Размещение заказа на энергосервис путем запроса котировок

(Матиящук С. В.) ("Налоги" (газета), 2011, N 18) Текст документа

РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА НА ЭНЕРГОСЕРВИС ПУТЕМ ЗАПРОСА КОТИРОВОК

С. В. МАТИЯЩУК

Матиящук С. В., к. ю.н., доцент, заведующая кафедрой гражданского права СибУПК.

С 27 ноября 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) <1>, предусматривающий проведение активной энергосберегающей политики в нашей стране. Одновременно с вступлением в силу этого Закона вступили в силу изменения в ряде норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5711.

Как отмечают специалисты, вкладывать средства в энергосбережение в связи с ухудшающимися горно-геологическими условиями и удорожанием топливно-энергетических ресурсов экономически выгодно. Согласно ст. 56.1 Закона о размещении заказов проведение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления энергетических ресурсов для государственных и муниципальных нужд, должно осуществляться на основе контракта на энергосервис. Для правового регулирования контракта на энергосервис характерны особенности, отличающие его от регламентации иных видов договоров. Во-первых, контрактом на энергосервис могут охватываться как подрядные работы, так и услуги, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления первичных и вторичных энергетических ресурсов. Следовательно, общие положения о подряде и услугах подлежат субсидиарному применению лишь в том случае, если иное не установлено специальными правилами о закупках для государственных и муниципальных нужд. Во-вторых, основанием для заключения контракта на энергосервис является государственный (или муниципальный) заказ, размещаемый в порядке, предусмотренном ст. 10 Закона о размещении заказов. В-третьих, предметом контракта на энергосервис являются определенные действия или осуществление определенной деятельности, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления энергетических ресурсов (например, экономия денежных средств за счет организации создания системы коммерческого учета потребления энергоресурсов; экономия денежных средств за счет использования пара прессов и паровых машин и т. п.). Другими словами, речь идет о получении экономического эффекта от проведенных энергосберегающих мероприятий. В то же время в целях исключения влияния инфляционных процессов экономия соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, по общему правилу, должна рассчитываться в натуральном выражении без учета экономии в стоимостном выражении (ч. 15 ст. 56.1 Закона о размещении заказов). Кроме того, энергосберегающие мероприятия, составляющие предмет контракта на энергосервис, должны быть предназначены для удовлетворения государственных (или муниципальных) нужд. В-четвертых, оплата энергосберегающих мероприятий, проводимых по контракту на энергосервис, осуществляется в нетрадиционных формах. Размер вознаграждения исполнителя может равняться как сумме тех средств, которые были сэкономлены в результате проведения энергосберегающих мероприятий, так и определенному проценту такой экономии (ст. 56.1 Закона о размещении заказов). При этом необходимо учитывать, что контракт на энергосервис заключается отдельно от контрактов на поставки энергетических ресурсов, на оказание услуг водоснабжения, теплоснабжения и др. (ч. 2 ст. 56.1 Закона о размещении заказов). Сторонами контракта на энергосервис является государственный (или муниципальный) заказчик и исполнитель. Сказанное позволяет прийти к следующему пониманию контракта на энергосервис: по контракту на энергосервис одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (государственного или муниципального заказчика) совершить действия (мероприятия), направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления заказчиком энергетических ресурсов, а заказчик обязуется оплатить эти действия (мероприятия). Осуществление энергосберегающей политики предопределяет чрезвычайно широкую сферу применения контракта на энергосервис, поскольку позволяет квалифицировать в качестве указанного контракта всякое соглашение, содержащее любой набор работ и услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления энергоресурсов в бюджетной сфере. Одной из новелл Закона об энергосбережении является введение порядка размещения заказа на энергосервис для государственных и муниципальных нужд путем запроса котировок. Как известно, особенностью размещения заказа способом запроса котировок является наличие единственного критерия для определения победителя - это наименьшая цена (сумма). В соответствии со ст. ст. 42 - 47, 56.1 Закона о размещении заказов заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен работ и услуг, соответственно выполнение и оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика и для которых есть функционирующий рынок, в случаях, если цена государственного или муниципального контракта на энергосервис не превышает пятисот тысяч руб. При этом согласно п. 3 ст. 42 заказчик не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на выполнение одноименных работ и оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч руб. в течение квартала. При размещении заказа на энергосервис посредством запроса котировок победителем признается лицо, предложившее наименьшую сумму одного из трех показателей, предусмотренных ч. 5 ст. 56.1 Закона о размещении заказов: - либо самую меньшую цену контракта; - либо самую меньшую сумму, определенную как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником размещения заказа экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика. Под первым показателем (ценой контракта) понимается размер вознаграждения исполнителю, который определяется как процент от суммы тех средств, которые будут сэкономлены в результате проведения энергосберегающих мероприятий. Например, при проведении энергосберегающих мероприятий должна быть обеспечена экономия потребления энергоресурсов в определенном объеме от существующего уровня потребления. И соответственно, чем ниже размер вознаграждения исполнителю, тем ниже будет цена контракта на энергосервис. Таким образом, победителем запроса котировок будет признаваться лицо, предложившее наименьшую цену контракта на энергосервис, т. е. размер вознаграждения исполнителю. Второй показатель определяется как разница между текущими расходами на поставку энергоресурсов и предложенными участником запроса котировок теми средствами, которые должны быть сэкономлены в результате проведения энергосберегающих мероприятий. Чем больше будет сумма экономии от проводимых энергосберегающих мероприятий, тем ниже показатель данной суммы. И, как следствие, победителем запроса котировок будет признаваться лицо, предложившее наиболее низкую сумму (ч. 7 ст. 56.1 Закона о размещении заказов). А третий определяется как разница между двумя значениями. Под первым значением понимаются текущие расходы, связанные с потреблением энергоресурсов. Второе значение исчисляется как разница между предложенными участником запроса котировок теми средствами, которые должны быть сэкономлены в результате проведения энергосберегающих мероприятий, и стоимостной величиной процента экономии. И чем выше будет процент экономии от проводимых энергосберегающих мероприятий и ниже размер вознаграждения исполнителю, тем, соответственно, ниже показатель данной суммы. Следовательно, победителем запроса котировок будет признаваться лицо, предложившее наиболее низкую сумму (ч. 7 ст. 56.1 Закона о размещении заказов). Важно учитывать, что третий показатель является синтезом первых двух, т. к. он учитывает и размер вознаграждения исполнителю, и сумму экономии. Организация и порядок проведения запроса котировок на право заключить контракт на энергосервис для государственных (муниципальных) нужд имеют свои специфические особенности, которые определяются требованиями Закона. Можно выделить четыре стадии проведения запроса котировок: подготовка, подача котировочных заявок, рассмотрение котировочных заявок, заключение государственного или муниципального контракта на энергосервис. В период подготовки заказчик (уполномоченный орган или специализированная организация) публикует извещение о проведение запроса котировок и форму котировочной заявки на официальном сайте. При оформлении извещения о проведении запроса котировок заказчик обязан заполнить сведения, предусмотренные Законом, т. к. отражаемая в извещении информация имеет важное значение. Согласно ч. 5 ст. 56.1 Закона о размещении заказов в извещении должен быть указан один из трех возможных показателей, на основании которого будет определен победитель, а именно: 1) максимальная цена контракта, под которой понимается размер вознаграждения исполнителю. Данный показатель определяется как процент от суммы тех средств, которые будут сэкономлены в результате проведения энергосберегающих мероприятий. И поэтому этот показатель лучше всего использовать, когда величина потенциальной экономии энергоресурсов является константой (постоянной). Например, экономия электрической энергии от замены ламп накаливания на светодиодные лампы; 2) минимальный размер экономии. Этот показатель определяется как разница между начальной (максимальной) ценой контракта и предложенными участником аукциона средствами, которые должны быть сэкономлены в результате проведения энергосберегающих мероприятий; 3) максимальная цена контракта и минимальный размер экономии. Данный показатель определяется как разница между начальной (максимальной) ценой контракта и предложенными участником аукциона средствами, которые должны быть сэкономлены в результате проведения энергосберегающих мероприятий, и уменьшенной на стоимостную величину процента экономии. И, соответственно, третий показатель является синтезом первых двух, т. к. он учитывает и размер вознаграждения исполнителю, и сумму экономии. Согласно требованиям ст. 45 Закона о размещении заказов указываемый в извещении о проведении запроса котировок срок приема котировочных заявок не может быть менее четырех рабочих дней. При этом дата начала приема котировочных заявок не должна совпадать с датой размещения на сайте извещения о проведении запроса котировок цен (ст. 191 ГК РФ). Прием котировочных заявок, их регистрация, а также уведомление подрядчиков (исполнителей) о приеме их котировочных заявок осуществляются государственным (муниципальным) заказчиком в соответствии с требованиями ст. 46 Закона о размещении заказов. Для обеспечения проведения закупки способом запроса котировок цен государственный (муниципальный) заказчик должен побеспокоиться о представлении не менее трех котировочных заявок. Для этого согласно требованиям п. п. 2 и 3 ст. 45 и п. 6 ст. 46 Закона о размещении заказов одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок цен на сайте государственный (муниципальный) заказчик направляет запрос котировок цен лицам, осуществляющим выполнение работ и оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок. Заявки подаются в установленный срок в виде электронного документа. Каждый участник имеет право подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в нее не допускается. Следующий этап - рассмотрение котировочных заявок. В течение дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, котировочная комиссия государственного (муниципального) заказчика рассматривает и оценивает поступившие котировочные заявки. К рассмотрению и оценке котировочной комиссией государственного (муниципального) заказчика должны приниматься только оформленные надлежащим образом котировочные заявки подрядчиков и исполнителей. Кроме того, котировочные заявки, поданные позднее установленного срока, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются участнику размещения заказа, подавшему такую заявку. Если подана только одна котировочная заявка и цена в заявке не превышает максимальную цену контракта, указанную в извещении, то такой участник признается победителем и с ним заключается контракт на энергосервис. В то же время заказчику дано право разместить извещение о продлении срока подачи заявок и направить запрос не менее чем трем потенциальным участникам. В случае если не подано ни одной котировочной заявки или подано несколько котировочных заявок, но все они отклонены, то заказчик имеет право на повторное размещение заказа путем запроса котировок. В случае повторного проведения запроса котировок заказчик имеет право изменить условия контракта на энергосервис. В свою очередь, если участвует несколько котировочных заявок, победителем признается тот, кто предложил самую низкую цену контракта или самую меньшую сумму одного из показателей, предусмотренных ч. 5 ст. 56.1 Закона о размещении заказов (при равенстве цен в нескольких заявках победителем признается тот, кто подал заявку раньше). По результатам рассмотрения и оценки заявок оформляется протокол, подлежащий официальному обнародованию в СМИ и на официальном сайте. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у государственного (муниципального) заказчика. Второй экземпляр протокола и проект государственного (муниципального) контракта на энергосервис в течение двух дней со дня подписания указанного протокола государственный (муниципальный) заказчик передает победителю запроса котировок. Причиной, препятствующей нормальному завершению размещения заказа на энергосервис путем запроса котировок, может быть: отмена или перенос заказчиком проведения запроса котировок; внесение изменений в извещение о проведении запроса котировок цен; невозможность выбора победителя котировочной комиссией из-за недостаточного количества поступивших котировочных заявок и др. При этом заказчик обязан в установленном порядке оформить протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, указать в нем причину, препятствующую нормальному завершению процедуры, и разместить оформленный протокол на сайте. И последний этап - заключение государственного или муниципального контракта на энергосервис с победителем. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении запроса котировок, и по цене, предложенной победителем. Победителю в двухдневный срок передается проект контракта. Если победитель не подписал контракт, то он считается уклонившимся от подписания и вносится в реестр недобросовестных поставщиков. В таком случае контракт заключается со вторым участником, который предложил такую же, как победитель, цену контракта. А если такого участника нет, то контракт заключается с участником, который предложил лучшие условия по цене следующими за условиями победителя. При этом такой участник и победитель не могут быть аффилированными лицами. Заказ на энергосервис признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта.

Название документа