О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

(Дроздов А. В.)

("Общество и право", 2011, N 1)

Текст документа

О СОСТОЯНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. В. ДРОЗДОВ

Дроздов Алексей Владимирович, соискатель ВНИИ МВД России.

В статье анализируются некоторые вопросы состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации, раскрываются причины и условия дорожно-транспортных происшествий в стране, характеризуются их последствия.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения; дорожно-транспортные происшествия; аварийность.

In article some questions of a security status of traffic in the Russian Federation are analyzed, the reasons and conditions of road and transport incidents in the country reveal, their consequences are characterized.

Key words: safety of traffic, road and transport incidents, breakdown susceptibility.

Обеспечение безопасности дорожного движения стало в стране в последние годы очень серьезной проблемой. Как отметил член-корреспондент РАН В. М. Приходько: "Одной из острейших социальных проблем в мире является проблема высокой аварийности на автомобильных дорогах всех стран мира, постоянно растущее число погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, значительный материальный ущерб от повреждения транспортных средств, порчи и утраты грузов, повреждения дорожных сооружений. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения становится глобальным вызовом для всего человечества" [1. С. 18].

На совещании по вопросам безопасности дорожного движения 6 августа 2009 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул, что "по сравнению с другими странами Европы у нас по-прежнему один из самых высоких уровней риска погибнуть на дороге, самых высоких уровней риска. И в конечном счете дело не в том, как мы смотримся на фоне других стран, это не самое главное. Дело в том, что наши дороги были и остаются очень опасными для наших граждан" [2].

Следует отметить, что в соответствии со статистическими данными МВД России, в 2008 г. ситуация в этой сфере несколько улучшилась. В частности, в 2008 г. было зарегистрировано 218,9 тыс. (-6,6%) дорожно-транспортных происшествий (ДТП), из них 173 - с особо тяжкими последствиями (-17,6%). В результате ДТП погибло 29936 (-10,0%) человек, в том числе детей и подростков до 16 лет - 1018 (-8,7%), ранено 270883 (-7,3%) человек, в том числе 22785 (- 7,7%) детей и подростков до 16 лет. Из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств произошло 183,3 тыс. (-6,2%) ДТП, а пешеходами - 38,9 тыс. (-10,9%) [3. С. 73].

В 2009 г. в Российской Федерации произошло 203603 (-6,7%) дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 26084 (-12,9%) человека, а 257034 (-5,1%) человека получили ранения.

13326 (-9,4%) ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 2217 (-7%) человек погибли, а 18206 (-8,5%) человек получили ранения. В течение 2009 г. было зарегистрировано 166 (-4%) ДТП с особо тяжкими последствиями, в которых погибли 524 (-13,1%) человека, ранено - 1414 (+24%) человек. Из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств совершено 173312 (-5,5%) ДТП, в результате чего погибли 21921 (-12%) человек, ранено - 229560 (-4,1%) человек [4].

В 2010 г. в Российской Федерации произошло 199431 (-2,1%), в результате которых погибли 26567 (-3,9%) человек, а 250635 (-1,9%) человек получили ранения. В течение 2010 г. произошло 20626 (+1,5%) ДТП с участием детей, в которых 898 (-1,8%) детей погибли, а 21149 (+1,7%) детей получили ранения [12].

Несмотря на казалось бы положительную динамику ДТП в России, тем не менее ситуация остается еще очень сложной.

На расширенном совещании "О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации по итогам 2009 года", состоявшемся 27 января 2010 г., Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р. Г. Нургалиев отметил, что главной причиной ДТП по-прежнему остается несоблюдение правил дорожного движения водителями: "Основная причина ДТП - нарушение водителями правил, их банальное игнорирование. Надо положить конец этой порочной преступной практике, она слишком дорого обходится государству и гражданам нашей страны" [5]. Одновременно министр считает, что в прошедшем 2009 г. удалось добиться хороших результатов в борьбе с дорожной аварийностью. По его словам, достичь перелома удалось благодаря совместной работе с органами власти, взаимодействию со СМИ по пропаганде культуры поведения на дорогах, а также благодаря ужесточению административной и уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения [5].

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. Президентом России было отмечено, что ежегодная сумма экономических потерь в результате плохого состояния российских дорог, а порой и самого их отсутствия оценивается более чем в 3% от ВВП. По заявлению Министра транспорта Российской Федерации И. Левитина в апреле 2006 г. на коллегии министерства, дорожная сеть страны продолжает ухудшаться, лишь 37% российских федеральных и 24% региональных дорог находится в нормативном состоянии, к 2010 г. не более 15% дорог будут соответствовать эксплуатационным нормам [6. С. 9].

Это в полной мере относится и к мегаполисам, в которых городские власти, казалось бы, уделяют достаточно большое внимание благоустройству города. В частности, по данным отдела текущего ремонта ГУП "Доринвест" и исследований, проведенных в МАДИ, дорожное покрытие в г. Москве также во многих случаях не соответствует допустимым нормам [6. С. 9]. Еще одним из негативных факторов состояния улиц и дорог является низкий уровень обслуживания пользователей. Из-за отсутствия аварийно-вызывной связи практически исключается возможность экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии [11. С. 53].

Говоря о последствиях дорожно-транспортных происшествий, следует обратить внимание на травматизм от ДТП. Травмы занимают третье место среди причин смертности населения после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний и первое место - в возрастной группе до 40 лет. Если считать смертность от травм по годам недожитой жизни (как это делается в большинстве стран по рекомендациям ВОЗ), то она превышает смертность от сердечнососудистых, онкологических и инфекционных болезней вместе взятых. Например, в 2004 г. на дорогах Российской Федерации произошло более 200 тыс. ДТП, в результате которых погибли 34 тысячи и получили увечье 250 тысяч россиян. Для сравнения, с 1980-го г. по 2008 г. за период войны в Афганистане 1979 - 1989 гг. и двух антитеррористических операций на Северном Кавказе 1994 - 1996 гг., 1999 - 2002 гг. Россия потеряла убитыми 22966 военнослужащих, а ранения получили 74966 тысяч человек. То есть за четверть века неспокойной жизни Российского государства в вооруженных конфликтах погибло в 1,5 и получили ранения в 3,3 раза меньше россиян, чем за один 2004 г. на дорогах Российской Федерации [7. С. 86].

Проблема аварийности на дорогах имеет большое отрицательное экономическое воздействие. В России ежегодный ущерб от дорожно-транспортных происшествий за последние 3 года составляет 2,4 - 2,6 ВВП страны, темп прироста экономического ущерба - 5 - 7% в год [8. С. 7]. Например, по подсчетам специалистов, социально-экономические потери от дорожно-транспортных происшествий только в 2006 г. составили 476 млрд. рублей [9. С. 3]. На совещании по вопросам безопасности дорожного движения, состоявшемся 6 августа 2009 г., Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что "по оценкам экспертов, за последние пять лет совокупные потери страны, именно экономики страны, от дорожно-транспортных происшествий составляют 5,5 триллиона рублей. 5,5 триллиона рублей - это сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение на тот же период" " [2].

По оценкам специалистов, за первые 30 лет нового века будет произведено больше автомобилей, чем за первые сто лет, прошедшие с начала массового выпуска автомобилей. В результате миллионы людей могут погибнуть или получить травмы в ходе ДТП, если постоянно не будут предприниматься меры по предупреждению аварий на дорогах. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, уточненным по уровню смертности в мире от различных заболеваний, к 2030 г. травматизм в результате ДТП станет четвертой по значимости причиной сокращения здоровых лет жизни в странах с развивающейся и переходной экономикой. Тот же показатель в период с 2015 г. по 2030 г. станет основной причиной потери здоровых лет жизни среди детей в возрасте от 5 до 14 лет, если не будут предприняты неотложные меры по их предупреждению [10].

Литература

1. Приходько В. М. Направления и результаты научных исследований и подготовки специалистов в области безопасности дорожного движения // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: Сб. докладов восьмой международной конференции (Санкт-Петербург, 18 - 19 сентября 2008 г.). СПб., 2008. С. 18.

2. Стенографический отчет совещания по вопросам безопасности дорожного движения от 6 августа 2009 г., Московская область, Горки // http:// arcive. kremlin. ru/ text/ appears/ 2009/ 08/ 220606.shtml.

3. Состояние преступности в России за 2008 год. М., 2009. С. 73.

4. Статистика аварийности за 2009 г. // Официальный сайт ГИБДД МВД России. 14 января 2010 г.

5. Официальный сайт ГИБДД МВД России. Обзор новостей за 27 января 2010 г.

6. Ярошик О. Д. Проблемы обвинения и защиты по делам о ДТП в уголовном процессе. М., 2007. С. 9.

7. Юрковский О. И. О содержании и путях решения проблемы организации медицинской помощи пострадавшим от дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: Сб. докладов восьмой международной конференции (Санкт-Петербург, 18 - 19 сентября 2008 г.). СПб., 2008. С. 86.

8. Кондратьев В. Д., Войтенков А. И., Кузьмин О. Н. О Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: Сб. докладов восьмой международной конференции (Санкт-Петербург, 18 - 19 сентября 2008 г.). СПб., 2008. С. 7.

9. Дорожно-транспортные происшествия в России (2006 г.): Информационно-аналитический сборник. М., 2007. С. 3.

10. Безопасность на дорогах: объединить силы для спасения жизни людей: Материалы Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения (Москва, 2009) // www. road-safety-conf. net.

11. Мешалкин С. Н. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Домодедово, 2003.

12. Официальный сайт ГИБДД МВД России. Обзор новостей за 28 января 2011 г.

Название документа

Интервью: Государственное регулирование рынка алкогольной продукции (интервью с В. Ф. Звагельским, председателем подкомитета государственного регулирования рынка подакцизных товаров Комитета ГД РФ по экономической политике и предпринимательству)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

ИНТЕРВЬЮ С В. Ф. ЗВАГЕЛЬСКИМ, ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПОДКОМИТЕТА

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ

КОМИТЕТА ГД РФ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 10 февраля 2011 года

- 11 января 2011 года в Государственную Думу внесен проект Федерального закона N 484412-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Как Вы оцениваете законопроект?

- В Государственную Думу внесен целый блок проектов фундаментальных законов, которые долго и непросто готовились. Все они глобально направлены на изменение принципов регулирования алкогольной отрасли со стороны государства.

В целом данный пакет законопроектов - это часть всеобъемлющей антиалкогольной концепции, которую государство начинает активно поддерживать не только теоретически, как это было раньше, но и практически. Все началось с создания специализированного ведомства, которое отвечает за регулирование алкогольного рынка, - Росалкогольрегулирования. Следующим закономерным шагом должно стать принятие основного блока законопроектов, регулирующих отрасль. А затем - реализация мер, которые позволят снизить уровень потребления алкоголя. Это наиболее сложная, дорогостоящая и тяжелая по исполнению часть антиалкогольной концепции. В первую очередь к ней следует отнести пропаганду здорового образа жизни, которая должна быть поддержана серьезными финансовыми влияниями.

Таким образом, законный государственный контроль должен сделать отрасль в достаточной степени прозрачной и открытой.

Необходимо отметить, что, поскольку сформулированные законодательные инициативы готовились и согласовывались в течение достаточно длительного времени, часть из них уже несколько устарела. Именно поэтому к ним подготовлено большое количество поправок и дополнений. Часть этих дополнений пойдет не только в виде поправок к основному блоку законов, но также параллельно в качестве самостоятельных законопроектов.

- Не могли бы Вы рассказать, что это за поправки?

- Я и ряд моих коллег ко второму чтению внесенных в Государственную Думу законопроектов будем выходить с инициативой комплексных поправок, ужесточающих многие из предложенных норм.

Сегодня мы заканчиваем работу над текстом уже принятого в первом чтении законопроекта об ужесточении наказания за продажу алкогольной продукции и пива несовершеннолетним. Основная работа шла над уравнением санкций за продажу несовершеннолетним пива и санкций за продажу им крепкого алкоголя. Так как раньше пиво не считалось алкогольным напитком, то в принятом в первом чтении тексте для пива были введены послабления. Теперь этот недостаток учтен, и скоро депутатская инициатива будет рассмотрена во втором чтении.

Второй блок, над которым мы ведем серьезнейшую работу, - это единая ставка акциза на спиртосодержащие жидкости и различного рода настойки. Мы ждали, что Минздравсоцразвития, формируя список жизненно важных препаратов, исключит все спиртосодержащие настойки из этого списка. Однако этого не произошло, и все жидкости по-прежнему имеют льготную ставку акциза, то есть нулевую. Естественно, потребление их возрастет. Бороться с этим нужно комплексом мер. Во-первых, вводить такой же акциз, как и на алкоголь, во-вторых, строго лицензировать предприятия, которые производят данную продукцию. Кроме того, необходимо отдать это лицензирование не в ведомство Минздравсоцразвития. Поскольку в этих настойках есть спирт, то отпуск спирта и лицензирование должны быть у уполномоченного органа, в данном случае у Росалкогольрегулирования. То, что уполномоченный государственный орган не отпускает спирт на лекарственные препараты, - это нонсенс, такого нет ни в одной стране мира. В-третьих, эти препараты не должны относиться к жизненно необходимым. Такая льгота приводит к уходу от налогов, распространению "серых" схем. Предприятия, получая конфискованную продукцию для переработки в спиртосодержащие жидкости, перерабатывают ее только на бумаге, а на самом деле продают по заниженной цене, при этом уплачивая нулевой акциз. Вторая схема - акцизное замещение. По бумагам предприятие производит спиртосодержащие жидкости, а на самом деле выпускает водку и уплачивает ту же самую нулевую ставку акциза, получая таким образом сверхприбыль. И эти схемы снова возрождаются. Люди снова стали употреблять медицинские жидкости, нанося существенный вред своему здоровью. Та же настойка боярышника по сравнению с водкой при большом употреблении гораздо вреднее и для сердца, и для всего организма в целом.

Дорабатывается и комплекс мер, регулирующий оптовое звено, вводящий административную и уголовную ответственность за нарушение ведения системы ЕГАИС. Наряду с производством суррогатной алкогольной продукции большую опасность представляют факты незаконного изготовления алкогольной продукции на легальных предприятиях. Следствием такого рода действий является то, что в товарный оборот фактически попадает нелегальная алкогольная продукция, с которой не уплачиваются налоги и иные обязательные платежи, в результате чего бюджетная система Российской Федерации лишается значительной части доходов.

Однако, на мой взгляд, и этих мер недостаточно, так как в цепочке "производитель - оптовик - розница" выпадает розничный рынок. Я считаю, что необходимо ввести уголовную и административную ответственность за оборот алкогольной продукции с поддельными и отсутствующими акцизными марками в торговых точках. Более того, я выйду с инициативой о введении уголовной ответственности за изготовление и сбыт поддельных акцизных марок. Лица, изготавливающие и сбывающие поддельные акцизные марки, должны нести ответственность не меньшую, чем те, кто производит поддельные деньги и ценные бумаги. Данная инициатива уже готова к внесению в Государственную Думу.

Мы должны ужесточить и так называемое пивное законодательство, хоть его и включают в Закон N 171-ФЗ. В проекте, внесенном Правительством, пиво отнесено к алкогольной продукции, и это уже большой шаг вперед. Однако остаются существенные послабления в части розничной продажи и производства этого напитка. Я считаю, что просто необходимо исключить из определения пива понятие сахаросодержащих элементов. Таким образом, мы запретим делать пиво из концентрата. Пиво должно производиться исключительно из натуральных ингредиентов, чтобы население нашей страны не вводилось в заблуждение. Более того, должно быть введено лицензирование и декларирование на всю пивную продукцию. Не менее важно ввести ограничения на рекламу пенного напитка и приравнять его к рекламе алкогольной продукции в целом. Реклама абсолютно любого алкогольного напитка не должна иметь необоснованных исключений или преференций. В Государственной Думе уже принят законопроект, учитывающий эти нормы, он готовится к процедуре второго чтения.

Что касается поправок в правительственный пакет. Мы будем настаивать на ужесточении правил торговли всей алкогольной продукцией выше 1,5% в палатках, ларьках и киосках, в то время как в тексте, внесенном Правительством, разрешена продажа напитков крепостью до 5%.

Также мы внесем поправкой норму, по которой предлагается ввести лицензионные условия, при которых организации, осуществляющие производство и оборот спирта и алкогольной продукции, обязаны будут в течение срока действия лицензии иметь оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие права на производственные и складские помещения. Введение этой нормы обусловлено необходимостью противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции, в большей мере имеющему место в сегменте оптового звена алкогольного рынка.

Одна из самых необходимых, назревших норм, на мой взгляд, это увеличение штрафов за распитие алкогольных напитков и пива. На сегодняшний день эти штрафы совершенно ничтожны: по слабому алкоголю и пиву - от ста до трехсот рублей, а по крепкому алкоголю - от пятисот до семисот рублей. По таким штрафам практически никто не привлекается, а если и привлекается, то этот процент минимальный.

Также, на мой взгляд, этикетка, предупреждающая о вреде напитка, должна наноситься не на 20% поверхности, как предлагается, а на 30 или даже 50% поверхности, и на лицевой стороне бутылки. Потребители должны знать о вреде потребляемого продукта.

Таким образом, внесенные поправки позволят усилить и конкретизировать фундаментальный блок законопроектов. Кроме того, многие вещи будут решаться уже в процессе реализации основного для алкогольной отрасли Закона N 171-ФЗ. Помимо этого, не следует забывать и про поправки в КоАП, Уголовно-процессуальный, Уголовный и Налоговый кодексы.

- На сегодняшний момент государство отказалось от введения госмонополии на производство и оборот этилового спирта. Хотя в Госдуму уже не раз вносились законопроекты, предполагающие внедрение подобной практики, как в регионах, так и на федеральном уровне. Стоит ли инвесторам вкладываться в отрасль, не опасаясь монополизации? Как Вы в целом оцениваете инвестиционную привлекательность отечественного алкогольного рынка?

- До кризиса инвесторы достаточно активно вкладывали свои средства в продвижение товаров в России. Но после кризиса инвестиционная активность очень сильно снизилась. Сегодня большинству инвесторов понятно, что наше государство взяло очень жесткий курс на регулирование отрасли. В результате планируемых изменений должно максимально сократиться нелегальное производство, а значит, исчезнет и недобросовестная конкуренция. Это, естественно, повышает инвестиционную привлекательность рынка. Что, может быть, сегодня еще и отпугивает большинство инвесторов, это именно слухи о возможной монополизации отрасли. В этом случае об инвестициях не может быть и речи. Но, как неоднократно заявлял Председатель Правительства РФ, монополизации отрасли не будет, будет только жесткое государственное регулирование, которое как раз и должно создать правильный и благоприятный инвестиционный климат. Поэтому вкладываться, по моему мнению, инвесторам сейчас в алкогольную отрасль не только можно, но и безопасно.

- Как Вы считаете, насколько сократится нелегальное производство после принятия новых поправок в Закон N 171-ФЗ?

- Уже есть статистика, которая свидетельствует, насколько сократилось нелегальное производство после того, как государство стало регулировать отрасль в лице своего полномочного органа - Росалкогольрегулирования. До создания уполномоченного государственного органа доля контрафакта официально составляла порядка 50 процентов, а реально и все 65 процентов производимой продукции. То есть практически каждая вторая бутылка в стране была нелегальной. По имеющимся на сегодняшний день данным, за год работы Росалкогольрегулирования с момента его создания доля контрафактной продукции снизилась до 35 процентов.

В идеале после принятия всех изменений и при их грамотной и правильной реализации уровень контрафактной продукции в нашей стране должен снизиться хотя бы до 20 процентов. Конечно, во всем мире, даже в странах с очень жесткой системой проверок и контроля за производством алкоголя, но с высоким уровнем потреблением, как, например, в странах Скандинавии, доля нелегального алкоголя составляет порядка 7 - 8 процентов. Но если мы в ближайшие год-два выйдем на уровень двадцати процентов, то уже это позволит нам добиться цифр, которых в нашей стране не было и во времена государственной монополии. Тогда эта цифра была порядка тридцати процентов.

По моим прогнозам, на достижение такого результата нам потребуется от трех до четырех лет. За это время мы должны получить абсолютно прозрачную картину отрасли и так или иначе победить нелегальное производство.

- По сравнению с 2010 годом минимальная цена на водку поднялась в 2011 году с 89 руб. до 98 руб. за бутылку 0,5 л. Почему так мало подняли цену? Ведь многие эксперты неоднократно высказывали мнение о том, что минимальная розничная цена на водку должна быть в пределах 110 - 115 руб.?

- Я неоднократно выступал и говорил о том, что я не согласен с этой цифрой. Особенно когда она составляла 89 рублей за бутылку. До принятия законопроекта, который сейчас дает право уполномоченному органу сразу назначать минимальную цену, эта цифра проходила множество инстанций и согласований. К тому моменту, когда все инстанции подписывали консолидированный положительный ответ, экономические реалии были уже другие. Дорожали комплектующие, дорожало зерно, дорожало само производство, инфляционные процессы не стояли на месте. То есть за эту цену могла продаваться только абсолютно рядовая продукция, на которую были затрачены минимальные усилия и где использовалось наиболее дешевое сырье. Я тоже считаю, что на сегодняшний день цифра в 110 - 115 рублей - это наиболее приемлемая, отражающая современные реалии цена. Но в том, что сейчас минимальная розничная цена составляет 98 руб., нет ничего страшного. Цены будут подниматься, главное - чтобы они не зашкаливали за свою экономическую составляющую. По моим прогнозам, минимальная ее граница к 2013 году должна дойти до уровня 130 - 135 руб.

- Новый законопроект вводит более жесткие требования к транспортировке спиртного. Кто будет осуществлять контроль за соблюдением новых правил?

- Новые требования заключаются в том, что они вводят лицензирование перевозок автомобильным транспортом. Уже много лет подобное лицензирование существует на железной дороге. Как только оно было введено - на железной дороге полностью исчез контрафакт. Отвечает за проверку документооборота и, соответственно, проводит другие мероприятия на железнодорожном транспорте линейная милиция.

Сейчас лицензирование перевозок спирта и спиртосодержащих компонентов и алкогольной продукции вводится и на автомобильном транспорте. И транспортная милиция также будет отслеживать эти перевозки.

Возможно, на первое время будут создаваться специальные мобильные группы, как это было и на железной дороге. В их состав будут входить и специалисты из Росалкогольрегулирования, которые будут проверять подлинность документов, сопоставляя их с ЕГАИС. Это позволит исключить возможность коррупционных составляющих, поскольку такие совместные бригады будут очень четко все отслеживать и контролировать. На мой взгляд, эта новация абсолютно понятна и прозрачна, и уверен, что она будет эффективно работать.

- Одними из главных последствий планируемых государством нововведений называют сокращение числа и укрупнение участников алкогольного рынка. А как же малый и средний бизнес? Почему государство не содействует конкуренции, а отдает огромную отрасль в руки монополистов?

- Алкогольный рынок во всем мире сложился таким образом, что даже там, где очень высокими темпами развивается малый и средний бизнес, где государство уделяет ему гораздо больше внимания, производство алкоголя - это удел крупных компаний. Не потому, что где-то идет укрупнение бизнеса. Обвинить западные развитые страны в умышленном укрупнении по меньшей мере глупо. Дело все в том, что малый и средний бизнес просто не в состоянии заниматься производством качественной, дорогой алкогольной продукции, поскольку здесь требуются очень большие финансовые затраты, трудозатраты, рекламные затраты. Поэтому ни о какой монополизации не может быть и речи. Другое дело те, кто занимается торговлей алкоголем. Без сомнения, что должно быть как можно больше малых и средних предприятий, которые будут заниматься продажей алкогольной продукции. Но и они должны будут работать по новым лицензионным требованиям и в новых условиях. Сейчас вводятся очень жесткие нормативы для торгующих организаций. Убираются так называемые нестационарные торговые точки, которые торгуют алкоголем и пивом. Это пресловутые палатки и ларьки. К сожалению, многие из них жили исключительно за счет торговли алкоголем и пивом и многие из них не смогут перестроиться и перейти под новые лицензионные требования. Им придется закрыться. Но пострадает, на мой взгляд, небольшая часть малого бизнеса. Я считаю, что, для того чтобы у нас была цивилизованная торговля и хоть как-то деалкоголизировалось население, эти меры просто необходимы.

- Как отразится принятие нового Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" на рядовых покупателях?

- С точки зрения финансовой составляющей - никак не отразится. Закон никак не повлияет на рост цен на алкогольную продукцию. Другое дело, что, если этот Закон будет правильно реализован, покупатели будут гарантированы от самого главного, чтобы они не покупали контрафакт. Чем лучше он будет работать, тем больше будет уверенности в том, что люди, приходящие в магазин, будут покупать легальную продукцию.

- Я каждый день езжу на работу в Москву на электричке, там постоянно пьют баночные коктейли и пиво. Это утром, а вечером либо все то же самое, либо еще покрепче - водку в том числе. Почему бы не запретить подобное распитие спиртных напитков или не ввести штрафы за такое?

- На сегодняшний день согласно КоАП распитие спиртных напитков в общественных местах влечет за собой наложение административного штрафа в размере от ста до семисот рублей. Конечно, такой штраф никого не остановит. Нами подготовлен законопроект, который в ближайший месяц будет внесен в Государственную Думу и полностью изменит ситуацию. Штраф будет увеличен до пяти тысяч рублей. Это максимальная сумма штрафа, которая по существующему законодательству может быть наложена на физическое лицо. Такие меры позволят начать работать и правоохранительным органам. Сейчас протокол на 100 рублей штрафа мало кому выписывают. Угроза же серьезного штрафа заставит людей десять раз подумать, стоит ли им рисковать или нет. Я считаю, что после принятия этого законопроекта распитие алкоголя в общественных местах существенно снизится. Помимо этого, новый законопроект дает более четкие определения, что такое общественные места, поскольку раньше законодательно это не было прописано.

- В Европе, в Италии, Испании, я даже не говорю про Болгарию, вино можно пить уже начиная от 4 евро за бутылку. Почему в России то, что стоит 4 евро, невозможно пить вообще?

- Вот уже около года мы работаем над новыми техническими регламентами на алкогольную продукцию. Отдельно существует техрегламент на вино, которое как раз очень жестко разграничивает понятие натуральных и ненатуральных вин. К сожалению, практически все импортное вино, которое ввозится к нам из стран ближнего и дальнего зарубежья, - это вино, которое за счет красивых этикеток выдает себя за натуральное, на самом деле являясь порошковым вином или вином из виноматериалов. Поэтому, как только новый техрегламент вступит в действие, импортеры будут вынуждены завозить либо очень качественный недешевый продукт, либо продукт, может быть, не менее качественный, но гораздо более дешевый, именно из-за того, что этот продукт сделан ненатуральным способом, из виноматериалов. Сегодня же потребитель умышленно вводится в обман, поскольку он покупает ненатуральное вино и за большие деньги. С такими импортерами не может конкурировать и наш собственный производитель, который сейчас в основном делает все-таки натуральные вина. Более того, новый технический регламент практически исключит возможность производства внутри страны всех порошковых и прочих вин. Поэтому я надеюсь, что очень скоро на наших прилавках появятся гораздо более качественные и недорогие вина.

- Не складывается ли у Вас ощущение, что все эти меры в совокупности поставят на колени производителей алкогольной продукции, и как следствие - расцвет самогоноварения?

- О самогоноварении постоянно идут разговоры, но оно не является угрозой ни национальной безопасности, ни легальному производству. Потому что оно всегда было, есть и будет, и не только в России. Если люди производят какие-то напитки для собственных нужд - в этом нет ничего страшного. То, что это производство, самогоноварение, выйдет за рамки каких-то существующих процентов за счет того, что изменится политика государства в области регулирования алкогольной отрасли, - этого никогда не происходило и не произойдет. Есть очень характерный пример, связанный с горбачевской антиалкогольной реформой. Несмотря на то что алкоголь практически исчез с прилавков, страна не переключилась на самогоноварение и продажа самогона не стала повседневной.

Что касается производства самогона с целью продажи, то согласно статье 238 УК РФ за это предусмотрено достаточно серьезное наказание. И ужесточать эти статьи, на мой взгляд, смысла нет.

- В этом году произойдет массовое перелицензирование производителей и оптовиков алкоголя. Что изменится в условиях выдачи и действия лицензий? Не повлечет ли за собой уход ряда игроков рынка рост непогашенных долгов и, как следствие, проблемы для всей отрасли?

- Действительно, в этом году произойдет массовое перелицензирование. Оно уже начинается. К производителям будут предъявлять более жесткие лицензионные требования. Многие предприятия не получат или лишатся лицензии из-за несоответствия либо по уровню технологической оснащенности, либо по уровню противопожарной или санитарной оснащенности. Если предприятие не соответствует новым требованиям, то оно работать не будет. Естественно, как только предприятие выполнит все требования закона, то оно лицензию получит. Планируемые нововведения связаны и с лишением предприятий каких-либо лазеек в уходе от уплаты налогов. Например, так называемые поправки по складам. Если предприятие арендует под производство определенное место, то этот договор аренды обязательно должен быть зарегистрирован в регистрационной палате, чего раньше не делалось. Поэтому предприятия умышленно не заключали договоры, получали марки, работали по одиннадцать месяцев, а потом исчезали, не заплатив налоги. По новым лицензионным требованиям предприятия будут абсолютно прозрачными, иначе они просто не зарегистрируются. Поэтому надо готовиться к тому, что получить лицензию теперь будет гораздо сложнее. Кроме того, речь идет не только об уплате или неуплате налогов. Мы говорим о продукции, которая напрямую влияет на жизнь и здоровье людей. Поэтому и требования к технологическому оборудованию, к экологической безопасности по переработке побочных продуктов производства, которые зачастую сбрасываются в реки и водоемы, должны быть максимально жесткими. Новая законодательная инициатива, например, обязывает предприятия строить специальные технологические участки, которые будут утилизировать отходы производства. Я считаю, что все пункты, которые прописаны в новом законопроекте, абсолютно оправданны и соответствуют сегодняшним экономическим реалиям.

Сейчас очень много дискуссий ведется и по поводу лицензирования пивной отрасли. С огромным трудом мы прошли процедуру первого чтения, в результате которого пиво признали алкоголем. Производители выступали категорически против этого. Хотя пиво точно такой же алкоголь по степени воздействия на человеческий организм. Единственная аргументация со стороны производителей была связана с тем, что у пива другой способ производства. И никого не волновало, что из-за пивного алкоголизма процент алкоголизации населения поднялся до неимоверных высот, что прирост потребляемых литров на душу населения вырос в большей степени за счет пива. Теперь производители резко выступают против процедуры лицензирования. У меня это вызывает недоумение. Если предприятие работает легально и честно, то для него проблемы перелицензироваться, или в данном случае начать лицензироваться, не существует. То, что сейчас это вызывает такое ожесточенное сопротивление, вызывает уверенность, что на самом деле пивная отрасль не такая законопослушная, какой она себя хочет представить. Это первое. Во-вторых, по сравнению с водочной отраслью, где огромное количество контрафакта, пивная отрасль действительно более прозрачная. Но миф о том, что производители пива делают прекрасный напиток, который не имеет смысла подделывать, не выдерживает никакой критики. Потому что, на мой взгляд, практически все пиво, которое производится в России, пивом как таковым не является. Это скорее пивной напиток с добавлением концентрата. У нас же это выдается за обычное пиво. Поэтому у меня не вызывает никаких сомнений, что пиво, как и любой другой алкогольный продукт, необходимо лицензировать.

- Приравняют ли энергетические напитки к алкогольной продукции?

- На самом деле приравнять их законодательно невозможно. Но сегодня мы действительно пытаемся ввести ряд ограничений по энергетикам. Мы получили отзывы из различных инстанций, включая Главного государственного санитарного врача России Геннадия Григорьевича Онищенко, где подтверждались наши опасения о том, что энергетики не столь безопасны, как это показывает нам реклама. В первую очередь мы будем настаивать на запрете продажи энергетиков для несовершеннолетних. Возможно, следующей мерой будут обязательные надписи на банках и бутылках энергетических напитков о том, насколько они вредят здоровью. Сюда же мы хотим включить и ограничения по производству тары до 330 граммов. Конечно, следует признать, что это менее вредный напиток, чем любая алкогольная продукция, но и он достаточно опасен для несовершеннолетних.

- Какая ситуация сложится с импортом алкоголя в Россию в новом году? Как Вы оцениваете перспективы экспорта российской алкогольной продукции?

- На мой взгляд, самый сложный период импортеры уже прошли. Это период, когда год назад в действие ввелась новая лицензия, которую помимо Росалкогольрегулирования стал выдавать Минпромторг. И это была, как ни странно, не прихоть наших чиновников, а требование Таможенного союза. Они создали достаточно существенные препоны, в результате которых на протяжении двух месяцев у импортеров был полный коллапс. Сейчас ситуация нормализовалась. Другое дело, что с учетом введения новых техрегламентов, которые скоро будут визироваться внутри Таможенного союза, мы надеемся, что импорт перейдет в более цивилизованное русло. А именно исчезнут так называемые перекодировки таможенной продукции, когда под видом одной продукции в страну завозится абсолютно другая. Исчезнет опять же то, о чем я уже говорил, когда под видом натурального продукта завозится продукт суррогатный и продукт из виноматериалов, если мы говорим о вине. Та же участь при принятии техрегламента коснется и пива. Потому что под видом хмеля и сусла сегодня завозится концентрат.

Что касается экспорта, и в первую очередь, конечно, водки, то в свое время в пылу демократизации государство потеряло контроль за основными своими брендами, которые в свое время принадлежали еще Советскому Союзу, все те наименования, которые традиционно ассоциируются на Западе с настоящей русской водкой. К сожалению, сейчас эти бренды находятся в руках у других людей, которые этим пользуются. Поэтому перспективы экспорта новой продукции на сегодняшний день достаточно туманны. Существуют, конечно, и примеры успешных экспортных марок. Но, как правило, это инициатива конкретных бизнесменов, которые вкладывают баснословные деньги в продвижение своей продукции за рубеж.

- Будет ли государство принимать меры, направленные на развитие виноделия и изменение структуры потребления алкогольных напитков?

- Сегодня на эту тему ведется очень много дискуссий. Я считаю, что любой алкогольный напиток не слишком хорош, если его употреблять в неумеренных дозах. И неважно, что это будет - вино, пиво, водка или коктейль. Сторонники этих нововведений говорят о том, что будет намного лучше, если человек пересядет с более крепкого алкоголя на алкоголь с меньшим количеством градусов. К сожалению, и опыт Советского Союза, и недавний опыт России показывает, что такие меры приводят к прямо противоположному эффекту. Например, что хорошего в том, что за счет агрессивной рекламы большинство людей, в частности молодежь, пересели на пиво? А представить себе среднестатистического российского человека, мирно выпивающего за ужином бутылку бордо, - это утопическая идея. Поэтому надо просто эффективно регулировать отрасль, создавать преференции отечественным производителям натуральных вин, чтобы производился нормальный качественный продукт, были рабочие места, росли виноградники, - вот то, что государству необходимо делать.

- В нашей стране антиалкогольной компанией всерьез никто не занимается. Есть только призывы к принятию мер и разрозненные, неэффективные программы, которые ничего не меняют в масштабах страны. Почему бы не создать специальный, постоянно действующий общественный орган, финансируемый государством, который бы системно решал проблему алкоголизации населения?

- Начнем с того, что серьезно этим действительно никто не занимается. Существуют только спорадические общественные сообщества, в том числе и различные общества борьбы за трезвость. Все остальное у нас, к сожалению, находится в зачаточном состоянии. Да, по инициативе государства у нас раз или два проходила социальная реклама. Но пока для средств массовой информации законодательно не будет закреплено то, что порядка 10 процентов рекламного времени должно выделяться на социальную рекламу, она будет давать лишь точечный и незначительный эффект. Хотя даже такая точечная реклама, которую мы в свое время видели, многим запомнилась.

Возможно, следует создать и какой-то специализированный орган. Но необходимо очень четко прописать его функции и как будут распределяться финансовые потоки. Потому что на антиалкогольную концепцию финансовые средства должны быть затрачены очень большие. И в первую очередь надо обеспечить, чтобы они использовались строго по назначению. У нас уже давно готов законопроект, который относится к этой тематике. Это социальная ответственность производителя алкоголя за выпускаемую продукцию и отчисления с единицы продукции. Этот законопроект сейчас находится в состоянии тяжелого прохождения через все инстанции. Поскольку подобные отчисления не являются прямым налоговым платежом, то с точки зрения закона производителя достаточно сложно обязать их выплачивать. Но если такой закон будет принят, то полученные отчисления в абсолютном выражении многократно покроют ту сумму, которую анонсировал Президент и которая должна быть потрачена на пропаганду здорового образа жизни. Вот здесь и потребуется уполномоченный компетентный орган, который будет распределять эти средства.

Название документа