Административно-правовые аспекты лицензирования предприятий транспортного комплекса

(Братановский С. Н., Остапец О. Г.) ("Транспортное право", 2011, N 2) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

С. Н. БРАТАНОВСКИЙ, О. Г. ОСТАПЕЦ

Братановский С. Н., доктор юридических наук, профессор Поволжской академии государственной службы имени П. А. Столыпина.

Остапец О. Г., кандидат юридических наук, доцент Поволжской академии государственной службы имени П. А. Столыпина.

Ведущим нормативным актом в сфере лицензирования транспортной деятельности является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1>, ст. 17 которого содержит исчерпывающий перечень лицензируемых видов предпринимательской деятельности, связанных с перевозкой грузов и пассажиров, к которым относятся: -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

- перевозка морским транспортом пассажиров; - перевозка морским транспортом грузов; - перевозка внутренним водным транспортом пассажиров; - перевозка внутренним водным транспортом грузов; - перевозка воздушным транспортом пассажиров; - перевозка воздушным транспортом грузов; - перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); - перевозка пассажиров и багажа железнодорожным транспортом; - перевозка железнодорожным транспортом грузов; - перевозка железнодорожным транспортом грузобагажа; - транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути; - погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте; - погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах; - погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; - деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Необходимо особо подчеркнуть, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии - данная норма закреплена в п. 3 ст. 17 рассматриваемого нами Федерального закона. Указанное положение корреспондируется с ч. 1 ст. 49 ГК РФ, в соответствии с которой отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Таким образом, можно сделать вывод, что лицензирование какого-либо вида перевозочной деятельности может быть установлено только на федеральном уровне. Подобное свидетельствует о значимости лицензионных правоотношений для государственного регулирования экономических процессов. Статья 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования, которому предоставлено право утверждать положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определять федеральные органы исполнительной власти, имеющих право осуществлять лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливать виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На железнодорожном транспорте предпринимательскую деятельность можно осуществлять на основании лицензии, полученной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 г. N 134 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте" <2>. Это стало возможным в результате изменения формы собственности на железнодорожном транспорте в 2003 г. Ранее этим вопросам было посвящено Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2002 г. N 383 "О лицензировании перевозочной и другой деятельности на железнодорожном транспорте" <3>. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1305. <3> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2183.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 г. N 134, изданным в развитие основополагающего Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", утверждены: - Положение о лицензировании перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом; - Положение о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов; - Положение о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузобагажа; - Положение о лицензировании транспортировки грузов (перемещения грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути; - Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Для осуществления предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте и соответственно получения лицензии необходимо соблюдение требований нормативно-правовых актов Российской Федерации, отраслевых стандартов и иных нормативных технических документов, устанавливающих правила перевозок грузов, пассажиров, и требований по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте; соответствие подвижного состава, железнодорожных станций, других зданий и сооружений, оборудования и устройств, используемых при перевозках грузов и пассажиров, а также технологических процессов установленным техническим нормам и правилам в области железнодорожного транспорта; наличие работников, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям; предоставление пассажирам информации о режиме работы лицензиата, месте его нахождения, наличии лицензии и сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации; осуществление перевозок пассажиров в соответствии с нормами и правилами, установленными на железнодорожном транспорте; наличие в штате лицензиата лиц, ответственных за перевозки грузов и пассажиров, имеющих высшее или среднее специальное образование и стаж работы в этой области не менее трех (пяти) лет за последние 10 лет трудовой деятельности. В настоящее время при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с перевозочным процессом на морском и внутреннем водном транспорте, физические и юридические лица руководствуются Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" <4>. Этим нормативным документом утверждены: -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3679.

- Положение о лицензировании перевозок морским транспортом грузов; - Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов; - Положение о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров; - Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров; - Положение о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); - Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах; - Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте. В общих чертах в соответствии с этими Положениями лицензированию подлежит вышеперечисленная деятельность юридических лиц независимо от формы собственности, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, связанная с: а) перевозкой грузов и пассажиров, фрахтовыми операциями по перевозкам грузов и пассажиров на морском и внутреннем водном транспорте; б) буксировкой судов и других плавучих объектов на морском транспорте, обслуживанием судов в портах с целью обеспечения жизнедеятельности судовых экипажей и безопасности мореплавания; в) погрузочно-разгрузочной деятельностью применительно к опасным грузам в морских портах и на внутреннем водном транспорте. В качестве основных условий, необходимых для получения лицензии на осуществление указанных видов деятельности можно выделить следующие: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании судов, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, а также иных объектов, движимого и недвижимого имущества, необходимых для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов, аттестованного на право занятия этой должности; укомплектование судов членами экипажа и необходимыми специалистами, имеющими соответствующие дипломы и квалификационные свидетельства; наличие на судах и иных плавучих объектах (при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с использованием плавучих кранов и судов) судовых документов, предусмотренных Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Хотелось бы отметить, что новшеством в рассматриваемых нами Положениях является закрепление в них грубых нарушений лицензионных требований и условий, которые повлекли: а) человеческие жертвы; б) причинение тяжкого вреда здоровью; в) причинение средней тяжести вреда здоровью не менее пяти человек; г) причинение вреда окружающей среде <5>. -------------------------------- <5> Действовавшие ранее Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов; Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров; Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем водном транспорте, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345 "Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте" (СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2158), а также Положение о лицензировании перевозок морским транспортом грузов; Положение о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров; Положение о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом; Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах; Положение о лицензировании сюрвейерского обслуживания морских судов в морских портах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447 "О лицензировании перевозочной и другой деятельности, осуществляемой на морском транспорте" (СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2590) не содержали подобных условий в качестве оснований для приостановления (лишения) лицензий на осуществление указанных видов деятельности.

При осуществлении деятельности, связанной с воздушными перевозками, следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2007 г. N 397 "О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы)" <6>. Указанным правовым актом утверждены: -------------------------------- <6> СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3284

- Положение о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров; - Положение о лицензировании перевозок воздушным транспортом грузов. Общими и, на наш взгляд, существенными условиями для грузопассажирских перевозок на воздушных судах являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта, полученного в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которой обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности; б) соблюдение лицензиатом общих правил воздушных перевозок пассажиров и грузов, требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей; в) наличие у лицензиата воздушных судов на праве собственности или ином законном основании в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок пассажиров и грузов в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных воздушных перевозок и программой выполнения нерегулярных воздушных перевозок; г) обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) страхования ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажирах вещам, а также ответственности перед грузовладельцами (грузоотправителями) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Как отмечает В. Л. Титов, самым распространенным является лицензирование на автомобильном транспорте, поскольку количество единиц автотранспорта, используемого для грузопассажирских перевозок, в сотни раз превышает количество воздушных, морских и речных судов, осуществляющих перевозочную деятельность <7>. -------------------------------- <7> См.: Титов В. Л. Транспортная отрасль: перспективы развития в мировом масштабе. М., 2007. С. 68.

На автомобильном транспорте при осуществлении деятельности, которая подлежит обязательному лицензированию, руководствуются Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" <8>. Данное Положение детально регламентирует процедуру получения лицензий на осуществление самого распространенного в России вида пассажирских перевозок - автомобильного. -------------------------------- <8> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4711.

В соответствие с п. 4 данного нормативного акта лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; в) соблюдение лицензиатом установленных ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Приведенный широкий перечень необходимых для получения лицензии на осуществление автомобильных пассажирских перевозок условий свидетельствует о пристальном внимании законодателя к данному виду перевозочной деятельности. Нормативное закрепление указанных положений является гарантом обеспечения безопасности пассажирских перевозок, соблюдения законных прав граждан во время перевозочного процесса. В настоящее время деятельность, связанная с транспортно-экспедиционным обслуживанием, лицензированию не подлежит (ст. 7 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", предусматривающая лицензирование транспортно-экспедиционной деятельности, исключена из Закона <9>). -------------------------------- <9> См.: Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 167.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" <10> лицензирование перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов осуществляется органами Росавиации, лицензирование всех остальных видов рассмотренной нами перевозочной деятельности - органами Ростехнадзора. -------------------------------- <10> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 700.

Лицензия на право осуществления перевозок грузов и пассажиров выдается на срок не менее чем пять лет (ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Согласно ст. 9 данного Закона для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; лицензируемый вид перевозочной деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; копии документов, перечень которых определяется Положениями о лицензировании видов перевозочной деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии, возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Установление указанного срока осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст. 12 Закона). Подводя итог анализу основных руководящих документов в сфере лицензирования ТК, можно выделить отличительные особенности сформировавшихся в настоящее время лицензионно-правовых отношений, имеющих место при государственном регулировании перевозок пассажиров и грузов. К ним относятся следующие: 1) лицензированию подлежит не вся перевозочная деятельность (в широком понимании), а лишь те ее виды, которые имеют повышенное общественное значение и широко распространены на практике; 2) лицензирование в сфере ТК способствует обеспечению единой государственной политики как в экономической сфере вообще, так и в транспортной отрасли в частности; 3) лицензионно-правовые отношения, складывающиеся между субъектами лицензионно-разрешительной деятельности в сфере ТК, носят многоаспектный и комплексный характер; 4) широкий круг требований, предъявляемых к соискателям транспортных лицензий, обеспечивает развитие транспортных предприятий в рамках объективных требований безопасности перевозок и тем самым ограждает от присутствия на рынке предприятий-"однодневок". Проведенное правовое исследование нормативно-правовых актов, посвященных лицензированию в сфере отечественного ТК, позволяет сделать вывод о том, что данный вид правоотношений достаточно развит, рассмотренные положения о лицензировании в основном соответствуют международным нормам и создают благоприятную основу для деятельности перевозчиков на всех видах транспорта. Вместе с тем постоянные изменения административного законодательства, отсутствие единого законодательного подхода к правовому регулированию отдельных аспектов лицензионных отношений, не организованная надлежащим образом деятельность лицензирующих органов породили ряд правовых проблем и оставили нерешенными важные задачи, связанные с современным лицензированием ТК. Одним из факторов, тормозящих развитие транспортной отрасли, являются так называемые административные барьеры. Как полагает В. Л. Титов, административный барьер - это социально-правовое явление, которое берет свое начало с момента возникновения государственности и правовой системы. Его основу составляют объективные и субъективные факторы. К первым можно отнести несовершенство нормы права, ее несоответствие сложившимся общественным отношениям или недостаточность их охвата, ко вторым - бюрократизм и нежелание чиновников поступать по закону <11>. -------------------------------- <11> См.: Титов В. Л. Указ. соч. С. 116.

В. В. Буровцев, И. В. Мицук справедливо отмечают, что оценка эффективности деятельности государственных структур в сфере лицензирования перевозок может быть как положительной, так и отрицательной. Это обстоятельство обусловлено самой природой и задачами института лицензирования. С одной стороны, оно призвано обеспечить безопасность перевозок, тем самым регламентируя допустимые параметры качества предоставляемой услуги, а с другой - излишние лицензионные требования препятствуют деятельности субъектов рынка. Независимо от этого административный барьер имеет место в ряду факторов, непосредственно или опосредованно принимающих участие в формировании конъюнктуры рынка. Административные барьеры не просто препятствуют развитию предпринимательства, но и создают некую проблему государственного масштаба, так как способствуют "уходу" бизнеса в "теневую" экономику с целью снижения непроизводительных затрат и "бюрократических рисков". А в случае с перевозочной деятельностью ведут и к ослаблению неукоснительных условий обеспечения безопасности перевозок, т. е. к угрозе общественной безопасности <12>. -------------------------------- <12> См.: Буровцев В. В., Мицук И. В. Институт лицензирования в аспекте формирования конкурентной среды в сфере железнодорожного транспорта // Проблемы современной экономики. 2008. N 1.

Разделяя мнения указанных авторов, рассмотрим административные барьеры, возникающие при осуществлении лицензирования перевозочной деятельности. Необходимо отметить, что определенные трудности возникают на практике при соблюдении условий, которые должны быть выполнены на момент подачи соискателем лицензии документов в лицензирующий орган. Данные условия связаны прежде всего с техническим обеспечением перевозочного процесса (наличием транспортных средств, производственных помещений, специалистов, обладающих необходимой квалификацией, необходимой документации). С. С. Пригаров отмечает, что в различных сферах хозяйственной деятельности (в рассматриваемом нами случае транспорте) многие из условий не являются существенно необходимыми. К ним автор относит предоставление копий учредительных и иных документов, предусмотренных различными актами о лицензировании, которые, как правило, содержат много иной информации, порой не связанной с получением специального разрешения на занятие той или иной деятельностью. Пакет лицензионных документов должен быть минимальным и состоять из заявления на предоставление лицензии с подробным указанием всех данных о предприятии (индивидуальном предпринимателе) и приложения, в котором описывается хозяйственная деятельность лицензиата с указанием материальной базы, людских ресурсов и возможности заниматься лицензированной деятельностью. В данном случае акцент делается на квалифицированную работу специалистов лицензирующих органов, которые в результате выездных проверок будут оценивать возможность субъекта заниматься той или иной деятельностью <13>. Излишний документооборот в лицензируемом органе создает основу для бюрократии, формирует ненужную нагрузку на сотрудников. Кроме того, если не будет проведена выездная качественная проверка наличия всех условий для осуществления лицензируемой деятельности, не установлены все обстоятельства, которые впоследствии могут помешать осуществлению лицензируемых видов перевозок пассажиров и грузов, то в дальнейшем труднее будет осуществлять лицензионный контроль и мотивированно приостановить действие специального разрешения. -------------------------------- <13> См.: Пригаров С. С. Правовые основы развития малого и среднего бизнеса // Власть и общество: правовые проблемы взаимодействия. М., 2007. С. 78 - 79.

На наш взгляд, процедуру получения лицензий в сфере ТК необходимо упростить путем сокращения перечня документов, предоставляемых в лицензирующий орган. Предоставление заявления о выдаче лицензии с приложением специальной анкеты с указанием всех фактических данных о предприятии - соискателе лицензии на первом этапе позволит компетентным лицам определить наличие лицензионных условий на предприятии-перевозчике. На втором этапе в результате выездной оперативной проверки будут установлены все необходимые фактические обстоятельства и принято решение о выдаче лицензии на перевозку пассажиров и грузов. А. А. Кривошеев предлагает закрепить в законодательстве необходимость проведения предварительной экономической оценки деятельности соискателя лицензии, сравнивая ее с деятельностью специалистов кредитных отделов банков (их задача состоит в изучении коммерческой деятельности предприятий и возможности погашения кредитов и процентов по ним). Подобное будет способствовать установлению не только возможности заниматься лицензируемым видом деятельности в течение достаточно длительного периода времени, поскольку лицензия выдается на пятилетний срок, но и способности предприятия уплачивать в этот период налоги и иные обязательные платежи от производства лицензируемых товаров, работ или услуг, а также заработную плату и обеспечивать установленные условия труда <14>. -------------------------------- <14> См.: Кривошеев А. А. Зачем нужна лицензия? М., 2008. С. 18.

На наш взгляд, в целях совершенствования лицензирования перевозочной деятельности, формирования благоприятной среды на рынке перевозок правовыми способами необходимо в отношении каждого соискателя лицензии проводить независимую лицензионную экспертизу. В результате ее осуществления должно быть установлено: 1. Наличие необходимой материально-технической базы, транспортных средств, специалистов, имеющих необходимую квалификацию, стаж работы и т. д. 2. Наличие финансовых ресурсов, инвестирования в лицензируемую деятельность. 3. Возможность осуществления лицензируемым видом перевозочной деятельности на протяжении всего срока действия лицензии. 4. Возможность оказания качественных перевозочных услуг, степень влияния на иных перевозчиков, формирование законной конкуренции. 5. Степень экономического развития транспортного предприятия в результате осуществления подлежащей лицензированию деятельности, возможности осуществления им основной предпринимательской деятельности и получение от нее прибыли. Кроме того, проведение качественной лицензионной экспертизы позволит снизить аварийность перевозок и во многом будет способствовать уменьшению количества правонарушений на транспорте. Необходимость ее проведения должна содержаться в вышеназванных постановлениях Правительства РФ, регулирующих лицензирование на транспорте. В заключение хотелось бы отметить, что лицензирование ТК в современных российских условиях является эффективным способом государственного регулирования, обладающим определенным потенциалом для обеспечения безопасности перевозок на всех видах транспорта. Предложенные нами организационно-правовые меры, направленные на реформирование лицензионно-правовых отношений, позволят в известной степени поднять российские перевозки на более высокий уровень, сделать их доступными и конкурентоспособными.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г. 2. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430. 3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 167. 4. Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 700. 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 г. N 134 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте" // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1305. 6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" // СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3679. 7. Постановление Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" // СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4711. 8. Постановление Правительства РФ от 23 июня 2007 г. N 397 "О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы)" // СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3284. 9. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2002 г. N 383 "О лицензировании перевозочной и другой деятельности на железнодорожном транспорте" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2183 (утратило силу). 10. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345 "Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2158 (утратило силу). 11. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447 "О лицензировании перевозочной и другой деятельности, осуществляемой на морском транспорте" // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2590 (утратило силу). 12. Титов В. Л. Транспортная отрасль: перспективы развития в мировом масштабе. М., 2007. 13. Буровцев В. В., Мицук И. В. Институт лицензирования в аспекте формирования конкурентной среды в сфере железнодорожного транспорта // Проблемы современной экономики. 2008. N 1. 14. Пригаров С. С. Правовые основы развития малого и среднего бизнеса // Власть и общество: правовые проблемы взаимодействия. М., 2007. 15. Кривошеев А. А. Зачем нужна лицензия? М., 2008.

Название документа