Обзор нового законодательства

(Хаустов Д. В.) ("Экологическое право", 2011, N 1) Текст документа

ОБЗОР НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА <*>, <1>

Д. В. ХАУСТОВ

Обзор подготовлен Хаустовым Д. В., доцентом кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидатом юридических наук.

Приказ Минтранса России от 22 октября 2009 г. N 184 "Об утверждении Правил классификации и освидетельствования спортивных парусных судов"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2010 г. Регистрационный N 16841 <2>. -------------------------------- <2> Рос. газ. N 84. 2010. 21 апр.

Утверждены Правила, определяющие организацию проведения классификации и освидетельствования спортивных парусных судов и выдачи свидетельства о годности судна к плаванию. Правила распространяются на суда, оснащенные парусным вооружением, построенные или переоборудованные для занятий парусным спортом, включая спортивные парусные соревнования, дальние спортивные плавания под парусом, тренировки по парусному спорту, иные спортивные плавания под парусом, использующие в качестве основного средства движения силу ветра, имеющие водоизмещение обмерное не менее 2000 кг, и/или наибольшую длину не менее 9 м, и/или стационарные двигатели, и/или места для установки стационарного или подвесного двигателя, и/или оборудованные места для отдыха членов экипажа (каюты, спальные места или устройства для их установки). Классификация и освидетельствование спортивных парусных судов осуществляются находящимися в ведении Росморречфлота федеральными государственными учреждениями "Российский морской регистр судоходства" и "Российский речной регистр".

Приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2010 г. Регистрационный N 16902 <3>. -------------------------------- <3> Документ официально опубликован не был. См.: справочная правовая система "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".

Определены виды строительных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Вступающий в силу с 1 июля 2010 г. новый Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит виды работ, которые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ) должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Приказ Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. N 274, которым был утвержден действующий в настоящее время аналогичный Перечень, с указанной даты утратит силу.

Приказ Минтранса России от 13 января 2010 г. N 4 "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2010 г. Регистрационный N 16968 <4>. -------------------------------- <4> Рос. газ. N 98. 2010. 7 мая.

Определена процедура установления придорожных полос автомобильных дорог федерального значения. Утвержденный Порядок определяет процедуру установления придорожных полос автомобильных дорог федерального значения в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, содержания таких дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития, а также условия использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения. В соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации..." решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.

Приказ Минтранса России от 13 января 2010 г. N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2010 г. Регистрационный N 16969 <5>. -------------------------------- <5> Рос. газ. N 93. 2010. 30 апр.

Определена процедура установления полос отвода автомобильных дорог федерального значения. В соответствии с утвержденным Порядком, в частности, принятие решений по образованию земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в целях размещения автомобильной дороги, в том числе для формирования полосы отвода такой автомобильной дороги, осуществляет Росавтодор. Организация и проведение работ по образованию земельных участков в целях размещения автомобильной дороги осуществляется владельцами автодорог. В соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации..." порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Письмо Минрегиона России от 1 февраля 2010 г. N 3378-СК/08 <6>

С 1 января 2010 г. отдельные виды деятельности в области строительства должны осуществляться только на основании свидетельства о допуске к определенному виду работ. Сообщается, что до 1 января 2010 г. осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства разрешалось по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании лицензии или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду (видам) работ. С 1 января 2010 г. данные виды деятельности осуществляются только на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом для получения статуса саморегулируемой организации некоммерческим партнерством документом, подтверждающим осуществление соответствующей деятельности, с 1 января 2010 г. является свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Подчеркивается, что некоммерческие партнерства, подавшие заявления в Ростехнадзор до 31 декабря 2009 г. в качестве подтверждения осуществления своими членами соответствующих видов деятельности, могут представлять лицензии, поскольку на момент подачи заявления они являлись действующими.

Письмо Ростехнадзора от 2 февраля 2010 г. N 00-07-12/308 "О паспортизации опасных отходов" <7>

Документ указывает, что паспортизация отходов 5-го класса опасности Ростехнадзором не проводится. В письме, направленном в территориальные управления и в ФГУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия", в частности, указано, что Ростехнадзор и его территориальные органы не рассматривают материалы обоснования 5-го класса опасности. Соответственно такие материалы не должны направляться в центральный аппарат Ростехнадзора территориальными органами. Подчеркивается, что территориальные органы должны проводить работу по паспортизации отходов 1 - 4-го класса опасности в соответствии с Порядком организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 15 августа 2007 г. N 570. К материалам, направляемым территориальными органами в Ростехнадзор, предъявляются требования по комплектности и полноте информации. Некомплектные материалы не рассматриваются и возвращаются в территориальные органы. Кроме того, отмечается, что федеральным государственным учреждением "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" составлен перечень видов отходов, предполагаемых для включения в Федеральный классификационный каталог отходов (прилагается к письму). Территориальным органам при рассмотрении материалов по паспортизации рекомендовано руководствоваться данным перечнем и не направлять в Ростехнадзор материалы по видам отходов, которые включены в указанный перечень. Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ) "Об отходах производства и потребления" на отходы 1 - 4-го класса опасности должен быть составлен паспорт в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Составление паспорта на отходы 5-го класса опасности указанным Законом не предусмотрено.

Приказ Минсельхоза РФ от 5 февраля 2010 г. N 27 "Об утверждении формы отчета об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2010 г. Регистрационный N 16932 <8>. -------------------------------- <8> БНА ФОИВ. 2010. N 18.

Утверждены формы представления сведений об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений. На реализацию указанных полномочий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации передаются средства в виде субвенций в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. N 837. Информация об осуществлении переданных полномочий представляется в Рослесхоз в соответствии с утвержденными формами отчетности.

Приказ Минсельхоза России от 5 февраля 2010 г. N 28 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г. Регистрационный N 17015 <9>. -------------------------------- <9> Рос. газ. N 98. 2010. 7 мая.

Определены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов. В соответствии с утвержденными Правилами в целях строительства линейных объектов используются прежде всего нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Осуществление строительства, реконструкции и эксплуатации должно исключать развитие эрозионных процессов на занятой и прилегающей территории. При использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных и железных дорог должны быть исключены случаи, вызывающие нарушение поверхностного и внутрипочвенного стока вод, затопление или заболачивание лесных участков вдоль дорог. Напомним, что ранее аналогичные Правила были утверждены Приказом МПР РФ от 17 апреля 2007 г. N 99, но Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 Министерство природных ресурсов Российской Федерации было преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а его функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях) переданы Минсельхозу России.

Приказ Минсельхоза России от 8 февраля 2010 г. N 32 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2010 г. Регистрационный N 17045 <10>. -------------------------------- <10> БНА ФОИВ. 2010. N 20.

Невыполнение проекта освоения лесов может являться основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного пользования лесным участком. Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Проект разрабатывается на период 10 лет для заготовки древесины и до 10 лет - для остальных видов использования лесов, но не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). При разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Проект представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах и в электронном виде.

Приказ Минсельхоза России от 8 февраля 2010 г. N 33 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и примерной формы договора купли-продажи лесных насаждений"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2010 г. Регистрационный N 16934 <11>. -------------------------------- <11> Рос. газ. N 87. 2010. 23 апр.

Установлена примерная форма договора купли-продажи лесных насаждений. В соответствии со ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ) в настоящее время Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ранее такой порядок утверждался Правительством Российской Федерации. В частности, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в заключении договора купли-продажи лесных насаждений, обращаются в органы, осуществляющие подготовку и заключение договора, с заявлением о заключении договора по результатам аукциона по продаже права на заключение договора. По результатам рассмотрения заявления выносится решение о начале процедуры подготовки к проведению аукциона. В течение десяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона стороны подписывают договор купли-продажи лесных насаждений. Договор не требует государственной регистрации.

Приказ Росрыболовства от 11 февраля 2010 г. N 86 "Об утверждении Порядка признания зон с особыми условиями использования территорий рыбоохранными зонами и рыбохозяйственными заповедными зонами"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2010 г. Регистрационный N 16774 <12>. -------------------------------- <12> Рос. газ. N 78. 2010. 14 апр.

Определена процедура признания зон с особыми условиями использования территорий рыбоохранными зонами и рыбохозяйственными заповедными зонами. В частности, в соответствии с утвержденным Порядком для получения сведений о наличии зон с особыми условиями использования территорий Росрыболовство направляет запросы в федеральные органы исполнительной власти. Территориальные управления Росрыболовства осуществляют подготовку предложений о признании зон с особыми условиями использования территорий рыбоохранными и рыбохозяйственными заповедными зонами и представляют их в Росрыболовство, которое после рассмотрения предложений принимает решение о признании зон с особыми условиями рыбоохранными и рыбохозяйственными заповедными зонами.

Приказ Минприроды России от 16 февраля 2010 г. N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2010 г. Регистрационный N 16938 <13>. -------------------------------- <13> Рос. газ. N 87. 2010. 23 апр.

Определены требования к отчетности хозяйствующих субъектов об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. Утвержден Порядок, устанавливающий требования к содержанию и представлению отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате деятельности которых образуются отходы. Отчетность представляется в территориальные органы Ростехнадзора. Отчетным периодом является календарный год. Отчетность должна составляться на основе первичного учета и включать: общие сведения об отчитывающемся субъекте; баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных (полученных), размещенных отходов; сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, которым были переданы отходы; приложения, содержащие копии документов (договоров, актов, лицензий). Отчетность должна представляться до 15 января года, следующего за отчетным периодом. На сайте Ростехнадзора размещена электронная версия заполнения отчетности, а также необходимое программное обеспечение.

Приказ Росводресурсов от 25 февраля 2010 г. N 32 "Об установлении лимитов (предельных объемов) и квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на период с 2010 по 2012 год"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 марта 2010 г. Регистрационный N 16652 <14>. -------------------------------- <14> Рос. газ. N 69. 2010. 2 апр.

Установлены лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, а также квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод для субъектов Российской Федерации с 2010 по 2012 г. В частности, в целом по России лимит забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта на 2010 г. установлен в объеме 91 054 571,9 тыс. куб. м/год, а лимит сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в объеме 72 150 811,7 тыс. куб. м/год.

Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 июня 2010 г. Регистрационный N 17520 <15>. -------------------------------- <15> БНА ФОИВ. 2010. N 26.

Установлено, что инвентаризация объектов размещения отходов должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Утверждены Правила, устанавливающие порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения и захоронения отходов. Правила предназначены для собственников, пользователей, владельцев, арендаторов объектов размещения отходов. Источниками информации о таких объектах является проектная документация на их строительство, данные обследований, фондовые материалы и иная документация. По результатам обработки собранной информации составляется характеристика объекта. Данная информация об объектах используется органами Ростехнадзора в целях регулирования деятельности по обращению с отходами, в том числе для принятия решений об утверждении лимитов на размещение отходов.

Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2010 г. Регистрационный N 16796 <16>. -------------------------------- <16> БНА ФОИВ. 2010. N 17.

Утвержден Порядок утверждения нормативов образования в результате предпринимательской деятельности отходов и лимитов на их размещение. Установлены, в частности, определенные условия расчета нормативов и лимитов, перечень документов, прилагаемых к заявлению об утверждении нормативов и лимитов, и сроки их рассмотрения. Установлено также, что утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не допускается, в частности, если количество отходов, предлагаемое для размещения, превышает имеющуюся производственную мощность объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации), необходимую для планируемого размещения отходов. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, представляемого в территориальные органы Ростехнадзора в уведомительном порядке.

Приказ Росохранкультуры от 27 февраля 2010 г. N 27 "Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2010 г. Регистрационный N 16903 <17>. -------------------------------- <17> БНА ФОИВ. 2010. N 18.

В соответствии с рассматриваемым документом на объекты культурного наследия будут выдаваться паспорта установленной формы. К объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Согласно ст. 21 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2010 г. N 75 "Об установлении Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2010 г. Регистрационный N 16786 <18>. -------------------------------- <18> Рос. газ. N 78. 2010. 14 апр.

Определен Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. В соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются за плату по запросам любых лиц в виде: копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории; в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Минэкономразвития России определило требования к форматам указанных документов, а также к формату запросов, если такие документы и запросы направляются в электронной форме. Определены также форма запроса (в т. ч. форма бумажного документа) и требования к составу включаемых в него сведений, перечень документов, прилагаемых к запросу, и способы их представления в органы кадастрового учета, порядок направления запросов, в т. ч. посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования и иных технических средств связи. Утверждены сроки предоставления сведений в зависимости от способов их предоставления, а также порядок направления указанных документов, в виде которых предоставляются сведения государственного кадастра недвижимости, решений об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, уведомлений об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, в т. ч. посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования и иных технических средств связи.

Приказ Минприроды России от 3 марта 2010 г. N 59 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 апреля 2010 г. Регистрационный N 16915 <19>. -------------------------------- <19> БНА ФОИВ. 2010. N 18.

Утвержден Административный регламент, определяющий последовательность действий Роснедр при предоставлении государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Утвержденный Регламент устанавливает, в частности, требования к порядку предоставления государственной услуги, определяет сроки ее предоставления, предусматривает требования к составу документов, необходимых для предоставления государственной услуги. В приложении к Регламенту приведены сведения о территориальных органах Роснедр.

Приказ Минэкономразвития России от 3 марта 2010 г. N 83 "Об установлении формы квалификационного аттестата кадастрового инженера и порядка выдачи квалификационных аттестатов кадастровых инженеров"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2010 г. Регистрационный N 16845 <20>. -------------------------------- <20> БНА ФОИВ. 2010. N 19.

Установлено, что лицу, сдавшему квалификационный экзамен кадастрового инженера, будет выдаваться аттестат по утвержденной форме. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. В примечании к разработанной Минэкономразвития России форме аттестата предусмотрено, что аттестат состоит из обложки и заполненного бланка аттестата. При этом бланки аттестата являются защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня защиты "В". Утвержденный Порядок выдачи квалификационных аттестатов устанавливает правила оформления аттестата, заполнения бланка, порядок заполнения книги учета выданных аттестатов. Аттестат выдается лицу, сдавшему квалификационный экзамен, либо его представителю в срок не более чем 5 рабочих дней со дня сдачи экзамена.

Приказ Минприроды России от 5 марта 2010 г. N 63 "Об утверждении Нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и Перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2010 г. Регистрационный N 17490 <21>. -------------------------------- <21> БНА ФОИВ. 2010. N 26.

Установлены Нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и Перечень вредных веществ. Утвержденные Нормативы содержат показатели: допустимая масса веществ, сбрасываемых со сточными водами; допустимые выбросы веществ в атмосферный воздух; допустимые изъятия компонентов природной среды (в том числе допустимый вылов байкальского омуля, нерпы); допустимая антропогенная нагрузка. Перечень вредных веществ включает следующие категории: особо опасные (в частности, применяемые при производстве беленой целлюлозы, в химической промышленности, для хлорирования сточных вод); высокоопасные (ртуть, свинец, цинк, мышьяк и т. д.); опасные (в том числе используемые в целлюлозной промышленности); умеренно опасные.

Приказ Росрыболовства от 9 марта 2010 г. N 158 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по разработке и представлению на государственную экологическую экспертизу, а также определение и утверждение ежегодно общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, а также в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 апреля 2010 г. Регистрационный N 17061 <22>. -------------------------------- <22> Рос. газ. N 106. 2010. 19 мая.

Рассматриваемый Приказ направлен на регламентацию порядка исполнения Росрыболовством государственной функции по определению и утверждению ежегодно общих допустимых уловов водных биоресурсов. Утвержденный Административный регламент устанавливает, в частности: требования к порядку исполнения названной государственной функции (сроки исполнения, основания для приостановления исполнения); перечень административных процедур (сбор данных о запасах водных биоресурсов, разработка материалов общего допустимого улова, предоставление данных материалов на государственную экологическую экспертизу, издание приказов об утверждении общих допустимых уловов для субъектов Российской Федерации и промысловых зон); порядок и формы контроля за исполнением государственной функции; порядок обжалования действий и бездействия должностных лиц и принимаемых ими решений.

Приказ Росреестра от 11 марта 2010 г. N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2010 г. Регистрационный N 16909 <23>. -------------------------------- <23> Рос. газ. N 82. 2010. 19 апр.

В течение 2010 г. полномочиями органа кадастрового учета наделены земельные кадастровые палаты по субъектам Российской Федерации. Определен также План-график наделения федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества и предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Согласно Плану-графику упомянутые федеральные государственные учреждения будут наделяться полномочиями органа кадастрового учета в три этапа - с 15 апреля по 1 июля 2010 г. (в т. ч. ФГУ "Земельная кадастровая палата" по г. Москве), с 1 июля по 15 сентября 2010 г. и с 15 сентября по 1 декабря 2010 г. (в т. ч. ФГУ "Земельная кадастровая палата" по г. Санкт-Петербургу).

Приказ Минэкономразвития России от 15 марта 2010 г. N 99 "Об утверждении Программы квалификационного экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г. Регистрационный N 17011 <24>. -------------------------------- <24> Рос. газ. N 95. 2010. 5 мая.

Определен объем знаний, которыми должны обладать кадастровые инженеры. Утвержденная Программа квалификационного экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, состоит из четырех разделов, содержащих различные вопросы о понятиях объекта недвижимости и вещных прав на него, содержании кадастровой деятельности, порядке ведения государственного кадастра недвижимости и осуществления государственного кадастрового учета, порядке осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Приказ Минсельхоза России от 19 марта 2010 г. N 83 "О внесении изменений в Приказ Минсельхоза России от 1 апреля 2005 г. N 48"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г. Регистрационный N 17004 <25>. -------------------------------- <25> БНА ФОИВ. 2010. N 19.

Внесены изменения в Правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок. Установлено, что документ о государственной регистрации кормовой добавки для животных выдается без установления срока действия регистрации. До внесения изменений в указанные Правила документ о государственной регистрации кормовой добавки, так же как и документ о государственной регистрации лекарственного средства для животных, выдавался сроком на 5 лет.

Приказ Росрыболовства от 19 марта 2010 г. N 217 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по организации проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, отнесенными к объектам рыболовства"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июля 2010 г. Регистрационный N 17734 <26>. -------------------------------- <26> БНА ФОИВ. 2010. N 31.

Регламентирована деятельность Росрыболовства по исполнению государственной функции по организации проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов и договора пользования водными биоресурсами. Установлено, что на аукционы выставляется право на заключение договора о закреплении долей и (или) договора пользования водными биоресурсами, в частности, в следующих случаях: прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, по соглашению между лицом, которому предоставлены в пользование водные биоресурсы, отнесенные к объектам рыболовства, и уполномоченным органом государственной власти; прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, при отказе пользователя от права на их добычу (вылов); осуществление добычи (вылова) видов водных биоресурсов, которые ранее не были отнесены к объектам рыболовства, или водных биоресурсов в новых районах их добычи (вылова); переход права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому путем отчуждения. Утвержденный Регламент устанавливает обязательные требования к заявителям при проведении аукционов, определяет порядок подачи заявок для участия в аукционе, регламентирует порядок исполнения государственной функции Росрыболовством и его территориальными органами. В приложении к Административному регламенту приводится форма заявки для участия в аукционе, а также справочные телефоны территориальных управлений Росрыболовства.

Приказ Минприроды России от 26 марта 2010 г. N 90 "Об утверждении Порядка выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам пунктов хранения радиоактивных отходов (специализированных предприятий по обращению с радиоактивными отходами) и предприятий (учреждений, организаций), эксплуатирующих радиационные источники"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2010 г. Регистрационный N 17025 <27>. -------------------------------- <27> БНА ФОИВ. 2010. N 20.

Утвержден новый Порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам организаций, осуществляющих хранение и другие операции с радиоактивными отходами, и организаций, эксплуатирующих радиационные источники. Определены, в частности, категории работников, которым необходимо получать указанные разрешения, подразделения Ростехнадзора, уполномоченные выдавать эти разрешения в тех или иных случаях, срок действия разрешения (5 лет с даты его выдачи или с даты продления срока его действия) и порядок проведения проверки у работников необходимых знаний. Постановление упраздненного Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности от 19 ноября 2001 г. N 12, регулирующее выдачу указанных разрешений, в настоящее время признано не подлежащим применению.

Приказ МЧС России от 26 марта 2010 г. N 135 "О внесении изменений в Приказ МЧС России от 24 февраля 2009 г. N 91"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 апреля 2010 г. Регистрационный N 16887 <28>. -------------------------------- <28> БНА ФОИВ. 2010. N 17.

Внесены изменения в форму декларации пожарной безопасности и Порядок ее регистрации. Подробно регламентировано определение органов МЧС России (структурного подразделения центрального аппарата МЧС России либо территориального органа МЧС России), осуществляющих регистрацию деклараций пожарной безопасности в зависимости от местоположения объектов, пожарная безопасность которых декларируется; в связи с этим изменена и регламентация структуры регистрационного номера декларации. Установлены условия ведения органами МЧС России, а также органами пожарного надзора специальных и воинских подразделений перечней деклараций пожарной безопасности в электронном виде (установлен порядок накопления информации на магнитном носителе и архивации на бумажном носителе). В сноску к форме декларации внесена уточняющая оговорка о том, что расчет пожарного риска, прилагаемый к декларации, не требуется для объектов, действовавших до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Приказ Минприроды России от 31 марта 2010 г. N 93 "Об утверждении примерной формы охотхозяйственного соглашения"

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2010 г. Регистрационный N 17069 <29>. -------------------------------- <29> БНА ФОИВ. 2010. N 22.

Утверждена примерная форма типовых охотхозяйственных соглашений. Охотхозяйственные соглашения заключаются на срок от двадцати до сорока девяти лет в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство. По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Охотхозяйственное соглашение включает в себя, в частности, следующие условия: сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья; сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах; срок действия охотхозяйственного соглашения; обязательства сторон; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения.

Название документа Вопрос: Может ли будущий участник торгов по размещению госзаказа дать поручение третьему лицу перечислить задаток для участия в торгах, если условиями участия в торгах это не предусмотрено, но и не запрещено? Можно ли не допустить к участию в торгах по этому основанию? Правомерно ли требовать от участника вносить плату лично? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Может ли будущий участник торгов по размещению госзаказа дать поручение третьему лицу перечислить задаток для участия в торгах, если условиями участия в торгах это не предусмотрено, но и не запрещено? Можно ли не допустить к участию в торгах по этому основанию? Правомерно ли требовать от участника вносить плату лично?

Ответ: Будущего участника могут не допустить к торгам на том основании, что обязанность по внесению задатка он не исполнил лично. В то же время по данному вопросу в судебной практике существует противоположная позиция.

Обоснование: Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов (абз. 1 п. 4 ст. 448 ГК РФ). Заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или копия такого поручения). Аналогичное правило установлено для участия в аукционе. На это указано в пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 25, пп. "а" п. 3 ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом. В связи с этим некоторые суды приходят к выводу, что будущий участник торгов вправе поручить третьему лицу исполнение обязательства по внесению задатка в порядке п. 1 ст. 313 ГК РФ, поскольку закон не запрещает такое исполнение (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 09.11.2010 N Ф03-7774/2010, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 по делу N А70-13737/2009). Однако следует учитывать, что внесение задатка не самим участником торгов, а третьим лицом создает определенные риски для организатора торгов. Так, например, возможна следующая ситуация. Участник, за которого третье лицо внесло задаток, выиграл аукцион. При этом внесенная сумма должна засчитываться в счет исполнения обязательств по заключенному договору (абз. 2 п. 4 ст. 448 ГК РФ). Однако третье лицо может потребовать вернуть указанную сумму, как ошибочно перечисленную. При этом организатору торгов неизвестно, в каких отношениях находятся третье лицо и участник торгов и на каком основании оно уплатило за участника сумму задатка. В связи с этим при рассмотрении соответствующего спора суд, с учетом защиты интересов организатора торгов, должен исходить из буквального смысла п. 4 ст. 448 ГК РФ. Согласно этой позиции задаток должен внести непосредственно участник торгов (см. Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2010 N 07АП-7637/10, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2010 по делу N А21-2410/2010, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010 по делу N А14-10742/2009/318/32).

А. В.Коршунов Эксперт КонсультантПлюс Подписано в печать 02.02.2011

Название документа Вопрос: Как рассматривается ввоз оригинального товара, маркированного обозначением, сходным до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком другого лица? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Как рассматривается ввоз оригинального товара, маркированного обозначением, сходным до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком другого лица?

Ответ: Рассматривается как противоправное действие, т. к. оригинальность самого товара как изделия не является основанием для использования на нем чужого товарного знака или сходного с ним до степени смешения, что подтверждено Постановлением ФАС МО от 28 июня 2010 г. N КА-А40/5083-10 по делу N А40-110442/09-17-842. Калужская таможня обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ООО ТК "Карамель Трейдинг" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.10 КоАП РФ. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "Нестле Россия". Решением от 25.12.2009 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленное требование и привлек ООО ТК "Карамель Трейдинг" к административной ответственности по указанной норме с назначением ему наказания в виде взыскания штрафа в размере 30000 рублей с конфискацией товара, явившегося предметом правонарушения и задержанного по протоколу изъятия вещей от 22.06.2009. Девятый арбитражный апелляционный суд Постановлением от 02.03.2010 отменил решение арбитражного суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленного требования. Также указал на необходимость возвращения обществу задержанного товара. При этом исходил из отсутствия в действиях ООО ТК "Карамель Трейдинг" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.10 КоАП РФ. Не согласившись с Постановлением апелляционного суда, Калужская таможня подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное, оставив в силе решение арбитражного суда первой инстанции. При этом сослалась на неправильное применение апелляционным судом статей 1484, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), неполное выяснение фактических обстоятельств дела. В частности, утверждала об отсутствии у производителя спорного товара - ЗАО "Одессакондитер" (Украина) каких-либо прав на товарный знак "Ретро" и, как следствие, о необоснованности оценки ввезенного ООО ТК "Карамель Трейдинг" товара как не являющегося контрафактным, указала на доказанность факта наличия в действиях общества состава административного правонарушения. Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованное судебное Постановление подлежащим отмене. Как установили суды двух инстанций, ООО ТК "Карамель Трейдинг" по ГТД N 10106030/200109/0000019, 10106030/250209/0000185, 10106030/300309/0000465, 10106030/010609/0000947, 10106030/220609/0001121 представило к таможенному оформлению в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" партию товаров - кондитерские изделия различных видов, в том числе конфеты шоколадные "Люкс-Ретро-Байлес, "Люкс-Ретро-Фундук", производитель ЗАО "Одессакондитер", Украина, маркированные товарным знаком "Ретро". Отделением защиты прав интеллектуальной собственности Калужской таможни установлено, что товарный знак "Ретро" зарегистрирован в установленном порядке на имя компании "Сосьете де Тродюи Нестле С. А." (Швейцария) (свидетельство Роспатента на товарный знак N 144715), в соответствии с письмом которой от 08.06.2009 ни с ООО ТК "Карамель Трейдинг", ни с производителем представленного к таможенному оформлению товара - ЗАО "Одессакондитер" (Украина) лицензионных договоров в отношении товарного знака не заключалось. Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении ООО ТК "Карамель Трейдинг" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.10 КоАП РФ, составления 21.08.2009 протокола и последующего обращения таможни в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по указанной норме Кодекса. Делая вывод об отсутствии в действиях ООО ТК "Карамель Трейдинг" состава административного правонарушения, апелляционный суд исходил из отсутствия в материалах дела доказательств контрафактности ввезенного обществом товара, указав, что спорные кондитерские изделия являются оригинальными товарами производства ЗАО "Одессакондитер". Суд кассационной инстанции считает приведенный вывод ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ, образует незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Незаконным использованием товарного знака в силу статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является, в частности, его незаконное размещение на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров. Размещение товарного знака на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые ввозятся на территорию Российской Федерации, относится пунктом 2 статьи 1484 ГК РФ к способам использования товарного знака, служащим средством обеспечения исключительного права правообладателя на товарный знак, и является прерогативой правообладателя. При рассмотрении дела судами установлено, что представленный обществом к таможенному оформлению товар - конфеты "Люкс-Ретро-Байлес", "Люкс-Ретро-Фундук", произведенные ЗАО "Одессакондитер" (Украина), маркированы обозначением "Ретро", сходным до степени смешения с зарегистрированным в установленном порядке в отношении однородных товаров и охраняемым на территории Российской Федерации товарным знаком "Ретро", права на который принадлежат компании "Сосьете де Тродюи Нестле С. А." (Швейцария). При этом между указанной иностранной компанией и ЗАО "Одессакондитер" соответствующих лицензионных договоров не заключалось. Таким образом, в силу приведенной выше нормы статьи 1515 ГК РФ обозначение "Ретро" на товаре воспроизведено незаконно, что свидетельствует о контрафактности товара. Приведенная судом апелляционной инстанции в обоснование правомерности использования товарного знака ссылка на наличие выданных в установленном порядке сертификатов соответствия на товар также ошибочна. В силу положений Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификат соответствия представляет собой документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Названный документ не может служить подтверждением правомерности использования товарного знака, которым маркирован товар. Утверждение апелляционного суда о соответствии правовой позиции, приведенной в обжалованном судебном Постановлении, позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 03.02.2009 N 10458/08, неосновательна. Указанные правовые позиции являются прямо противоположными. С учетом изложенного обжалованное Постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 288 АПК РФ как принятое на основе неправильного применения норм материального права, а ранее принятое по делу решение суда первой инстанции - оставлению в силе. Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 по делу N А40-110442/09-17-842 отменить, а решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2009 по указанному делу оставить в силе.

В. Ю.Джермакян Специалист в области патентоведения и патентного права, советник юридической фирмы "Городисский и Партнеры", г. Москва Подписано в печать 01.02.2011

Название документа