Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России во второй половине XIX века

(Вербина О. Л.) ("История государства и права", 2010, N 18) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА <*>

О. Л. ВЕРБИНА

Вербина Оксана Леонидовна, доцент кафедры общих правовых дисциплин Курского филиала Орловского юридического института МВД России, кандидат исторических наук.

В статье рассматриваются проблемы правотворческой деятельности Российского государства в области промышленного предпринимательства после отмены крепостного права в 1861 г. Изучение опыта прошлого позволит извлечь уроки в решении проблем правового регулирования предпринимательства в современной России.

Ключевые слова: предприниматель, промышленное развитие, фабрично-заводские предприятия, правовое регулирование.

The article considers the problems of law-making activity of the Russian state in the sphere of industrial entrepreneurship after revocation of law of serfdom in 1861. The study of experience of the past will allow to draw a lesson in solution of problems of legal regulation of entrepreneurship in contemporary Russia.

Key words: entrepreneur, industrial development, factory-plants enterprises, legal regulation.

В развитии системы правового регулирования промышленного предпринимательства в России во второй половине XIX - начале XX в. можно условно выделить два этапа. К первому этапу относятся законодательные акты, в основе которых был принцип, делавший объектом фискальных государственных сборов предпринимателя, каким бы видом деятельности он ни занимался. Подобное положение влекло за собой увеличение налогового пресса на промышленные предприятия, так как для учреждения фабрики или завода необходимо было заплатить гильдейский купеческий взнос. Второй этап развития системы правового регулирования промышленности был связан с принятием закона, делавшего объектом фискальных государственных сборов не предпринимателя, а предприятие. Основным законоположением, определяющим правовые рамки создания и функционирования промышленных предприятий, в рамках первого этапа развития системы государственного регулирования предпринимательской активности в сфере промышленности с середины XIX в. и до принятия в 1898 г. Положения о государственном промысловом налоге являлся Устав о промышленности фабричной и заводской. В него вошли законодательные нормы, регламентирующие деятельность промышленного предпринимательства. Основные положения Устава законодательно определяли род фабричной и заводской промышленности и структуру регулирующих промышленную деятельность государственных органов; порядок учреждения и управления промышленностью; круг прав и обязанностей, связанных с промышленным предпринимательством; меры поощрения для развития российской индустрии со стороны государства; а также регламентировал отношения между хозяевами промышленных заведений и наемными рабочими. К промышленным заведениям Устав относил заводы, фабрики и мануфактуры. Основным критерием отличия данных предприятий от ремесла выступали размер заведения и наличие машинного способа производства (за исключением ручных машин и инструментов, наличие которых допускалось и у ремесленников) (ст. ст. 1 - 2) <1>. -------------------------------- <1> Устав о промышленности фабричной и заводской // СЗРИ. СПб., 1879. Т. XI. Ч. II. С. 1.

Промышленные заведения делились на отрасли производства в зависимости от характера обрабатываемого сырья (продукция животноводства, земледелия и "ископаемая"), а также по роду прав владения на казенные и частные. Государственный сектор промышленности, который представляли казенные заведения, учреждали по распоряжению различных органов власти и для казенных надобностей. Такие предприятия состояли в непосредственном государственном управлении. Частные промышленные заведения принадлежали частным лицам, товариществам и предпринимательским компаниям на правах собственности. Сверх казенных и частных заведений существовали мануфактуры, принадлежащие Императорским воспитательным домам (ст. ст. 3 - 8) <2>. -------------------------------- <2> Там же. С. 1 - 2.

Казенные предприятия состояли в ведении того министерства, которому они были подчинены на основании своего устава или особого Высочайшего повеления. Государственный контроль над всеми частными промышленными заведениями вне зависимости от характера производимой деятельности осуществлялся Департаментом торговли и мануфактур, являвшимся структурным подразделением Министерства финансов (ст. ст. 9 - 10) <3>. -------------------------------- <3> Там же. С. 2.

С конца XIX в. надзор за предприятиями, занимавшимися промышленным производством, на местах осуществляла фабричная инспекция. В целях содействия развитию производства, соответственно, с общим и местным условиями и потребностями промышленности, а также для разъяснения вопросов управления заводами и фабриками в Санкт-Петербурге создавался Совет торговли и мануфактур, подведомственный Министерству финансов. Отделение Совета учреждалось и в Москве, в других городах по мере надобности создавались Комитеты торговли и мануфактур (ст. 11) <4>. Местному губернскому начальству (в лице губернатора) предоставлялось право выдачи разрешений на создание фабрик и заводов, а также донесение об учреждении промышленных заведений Министерству финансов (ст. 12) <5>. -------------------------------- <4> Там же. С. 2. <5> Там же. С. 3.

На создание ряда фабрик и заводов - для производства пороха, селитры - требовалось согласование разрешения не только в Министерстве финансов, но и с Министерством внутренних дел и военным ведомством. На основании особых правил учреждались также содовые заводы (ст. 35, примечания 1, 5) <6>. -------------------------------- <6> Там же. С. 9 - 10.

В отношении владения промышленными предприятиями частные лица обладали правом полной собственности, соответственно, пользовались, распоряжались и отчуждали данные заведения на тех же основаниях, которые законом были установлены для всех недвижимых имуществ, за исключением ограничения на раздробление производства при переходе от одного хозяина к другому. Владелец был вправе на своем заведении использовать любой капитал и технологию производства, какую считал нужной, а также имел право увеличить, уменьшить или вовсе прекратить производство по своему усмотрению, обязываясь только сообщать сведения о своем промышленном заведении правительству. Он сам решал, какие земли, строения или инструменты и как использовать в производстве, а также где покупать сырье и по какой цене сбывать произведенную продукцию. На продажу своей продукции хозяин заведения не имел никаких преимуществ, а при желании мог заниматься торговлей на общих основаниях в зависимости от своего гильдейского состояния (ст. ст. 44 - 48) <7>. -------------------------------- <7> Там же. С. 11.

Правом учреждать фабрично-заводские предприятия в России обладали: лица, состоящие в гильдиях и имеющие торговые гильдейские свидетельства; дворяне в своих имениях, а также в городах при условии записи в одну из купеческих гильдий; крестьяне "с дозволения их начальства" по установленным торговым свидетельствам; колонисты в местах их поселения на тех же основаниях; евреи на общем основании, но только в местах, определенных для их постоянного жительства; акционерные компании на основании существующих для них особых узаконений <8>. -------------------------------- <8> Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX в.: Проблемы торгово-промышленной политики. Л.: Наука, 1981. С. 38.

Русские подданные, не состоявшие в гильдиях или более трех лет как из них выбывшие, но желавшие учредить промышленное предприятие, по удостоверению в том Городской управы или губернатора, с разрешения Министра финансов освобождались от обязанности на срок не более года брать гильдейское свидетельство. Если в течение этого года предприятие действительно было создано, то данная льгота сохранялась еще на два года. Однако такое послабление давалось одному лицу только один раз (ст. 66) <9>. -------------------------------- <9> Устав о промышленности фабричной и заводской. С. 16.

Более продолжительные льготы в отношении необходимости иметь гильдейское свидетельство и платить соответствующие взносы распространялись на предпринимателей, создававших заводы по выплавке железа и меди, ведших разработку каменного угля в некоторых уездах (ст. ст. 66 - 71) <10>. -------------------------------- <10> Там же. С. 16 - 17.

Таково было общее положение в российском промышленном законодательстве на протяжении второй половины XIX в. Несмотря на попытки дополнения и модернизации, законоположения, регулирующие деятельность предпринимателей в области промышленности, не соответствовали требованиям времени. Нечеткими были признаки отличия ремесленного производства от промышленного, что способствовало определенной путанице в налогообложении. При создании предприятий власти были вынуждены руководствоваться множеством разрозненных, писаных и неписаных указаний, применяя их по своему усмотрению к местным условиям. Среди них важное место занимали предписания, ограничивающие развитие промышленности в целях борьбы с тогда впервые ставшими известными фактами загрязнения окружающей среды. А также нерациональным использованием ресурсов, повышенной пожароопасностью, вероятностью возникновения эпидемических заболеваний, нарушениями правил застройки городов, возможностью несчастных случаев в связи с применением техники и т. д. Поскольку прямая заинтересованность местных властей в развитии промышленности в некоторых случаях отсутствовала, регламентация нередко принимала форму предъявления трудновыполнимых условий или даже прямого запрещения. Правда, установленные ограничения соблюдались далеко не всегда <11>. -------------------------------- <11> Шепелев Л. Е. Указ. соч. С. 37 - 38.

Объектом налогообложения являлся предприниматель, причем непременным условием для занятия данной деятельностью являлось наличие гильдейского свидетельства без различия области приложения капитала, будь то промышленность или торговля. Купеческие гильдии объединяли как владельцев фабрик и заводов, так и торговцев (крупных и средних) каждого города. Каждая из трех, а затем двух существующих гильдий объединяла купцов с различным размером капитала независимо от рода деятельности. Гильдейские учреждения совершенно не вмешивались в регламентацию устройства и производственной деятельности фабрично-заводских заведений. Подобная форма контроля могла осуществляться лишь непосредственно законом и распоряжениями местной администрации. Еще в 1826 - 1827 гг. были несколько расширены предпринимательские права иностранных подданных. В случае устройства в России фабрик и заводов им разрешалось в течение первых 10 лет записываться во вторую и третью гильдии без вступления в российское подданство, по окончании же этого срока они должны были либо вступить в подданство, либо продать свои заведения <12>. -------------------------------- <12> Там же. С. 41.

Ситуация изменилась с введением 8 июня 1898 г. Положения о государственном промысловом налоге (N 15601) <13>. В рамках второго этапа развития государственной системы правового регулирования промышленностью основным налогоплательщиком вместо предпринимателя стало предприятие. Заведывание процедурой обложения государственным промысловым налогом в Министерстве финансов возлагалось на Департамент окладных сборов. Общее заведыванием налогообложением на местах осуществляли Казенные палаты во главе с председателем. Для рассмотрения жалоб на постановления Казенных палат и Присутствий по делам о государственном промысловом налоге были образованы Областные по промысловому налогу присутствия. Непосредственный надзор за исполнением правил Положения и проверка торговли и других промыслов в пределах податных участков возлагались на местных податных инспекторов и их помощников (ст. ст. 405 - 438) <14>. -------------------------------- <13> См.: Положение о государственном промысловом налоге N 15601 // ПСЗРИ. СПб., 1901. Собр. 3-е. Т. XVIII. <14> Устав о прямых налогах // СЗРИ. Пг., 1914. Т. V. С. 77.

Государственному промысловому налогу подлежали: торговые предприятия, в том числе кредитные и страховые, торговое посредничество, всякого рода подряды и поставки; промышленные предприятия: фабрично-заводские (в том числе горнозаводские), ремесленные, горные и перевозочные; личные промысловые занятия (ст. 447) <15>. -------------------------------- <15> Там же. С. 85.

Государственный промысловый налог состоял из основного и дополнительного. Основной промысловый налог уплачивался посредством выборки промысловых свидетельств, за исключением указанных в Положении промышленных заведений (ст. ст. 448 - 449) <16>. Для определения размера налога территория России делилась на классы сообразно степени развития торговли и промышленности, а подлежащие обложению заведения и занятия делились на разряды. Разделение на классы и разряды, а также размер окладов основного промыслового налога утверждались в законодательном порядке Министерством финансов. Министр финансов по соглашению с подведомственными учреждениями мог переводить отдельные территории страны из высших классов в низшие в случае падения их уровня промышленного развития (ст. ст. 449 - 450) <17>. -------------------------------- <16> Там же. <17> Там же. С. 85 - 86.

Дополнительному промысловому налогу подлежали: акционерные и другие предприятия, обязанные публичной отчетностью, в виде налога с капитала, процентного сбора с прибыли; прочие предприятия, на которые распространялось обложение дополнительным промысловым налогом, в виде раскладочного сбора, процентного сбора с прибыли, превышающей определенный Положением размер (ст. 451) <18>. -------------------------------- <18> Там же. С. 86.

Министру финансов по согласованию с подведомственными учреждениями предоставлялось право освобождать от дополнительного промыслового налога на срок не более 5 лет золото и платинопромышленные предприятия, использующие в производстве сложные и затратные химические технологии (ст. 452) <19>, а также казенные предприятия (ст. 453) <20>. -------------------------------- <19> Там же. С. 86. <20> Там же.

Промысловые свидетельства выбирались на каждое отдельное предприятие, промысел или занятие. Каждое промысловое свидетельство давало право на необлагаемое налогом содержание определенного количества складских помещений (ст. 453, п. п. 44 и 53, ст. 457) <21>. -------------------------------- <21> Там же. С. 93.

Отдельным промышленным заведением (фабрикой, заводом, ремесленным заведением или мастерской) согласно Положению считалось одно или несколько закрытых или открытых помещений, находящихся в рамках одного производства. Если при предприятии находилось торговое заведение вне зависимости от того, сбывалась продукция собственного или чужого производства, промысловое свидетельство выбиралось по соответственному разряду торгового предприятия (ст. ст. 459, 466) <22>. -------------------------------- <22> Там же. С. 94 - 95.

Проверка правильности выборки промысловых свидетельств производилась податными инспекторами и их помощниками в рамках "проверки торговли и других промыслов", производящейся в течение всего года (ст. ст. 489, 491) <23>. При каждом обнаруженном нарушении составлялся протокол в присутствии хозяина предприятия либо лица, его заменяющего, а при отсутствии указанных лиц - двух посторонних свидетелей. Протокол должен был быть составлен безотлагательно, желательно на самом месте обнаружения нарушения (ст. ст. 500, 501) <24>. -------------------------------- <23> Там же. С. 101. <24> Там же. С. 102.

Таким образом, правовое регулирование промышленного предпринимательства государством осуществлялось путем принятия законодательных актов, через Министерство финансов, а позже через Министерство торговли и промышленности и его структурные подразделения. Однако тот факт, что в основе правового регулирования деятельности промышленности лежал разрешительный, а не явочный принцип создания фабричных и заводских предприятий, сдерживал активность населения в сфере развития промышленности. С развитием системы государственного регулирования была аннулирована зависимость между предпринимательской деятельностью и принадлежностью к купеческому сословию, что благоприятно сказалось на развитии промышленности России.

Название документа