Земские организации и сельскохозяйственные общества: проблемы взаимоотношений
(Пыльцина М. В.) ("История государства и права", 2010, N 21) Текст документаЗЕМСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ <*>
М. В. ПЫЛЬЦИНА
Пыльцина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры налогов и права экономического факультета Воронежского государственного аграрного университета (ВГАУ), кандидат исторических наук.
В публикации рассматриваются проблемы и характер взаимоотношений таких общественных сил, как земские организации и сельскохозяйственные общества, деятельность которых была направлена на подъем агрикультуры на селе.
Ключевые слова: земские организации, сельскохозяйственные общества, аграрная история, сельскохозяйственная политика.
This publication regards some problems and the character of relations between such societal forces as country organizations and agricultural associations, the activity of which was directed to raise the level of agriculture in the country.
Key words: country organizations, agricultural associations, agrarian history, farming policy.
Ввиду крайне неудовлетворительного состояния сельского хозяйства Российской империи на рубеже XIX - XX вв. одним из инструментов укрепления экономической интеграции страны выступали прежде всего такие параллельно действующие общественные силы, как земские организации и сельскохозяйственные общества. Анализируя содержательную сторону деятельности сельскохозяйственных обществ и земств, направленную на обновление сельскохозяйственной культуры на селе через образовательно-просветительские, опытно-исследовательские и популяризаторские проекты, очевидным становится вопрос: не дублировали ли сельскохозяйственные общества работу земских организаций и наоборот; кто из них выступал доминантой в распространении агрономических новаций среди крестьян? В связи с этим данная дискуссионная проблема уже в конце XIX столетия приобрела злободневность и неоднократно обсуждалась в работе сельскохозяйственных съездов и на страницах периодических изданий. В частности, отмечалась дезорганизация общественных сил и несогласованность действий различных органов сельскохозяйственной политики, хаотичность их работы, путаница во взаимоотношениях земских органов и сельскохозяйственных обществ. Изучение вопроса институциональных средств преодоления аграрного кризиса остается актуальным и среди современных исследователей, занимающихся историей общественной агрономии. На протяжении длительного отрезка времени сельскохозяйственные общества являлись единственной общественной силой, которая прилагала массу организационных усилий в области агрономии. После старта земской реформы инициатива системного аграрного реформирования перешла в руки земств. Противостояние обществ сельского хозяйства и земских организаций было предопределено самим законодательством, предоставившим этим органам в отношении сельского хозяйства одинаковую компетенцию. Согласно ст. 2 Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. земствам разрешалось "...содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления" <1>. "Земства могли вполне самостоятельно... заводить различного рода сельскохозяйственные учреждения: специальные училища, опытные станции, устраивать выставки, случные пункты, депо и склады сельскохозяйственных орудий и машин, организовать собственных инспекторов и инструкторов сельского хозяйства <2>", т. е. проводить те же мероприятия, что и сельскохозяйственные общества. Последние в значительной степени стали рассматриваться как передаточная станция между земствами и населением. "Существующее в России соотношение между органами сельскохозяйственной политики характеризуется отсутствием какого-либо определенного общего плана в распределении функций <3>". -------------------------------- <1> ПСЗ. Собр. 2. Т. XXXIX. N 40457. <2> Пономарев Н. В. Исторический обзор правительственных мероприятий к развитию сельского хозяйства в России от начала государства до настоящего времени. СПб., 1888. С. 270. <3> Областной съезд представителей земств и сельских хозяев юга России. Т. V. Журналы и доклады. Екатеринослав, 1910. С. 1295.
Но вместе с тем в начальный период деятельности земских учреждений при отсутствии в них агрономических структур их сельскохозяйственные мероприятия носили спорадический характер. Видя в земствах органы, имеющие значительный ресурс власти, сельскохозяйственные общества инициировали многие позитивные начинания в аграрной сфере. Так, в 60 - 70-е годы XIX в. Императорское Московское общество сельского хозяйства предлагает создание при земствах агрономической организации и должности губернских агрономов. Участковые земские агрономы не только направляли деятельность сельскохозяйственных обществ, проводили консультационную работу, но и объединенными усилиями с обществами разрабатывали совместные проекты, воздействующие на крестьянские хозяйства путем наглядного примера через организацию животноводческих выставок, случных пунктов, показательных огородов и садов и т. п. Работа сельскохозяйственных специалистов по распространению агрономических знаний среди крестьян не всегда находила с их стороны внимание и поддержку, особенно в первоначальный период деятельности участковой агрономии. Представляется, что невосприимчивость ко многим начинаниям земских агрономических организаций объяснялась недоверием со стороны крестьян в силу кратковременности пребывания агронома на одном участке, "оторванности земств от населения": земский агроном при значительности своего района не в состоянии был уделять достаточно внимания помощи населению. Однако там, где были созданы мелкорайонные сельскохозяйственные общества, совместные мероприятия проходили значительно успешнее. Агроном Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии после года работы и тесного сотрудничества с Хохольским сельскохозяйственным обществом в своем отчете указал, что "результаты посева кормовых растений на показательных участках были так наглядны, что группа крестьян из 35 человек уже минувшей осенью просили в будущем году (1912 г. - М. П.) показательные участки заложить у них" <4>. -------------------------------- <4> Отчет о деятельности правительственной агрономической организации при землеустройстве в Воронежской губернии за 1911 г. Воронеж, 1912. С. 27.
Замедленность темпов при организации участковой агрономии негативно отразилась на количественном росте обществ. Так, в Воронежской губернии земская агрономическая организация сложилась только спустя почти 40 лет после создания земств <5>, а уездные агрономы были только в пяти из двенадцати уездов <6>. А именно земства и их агрономические организации чаще всего выступали инициаторами созыва "подвижных сельскохозяйственных обществ" <7> и создания мелкорайонных сельскохозяйственных обществ. -------------------------------- <5> Систематический свод постановлений Воронежского губернского земского собрания. 1898 - 1913. Воронеж, 1926. С. 1220. <6> Государственный архив Воронежской области. Ф. 20. Оп. 1. Д. 4557. Л. 2. <7> "Подвижные сельскохозяйственные общества" - общие и местные сельскохозяйственные съезды, которые учреждались для решения различных текущих сельскохозяйственных вопросов общего или частного характера.
Успешное функционирование сельскохозяйственных обществ как самодеятельных общественных организаций аграрного типа зависело от их финансовой обеспеченности. Скудная материальная база сдерживала многие положительные начинания обществ в области проведения агрикультурной политики. "Наши сельскохозяйственные общества, в настоящем виде, почти совершенно бездеятельны и будут бездействовать без значительной денежной поддержки земства" <8>. -------------------------------- <8> Труды первого областного съезда сельских хозяев Юго-Восточной России. Саратов, 1894. С. 117.
Земства, имея более существенные дотации от государства, оказывали им материальную поддержку, пусть и не всегда значительную. Воронежское губернское земство приняло в 1909 г. постановление, которое определяло порядок выделения субсидий сельскохозяйственным обществам. Вновь учреждаемым обществам выделялось 100 руб., а уже существующим из сумм уездного земства - 5 руб., из губернского земства - 25 руб. Обращает на себя внимание и другое условие выделения пособия от губернского земства - оно поступало, когда уездное земство выделяло пособие своему обществу в размере не менее 25 руб. <9>. -------------------------------- <9> Систематический свод постановлений Воронежского губернского земского собрания. 1898 - 1913. С. 1221.
Но нередко при финансировании сельскохозяйственных обществ земские организации субсидировали только отдельные культурные мероприятия обществ или же выделяли общую сумму, не учитывая при этом количество обществ в уезде. Интересна по этому поводу опубликованная заметка, в которой говорилось следующее: "...Пусть земство скорее изменит свой взгляд на эти малые бедные сельскохозяйственные организации, пусть оно немедленно отыщет средства и будет щедрее отпускать пособия на агрономические мероприятия, пусть оно без всякого риска передаст некоторые свои агрономические мероприятия новым маленьким помощникам, сельскохозяйственным обществам, которые во всяком случае ближе стоят к земледельческому населению, чем земство, и лучше последнего знают его сельскохозяйственные нужды" <10>. -------------------------------- <10> Симбирский хозяин. 1916. N 6 - 7. С. 70 - 71.
Отмечая все позитивное, что делалось земствами в отношении сельскохозяйственных обществ, все же следует сказать, что местами существовали индифферентное отношение к сельскохозяйственным обществам, конкуренция со стороны земств, а иногда и запрет на сотрудничество земского агронома с обществами. "У нас в уезде состоялось постановление земского собрания, запрещающее агроному принимать участие в деятельности и возникновении сельскохозяйственных обществ" <11>. -------------------------------- <11> Областной съезд представителей земств и сельских хозяев юга России. Т. IV. Доклады. С. 987.
В научных исследованиях по аграрной истории одной из главных причин упадка сельского хозяйства называется отсутствие научной агрономической подготовки у лиц, ведущих сельское хозяйство. В отличие от земств, существенным изъяном прежде всего уездных и волостных сельскохозяйственных обществ являлся их малокультурный состав. Но вместе с тем он был постоянен и группировал в себе наиболее сознательные элементы населения. С целью преодоления двойственности и неопределенности положения, формирования слаженного механизма в работе обществ аграрного типа и земств выдвигались различные проекты по их организации на новых началах. В частности, в записке делегата первого областного съезда сельских хозяев Юго-Восточной России (1893 г.) г-на Кабештова "О преобразовании сельскохозяйственных обществ" предлагалось слияние двух крупных общественных сил и создание единого "органа, который бы соединил сельских хозяев" <12>. -------------------------------- <12> Труды первого областного съезда сельских хозяев Юго-Восточной России. С. 117 - 125.
Подобная организация с разделением сельскохозяйственных обществ на губернские и уездные при земских учреждениях вызвала оживленные дискуссии. Часть из присутствовавших на съезде отвергла выдвинутое предложение: "...учреждать общества сельских хозяев при земских управах немыслимо: дело земское - особое от задач сельского хозяйства; земство может оказать помощь сельскохозяйственным обществам только в бюджетном отношении". Другие делегаты в контексте общего стратегического замысла аграрной модернизации высказались за "приурочивание сельскохозяйственных обществ к земским управам" <13>. Проект предполагал существенные изменения, однако носил характер рекомендаций и не был обязателен для исполнения. -------------------------------- <13> Там же. С. 120.
Иная идея заключалась в увеличении агрономического воздействия на население через участие представителей земств в сельскохозяйственных обществах и обратно - представителей сельскохозяйственных обществ в земских структурах. Таким образом, несогласованность общественных сил, отсутствие нормативно-правовой базы, четко определявшей их место в структуре органов аграрной политики, привели к тому, что развитие отношений между земскими учреждениями и сельскохозяйственными обществами колебалось от сотрудничества до соперничества. Установление правильного соотношения между всеми существующими сельскохозяйственными органами позволило бы существенно сэкономить их средства и силы. Вместе с тем нельзя не признать, что наличие земств и обществ сельского хозяйства, рассматривающихся в качестве надежного средства, чтобы нести достижения цивилизации в самые отдаленные уголки государства и низшим слоям населения, во многом способствовало развитию сельскохозяйственной промышленности. Наконец, хочется привести основные тезисы по вопросу о взаимоотношениях земских организаций и сельскохозяйственных обществ, прозвучавшие в докладе члена Харьковского общества сельского хозяйства М. З. Резникова на областном съезде представителей земств и сельских хозяев Екатеринослава в 1910 г.: "1. ...Привлечение к нему (сельскому хозяйству - М. П.) возможно большего количества общественных сил, организация их и координирование работы должно признать ближайшей задачей. 2. ...Земства, сельскохозяйственные общества и кооперативы в своей деятельности раздроблены. 3. ...Район деятельности уездных земств, как и оторванность их от населения, так велики. необходимы органы, стоящие ближе к населению... 5. Не будучи еще материально вполне крепкими, сельскохозяйственные общества. представляют собой ту единственную точку соприкосновения населения с земством... <...> 8. Земства... должны стремиться к организации, поддержке и развитию сельскохозяйственных обществ: а) земский агрономический персонал должен входить в жизнь сельскохозяйственных обществ... б) земства должны субсидировать сельскохозяйственные общества; с) свои коммерческие предприятия... земства должны проводить через сельскохозяйственные общества, втягивая их в эту работу; д) земства должны содействовать созыву съездов представителей сельскохозяйственных обществ и объединению их в союзы. 9. Вопрос о конкретном разделении и объединении работ между земствами и сельскохозяйственными обществами может быть разрешаем в конкретной обстановке, т. е. на местах..." <14>. -------------------------------- <14> Там же. С. 999 - 1001.
Название документа