Из практики прокурорского надзора по арбитражным делам

(Редакционный материал)

("Законность", 2011, N 2)

Текст документа

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ПО АРБИТРАЖНЫМ ДЕЛАМ

Дела об оспаривании нормативного правового акта, принятого органом исполнительной власти субъекта РФ, которым установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям, подведомственны арбитражному суду.

Первый заместитель прокурора Магаданской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 2 приложения 2 к Приказу Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 16 октября 2009 г. N 19-5/э "Об установлении на 2010 год объема финансовых средств на производство, покупку, распределение и сбыт электрической энергии ОАО "Магаданэнерго" и тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям в зоне центрального электроснабжения", в котором установлены тарифы на электрическую энергию для населения.

В обоснование требования прокурор указал, что установленные в оспариваемом положении правового акта тарифы на электрическую энергию не соответствуют требованиям федерального законодательства.

Решением Магаданского областного суда от 30 апреля 2010 г. в удовлетворении заявления отказано.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2010 г. решение суда первой инстанции отменено и производство по делу прекращено по следующим основаниям.

В соответствии с положением ч. 3 ст. 22 ГПК суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй этой статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Статьей 7.1 ФЗ от 14 апреля 1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Оспаривание названного правового акта по основаниям неправомерности определения размера тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению, в связи с превышением максимального уровня тарифов, утвержденных Приказом ФСТ России от 22 сентября 2009 г. N 216-Э/2 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год", является спором, связанным с осуществлением государственного регулирования тарифов.

Соответственно, этот спор законом отнесен к подведомственности арбитражных судов и принят к производству Магаданского областного суда с нарушением норм действующего процессуального права.

На основании п. 1 ст. 134 и абз. 1 ч. 1 ст. 220 ГПК определением кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменено и производство по делу прекращено.

Название документа

Вопрос: Конкурс на размещение заказа для государственных нужд признан несостоявшимся, и государственный контракт заключен с единственным участником. Лицо, не допущенное к участию в конкурсе, подало заявление в арбитражный суд о признании незаконным отказа в допуске к участию, решения о признании конкурса несостоявшимся и о признании недействительным заключенного государственного контракта. В процессе рассмотрения дела суд установил незаконность отказа в допуске к участию в конкурсе и решения о признании конкурса несостоявшимся. Какое решение может принять суд по всем заявленным требованиям?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Конкурс на размещение заказа для государственных нужд признан несостоявшимся, и государственный контракт заключен с единственным участником. Лицо, не допущенное к участию в конкурсе, подало заявление в арбитражный суд о признании незаконным отказа в допуске к участию, решения о признании конкурса несостоявшимся и о признании недействительным заключенного государственного контракта. В процессе рассмотрения дела суд установил незаконность отказа в допуске к участию в конкурсе и решения о признании конкурса несостоявшимся. Какое решение может принять суд по всем заявленным требованиям?

Ответ: Решение арбитражного суда зависит от того, были ли исполнены обязательства по государственному контракту. Если стороны не приступили к исполнению государственного контракта - исковые требования подлежат удовлетворению. Если обязательства по государственному контракту полностью или частично исполнены - арбитражный суд откажет в удовлетворении заявленных требований.

Обоснование: Арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии к тому оснований государственный или муниципальный контракт может быть признан недействительным в случае, если стороны указанного контракта не приступили к его исполнению (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.08.2010 по делу N А19-2810/10).

Однако ситуация складывается иначе, если к моменту вынесения судебного решения обязательства по государственному или муниципальному контракту исполнены полностью или частично.

Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 N 739-О-О, частичное или полное исполнение обязательств по незаконно заключенному государственному контракту исключает признание торгов или конкурса недействительными, поскольку указанный способ защиты нарушенного права не приведет к восстановлению истца в правах участника торгов.

В этой ситуации арбитражные суды отказывают в исках о признании торгов, конкурсов, аукционов недействительными, обращая внимание истцов на наличие других способов защиты прав, нарушенных незаконными действиями конкурсных комиссий, а именно: на возможность предъявления иска о взыскании понесенных убытков (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.02.2010 по делу N А45-13819/2008, ФАС Поволжского округа от 20.09.2010 по делу N А65-31300/2009).

Т. И.Луканина

Юрист

ООО "Центр семейного права"

Подписано в печать

20.01.2011

Название документа

Вопрос: Гражданин Н. 25.05.2009 приобрел 100 пластиковых карт оплаты услуг связи одного из операторов связи. На этих картах было указано, что срок их действия неограничен. Однако оператор отказывается активировать данные карты, ссылаясь на то, что при приобретении гражданин Н. должен был быть предупрежден о том, что с 01.07.2009 они будут недействительны. Как поступить гражданину Н.?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Гражданин Н. 25.05.2009 приобрел 100 пластиковых карт оплаты услуг связи одного из операторов связи. На этих картах было указано, что срок их действия неограничен. Однако оператор отказывается активировать данные карты, ссылаясь на то, что при приобретении гражданин Н. должен был быть предупрежден о том, что с 01.07.2009 они будут недействительны. Как поступить гражданину Н.?

Ответ: Гражданину Н. необходимо обратиться к оператору связи с требованием о возврате денежных средств, внесенных в качестве аванса. Если требование будет отклонено полностью или частично либо ответ на него не будет получен в срок, не превышающий 60 дней с даты регистрации претензии у оператора связи, абонент имеет право обратиться в суд.

Обоснование: Карта оплаты услуг подвижной связи - это средство, позволяющее абоненту инициировать вызов. Она идентифицирует абонента перед оператором связи как плательщика в сети подвижной связи. Такое определение дано п. 2 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 310 (далее - Правила оказания услуг связи). Аналогичное определение есть в п. 2 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 (далее - Правила оказания услуг подвижной связи).

Согласно п. 108 Правил оказания услуг связи карта оплаты услуг содержит закодированную определенным способом информацию, используемую для доведения до оператора связи сведений об оплате услуг.

На карте указываются следующие сведения:

а) наименование (фирменное наименование) оператора связи, выпустившего данную карту;

б) наименование видов услуг телефонной связи, оплачиваемых с использованием карты;

в) размер авансового платежа оператору связи;

г) срок действия карты;

д) справочные (контактные) телефоны оператора связи;

е) правила пользования картой;

ж) идентификационный номер карты.

Аналогичные требования закреплены и в п. 44 Правил оказания услуг подвижной связи.

Согласно п. 43 Правил оказания услуг подвижной связи оплата услуг подвижной связи может производиться посредством авансового платежа либо посредством отложенного платежа. При оплате услуг подвижной связи посредством авансового платежа определенные денежные суммы вносятся на абонентский лицевой счет, с которого оператор связи снимает платежи за оказанные абоненту услуги.

Учитывая системное толкование п. п. 43, 44 Правил оказания услуг подвижной связи, оплата услуг связи посредством карты оплаты относится к авансовой форме оплаты.

В соответствии с п. 109 Правил оказания услуг связи, п. 45 Правил оказания услуг подвижной связи абонент имеет право обратиться к оператору связи за возвратом аванса. Оператор связи обязан вернуть неиспользованный остаток денежных средств.

В данной ситуации оператор связи, отказываясь активировать карту оплаты, срок действия которой согласно информации, зафиксированной на самой карте, неограничен, фактически отказывается предоставить абоненту услуги связи, оплаченные посредством авансового платежа.

Ссылка оператора на то, что при приобретении гражданин Н. должен был быть предупрежден о том, что с 01.07.2009 указанные карты будут недействительны, не может являться основанием для отказа в активации карты, срок действия которой неограничен. В силу ст. 309 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Действующее законодательство РФ не предоставляет оператору связи право одностороннего отказа от исполнения обязательства перед абонентом.

Согласно п. 130 Правил оказания связи, п. 49 Правил оказания подвижной связи абонент вправе обжаловать решения и действия (бездействие) оператора связи, связанные с оказанием услуг подвижной связи.

В данной ситуации гражданину Н. необходимо обратиться к оператору связи с требованием о возврате денежных средств, внесенных в качестве аванса. С данным требованием гражданин Н. должен обратиться в течение шести месяцев с даты отказа в оказании услуги связи (п. 134 Правил оказания связи, п. 53 Правил оказания подвижной связи).

Претензия должна быть предъявлена абонентом в письменной форме и подлежит регистрации в день поступления оператору связи.

Если претензия будет отклонена полностью или частично либо ответ не будет получен в срок, не превышающий 60 дней с даты ее регистрации у оператора связи, абонент имеет право предъявить иск о взыскании с оператора связи денежных средств. Поскольку абонентом в рассматриваемом случае является физическое лицо, на данные правоотношения будут распространяться положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Ю. Н.Михайлова

Юрист,

консультант по налогам и сборам

ЗАО "Юринформ В"

Подписано в печать

20.01.2011

Название документа