Юридическая природа сферы бытового обслуживания

(Ситдикова Л. Б.) ("Российская юстиция", 2011, N 1) Текст документа

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Л. Б. СИТДИКОВА

Ситдикова Л. Б., доктор юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Российского государственного социального университета.

Статья содержит анализ правовых средств и многообразие современных подходов ученых к соотношению понятий "сфера услуг", "сфера обслуживания", "сфера бытового обслуживания". Дано научное обоснование данным понятиям и раскрыта юридическая природа сферы бытового обслуживания.

Ключевые слова: сфера услуг, сфера обслуживания, сфера бытового обслуживания.

The article contains analysis of legal resources and diversity of modern approaches of scientists to the relation of concepts "service industry", the "sphere of consumer services". Given a scientific justification for this concept and revealed to the legal nature of the sphere of consumer services.

Оказание услуг как общественное отношение складывается в различных сферах бытового обслуживания населения. Однако не всякое обслуживание представляет собой оказание услуг, как не всякое оказание услуг является предметом гражданско-правового регулирования. Поэтому в рамках исследования необходимо рассмотреть вопрос о соотношении понятий "сфера услуг", "сфера обслуживания", "сфера бытового обслуживания". Вопросы, касающиеся сферы обслуживания, нередко рассматривают в непосредственной связи с другими явлениями - услугами. Поэтому есть необходимость в первую очередь рассмотрения вопросов соотношения понятий "сферы услуг" и "сферы обслуживания". Необходимым элементом как сферы услуг, так и сферы обслуживания является определенная деятельность, но если понятие "сферы обслуживания" в основном связывают с удовлетворением потребностей граждан, то область услуг охватывает значительно более широкий круг отношений, а именно - отношения между всеми участниками гражданского оборота <1>. -------------------------------- <1> Баринов Н. А. Услуги (социально-правовой аспект): Монография. Саратов, 2001. С. 17.

Следует отметить, что в философской, экономической и юридической литературе нет четкости в определении понятий "сферы обслуживания" и "сферы услуг". Одни авторы отождествляют эти понятия, другие считают, что область услуг охватывает отношения между всеми участниками гражданского оборота. Такое смешение понятий приводит к неправильным выводам о юридической природе гражданско-правовых договоров в сфере обслуживания населения, к отождествлению договоров услуг с заключаемыми в сфере обслуживания договорами подряда <2>. В качестве примера по вопросу о содержании и соотношении указанных категориальных понятий можно рассмотреть различные точки зрения ученых, изучающих названную проблему. -------------------------------- <2> Шешенин Е. Д. О правовой природе договоров в сфере обслуживания // Бытовое обслуживание населения, правовые вопросы. М., 1968. С. 41.

Так, по мнению В. В. Семенова, понятие "сфера обслуживания" и "сфера услуг" в целом идентичны, совпадают, но все же имеют определенные отличительные черты. Согласно позиции автора понятие "сфера обслуживания" более полное и четкое, которое указывает на то, что эта сфера направлена на обслуживание постоянно возникающих у людей потребностей, а понятие "сфера услуг" указывает на то, что эта сфера, где производятся полезные людям действия <3>. Е. Д. Шешенин по этому вопросу имеет совершенно противоположное мнение. Он считает, что "...сфера обслуживания" не идентична "сфере услуг", и эти понятия нельзя отождествлять" <4>. -------------------------------- <3> Лазарева Т. И. О соотношении правовых категорий "услуга" и "обслуживание" // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2008. Т. 150. Кн. 5. С. 130 - 136. <4> Шешенин Е. Д. Указ. соч. С. 42.

Анализируя сферу услуг, Э. М. Агабабьян утверждает, что последняя представляет собой комплекс экономически однородных отраслей и видов труда, где труд по своей и экономической природе является производительным, а продукт труда - услуга принимает формы полезного эффекта либо деятельности, либо в виде воссозданной вещи <5>. -------------------------------- <5> Аганбегян Э. М. Экономический анализ сферы услуг. М., 1968. С. 54.

А. И. Кочерга, рассматривая сферу обслуживания, считает, что она не только направлена на удовлетворение постоянно возрастающих потребностей населения, но и охватывает производство услуг, связанных с этим процессом <6>. -------------------------------- <6> Кочерга А. И. Сфера обслуживания населения (Вопросы соц. воспроизводства). М., 1970. С. 170.

Некоторые ученые понятие "обслуживание" выводят из понятия "услуги", подчеркивая двоякое значение последней. Так, В. Ястржембский пишет, что: "...понятие "услуга" имеет двоякое значение: обслуживание (эквивалентом которого является производственная деятельность) и полезного эффекта этой функции (эквивалентом которого является продукт)" <7>. -------------------------------- <7> Ястржембский В. Проект систематизации услуг // Услуги и их социально-экономическая роль. М., 1967. С. 25.

При анализе понятия "сфера обслуживания населения" некоторые авторы подчеркивают, что указанная сфера народного хозяйства направлена на обслуживание потребностей людей в услугах. Отсюда напрашивается вывод о том, что сфера обслуживания населения - это та область деятельности людей, где производятся услуги и осуществляется их доведение до потребителя в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан. Такое понятие "сферы обслуживания" говорит о единстве "сферы услуг" и "сферы обслуживания", но в то же время и свидетельствует об их различии. Ведь услуга может быть произведена, но не доведена до потребителя, не реализована. Следовательно, по мнению Н. А. Баринова, никакого обслуживания не произойдет <8>. -------------------------------- <8> Баринов Н. А. Услуги (социально-правовой аспект): Монография. Саратов, 2001. С. 19.

Анализ различных точек зрения по данному вопросу позволяет сделать вывод, что сфера услуг - это сфера, где производятся услуги, а сфера обслуживания - это сфера, где кроме производства осуществляется также доведение произведенных услуг до потребителя, где удовлетворяются потребности граждан в услугах. Отсюда следует, что понятие "сферы обслуживания" более широкое, чем понятие "сферы услуг". Как уже было отмечено выше, в сфере обслуживания удовлетворяются постоянно растущие материальные и духовные потребности населения. Для осуществления этой деятельности нужна определенная материально-техническая база. В связи с этим предприятия сферы обслуживания вступают в правовые отношения с многочисленными партнерами по поставкам, аренде, подряду и др. Эти отношения выражаются в договорах купли-продажи, бытового подряда и других, регулируемых нормами гражданского права. Предприятия сферы обслуживания вступают в отношения с органами управления, регулирующими сферу бытового обслуживания населения. Более того, услугами могут пользоваться как юридические, так и физические лица <9>. -------------------------------- <9> Анохин В. С. Предпринимательское право: Учебник для вузов. М., 1999. С. 314.

На сегодняшний день спорным является вопрос юридической конструкции сферы обслуживания. Будучи неоднородными, услуги представляют собой различные виды производственной и непроизводственной деятельности и потому выступают предметом регулирования различных отраслей права. Так, гражданское право регулирует отношения в области бытового, торгового, жилищно-коммунального и иного обслуживания; административное право, в частности, - область здравоохранения, просвещения, физическую культуру и спорт и т. д. Сфера обслуживания нередко трактуется в "бытовом варианте", из всех ее взаимосвязей вычленяется только обслуживание населения специализированными организациями. Правовая доктрина не успевает осваивать достижения экономической науки об инфраструктуре сферы обслуживания, о категориях и видах услуг, в результате чего правовая проблематика сферы обслуживания оказалась в замкнутом круге <10>. -------------------------------- <10> Красавчиков О. А. Сфера обслуживания: гражданско-правовой аспект // Гражданское право и сфера обслуживания: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1984. С. 16.

Специалисты, рассматривающие сферу обслуживания под традиционным для цивилистов углом зрения, до самого последнего времени не подвергали никакому сомнению тезис, согласно которому данная сфера характеризуется стабильным субъектным составом. С одной стороны выступают организации (услугодатели), с другой - граждане (услугополучатели, потребители услуг). Однако, по мнению некоторых ученых, структура сферы обслуживания заключает в своем составе четыре блока: - первый блок сферы обслуживания включает в себя связи только между организациями (перевозка грузов различного рода транспортом, информационное обслуживание и др.). Правовое регулирование отношений данного блока сферы обслуживания подвергнуто анализу в трудах Е. Д. Шешенина, М. И. Брагинского, В. М. Манохина и целого ряда иных исследователей; - второй блок наиболее исследован в отечественной литературе. Он содержит в себе связи, складывающиеся при оказании организациями различного рода услуг гражданам. В настоящее время к этому блоку причисляют отношения, которые хотя и имеют "сервисный" атрибут, но в сути своей таковыми не являются. К числу отношений второго блока принадлежат услуги предприятий транспорта и связи, организаций здравоохранения, бытовых и других организаций, призванных удовлетворять соответствующие потребности граждан; - третий блок сферы обслуживания - отношения по оказанию услуг отдельными гражданами организациям; - четвертый блок - на обеих сторонах общественных отношений находятся граждане - один другому оказывает услугу <11>. -------------------------------- <11> Там же. С. 24.

Для отнесения того или иного вида деятельности к сфере обслуживания необходимо руководствоваться характером экономических - имущественных или неимущественных отношений, а также содержанием понятий "услуга", "сфера услуг", "сфера обслуживания", что будет способствовать правильной квалификации возникших отношений и их более четкому правовому регулированию. Использование понятий "торговое", "жилищно-коммунальное", "бытовое обслуживание" на сегодняшний день носит условный характер и свидетельствует лишь о том, в какой сфере экономических, товарно-денежных отношений происходит оказание, предоставление услуг в дополнение к основным отношениям <12>. Сами же указанные термины не означают, что, например, отношения по купле-продаже, найму жилого помещения и т. д. являются услугами, и поэтому их следует отнести к сфере обслуживания. -------------------------------- <12> Баринов Н. А. Услуги (социально-правовой аспект): Монография. Саратов, 2001. С. 20.

Составной частью сферы обслуживания является сфера бытового обслуживания населения. К этой сфере можно отнести как сами бытовые услуги, так и различные виды жилищно-коммунальных услуг, услуг торговли и общественного питания и др., при этом под жилищно-коммунальными услугами следует понимать не сами жилищные правоотношения, связанные с договором найма жилого помещения - как основной услуги или обеспечение граждан коммунальными услугами: газо-, водоснабжением, отоплением, энергоснабжением, т. е. удовлетворяющими основные потребности, а дополнительные услуги, удовлетворяющими вторичные потребности, например уборка мест общего пользования, придомовой территории, поддержание в исправности систем газо-, энерго-, теплоснабжения, вывоз мусора, создание удобств пользования основными услугами и т. д. На сегодняшний день уровень теоретической разработки проблем правового регулирования общественных отношений сферы бытового обслуживания еще недостаточно высок. Названная проблема уже давно привлекала к себе внимание ученых-цивилистов. Одним из первых ее разработкой занимался Е. Д. Шешенин. В дальнейшем рассматриваемую область исследовал. А. Ю. Кабалкин, Н. А. Баринов. Анализировали в разное время данный вопрос и другие ученые, каждый из которых внес свой посильный вклад в это дело <13>. Правовым средством удовлетворения потребностей граждан в услугах являются договоры в сфере бытового обслуживания. Правовое обеспечение удовлетворения потребностей в услугах осуществляется в форме гражданско-правовых договоров, как то: договоров бытового заказа, бытового проката, хранения, перевозки и др. Право на удовлетворение потребностей в услугах - это не абстрактная возможность правообладания, а право, закрепленное и гарантированное законом притязание на приобретение и пользование услугами. Такое право граждан закреплено в нормах Гражданского кодекса РФ, а также в специальных нормативных актах. -------------------------------- <13> Красавчиков О. А. Сфера обслуживания: гражданско-правовой аспект // Гражданское право и сфера обслуживания: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1984. С. 5.

Гражданское законодательство о договорах в сфере бытового обслуживания советского периода сформировалось прежде всего в результате принятия Основ гражданского законодательства, Гражданских кодексов, существенного расширения на этой базе масштабов нормотворческой деятельности высших исполнительных органов государственной власти СССР и союзных республик, а также общесоюзных и республиканских министерств и других ведомств <14>. После принятия Основ гражданского законодательства вновь было предложено понятие договора подряда по обслуживанию бытовых потребностей граждан как особой разновидности подрядного договора <15>. В названный период, возмездное удовлетворение культурно-бытовых потребностей граждан осуществлялось за счет их трудовых доходов. Имея общие экономические предпосылки, отношения, здесь возникающие, характеризовались общими признаками и в правовом регулировании: все формы и виды обслуживания развивались планомерно, так как деятельность организаций планировалась государством с учетом потребностей населения; обслуживание осуществлялось организациями (государственными, общественными и кооперативными); контрагентами (обслуживаемыми) выступали граждане; величина оплаты и сроки исполнения по всем видам обслуживания устанавливались планово-регулирующими органами; форма договорных отношений определялась заранее, а не по соглашению сторон; порядок исполнения договоров регламентировался соответствующими правилами и т. д. <16>. -------------------------------- <14> Кабалкин А. Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М., 1980. С. 77. <15> Там же С. 71. <16> Шешенин Е. Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг // Гражданское право и сфера обслуживания: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1984. С. 42.

В период разработки нового кодифицированного гражданского законодательства было предложено среди договоров подряда в зависимости от характера выполняемых работ выделить договор на пошив, ремонт и чистку одежды и обуви, на ремонт мебели и домашнего инвентаря и другие виды бытового обслуживания - так называемый договор заказа, или договор подряда по обслуживанию бытовых нужд граждан. Выступление гражданина в качестве заказчика рассматривалось как непременный признак субъектного состава данной разновидности подряда. Что же касается другой стороны, то ею признавались как государственные предприятия (мастерские, ателье) и кооперативные организации, так и кустари <17>. -------------------------------- <17> Кабалкин А. Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М., 1980. С. 70.

На развитие сферы бытового обслуживания населения был направлен Указ Президента России "О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания в РСФСР" <18>. В дальнейшем отношения в сфере бытового обслуживания стали регулироваться нормативными актами различного уровня: это прежде всего Гражданский кодекс России и Федеральный закон "О защите прав потребителей". Далее заметное место имеют утвержденные Правительством РФ Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации и Правила оказания услуг общественного питания <19>. По решениям компетентных органов постоянно вводятся новые виды бытовых услуг, которые не подпадают под действие норм о договорах, закрепленных в Гражданском кодексе РФ <20>. -------------------------------- <18> Указ Президента РФ "О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР" от 28.11.1991 N 240 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. N 48. Ст. 1694. <19> Постановление Правительства РФ "Об утверждении правил оказания услуг общественного питания" от 15.08.1997 N 1036 // Собрание законодательства РФ. 1997. N 34. Ст. 3980. <20> Баринов Н. А. Указ. соч. С. 24.

Принятие ГК РФ (части I и II) определило начало новой эпохи гражданско-правовых отношений во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере обслуживания и в сфере услуг. В современных условиях услугами могут пользоваться как юридические, так и физические лица. Одна из основных тенденций развития гражданского законодательства проявляется во все усиливающемся значении типизации регулирования договорных отношений в предпринимательской деятельности между предприятиями службы быта, другими специализированными организациями и гражданами. Типизация договоров, вызванная массовым характером заключаемых соглашений, повышает уровень организации конкретных договорных связей, а тем самым и обслуживания населения. Типизация позволяет широко использовать не только всевозможные типовые договоры бытового обслуживания населения, но и прочие имеющие юридическое значение документы, которые утверждаются в установленном порядке. А. Ю. Кабалкин рассматривает гражданско-правовой договор в сфере обслуживания как специфическое вторичное образование, выражающее известное удвоение нормативного материала, в основе которого лежат определенные группы имущественных отношений (между организациями, а также между специализированными организациями сферы обслуживания и гражданами) <21>. -------------------------------- <21> Кабалкин А. Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М., 1980. С. 20.

Договор бытового обслуживания граждан получил в настоящее время весьма широкое распространение и является основной гражданско-правовой формой удовлетворения бытовых потребностей граждан.

Название документа