Надзор за исполнением градостроительного законодательства органами местного самоуправления

(Сергиенко А. А., Емелькина Н. А.)

("Законность", 2010, N 12)

Текст документа

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

А. А. СЕРГИЕНКО, Н. А. ЕМЕЛЬКИНА

Сергиенко Александр Анатольевич, прокурор Республики Мордовия, кандидат юридических наук.

Емелькина Наталья Анатольевна, начальник отдела по надзору за соблюдением федерального и регионального законодательства прокуратуры Республики Мордовия, кандидат юридических наук.

В статье раскрыты наиболее существенные нарушения градостроительного законодательства, допускаемые местными администрациями. Возложение не предусмотренных законом обязанностей на предпринимателей, бездействие должностных лиц местных администраций в виде несвоевременной выдачи им разрешительных документов на строительство являются административными барьерами, препятствующими развитию предпринимательства и конкуренции в строительной деятельности.

Ключевые слова: градостроительное законодательство, административные барьеры, предпринимательская деятельность.

Supervision over implementation of town planning legislation by local government authorities

N. A. Yemelkina, A. A. Sergiyenko

The article revealed more significant violations of town planning legislation made by local administrative authorities. Imposition of obligations unprovided by law upon businessmen, failure of officials of local administrative authorities in the form of untimely issuance of construction permits constitute administrative barriers impeding the development of entrepreneurship and competition in construction activities.

Key words: Town planning legislation, administrative barriers, entrepreneurship.

Прокурорские проверки показывают, что органы местного самоуправления в Республике Мордовия зачастую искусственно создают административные барьеры для застройщиков при получении градостроительных планов земельных участков.

Так, застройщики для получения градостроительного плана земельного участка обязаны были взять на себя обязательства по выполнению ими 24 показателей градостроительного плана земельного участка: наружной отделке объектов капитального строительства, устройству кровли, дорожных покрытий, бордюрного камня, расстановке дорожных знаков, шумопоглотителей и пылеуловителей, камер видеонаблюдения, приборов расхода энергетических ресурсов, шлагбаумов и иного заградительного оборудования, устройств, обеспечивающих кратковременное обеспечение объекта капитального строительства тепловой энергией, и других. Такие обязательства, как правило, устанавливаются в регламентах по предоставлению муниципальной услуги по оформлению документов об утверждении градостроительного плана земельного участка. Выполнение всех этих показателей требует дополнительных финансовых затрат. Федеральное законодательство таких требований не содержит. По протесту прокурора обязательства для застройщиков из регламента администрацией городского округа исключены.

Проверки показали, что в 2008 - 2010 гг. 80% разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию выданы с нарушением срока. Волокита при выдаче разрешительной документации существенно нарушает права и интересы застройщиков-предпринимателей: из-за нарушения сроков ее выдачи строительство начинается несвоевременно. Зачастую за это время возрастают цены на строительные работы и материалы.

В нарушение установленного ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК) 10-дневного срока заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуальным предпринимателям и организациям местные администрации рассматривали от 14 до 35 дней. В то же время установлены случаи, когда разрешения выдавались неправомерно, без достаточных документов. Разрешение на строительство одному из ООО глава местной администрации выдал без предусмотренных законом документов. По заявлению другого ООО неправомерно продлен срок действия разрешения на строительство административного здания офисного назначения до августа 2010 г.: с января 2009 г. по настоящее время строительство объекта не начато, в связи с чем в продлении срока разрешения по ч. 20 ст. 51 ГрК должно было быть отказано; на момент обращения ООО с заявлением в администрацию истек срок действия договора аренды земельного участка для строительства и, соответственно, правоустанавливающих документов на землю не было.

Должностные лица администраций заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию рассматривали также с грубым нарушением 10-дневного срока (ч. 5 ст. 55 ГрК). Так, по заявлению ИП разрешение выдано спустя 29 дней.

Должностные лица администрации не направили в Инспекцию государственного строительного надзора РМ информацию о самовольном строительстве ООО многотопливной АЗС до получения разрешения на строительство. В результате бездействия должностных лиц ООО избежало ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 КоАП.

С нарушением трехдневного срока в Инспекцию госстройнадзора РМ направлялись копии разрешений на строительство, выданных строительным организациям (ч. 15 ст. 51 ГрК), что не позволило инспекции осуществить надзорные функции с начала строительства, соответственно, качество строительства не контролировалось.

Административными регламентами местных администраций полномочиями по выдаче застройщикам разрешительной и иной документации, связанной со строительством, наделены многофункциональные центры, созданные в виде муниципальных учреждений, чем была нарушена, на наш взгляд, ст. 15 ФЗ от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции", запрещающая наделять функциями органов местного самоуправления хозяйствующие субъекты. Прокуроры инициировали заявления в суд о незаконности наделения их такими полномочиями. Однако вновь принятый ФЗ от 27 июля 2010 г. "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" "узаконил" деятельность таких многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с указанным ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии (ст. 15).

Без разрешений на строительство построены и функционируют без ввода в эксплуатацию ГАЗС и АГЗС ООО "Гинос". Земельные участки для строительства АЗС в аренду им предоставила администрация. Однако, зная о том, что строительство осуществляется без документов, незаконно, никаких мер не принимала. Более того, администрация неправомерно сообщила собственнику, что разрешение на строительство ГАЗС не требуется, поскольку она не является объектом капитального строительства. Между тем все ГАЗС являются капитальными постройками, управление Главгосэкспертизы по РМ утверждает заключения на проекты таких строительств как капитальных. Другие АГЗС построены только после получения разрешений на строительство, выданных должностными лицами администрации. Без разрешительных документов ООО не могут зарегистрировать право собственности на объект.

Перед законодательным органом республики инициировано принятие некоторых необходимых нормативных правовых актов: во исполнение ч. 19 ст. 45 ГрК - о порядке подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов РФ; во исполнение подп. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК - об установлении случаев строительства объектов недвижимого имущества (помимо перечисленных в ч. 17 ст. 51 ГрК), когда выдача разрешения на строительство не требуется, что упростило бы порядок регистрации права собственности граждан на такие объекты; во исполнение ч. 3 ст. 62 ГрК - о порядке установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда, не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц.

Название документа