Нужна ли лицензия?

(Дундич Е.)

("ЭЖ-Юрист", 2010, N 34)

Текст документа

НУЖНА ЛИ ЛИЦЕНЗИЯ?

Е. ДУНДИЧ

Елена Дундич, главный юрисконсульт Павловского отделения N 4378 Сбербанка России.

Наша организация покупает соапсток (побочный продукт рафинирования растительных масел) у завода, то есть у собственника отходов 4-го класса опасности. Затем мы продаем соапсток другим юридическим лицам, которые перерабатывают его в мыло, жирные кислоты и т. д. Поставка осуществляется автотранспортом через экспедиторские компании или в собственных/арендованных ж/д цистернах, где перевозчиком является ОАО "РЖД", напрямую от завода до конечного покупателя, минуя нас (транзитом). Обязана ли наша фирма лицензировать свою деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, если соапсток в качестве сырья транспортируется на переработку и мы его не транспортируем, не обезвреживаем, не используем, не размещаем?

Н. Ермолаева, г. Тольятти

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельные виды деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно подп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.

В случае наличия сомнений в том, осуществляет ли участник гражданского оборота такую деятельность, следует поступить следующим образом:

- ознакомиться с законодательным определением деятельности, обусловленной понятиями сбора, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения опасных отходов;

- установить юридическую природу предпринимательской деятельности организации, связанную с обращением с опасными отходами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В ст. 1 данного Закона, в частности, дается определение следующим понятиям:

- сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Организация, осуществляющая деятельность по покупке и последующей продаже опасных отходов, в силу п. 1 ст. 454 ГК РФ является стороной договора купли-продажи, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю).

Таким образом, деятельность данной организации заключается в приеме (сборе) опасных объектов от предшествующего собственника и дальнейшем перемещении (транспортировании) отходов в адрес будущих собственников товара.

При этом организация является либо собственником отходов (если товар по договору купли-продажи полностью оплачен или в силу договора), либо владельцем отходов в силу п. 7.9 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" и во время перевозки отходов будет являться их владельцем.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что организация осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору и транспортировке опасных отходов, в связи с чем обязана иметь специальное разрешение (лицензию).

Кроме того, необходимо иметь в виду, что использование организацией в процессе транспортировки опасных отходов услуг третьих лиц (например, ОАО "РЖД") подразумевает обязательное наличие у привлеченных лиц лицензии на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I - IV классов опасности. Сказанное следует из смысла ст. 4 ФЗ N 89-ФЗ, в соответствии с которой опасные отходы могут передаваться собственником иным лицам в собственность, владение, пользование или распоряжение при условии наличия у данных лиц лицензии на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов не меньшего класса опасности. При этом организация, предоставляющая услуги транспортировки грузов, в силу ГОСТ 30772-2001 во время перевозки отходов будет являться их владельцем (п. 7.9).

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, может повлечь наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ) в размере от 40000 до 50000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой (см. решения АС Кировской области от 29.06.2010 N А28-5580/2010169/34, АС Омской области от 24.06.2010 N А46-6660/2010, Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 25.06.2010 N А42-1230/2010).

Название документа