Даешь парковку!

(Калиновский Ю.)

("ЭЖ-Юрист", 2010, N 49)

Текст документа

ДАЕШЬ ПАРКОВКУ!

Ю. КАЛИНОВСКИЙ

Калиновский Юрий, практикующий юрист, г. Москва.

Обязана ли организация-застройщик при строительстве какого-либо здания (жилого или нежилого) предусматривать и строить одновременно парковки автомобилей вблизи зданий?

Д. Ковалев, г. Архангельск

Строительство любого объекта - жилого, нежилого здания или стоянки для автомобиля - должно осуществляться в соответствии с утвержденным органом государственной власти планом застройки территории, а также проектной документацией на жилое (нежилое) здание, разработанной с учетом действующих градостроительных нормативов.

Рассматривая вопрос об автостоянках, необходимо учесть, что стоянка для автомобилей - это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей. Различают автостоянки подземного, надземного типа (открытые и закрытые) и др. (п. 3.1 "СНиП 21-02-99. Стоянки автомобилей", утв. Постановлением Госстроя России от 19.11.99 N 64).

В силу п. 4.1 СНиП 21-02-99 размещение автостоянок на территории городских и сельских поселений, размеры их земельных участков и расстояния до других зданий и сооружений следует предусматривать с учетом требований строительных норм и правил, определяющих порядок и нормативы при планировке и застройке городских и сельских поселений, а также промышленных предприятий. Эти правила и нормативы для городских и сельских поселений утверждены Постановлением Госстроя СССР от 16.05.89 N 78 (СНиП 2.07.2001) и применительно к промышленным предприятиям - Постановлением Госстроя СССР от 30.12.80 N 213 (СНиП II-89).

Общий норматив для застройки городских и прилегающих к ним производственных территорий рекомендует проектировщикам предусматривать размещение гаражей и открытых стоянок для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м (п. 6.33. СНиП 2.07.2001). При проектировке жилой застройки нужно размещать площадки для стоянки машин из расчета 0,8 кв. м на одного человека при минимальном расстоянии 10 м от жилого дома (п. 2.13. СНиП 2.07.2001). Указанные правила в приложении 9 содержат также нормы расчета стоянок автомобилей для нежилых зданий или сооружений, исходя из их функционального назначения. Так, для универмагов, магазинов, чья площадь торговых залов превышает 200 кв. м, должно быть 5 - 7 машино-мест на каждые 100 кв. м торговой площади, а для спортивных зданий и сооружений, вместимость которых превышает 500 мест, - не менее 3 - 5 парковочных мест на 100 человек.

В строительных нормативах и правилах для возведения жилых многоэтажных домов мы не найдем четких указаний на обязательность строительства парковочных мест. Строительные правила при проектировании многоквартирных жилых зданий говорят о том, что в блокированном многоквартирном жилом доме, как правило, предусматривается развитая номенклатура подсобных и дополнительных помещений квартир, в том числе автостоянки, непосредственно связанные с квартирами (п. 4.1.10 "СП 31-107-2004. Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий" (Письмо Госстроя России от 28.04.2004 N ЛБ-131/9).

Отметим, что приведенные выше нормативы и правила в отношении размещения автостоянок обычно носят рекомендательный характер. Решение о размещении конкретного вида стоянки автомобилей, количестве машино-мест и удаленности от здания принимается с учетом особенностей застройки и архитектурно-планировочных решений.

Исключением из общего подхода в отношении размещения парковок являются обязательные требования к размещению парковочных мест для инвалидов и маломобильных групп населения. Для этой категории граждан при проектировании должны в обязательном порядке предусматриваться места для специализированной автостоянки для личного автотранспорта инвалидов; места кратковременной стоянки автотранспорта (вблизи зоны входа) (п. 3.9 СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам" (Постановление Госстроя России от 16.07.2001 N 71), СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов" (Постановление Госстроя России от 16.07.2001 N 69).

Очевидно, что проблема строительства парковочных мест в крупных городах стоит особенно остро и принятые федеральными органами власти нормативы не отвечают складывающейся ситуации. Местные органы власти в рамках полномочий, предоставленных по ст. 7 Градостроительного кодекса РФ, вправе сами утверждать региональные нормативы градостроительного проектирования. Например, на основании московских строительных норм МГСН 1.01-99 при разработке проектной документации в зависимости от категории комфортности жилой застройки предписывается предусматривать как минимум одно машино-место на квартиру, а при застройке жилыми домами повышенной комфортности - не менее двух машино-мест (п. 9.3.3 Постановления Правительства Москвы от 25.01.2000 N 49 "Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99"). Кроме того, согласно этим же правилам в пределах территорий жилой застройки должны быть предусмотрены гостевые автостоянки из расчета 40 машино-мест на 1000 жителей, удаленные от подъездов обслуживаемых жилых домов не более чем на 200 м (п. 9.3.16 МГСН 1.01-99).

Итак, нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти в области градостроительной деятельности, не содержат прямого указания на обязанность организации застройщика предусматривать и строить стоянки автомобилей при возведении жилого или нежилого здания. В то же время нормативы и правила, утверждаемые региональными органами власти, такую обязанность могут предполагать и должны учитываться застройщиком.

Название документа