Совершенствование коммуникативных умений инспекторов дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения при проведении социально-психологического тренинга

(Борисова С. Е.) ("Юридическая психология", 2010, N 3) Текст документа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА <*>

С. Е. БОРИСОВА

Борисова Светлана Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра уголовного права, криминологии и психологии Орловского юридического института МВД России.

В статье исследуются коммуникативные умения инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, проявляющиеся во взаимоотношениях с участниками дорожного движения. Анализируются результаты анкетирования и обосновывается целесообразность применения метода ролевой игры при проведении социально-психологического тренинга с инспекторами дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: коммуникативные умения, взаимоотношения, социально-психологический тренинг, ролевая игра.

The article studies communicative skills of inspectors of road-patrol service of the State Inspectorate of Safety of Road Traffic, reflected in relations with participants of road traffic; analyses the results of questioning and substantiates the feasibility of application of the method of role game in conduct of social-psychology training with inspectors of road-patrol service of the State Inspectorate of Safety of Road Traffic.

Key words: communicative skills, inter-relations, social-psychology, role game.

В настоящее время одной из актуальных задач государственной политики России является обеспечение безопасности дорожного движения, что обусловлено высоким уровнем дорожно-транспортного травматизма и тяжестью последствий дорожно-транспортных происшествий. Реализация утвержденной Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" позволила добиться значимых позитивных результатов, однако, несмотря на принимаемые государством меры, ситуация на дорогах России остается тревожной. В Обращении Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Гумаровича Нургалиева к участникам дорожного движения говорится, что за последние 10 лет в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях погибло свыше 300 тысяч человек, более 2 миллионов получили увечья, т. е. количество ежегодно пострадавших на дорогах страны соизмеримо с населением крупного областного центра [6]. В связи с этим важнейшей сферой деятельности органов внутренних дел является контроль и надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Существенная роль при этом принадлежит инспекторам дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ДПС ГИБДД), реализующим профессиональные функции в процессе взаимоотношений с участниками дорожного движения. Прежде всего следует определиться, что понимается под термином "взаимоотношения". В толковом словаре С. И. Ожегова дается весьма лаконичное определение этому понятию. Взаимоотношение - взаимные отношения между кем-нибудь [7, с. 68]. В. В. Никандров определяет межличностные взаимоотношения как субъективные связи между людьми в группах, представленные системой взаимных психологических установок, ориентаций, ожиданий, обусловленных содержанием их совместной деятельности [9]. Межличностные отношения понимаются как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения [11, с. 378]. Е. П. Ильин говорит, что межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми, сопровождающиеся переживанием эмоций и выражающие внутренний мир человека [2, с. 194]. В социальной психологии межличностные отношения разъясняются также как важный компонент психологии групп, характеризующий их и оказывающий многогранное влияние на их деятельность и на входящих в них людей [12, с. 132]. Обобщая и осмысливая приведенные определения, следует сказать, что взаимоотношения инспекторов ДПС ГИБДД и участников дорожного движения проявляются как минимум на двух уровнях: социально-психологическом как отношения социальных групп (инспекторов ДПС ГИБДД и участников дорожного движения) и межличностном как взаимные контакты между отдельными представителями указанных групп людей. Кроме того, данные взаимоотношения следует рассматривать как процесс, существенно опосредованный условиями дорожного движения и спецификой профессиональной деятельности инспекторов ДПС ГИБДД и отличающийся определенными психологическими особенностями. К ним, в частности, относятся правовая регламентация взаимоотношений инспектора ДПС ГИБДД и участников дорожного движения, нередко возникающие конфликты между ними, интенсивность и разнообразие межличностных коммуникаций, осуществляемых инспектором ДПС ГИБДД, влияние на процесс взаимоотношений фактора экстремальности, способного вызвать нервно-психическое напряжение. Указанные психологические особенности свидетельствует о насущной необходимости глубокого научного изучения, формирования и совершенствования коммуникативных умений инспекторов ДПС ГИБДД, проявляющихся во взаимоотношениях с участниками дорожного движения. Некоторые из этих умений изучены нами в результате анкетирования 78 инспекторов и старших инспекторов ДПС ГИБДД и 32 участников дорожного движения (студентов заочного обучения внебюджетного факультета и неаттестованных сотрудников Орловского юридического института МВД России). При этом применялась анкета, направленная на изучение мнения о значимости коммуникативных умений инспекторов ДПС ГИБДД, влияющих на их взаимоотношения с участниками дорожного движения. В ходе анкетирования использовался перечень умений сотрудника органов внутренних дел в сфере профессионального общения, разработанный С. Е. Кораблевым [4, с. 16 - 19].

25

20

/ 15 / / / / / / 10 / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / 5 / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / 0 1 2 3 4 5 6 7 8

Инспектор ДПС ГИБДД

/ Участники дорожного движения

1 - Умение планировать общение. 2 - Умение осуществлять самоанализ. 3 - Умение понимать главное. 4 - Умение анализировать высказывания собеседника. 5 - Умение анализировать состояние собеседника. 6 - Умение предвидеть намерения собеседника. 7 - Умение гибко строить общение. 8 - Умение анализировать поведение собеседника.

Гистограмма 1. Аналитико-перцептивные умения инспектора ДПС ГИБДД

По мнению всех респондентов, наиболее важными аналитико-перцептивными характеристиками личности инспектора ДПС ГИБДД являются умения оценивать собеседника, предвидя его намерения, и планировать общение (гистограмма 1). Опрошенные сотрудники также в первые пять наиболее важных особенностей включают умение понимать главное (14,92%), умение анализировать мимику, позы, жесты, взгляд партнера по общению, сопоставляя их с высказываниями (12,71%), и умение анализировать высказывания собеседника (11,05%). Участники дорожного движения большее значение придают умениям инспектора гибко строить общение (12,72%), а также анализировать состояния собеседника (11,51%) и осуществлять самоанализ и оценку собственных переживаний в ходе общения (11,51%). Причем инспекторы ДПС ГИБДД последним двум умениям отводят существенно меньшую роль в перечне профессионально-важных качеств личности. Отметим, что специфика профессиональной деятельности инспекторов ДПС ГИБДД предполагает проявление высокого уровня активности и действенности в общении, что, вероятно, не оставляет достаточного количества времени на рефлексию и анализ собственных состояний. В то же время данное умение наряду с умением анализировать состояние собеседника способствует регуляции межличностных отношений и является одним из компонентов компетентности инспектора ДПС ГИБДД в общении. Оценивая роль тактико-психологических умений в сфере взаимоотношений с участниками дорожного движения, обе группы опрошенных в числе наиболее значимых указали умение предупреждать и преодолевать конфликты во взаимоотношениях и умение устанавливать психологический контакт с разными категориями граждан (гистограмма 2).

14 /

/ 12 / /

10 / / /

/ / / / 8 / / / / / / /

6 / / / / / / /

/ / / / / / / / 4 / / / / / / / / / /

2 / / / / / / / / / / / /

/ / / / / / / / / / / / 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 - Умение создавать благоприятные условия. 2 - Умение быстро включаться в общение. 3 - Умение устанавливать контакт. 4 - Умение общаться с людьми, находящимися в состоянии опьянения. 5 - Умение общаться с людьми с суицидальными наклонностями. 6 - Умение общаться с потерпевшими, свидетелями. 7 - Умение общаться с несовершеннолетними. 8 - Умение публично выступать. 9 - Умение управлять инициативой в общении. 10 - Умение предупреждать и преодолевать конфликты. 11 - Умение управлять собственными состояниями. 12 - Умение регулировать эмоции собеседника.

Гистограмма 2. Тактико-психологические умения инспектора ДПС ГИБДД

Умение строить общение с лицами, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (11,34%), инспекторы ДПС ГИБДД располагают на третьем месте по степени значимости в числе тактико-психологических умений. Участники же дорожного движения не включают его даже в первую пятерку наиболее важных умений инспектора ДПС ГИБДД (8,87%). Это, возможно, объясняется отсутствием у большинства граждан опыта общения с лицами, находящимися в состоянии опьянения, аналогичного тому, который имеется у инспекторов ДПС ГИБДД. Кроме того, данный опыт, пережитый сотрудниками, является, судя по ответам, одним из наиболее стрессогенных факторов в ряду тех, что возникают в процессе взаимоотношений с участниками дорожного движения. Уместно здесь привести суждения специалиста в области автотранспортной психологии А. Н. Романова, подчеркивающего значение для безопасности дорожного движения умения инспектора ДПС ГИБДД выявить в транспортном потоке водителей в нетрезвом состоянии. Речь идет об учете таких поведенческих характеристик нетрезвого водителя, как чрезмерно лихая или резкая езда, вихляющая траектория движения, внезапное торможение, частая смена полосы движения, превышение скорости, опасные обгоны, несоблюдение дистанции, проезд на запрещающие сигналы, а иногда слишком осторожная езда - "крадучись" вдоль тротуара [10, с. 165]. Оригинальным можно считать опыт западных специалистов, рассматривающих в качестве одного из средств снижения алкоголизма как социального явления автомобилизацию, "привязывающую" человека к рулю, а также перекладывание ответственности с того, кто выпил лишнее, на того, кто способствовал этому (в гостях, в ресторане) [5]. Несомненно, представляются целесообразными учет как отечественного, так и зарубежного опыта снижения алкоголизации граждан и выработка на этой основе современных мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения в российской действительности.

18

16 /

14 /

/ / 12 / / /

10 / / / / /

/ / / / / / 8 / / / / / / /

6 / / / / / / / /

/ / / / / / / / 4 / / / / / / / / /

2 / / / / / / / / / /

/ / / / / / / / / / 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 - Умение осуществлять самоподачу. 2 - Умение верно подавать слова. 3 - Умение грамотно выстраивать речь. 4 - Умение аргументировать свою позицию. 5 - Умение вести дискуссию, диалог. 6 - Умение задавать вопросы. 7 - Умение управлять темпом и интонацией речи. 8 - Умение контролировать вздохи, смех. 9 - Умение управлять мимикой, жестами, позой. 10 - Умение слушать собеседника.

Гистограмма 3. Психологические умения осуществления отдельных коммуникативных действий

Характеризуя психологические умения осуществления отдельных коммуникативных действий, обе группы респондентов среди первых четырех наиболее важных указали следующие умения: верно подобрать слова, соответствующие ситуации взаимоотношений и психологии участника дорожного движения; слушать собеседника (участника дорожного движения), проникать в смысл того, что порой неявно выражено в его словах; аргументировано защищать свою позицию и опровергать неприемлемые для служебных задач предложения; задавать вопросы (гистограмма 3). Здесь наблюдается наибольшее сходство ответов опрошенных, а психологический портрет так называемого идеального инспектора ДПС ГИБДД во многом схож в сознании сотрудников и участников дорожного движения. В то же время участники дорожного движения в большей степени подчеркивают значимость умения инспектора аргументировать свою позицию, что, вероятно, свидетельствует о нередком возникновении таких ситуаций взаимоотношений, при которых инспекторы не всегда разъясняют сущность правонарушений, ссылаясь на пункт Правил дорожного движения Российской Федерации или статью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, участники дорожного движения особое значение придают умению инспектора ДПС ГИБДД управлять темпом и интонацией речи, что, по-видимому, указывает на необходимость совершенствования риторических и речевых особенностей сотрудников. Помимо профессионально-важных коммуникативных умений инспектора ДПС ГИБДД целесообразно назвать и отдельные характеристики, недостаточный уровень развития которых затрудняет взаимоотношения с участниками дорожного движения. Так, Е. А. Козловская отмечает, что внешний облик, а именно манеры, жесты, мимика, походка, образует своеобразную знаковую систему, на которой строится диалог инспектора ДПС ГИБДД с участником дорожного движения; во многом благодаря внешнему облику инспектор способен расположить к доброжелательному общению участника дорожного движения [3, с. 5]. Проведенное нами анкетирование показывает, что одной из коммуникативных особенностей, затрудняющих взаимоотношения с инспекторами ДПС ГИБДД, с точки зрения участников дорожного движения, является отсутствие у инспектора умения производить позитивное впечатление на окружающих. Инспекторы ДПС ГИБДД в числе коммуникативных качеств, в наибольшей степени затрудняющих взаимоотношения с участниками дорожного движения, выделяют отсутствие профессиональной бдительности и готовности к неожиданному в ситуации общения. В данном случае взгляд инспекторов ДПС ГИБДД совпадает с закономерностью, обоснованной в социальной психологии, согласно которой неожиданность, несовпадение ожидаемого поведения другого человека с реальным может привести к растерянности, психическому перенапряжению, в результате чего взаимодействие сторон рискует окончиться конфликтом [8, с. 125]. В связи с этим уместно привести следующие рекомендации, направленные на совершенствование коммуникативных умений инспектора ДПС ГИБДД, предложенные Е. А. Козловской [3, с. 7 - 8]: - в процессе общения важно выслушать участника дорожного движения, чтобы понять мотивы его поведения; - чтобы не выводить нарушителя "из себя" и не вызвать с его стороны возможных грубых выпадов, агрессии, необходимо использовать прием так называемого зондирования, т. е. постоянно наблюдать за реакцией нарушителя; - если участник дорожного движения ведет себя агрессивно, то инспектору ДПС ГИБДД необходимо объяснить нарушителю, что его эмоции и чувства можно понять, но он грубо нарушил Правила дорожного движения Российской Федерации, поэтому к нему должны быть применены меры административного воздействия. Таким образом, нами рассмотрены некоторые важные коммуникативные умения инспектора ДПС ГИБДД в их взаимосвязи с особенностями профессиональной деятельности. Осуществленный психологический анализ показывает актуальность профессионально-психологической подготовки инспекторов ДПС ГИБДД, в рамках которой представляется целесообразным проведение системы занятий, предусматривающих формирование устойчивых представлений о психологических особенностях взаимоотношений с участниками дорожного движения, развитие и совершенствование профессионально-важных коммуникативных умений. В процессе такой подготовки целесообразно проводить социально-психологический тренинг с использованием метода ролевой игры. Социально-психологический тренинг - область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении [11, с. 709]. Ролевая игра - это способ инсценировать конкретную ситуацию, в которой участники под руководством тренера воссоздают проблемы, возникающие на работе [13, с. 114]. В соответствии с теорией ролевых игр и психодрамы Д. Киппера один из принципов проведения ролевых игр заключается в том, что они основываются на конкретном описании. Подразумевается, что участники ролевой игры представляют свои конфликты в неком сценическом действии, а не рассказывают о них. Конкретизация достигается также за счет того, что с помощью вспомогательных лиц (участников тренинга) и необходимых предметов, часто символических, моделируется фактор окружающей среды [1, с. 73]. В разработанном нами варианте социально-психологического тренинга моделируются ситуации взаимоотношений инспектора ДПС ГИБДД и участника дорожного движения. При этом используется изображение предполагаемых ситуаций взаимоотношений (рис. 1 - не приводится). Прежде чем перейти к игровым действиям, участникам тренинга (инспекторам ДПС ГИБДД) необходимо самостоятельно сформулировать фабулу, являющуюся вводной к игровой ситуации, после чего требуется показать развернутый и достаточно правдоподобный вариант диалога, демонстрирующий особенности взаимоотношений с участниками дорожного движения. Участнику тренинга, исполняющему роль инспектора ДПС ГИБДД, необходимо добросовестно выполнять свою профессиональную роль в соответствии с имеющимися представлениями о ней, использовать методы правового и психологического воздействия, подкреплять свою аргументацию ссылкой на конкретные положения действующих нормативных документов. При возникновении конфликтной ситуации не допустить ее усугубления и развития конфликта, разрешить сложную ситуацию приемлемыми с социальной и правовой точки зрения способами. Исполнителю роли участника дорожного движения следует придерживаться линии поведения, предусмотренной типом и контекстом ситуации, изменить свое поведение и согласиться с предъявляемыми требованиями только в случае их обоснованности и корректности действий инспектора ДПС ГИБДД. Отметим, что моделирование ситуаций взаимоотношений предусматривает, что инспекторы ДПС ГИБДД выполняют и присущую им профессиональную роль, и роль участника дорожного движения. Это способствует лучшему пониманию сотрудниками психологии граждан с помощью постановки себя на их место. Е. А. Козловская указывает на то, что если инспектор может представить себя на месте водителя, прочувствовать его настроение и мысли, то ему многое станет понятным в мотивах допущенного нарушения. Инспектору полезно задавать себе вопрос: "А как бы я поступил на месте участника дорожного движения?" Умение смотреть на себя глазами участников дорожного движения позволяет увидеть не безликую массу, а личность с индивидуальными особенностями. Так, образ водителя в сознании инспектора приобретает особое значение в тех случаях, когда ему предстоит принимать решение о привлечении нарушителя к административной ответственности. При этом инспектору ДПС ГИБДД важно обращать внимание на особенности внешних поведенческих проявлений нарушителя, его эмоциональное состояние и в соответствии с этим применять меры административной ответственности [3, с. 5 - 6]. После моделирования каждой ситуации взаимоотношений следует этап анализа, формулируются выводы и рекомендации участникам социально-психологического тренинга о необходимости совершенствования у них тех или иных коммуникативных умений. В завершение следует сказать, что проведение социально-психологических тренингов можно рассматривать как одну из основных форм работы психологов подразделений Госавтоинспекции, занимающихся психологическим обеспечением профессиональной деятельности инспекторов ДПС ГИБДД. Реализация данных тренингов позволит повышать психологическую грамотность инспекторов ДПС ГИБДД, проявляющуюся во взаимоотношениях с участниками дорожного движения, что, в свою очередь, выступает одним из факторов, позитивно влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения в целом.

Литература

1. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М.: Издательство "Ось-89", 2008. 2. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 3. Козловская Е. А. Профессиональное общение и разрешение конфликтных ситуаций в деятельности инспектора ГАИ с участниками дорожного движения: Метод. рекомендации. М.: НИЦ ГАИ МВД России, 1995. 4. Кораблев С. Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2009. 5. Морозов А. В. Психология анормальных социальных проявлений в современном обществе как дефект правосознания // Юридическая психология. 2006. N 1. 6. Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Гумаровича Нургалиева к участникам дорожного движения // STOP-газета. 2009. N 8. 7. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1985. 8. Основы социально-психологической теории: Учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 9. Психология: Электронный учебник / Никандров В. В. Электрон. дан. М.: КНОРУС, 2009. 10. Романов А. Н. Автотранспортная психология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 11. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. 12. Социальная психология: Учебник / Под ред. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 13. Таунзенд Д. Тренер. Карманный справочник / Пер. с англ. М.: HIPPO, 2004.

Название документа