Изменения в государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты
(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Здравоохранение и фармацевтика)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)
Текст документа
ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА
ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ И ВАЖНЕЙШИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ
(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП",
Здравоохранение и фармацевтика)
Информационное письмо N 191
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 11 ноября 2010 года
Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает, что принято Постановление Правительства от 29 октября 2010 г. N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".
Документ вступит в силу 11.11.2010.
Принятие нового Постановления Правительства РФ связано с необходимостью гармонизации подзаконных нормативных актов с новым Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
В связи с этим, Постановлением Правительства РФ признаны утратившими силу ряд нормативных актов, ранее регулировавших цены на лекарственные средства, в том числе Постановления Правительства РФ от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" и от 17 октября 2005 г. N 619 "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства", а также внесены изменения в другие подзаконные нормативные акты.
Постановлением Правительства РФ утверждены Правила государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, Правила ведения государственного реестра указанных цен и Правила установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации.
Большинство требований для регистрации предельных отпускных цен на лекарственные препараты остались прежними.
По сравнению с существующим регулированием, при регистрации предельной отпускной цены препарата, не поступавшего в обращение, и на оригинальные лекарственные препараты отечественный производитель предоставляет расчет расходов, связанных с разработкой, производством, реализацией лекарственного препарата, по форме, предусмотренной методикой.
При этом Министерству промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам до 1 апреля 2011 г. поручено разработать и утвердить порядок ведения российскими производителями учета доходов и расходов по производству лекарственных препаратов, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, раздельно от учета доходов и расходов в отношении других лекарственных препаратов.
Постановлением Правительства РФ предусмотрена возможность для российского производителя перерегистрировать предельную отпускную цену на лекарственный препарат.
Соответствующая перерегистрация возможна не чаще 1 раза в календарном году:
- в случае изменения цен на сырье и материалы, а также изменения накладных расходов;
- исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозируемого уровня инфляции.
Для иностранных производителей возможности перерегистрации цен не предусмотрено.
Название документа
Вопрос: В ходе проведенной в магазине контрольной закупки сотрудникам контролирующего органа были проданы без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) носовой платок и солнечные очки. Разница во времени между покупками составила несколько минут. По данному факту были составлены два протокола об административных правонарушениях. Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности по двум фактам продажи товаров без применения ККТ как по самостоятельным административным правонарушениям?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: В ходе проведенной в магазине контрольной закупки сотрудникам контролирующего органа были проданы без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) носовой платок и солнечные очки. Разница во времени между покупками составила несколько минут. По данному факту были составлены два протокола об административных правонарушениях. Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности по двум фактам продажи товаров без применения ККТ как по самостоятельным административным правонарушениям?
Ответ: Привлечение организации к административной ответственности по двум фактам неприменения ККТ неправомерно, если данные товары были проданы в одном отделе магазина.
Обоснование: Частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность граждан, должностных лиц и организаций за неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ.
Следует учитывать, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). На основании данной нормы можно сделать вывод о том, что в рамках одной проверки не могут быть составлены несколько протоколов об административных правонарушениях за реализацию каждого товара без применения ККТ. В противном случае организация была бы дважды привлечена к административной ответственности за одно правонарушение, поскольку ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ наступает за нарушение обязанности по применению ККТ, а не за количество товаров, при продаже которых она не применялась (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.01.2009 N Ф04-8134/2008(18758-А70-29)).
В то же время неприменение организацией ККТ одновременно в нескольких отделах свидетельствует о наличии самостоятельных составов правонарушений. В таком случае организация может быть привлечена к административной ответственности за несколько правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (см. Постановление ФАС Уральского округа от 05.09.2006 N Ф09-6856/06-С1).
Н. С.Гончарова
Руководитель судебной практики
ООО "ТОП-Консалтинг"
Подписано в печать
10.11.2010
Название документа
Вопрос: Покупатель приобрел телефон в интернет-магазине. Телефон надлежащего качества, однако покупателя он не устроил. Может ли покупатель вернуть телефон и получить обратно деньги?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Покупатель приобрел телефон в интернет-магазине. Телефон надлежащего качества, однако покупателя он не устроил. Может ли покупатель вернуть телефон и получить обратно деньги?
Ответ: Да, покупатель вправе вернуть телефон и получить деньги.
Обоснование: Совершая покупку через Интернет, потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи - в течение семи дней. Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, отказ потребителя от товара возможен в течение трех месяцев со дня передачи товара. Данные положения содержатся в п. 4 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
Возврат технически сложных средств надлежащего качества, в т. ч. телефонных аппаратов, невозможен. На это указывает Постановление Правительства от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного использования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
Однако в рассматриваемой ситуации данная норма неприменима, поскольку товар был приобретен через Интернет (т. е. дистанционным способом). Норма ст. 26.1 Закона N 2300-1 является специальной. Следовательно, покупатель вправе вернуть телефон в интернет-магазин.
Необходимо помнить, что возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид и потребительские свойства, а также есть документ, подтверждающий факт и условия покупки. Однако отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
О. С.Косыгина
ООО "ИК Ю-Софт"
региональный информационный центр
сети КонсультантПлюс
Подписано в печать
10.11.2010
Название документа
Вопрос: Возможно ли проведение авторского надзора при отсутствии строительных работ на объекте?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Возможно ли проведение авторского надзора при отсутствии строительных работ на объекте?
Ответ: Возможно, но эти условия необходимо отразить в договоре.
Обоснование: Под отсутствием строительных работ подразумеваются: время, когда строительные работы не начинались, периоды подготовительных этапов, приостановки или полного прекращения работ, консервация объекта, а также начальные этапы эксплуатации или ликвидация объекта.
Понятие авторского надзора и порядок его проведения определены в Постановлении Госстроя РФ от 10.06.1999 N 44 "Об одобрении и вводе в действие Свода правил "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений. СП 11-110-99" (далее - Постановление Госстроя РФ).
Согласно п. 3.1 данного Постановления авторский надзор - один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством. Он осуществляется в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, и строительно-монтажных работ, выполняемых на объекте. Необходимость проведения авторского надзора относится к компетенции заказчика и, как правило, устанавливается в задании на проектирование объекта.
Авторский надзор осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта. В случае необходимости авторский надзор может осуществляться на начальном периоде его эксплуатации или ликвидации (п. 4.1 Постановления Госстроя).
Сроки проведения работ по авторскому надзору устанавливаются графиком, который прилагается к договору (и иному документу).
Специалисты, осуществляющие авторский надзор, выезжают на строительную площадку для промежуточной приемки ответственных конструкций и освидетельствования скрытых работ в сроки, предусмотренные графиком, а также по специальному вызову заказчика или подрядчика в соответствии с договором (распорядительным документом) (п. п. 3.2, 4.2, 4.5 Постановления Госстроя). Следовательно, авторский надзор может проводиться и при отсутствии строительных работ на объекте на основании договора.
О. М.Кабанов
Эксперт КонсультантПлюс
Подписано в печать
10.11.2010
Название документа
Вопрос: Какую ответственность для организации-продавца может повлечь отсутствие информации о продавце товара? Каким образом такая информация должна доводиться до покупателя?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Какую ответственность для организации-продавца может повлечь отсутствие информации о продавце товара? Каким образом такая информация должна доводиться до покупателя?
Ответ: Законодательство РФ устанавливает административную ответственность за отсутствие информации о продавце. Такая информация должна быть размещена в месте, удобном для ознакомления покупателя с ней.
Обоснование: Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Такое право утверждено п. 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
Информация доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) в наглядной и доступной форме. В отдельных сферах обслуживания приняты свои способы доведения такой информации до потребителя. Потребитель должен быть проинформирован на русском языке и, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), дополнительно на государственных языках субъектов РФ и языках народов РФ. Такие положения содержатся в п. 2 ст. 8 Закона N 2300-1.
Организация-изготовитель (исполнитель, продавец) обязана довести до сведения потребителя свое наименование (фирменное наименование), адрес своего местонахождения (юридический адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец), являющийся индивидуальным предпринимателем, должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. На это указывает п. 1 ст. 9 Закона N 2300-1.
Информация о фирменном наименовании продавца, месте его нахождения (юридическом адресе), режиме работы размещается в местах, удобных для ознакомления покупателя с ней. Если осуществляемая продавцом деятельность подлежит лицензированию, то там размещаются и данные о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Соблюдение этих требований предписано абз. 4 п. 10 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила).
Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, обязательными требованиями стандартов. Если указанными актами такие способы не определены, то необходимо руководствоваться способами, принятыми для отдельных видов товаров (абз. 1 п. 15 Правил).
Обязательная информация о товаре и его изготовителе передается покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации). Объем такой информации должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, обязательным требованиям стандартов (абз. 2 п. 15 Правил).
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии необходимой информации об изготовителе или продавце влечет наложение административного штрафа. Граждане могут быть оштрафованы на сумму от 1500 до 2000 руб., должностные лица - от 3000 до 4000 руб., юридические лица - от 30 000 до 40 000 руб. Такая норма установлена ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы карается наложением административного штрафа. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 500 до 1000 руб., юридические лица - от 5000 до 10 000 руб. Об этом говорится в ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Составы административных правонарушений, предусмотренные ч. 1 ст. 14.5 и ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в части нарушения прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о продавце, фактически идентичны. Таким образом, при применении указанных статей необходимо учитывать норму ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ. В соответствии с этой нормой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
С. С.Гонца
Эксперт КонсультантПлюс
Подписано в печать
10.11.2010
Название документа
Вопрос: В результате проверки атомной станции, проведенной органом Ростехнадзора, было установлено, что к работам по строительству хранилища радиоактивных отходов привлечена организация, не имеющая лицензии в области использования атомной энергии. По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении. Орган Ростехнадзора считает, что постановление по делу должно быть вынесено в течение года со дня совершения правонарушения. Правомерна ли эта точка зрения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: В результате проверки атомной станции, проведенной органом Ростехнадзора, было установлено, что к работам по строительству хранилища радиоактивных отходов привлечена организация, не имеющая лицензии в области использования атомной энергии. По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении. Орган Ростехнадзора считает, что постановление по делу должно быть вынесено в течение года со дня совершения правонарушения. Правомерна ли эта точка зрения?
Ответ: Эта точка зрения неправомерна. В данном случае постановление по делу об административном правонарушении должно быть вынесено в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения.
Обоснование: В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении по общему правилу должно быть вынесено в течение двух месяцев со дня его совершения.
Исключение составляют некоторые правонарушения (в том числе нарушения законодательства РФ об использовании атомной энергии), по которым постановление должно быть вынесено не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон N 170-ФЗ) перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, для осуществления которых требуется получение разрешений (лицензий), порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий) устанавливаются Правительством РФ.
Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без лицензии на ее проведение (ч. 6 ст. 26 Закона N 170-ФЗ).
В соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 865 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии", лицензированию подлежат, в частности, размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.
В рассматриваемом случае организация выполняла подлежащие лицензированию работы на атомной станции в отсутствие специального разрешения (лицензии) и была привлечена к административной ответственности. Контролирующий орган классифицировал осуществление работ без лицензии как нарушение законодательства РФ об использовании атомной энергии. Соответственно в силу, ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ было принято решение о том, что постановление должно быть вынесено не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Однако указанный состав правонарушения предусмотрен гл. 14 КоАП РФ, посвященной административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности. В связи с этим данное правонарушение не может быть признано нарушением законодательства РФ об использовании атомной энергии по смыслу ч. 1 ст. 4.5, КоАП РФ. Следовательно, для вынесения постановления по данному делу действует общий двухмесячный срок.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.06.2007 по делу N А43-36048/2006-9-1194, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 по делу N А56-2124/2008).
Л. В.Попова
Директор Департамента
налогового консультирования
ООО "Центр консалтинга "Панацея"
Подписано в печать
10.11.2010
Название документа