Тотальная зачистка местности - способ избавиться от антикоррупционных разбирательств

(Максимов В.)

("Административное право", 2010, N 4)

Текст документа

ТОТАЛЬНАЯ ЗАЧИСТКА МЕСТНОСТИ - СПОСОБ

ИЗБАВИТЬСЯ ОТ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ РАЗБИРАТЕЛЬСТВ

В. МАКСИМОВ

Владлен Максимов, руководитель Комиссии по мелкорозничной и ярмарочной торговле Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", руководитель Межрегионального профсоюза предпринимателей "Лига Свободы".

С мелкорозничной торговлей в Москве есть проблемы, она, безусловно, нуждается в реформе, но прозвучавшие 4 ноября указания мэра Собянина мы оцениваем крайне негативно. Сносилось все подряд, под тяжелую руку борьбы с незаконными объектами попали и предприниматели, у которых было все в порядке с документами, - это, конечно, безобразие. Как можно уважать государство, в котором происходит такое?

Не буду спорить с тем, что момент, чтобы изменить ситуацию с торговлей, сейчас хороший. Жаль, что не обошлось без чрезвычайщины. Можно ведь было просто не продлевать разрешения на торговлю, - они истекают 31 декабря, осталось совсем немного времени, - постепенно менять дислокацию объектов торговли, дать людям возможность распродать товарные запасы, придумать, куда вывезти тонар...

Верю, что Сергей Семенович руководствовался самыми благими соображениями. Человека, который всегда передвигается по городу на машине и который впервые за очень длительное время прогулялся в районе выхода из станции метрополитена, не могли не ужаснуть загроможденность, сутолока, грязь. Но он, как человек системы, многие годы проработавший в органах власти, должен был понимать, что случится, когда он скажет: "Быстро навести порядок!"

Армия московского чиновничества дрожит от страха, лишиться должности может каждый, заслуги перед старой властью - это скорее отягчающее обстоятельство, чем плюс, любое, даже устное распоряжение нового руководителя исполняется мгновенно, о здравом смысле и законности задумываться некогда.

Некогда и незачем. Не секрет, что проблемы московской мелкой розницы упираются в тотальную коррумпированность органов, выдающих разрешения на торговлю, следящих за санитарной обстановкой и правопорядком. Та грязь, та антисанитария, которые мы видим у мест скопления ларьков, - это ответственность власти, а не "ларечников". И власть заметает следы.

Компетентные органы утверждают, что в Москве работало около 2000 нелегальных тонаров, не считая разного рода торговых рядов и быстровозводимых конструкций, которые головные организации (аналог ДЭЗов) незаконно строили у метро. Нужно понимать, что без воли чиновника они появиться не могли, невозможно потихоньку, секретно поставить железный короб, подключиться к электроэнергии и спокойно работать долгие годы. Поэтому тотальная зачистка местности - это способ избавиться от антикоррупционных разбирательств, сделать вид, что ничего незаконного тут никогда и не стояло.

На месте Сергея Семеновича я бы для начала провел исследование: в каких управах наблюдаются скопления незаконно установленных ларьков? Могла бы получиться любопытная карта коррумпированности местного чиновничества...

Будет ли в Москве найдена альтернатива ларечной торговле? В ближайшее время нет. В районах с высокой проходимостью, хорошим трафиком малые предприятия не могут разместиться на первых этажах жилых зданий.

Расценки на аренду недвижимости запредельны. Плата за помещение составляет 70% от валового дохода вместо 7 - 10% в Европе. Предприятия мелкорозничной торговли и фастфуда не могут потянуть такие суммы.

История пока не имеет окончания. Вакханалию сноса удалось остановить довольно быстро, хотя очень многие получили предписания освободить занимаемую территорию до Нового года. Теперь интересно, что будет дальше. Кажется, что у предпринимателей, чьи ларьки были вывезены, нет перспективы в ближайшее время вернуться на свое место и продолжить работу.

Мне рассказывали о случае, когда владельцу некоего объекта фастфуда, располагавшегося в районе станции метро "Павелецкая", предъявили устное требование убраться подальше, и он подчинился. Буквально на следующий день место было занято новым киоском. На резонный вопрос: "Ну как же так?" был получен ответ: "Но вы же сами уехали!"

Не секрет, что чиновники всей страны смотрят на Москву, стараются брать с нее пример. Думаю, что, когда ситуация так или иначе разрешится, руководители других городов возьмут на вооружение московский опыт. Надеюсь, что история с ларьками не станет образцом работы "по-столичному" - нельзя лишать права и места работы людей, у которых в порядке все документы, которым торговать и кормить людей разрешило государство.

Комиссия по мелкорозничной и ярмарочной торговле, которую я возглавляю, обратилась к Сергею Семеновичу Собянину с открытым письмом о критической ситуации с мелкорозничной торговлей и малым торговым бизнесом в Москве. В нем мы представляем анализ сложившейся ситуации и делимся идеями о путях ее разумного разрешения. Пока ответа нет, надеемся, что не получим отписку типа "Считаем нецелесообразным". Мы очень рассчитываем на диалог с мэром, возможность объяснить и обосновать ему наше видение.

Мероприятия по освобождению мелкорозничной торговли от коррупционных схем и придания ей цивилизованного характера, предложенные мэру Москвы Сергею Собянину Комиссией по мелкорозничной и ярмарочной торговле.

1. Необходимо отказаться от термина "нецивилизованный" применительно к мелкорозничной торговле. Во всех цивилизованных странах она существует и ее права защищены. Кроме того, нецивилизованность внешнего вида такой торговли, как мы выяснили, проистекает из московской системы кормлений. Поэтому нужно изменить и саму торговлю, и отношение к ней. А называть дальше мелкую торговлю нецивилизованной, на наш взгляд, некорректно и нечестно, как если бы насильник, надругавшись над женщиной, стал бы после упрекать ее в бесчестье.

2. Необходимо установить единые правила определения мест для торговли, по которым любой предприниматель, производитель может легально осуществлять розничную торговлю через автолавки, тонары, автокафе, палатки, иные мобильные объекты, признаваемые цивилизованными во всем мире, без мучительных согласований места размещения и прочих коррупционных процедур.

3. Необходимо установить единые технические характеристики и требования к внешнему виду для мобильных и нестационарных торговых объектов: автолавок, тонаров, палаток, тентов и пр., чтобы были четкие критерии соответствия их нормальному внешнему виду и недопущения произвольного отнесения их к "нецивилизованным" объектам.

4. Необходимо максимально расширить ярмарочную торговлю и привести ее к общеевропейским стандартам, когда ярмарка не коммерческое предприятие организатора ярмарки, а возможность мелкому торговцу и производителю сбывать на регулярной основе свои товары с соблюдением установленных правил.

5. Необходимо привести санитарные и ветеринарные требования к торговле в соответствие с реалиями и устранить излишние препоны, очевидно существующие еще с советских времен и даже усиленные за последние годы.

6. Нужно демонтировать и ликвидировать коррупционные государственные и муниципальные органы, чтобы устранить дальнейшую монополизацию розничной торговли. По нашему мнению, в современной цивилизованной рыночной экономике нет места такому пережитку, как "органы по потребительскому рынку" на всех уровнях. Потребности размещения торговли и сферы услуг, безусловно, должен определять рынок, а не воля чиновника. Расформирование Департамента потребительского рынка и услуг и подведомственных ему органов было бы очень весомым вкладом в борьбу с коррупцией и излишними административными барьерами.

7. Необходимо полностью отказаться от нецивилизованной практики решения вопросов с мелкой торговлей в виде сносов, рейдов, демонтажей с широкого плеча и пр. Это дополнительно свидетельствует о неуважении властей к такому сегменту малого бизнеса, как мелкорозничная торговля, а это все-таки около 90% малого бизнеса и единственный реальный конкурент сетевым структурам.

8. Необходимо существенно расширить предложение по приватизации объектов нежилого фонда в г. Москве, отказаться от практики имитации продажи объектов, чтобы хотя бы обозначить дефицит площадей.

Название документа