ОАО "Газпром" - некоторые проблемы реализации посткризисной глобальной стратегии

(Баранов В. Д.) ("Юридический мир", 2011, N 3) Текст документа

ОАО "ГАЗПРОМ" - НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТКРИЗИСНОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ <*>

В. Д. БАРАНОВ

Баранов Владислав Дмитриевич, доцент кафедры правового регулирования ТЭК ИМЭПИ МГИМО - Университет, кандидат экономических наук.

В статье содержится анализ экономического и финансового положения крупнейшей российской газовой транснациональной компании, в котором она оказалась в результате кризиса. Рассматриваются характер предпринимаемых ею антикризисных мер, масштабы корректировки финансирования национальных и зарубежных инвестиционных программ в энергетической области. Автор формулирует некоторые оценки относительно возможных изменений в стратегии ОАО "Газпром" на глобальном газовом рынке в послекризисный период.

Ключевые слова: глобализация экономики, глобальный экономический кризис, транснациональные компании, мировой газовый рынок, сжиженный природный газ (СПГ).

The article looks at the analysis of economic and financial situation of the biggest Russian Transnational Gas Company, which it found itself in the aftermath of the crisis. The article deals with the character of anti-crisis measures the company takes, the scale of financial adjustment of national and foreign investment programmes in the field of energy. The author comes up with the assessment of relatively possible changes in "Gasprom" strategy on the global gas market in the anti-crisis period.

Key words: globalization of economy, global economic crisis, transnational companies, world gas market, natural compressed gas (GNC).

Глобальный финансово-экономический кризис затронул деятельность всех основных экономических операторов, деятельность которых ориентирована как на внутренний рынок своих стран, так и на международный рынок товаров и услуг. Несомненно, кризис коснулся и ведущей энергетической компании России, которая более двадцати лет сохраняет на глобальном газовом рынке одну из лидирующих позиций. В предкризисном 2008 г. компания добыла свыше 560 млрд. куб. м газа, а по итогам года "Газпром" получил в целом неплохую прибыль в размере около 30 млрд. долл. США. В 2009 г. объем добычи упал более чем на 11%, в результате кризиса "Газпром", по некоторым оценкам, потерял до 74% капитализации. В 2008 г. российская компания занимала 3-е место среди мировых энергетических ТНК. Это был, пожалуй, пик его оценки рынком. Сознаем, что за рубежом представления об уровне капитализации российских компаний и их месте в мировой табели о рангах иногда базируются лишь на так называемых имиджевых, а не фундаментальных оценках. Однако в данном случае речь идет о фактическом обвале курса акций "Газпрома", допущенном осенью - зимой 2008 - 2009 гг. По данным зарубежных источников, сегодня она лишь замыкает первую десятку мировых энергетических ТНК. Кризис выявил слабые стороны в производственно-коммерческой деятельности, обнажил содержание и остроту некоторых структурных и институциональных проблем, которые, очевидно, предстоит решать уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Следует отметить, что некоторые проблемы российской газовой компании проистекают из объективно сложившихся условий ее формирования. Как известно, ОАО "Газпром" досталась в наследство вся газовая отрасль России <1>. По оценкам зарубежных экспертов, из 15 месторождений-гигантов 9 приходятся на долю России. По запасам природного газа российская газовая монополия занимает первое место в рейтинге мировых нефтегазовых компаний. На ее долю приходится около 20% мировой и свыше 85% российской добычи газа. Компания располагает крупнейшей в мире системой транспортировки газа протяженностью более 155 тыс. км. "Газпром" - глубоко интегрированная компания, монопольно располагает мощной национальной ресурсной базой, разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Одновременно он является производителем, поставщиком и продавцом энергоресурсов, поглотил НК "Сибнефть", под его контроль попали ОГК-2, ОГК-6, ТГК-1 и "Мосэнерго", а также миноритарные пакеты акций еще девяти компаний - наследниц РАО ЕЭС. "Газпром" вырастил из своего расчетного банка крупнейший в стране финансовый холдинг "Газпромбанк" (третье место по размеру активов). Стоит отметить и участие монополии в капитале транспортных компаний - "Газпромавиа" и "Газфлот", а также связи - "Газком", "Газпромсвязь" и "Газтелеком". На глобальном энергетическом рынке ОАО "Газпром" исторически сформировалось в качестве транснациональной структуры на базе бывшего советского газового наследства. Сегодня "Газпром" - это широко диверсифицированная международная структура, обеспечившая свое коммерческое присутствие более чем в 20 зарубежных государствах. Судя по официальной информации, компания участвует в капитале 148 российских и зарубежных компаний, из них 36 фирм зарегистрированы за рубежом. На 100% капитал "Газпрома" присутствует в 80 фирмах, более 50% - в 29, менее 50% - в 39 компаниях. 22 российские и зарубежные фирмы являются аффилированными с "Газпромом". Кроме сугубо газовой отрасли компания глубоко интегрировалась в нефтедобычу, электроэнергетику, нефте - и газохимию. Однако, по оценке российских и зарубежных экспертов, акционерный капитал компании чрезвычайно перегружен финансовым участием в управлении непрофильными активами. Подобная деятельность отягощает баланс, распыляет инвестиционный портфель, ведет к хронической нехватке финансовых и материальных ресурсов на освоение стратегических газовых объектов. Еще в середине текущего десятилетия некоторые российские специалисты, на наш взгляд, справедливо, высказывали свою озабоченность по поводу чрезмерной отягощенности структуры капитала, что создает высокие финансовые и коммерческие риски. Однако вплоть до кризиса компания продолжала расти вширь, а ее финансовые обязательства - существенно увеличиваться. -------------------------------- <1> 17 февраля 1993 г. Постановлением Правительства РФ во исполнение Указа Президента РФ от 5 ноября 1992 г. Государственный газовый концерн "Газпром" был преобразован в Российское акционерное общество (РАО) "Газпром". В 1998 г. РАО "Газпром" было преобразовано в открытое акционерное общество.

Согласно отчетным документам монополия контролирует более 9,5% ВВП России. В 2010 г. "Газпром" потратил 3,8 трлн. руб. (более 125 млрд. долл. США), что сопоставимо с бюджетными тратами целых государств. Расходная часть бюджета РФ в 2010 г. согласно последней редакции Федерального закона о бюджете, составила 9,88 трлн. руб. Каждый же пятый рубль в бюджете РФ поступает от предприятий "Газпрома". Следует отметить, что ни в одном развитом либо развивающемся государстве нет компании, доля которой в экономике страны была бы сопоставимой с ОАО "Газпром". Нельзя не отметить, что начиная с 2006 г. заявляемые запасы и объем добычи "Газпрома" начали снижаться. Имея в последние два-три предкризисных года очень высокие прибыли в связи с ростом цен на газ, которые, как известно, коррелируют с мировой ценой на весьма дорогую нефть, "Газпром" довольно неэффективно воспользовался благоприятной конъюнктурой. Не были осуществлены необходимые масштабные инвестиции в разработку новых месторождений. В основной бизнес инвестиции были недостаточными, уроки чего приходится пожинать не только в кризисный период, но и сегодня. Добыча газа непосредственно структурами "Газпрома" последние два-три года фактически "стагнирует". Прирост общего объема добываемого в России газа помогли дать в основном независимые производители газа. В этом контексте представляется маловероятным реализация установки главы Правительства России нарастить в течение ближайшего десятилетия объем добычи газа до 1 трлн. куб. м в год, т. е., по существу, удвоить добычу к уровню 2009 г. Тем не менее было бы правомерным сформулировать принципиальный вопрос: почему такие важные фундаментальные факторы, как обеспеченность ресурсами, устойчивый спрос на газ, политическая и финансовая поддержка со стороны Правительства и государственных структур, не смогли помочь компании удержать в кризисный период достигнутый ранее уровень добычи? Кризис проиллюстрировал, что сложившаяся система диверсификации производственно-сбытовой и транспортной деятельности "Газпрома" пока далека от оптимальной. Для "Газпрома" экономическое развитие, инвестиционные ресурсы критически зависят от экспорта прежде всего природного газа. Ключевым для "Газпрома" является энергетический рынок Европы. Объем продаж в европейские страны в 2009 г. составил около 160 млрд. куб. м, а в страны СНГ и Балтии - более 100 млрд. куб. м. Сюда направлены основные транспортные магистрали газопроводов. "Газпром" экспортирует газ в страны Центральной и Западной Европы преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет. По зарубежным экспертным оценкам, российская компания обеспечивает примерно треть суммарного импорта в Западную Европу. Ведущими покупателями российского газа являются Германия, Италия, Турция и Франция. Январский кризис 2009 г., связанный с перебоями украинского транзита, до сих пор сказывается на финансовом состоянии компании. Ущерб, нанесенный компании, не удалось перекрыть последующим наращиванием поставок газа не только до конца 2009 г., но и в первом полугодии 2010 г. По самым скромным оценкам экспертов, по итогам года только из-за зимних транзитных проблем российская компания недополучила свыше 4 млрд. долл. Заметно упал международный имидж компании. Кризис показал, что "Газпром" пока остается заложником политических решений Киева и Минска. Ведь на транзит через территорию Украины и Белоруссии приходится почти 100% поставок российского газа в Европу. Нельзя не учитывать, что снижаются прогнозы газопотребления в Европе. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), за последнее десятилетие оценки спроса к 2020 г. были снижены на 180 млрд. куб. м по потреблению и на 135 млрд. куб. м - по импорту. Основная причина - новая энергетическая политика стран Евросоюза, содержащаяся в так называемой третьей энергетической директиве ЕС, направленная на повышение энергоэффективности экономики и развитие альтернативных источников энергии, снижение нагрузки на окружающую среду, а также на создание конкурентного рынка и повышение энергетической безопасности Евросоюза. Ряд европейских политиков в своих выступлениях периодически дают понять, что бесконтрольное господство "Газпрома" создает препятствия для формирования конкурентного газового рынка и для развития рынка возобновляемой энергетики. Более того, Евросоюз увязывает вопрос обеспечения глобальной энергетической безопасности стран альянса с зависимостью от одного поставщика. Нельзя исключать, что в посткризисный период последний тезис будет заметно активнее эксплуатироваться на Западе. Нынешняя ситуация наглядно показывает, насколько экономическая зависимость от поставок российского газа влияет на политику тех или иных государств. Там, где эта зависимость велика, политические проблемы решаются во многом легче. Те же страны, которые не имеют энергетической зависимости от "Газпрома", занимают более жесткую позицию в органах ЕС. Данная политическая линия отчетливо проявляется и в вопросе согласования условий строительства двух новых ниток газопровода из России в Европу: "Северный поток", "Южный поток". Первый газопровод стоимостью проекта по плану 7,4 млрд. евро сооружается по дну Балтийского моря и соединит побережье России с балтийским берегом Германии. Его протяженность составит около 1200 км, а ввод в эксплуатацию первой нитки "Северного потока" пропускной способностью 27,5 млрд. куб. м газа в год намечен на 2011 г., соответственно второй нитки - к 2012 г., что в итоге приведет к увеличению его совокупной пропускной способности до 55 млрд. куб. м. Не менее масштабен проект "Южный поток" общей протяженностью более 2,2 тыс. км, который пройдет по дну Черного моря и будет доставлять до 63 млрд. куб. м газа в год в страны Южной Европы. Его реализация сегодня пока находится на стадии финального договорного оформления, однако с 2007 г. по середину 2010 г. он уже успел изрядно подорожать (соответственно с 8,6 млрд. до 25 млрд. евро). Следует особо подчеркнуть, что диверсификация транспортировки газа потребует от российской компании таких масштабных затрат, что многие высказывают сомнения в финансовой готовности "Газпрома" покрыть их. Ведь речь идет о многомиллиардных мегапроектах. По самым скромным оценкам, стоимость затрат только российской компании на прокладку двух новых газовых магистралей в Европу, очевидно, превысит 35 млрд. долл. США. При нынешней экономической ситуации в России, существенном ослаблении курса рубля, даже при активной поддержке со стороны государства, "Газпром" вряд ли сможет обеспечить столь масштабное финансирование за счет внутренних ресурсов. Уже известны планы концерна привлечь до 70% средств в виде кредитов на строительство "Северного потока". Вероятно, та же участь ждет и "Южный поток". В наступивший посткризисный период сохраняются сложности доступа к ресурсам международных рынков заимствования. Причем, очевидно, это коснется и "Газпрома", который даже в условиях кризиса сохраняет достаточно высокий международный кредитный рейтинг. Итак, финансирование двух вышеназванных газопроводов, а также реализуемого проекта газопровода "Алтай" по направлению в Китай в условиях сохраняющегося кризиса может быть приостановлено либо очень существенно скорректировано по срокам. Тем не менее, на наш взгляд, проблема финансирования мегапроектов уходит на задний план по сравнению с обеспечением возможностей "Газпрома" по наполнению новых газопроводов мощностями по добыче газа в России. В этих целях "Газпром" планирует освоить два грандиозных проекта: Штокмановское газоконденсатное месторождение с запасами 3,9 трлн. куб. м газа и месторождения на Ямале, где на полуострове и в прилегающих акваториях открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений с предварительно оцененными запасами газа порядка 16 трлн. куб. м. Судя по оценкам российских и зарубежных экспертов, Штокмановское месторождение является крупнейшим в мире, где планируется добывать 67 млрд. куб. м в год. Однако месторождение расположено в Баренцевом море, в 600 км от Мурманска на глубине моря свыше 300 м, а ближайшая суша - архипелаг Новая Земля - находится на расстоянии 340 км. Потенциальные зарубежные партнеры относятся к нему весьма скептически, полагая, что "Газпром" не располагает как технологиями освоения месторождения, так и финансовыми ресурсами, которые, по их мнению, оцениваются в 14 - 18 млрд. евро. По расчетам французской компании Total, разработка месторождения экономически неэффективна при цене на газ в Европе более чем 250 долл. США за 1000 куб. м. Согласно последней информации, исходящей из источников, близких к "Газпрому", рассматривается вероятность переноса срока добычи газа на Штокмановском месторождении с 2013-го на конец 2016 г. Мегапроект месторождения на полуострове Ямал, на который сегодня делает ставку "Газпром", является технологически более легким по сравнению со Штокманом, поскольку часть его находится на суше. Наиболее значительным месторождением Ямала является Бованенковское - 4,9 трлн. куб. м с проектной мощностью 115 млрд. куб. м в год. Однако, по некоторым экспертным оценкам и данным администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, для комплексного освоения месторождений в ближайшие 4 - 5 лет "Газпрому" потребуется от 4,5 до 5,2 трлн. руб. (от 150 до 170 млрд. долл. США). Итак, в посткризисный период "Газпрому", видимо, предстоит решить одну из важнейших стратегических задач - привести в гармоничное соответствие мощности по добыче газа, его переработке и транспортировке на основные мировые и региональные газовые рынки. Наметившееся отставание в сроках ввода в эксплуатацию таких стратегических месторождений газа, как Штокмановское, Южно-Русское, газовых объектов на севере полуострова Ямал, шельфе Баренцева моря и других, носит системный характер. В связи с растущим отставанием в освоении газовых месторождений "Газпром" для покрытия своих растущих обязательств в ближайшие 5 - 7 лет, очевидно, будет вынужден закупать газ в республиках Центральной Азии в объемах от 60 до 90 млрд. куб. м в год. Однако с учетом ввода в строй азиатской нитки газопровода на Китай и строительством еще одной транспортной магистрали в Поднебесную Россия, видимо, потеряет свое монопольное право поставлять на экспорт природный газ из стран региона. Нельзя исключать, что будет реализован политически заангажированный проект "Набукко". Достижение сбалансированности ресурсной базы, прироста запасов и добычи остается наиболее сложной задачей компании в среднесрочном плане. На фоне нестабильного, а в некоторых странах падающего спроса на нефть, уголь на европейском рынке газа наблюдается обострение конкуренции по двум направлениям: конкуренция со стороны возобновляемых источников энергии, а также конкуренция со стороны поставщиков сжиженного природного газа (СПГ). По данным МЭА, с 2000 г. прирост использования СПГ в Европе вырос с 28 млн. т до 57 млн. т в 2009 г., т. е. более чем в два раза. В то же время в условиях кризиса упала динамика цен на СПГ с 300 долл. за 1000 куб. м в начале 2008 г. до почти 100 долл. за 1000 куб. м в первом квартале 2010 г. Итак, на рынке газа в Европе сейчас действует сложная комбинация факторов, которая ведет пока к некоторому снижению российских поставок при отсутствии видимого снижения газопотребления в Европе. В ближайшей перспективе следует ожидать заметное обострение конкуренции на европейском и американском рынках газа, поскольку в 2007 - 2010 гг. произойдет ввод в эксплуатацию многих европейских и смешанных проектов по производству СПГ. Причем речь идет не только о регионе Южной Европы, но и об освоении рынков СПГ в странах Атлантического побережья Европы. В США продолжает быстро расти собственное производство сжиженного газа, хотя прогнозы по американскому рынку СПГ весьма противоречивы. Нельзя исключать, что проекты СПГ, ранее нацеленные на американский рынок, могут быть переориентированы на Европу, создавая на этом рынке дополнительный избыток предложения сжиженного газа. Обращает на себя внимание тот факт, что поставщиками СПГ в возрастающей степени становятся крупнейшие международные нефтяные компании, которые придерживаются весьма агрессивной сбытовой политики в регионах базовых коммерческих интересов "Газпрома". В данном контексте повышенную озабоченность вызывает задержка с освоением Штокмановского проекта. Ведь он является "прорывным" не только с точки зрения новых технологий. Вместе с проектом "Сахалин-2" он предусматривает обеспечение реального присутствия российской компании на международном рынке СПГ. В условиях нынешнего кризиса стало более ясно, что поставки на мировых рынках путем сжижения газа не намного дороже традиционных для России трубопроводных. Российской газовой компании предстоит более внимательно учитывать и этот важный коммерческий фактор. По нашей оценке, в ближайшее десятилетие роль "Газпрома" на энергорынке Европы останется ключевой. Однако российской компании следует диверсифицировать технологии поставки в регион газа. Сейчас он концентрируется на поставках через трубопроводы. Однако следует осваивать и технологию сжижения газа, тем более что в Европе уже построена вся необходимая инфраструктура регазификации. В приморских государствах создан специальный флот судов-метановозов. По сути дела, как показывают экспертные оценки, поставки путем сжижения газа не намного дороже традиционных пока для России трубопроводных. Здесь следовало бы учитывать и такое обстоятельство, как действующие тарифы на международный транзит. Сегодня "Газпром" транспортирует газ в основном по старым трубам, проложенным еще в так называемый советский период. Это позволяет сохранять себестоимость прокачки на достаточно низком уровне. Однако на новых трубопроводах, включая "Северный поток" и особенно "Южный поток", будут действовать совсем иные, более высокие транзитные тарифы. Очевидно, что тогда технология сжижения приобретет более высокую конкурентоспособность, поскольку обеспечила бы "Газпрому" большую маневренность по рынкам сбыта. Нельзя исключать, что под давлением крупнейших европейских компаний "Газпром" будет вынужден внести коррективы и в действующий механизм ценообразования на рынках магистрального газа. Сегодня цена на газ российских поставок по долгосрочным контрактам корреспондирует с некоторым временным лагом с изменением нефтяных цен. Однако европейские компании, со ссылкой на торговлю СПГ, все решительнее настаивают на переходе к торговле газом по так называемым спотовым ценам, которые оказались значительно ниже цен, предусмотренных долгосрочными контрактами России с большинством европейских государств. В диверсификации рынков сбыта газа значительным резервом остается наращивание потребления газа непосредственно в России. На российском рынке самым крупным потребителем газа является энергетический сектор. На него приходится практически 40% всего газового потребления. Причем после реформы электроэнергетического сектора спрос на газ здесь существенно вырос. Парогазовые турбины в России сейчас являются самыми эффективными для производства электроэнергии и тепла. В другие секторы российской экономики объемы продажи газа составляют: в коммунально-бытовую сферу - 10,7%, непосредственно населению - 16,8%, в металлургию - 6,5%, газохимию - 7,0%. Следует иметь в виду, что газ на российском рынке реализуется российским потребителям главным образом по регулируемым государством, т. е. заниженным, ценам и тарифам. В сентябре 2006 г. Правительство России в принятом Постановлении разрешило "Газпрому" продажу ограниченного объема газа по ценам, формируемым на отдельных сегментах внутреннего рынка (главным образом в промышленности). Тем не менее уровень доходности российского газового рынка для "Газпрома" заметно ниже, чем объем выручки от его экспортных поставок. Однако российский рынок характеризуется стабильностью спроса с очевидной тенденцией его существенного роста, и прежде всего в таких секторах, как коммунально-бытовой и домовладения. В России имеются обширные территории - Восточная Сибирь, Дальний Восток, Якутия, Сахалин, Камчатка и другие, которые располагают значительными запасами природного газа. Однако регион по уровню газификации находится пока на начальной стадии. На энергетические цели сюда вынуждены завозить значительное количество жидкого топлива, что крайне неэкономично и неэффективно. По имеющимся прогнозам, емкость газового рынка данного региона до 2020 г. оценивается в 110 - 120 млрд. куб. м. По нашему мнению, следовало бы разработать комплексную программу федерального правительства, органов исполнительной власти субъектов Федерации и газовой компании, содержащую механизм эффективного стимулирования инвестиций и создания регионального рынка внутреннего потребления легких углеводородов. Это помогло бы ослабить чрезмерную одностороннюю зависимость доходов компании от экспорта газа, в итоге обеспечило бы частичное замещение нестабильного внешнего рынка. В посткризисный период глобальная конкуренция на мировом газовом рынке, очевидно, переместится в сферу инновационных аспектов развития отрасли, диверсификации предлагаемых рынку продуктов. По имеющимся оценкам, "Газпром" тратит пока на инновационное развитие в 6 - 8 раз меньше, чем его основные конкуренты из развитых стран. На наш взгляд, проблема заключается в том, чтобы для компании, располагающей пока самыми богатыми в мире сырьевыми ресурсами, сделать эффективным и стимулирующим именно инновационный фактор развития. В газовой промышленности инновационный путь развития состоит, пожалуй, в том, чтобы развивать современную отрасль газопереработки, создавать продукты с высокой добавленной стоимостью. В самой реальной перспективе "Газпрому" предстоит освоить технологии работы с так называемым жирным газом Восточной Сибири, причем с высоким уровнем содержания гелия, а также технологии бурения скважин на глубины 3000 - 3500 м, извлекать газ, содержащий много примесей в виде конденсата, этана, пропана и бутана. Потребуется внедрение новых технологий, в частности получения синтетического топлива из газа. Следовало бы более пристально изучить использование новых технологий в США по освоению сланцевых месторождений газа. По оценкам МЭА, в 2009 г. добыча сланцевого газа в США достигла 12 - 14% общего объема добычи природного газа. Согласно прогнозу западных экспертов, добыча в США этим способом в ближайшие десять лет может удвоиться и достигнет 25% общего объема добычи в стране. Ведь себестоимость сланцевого газа в США стала значительно ниже цены импортного топлива и составляет менее 90 - 95 долл. США за 1000 куб. м. Следует учитывать и тот факт, что сланцевые месторождения уже разведаны в таких странах, как Германия, Франция, Польша, Индия, Швеция, Китай и даже Украина, которые являются реальными либо потенциальными импортерами российского природного газа. Не исключено, что в данном вопросе на инновационном горизонте также возникнет необходимость формирования федеральной целевой программы в газовой области. Одним из перспективных направлений деятельности "Газпрома" в посткризисный период могла бы быть локализация высоких технологий зарубежных фирм в области геологоразведки, бурения в сложных геологических условиях, в обмен на доступ к российским природным ресурсам. Для обеспечения доступа к современным технологиям, очевидно, "Газпрому" предстоит более широко использовать с зарубежными партнерами инвестиционные проекты по принципу "активы за активы", участие в стратегических альянсах с перекрестными инвестициями по всей цепочке создания добавленной стоимости - от добычи до реализации газа. Подобный путь позволит разделить риски предложения и спроса, а также риски долгосрочных инновационных проектов. Анализ газового рынка в политическом, экономическом и транспортном отношении значительно более сложен особенно в контексте перспективного развития. Тем не менее можно с достаточным основанием утверждать, что Россия в лице "Газпрома" пока остается здесь самым крупным производителем газа с наиболее широкими внешними возможностями экспортной его реализации. Ни для кого не секрет, что на Ближнем Востоке имеются огромные запасы пока не использованных газовых ресурсов. В ближайшие 10 - 20 лет крупные конкуренты в лице Ирана, Катара, Саудовской Аравии, возможно, и других стран могут существенно изменить расстановку сил на глобальном газовом рынке. Создание в России современного конкурентного рынка газа, устранение негативных элементов режима естественной монополии, по нашему мнению, оказало бы существенную пользу прежде всего "Газпрому", имея в виду выработку и реализацию этой ведущей мировой газовой компанией реальной долгосрочной бизнес-стратегии, адекватной требованиям глобального инновационного рынка в энергетической области. Следует всесторонне взвесить все аспекты организационно-правовой структуры "Газпрома". Как свидетельствует жизнь, даже в сугубо экономическом и коммерческом отношении подчинение отрасли одному субъекту является для него далеко не всегда благом, а в некоторых обстоятельствах отчасти и определенной обузой.

Название документа