Принципы административно-правового обеспечения политики государства по развитию автомобильной промышленности

(Лапин А. В.) ("Административное и муниципальное право", 2011, N 2) Текст документа

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ПО РАЗВИТИЮ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

А. В. ЛАПИН

Лапин Андрей Викторович, аспирант кафедры административного и финансового права Российского государственного торгово-экономического университета.

В статье предложены, проанализированы и систематизированы в три группы принципы административно-правового обеспечения политики государства в сфере развития автомобильной промышленности: 1 группа - общие принципы, свойственные государственному управлению всеми отраслями промышленности; 2 группа - специальные принципы, присущие отраслям транспортной промышленности, включая автомобилестроение; 3 группа - принципы организации системы органов государственного управления и государственного регулирования развития автомобильной промышленности. Установлена необходимость их правового закрепления в Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 23.04.2010 N 319.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, органы государственного управления, органы исполнительной власти, административно-правовое обеспечение, политика государства, сфера развития автомобильной промышленности, принципы развития автопрома, стратегия развития автопрома, принципы организации системы органов исполнительной власти, государственное регулирование автопрома.

Principles of Administrative and Legal Regulation of State Policy on Development of Car Industry A. V. Lapin

The author of the article suggests, analyzes and systemizes into three groups the principles of administrative and legal regulation of state policy in the sphere of development of car industry. The first group of principles includes: general principles of state regulation of all branches of industry; the second group includes: domain principles of industries of means of transportation including car industry; and the third group includes: principles of organization of the system of state administration bodies and state regulation of development of car industry. The article proves the need in legal confirmation of these principles in the Strategy of Development of Car Industry of the Russian Federation for the period until 2020 represented by the Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation No 319 dated April 23, 2010.

Key words: car industry, state administration bodies, executive bodies, administrative and legal regulation, state policy, sphere of development of car industry, principles of development of car industry, strategy of development of car industry, principles of organization of system of executive bodies, state regulation of car industry.

Административно-правовое обеспечение политики государства в сфере развития автомобильной промышленности должно основываться на определенных принципах. Теоретические рассуждения на данную тему можно обнаружить далеко не во всех учебниках и монографических трудах современных ученых. В теории государственного управления, в административном праве, как, впрочем, и в предпринимательском праве, не выработано единого подхода к перечню таких принципов. В ряде учебников административного права кратко рассмотрены непосредственно принципы административного права, как правило, основанные на принципах <1> реализации исполнительной власти, т. е. законодательно закрепленные основные идеи и требования, организационные начала, обуславливающие сущность, наиболее характерные черты и свойства деятельности в системе государственного управления. В большинстве случаев именно через соответствующие органы исполнительной власти реализуется политика государства в сфере развития автомобильной промышленности, поэтому кратко остановимся на анализе принципов их деятельности. -------------------------------- <1> Слово "принцип" (от лат. principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение, отражающие объективные закономерности какого-либо явления (организации, деятельности и т. п.).

В административно-правовой литературе имеются различные варианты перечня и трактовки принципов организации и деятельности органов исполнительной власти <2>. В некоторых случаях принципы государственного управления и органов исполнительной власти по существу отождествляются, поскольку нередко не выделяются различия между государственным управлением и исполнительной властью. -------------------------------- <2> См.: Лапина М. А. Современная реформа системы государственного управления: административно-правовой аспект. М., 2007. С. 79.

Так, А. П. Алехин на основе Конституции РФ выделяет три основных принципа организации и деятельности органов исполнительной власти: принцип федерализма, принцип сочетания централизации и децентрализации и принцип законности <3>. В учебнике по административному праву под редакцией Л. Л. Попова их перечислено значительно больше: это самостоятельность органов исполнительной власти; единство системы органов исполнительной власти; федерализм; законность; экономичность; сочетание централизации и децентрализации; учет особенностей управляемых объектов; гласность; народовластие; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ответственность <4>. -------------------------------- <3> См.: Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ. М., 2003. С. 105. <4> См.: Административное право / Под ред. Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2005. С. 136 - 143.

Ю. Н. Старилов предлагает разделить принципы организации и функционирования исполнительной власти на две большие группы: 1) конституционные (социально-политические), которые установлены Конституцией РФ и обусловлены по содержанию конституционно-правовыми и иными законодательными нормами; 2) организационные, характеризующие организационные связи между различными звеньями системы государственного управления, которые возникают в процессе деятельности управленческих органов. К первой группе ученый относит следующие принципы: участие политических партий в управлении; демократизм формирования и функционирования исполнительной власти; законность; федерализм. Ко второй - принцип распределения и нормативного установления функций и полномочий; сочетание централизации и децентрализации; принципы отраслевого управления, территориального управления, межотраслевого управления; принцип линейности и функциональности; принцип коллегиальности и единоначалия <5>. -------------------------------- <5> См.: Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. М.: Норма, 2002. Т. 1. С. 111 - 136.

Принципы осуществления исполнительной власти в Российской Федерации установлены в Конституции РФ <6>, Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" <7>, Федеральных законах "О системе государственной службы Российской Федерации" <8>, "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <9>, "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <10>, "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <11>, в законодательных и иных актах субъектов РФ (конституциях, уставах, законах) и др. -------------------------------- <6> См.: СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445. <7> См.: СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712. <8> См.: СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063. <9> См.: СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215. <10> См.: СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005. <11> См.: СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

К ним относятся: 1) принцип народовластия (демократизма); 2) принцип разделения властей (разграничения предметов ведения между органами законодательной, исполнительной и судебной власти); 3) принцип федерализма; 4) принцип сочетания централизации и децентрализации; 5) принцип единства системы органов исполнительной власти; 6) принцип самостоятельности каждой из ветвей власти; 7) принцип ответственности перед обществом; 8) принцип законности; 9) принцип гласности; 10 принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина и др. При определении принципов реализации исполнительной власти в Российской Федерации следует помнить, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, - ч. 2 ст. 3 Конституции РФ. В основе формулирования принципов административно-правового обеспечения политики государства в сфере развития автомобильной промышленности лежат не только законодательно закрепленные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти РФ, но и принципы, сформулированные в отраслевом и ином законодательстве: Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <12>, Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <13>, Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <14>, Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <15>, Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <16>, а также в законах ряда субъектов РФ, посвященных правовому регулированию государственной политики и развития промышленности <17>. -------------------------------- <12> См.: СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140. <13> См.: СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249. <14> См.: СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588. <15> См.: СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2. <16> См.: СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137. <17> См., напр.: Закон г. Москвы от 16 июня 1999 г. N 21 (ред. от 21.02.2001) "О промышленной деятельности в городе Москве" // Тверская, 13. 1999. N 29.

Исходя из этого, принципы административно-правового обеспечения политики государства в сфере развития автомобильной промышленности можно систематизировать в три группы: 1 - общие принципы, свойственные государственному управлению всеми отраслями промышленности; 2 - специальные принципы, присущие отраслям транспортной промышленности, включая автомобилестроение; 3 - принципы организации системы органов государственного управления и государственного регулирования развития автомобильной промышленности. Охарактеризуем их более подробно. 1 группа - общие принципы, свойственные государственному управлению всеми отраслями промышленности. Определяя нижеприведенные принципы как общие, мы имеем в виду то, что они распространяют свое действие на всю совокупность общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления промышленностью. На первое место следует поставить принцип законности с приоритетом актов прямого действия. Это центральный принцип всей системы государственного управления и системы права РФ. Его сущность может быть определена как "связанность администрации законом" <18>. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Основного Закона Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это означает, в частности, и то, что все акты административного, административно-процессуального и иного законодательства должны соответствовать положениям Конституции РФ <19>. Кроме того, органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, предприятия, организации и учреждения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. То же самое относится и к международным договорам РФ, являющимся частью ее правовой системы. -------------------------------- <18> См.: Брэбан Г. Французское административное право: Пер. с фр. / Под ред. и со вступ. ст. С. В. Боботова. М., 1988. С. 171. <19> По поводу конституционных принципов предпринимательства см.: Ручкина Г. Ф. Конституционные основы предпринимательства в России // Конституционное и муниципальное право. 2002. N 4.

Таким образом, в Конституции напрямую закреплен принцип, согласно которому субъекты государственного управления обязаны действовать четко в соответствии с законом, в частности, нормотворчество Президента РФ и Правительства РФ обусловлено принципом законности: Президент РФ издает указы и распоряжения, Правительство РФ согласно ст. 115 Конституции РФ издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. На данном историческом этапе назрела необходимость, чтобы вмешательство государственных служащих по вопросам государственного управления любой отраслью экономики происходило в соответствии с нормативными правовыми актами прямого действия с целью исключения двойственного толкования конкретной нормы или превышения полномочий конкретного государственного служащего. Этот принцип вполне вписывается в законодательство по противодействию коррупции в системе государственного управления на различных уровнях государственной власти <20>. -------------------------------- <20> См.: СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

Кроме того, по мнению ученых-административистов, помимо необходимости действовать в соответствии с законом данный принцип предполагает также возложение на органы государственного управления и их должностных лиц обязанности инициативного отношения к нормам административного права <21>. Действительно, если юридическое или физическое лицо может и не знать о существовании какого-либо административно-правового нормативного акта, его принципах и предписаниях, за исключением тех, которые возлагают на него конкретные обязательства, то государственный служащий в системе органов исполнительной власти как управляющий субъект обязан не только знать его, но и подходить к каждому из них с точки зрения необходимости претворения в жизнь его положений. -------------------------------- <21> См.: Дмитриев Ю. А., Евтеева А. А., Петров С. М. Административное право. М., 2005. С. 35.

Например, в случае принятия федерального закона об основах государственной промышленной политики или о политике государства по развитию промышленности <22> будет предусмотрено административное воздействие на участников отношений, связанных с реализацией принятой политики, со стороны Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти или органов государственной власти субъектов РФ. Соответственно, на основании принципа законности названные органы обязаны будут предпринять соответствующие действия, в том числе издать нормативные правовые акты, организовать проведение определенных мероприятий и т. д. -------------------------------- <22> На данный момент на рассмотрении в Государственной Думе ФС РФ находятся два законопроекта: проект Федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ 11.09.2008) и проект Федерального закона N 75357-5 "О развитии промышленности" (ред., внесенная в ГД ФС РФ 24.06.2008).

Характеризуя принцип законности, необходимо отметить, что совершенно иная трактовка этого принципа у представителей науки предпринимательского права. Так, по мнению С. Н. Шишкина, "государственное воздействие на экономику может осуществляться только на основе законов, нормы которых должны строго соблюдаться в процессе такого воздействия. "Запрещено все, что не разрешено законом" - основополагающий принцип осуществления функций органами государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, вытекающий из принципа законности" <23>. -------------------------------- <23> Шишкин С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. М., 2010. С. 25.

Второй принцип - сочетание государственных интересов и интересов субъектов промышленной деятельности в развитии промышленного производства. Принцип сочетания (баланса) публичных интересов государства и общества в целом и частных интересов производителей промышленной продукции весьма сложно выполним. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Именно благодаря государству, использующему различные меры государственного регулирования предпринимательства, возможно согласовать, в общем-то, часто противоположные интересы промышленников-предпринимателей и общества. Государственные меры могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими). Прямое государственное регулирование выражается в установлении предписаний, предъявляемых к субъектам промышленной деятельности, установлении запретов, применении мер ответственности, а косвенное - в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании. Третий принцип - принцип последовательного использования новейших достижений науки и техники, инновационных проектов в развитии промышленности. Отрасли промышленности, как и автомобилестроение, должны постоянно развиваться и совершенствоваться, развивать новые направления своих разработок и исследований. Стимулирование со стороны государства научной, научно-технической и инновационной деятельности происходит посредством системы экономических льгот. Это, по сути, метод государственного управления (стимулирования) отдельными видами научных разработок. Посредством дополнительного вливания бюджетных средств государство создает более благоприятные условия для развития отраслевой (прикладной) науки на основе достижений фундаментальной науки. В настоящее время государство разрабатывает ряд мер, которые должны повысить эффективность бюджетного финансирования науки. Главным механизмом повышения эффективности использования средств федерального бюджета при выполнении исследований и разработок по приоритетным направлениям является заказ государства на научно-техническую продукцию, который обеспечивает увязку планов проведения научных исследований и разработок с программами социально-экономического развития страны. Основу заказа государства на научно-техническую продукцию составляют федеральные целевые программы в сфере науки и технологий, государственные программы вооружения и государственный оборонный заказ <24>. -------------------------------- <24> См.: СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6.

Четвертый принцип - принцип защиты интересов российских производителей на международной арене без ущемления интересов российских потребителей. Государство, гибко реализуя свою политику по развитию российской промышленности, имеет рычаги воздействия, направленные на защиту отечественного производителя путем грамотного применения таможенно-тарифной и налоговой политики, постепенного импортозамещения и локализации всего цикла производства продукции на территории РФ. Пятый принцип - принцип рационального использования материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов. Государство обязано экономически стимулировать деятельность промышленных субъектов по ресурсосбережению - рациональному использованию материальных и финансовых ресурсов, созданию системы управления материальными и трудовыми ресурсами путем внедрения современных технологий. При дефиците природных ресурсов и мировой тенденции к их истощению потенциал природы как правовой инструмент может быть весьма полезным и в государственной промышленной политике, осуществление которой связано с использованием природных ресурсов. К примеру, для автомобилестроения требуются металл, древесина и другие природные ресурсы. Кроме того, топливо, на котором работает большинство автомобилей, вырабатывается из нефти. В условиях рыночной экономики, ориентированной на постоянное расширение потребительского рынка, обладание данными о количестве природного ресурса может служить ограничивающим фактором развития различных отраслей промышленности. Важное положение, лежащее в основе этого принципа, содержится в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию <25>. В ней, в частности, отмечается, что "социально-экономическое развитие общества в XX в., в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило беспрецедентное причинение вреда окружающей природной среде. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности". Концепция провозглашает в качестве одного из основных направлений перехода Российской Федерации к устойчивому развитию ведение хозяйственной деятельности в пределах емкости экосистем на основе массового внедрения энерго - и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления; а со стороны государства - разработку системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов. -------------------------------- <25> См.: СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1572.

Шестой принцип - обеспечение общественной поддержки реализации целей и задач промышленной политики, широкая гласность и открытость при их разработке и реализации. Принцип обеспечения общественной поддержки, в свою очередь, основан на гласности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления при разработке и реализации промышленной политики. Он означает привлечение к активному обсуждению (с применением обратной связи) программы развития промышленности на определенной территории заинтересованных лиц: хозяйствующих субъектов и их объединений, граждан и общественных организаций. Данный принцип предусматривает свободный доступ всех желающих к участию в обсуждении. Реализация данного принципа заключается в выполнении органами исполнительной власти и, если необходимо, органами местного самоуправления возможности доступа к необходимой информации. Только путем достоверного информирования и гласного обсуждения с заинтересованными лицами целей и задач промышленной политики государству можно добиться обеспечения общественной поддержки по их реализации. Вторая группа принципов административно-правового обеспечения политики государства включает в себя специальные принципы, присущие отраслям транспортной промышленности (авиационная, судостроительная промышленность), включая автомобилестроение. К ним следует отнести: - принцип эффективного использования мер государственной поддержки субъектов промышленной деятельности (при этом под эффективностью в данном случае следует понимать стремление к достижению целей государственного управления с применением минимальных затрат сил, средств и времени); - внедрение импортозамещающих и ресурсосберегающих технологий с выпуском транспортных средств с низкими эксплуатационными расходами топлива; - сочетание мер государственного управления и экономического саморегулирования (оптимальное сочетание в экономике рыночной саморегуляции и государственного регулирования - один из важнейших аспектов эффективного функционирования национального хозяйства, поскольку, с одной стороны, частные интересы стремятся к максимальной саморегуляции, а с другой стороны, защита публичных интересов невозможна без государственного регулирования); - участие представителей субъектов промышленной деятельности, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов промышленной деятельности, в формировании и реализации промышленной политики, экспертизе проектов нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие автомобильной промышленности; - обеспечение национальной безопасности в транспортных отраслях (в частности, автомобильный транспорт) - неотъемлемая составляющая национальной системы обороны страны; - доступность информации о состоянии государственной промышленной политики, политики государства в сфере развития отраслей транспортной промышленности (принцип доступности информации означает открытый доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением информации с ограниченным доступом, которая включает сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, и конфиденциальной информации. Информационная открытость органов государственной власти - это такая организация их деятельности, при которой гражданам, их объединениям, хозяйствующим субъектам, другим государственным и муниципальным органам обеспечивается возможность получать необходимую и достаточную информацию об их деятельности, принимаемых решениях и другую общественно значимую информацию при соблюдении установленных федеральным законодательством ограничений <26>). -------------------------------- <26> Административная реформа в России: Науч.-практ. пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М., 2006.

Третья группа принципов административно-правового обеспечения политики государства в сфере развития автомобильной промышленности содержит принципы организации системы органов государственного управления и государственного регулирования развития автомобильной промышленности. К ним относятся: - принцип оптимального сочетания функционального, отраслевого и административно-территориального управления развитием автомобильной промышленности; - разграничение полномочий по поддержке субъектов автомобилестроения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления; - принцип отделения контрольно-надзорных функций от иных функций органов государственного и муниципального управления; - принцип единства системы органов управления производством автотранспортных средств и обслуживанием в процессе их эксплуатации; - ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов автомобилестроения; - обеспечение доступности продукции автомобилестроения для потребителей и защита их прав. Принцип оптимального сочетания функционального, отраслевого и административно-территориального управления развитием автомобильной промышленности означает построение системы органов управления автомобильной промышленностью на совокупности трех принципов - функционального, отраслевого и административно-территориального. Функциональный принцип обуславливает систему федеральных органов исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций. Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <27> в рамках проведения административной реформы <28> была введена трехзвенная структура федеральных органов исполнительной власти (федеральное министерство, федеральная служба, федеральное агентство) и для каждого из ведомств определены свои функции: функции по принятию нормативных правовых актов, которые свойственны федеральным министерствам; функции по контролю и надзору - свойственны федеральным службам; функции по управлению государственным имуществом и функции по оказанию государственных услуг - свойственны федеральным агентствам. При этом существует определенная функциональная подчиненность, состоящая в подчинении в какой-то части деятельности в рамках определенной функции (напр., Минпромторг России и его территориальные органы (Минпромторгу России подчиняется Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии); ФАС России и ее территориальные органы и т. д.). Такое функциональное разделение позволило более четко определить ответственность конкретного органа исполнительной власти, оптимизировать их состав и механизмы функционирования. -------------------------------- <27> См.: СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945. <28> См.: СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720.

Отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации системы государственного управления. По справедливому высказыванию проф. В. М. Манохина, "на отрасли, на отраслевом принципе строится вся система управления государственными делами от технических (социальных) структур до отраслей государственного управления включительно" <29>. Объектом административно-правового регулирования и, следовательно, государственного руководства служат отрасли, как правило, комплексные, но со значительным охватом и изначальных отраслей, например, применительно к промышленности: есть общие нормативно-правовые акты по промышленности и имеются многочисленные отраслевые законодательные акты - по металлургии, авиационной промышленности, судостроению, автомобильной промышленности, медицинской и фармацевтической промышленности, химической промышленности, радиоэлектронной промышленности и др. -------------------------------- <29> См.: Манохин В. М. Отраслевой принцип в организации государственного управления // Административное право и процесс. 2008. N 1.

Конструкция отрасли государственного управления <30> включает три элемента: -------------------------------- <30> См.: Там же.

- наличие материальной отрасли как реальной базы для учреждения (создания) отрасли государственного управления; - наличие отраслевого органа управления; - внутриотраслевые структуры (органы, структурные подразделения, предприятия и учреждения) построены на основе административно-правовых отношений. Отраслевой принцип организации управления пронизывает и аппарат Минпромторга России: многие структурные подразделения управляют отраслями, но уже в рамках министерства, например, если само министерство возглавляет управление многими отраслями промышленности, то его структурные подразделения центрального аппарата - департаменты - управляют отдельными отраслями или некоторой их совокупностью: департамент судостроительной промышленности и морской техники, департамент базовых отраслей промышленности (управляет металлургическим и горнодобывающим комплексом, отраслями тяжелого, энергетического, нефтегазового и транспортного машиностроения, машин и оборудования для перерабатывающих отраслей, станкостроительной, электротехнической и кабельной промышленности, промышленности приборостроения и контрольно-кассовой техники), департамент лесной и легкой промышленности, департамент автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения и т. д. Конечно, оптимальным вариантом было бы соотношение один к одному (1:1), т. е. каждая отрасль в первичном материальном виде трансформируется в отрасль государственного управления, скажем, автомобилестроение образуется в отрасль государственного управления во главе с Министерством автомобильной промышленности. И так по каждой отрасли в ее начальном материальном виде. По мнению В. М. Манохина, это идеальный вариант: объект управления один, единый, одна специализация в управлении, при множестве объектов в системе отрасли все они однопрофильные, что, естественно, облегчает руководство ими. Именно такой подход был реализован в Советском Союзе: бурное развитие техники, транспорта, социальной сферы приводило к росту материальных отраслей и соответствующих им управленческих отраслей. К концу 70-х гг. прошлого столетия число отраслей государственного управления подошло к 70: аппарат управления стал громоздким, связи между органами крайне затруднились, резко снизилась эффективность управления. Появление указанных проблем обусловило поиски других принципов построения системы управления экономическим и социальным развитием страны, которые были бы лишены отмеченных недостатков. Был выработан ряд схем соотношения отраслей материальных и отраслей государственного регулирования, однако ни одна из них не является достаточно эффективной и обоснованной. Административно-территориальный принцип государственного управления означает формирование аппарата государственной власти, и в первую очередь исполнительной власти, в соответствии с административно-территориальным делением страны. Любой хозяйствующий субъект, предприятие располагается на определенной территории муниципального образования, которое, в свою очередь, - на территории субъекта РФ. При этом промышленные предприятия региона или составляют единую производственно-технологическую цепь по линии взаимных поставок продукции (работ, услуг), или взаимодействуют как конкурирующие субъекты в части потребления одних и тех же территориально ограниченных ресурсов. И в том и в другом случаях они образуют комплекс взаимосвязанных объектов, на которые существенное влияние оказывает правовая, экономическая, социальная среда соответствующего региона - его инвестиционная привлекательность, уровень развития социально-бытовой сферы, экологическая обстановка в регионе. Все это делает необходимым взаимную увязку и согласование целей развития промышленных объектов <31>. -------------------------------- <31> См.: Правовое обеспечение промышленности: Науч.-практ. пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2010. С. 191.

В целях управления промышленным комплексом региона органы государственной власти субъектов РФ: - принимают законодательные и иные нормативные правовые акты для регулирования и поддержки промышленной деятельности; - принимают совместно с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ решения по вопросам управления промышленным комплексом региона; - управляют долями субъекта Федерации в имуществе субъектов промышленной деятельности; - принимают совместно с объединениями профсоюзов и предпринимателей решения в рамках системы социального партнерства. В ряде случаев законодательством субъектов РФ определяются возможные формы участия органов местного самоуправления муниципальных образований, субъектов промышленной деятельности и их союзов (ассоциаций) в формировании и реализации стратегии развития автомобильной промышленности региона, в том числе: - в разработке проектов нормативных правовых актов, региональных целевых программ; - в обобщении и распространении достижений науки и техники, российского и иностранного опыта в сфере развития автомобильной промышленности; - в представлении необходимой информации для формирования стратегии развития автомобильной промышленности. Только оптимальное сочетание функционального, отраслевого и административно-территориального управления, обеспечивающее достижение баланса интересов функциональных, отраслевых и территориальных органов управления развитием автомобильной промышленности, позволит максимально эффективно регулировать деятельность по производству автомобилей в нашей стране. Принцип разграничения полномочий по поддержке субъектов автомобилестроения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления означает возможность и обязанность государства не только регулировать различные правоотношения в сфере развития автомобильной промышленности в интересах неопределенного круга лиц (всего населения) и, соответственно, устанавливать общие правила поведения для хозяйствующих субъектов и лиц, вступающих с ними в правоотношения, но и разграничивать их, исходя из меняющейся социально-экономической обстановки в стране. Анализируемый принцип основан на соответствующих нормах Конституции РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и находящихся в ее составе субъектов в Конституции РФ предусмотрено в ряде статей: в ст. ст. 5, 11, 71, 72 и 73, а также в статьях, где определяется компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, - ст. ст. 76, 77, 78. Являясь, согласно ст. 5 Конституции РФ, основой федеративного устройства, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ составляет, согласно ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <32>, принцип деятельности органов государственной власти субъекта РФ. Часть 3 ст. 11 Конституции РФ устанавливает правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с п. "е" ст. 71 Конституции РФ установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития РФ находятся в ведении РФ. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится административное, административно-процессуальное законодательство. -------------------------------- <32> См.: СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

Правовые формы определения предметов ведения устанавливаются ст. 76 Конституции РФ. В ч. 2 ст. 76 Конституции РФ закреплено, что "по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации". Следовательно, предметы совместного ведения регулируются и определяются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Правовое пространство, в котором осуществляется деятельность предприятий автомобилестроения и деятельность, управляющая развитием автомобилестроения, является комплексным, поскольку отсутствует специальное законодательство в данной сфере. Следовательно, деятельность по разграничению полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями власти по развитию автомобильной промышленности регламентируется системой правовых актов, определяющих основы экономической деятельности в Российской Федерации. Принцип отделения контрольно-надзорных функций от иных функций органов государственного и муниципального управления означает независимость деятельности органов государственного управления, осуществляющих государственный контроль (надзор), от деятельности органов, осуществляющих функции по выработке государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственной собственностью. Все предпринимавшиеся до настоящего времени организационные меры были направлены на усиление "административной опеки" над хозяйствующими субъектами, гражданами и некоммерческими организациями. В результате контрольно-надзорная деятельность становится одной из самых коррупционных сфер деятельности органов исполнительной власти, создает непреодолимые "административные барьеры", препятствующие экономическому развитию страны, и при этом не решает своей главной задачи по обеспечению правопорядка и законности. При этом Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <33> предусматривает взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок. -------------------------------- <33> См.: СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

Что касается анализируемого принципа, то речь идет прежде всего о том, что контролирующие субъекты должны быть независимы от контролируемых, не находиться в их подчинении и не подвергаться давлению с их стороны. Залогом эффективности контроля в области соблюдения норм и правил в автомобильной промышленности должна являться независимость государственных служащих - должностных лиц контрольно-надзорных органов в области промышленной безопасности при исполнении ими должностных обязанностей в пределах своих полномочий, иными словами, никто не вправе вмешиваться в их деятельность, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства. Оказываемое в любых формах давление на должностных лиц контрольно-надзорных органов должно признаваться действием противоправным и преследоваться по закону. Принцип единства системы органов управления производством автотранспортных средств и обслуживанием в процессе их эксплуатации означает оптимизацию системы государственного управления и государственного регулирования промышленного производства автомобилей и их технического обслуживания в процессе их эксплуатации и далее, по необходимости, их утилизации. В настоящее время такое управление осуществляется целым рядом органов на федеральном уровне - Минпромторгом России, Минтрансом России, МВД России, Минэкономразвития России, Минфином России, ФАС России, Минобрнауки России, Минобороны России, ФТС России, МЧС России и другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, государственными корпорациями "Внешэкономбанк", "Роснано" "Ростехнологии". Ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов автомобилестроения означает четкое выполнение обязанностей перечисленных органов, вступающих в соответствующие административные правоотношения. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления обязаны содействовать развитию автомобильной промышленности в той мере, в какой это установлено соответствующими административно-правовыми нормативными актами. С этой целью указанные органы государственной власти и органы местного самоуправления наделены рядом полномочий в области развития автомобильной промышленности, находящейся на конкретной территории муниципального образования, входящей в субъект РФ, и в целом на территории РФ. К ним относятся: правовое регулирование в случаях и порядке, которые установлены федеральным законодательством, вопросов развития автопрома, технического регулирования, создания нормальных условий функционирования рыночных механизмов, решение социальных, трудовых и иных общегосударственных проблем; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти РФ и ее субъектов, их должностных лиц в области развития автопрома; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам их ведения и при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов РФ. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти РФ и ее субъектов в отношении хозяйствующих субъектов в сфере автомобилестроения допускается только в случаях и порядке, которые установлены Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Реализуя установленные законодательством полномочия в сфере развития автомобильной промышленности, органы государственной власти РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления оказывают содействие ее развитию и функционированию. Следует особо отметить материально-финансовые аспекты данного содействия, основополагающие начала которого установлены в п. 8 "Объем и источники финансирования мероприятий" Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. <34>. -------------------------------- <34> См.: Стратегия развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 г. Утв. Приказом Минпромторга РФ от 23 апреля 2010 г. N 319.

Принцип обеспечения доступности продукции автомобилестроения для потребителей и защиты их прав означает, что государство косвенно регулирует цены на автомобили и обязано в рамках института защиты прав потребителей защищать нарушенные права. Формулирование принципов административно-правового обеспечения политики государства в сфере развития автомобильной промышленности имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое связано с выявлением сущности, административно-правовой специфики, организационной роли и классификации принципов, а практическое - с разработкой действенного механизма их реализации в системе государственного управления. И в том и в другом случаях речь идет о фундаментальных основах государственной политики и практики государственного управления развитием промышленности в Российской Федерации в целом и в сфере автомобилестроения в частности. Теоретическое формулирование и, возможно, законодательное закрепление перечисленных принципов в едином нормативном правовом акте законодательства о промышленной политике или о государственной политике развития промышленности, включая автомобилестроение, позволит определить отправные моменты для организации и функционирования системы государственного управления промышленной деятельностью, в том числе для формирования государственных органов, осуществления административно регламентированной деятельности государственных служащих в рамках задач и функций, возложенных на эти органы, а также станет ориентиром для дальнейшего выявления общественных отношений, требующих урегулирования нормами административного, административно-процессуального и иных отраслей права, и предопределит тенденции развития промышленного законодательства РФ. По крайней мере необходимо закрепить рассмотренные принципы в Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 г., утвержденной Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 23 апреля 2010 г. N 319.

Библиографический список

1. Административная реформа в России: Науч.-практ. пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М., 2006. 2. Административное право / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2005. 3. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2003. 4. Брэбан Г. Французское административное право: Пер. с фр. / Под ред. и со вступ. ст. С. В. Боботова. М., 1988. 5. Дмитриев Ю. А., Евтеева А. А., Петров С. М. Административное право. М., 2005. 6. Лапина М. А. Современная реформа системы государственного управления: административно-правовой аспект. М., 2007. 7. Манохин В. М. Отраслевой принцип в организации государственного управления // Административное право и процесс. 2008. N 1. 8. Правовое обеспечение промышленности: Науч.-практ. пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2010. 9. Ручкина Г. Ф. Конституционные основы предпринимательства в России // Конституционное и муниципальное право. 2002. N 4. 10. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. М., 2002. Т. 1. 11. Шишкин С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. М., 2010.

Название документа Вопрос: Поздно вечером, возвращаясь на своей машине домой, на неосвещенной улице я въехал в яму, оставленную на дороге ремонтниками. Машине причинен значительный ущерб. Страховки нет. Кто должен возместить ущерб? Куда следует обратиться? ("ЭЖ-Юрист", 2011, N 4) Текст документа

Вопрос: Поздно вечером, возвращаясь на своей машине домой, на неосвещенной улице я въехал в яму, оставленную на дороге ремонтниками. Машине причинен значительный ущерб. Страховки нет. Кто должен возместить ущерб? Куда следует обратиться? Д. Воробей, г. Москва

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Определение убытков дается в п. 2 ст. 15 ГК РФ. Они понимаются как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реального ущерба), а также неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенной выгоды). Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. На основании п. 2 ст. 11 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства - на исполнителя работ. Исходя из ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователи автомобильных дорог имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу, в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог с нарушениями требований данного Закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Таким образом, вред, причиненный вследствие ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильной дороги (транспортному средству причинен вред от имеющейся на дороге ямы), подлежит возмещению лицом, ответственным за содержание соответствующего участка автомобильной дороги. Для того чтобы виновная организация выплатила компенсацию пострадавшему в ДТП водителю, необходимо доказать наличие: 1. Факта причинения ущерба автомобилю, грузу или иному имуществу, а также, возможно, вреда здоровью физических лиц. При этом факт должен быть непосредственно связан с ДТП. Для этого требуется соответствующее указание в протоколе, составленном работниками ГИБДД, и (или) в экспертном заключении независимой экспертной организации. Нужно обратить внимание, что в протоколе осмотра места происшествия (схеме ДТП) должны быть указаны: - размеры разрытия (выбоины); - расположение разрытия (выбоины) относительно границ проезжей части (с привязкой к обочине); - следы юза или торможения; - следы осыпи грязи, задиры на проезжей части; - расположение ТС относительно границ проезжей части. Подлежит осмотру и ТС, повреждения которого фиксируются в протоколе осмотра места происшествия. Рекомендуем пострадавшему лицу сразу после аварии (а если условия не позволяли или вы забыли это сделать, то на следующий день) зафиксировать с помощью фотоаппарата, видеокамеры или других технических средств дефекты проезжей части (неровности, просадки и выбоины). Не исключено, что в месте аварии отсутствуют дорожные знаки, предупреждающие водителя об опасности и предписывающие снизить скорость - в этом случае обязательно сделайте панорамные снимки, которые помогут это подтвердить. 2. Причинно-следственной связи между ущербом и ненадлежащим состоянием автомобильной дороги. 3. Вины дорожной организации (доказывается самой дорожной организацией, если существует причинно-следственная связь между ущербом и состоянием автомобильной дороги). При этом дорожная организация в силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ обязана доказать, что состояние дороги отвечало требованиям стандартов. Вместе с тем если причинно-следственная связь не является очевидной, то именно истец должен доказать, что дорожной организацией или ее работниками не были предприняты все зависящие от дорожной организации меры (ст. ст. 401, 402 ГК РФ) и отсутствовал факт форс-мажора, то есть неожиданной, непредвиденной и не зависящей от действий лиц ситуации, которой, как правило, не может быть обычная сезонная метеорологическая обстановка. Обратите внимание, что ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и Инструкцией по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ (ВСН 37-84) закреплены предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п., которые не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см. Также следует обосновать величину ущерба, а в случае причинения вреда здоровью - оценить его последствия. Для этого рекомендуется получить заключение независимого эксперта. Помимо прочего, стоит сделать запросы в орган ГИБДД и дорожную службу, в ведении которых находится проблемный участок дороги. Потребуйте от представителей этих структур документы, подтверждающие согласование и установку до даты происшествия временных дорожных знаков, предупреждающих водителей о неровной дороге, об опасности и препятствиях, ограничивающих скорость движения. Вам понадобится и информация о состоянии покрытия проезжей части дороги в месте происшествия. Своевременное и грамотное составление документов по факту ДТП, детальное отражение сведений о состоянии дороги и ее недостатках, послуживших причиной аварии, - все это позволит возместить причиненный вашему автомобилю ущерб за счет виновной организации, отвечающей за состояние дорожного покрытия или проводящей ремонтные работы.

Юрий Калиновский Практикующий юрист

Название документа Вопрос: Вправе ли Московский метрополитен ограничивать срок действия билета, приобретенного на определенное количество поездок? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Вправе ли Московский метрополитен ограничивать срок действия билета, приобретенного на определенное количество поездок?

Ответ: ГУП "Московский метрополитен" не устанавливает срок действия билетов. В настоящее время данные сроки установлены Постановлением Правительства Москвы от 18.12.2007 N 1084-ПП. Однако обосновать нарушение прав этим Постановлением представляется затруднительным.

Обоснование: Виды и сроки действия проездных билетов на Московском метрополитене установлены Постановлением Правительства Москвы от 18.12.2007 N 1084-ПП "О проездных билетах на Московском метрополитене". Таким образом, тарифы и срок действия билетов устанавливаются нормативно-правовыми актами правительства Москвы. Согласно Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав для ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Такой запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением установлен и ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции". За злоупотребление доминирующим положением помимо гражданско-правовой законодательство РФ предусматривает административную (ст. 14.31 КоАП РФ) и уголовную (ст. 178 УК РФ) ответственности. Однако ГУП "Московский метрополитен" самостоятельно не устанавливал сроки действия билетов. Следовательно, отсутствует даже формальная возможность привлечения его к ответственности за злоупотребление доминирующим положением в связи с установлением сроков действия проездных билетов. Для обжалования установленных сроков действия проездных билетов необходимо обратиться в суд в порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК РФ. В 2005 г. была предпринята попытка обжаловать нормативный акт, установивший ограничения сроков действия проездных билетов. Однако Московский городской суд в иске отказал (решение Московского городского суда от 24.11.2005). Данное решение было обжаловано в Верховном суде РФ, который по рассмотрению дела вынес Определение об отмене решения Московского городского суда, а также о прекращении производства по делу (Определение от 14.03.2007 по делу N 5-Г07-5). Производство по делу было прекращено, так как к моменту рассмотрения дела в Верховном суде РФ оспариваемый акт РЭК г. Москвы от 09.12.2005 N 87 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров и багажа ГУП "Московский метрополитен" утратил силу. В настоящее время обратиться в суд с заявлением об обжаловании соответствующего Постановления правительства Москвы возможно, однако согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ для признания его противоречащим закону необходимо установить, что данный нормативный акт нарушает права и свободы лиц, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами. Граждане, чьи права и свободы нарушаются законом вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод (ст. 96 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации"). Следует учитывать, что по своей гражданско-правовой природе уплаченная стоимость проездного билета представляет собой провозную плату, взимаемую за перевозку грузов, пассажиров, багажа (ст. 790 ГК РФ). Исходя из положений п. 2 ст. 779 ГК РФ отношения, связанные с перевозкой, регулируются гл. 39, 40 ГК РФ ("возмездное оказание услуг", "перевозка"). Установленный Постановлением Правительства Москвы срок действия проездного билета означает, что перевозчик берется оказать услуги по перевозке именно в означенный период времени. Данное положение не противоречит действующему законодательству, поскольку оно допускает государственное регулирование в области перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении, включая метрополитен (см. Определения Верховного Суда РФ от 02.12.2009 N 78-Г09-35, от 18.03.2009 N 78-Г09-8, решение Санкт-Петербургского городского суда от 13.10.2008 по делу N 3-298/08). Если пассажир не воспользовался услугой, оплаченные им деньги представляют собой неосновательное обогащение перевозчика и потому подлежат возврату (гл. 60 ГК РФ). Законом установлено, что правила гл. 60 ГК РФ применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2 ст. 1102 ГК РФ). При этом следует учитывать, что к данным отношениям по аналогии (ст. 6 ГК РФ) применяется норма п. 1 ст. 782 ГК РФ, согласно которой заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Таким образом, у пассажира есть право на возврат провозной платы, за вычетом фактически понесенных Метрополитеном расходов. Представляется, что размер этих расходов ограничен стоимостью изготовления бланка провозного билета. Пассажир может заявить соответствующее требование в ГУП "Московский метрополитен", а при отказе - обратиться с иском в суд. Следовательно, установленное ограничение срока действия билета не противоречит законодательству и не препятствует возврату стоимости проезда, если пассажир не воспользовался билетом. Отметим, что в настоящий момент нет судебной практики по вопросу возврата стоимости проезда в метрополитене.

М. С.Степанов Юрист, адвокатское бюро "Михайленко, Сокол и партнеры" Подписано в печать 27.01.2011

Название документа Вопрос: Является ли нарушением Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" размещение на упаковке товара какого-либо широко употребляемого иностранного слова (например "yes") без перевода на русский язык? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Является ли нарушением Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" размещение на упаковке товара какого-либо широко употребляемого иностранного слова (например "yes") без перевода на русский язык?

Ответ: Не является, если объем переведенной на русский язык информации соответствует указанному в п. 2 ст. 10 Закона N 2300-1.

Обоснование: В силу ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме должна быть доведена до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке. Кроме того, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) может быть использован любой из государственных языков субъектов РФ и родных языков народов РФ. В силу п. 1 ст. 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. Согласно п. 2 данной статьи информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги), сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок). Следовательно, на изготовителя (исполнителя, продавца) возложена обязанность предоставления потребителю информации о товаре (работе, услуге). Недоведение до потребителей информации об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг) является правонарушением. Указанный вывод подкрепляется абз. 2 п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.94 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей". В нем разъясняется, что информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 2300-1 должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания. Предоставление данной информации на иностранном языке без сообщения перевода в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона N 2300-1, следует расценивать как непредоставление необходимой информации. При этом некоторые суды указывают, что если имеющаяся на упаковке информация на русском языке позволяет потребителям безошибочно идентифицировать пищевой продукт по принадлежности к определенной группе однородной продукции, а иностранное слово не несет какой-либо смысловой нагрузки о свойствах товара и поэтому не нуждается в переводе, то размещение такого слова на упаковке товара не является нарушением Закона N 2300-1 (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 17.11.2004 N А36-39/11-04). Таким образом, размещение на упаковке товара какого-либо иностранного слова без перевода на русский язык допускается, если объем переведенной на русский язык информации соответствует указанному в п. 2 ст. 10 Закона N 2300-1.

Ю. М.Лермонтов Эксперт КонсультантПлюс Подписано в печать 25.01.2011

Название документа