О необходимости совершенствования нормативно-правовых актов, связанных с лицензированием производства взрывчатых веществ
(Таубкин И. С.)
("Российская юстиция", 2010, N 11)
Текст документа
О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ,
СВЯЗАННЫХ С ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ
И. С. ТАУБКИН
Таубкин И. С., главный эксперт по пожарам и взрывам РФЦСЭ при Минюсте России.
Статья посвящена вопросам лицензирования производства взрывчатых веществ. Автором на основе обобщения экспертной практики высказываются предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: лицензирование, производство взрывчатых веществ.
This article is devoted to licensing the production of explosives. The author based on the aggregation of expert practice makes suggestions for improving legislation in this area.
Как известно, Уголовный кодекс РФ (далее - УК) содержит ряд статей, по которым квалифицируются преступления, связанные с незаконным изготовлением, приобретением, передачей, сбытом, хранением, перевозкой или ношением взрывчатых веществ (ВВ). Объектом этих преступлений является общественная безопасность.
Судебно-экспертная практика свидетельствует о том, что имеются случаи противоправного привлечения к уголовной ответственности по ст. 223 УК за незаконное изготовление ВВ. Так, против руководства одного из предприятий (далее - ОАО), имеющего лицензию от Федерального агентства по промышленности на производство твердых ВВ военного назначения, было возбуждено уголовное дело по этой статье за изготовление ВВ, представляющего смесь пористой аммиачной селитры и дизельного топлива. Это ВВ несудебной экспертизой было квалифицировано как "промышленное ВВ". Основанием для возбуждения уголовного дела явилось отсутствие у ОАО лицензии на изготовление, применение и хранение "промышленных ВВ". Следует отметить, что лицензия на изготовление ВВ военного назначения была выдана ему 11 апреля 2008 г. указанным Федеральным агентством согласно Постановлению Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 467 "Об утверждении положений о лицензировании деятельности в области боеприпасов и пиротехнических изделий".
Для оценки обоснованности возбуждения указанного уголовного дела рассмотрим состояние нормативно-правовых актов, связанных с лицензированием производства ВВ, а также определение термина "промышленное взрывчатое вещество".
Согласно ГОСТ 26184-84 "Вещества взрывчатые промышленные. Термины и определения" термин "промышленное взрывчатое вещество" определяется как "взрывчатое вещество, предназначенное для взрывных работ в народном хозяйстве". Следует отметить, что словосочетание "промышленное взрывчатое вещество" некорректно, поскольку означает лишь промышленное (заводское), а не кустарное изготовление ВВ. Правильно было бы называть такие ВВ "ВВ промышленного назначения". Этот термин используется во всех постановлениях Правительства РФ, в которых упоминаются эти вещества. Обращаем также внимание на то, что понятие "народное хозяйство" устарело.
Рассмотрим ВВ, предназначенные для взрывных работ в народном хозяйстве. В нем в качестве "промышленных ВВ" применяются гранулированные и водосодержащие аммиачно-селитренные ВВ, включающие тротил. Для промежуточных детонаторов скважинных зарядов используются главным образом тротиловые, тротилгексогеновые, пентолитовые (плавленая смесь тротила с тэном) и другие шашки, а также патроны из аммонита (аммиачная селитра с тротилом). На угольных шахтах в качестве основных зарядов и промежуточных детонаторов применяются предохранительные аммониты и углениты, содержащие нитроэфиры. В качестве средств инициирования применяются детонирующие шнуры. Для разрыва нефтесодержащих пластов недр и образования в них остаточных трещин используются пороховые заряды. Кумулятивные заряды для перфорации нефтяных скважин изготовлены из флегматизированного гексогена.
Таким образом, в состав многих так называемых промышленных ВВ входят такие ВВ, как тротил, гексоген, тэн, нитроглицерин, которые в то же время относятся и к "ВВ военного назначения". Некоторые из этих ВВ применяются в промышленности не в виде смесей, а как самостоятельные химические соединения (тротил, гексоген, тэн и др.). В связи с этим можно констатировать, что деление ВВ на "промышленные" и "ВВ военного назначения" носит весьма условный характер.
Следует особо отметить, что в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. N 5 указывается, что под ВВ "следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха". К ним "относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо". Как известно, тротил, пластиты, эластиты и порох являются ВВ двойного назначения - промышленного и военного назначения, а аммониты - ВВ промышленного назначения.
Таким образом, и в этом документе ВВ не делятся на "промышленные ВВ" и "ВВ военного назначения". Это обстоятельство чрезвычайно важно при установлении ответственности за изготовление без лицензии ВВ промышленного назначения при наличии лицензии на изготовление ВВ военного назначения.
Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 599 "Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов" регламентирует перечень работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, следующим образом.
1. Получение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
2. Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
3. Переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
4. Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом.
5. Транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
6. Уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Указанным Постановлением лицензирование этих объектов было возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В каждом из вышеуказанных пунктов Постановления упоминаются ВВ, определенные приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Согласно этому приложению к "категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: 1) получаются, используются, перерабатываются, уничтожаются следующие опасные вещества... г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов". Таким образом, в этом ФЗ ВВ не делятся на "промышленные ВВ" и "ВВ военного назначения".
В связи с этим и в Постановлении Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 599 также отсутствует деление ВВ на "промышленные ВВ" и "ВВ военного назначения".
Статья 223 Уголовного кодекса РФ "Незаконное изготовление оружия" квалифицирует преступления, связанные с незаконным изготовлением или ремонтом огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, а равно незаконным изготовлением боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств и являющиеся преступлениями против общественной безопасности".
Таким образом, в этой статье УК также отсутствует деление ВВ на "промышленные ВВ" и "ВВ военного назначения".
Следует особо отметить, что Указом Президента РФ от 5 мая 2004 г. N 580 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" взрывчатые материалы промышленного назначения отнесены к товарам двойного назначения (см. категорию 10).
Примечание: согласно Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2008 г. N 279 "Об утверждении положений о лицензировании в области взрывчатых материалов промышленного назначения" к "взрывчатым материалам относятся взрывчатые вещества и изделия на их основе, средства инициирования, применяемые при проведении взрывных работ или используемые при производстве других взрывчатых материалов".
Указом Президента РФ от 4 декабря 2008 г. N 1726 "О внесении изменений в Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" взрывчатые материалы промышленного назначения также отнесены к товарам двойного назначения (см. категорию 10).
Вышеприведенный анализ нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что практически трудно четко и однозначно дифференцировать термины "промышленные ВВ" и "ВВ промышленного назначения" от термина "ВВ военного назначения".
16 апреля 2008 г. Постановлением Правительства РФ "Об утверждении положений о лицензировании в области взрывчатых материалов промышленного назначения" N 279 были утверждены положения о лицензировании производства, хранения, применения и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения (далее - ВМ), осуществляемых юридическими лицами. Лицензирование в области ВМ было возложено также на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Таким образом, в Постановлении Правительства РФ N 599 в отличие от Постановления Правительства РФ N 279 используется понятие ВВ, включающее ВВ любого назначения, т. е. военного и промышленного.
Это серьезное противоречие анализируемых нормативно-правовых актов, препятствующее их безошибочному правоприменению. Необходимо обратить внимание, что Постановление Правительства РФ N 599 вышло 12 августа 2008 года, а Постановление Правительства РФ N 279 - 16 апреля 2008 г.
До выхода в свет этих законодательных документов лицензирование производства взрывчатых материалов, используемых при проведении взрывных работ, в том числе "ВВ промышленного назначения", в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 468 ("Об утверждении положений о лицензировании деятельности в области взрывчатых материалов промышленного назначения" с изменениями от 3 октября 2002 г. и 26 января 2007 г.) осуществляло Российское агентство по боеприпасам. В соответствии с этим Постановлением, Федеральный горный и промышленный надзор России осуществлял лицензирование производства ВМ, используемых только при проведении взрывных работ, в местах их применения.
Поскольку до выхода в свет Постановлений Правительства РФ N 279 и N 599 лицензирование производства ВВ осуществляло Российское агентство по боеприпасам, функции которого были переданы после его упразднения Федеральному агентству по промышленности Министерства торговли и энергетики, выдавшему лицензию ОАО, ему не требовалось получение лицензии на производство ВВ от Ростехнадзора.
Таким образом, лицензия от 11 апреля 2008 г. с указанием вида деятельности "разработка и производство твердых взрывчатых веществ" была выдана ОАО "Федеральное агентство по промышленности" в соответствии с существующими на то время законодательными актами РФ.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 452 ("О внесении изменений в перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование") было указано, что "лицензии, предоставленные ранее установленным порядком иными федеральными органами исполнительной власти, действуют до срока их окончания". Такое же указание содержалось и в Постановлении Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 599.
Поэтому лицензия от 11 апреля 2008 г., выданная ОАО с указанием вида деятельности "разработка и производство твердых взрывчатых веществ", позволяла ему разрабатывать и производить на законных основаниях твердые ВВ любого назначения до срока окончания действия указанной лицензии. В связи с указанным, уголовное дело в отношении его руководителей было возбуждено без должного основания.
Поскольку в существующих нормативно-правовых актах отсутствуют ясные определения терминов "ВВ промышленного назначения", "промышленное ВВ" и "ВВ военного назначения", необходимо для их четкого правоприменения:
- отменить Постановление Правительства РФ N 279, поскольку в нем, в отличие от Постановления Правительства РФ N 599, используется понятие ВВ лишь промышленного назначения, в то время как в Постановлении Правительства РФ N 599 - ВВ любого назначения, т. е. военного и промышленного;
- внести в Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 599 указание о том, что лицензии на производство ВВ и обращение с ним должны выдаваться с указанием его конкретного вида (аммонит, тротил, порэмит и т. д.), т. е. без указания его назначения (промышленного, военного);
- скорректировать терминологию, содержащуюся в ГОСТ 26184-84.
Название документа