Порядок учреждения акционерного общества
(Тихомиров М. Ю.) ("Право и экономика", 2008, N 8) Текст документаПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
М. Ю. ТИХОМИРОВ
Тихомиров Михаил Юрьевич, юрист с многолетним опытом практической и научной работы. Специалист по гражданскому и предпринимательскому праву, кандидат юридических наук. Издатель, индивидуальный предприниматель. Родился 30 ноября 1958 г. в г. Москве. В 1981 г. окончил юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Автор более 300 книг, брошюр и статей по проблемам гражданского, предпринимательского, земельного и трудового права, организации управления, обеспечения законности.
Создание общества: общие правила
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования). Таким образом определены два возможных варианта создания акционерного общества. Названные в ст. 8 Закона об АО способы создания акционерного общества изложены в исчерпывающем перечне, что не предполагает расширительного толкования. Общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица в формах, указанных в данной статье. Таким образом, создание акционерного общества обусловлено волеизъявлением его учредителей (об учредителях акционерного общества см. ст. 10 Закона об АО). Целесообразно обратить внимание на то, что в приведенном перечне возможных форм реорганизации акционерного общества не указана такая форма реорганизации, как присоединение. Между тем, согласно п. 2 ст. 15 Закона об АО, реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Такие же формы реорганизации предусмотрены и в п. 1 ст. 57 ГК РФ. Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому, уже существующему, обществу. После завершения реорганизации присоединяемое общество прекращает существование, а принадлежавшие ему права и обязанности реализует общество, к которому осуществлялось присоединение. Таким образом, при реорганизации в форме присоединения новое юридическое лицо не возникает, а изменяется лишь объем прав и обязанностей общества, к которому осуществлялось присоединение. Нормы, установленные в абз. 1 ст. 8, имеют общее значение и получают развитие в ст. ст. 9 - 11, 15 - 20 гл. 2 Закона об АО. Общество считается созданным с момента его государственной регистрации (см. абз. 2 ст. 8 Закона об АО). Абзац 2 данной статьи повторяет общее правило, установленное в п. 2 ст. 51 ГК РФ применительно ко всем юридическим лицам, и норму п. 5 ст. 2 Закона об АО. Факт государственной регистрации завершает процедуру создания акционерного общества и означает возникновение нового юридического лица. Момент государственной регистрации акционерного общества определяется по правилам, установленным Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1>. В соответствии с п. 2 ст. 11 указанного Федерального закона моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; N 50. Ст. 4855; N 52. Ч. I. Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2722.
Однако правоспособность акционерного общества в полном объеме возникает не с момента его государственной регистрации, а лишь с момента оплаты 50% акций общества, распределенных среди его учредителей (см. п. 3 ст. 2 Закона об АО). Напомним, что учредители общества обязаны оплатить не менее половины уставного капитала акционерного общества в течение трех месяцев с момента его государственной регистрации, а оставшуюся часть - в течение года с момента регистрации общества, если договором о создании общества не предусмотрен меньший срок (п. 1 ст. 34 Закона об АО) <2>. -------------------------------- <2> См. подроб.: Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" в новой редакции / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2008. (http://www. urkniga. ru)
Создание общества путем учреждения
Учреждение акционерного общества осуществляется по правилам ст. 9 Закона об АО. Указанная статья развивает нормы, установленные п. п. 1, 4, 6 ст. 98 ГК РФ, и учитывает практику, сложившуюся еще в процессе реализации Положения об АО. Последовательность расположения норм ст. 9 не совпадает с последовательностью конкретных действий учредителей по созданию акционерного общества. Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично (п. 1 ст. 9 Закона об АО). Решение учредителей акционерного общества об его учреждении - это решение собрания учредителей. Такое решение должно быть оформлено письменно в качестве самостоятельного документа, являющегося приложением к протоколу учредительного собрания, или должно содержаться непосредственно в протоколе такого собрания. Отметим, что Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в п. "б" ст. 12 среди документов, которые представляются в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица при его создании, называет решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае если у общества один учредитель, решение об учреждении акционерного общества является не коллегиальным, а единоличным актом. Такой учредитель должен письменно оформить решение о создании акционерного общества и подписать его, а если учредитель является юридическим лицом - также и удостоверить решение оттиском круглой печати. Требования к содержанию решения об учреждении общества в случае учреждения общества одним лицом установлены в абз. 2 п. 5 ст. 9 Закона об АО. В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона об АО решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества. Приведенные требования к содержанию решения об учреждении общества установлены для случая, если акционерное общество создается более чем одним учредителем. Указанные положения распространяются также на общества с одним акционером постольку, поскольку Законом об АО не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений (см. п. 2 ст. 2 Закона об АО). Перечень требований к содержанию решения, установленный в п. 2 ст. 9, не является исчерпывающим. Он дополняется сведениями, указанными в п. 3 ст. 9, а для обществ, учреждаемых одним лицом, - в п. 5 ст. 9 Закона об АО. Поэтому при подготовке решения об учреждении акционерного общества нужно руководствоваться п. п. 2 и 3, а при учреждении общества одним лицом - п. п. 2 и 5 данной статьи с учетом положений п. 2 ст. 2 Закона об АО. Помимо этого, решение должно содержать сведения о лицах (лице), его принявших, а также их подписи и оттиски круглых печатей (печати) учредителей - юридических лиц. Решение об учреждении общества, утверждении его устава и утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества, принимается учредителями единогласно (п. 3 ст. 9 Закона об АО). Таким образом, указанные решения считаются принятыми, если за них проголосовали все учредители (физические лица и (или) представители юридических лиц), участвовавшие в учредительном собрании, независимо от количества голосующих акций, которые намеревается оплатить тот или иной учредитель. Иными словами, при принятии решений по вопросам, указанным в п. 3 ст. 9 Закона об АО, голосуют лица, а не акции. Исходя из смысла приведенной нормы следует полагать, что учредительное собрание считается правомочным (имеется кворум) только в том случае, если в нем участвуют (лично или через своих представителей) все учредители акционерного общества. Такое правило было прямо установлено Положением об АО, что представляется вполне обоснованным (см. п. 22 Положения об АО). При оценке имущественных прав, вносимых в качестве оплаты акций общества, учредители должны иметь в виду, что в соответствии с п. 17 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 в качестве вклада в имущество хозяйственного общества могут вноситься имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Поэтому объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу ЭВМ и т. п.) или ноу-хау таким вкладом быть не может. Однако в качестве вклада возможно признание права пользования таким объектом, передаваемое обществу в соответствии с лицензионным договором, зарегистрированным в порядке, предусмотренном законодательством <3>. -------------------------------- <3> См.: Вестник ВАС РФ. 1997. N 5. С. 34.
Согласно п. 4 ст. 9 Закона об АО избрание органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, а также в случае, предусмотренном указанным пунктом, утверждение аудитора общества осуществляется учредителями общества большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции. Для сравнения напомним, что до введения в действие Закона об АО для принятия таких решений было необходимо большинство в три четверти голосов учредителей общества, т. е. по данному вопросу голосовали не акции, а лица (см. п. 24 Положения об АО). Таким образом, законодатель обеспечивает применение основных правил принятия решений общим собранием участников акционерного общества по указанным вопросам уже с момента учредительного собрания, в котором участвуют только учредители (о голосующих акциях см. ст. ст. 25, 31, 32, 49; о правилах принятия решений общим собранием акционеров см. ст. 49 Закона об АО). Смысл данной нормы заключается в том, чтобы обеспечить решающее влияние крупных акционеров на процессы организации управления в создаваемом обществе, а в дальнейшем - их контроль над принятием управленческих решений органами акционерного общества. Что касается миноритарных акционеров, то по мере модификации Закона об АО, особенно последние годы, их права становятся более ограниченными. В определенных случаях права таких акционеров вообще могут быть принудительно прекращены по правилам, установленным Законом об АО (см., например, статьи гл. XI.1). При учреждении общества учредители могут утвердить аудитора общества. В этом случае решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей общества и принятое ими решение об утверждении аудитора общества (см. абз. 2 п. 4 ст. 9 Закона об АО). В первом предложении указанного абз. 2 содержится диспозитивная норма, позволяющая учредителям общества (но не обязывающая их) утвердить аудитора создаваемого акционерного общества уже на учредительном собрании. В таком случае аудитор утверждается большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции, и к содержанию решения об учреждении общества дополнительно предъявляются императивные требования, перечисленные в абз. 2 п. 4 ст. 9 Закона об АО. В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона об АО учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества. Договор о создании акционерного общества, по сути, имеет значение договора о совместной деятельности, поэтому он не может быть отнесен к учредительным документам общества. Именно из данного понимания роли договора о создании общества исходят Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) (п. 1 ст. 98) и Закон об АО (п. 5 ст. 9). Напомним, что прежде Положение об АО определяло роль заявки на регистрацию общества как формального договора между учредителями (п. 17 Положения об АО) и относило такой договор к числу учредительных документов акционерного общества (п. 14 Положения об АО). Договор о создании акционерного общества, являющийся по своей природе договором о совместной деятельности, отличается от учредительного договора как учредительного документа некоторых видов юридических лиц. Прежде всего, это отличие состоит в том, что договор о создании акционерного общества необходим только при создании общества и утрачивает свое значение с момента государственной регистрации соответствующего юридического лица в связи с исполнением сторонами своих обязательств, обеспечивающих достижение указанной цели. Роль договора о создании акционерного общества как договора о совместной деятельности признана в п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" <4>. Поэтому при рассмотрении спора о признании договора о создании такого хозяйственного общества недействительным суды должны руководствоваться соответствующими нормами ГК РФ о недействительности сделок. -------------------------------- <4> Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.
В случае несоответствия указанного договора требованиям закона или иных правовых актов он является ничтожным (т. е. не влечет юридических последствий) полностью или в соответствующей части независимо от признания его таковым судом (ст. 168 ГК РФ). Поскольку ГК РФ не исключает возможности предъявления иска о признании ничтожной сделки недействительной, с таким иском может обратиться в суд любое заинтересованное лицо с учетом подведомственности спора. Подобного рода иски могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, установленного п. 1 ст. 181 ГК РФ (срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки). ГК РФ определяет требования к содержанию договора о создании акционерного общества и требования к его форме. Согласно ст. 98 ГК РФ такой договор заключается в простой письменной форме, что не лишает учредителей общества права придать ему и нотариальную форму. Следует подчеркнуть, что из законодательства не вытекает обязательность нотариального удостоверения данного договора, и придание ему нотариальной формы зависит только от усмотрения учредителей общества. К требованиям ГК РФ (п. 1 ст. 98), касающимся содержания договора о создании акционерного общества, Закон об АО (п. 5 ст. 9) добавляет следующие дополнительные сведения, которые должны быть обязательно отражены в договоре: категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей; размер и порядок их оплаты; права и обязанности учредителей по созданию общества. Целесообразно учитывать также следующие обстоятельства. Поскольку, как уже отмечалось, договор о создании акционерного общества является договором о совместной деятельности, к нему применимы общие нормы ГК РФ о договорах, установленные в гл. 27 - 29 ГК РФ. Кроме того, отношения, возникающие между учредителями акционерного общества до государственной регистрации соответствующего юридического лица, подобны отношениям товарищей в простом товариществе. Напомним, что согласно ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Именно такова сущность и договора о создании акционерного общества, с той лишь разницей, что сторонами договора о совместной деятельности, правила о котором установлены в гл. 55 ГК РФ, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, в то время как Закон об АО по понятным причинам допускает участие в акционерном обществе любых граждан, а не только индивидуальных предпринимателей. Однако, несмотря на неполное совпадение субъектного состава возможных сторон договора о совместной деятельности и договора о создании акционерного общества, при создании акционерного общества вполне допустимо при подготовке договора о его создании ориентироваться также на правовые нормы, установленные в ст. ст. 1041 - 1054 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 98 ГК РФ учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до его государственной регистрации. Это отличает договор о создании общества от обычного договора о совместной деятельности, предусматривающего долевую ответственность его участников перед кредиторами. В дальнейшем сделки, заключенные учредителями при создании акционерного общества, могут получить одобрение общего собрания, и тогда ответственность по этим сделкам возлагается на общество (о солидарной ответственности (обязанности) см. ст. ст. 322 - 325 ГК РФ). Последовательность действий учредителей по созданию акционерного общества в общем виде может быть определена так: подготовка договора о создании общества и его заключение (по желанию - также придание ему нотариальной формы); подготовка проектов документов и решений, подлежащих рассмотрению и утверждению на учредительном собрании; согласование разногласий и подготовка окончательной редакции указанных документов; определение даты, времени, места и формы проведения учредительного собрания; проведение учредительного собрания с принятием решений, указанных в ст. 9 Закона об АО; представление учредительного и иных необходимых документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Если у акционерного общества один учредитель, то нормы, установленные в п. 1 ст. 98 ГК РФ и в п. 5 ст. 9 Закона об АО, не применяются. В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты (абз. 2 п. 5 ст. 9 Закона об АО). Это минимально необходимые требования к решению об учреждении общества одним лицом. Представляется, что помимо сведений, указанных в абз. 2 п. 5 ст. 9 Закона об АО, в случае если акционерное общество учреждается одним лицом, в решении об учреждении общества нужно также отразить: факт учреждения акционерного общества в форме закрытого или открытого общества с определенным наименованием и местонахождением; факт утверждения устава общества; принципы образования органов управления общества, на основе которых подготовлены соответствующие разделы устава, и факт принятия учредителем на себя обязанностей единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) в случае, если данное обстоятельство имеет место; денежную оценку ценных бумаг, других вещей или имущественных либо иных прав, имеющих денежную оценку, которые вносятся учредителем в оплату акций соответствующего общества. Особенности учреждения обществ с участием иностранных инвесторов могут быть предусмотрены федеральными законами. Данное правило, установленное в п. 6 ст. 9 Закона об АО, действует с 1 января 2002 г. В связи с этим в Постановлении от 18 ноября 2003 г. N 19 Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" обращено внимание на то, что с указанного момента на общества, создаваемые с участием иностранных инвесторов, распространяется действие Закона об АО, за исключением норм, определяющих порядок учреждения обществ, в части, относящейся к особенностям, установленным специальными нормами. До 1 января 2002 г. акционерные общества с участием иностранных инвесторов создавались в соответствии с федеральными законами Российской Федерации об иностранных инвестициях (п. 6 ст. 9 Закона об АО в редакции 1995 г.). В настоящее время особенности учреждения акционерных обществ с участием иностранных инвесторов регулируются не только Федеральным законом от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <5>, но и другими федеральными законами. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3034; 2003. N 50. Ст. 4855; 2005. N 30. Ч. II. Ст. 3128; 2006. N 23. Ст. 2382.
Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" регламентирует, в частности, отношения, связанные с созданием и ликвидацией коммерческих организаций с иностранными инвестициями (ст. 20), созданием и ликвидацией филиалов иностранных юридических лиц (ст. ст. 21, 22). По определению указанного Федерального закона (ст. 2) иностранный инвестор - иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством этого государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории России; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории России; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории России; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на ее территории; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами. Однако нужно иметь в виду, что Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании. В силу этого обстоятельства редакция п. 6 ст. 9 Закона об АО, действующая с 1 января 2002 г., предусматривает возможность определения особенностей учреждения акционерных обществ с участием иностранных инвесторов при помощи различных федеральных законов - регулирующих иностранные инвестиции в России, банковскую, страховую деятельность и другие специфические отношения.
Учредители акционерного общества
Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении (п. 1 ст. 10 Закона об АО). Из смысла данной нормы следует, что в составе учредителей акционерного общества могут быть: только граждане (гражданин); только юридические лица (юридическое лицо); и граждане (гражданин), и юридические лица (юридическое лицо). Право гражданина создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами основано на нормах гражданского законодательства Российской Федерации. Статья 18 ГК РФ, раскрывая содержание правоспособности граждан, предусматривает, в частности, и названное право гражданина. Но гражданин должен быть способен реализовать это право, иметь возможность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (см. ст. 21 ГК РФ). Поэтому учредителями акционерного общества могут быть только дееспособные граждане, т. е. те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств и т. п. По общему правилу гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижении лицом 18-летнего возраста. Однако когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. Кроме того, объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным при определенных условиях (эмансипация) также является юридическим фактом, позволяющим такому несовершеннолетнему своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В статье 27 ГК РФ установлено, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту (имеется в виду - на постоянной основе), либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. После объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным он самостоятельно несет имущественную ответственность по своим обязательствам. Таким образом, учредителями акционерного общества могут быть граждане, достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а также несовершеннолетние с 16 лет с учетом правил, установленных ст. 27 ГК РФ. Поскольку занятие предпринимательской деятельностью во времени должно предшествовать эмансипации, регистрирующие органы не вправе препятствовать 16-летнему несовершеннолетнему быть учредителем акционерного общества, но при условии, что он выразит намерение пройти процедуру эмансипации и представит доказательства согласия родителей (усыновителей, попечителя) на осуществление им предпринимательской деятельности. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности в установленном порядке, могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах (кроме открытых акционерных обществ). Закон об АО подобных правил не устанавливает, но тем не менее указанные ограничения и запреты существуют. В качестве наиболее общих примеров такого рода ограничений можно привести правила, установленные в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <6>, ст. 17 которого запрещает гражданскому служащему, в частности, осуществлять предпринимательскую деятельность (подп. 3 п. 1), приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход (подп. 4 п. 1). Статья 11 Федерального закона от 8 января 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" <7> запрещает муниципальному служащему заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц (подп. 3 п. 1). -------------------------------- <6> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2006. N 6. Ст. 636. <7> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 224; 1999. N 16. Ст. 1933; 2002. N 16. Ст. 1499; N 30. Ст. 3029.
Подобные запреты установлены также в отношении судей, депутатов представительных органов государственной власти и некоторых других лиц. Соответствующие правовые нормы содержатся не только в федеральном законодательстве, но и в законодательстве субъектов Российской Федерации. Например, согласно ст. 106 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) судьи не вправе заниматься предпринимательской деятельностью; в соответствии со ст. 73 Устава Вологодской области такой запрет установлен в отношении депутатов Законодательного Собрания, работающих на постоянной основе, губернатора области; ст. 97 Устава (Основного Закона) Самарской области запрещает заниматься предпринимательской деятельностью губернатору области. При этом указанные запреты и ограничения в силу п. 4 ст. 66 ГК РФ по общему правилу не должны применяться в отношении граждан, независимо от их служебного положения или рода занятий, приобретающих акции открытых акционерных обществ (т. е. становящихся их участниками), если, конечно, такая деятельность не осуществляется гражданином в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг. Что касается закрытых акционерных обществ, то, если запрет на ведение предпринимательской деятельности толковать расширительно, казалось бы, он должен применяться в отношении указанных граждан, занимающих должности или осуществляющих деятельность, не совместимые с предпринимательством. Однако имеются ли юридические основания расширительного толкования норм, устанавливающих запреты для отдельных категорий граждан заниматься предпринимательской деятельностью? В связи с этим целесообразно иметь в виду следующее. Субъектами предпринимательской деятельности <8> могут быть граждане и юридические лица. Строго говоря, создание (учреждение) юридического лица - это не предпринимательская деятельность гражданина, а единичный волевой акт, свидетельствующий лишь о предприимчивости гражданина-учредителя. После создания и государственной регистрации юридического лица предпринимательскую деятельность осуществляет не гражданин-учредитель, а созданное им юридическое лицо от своего имени и под свою ответственность. -------------------------------- <8> См.: определение предпринимательской деятельности, установленное в п. 1 ст. 2 ГК РФ.
Несмотря на наличие множества теорий и многогранность понятия юридического лица, российские цивилисты едины в том, что юридическое лицо - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени <9>. Очевидно, что юридическое лицо и физическое лицо - это два разных субъекта права, каждый из которых обладает обособленным имуществом, самостоятельно участвует в гражданском обороте от своего имени и на свой риск, несет самостоятельную имущественную ответственность. Поэтому предпринимательская деятельность гражданина путем участия в учреждении юридического лица невозможна в принципе. Что же касается предпринимательской деятельности физического лица (индивидуальной предпринимательской деятельности), то она может осуществляться гражданином только непосредственно, без образования юридического лица, от своего имени, на свой риск и под свою ответственность. -------------------------------- <9> См., напр.: Гражданское право: Учеб. Т. 1. Изд. 5-е, перераб. и доп. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2002. С. 127.
Данный вывод подтверждается нормами современного законодательства. Так, в содержание правоспособности граждан ст. 18 ГК РФ включает, в частности, права: заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами. Таким образом, ГК РФ различает: предпринимательскую деятельность гражданина, т. е. деятельность, которую данный гражданин осуществляет непосредственно; создание гражданином юридического лица, т. е. имеющий самостоятельное правовое значение волевой акт, влекущий юридические последствия, но не относящийся к предпринимательской деятельности гражданина <10>. -------------------------------- <10> См. подр.: Тихомиров М. Ю. Индивидуальный предприниматель: правовое положение и виды деятельности. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2006. (http://www. urkniga. ru)
Поэтому установленные законодательством запреты для отдельных категорий граждан заниматься предпринимательской деятельностью не позволяют таким лицам выступать в гражданском обороте в качестве индивидуальных предпринимателей. Что касается участия указанных граждан в учреждении юридических лиц, то приведенные рассуждения и буквальное толкование понятия "предпринимательская деятельность" не дают оснований для того, чтобы приравнивать такое участие к занятию предпринимательской деятельностью. Если законодатель, устанавливая названные запреты, имел в виду также ограничение участия отдельных категорий граждан в юридических лицах, то соответствующие нормы, с нашей точки зрения, должны быть сформулированы более определенно и недвусмысленно. Это возможно путем внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты - как федерального, так и регионального уровней. Примером достаточно ясной формулировки такого рода норм может служить действующее правило п. 2 ст. 21 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", согласно которому руководитель унитарного предприятия не вправе, в частности, быть учредителем (участником) юридического лица, заниматься предпринимательской деятельностью. Юридическое лицо по общему правилу может быть участником акционерного общества в силу своей правоспособности (см. ст. 49 ГК РФ), возникающей с момента государственной регистрации соответствующего юридического лица. Однако данное правило не распространяется на хозяйственные общества, состоящие из одного лица, - они, согласно п. 6 ст. 98 ГК РФ, не вправе быть единственным участником другого хозяйственного общества, состоящего из одного лица. В абз. 2 п. 2 ст. 10 Закона об АО установлено аналогичное правило применительно к акционерным обществам. Однако если в акционерном обществе несколько участников, то хозяйственное общество, состоящее из одного лица, вправе быть одним из его учредителей. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" указал на то, что при рассмотрении споров, связанных с учреждением акционерных обществ, судам необходимо учитывать установленные законодательством для отдельных групп юридических лиц ограничения или запрет на участие в таких обществах. Финансируемые собственниками учреждения могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ с разрешения собственника, в том числе с использованием для этих целей доходов учреждения от разрешенной ему деятельности (п. 4 ст. 66, п. 2 ст. 298 ГК РФ). Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут выступать в качестве учредителей (участников) акционерных обществ (за исключением кредитных организаций, учредителями (участниками) которых они не могут быть) с использованием в этих целях принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления имущества только с согласия собственника имущества (ст. ст. 6 и 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <11>). -------------------------------- <11> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746; 2003. N 50. Ст. 4855.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" <12> государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут выступать покупателями имущества приватизируемых государственных и муниципальных предприятий, в том числе акций обществ, создаваемых на базе таких предприятий. -------------------------------- <12> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251; 2003. N 9. Ст. 805; 2005. N 19. Ст. 1750; N 25. Ст. 2425; N 30. Ч. I. Ст. 3101; 2006. N 1. Ст. 10; N 2. Ст. 172; N 17. Ч. I. Ст. 1782.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в соответствии со ст. ст. 124 и 125 ГК РФ могут выступать в качестве учредителей (участников) акционерных обществ с особенностями, предусмотренными п. 4 ст. 7 Закона об АО. При решении вопроса о возможном субъектном составе учредителей того или иного акционерного общества необходимо также учитывать правила, установленные специальным законодательством, регулирующим специфические сферы деятельности (банковскую, страховую и др.). Например, такие правила содержат положения ЦБ РФ от 19 марта 2003 г. N 218-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитных организаций", от 19 апреля 2005 г. N 268-П "О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитной организации" и другие нормативные правовые акты. Абзац 2 п. 1 ст. 10 Закона об АО запрещает государственным органам и органам местного самоуправления выступать от своего имени учредителями акционерного общества, кроме случаев, когда такая возможность предусмотрена федеральными законами. Этот запрет действует в отношении представительных и исполнительных органов, а также судов. ВС РФ и ВАС РФ в совместном Постановлении Пленумов от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <13> дали разъяснение о том, что акты о регистрации созданных после 7 декабря 1994 г. хозяйственных обществ, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда право учреждать такие общества предоставлено соответствующим органам федеральным законом или иными правовыми актами, изданными до введения в действие ГК РФ. В случаях, если учредителем хозяйственного общества, созданного и зарегистрированного до 8 декабря 1994 г., в соответствии с ранее действовавшим законодательством выступил государственный орган или орган местного самоуправления, после введения в действие ГК РФ его учредителем признаются соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. -------------------------------- <13> Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.
Напомним, что в п. 4 ст. 66 ГК РФ установлена общая норма, согласно которой государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. С ней корреспондирует специальная норма Закона об АО (абз. 2 п. 1 ст. 10), которая распространяет на учредителей акционерных обществ данное общее правило, но в то же время отсылает к федеральным законам, которые могут предусмотреть иное. Одним из таких случаев является право специализированных учреждений, осуществляющих продажу федерального имущества в процессе его приватизации, осуществлять от имени Правительства РФ функции по продаже приватизируемого федерального имущества (ст. 6 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"). В соответствии с подп. 13 п. 10 разд. II Устава специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 925) <14> указанное учреждение выступает по поручению Правительства РФ учредителем (участником, акционером) хозяйственных обществ. -------------------------------- <14> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5229.
Число учредителей открытого общества не ограниченно. Число учредителей закрытого общества не может превышать пятидесяти (п. 2 ст. 10 Закона об АО). Данное правило развивает норму п. 2 ст. 97 ГК РФ, которая устанавливает, что число участников закрытого акционерного общества не может превышать числа, установленного Законом об АО. Если число учредителей закрытого акционерного общества превысит 50, т. е. в создании общества будут участвовать 51 и более лиц, то такое общество должно создаваться в форме открытого акционерного общества. Согласно п. 3 ст. 10 Закона об АО учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества. До государственной регистрации акционерного общества в качестве юридического лица его учредители выступают в гражданско-правовых и иных отношениях каждый от своего имени, но для достижения общей цели - создания акционерного общества. Поэтому их ответственность по обязательствам, связанным с созданием общества, законодателем признается солидарной, но при условии, что данные обязательства возникли до государственной регистрации акционерного общества. Если, например, какой-либо из учредителей акционерного общества после государственной регистрации общества в качестве юридического лица на свой риск примет на себя обязательство в интересах общества, то другие учредители уже не могут быть привлечены к солидарной ответственности по этому обязательству на основании п. 3 ст. 10 Закона. Необходимо также учитывать, что с момента государственной регистрации общества и приобретения им статуса юридического лица между обществом и его учредителями устанавливаются новые правоотношения. Так, в силу п. 1 ст. 34 Закона об АО возникает обязательство учредителей по отношению к обществу оплатить все акции общества, распределенные при его учреждении, в течение года с момента регистрации общества (если уставом не будет установлен меньший срок); при этом не менее 50% уставного капитала учредители обязаны оплатить в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества. Поскольку норма первого абзаца п. 3 ст. 10 Закона об АО сформулирована в качестве императивной и не допускает расширительного толкования, постольку следует считать, что действие установленного в ней правила о солидарной ответственности учредителей во времени ограничено моментом государственной регистрации общества. По этой причине указанное правило не должно применяться к ответственности по обязательствам учредителей, связанным с оплатой акций, распределенных при учреждении общества. Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров (абз. 2 п. 3 ст. 10 Закона об АО). Если учредители общества до его государственной регистрации заключили с третьими лицами гражданско-правовые договоры (купли-продажи, аренды помещений и оборудования, средств связи, транспорта и т. п.), то они отвечают по указанным обязательствам солидарно и не вправе рассчитывать на финансовое или иное участие в их расходах со стороны других лиц. Но если впоследствии общее собрание акционеров признает целесообразными и необходимыми для создания акционерного общества сделки, совершенные учредителями на свой риск, и одобрит их, то соответствующее решение общего собрания будет служить основанием для возложения ответственности по таким сделкам на созданное общество как юридическое лицо, выступающее в качестве самостоятельного участника гражданского оборота. В таком случае акционерное общество становится должником по сделкам, совершенным учредителями, перед их кредиторами. К обязательствам учредителей, связанным с созданием общества, несомненно, относятся и их обязанности по оплате акций, распределенных при учреждении общества. Однако действие правил, установленных в абз. 2 п. 3 ст. 10, не может быть распространено на отношения ответственности по таким обязательствам. Если акции, распределенные при учреждении общества, не были оплачены полностью в течение установленных сроков, то ответственность по соответствующим обязательствам учредителей не может возлагаться на общество. В таких случаях право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме (стоимости имущества, не переданного в оплату акций), переходит к обществу по правилам, установленным в четвертом и пятом абзацах п. 1 ст. 34 Закона об АО.
Устав общества
Закон об АО (п. 1 ст. 11) не предусматривает иных, помимо устава, учредительных документов акционерного общества. Устав общества является его единственным учредительным документом (см. также п. 3 ст. 98 ГК РФ). В этом состоит одно из отличий современного акционерного законодательства Российской Федерации от ранее действовавших правовых норм, относивших к учредительным документам акционерного общества заявку на регистрацию, протокол учредительного собрания (кроме случая, когда у общества один учредитель) и устав общества (см. п. 14 Положения об АО). Требования устава общества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами (см. п. 2 ст. 11 Закона об АО). Устав акционерного общества является локальным нормативным документом, обязательным как для всех акционеров и персонала данного общества, так и для самого акционерного общества как юридического лица. Главное назначение устава - юридическая индивидуализация соответствующего акционерного общества в качестве субъекта права, самостоятельного и конкретно-определенного участника гражданского оборота. Этим назначением данного учредительного документа объясняется и его открытость, публичность (см. п. 4 ст. 11 Закона об АО), так как иные субъекты правоотношений, участником которых является соответствующее акционерное общество, должны иметь возможность получить полную и юридически достоверную информацию о своем партнере. Как известно, правоспособность юридического лица (см. ст. 49 ГК РФ) реализуется его органами (см. ст. 53 ГК РФ). Поэтому устав акционерного общества обязателен к исполнению прежде всего всеми органами общества - общим собранием акционеров, советом директоров (наблюдательным советом) общества, единоличным исполнительным органом, коллегиальным исполнительным органом, ревизионной комиссией (ревизором), а также всеми лицами, состоящими с обществом в трудовых отношениях. Кроме того, устав обязателен для всех акционеров соответствующего общества, а не только тех, кто участвовал в утверждении устава при учреждении общества (учредителей). Зарубежное акционерное законодательство при создании акционерного общества тоже предусматривает подготовку его устава, который обычно совершается в форме документа, удостоверенного нотариусом или судом. В Англии и США значение устава имеют два документа (в Англии - меморандум компании и внутренний регламент компании; в США - устав и внутренний регламент). В Российской Федерации нотариальное удостоверение устава по общему правилу не требуется. Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Например, этим же Федеральным законом предусмотрено, что если при государственной регистрации представляется не подлинный экземпляр учредительного документа, а его копия, то такая копия должна быть нотариально удостоверена (подп. "е" п. 1 ст. 5). Если требование нотариального удостоверения учредительного документа, представляемого при государственной регистрации, предусмотрено подзаконным правовым актом, то такое требование будет противоречить норме п. 5 ст. 9 указанного Федерального закона. В то же время нотариально заверенные копии устава могут понадобиться организациям, имеющим намерение осуществлять специфические виды деятельности, началу которой, помимо государственной регистрации, должны предшествовать дополнительные разрешительные процедуры <15>. -------------------------------- <15> См., напр.: Положение о регистрации в Министерстве иностранных дел Российской Федерации организаций в целях оказания им консульских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142 "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (СЗ РФ. 1998. N 41. Ст. 5020; 1999. N 40. Ст. 4862; 2002. N 41. Ст. 3983).
В орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, необходимо представить устав общества, утвержденный учредителем (учредителями). На основании своего устава акционерное общество в лице соответствующего органа управления выступает участником гражданского оборота, субъектом трудовых, налоговых и других правоотношений. Устав с учетом общих требований законодательства индивидуализирует юридический статус конкретного общества. Правовые нормы, устанавливающие обязательные требования к уставам акционерных обществ, содержатся в п. 2 ст. 52 ГК РФ (общие требования к уставам любых юридических лиц), в п. 3 ст. 98 ГК РФ (требования к уставам акционерных обществ), в п. 3 ст. 11 и других статьях Закона об АО, а также в других федеральных законах. Устав общества должен содержать следующие сведения: полное и сокращенное фирменные наименования общества; местонахождение общества; тип общества (открытое или закрытое); количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа); размер уставного капитала общества; структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно; сведения о филиалах и представительствах общества; иные положения, предусмотренные Законом об АО и иными федеральными законами (п. 3 ст. 11 Закона об АО). Приведенные правила обобщают и конкретизируют упомянутые нормы ГК РФ, а также содержат отсылку к иным положениям, предусмотренным Законом об АО в качестве обязательных для включения в устав. Таким образом, перечень сведений, которые должны содержаться в уставе акционерного общества, установленный в первом абзаце п. 3 ст. 11 Закона об АО, не является исчерпывающим. Помимо них, в уставе должны содержаться и другие сведения, в частности: количество и номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами, и права, предоставляемые этими акциями (см. п. 1 ст. 27 Закона об АО); размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа (см. абз. 1 п. 2 ст. 32 Закона об АО); очередность выплаты дивидендов и ликвидационной стоимости по каждому типу привилегированных акций (если уставом акционерного общества предусмотрены привилегированные акции двух или более типов) (см. абз. 2 п. 2 ст. 32 Закона об АО); размер резервного фонда (не менее 5% от уставного капитала акционерного общества) (см. п. 1 ст. 35 Закона об АО); порядок избрания совета директоров (см. п. 1 ст. 66 Закона об АО); компетенция коллегиального исполнительного органа, если устав предусматривает наличие одновременно двух видов исполнительных органов (см. п. 1 ст. 69 Закона об АО); порядок избрания и перечень полномочий ревизионной комиссии (ревизора) акционерного общества, в том числе не предусмотренных Законом об АО (см. п. п. 1, 2 ст. 85 Закона об АО); порядок применения и пределы ответственности исполнительного органа акционерного общества за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в акционерном обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации (см. п. 2 ст. 88 Закона об АО). Уставом общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру. Устав общества может содержать другие положения, не противоречащие Закону об АО и иным федеральным законам. Следует обратить внимание на то, что требования к уставу акционерного общества, согласно абз. 11 п. 3 ст. 11 Закона об АО, могут устанавливаться не только Законом об АО, но и иными федеральными законами. Под "иными" федеральными законами следует понимать прежде всего ГК РФ, а также законы, определяющие особенности акционерных обществ в банковской, страховой и инвестиционной сферах, деятельность "народных предприятий". Нормы, содержащиеся в абз. 12 и 13 п. 3 ст. 11 Закона об АО, являются диспозитивными и применяются по усмотрению участников акционерного общества. Устав общества должен содержать сведения об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция") (см. последний абзац п. 3 ст. 11 Закона об АО). Эти сведения обязательны для включения в устав. Кроме того, многие статьи Закона об АО обязывают урегулировать тот или иной вопрос либо в уставе, либо в ином внутреннем документе акционерного общества. Соответствующие правила включаются в устав только по желанию участников общества, и отсутствие в учредительном документе указанных сведений не может служить основанием для признания устава акционерного общества не соответствующим законодательству. Закон об АО содержит также множество диспозитивных норм, допускающих возможность установить в уставе конкретного акционерного общества правила, отличающиеся от общих правил, предусмотренных указанными нормами. В случаях, если в уставе не установлены иные положения, то применяются соответствующие общие правила Закона об АО. В случаях, прямо указанных в Законе об АО, а также в других случаях по желанию акционеров общества в устав вносятся изменения, подлежащие государственной регистрации (см. ст. 12 Закона об АО). В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона об АО по требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему. Общество обязано предоставить акционеру по его требованию копию действующего устава общества. Плата, взимаемая обществом за предоставление копии, не может превышать затрат на ее изготовление. Учредительные документы любых хозяйственных обществ имеют открытый характер. При выборе вида создаваемого хозяйственного общества его учредителям целесообразно иметь в виду, что правила, аналогичные установленным в п. 4 ст. 11 Закона об АО, предусмотрены Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью". Требование любого заинтересованного лица, как это следует из буквального толкования п. 4 ст. 11, обязывает акционерное общество предоставить практически любому физическому или юридическому лицу возможность ознакомления с учредительным документом общества, поскольку уже само по себе обращение лица с такой просьбой может рассматриваться как проявление его заинтересованности. Разумными можно считать сроки, достаточные для того, чтобы в течение рабочего дня предоставить заинтересованному лицу копии устава и всех изменений и дополнений к нему. Поскольку затраты акционерного общества на изготовление копии вряд ли можно оперативно калькулировать в каждый конкретный период, когда такая копия изготавливается, целесообразно принимать за единицу расчета среднюю себестоимость копирования за предыдущий месяц, квартал и т. п. Понятно, что такие расчеты весьма условны, но главное - в плату за предоставление копии не должна быть заложена прибыль акционерного общества.
Изменения и дополнения устава общества, утверждение устава в новой редакции
В утвержденный собранием учредителей акционерного общества устав в дальнейшем может потребоваться внесение изменений и дополнений. Согласно п. 1 ст. 12 Закона об АО внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 - 6 указанной статьи. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 103 ГК РФ изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала, относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров (см. также подп. 1 п. 1 ст. 48 Закона об АО). Однако п. 1 ст. 12 Закона об АО допускает исключения из данного общего правила, предусмотренные п. п. 2 - 6 указанной статьи. Поскольку указанная норма ГК РФ сформулирована как императивная, постольку возникает противоречие между ней и нормой, установленной в рассматриваемом пункте. По-видимому, в ст. 103 ГК РФ предполагается внесение соответствующих изменений, но пока это не произошло, приходится констатировать нарушение одного из основополагающих принципов соотношения правовых актов и норм в системе гражданского законодательства, установленного п. 2 ст. 3 ГК РФ. При этом следует обратить внимание на то, что Закон об АО содержит специальную норму, позволяющую передать вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания, на решение совета директоров, если это предусмотрено другими нормами Закона об АО (см. п. 2 ст. 48 Закона об АО). Решение общего собрания акционеров по вопросам, указанным в п. 1 ст. 12, принимается большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (см. п. 4 ст. 49 Закона об АО). На практике целесообразно иметь в виду возможность предъявления акционерами исков о признании недействительными решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета), если указанные решения приняты с нарушением законодательства. В связи с этим Пленум ВАС РФ в Постановлении от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" обратил внимание судов на следующие обстоятельства. При рассмотрении исков о признании недействительным решения общего собрания акционеров следует учитывать, что к нарушениям Закона об АО, которые могут служить основаниями для удовлетворения таких исков, относятся: несвоевременное извещение (неизвещение) акционера о дате проведения общего собрания (п. 1 ст. 52 Закона об АО); непредоставление акционеру возможности ознакомиться с необходимой информацией (материалами) по вопросам, включенным в повестку дня собрания (п. 3 ст. 52 Закона об АО); несвоевременное предоставление бюллетеней для голосования (п. 2 ст. 60 Закона об АО) и др. Иск о признании решения общего собрания недействительным подлежит удовлетворению, если допущенные нарушения требований Закона об АО, иных правовых актов или устава общества ущемляют права и законные интересы акционера, голосовавшего против этого решения или не участвовавшего в общем собрании акционеров. Вместе с тем, разрешая такие споры, суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков акционеру (п. 7 ст. 49 Закона об АО). Для отказа в иске о признании решения общего собрания недействительным по указанным основаниям необходима совокупность перечисленных обстоятельств. Пунктом 7 ст. 49 Закона об АО установлен шестимесячный срок, в течение которого акционер может обратиться в суд с заявлением об обжаловании решения общего собрания акционеров, исчисляемый со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении. В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска указанного срока акционером - физическим лицом по обстоятельствам, связанным с его личностью (тяжелая болезнь и т. п.), этот срок может быть восстановлен судом в соответствии со ст. 205 ГК РФ. В случаях, если стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или возражений по иску на решение общего собрания акционеров, при этом судом установлено, что данное решение принято с нарушением компетенции общего собрания (п. 3 ст. 48 Закона об АО), в отсутствие кворума для проведения общего собрания или принятия решения (п. п. 2, 4 ст. 49 и п. п. 1 - 3 ст. 58 Закона об АО) либо по вопросам, не включенным в повестку дня собрания (п. 6 ст. 49 Закона об АО), суд должен, независимо от того, было оно оспорено кем-либо из акционеров или нет, оценить такое решение как не имеющее юридической силы и разрешить спор, руководствуясь нормами закона. Решение совета директоров (наблюдательного совета) либо исполнительного органа акционерного общества (единоличного или коллегиального) может быть оспорено в судебном порядке путем предъявления иска о признании его недействительным как в случае, когда возможность оспаривания предусмотрена в Законе об АО (ст. ст. 53, 55 и др.), так и при отсутствии соответствующего указания, если принятое решение не отвечает требованиям Закона об АО и иных нормативных правовых актов и нарушает права и охраняемые законом интересы акционера. Ответчиком по такому делу является акционерное общество. Внесение в устав общества изменений и дополнений, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется по результатам размещения акций общества на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, на основании решения общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций, иного решения, на основании которого осуществляется размещение акций и размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций либо, если в соответствии с федеральным законом процедура эмиссии акций не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций, выписки из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг. При увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций уставный капитал увеличивается на сумму номинальной стоимости размещенных дополнительных акций, а количество объявленных акций определенных категорий и типов уменьшается на число размещенных дополнительных акций определенных категорий и типов (п. 2 ст. 12 Закона об АО). В случаях, перечисленных в п. п. 2 - 6 ст. 12 Закона об АО, для государственной регистрации изменений и дополнений устава должны представляться соответствующие документы, названные в указанных пунктах. Например, при внесении в устав общества изменений и дополнений, которые упоминаются в п. 2 ст. 12 Закона об АО, такими документами являются решение общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или совета директоров (наблюдательного совета), если именно ему в соответствии с уставом принадлежит право принятия такого решения, иное решение, являющееся основанием размещения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированный отчет об итогах выпуска акций либо, в случае, указанном в данной норме, выписка из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг. О дополнительных акциях см. ст. 100 ГК РФ, а также ст. 28 Закона об АО. Порядок эмиссии дополнительных акций и регистрации отчета об итогах их размещения определяются по правилам ст. 25 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" <16>. -------------------------------- <16> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5857; 1999. N 28. Ст. 3472; 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3424; 2002. N 52. Ч. II. Ст. 5141; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3225; 2005. N 11. Ст. 900; N 25. Ст. 2426; 2006. N 1. Ст. 5; N 2. Ст. 172.
Внесение в устав общества изменений и дополнений, связанных с уменьшением уставного капитала общества путем приобретения акций общества в целях их погашения, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров о таком уменьшении и утвержденного советом директоров (наблюдательным советом) общества отчета об итогах приобретения акций. Внесение в устав общества изменений и дополнений, связанных с уменьшением уставного капитала общества путем погашения принадлежащих обществу собственных акций в случаях, предусмотренных Законом об АО, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров о таком уменьшении и утвержденного советом директоров (наблюдательным советом) общества отчета об итогах погашения акций. В этих случаях уставный капитал общества уменьшается на сумму номинальной стоимости погашенных акций. В перечисленных случаях, указанных в п. 3 ст. 12 Закона об АО, документами, необходимыми для внесения изменений и дополнений в устав, являются соответствующее решение общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала, а также утвержденный советом директоров (наблюдательным советом) общества отчет об итогах приобретения (или погашения) акций. Внесение в устав общества сведений об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция") осуществляется на основании соответственно решения Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об использовании указанного специального права, а исключение таких сведений - на основании решения этих органов о прекращении действия такого специального права (п. 4 ст. 12 Закона об АО). Государственная регистрация дополнения устава сведениями об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования в управлении указанным обществом производится на основании соответствующих решений органов, указанных в первом предложении п. 4 ст. 12 Закона об АО. Государственная регистрация изменений устава акционерного общества, связанных с исключением из него сведений о "золотой акции", производится на основании решений соответствующих органов о прекращении действия данного специального права. В соответствии с п. 5 ст. 12 Закона об АО внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества. Для государственной регистрации изменений и дополнений устава общества, связанных с созданием филиалов, открытием представительств и их ликвидацией, в регистрирующий орган представляются соответствующие решения совета директоров (наблюдательного совета) общества. Если в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти совет директоров (наблюдательный совет) не образуется, то решения о создании филиалов, открытии представительств и их ликвидации может принимать общее собрание акционеров. Для этого, однако, необходимо, чтобы устав общества предусматривал, что функции совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляет общее собрание акционеров (см. п. 1 ст. 64 Закона об АО). Сообщения об изменениях в уставе общества, связанных с изменением сведений о его филиалах и представительствах, представляются органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, в уведомительном порядке. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (см. п. 6 ст. 5 Закона об АО). Внесение в устав общества изменений и дополнений в части указания размера его уставного капитала, включая количество размещенных акций, осуществляется по результатам размещения акций на момент создания общества путем реорганизации в форме слияния на основании договора о слиянии и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций, размещаемых при создании этого общества (п. 6 ст. 12 Закона об АО). В случае возникновения нового акционерного общества в результате передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних (слияния обществ) устав создаваемого общества и договор о слиянии утверждаются общими собраниями акционеров всех обществ, участвующих в слиянии (п. 2 ст. 16 Закона об АО). По результатам размещения акций на момент создания в результате слияния нового акционерного общества в его устав вносятся изменения и дополнения в части указания размера его уставного капитала. Основаниями для указания в уставе размера уставного капитала в таком случае являются договор о слиянии и зарегистрированный отчет об итогах выпуска акций, размещаемых при создании этого общества.
Название документа