Общение без границ

(Фарафонов А.)

("ЭЖ-Юрист", 2010, N 25)

Текст документа

ОБЩЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ

А. ФАРАФОНОВ

Александр Фарафонов, юрисконсульт ЗАО "ЦЕНТРТРАНС-ТЕЛЕКОМ", член Ассоциации юристов России.

Россия демонополизировала рынок дальней связи 1 января 2006 года. От реализации предусмотренных Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 310) схем междугородного и международного телефонного соединения, как тогда казалось, должны были выиграть все его участники и прежде всего абоненты. Однако для того, чтобы выиграть, абоненты должны правильно заключить договор на предоставление более качественных услуг по более приемлемым ценам.

Pre-select

Давно канули в Лету те времена, когда абонент получал доступ к сети междугородной и международной телефонной связи, всего лишь набрав цифру 8 и дождавшись гудка. Теперь, чтобы позвонить в другой город или страну, ему следует включить в план набора номера значение кода выбора оператора дальней связи или заключить с одним из них договор в письменной форме.

Исключение составляют случаи, когда при заключении договора на оказание услуг местной телефонной связи абонент кроме согласия на доступ к услугам междугородной и международной связи указал наименование оператора дальней связи, а в качестве способа доступа к услугам - предварительный выбор (pre-select). Иными словами, сделал выбор в пользу одного оказывающего ему эти услуги телефонной связи оператора.

Именно pre-select, в отличие от выбора оператора дальней связи при каждом вызове (hot-choice), максимально упрощает для абонента порядок установления междугородных и международных соединений: 8-гудок-АВС-xxx - при междугороднем звонке или 8-гудок-10-код страны-АВС-xxx - при международном звонке, где АВС - код города (страны и города), а xxx - номер другого (вызываемого) абонента.

Следует отметить, что до демонополизации дальней связи такой способ доступа к услугам междугородной и международной связи был единственным, как и сам оператор, их оказывающий. Сегодня pre-select можно осуществить между несколькими операторами, имеющими лицензии Роскомнадзора, а для ее получения таковые должны иметь точки присоединения в каждом субъекте РФ. Кроме того, еще по одному транзитному междугородному узлу связи в каждом федеральном округе (ФО) и четыре транзитных международных узла связи, размещенных не менее чем в двух ФО европейской части и не менее чем в двух ФО азиатской части России.

Видимо, поэтому этот вид лицензии, в отличие от прочих разрешений на осуществление отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию, и не имеет иных специальных ограничений, за исключением временных, ведь местом осуществления услуг междугородной и международной связи является территория РФ, а не ее отдельных субъектов.

Специфика связи

По общему правилу междугородным соединением является соединение между пользователями, чье оборудование подключено к сети местной телефонной связи и размещено в пределах территории различных субъектов. В свою очередь, международное соединение - это соединение между пользовательским оборудованием, когда одно пользовательское оборудование подключено к сети местной телефонной связи и размещено в пределах территории РФ, а другое - за ее пределами. Звонки в пределах одного субъекта, а также вызовы в сети его подвижной связи относятся не к междугородным, а к внутризоновым телефонным соединениям. Данную услугу абонентам оказывает оператор внутризоновой связи.

Необходимо отметить, что по получении лицензии составляющие сеть междугородной и международной сети операторов дальней связи сооружения должны быть приняты Роскомнадзором в эксплуатацию, а им самим должны быть присвоены соответствующие коды.

Впрочем, наличие лицензии по смыслу положений Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи - достаточное основание для определения у оператора дальней связи специальной правоспособности, а равно для заключения с ним договора на оказание этих услуг телефонной связи. Разрешения на эксплуатацию средств связи недостаточно для признания оператора дальней связи надлежащей стороной сделки или, как сейчас принято говорить, для проявления должной осмотрительности при выборе контрагента. Данный тезис убедительно иллюстрируется судебной практикой.

В Постановлении ФАС СКО от 03.04.2009 N А20-2237/2008 указано, что признаком, определяющим статус оператора связи, является лицензия, а не отсутствие либо наличие переоформленного разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения связи.

Hot-choice

Альтернативным pre-select способом установления междугородного и международного телефонного соединения является выбор оператора при каждом вызове - hot-choice.

Hot-choice позволяет абоненту выбирать любого из действующих операторов, а вместе с ним - ценовые условия, на которых те предлагают пользоваться своими услугами. Выбор осуществляется путем включения в план набора номера междугородного или международного кода оператора либо кода выбора сети оператора связи.

Однако возможность применения абонентом hot-choice в России по-прежнему зависит от технических возможностей оператора местной связи, а в части порядка установления междугородних и международных соединений - и от типа находящейся на его балансе телефонной станции.

В частности, воспользоваться схемой набора номера, содержащей не двузначный префикс, а четырехзначный (код доступа 15 и единый код оператора дальней связи (междугородный и международный)), как этого требует Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29.12.2008, могут только абоненты, обслуживаемые автоматической телефонной станцией цифрового типа.

В отношении остальных, а это подавляющее большинство абонентов и операторов связи, порядок установления междугородных и международных соединений выглядит следующим образом (и, как представляется, будет таковым до 1 января 2013 года):

8-гудок-междугородный код оператора-АВС-xxx - при междугородном звонке, где АВС - код города, xxx - номер вызываемого абонента;

8-гудок-международный код оператора-код страны-АВС-xxx - при международном звонке, где АВС - код страны, xxx - международный код города и номер вызываемого абонента.

Осуществление hot-choice в силу п. 48 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи является принятием абонентом условий публичной оферты, и заключение договора между ним и оператором дальней связи в письменной форме по общему правилу не требуется.

Своими конклюдентными действиями по осуществлению междугородных и международных звонков абонент, как указано в Определении ВАС РФ от 22.10.2009 N ВАС-13706/09, фактически акцептирует оферту оператора дальней связи о заключении публичного договора на оказание услуг связи. Во всех остальных случаях услуги междугородной и международной связи оказываются на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и указанными Правилами. Это обстоятельство обусловлено тем, что оказание услуг междугородной и международной связи является разновидностью услуг связи, к которым в соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ применяются правила главы 39 данного Кодекса.

Условия договора

В оказании услуг связи в целом и междугородной и международной связи в частности имеются определенные отличия. Именно они позволяют выделить следующие существенные условия договора оказания услуг междугородной и международной связи (они названы в Федеральном законе "О связи" и Правилах):

- дату и место заключения договора.

Если в договоре об оказании услуг междугородной и международной связи не указано место его заключения, то он в силу ст. 444 ГК РФ признается заключенным в месте жительства гражданина или в месте нахождения юрлица, направившего оферту. Таковым же может быть оператор дальней связи или третье лицо, действующее по его поручению (от имени и за счет оператора дальней связи), сам абонент, а для целей междугородной и международной связи - пользователь, подавший соответствующее заявление.

- наименование (фирменное наименование) оператора дальней связи, реквизиты выданной ему лицензии, а также сведения о пользователе (Ф. И.О., дата и место рождения, место жительства и реквизиты документа, удостоверяющего личность - для гражданина или наименование (фирменное наименование) и место нахождения (место госрегистрации) - для юрлица).

Данная информация согласно п. п. 23 и 31 Правил относится к предоставляемой обеими сторонами при заключении договора. Уклонение от ее предоставления не допускается и, более того, может повлечь для абонента отказ в заключении с ним договора, а для оператора дальней связи - получение соответствующего предписания Роскомнадзора.

При этом юрлицам и индивидуальным предпринимателям, к деятельности которых применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций, следует обратить внимание на Постановление ФАС ДВО от 17.11.2008 N Ф03-5053/2008. Согласно данному Постановлению обязательное соблюдение требований к форме и содержанию договоров об оказании услуг связи, предусмотренных действующим законодательством, которое регулирует правоотношения в сфере предоставления услуг связи, не нарушает права общества в области предпринимательской деятельности.

- описание оказываемых услуг междугородной и международной связи;

- пользовательский (абонентский) номер, адрес установки пользовательского (оконечного) оборудования и его вид (тип);

- тарифный план для оплаты услуг междугородной и международной связи;

- права, обязанности и ответственность сторон.

Правила достаточно подробно регулируют отношения между абонентом и оператором дальней связи, а большинство содержащихся в них норм являются императивными. Однако имеются и такие положения, которые позволяют сторонам своим соглашением если не исключить их применение, то хотя бы установить условия, отличные от предусмотренных законодателем. Так, в случае неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты услуг телефонной связи абонент уплачивает оператору связи неустойку в размере 1% стоимости этих услуг, если меньший размер не указан в договоре, за каждый день просрочки вплоть до дня погашения задолженности, но не более суммы, подлежащей оплате (п. 146 Правил);

- обязанность оператора связи по соблюдению сроков и порядка устранения неисправностей, препятствующих пользованию услугами междугородной и международной связи;

- порядок, сроки и форму расчетов, адрес и способ доставки счета за оказанные услуги телефонной связи, а также реквизиты расчетного счета оператора дальней связи;

- срок действия договора.

С юрлицом договор может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока его действия. Договор с гражданином заключается на неопределенный срок, однако по желанию пользователя может быть заключен и срочный договор.

* * *

Таким образом, каждый абонент, будь то гражданин или юридическое лицо, самостоятельно выбирает наиболее удобный для него вариант дальней связи. И то, что у абонентов есть из чего выбрать, безусловно, хорошо. Конкуренция, подстегивающая операторов к снижению цен на звонки в другие города и страны и повышению качества соединения, по крайней мере не вынуждает абонентов "мигрировать" из фиксированных сетей в сети подвижной радиосвязи и сети передачи данных с их остающейся вне закона IP-телефонией.

Название документа

Вопрос: В Законе о торговле установлен прямой запрет на заключение между торговыми сетями и поставщиками договоров комиссии и смешанных договоров, содержащих элементы договоров комиссии. Следует ли из этого, что они не имеют права заключать агентские договоры?

("ЭЖ-Юрист", 2010, N 25)

Текст документа

Вопрос: В Законе о торговле установлен прямой запрет на заключение между торговыми сетями и поставщиками договоров комиссии и смешанных договоров, содержащих элементы договоров комиссии. Следует ли из этого, что они не имеют права заключать агентские договоры?

А. Федоров, г. Тверь

Ответ: Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (Закон о торговле) не содержит безусловного запрета на заключение договоров комиссии и других договоров, содержащих элементы договора комиссии, при осуществлении оптовой торговли хозяйствующими субъектами, занимающимися торговой деятельностью по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров в торговые сети. Если хозяйствующий субъект представит доказательства того, что заключение договора комиссии может быть признано допустимым согласно требованиям ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", то никаких санкций не последует (ч. 2 ст. 13).

В отсутствие таких доказательств заключение договора комиссии и договора, содержащего элементы договора комиссии, не допускается.

Согласно п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). К отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 49 или 51 ГК РФ, то есть правила о договоре поручения или о договоре комиссии, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если данные правила не противоречат положениям настоящей главы или существу агентского договора (ст. 1011 ГК РФ).

Отсюда, на наш взгляд, следует, что заключение агентского договора, по которому агент совершает сделки от своего имени, подпадает под ограничения, закрепленные Законом о торговле. Если агент действует от имени принципала или юридические действия, осуществляемые по агентскому договору, не являются сделками, то заключение соответствующего договора возможно и в тех ситуациях, когда хозяйствующий субъект не располагает доказательствами, речь о которых идет в ч. 2 ст. 13 Закона о торговле.

Иван Александров

Юрист

Название документа