Эффективность - стратегическое направление в развитии электроэнергетики Азербайджанской Республики
(Пирвердиев Е. С., Юсифбейли Н. А., Гусейнов А. М.)
("Энергетическое право", 2010, N 2)
Текст документа
ЭФФЕКТИВНОСТЬ - СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Е. С. ПИРВЕРДИЕВ, Н. А. ЮСИФБЕЙЛИ, А. М. ГУСЕЙНОВ
Пирвердиев Е. С., Юсифбейли Н. А., Гусейнов А. М., АОО "Азеренержи", Азербайджанский научно-исследовательский и проектно-изыскательский энергетический институт.
1. Введение
Непрерывный и со все возрастающими темпами рост потребления энергетических ресурсов, их ограниченность на первичном уровне, рост их стоимости все более увеличивают внимание к энергосбережению на всех этапах производства, передачи, распределения и потребления энергии.
В последние годы термин "энергосбережение" соседствует с другим термином - "энергоэффективность". Это можно увидеть не только в многочисленных публикациях, но и в правовых документах. Без сомнения, эти два понятия близки, но не тождественны. Для сферы производства энергии, в частности электрической, энергоэффективность - более сложное понятие. Это свойство, которое должно удовлетворять системе взаимосвязанных требований по обеспечению надежности, экологичности, экономичности.
Энергосбережение - это уменьшение потерь энергии на всех стадиях ее преобразования на основе достижений научно-технического прогресса, создание энергосберегающего оборудования (приборов), замена устаревших элементов производства, передачи и распределения с учетом физико-технических и технологических особенностей потребителей, использованием различных этапов организационного и научно-технологического характера.
Многочисленность показателей (индикаторов), характеризующих вышеперечисленные требования, их специфика и сложность нормирования заставляют выделить наиболее важные и доступные к измерению и рассмотреть их в динамике в течение характерного периода времени. По характеру динамики этих индикаторов можно судить как о состоянии энергоэффективности, так и о степени реализации соответствующих программ в области энергоэффективности в сфере производства. Именно последнее является предметом изложения в настоящей статье, в которой объектом для оценки энергоэффективности явилась электроэнергетическая система (ЭС) Азербайджанской Республики (АР).
2. Этапы развития ЭС АР
ЭС АР имеет почти 120-летнюю историю своего становления и развития. Можно укрупненно выделить дореволюционный (1882 - 1917 гг.) период (Россия), этап функционирования и развития в соответствии с планом ГОЭЛРО (СССР), который длился с 1920 по 1990 г. Развитие энергетики АР шло в условиях централизированной системы планирования и распределения. Начиная с 60-х годов прошлого столетия ЭС АР работала в структуре Объединенной энергосистемы Закавказья (ОЭС) и Единой электроэнергетической системы (ЕЭЭС) СССР в условиях синхронной параллельной работы. Энергосистема интенсивно развивалась и играла доминирующую роль в регионе.
В связи с распадом СССР, экономическим и социально-политическим кризисом, обретением в 1991 г. АР независимости начался новый этап в жизни ЭС, который можно разделить на три стадии:
- период глубокого кризиса во всех сферах экономики (1991 - 1998 гг.);
- послекризисный восстановительный период (1998 - 2005 гг.);
- период начала устойчивого развития экономики (2006 г. и далее).
Спад в кризисный период коснулся всех сфер экономики, включая и важнейшую составляющую топливно-энергетического комплекса (ТЭК) - электроэнергетику. В ЭС были налицо проблемы напряженного финансового положения, большая доля морально устаревшего оборудования, нерациональное использование на тепловых электростанциях первичного топлива (газ/мазут), нерациональное размещение генерирующих мощностей и др. И, как следствие, производство электроэнергии в 1997 г. достигло минимума и по сравнению с 1991 г. снизилось на 28% (рис. 1).
Рис. 1. Динамика изменения производства электроэнергии
за 1998 - 2009 годы (млрд. кВт/ч)
24
23,784
22,348
22 21,415 21,173
21,15 21,344 21,27
*
20 18,822 *
19,34 * 19,053 18,956 18,581
18,603 18,578 18,68 18,589 *
17,895 18,064 * * * *
18 * * * * * *
17,069 17,52 16,558 * * * * * *
16,558 * * * * * * 16,293
15,944 * * * * * * * * *
16 * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
14 * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
12 * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
10 * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
8 * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
6 * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * *
4 * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * 2,755* 3,008* * 2,862* *
* * * * * * 2,47 * * *2,514 * * *
* 1,951* * * * 2,02 * * + * + * * + * 2,217* 2,29
2 * * 1,506* 1,584* 1,302* * + * + * + * + * + * *
* + * * * * * + * + * + * + * + * + * +
* + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +
* + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +
0
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Потери электрической энергии в том же году составляли 20,4%, удельный расход топлива на 1 кВт/ч более 410 г. (рис. 2), а соотношение используемого топлива газ/мазут - 20/80%.
Рис. 2. Динамика изменения расхода условного топлива
на 1 кВт/ч отпущенной электроэнергии за 1998 - 2009 г.
(гр. у.т./кВт/ч)
450
411,3 413,2
409,7 409,9 409,4 386,2 385,9
400 378,8 367,79
352,87 345,92
350
327,93
300
250
200
150
100
50
0
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Послекризисный период характеризуется созданием законодательной базы, формированием государственной политики в развитии электроэнергетики и стратегии в области ее энергоэффективности.
3. Национальная стратегия в сфере энергоэффективности
Надежность энергоснабжения потребителей и высокое качество поставляемой электроэнергии становятся главным социально-политическим фактором, существенным компонентом социального развития и экономического роста страны и мира в целом [1]. Повышение энергетической эффективности создает основу для эффективной реализации программ долгосрочного перспективного развития всей экономики, в том числе энергетического сектора АР.
В АР Закон об энергоэффективности или энергосбережении, соответствующие целевые программы отсутствуют. Однако основные положения стратегии в сфере энергоэффективности нашли отражение в Законах [2], принятых в послекризисный период: "Об энергетике", "Об электроэнергетике", "Об электрических и тепловых электростанциях", "Об использовании энергетических ресурсов", "Об экологической безопасности", "Об охране окружающей среде" и др. Эти Законы сопровождаются указами Президента АР по их реализации, системой подзаконных актов, постановлений и положений.
Основные положения государственной политики в области энергетической эффективности основываются на следующих принципах:
- осуществление государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц в области энергосбережения путем применения экономических и административных мер;
- приоритетность требований энергосбережения, применение механизмов экономического и правового стимулирования при осуществлении деятельности, связанной с производством, переработкой, транспортировкой, хранением и использованием энергетических ресурсов;
- установление и применение прогрессивных норм использования энергетических ресурсов;
- осуществление государственного надведомственного надзора за использованием энергетических ресурсов предприятиями и организациями;
- нормирование и стандартизация в области энергосбережения и эффективного использования энергетических ресурсов, обязательность соблюдения стандартов и нормативов энергетики;
- сочетание интересов производителей, транспортировщиков и потребителей энергетических ресурсов;
- обязательность учета предприятиями и организациями, независимо от формы собственности, расходуемых ими энергетических ресурсов;
- обязательность энергетической экспертизы строительства и реконструкции объектов;
- применение экономических санкций за нерациональное использование энергетических ресурсов;
- популяризация экономических, экологических и социальных преимуществ энергосбережения;
- осуществление межгосударственного сотрудничества в решении проблем энергосбережения в республике;
- создание и применение новых энергосберегающих технологий и др.
Национальная энергетическая стратегия базируется на трех основных принципах: надежное энергообеспечение экономики, эффективное функционирование ТЭК, уменьшение воздействия на окружающую среду в сфере энергетического производства.
Реализация этой стратегии на всех этапах осуществлялась в контакте с Международном банком реконструкции и развития (МБРР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Исламским банком развития (ИБР), Азиатским банком развития (АБР), Энергетической комиссией Содружества Независимых Государств (СНГ) и др., сопровождалась соответствующими указами и государственными программами. В электроэнергетике, в частности, основополагающее значение имели такие документы, как:
1) Указ Президента АР "О мероприятиях по усилению финансовой дисциплины в энергетическом и водном секторах (2002)", в котором обязывается проведение мероприятия по сокращению расхода топлива на электростанциях, снижению потерь электроэнергии, реструктуризации в системе ОАО "Азерэнержи";
2) Государственная программа использования альтернативных и возобновляемых источников энергии в Азербайджанской Республике (2004), положившая начало организации и проведению работ в отрасли по освоению потенциала возобновляемых источников энергии, в частности энергии ветра и малых рек;
3) Государственная программа развития топливно-энергетического комплекса Азербайджанской Республики (2005 - 2015 гг.), в которой четко определены принципы диверсификация и распределенности генерации в развитии генерирующих мощностей. Реализация этих принципов сыграла большую роль в повышении эффективности работы энергосистем;
4) Государственная программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики на 2009 - 2013 гг. , которая практически ознаменовала выход из послекризисного периода на уровень стабильного развития экономики и электроэнергетики.
Научное сопровождение реализации этих программ в части энергоэффективности поручена Азербайджанскому научно-исследовательскому и проектно-изыскательскому энергетическому институту. На рис. 3 приведена структура приоритетных направлений научных исследований в сфере энергоэффективности ЭС, обсужденная и утвержденная на совместном заседании Технического совета ОАО "Азерэнержи", Ученого совета АзНИИПИЭ и представителей Национальной академии наук, Министерств экономического развития, промышленности и энергетики.
Рис. 3. Структура приоритетных направлений научных
исследований в сфере электроэнергетических систем
Энергоэффективность развития и функционирования энергосистем
Энергобезопасность Экономическая Социальная Нормативно -
эффективность эффективность техническая
документация
и ее
совершенствование
Стратегия Качество Оптимальное Экологическая
развития электроэнергии управление защита
генерирующих
мощностей
Повышение
квалификации
Развитие Надежность Управление и знаний Разработка и
альтернативных энергосистемы технико - сотрудников внедрение
и экономическим энергосектора новых методов
возобновляемых показателем управления
источников функционированием
энергии Аттестация и развитием
Живучесть Управление рабочих мест сложной
энергосистем производством энергосистемы
Обоснование и потреблением
индикаторов эл. энергии Совершенствова -
энерегетической ние
безопасности и информационных
их мониторинг технологий
4. Реализация стратегии энергоэффективности
До 2000 г. в ЭС АР было всего два типа генерирующих установок: паротурбинные и гидротурбинные, причем ПТУ составляли более 80% с КПД - 30 - 32% (табл. 1).
Во исполнение принятых решений в 2001 г. в эксплуатацию введены две газотурбинные (ГТУ) установки фирмы "Allstom" общей мощностью 110 МВт, в 2002 г. - парогазовая установка (ПГУ) мощностью 400 МВт в одновальном исполнении фирмы "Mitsubishi" и 4 гидротурбины общей мощностью 150 МВт, в 2009 г. - ПГУ 525 МВт. Одновременно с этим в различных регионах в рамках программ их развития введены шесть электростанций (модульные электростанции) на базе дизельных агрегатов фирмы "Wartsila" общей мощностью 1150 МВт.
Эти электростанции имеют экономичные агрегаты относительно малой мощности 10 - 20 МВт, строятся быстро (5 - 6 месяцев) и размещены в непосредственной близости от узлов потребления, что снижает потери электрической мощности при доставке ее от центров генерации. До конца 2010 г. будет введена новая тепловая электростанция с четырьмя ГТУ и двумя ПГУ общей мощностью 780 МВт.
Одновременно ведется реконструкция ряда блоков, в результате чего произойдет увеличение мощности на 300 МВт.
Уже в настоящее время установленная мощность агрегатов ЭС составляет около 6500 МВт, и при этом в системе не остается блоков с изношенным и неэкономичным оборудованием, имеющих высокий удельный расход топлива.
Анализ динамики в структуре технологических типов генерирующих установок, приведенной в табл. 1, указывает на резкое увеличение более экономичных ПГУ, ДУ и снижение доли ПТУ.
Таблица 1. Динамика структуры генерирующих установок
(1995 - 2015 гг.) (МВт/%)
1995 2002 2006 2009 2010 2015
ПТУ 4124 4124 3450 3450 2640 2690
82,9 73,2 64,7 51,8 39,8 29,9
ГТУ __ 107 107 107 107 107
1,9 2,0 1,6 1,6 1,2
ПГУ __ 400 400 925 1705 2405
7,1 7,5 13,9 25,7 26,7
Гидр. уст. 828,5 982,6 1025 1025 1025 1450
16,8 17,4 19,3 15,4 15,5 16,1
Диз. уст. __ __ 348 1155 1155 1255
6,5 17,3 17,4 13,9
МГЭС 19,4 19,4 __ __ __ 700
0,4 0,4 7,8
ВЭС __ __ __ 400
4,4
SUM 4972 5633 5330 6662 6692 9007
В перспективе до 2015 г. общая установленная мощность на станциях может составить 9000 МВт за счет ввода новых ПГУ, ветровых электростанций (ВЭС) и малых ГЭС (табл. 1).
Внедрение в ЭС новых типов высокотехнологичного генерирующего оборудования (диверсификация) с размещением их вблизи потребителей (распределенность) привело к улучшению целого ряда показателей энергоэффективности (табл. 2): энергобезопасности, экологичности, экономичности (соответственно, п. п. 1 - 4, 5 - 9 и 10 - 14 табл. 2). КПД системы увеличился с 30% в 2009 г. до 37,5% в 2009 г., удельный расход топлива снизился за тот же период с 414 до 327 г/кВт/ч (рис. 2), а потери в электрической сети - с 15 до 8,5%.
Таблица 2. Динамика некоторых индикаторов
энергоэффективности и энергобезопасности (1995 - 2009 гг.)
Показатели Ед. 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
изм.
1 Доля самой мощной % 48,3 46,4 45,3 43,2 42,4 40,2 36,4
электростанции
2 Доля крупного блока % 6,0 5,8 5,7 7,2 7,0 6,7 6,3
в установленной
мощности системы
3 Средневз. мощность МВт 832 867 800 556 517 470 353
электростанции
4 Средневз. мощность МВт 192 200 186,7 73 79 67 52
агрегатов
5 Окислы серы SO тыс. 4,0 39,7 11,5 9,4 6,4 3,4 0,97
2 тонн
6 Окислы азота NO тыс. 38,9 40,8 19,6 22,5 16,5 13,7 12,5
2 тонн
7 Летучая зола тыс. 16,9 16,4 0,5 0,4 0,3 0,1 0,041
тонн
8 Углекислый газ CO тыс. 15389 15657 16332 17487 14461 13815 11378
2 тонн
9 Оксид углерода (II) тыс. __ __ 0,4 1,2 2,99 2,36 4,35
CO тонн
Удельный расход Гут/
10 топлива кВт/ 385 411 379 368 353 346 327,9
ч
Соотношение % 18,9 22,6 67 76,5 78,9 90,4 96,6
11 используемого топлива 81,1 77,4 33 23,5 21,1 9,6 4,4
газ/мазут
Доля установок,
12 участвующих покрытии __ 17,0 19,2 18,0 24,6 26,0 29,8 15,3
пиковой нагрузки
Доля установок
13 распределенной __ __ __ __ 6,3 8,0 12,6 17,3
генерации
14 Экв. КПД системы % 31,9 29,9 32,4 33,4 34,8 35,5 37,5
тнэ
15 Энергоемкость тыс. __ 5,43 2,814 2,32 1,91 1,37 1,28
долл.
16 Электроемкость кВт/ч 7,0 3,53 1,69 1,13 0,65 0,46 0,35
долл.
17 Потребление эл. эн. / кВт/ч 2,255 2,563 2,790 2,892 2,454 2,357 2,0
душу населения долл.
В этой же табл. 2 показана положительная динамика трех макропоказателей: энерго - и электроемкость, потребление электрической энергии на душу населения (п. п. 15, 16, 17). Хотя и они еще не идут в сравнение с аналогичными показателями в развитых странах, но свидетельствуют о положительной работе в области энергоэффективности.
Как видно из рис. 1, уже в 2006 г. производство электрической энергии достигло уровня 1990 г. Последующие же годы характеризуются снижением ее производства в результате энергосберегающих мер, главным образом в сфере потребления. В 2006 г. электропотребление составило 24,7 млрд. кВт/ч, что на 3,2 млрд. кВт/ч превышало электропотребление в 1990 г. Изменение тарифов, совершенствование системы учета и контроля (в 2007 - 2008 гг. в различных отраслях установлено около 1,5 млн. счетчиков) привели к снижению электропотребления в 2008 г. на 16,6% по отношению к 2006 г.
Впервые за 20-летний период в 2007 г. появилось положительное сальдо электрической энергии для экспорта (рис. 4).
Рис. 4. Обмен электроэнергией с сопредельными
государствами за 1998 - 2009 гг.
2500 2375 2436 2373
* * * 2081,8
* * *
2000 * * * * 1766,1
1639 1642 * * * *
* 1565 * * *
* * 1450 * * * *
1500 1312 * * * * * * *
* 1357 * * * 1365 * *
* * * * * * 1202 *
* * * * * * * * 887,2
1000 * 752 * * * * * * *
* * * 676* * * * * * 547,9
* * 494* * * * * * *
* * * * * * * * * *
500 * * * * * * * * * *
249 * * * * * * * * * 215,9
* * * * * * * * * * 110,1
* * * * * * * * * * *
0
+ + + + + + + + + + + +
+ + + + + + + + + + + +
-500 + + + + + + + + + -237,8 + -269,5
+ + + + + + + + + + -595,7
+ + + + + + + + + + + -379,6
+ + + +
-1000 + -886 -863 -871 + -879,3 -878,9 -785,7 -811,6
-966 -925
-1063 -1008
-1500
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
+ *
Дефицит, млн. кВт/ч Импорт, млн. кВт/ч Экспорт, млн. кВт/ч
Благодаря реализованным проектам, суммарная стоимость которых составляет более 2 млрд. долл. США, уже сейчас ЭС является избыточной и готова, как и ранее, выполнять доминирующую роль в Южно-Кавказском регионе. Экспортный потенциал Азербайджанской ЭС на сегодняшний день составляет 5 - 6 млрд. кВт/ч и в ближайшее время увеличится еще на 2 - 3 млрд. кВт/ч.
5. Краткосрочная перспектива развития
В стратегии развития ЭС и повышения ее эффективности на краткосрочную перспективу важное место занимают такие вопросы, как широкомасштабное использование потенциала возобновляемых источников энергии (ВИЭ), внедрение современных систем управления и противоаварийной автоматики, обеспечение всего комплекса условий параллельной работы с энергосистемами соседних стран (Россия, Грузия, Иран, Турция), создание собственной производственно-технической базы электроэнергетической отрасли и др.
Потенциал возобновляемых источников энергии в Республике изучался давно [3]. Но в "самодостаточной" топливно-энергетической Республике освоению этого потенциала должного внимания не уделялось. Однако ранее выполненные исследования, многочисленные измерения позволили в настоящее время начать широкомасштабную работу по технико-экономическому обоснованию, проектированию и строительству ВЭС и малых ГЭС. В 2009 г. издан Указ Президента АР "О дополнительных мерах по использованию альтернативных и возобновляемых источников энергии", а также создано Государственное агентство по альтернативным и возобновляемым источникам энергии.
Теоретический потенциал малых ГЭС (до 10 МВт) в АР составляет 28 млрд. кВт/ч, технический - 5 млрд. кВт/ч. В настоящее время составлена и реализуется "дорожная карта", на которой размещены 280 малых ГЭС общей мощностью 700 МВт с выработкой 3,3 млрд. кВт/ч. Аналогичные обследования, сопровождаемые замерами скоростей ветров на различных высотах, показали возможность использования ветроустановок мощностью 1,5 - 2 МВт и получить 4,5 - 5,5 млрд. кВт/ч электроэнергии [4]. На уровне 2015 г. в балансе мощностей доля ВИЭ может дойти до 10%. Таким образом, для АР применение альтернативных и возобновляемых источников энергии является важным фактором экономичности и экологичности ЭС. На повестке дня будут стоять вопросы их эффективного использования в контексте оптимизации режима ЭС.
Надежность электроснабжения потребителей электрической энергией высокого качества и в необходимых объемах - важная составляющая энергоэффективности. Не секрет, что в последние годы в мире участились случаи аварийных ситуаций с отключением большего числа потребителей [5; 6]. Многие факторы, в частности объединение энергосистем, реформирование, направленные на улучшение экономических показателей, приводят к снижению уровня надежности. Поэтому проблема обеспечения надежности, устойчивости и живучести ЭС рассматривается как важная составляющая энергоэффективности ЭС [7].
Развитие генерирующих мощностей и изменение конфигурации системообразующей сети вызвало необходимость замены морально и физически устаревших устройств противоаварийной автоматики (ПАА). Начат процесс реконструкции и технического перевооружения системы ПАА. Информационная база микропроцессорных устройств будет использована в системе SCADA (Supervisori Control and Data Acquisition) на Центральном диспетчерском пункте (ЦДП) "Азерэнержи".
Одним из приоритетных направлений повышения энергоэффективности ЭС АР рассматривается расширение межгосударственных линий электропередач с энергосистемами сопредельных государств [8; 9].
Азербайджанская ЭС имеет в настоящее время действующие межгосударственные электрические связи с ЭС России (Северный Кавказ), Исламской Республики Иран, Республики Грузии (рис. 5).
Рис. 5. Схема межсистемных связей в Кавказском регионе
Рисунок не приводится.
Завершается строительство подстанций и линий электропередачи 330 и 220 кВ общей протяженностью около 340 км, которые создадут возможность увеличения энергообмена между Иранской и Азербайджанской ЭС с 240 до 600 МВт с годовым объемом около 4,2 - 4,5 млрд. кВт/ч электроэнергии.
Одним из важных проектов, осуществление которого не только обеспечит значительные экономические выгоды, но и поднимет на качественно новый уровень электроэнергетику стран региона, можно назвать проект крупномасштабного экспорта электроэнергии и мощности из Азербайджанской Республики в Турцию по энергомосту "Азербайджан - Грузия - Турция".
Темпы роста электроэнергетического комплекса в Азербайджанской Республике могут позволить осуществлять экспорт электроэнергии в Турцию в объеме до 3,5 - 4 млрд. кВт/ч в год и мощности 600 - 700 МВт.
Введенная в эксплуатацию подстанция "Хачмаз" напряжением 330/110 кВ на севере Азербайджана с "заходом-выходом" межгосударственной ВЛ 330 кВ Дербентская существенно улучшит надежность электрических режимов транзита "ЕЭС Россия - Дагэнерго - Азербайджанская ЭС". Действующая до настоящего времени одноцепная связь ВЛ 330 кВ явно недостаточна.
Реализация вышеотмеченного в части межсистемных связей находится в поле зрения комиссий "Россия - Азербайджан - Иран", "Азербайджан - Грузия - Турция", организации по объединению ЭС Черноморско-Каспийского бассейна. Усиление межгосударственных ВЛ ЭС АР можно рассматривать в контексте проекта создания Евразийского суперобъединения. Реализация последнего уже длительное время обсуждается на международных энергетических форумах, в частности AEG (Иркутск), и в публикациях [10; 11]. Представляется возможным объединение ЭС ENTSO-E, Central, ЕЭС России, Турции, Ирана и далее Юго-Восточной Европы, Центральной и Восточной Азии (рис. 5).
Таким образом, благодаря реализации Государственной стратегии развития электроэнергетики и повышения ее эффективности на 2010 год и краткосрочную перспективу Азербайджанская ЭС перестает быть дефицитной и демонстрирует положительную динамику по важнейшим показателям. Порой это достигалось большими затратами, но диктовалось требованиями послекризисного развития экономики республики. В условиях стабилизации темпов экономического развития главное внимание должно быть уделено проблеме энергоэффективности и энергобезопасности.
Заключение
1. Электроэнергетика Азербайджанской Республики демонстрирует положительную динамику по целому ряду важнейших показателей энергоэффективности. Это достигнуто за счет приверженности принципам диверсификации генерирующих мощностей и их распределенности, развития электросетевой структуры, которые заложены в законодательных и правовых документах.
2. На краткосрочную перспективу в условиях стабилизации развития экономики важнейшим направлением повышения энергоэффективности энергосистемы Азербайджанской Республики является широкое использование возобновляемых источников (экономичность, экологичность), модернизации системы противоаварийного управления и автоматики (надежность).
Литература
1. Кудрин Б. И. Новая электрофикация // Независимая газета. НГ-наука. 2006. 26 апр. N 7(115).
2. Насибов В. А., Али-заде А. А. Энергетическое законодательство и развитие энергетики. Баку, 2002.
3. Али-заде А. С., Есьман В. И. Ветроэнергетические ресурсы Азербайджана. Баку, 1966.
4. Мустафаев Р. И., Гусейнова Г. Ю., Мамедова В. Ю. Ветроэнергетический потенциал Абшеронского полуострова АзССР. Изд. АН СССР // Энергетика и транспорт. 1985. N 4.
5. Семенов В. А. Тяжелые системные аварии в зарубежных энергообъединениях // Вести в электроэнергетике. 2002. N 1.
6. Энергетика за рубежом. Приложение к журналу "Энергетика". Вып. 5. N 5.
7. Надежность систем энергетики. Новосибирск: Наука; Сист. отд. РАН, 1999.
8. Гусейнов А. М., Юсифбейли Н. А., Шаров Ю. В. Подготовка Азербайджанской энергосистемы к параллельной работе с энергосистемами России и Ирана // Электричество. 2005. N 8.
9. Gouseynov A. M., Yusifbeyli N. A. ONMERGIN G. Power System of Azerbaijan with Iran's and Turkey's. 3rd International Conference on Technical and Physical Problems in Power Engineering. 2006, Ankara, Turkey.
10. Беляев Я. С., Воропай Н. И., Кощеев Л. А. Перспективы развития межгосударственных объединений на Евразийском суперконтиненте // Изд. АН энергетика. 2000. N 2.
11. Джангиров В. А., Баринов В. А. Перспектива Евразийского энергообъединения // Электричество. 2000. N 7.
Название документа