Государственная политика экономии энергии в жилищном хозяйстве ФРГ
(Ходов И. Л.)
("Жилищное право", 2011, N 1)
Текст документа
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИИ ЭНЕРГИИ
В ЖИЛИЩНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ФРГ
И. Л. ХОДОВ
Ходов И. Л., ведущий специалист ОАО "Трансконтейнер", выпускник Всероссийской академии внешней торговли.
Собственные источники энергии в самой могущественной стране Западной Европы, Федеративной Республике Германии, ограничены в значительной степени выработанными запасами каменного и бурого угля, использованными возможностями строительства гидроэлектростанций и возобновляемых источников энергии: энергии ветра, солнца, подземного тепла, бытовыми, промышленными и сельскохозяйственными отходами.
Импорт нефти и газа, а также топлива для атомных электростанций в достаточных объемах не представлял проблемы для экономики Германии, пока сохранялись высокие темпы роста ВВП, самое большое среди развитых стран положительное сальдо торгового и платежного баланса. Однако годы благоприятной конъюнктуры прошли, Германия пережила серьезный финансовый кризис и еще окончательно из него не вышла. Для оздоровления экономики, сокращения импорта энергоносителей и повышения национальной конкурентоспособности правительство, которое раньше поощряло экономию энергии, стало последовательно проводить целенаправленную и системную долгосрочную политику сокращения потребления электричества и тепла во всех отраслях производственной и непроизводственной сферы и, естественно, в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Политику эту можно условно разделить на два этапа.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ
И ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ
До 2000 года государственное поощрение энергосбережения в жилищном хозяйстве носило характер разрозненных и временных мер и основывалось в большей степени на призывах и наглядной агитации, чем на материальном стимулировании. В 2000 году было принято и с 1 января 2001 года вступило в силу Постановление правительства ФРГ "Об энергетической защите построек и энергосберегающем оборудовании", предусматривающее выплату премии за меры по экономии потребляемых в жилых помещениях электричества и тепла. В Постановлении указывались виды и нормы энергосберегающих технологий, а также период, в течение которого владелец жилья может претендовать на премию, если он выполнил требования, содержащиеся в Постановлении. В точно определенные сроки издавались новые постановления с новыми видами и нормами энергосбережения, за соблюдения которых выплачивались премии. Некоторые премии выплачивались независимо от результатов внедрения энергосберегающих технологий и оборудования, просто за сам факт их внедрения, другие - за конкретные показатели экономики.
Если в купленном или построенном до 1 января 2001 года доме было установлено энергосберегающее оборудование, соответствующее Постановлению правительства ФРГ "Об энергетической защите построек и энергосберегающем оборудовании", то собственник жилья имел право на получение ежегодной премии в размере 256 евро вплоть до нового постановления об энергосбережении.
К современному оборудованию, дающему право претендовать на ежегодные премии, относятся:
- тепловые насосы с приводом от двигателя внутреннего сгорания или термическим приводом с коэффициентом мощности не меньше 1,3;
- электротепловые насосы с коэффициентом мощности не менее 3,5;
- солнечные батареи;
- установки для регенерации тепла, включенные в систему отопления.
Еще 200 евро в год можно получать регулярно за купленное или построенное до 1 января 2001 года жилье, если оно находится в так называемом доме низкого энергопотребления. Сертификат на такое название выдается местным муниципалитетом на основании заключения специальной комиссии в зависимости от соответствия установленным нормативам и действует вплоть до вступления в силу новых, более строгих нормативов. Главная характеристика дома низкого энергопотребления - фактическое годовое потребление тепла и электроэнергии как минимум на 25% ниже норм, содержащихся в Постановлении "Об энергетической защите построек и энергосберегающем оборудовании". Это же Постановление гарантирует хозяевам жилых помещений частичную компенсацию затрат на установку теплоизоляционных окон, дверей, улучшение теплоизоляции пола, стен и потолка.
ПООЩРЕНИЕ ЭКОНОМИИ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА И ТЕПЛА В ЖИЛИЩНОМ
ХОЗЯЙСТВЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ
2000 - 2010 годы были временем бурного развития альтернативной энергетики. Доля энергии, получаемой на ветряных, солнечных, геотермальных установках, а также от утилизации отходов в Германии достигла 12,5% от всей потребляемой энергии. Кардинальные изменения произошли в энергоснабжении жилищного хозяйства.
Многие участники рынка совмещают в себе одновременно продавца и потребителя электричества и тепла. Они не только покупают энергию, но и продают ее, произведенную на собственных установках: ветряных, геотермальных, по сжиганию мусора, солнечных и перерабатывающих биологические отходы. До недавнего времени такая практика носила характер эксперимента. В 2000 году в ФРГ было несколько сотен производителей энергии из возобновляемых источников, в начале 2010 г. Федеральный союз энергетического и водного хозяйства насчитывал в стране 470 000 установок, от электрических панелей на крышах жилых домов и хозяйственных построек до собственных ветроэнергетических турбин, геотермальных установок в подвале дома, печей по сжиганию костей на мясокомбинатах, энергоустановок по сжиганию мусора и мини-гидроэлектростанций.
Децентрализация производства энергии началась в конце прошлого века, когда запредельные мировые цены на углеводороды, нефть и газ, стимулировали выпуск производительных, компактных и дешевых энергопроизводящих машин, мобилизовали исследовательскую мысль на поиски новых энергоносителей и сделали выгодным производство энергии в малых масштабах. Журнал "Виртшафтсвохе" сообщает, что в 2010 году в местные электросети в Германии ежедневно поступало от 40 до 50 заявлений на заключение договоров на периодическую закупку и продажу электроэнергии от физических и юридических лиц.
Установка оборудования для выпуска собственной энергии облегчается в Германии, во-первых, тем фактом, что более 70% немцев проживают в собственных домах, а во-вторых, чрезвычайно льготным государственным финансированием производства энергии из альтернативных источников.
Владелец собственного дома или малого предприятия, загнавший под землю трубы с циркулирующей по ним водой или установивший у себя на участке в кредит вышку с ветряной турбиной, периодически получает от местной компании - оператора электроснабжения счет, где приведены показатели закупленной и поставленной им электроэнергии и ему выставлен счет к оплате разницы, если она в пользу электрической компании, или переводится на банковский счет определенная сумма по установленному тарифу, если разница между потреблением и продажей в пользу владельца энергоустановки.
Электроснабжение региона превращается в систему ассоциированных производителей и потребителей, очень сложную в управлении. Потребление энергии во времени неравномерно, оно зависит от конъюнктурных колебаний, изменений в отраслевой структуре, энергоемкости производств и экономии энергии, а также от погоды и времени года, определяющих производительность солнечных и ветроэнергетических установок.
В условиях многофакторности и быстроты изменения ситуации количественная задача обеспечения энергией превращается в качественную: ликвидация стохастически возникающих пиковых нагрузок, угрожающих надежности энергетического обеспечения, и расчет рациональных резервных мощностей, а также накопления резервов энергии.
В последнее время наблюдается такое направление государственной энергетической политики, как поощрение использования в домашнем хозяйстве альтернативных источников в сочетании с общей экономией.
Как известно, почти три четверти немцев живут в собственных домах и квартирах. Классическая цель гражданина ФРГ - к выходу на пенсию иметь собственную крышу над головой. Только самая обеспеченная прослойка приобретателей жилья строят дом по индивидуальному плану. Большинство будущих владельцев домов выбирают проект из многочисленных типовых предложений и получают дом готовым, соответствующим установленным правительством стандартам. С 2010 года к этим стандартам относятся и показатели энергосбережения. Покупатель-застройщик может заказать любой дом, но только соответствие заказанного дома определенным стандартам, в частности энергосбережения, дает ему право на финансовые льготы - низкопроцентный кредит и субсидию.
Правила распространяются не только на построенные жилые помещения, но и на приобретаемые старые дома. Так что новый хозяин стремится срочно модернизировать купленный дом, провести теплоизоляцию и оснастить энергопроизводящим оборудованием, если его в купленном доме нет.
Периодически пересматриваемые стандарты энергопотребления содержатся в постановлениях правительства ФРГ об энергосбережении. Если во вновь построенном или реконструированном доме потребление энергии составляет не более 70% от нормы, указанной в последнем постановлении об энергосбережении, то собственник так называемого эффективного дома имеет право получить в банке "КфВ" однократный кредит в размере 50 000 евро под 2,88% годовых. Если расход энергии составляет не более 55% указанной нормы, то с суммы задолженности списывается 5%, а если не более 40%, то субсидия составляет 10% суммы кредита.
Сэкономить так много энергии довольно трудно, и тем не менее масса новых домов признается соответствующими требованиям для получения льготных кредитов и субсидий. Специфика подсчета израсходованной энергии такова, что использованной считается только разница между закупленной в электро - и теплосети энергии и собственной, произведенной и поставленной в сеть. В немецкой печати приводятся парадоксальные примеры рекламы новых домов со встроенными в стены и крыши солнечными батареями и смонтированной в подвале геотермальной установкой. Такой дом в течение года может вообще формально не израсходовать электрическую и тепловую энергию, покрыв стоимость закупленной в сети энергии собственными поставками, или сдать в сеть энергию на большую сумму, чем затраты на покупку.
Газета "Хандельсблатт" приводит конкретные примеры: дом площадью 148 кв. м, на содержание которого в год расходуется 4200 кВт/ч и который ежегодно сдает в сеть 4600 кВт/ч электроэнергии. Рекордсменом является жилой дом в земле Баден-Вюртемберг, который за год сдает электроэнергии на 6000 кВт/ч больше, чем потребляет.
Мощным стимулом производства собственной энергии из альтернативных источников, как было сказано выше, является разница в тарифах на произведенную самим домашним хозяйством энергию и закупленную в сети. Разницу в тарифах между дорогой альтернативной энергией и более дешевой обычной сетевой покрывает государство. Пока бюджет в состоянии делать это.
Дотационная политика, направленная на стимулирование производства домашними хозяйствами энергии из альтернативных источников, совершенно однозначно ведет к сокращению импорта Германией углеводородных энергоносителей, в частности природного газа из России.
Название документа