деньги получает другой (сумма, полагающаяся налогоплательщику, при этом считается так: если на постройку потрачено меньше миллиона рублей, - то 13% от потраченной суммы, если больше миллиона, - то 13% от миллиона, т. е. 130 тысяч рублей).

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ N 03-04-05-01/202 от 11 июня 2008 г.)

Строить жилье можно без лицензии

С 1 июля 2008 года прекращается лицензирование строительства (в том числе - строительства жилых домов).

Лицензирование отменяется, поскольку в этой области предполагается саморегулирование - создание специальных организаций, которые контролировали бы качество услуг застройщиков. Т. к. специальные организации пока не функционируют, отмена лицензирования неоднократно переносилась - с 1 января 2007 г. на 1 июля 2007 г., а потом - на 1 июля 2008 г.

Планировалось, что отмену лицензирования строительства перенесут еще раз - с 1 июля 2008 г. на 1 января 2009 г., и 11 июня Государственная Дума даже приняла в первом чтении соответствующий законопроект. Однако из текста этого законопроекта, принятого Думой во втором и третьем чтениях 27 июня, был удален пункт, касающийся продления лицензирования строительства. Вероятно, это связано с принятием Закона, вводящего институт саморегулируемых организаций в строительстве: он был принят Государственной Думой 2 июля.

Так что с 1 июля 2008 г., по-видимому, для строительства лицензия уже не требуется.

(Законопроект N 58826-5 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".)

В России хотят создать Федеральный фонд содействия

жилищному строительству

24 июля Государственная Дума приняла соответствующий Закон.

Напомним, что идея создания такого Фонда была высказана Президентом в Указе N 715 от 07.05.2008. Президент предложил создать фонд, которому были бы переданы земельные участки, которые закреплены за федеральными учреждениями и унитарными предприятиями, но неэффективно ими используются. На такой земле должно быть построено жилье.

Закон развивает и конкретизирует эту идею.

Выявлять неиспользуемую землю и готовить перечни соответствующих участков, принадлежащих Российской Федерации, будут органы власти субъектов РФ. При этом любое юридическое лицо сможет обратиться к ним и предложить включить в перечень неиспользуемый земельный участок. Далее перечни земельных участков направляются в Фонд, который готовит предложение - целесообразно ли использовать эти земли для жилищного строительства или нет, а если целесообразно, то стоит ли передать их Фонду или региональным властям. После чего перечни вместе с заключением Фонда направляются в специальный межведомственный коллегиальный орган, и уже он решит дальнейшую судьбу этой земли.

Если окажется, что государство в такой земле не нуждается, то уполномоченный орган либо передает ее в Фонд для жилищного строительства, либо разрешает ею распоряжаться субъектам РФ. При этом субъекты РФ будут обязаны использовать землю только по целевому назначению для строительства жилья. В случае если региональные власти нарушат это правило либо в течение трех лет так и не начнут использовать предоставленную им землю - их права на участки прекратятся, и земля перейдет Фонду содействия жилищному строительству (в том числе по решению суда - если земля используется с нарушениями).

Фонд содействия жилищному строительству может использовать землю только определенным образом:

1. Сдать в аренду организации, планирующей построить там дома.

2. Продать или сдать в аренду для строительства заводов стройматериалов.

3. Заложить землю.

4. Продать вместе со стоящими на участке зданиями (при выполнении ряда условий).

5. Отдать в безвозмездное срочное пользование для строительства объектов инфраструктуры.

Фонд учреждается Правительством, которое также утверждает его устав. Высший орган управления Фондом - попечительский совет, состоящий из 11 человек, назначаемых Правительством, к числу которых также относится генеральный директор Фонда. Место нахождения Фонда - город Москва.

(Законопроект N 69711-5 "О содействии развитию жилищного строительства".)

Возможно, договоры ипотеки будут регистрировать быстрее

23.06.2008 в Государственную Думу внесен законопроект, в котором предлагается сократить срок регистрации договора ипотеки (в случае, если привлекается банковский кредит) с 1 месяца до 3 рабочих дней.

(Законопроект N 74629-5 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и статью 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".)

Президент заявил, что налог на жилье нужно считать,

исходя из рыночной стоимости квартир и домов

В Бюджетном послании он предложил дополнить Налоговый кодекс соответствующей главой. При этом планируется установить такую систему социальных вычетов, чтобы нововведение не затронуло социально незащищенных граждан. Как будет определяться рыночная стоимость жилья, сколько процентов от нее будет составлять налог, будут ли предусмотрены пониженные ставки для единственного жилья, а для второго и последующего - повышенные, в Послании не уточняется. По-видимому, это будет известно только после разработки законопроекта.

(Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23 июня 2008 г. "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах".)

5 июня Аппарат Правительства запросил Минфин о перспективах введения в России специального местного налога на жилье. Можно предположить, что такая инициатива связана с Бюджетным посланием Президента. Минфин напомнил, что еще 10.06.2004 Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому Налоговый кодекс планируется дополнить главой X "Местный налог на недвижимость", но позже работа над этим проектом была приостановлена.

В соответствии с законопроектом налогом будут облагаться: жилье и земля, на которой оно возведено, гаражи, дачные и садовые участки, а также земля, выделенная под строительство. Налог должен считаться исходя из рыночной стоимости недвижимости, которую определяют органы местного самоуправления, и составлять от 0,1 до 1% стоимости недвижимости. Соответственно, налогом на имущество физических лиц (который собственники платят сейчас) недвижимость облагаться перестанет.

Для физических лиц законопроектом предусмотрен налоговый вычет, который считается так: берется средняя стоимость 5 квадратных метров жилья в данном регионе и умножается на количество проживающих в конкретной квартире человек. Получившаяся сумма вычитается из рыночной стоимости квартиры, и налогом облагается только разность.

По мнению Минфина, этот законопроект нуждается в доработке: например, в нем не отражены льготы для малоимущих граждан, о которых упоминал в своем Послании Президент. Кроме того, для нормальной работы этого закона нужно сначала создать государственный кадастр недвижимости, где была бы отражена ее стоимость, и отработать методику ее оценки. Вышесказанное означает, что, по-видимому, ко второму чтению в проект Федерального закона N 51763-4 будут внесены изменения, отражающие позицию органов власти, а кроме того, - что для введения такого закона потребуется сначала пересчитать и оценить всю недвижимость в стране.

Также Минфин в своем письме напоминает, что согласно Бюджетному посланию принятие закона о налоге на недвижимость ранее 2010 года не планируется.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ N 03-05-06-02/41 от 17 июня 2008 г.)

Банки предлагают изменить законодательство об ипотеке

По мнению банков, в настоящее время их права при выдаче ипотечных кредитов недостаточно защищены. Например, недобросовестные заемщики, купив жилье на средства банков, фиктивно берут деньги в долг у друзей и родственников, родственники требуют через суд вернуть долг, и суд в рамках обеспечительных мер накладывает арест на квартиру - предмет ипотеки. В итоге банк, в котором эта квартира заложена, не может обратить на нее взыскание и вернуть свои деньги, т. к. на квартиру наложен арест.

Чтобы избежать таких ситуаций, Ассоциация российских банков предлагает законопроект, вносящий изменения в Закон об ипотеке. Если законопроект будет принят, банки при подписании кредитного договора смогут заключить с заемщиком соглашение о том, что банку необязательно обращаться в суд для наложения взыскания на заложенную квартиру. И в случае, если заемщик просрочил с платежами больше 3 месяцев и сумма его долга составляет более 5% стоимости квартиры, - банк в соответствии с таким соглашением сможет забрать квартиру, не обращаясь в суд.

Следует заметить, что в настоящее время банки довольно часто включают в кредитные договоры различные условия, которые существенно ограничивают заемщиков (например, обязывают их застраховать свою жизнь, запрещают брать другие кредиты без разрешения банка, заставляют заплатить неустойку за досрочное погашение кредита и т. п.). Арбитражные суды признают такие условия нарушающими права потребителей (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа N А33-12575/07-Ф02-1933/08 от 14 мая 2008 г. или ФАС Уральского округа по делу N А60-5173/06-С9 от 8 августа 2006 г. и т. д.). Суды, как правило, мотивируют свои решения тем, что в законе такие ограничения не предусмотрены. Поэтому в случае, если в законе прямо будет написано, что банк вправе реализовывать заложенное имущество во внесудебном порядке, - должники вряд ли смогут рассчитывать на помощь суда и признание заключенного с банком договора недействительным.

(Письмо Ассоциации российских банков от 6 июня 2008 г. N А-02/323 "О необходимости внесения изменений в действующее законодательство об ипотеке".)

Покупка приватизированной квартиры: при определенных

условиях родственников прежнего собственника

выселить оттуда не удастся

По общему правилу, собственник может выселить бывших членов своей семьи (например, бывшую жену или ребенка, которого суд при разводе оставил жить с матерью) из принадлежащей ему недвижимости. Но их нельзя выселить в случае, когда жилье было приватизировано, и родственники, которых собственник хочет выселить, на тот момент тоже имели право участвовать в приватизации этого жилья и стать его собственниками, но своим правом не воспользовались.

Как пояснил Верховный Суд, таких бывших членов семьи собственника нельзя выселить из квартиры даже в том случае, если собственник продаст или подарит ее другому лицу (в том числе не сможет это сделать тот, кто квартиру приобрел). И это обстоятельство не зависит от причин, по которым бывшие члены семьи не участвовали в приватизации, - потому ли, что не захотели, или потому, что не могли, т. к. уже приватизировали другое жилье. Такое решение связано с тем, что для приватизации квартиры, в которой они жили, в любом случае требовалось их согласие, - если бы они его не дали, квартира осталась бы государственной собственностью, и тот родственник, который в итоге стал собственником, не имел бы права их выселить.

(Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2008 г.)

Право на бесплатную жилплощадь имеют все сельские

учителя-пенсионеры независимо от вида школы,

где они работали

Верховный Суд указал, что Постановление Правительства Курской области было отменено справедливо. Постановление устанавливало перечень сельских школ, в которых должны работать педагоги, чтобы после выхода на пенсию сохранить право на бесплатное пользование жилплощадью (т. е., выйдя на пенсию, могли по-прежнему не платить за квартиру). Между тем согласно Закону "Об образовании" такое право должно сохраняться за всеми пенсионерами-педагогами, работавшими в сельских школах, независимо от того, в школе какого вида они работали, какую должность занимали, и где эта школа находилась - в сельской местности или поселке городского типа. Поэтому прокурор оспорил незаконное Постановление Правительства Курской области в суде, и суд признал его недействующим.

(Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ N 39-Г08-2 от 4 июня 2008 г.)

Купля-продажа квартиры: что будет, если договор

зарегистрирован, а покупатель деньги так и не заплатил

По условиям договора купли-продажи квартиры продавец должен был получить свои деньги в течение одного дня после того, как договор купли-продажи пройдет регистрацию. Договор был зарегистрирован, но покупатель так и не заплатил. Поэтому продавец потребовал в суде расторгнуть договор и вернуть ему квартиру.

Верховный Суд пояснил, что в этом случае продавец не имеет права на возврат квартиры. Поскольку он свою часть исполнил полностью: договор зарегистрирован, квартира покупателю передана, а согласно ГК, ни одна из сторон не может требовать того, что было исполнено ею по договору до его расторжения, если иное прямо не указано в законе или договоре. В законе таких норм нет, в договоре стороны тоже такие правила не предусмотрели (не написали, что в случае, если одна из сторон не выполнит свою часть сделки, - другая сторона имеет право расторгнуть договор и получить назад все, исполненное ею по договору до его расторжения). Поэтому в данном случае продавец имеет право потребовать у покупателя деньги и проценты за их несвоевременную уплату, но не квартиру.

(Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ N 5-В08-8 от 3 июня 2008 г.)

Москва решила сдать в аренду ТСЖ нежилые помещения

в многоквартирных домах

Нежилые помещения будут сдаваться товариществам собственников жилья, жилищным и жилищно-строительным кооперативам (управляющим многоквартирными домами) и иным обслуживающим многоквартирные дома организациям. Свободные от обязательств нежилые помещения, принадлежащие Москве, предоставляются им без проведения торгов, без права сдачи в субаренду, переуступки и перепрофилирования.

Площадь передаваемых помещений определяется с учетом примерной нормы (до 50 кв. м площади). Размер арендной ставки считается в соответствии с перечнем видов использования нежилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы и передаваемых арендаторам на льготных условиях. Этот перечень утверждается Правительством г. Москвы на определенный период.

(Постановление Правительства Москвы от 3 июня 2008 г. N 489-ПП "О порядке предоставления ТСЖ, ЖК, ЖСК и иным управляющим и обслуживающим многоквартирные дома организациям нежилых помещений, относящихся к собственности города Москвы".)

Городские власти будут давать москвичам квартиры за МКАД

С 2008 года Москва начинает финансировать строительство жилья за пределами города. Доля Москвы в таких новостройках будет передаваться москвичам в рамках социальных жилищных программ - как бесплатно, так и за деньги. Такое решение принято из-за дефицита стройплощадок в Москве; предполагается, что проекты, финансируемые за счет городского бюджета, будут выбраны на конкурсной основе; заказчиком от имени города должен выступить Департамент жилищной политики и жилищного фонда.

Планируется, что в 2008 году в рамках жилищных программ городские власти заключат договоры на строительство 1 млн. кв. м жилья, в том числе жилья за пределами Москвы. При этом в Постановлении не конкретизируется, сколько недвижимости для участников жилищных программ будет построено в Москве, а сколько - за ее пределами.

Следует также отметить, что в Постановлении Правительства Москвы не уточняется, участникам каких жилищных программ будут давать квартиры за МКАД. По-видимому, новшество может затронуть участников таких программ, как "Молодой семье - доступное жилье" на 2006 - 2008 гг., "Москвичам - доступное жилье" на период 2007 - 2009 гг., и т. д.

Необходимо сказать, что нововведение вряд ли коснется граждан, переселяемых из ветхих домов, а также очередников, переезжающих в квартиру большей площади в рамках улучшения жилищных условий - в соответствии с Законом г. Москвы N 21 от 31 мая 2006 г. В этих случаях новая квартира может предоставляться только в том районе, где живет гражданин.

(Постановление Правительства Москвы от 17 июня 2008 г. N 521-ПП "О реализации мероприятий по выполнению социальных жилищных программ города Москвы в 2008 и последующие годы".)

Уточнен перечень документов, которые должны предоставляться

при обращении в городской центр жилищных субсидий г. Москвы

Для получения субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг льготники должны написать заявление о предоставлении субсидии. Остальные документы надо принести только при первом обращении за субсидией; согласно изменениям, при повторных обращениях эти документы больше не требуются.

(Постановление Правительства Москвы от 3 июня 2008 г. N 480-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы N 171-ПП" от 13 марта 2007 г.)

3 июня 2008 г. Правительство Санкт-Петербурга рекомендовало Валентине Матвиенко внести в Законодательное Собрание правительственный законопроект. Проводимую в городе газификацию жилых домов предложено сделать льготной для отдельных лиц: пенсионеров, граждан, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, и тех, чьи доходы не достигают прожиточного минимума.

(Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 3 июня 2008 г. N 620 "О проекте Закона Санкт-Петербурга "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с устройством внутренней системы газоснабжения объектов жилищного фонда в Санкт-Петербурге".)

Жилье детям-сиротам

В Тверской области меняется порядок предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством).

Ранее жилье по договору социального найма не предоставлялось детям-сиротам, которые учились в федеральных образовательных учреждениях. Сейчас это ограничение снято: дети, не имеющие своего жилья, будут ставиться на учет по месту жительства, а после окончания образовательного учреждения - получат жилье.

(Закон Тверской области от 11 июня 2008 г. N 71-30 "О внесении изменений в Закон Тверской области "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области".)

Внесены изменения в Закон Волгоградской области, которым

регулируется порядок предоставления жилищных кредитов

молодым семьям

Теперь молодой будет считаться семья, в которой оба супруга не достигли 35 лет, либо, если семья неполная - один из родителей не достиг 35 лет (раньше молодой считалась семья, если супругам не исполнилось 30 лет).

(Закон Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1702-ОД "О внесении изменения в статью 2 Закона Волгоградской области от 27 марта 2001 г. N 524-ОД "О развитии жилищного кредитования в Волгоградской области".)

В Тамбовской области скорректирован порядок предоставления

жилья по договору социального найма

Раньше в случае, если субсидии не хватало для покупки квартиры положенной на семью площади (по норме предоставления жилья), очередники могли купить жилье меньшего размера, - но так, чтобы площадь, приходящаяся на каждого члена семьи, не позволяла им снова встать на учет в качестве нуждающихся в жилье (т. е. она должна была быть не меньше учетной нормы). Теперь это запрещено, субсидию можно использовать только на покупку жилья, соответствующего нормативам предоставления.

Раньше для получения субсидии необходимо было решение органов местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье. Решение могло потеряться, и в этом случае получить субсидию становилось невозможным. Теперь органы, отвечающие за предоставление субсидии, будут принимать во внимание не только решения органа местного самоуправления, но и архивные справки, и любые документы, подтверждающие дату постановки на учет и порядковый номер очереди.

(Закон Тамбовской области от 5 июня 2008 г. N 385-3 "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года".)

В Псковской области меняется порядок предоставления

служебного жилья

Согласно изменениям, служебная квартира полагается в том числе и руководителям областных предприятий и учреждений. Служебное жилье предоставляется чиновникам в том случае, когда они не обеспечены своим, в том числе, - когда на каждого человека в их квартире приходится менее 10 метров жилой площади (до внесения изменений эта цифра составляла 9 метров). Кроме того, вводится новое правило: в исключительных случаях на служебную квартиру могут рассчитывать чиновники, обеспеченные жилплощадью по 12 метров на человека.

(Постановление Администрации Псковской области от 5 июня 2008 г. N 157 "О внесении изменений в Постановление Администрации области от 26 октября 2006 г. N 422 "О порядке предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Псковской области".)

Утвержден Порядок предоставления жилья в домах

социального обслуживания в Забайкальском крае

Квартиры в таких домах предоставляются пенсионерам и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), которые не могут сами себя обслуживать и нуждаются в посторонней помощи. Квартиры предоставляется во временное пользование по договору найма специализированного жилья, приватизировать их запрещено. Для получения такого жилья пенсионер или инвалид должен написать соответствующее заявление и направить его в Комитет социального обеспечения Читинской области. Кроме заявления, в Комитет нужно принести паспорт, акт обследования жилищных условий, медицинскую карту, пенсионное удостоверение и справку об инвалидности из учреждения медико-социальной экспертизы. Комитету социального обеспечения дается 30 дней на изучение этих документов и принятие решения, и еще через 5 дней он должен направить свое решение гражданину.

(Постановление Губернатора Забайкальского края от 5 июня 2008 г. N 116 "Об утверждении Порядка и условий предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями".)

Хабаровский край: меняются правила получения субсидий

на жилье для молодых семей

Во-первых, молодой теперь считается семья, в которой оба родителя (единственный родитель, если семья неполная) не достигли 35 лет, а не 30, как было ранее. Во-вторых, установлено, что на долевое участие в строительстве молодежного жилищного комплекса может рассчитывать только семья, постоянно проживающая в том муниципальном образовании, где строится комплекс (ранее требования о регистрации по постоянному месту жительства не было). В-третьих, меняются правила предоставления дополнительных субсидий при рождении ребенка: раньше субсидии не предоставлялись, только если оба родителя достигли 31 года, теперь достаточно, чтобы предельного возраста достиг один из родителей, при этом возраст увеличен до 36 лет.

(Постановление Правительства Хабаровского края от 4 июня 2008 г. N 139-пр "О внесении изменений в Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы...".)

В июне утверждены нормативы стоимости 1 кв. м жилья за II квартал 2008 года в Ленинградской, Астраханской и Воронежской областях. Исходя из этих нормативов, считается, сколько денег получат граждане, имеющие право на субсидию на покупку жилья в рамках Программы "Социальное развитие села до 2012 года". Нормативы утверждены по каждому муниципальному образованию.

------------------------------------------------------------------

Название документа