Правовой статус пассажира в охранительных правоотношениях

(Смирнова А. Б.) ("Законодательство и экономика", 2010, N 6) Текст документа

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАССАЖИРА В ОХРАНИТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

А. Б. СМИРНОВА

В последнее время государством предпринимаются меры по защите прав граждан, пользующихся услугами различных видов транспорта - преимущественно в виде обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Однако помимо страхования правовой статус пассажира включает множество прав и обязанностей, правовое регулирование которых нуждается в совершенствовании. Этим вопросам посвящена статья соискателя кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского государственного университета А. Б. Смирновой.

Охранительные правоотношения по перевозке пассажиров возникают при нарушении одной из сторон правоотношения (перевозчиком или пассажиром) прав другой стороны. Охранительные правоотношения играют очень важную роль, их существование необходимо для успешной реализации субъектами регулятивных правоотношений. Сторона, нарушившая права своего контрагента, должна знать, что за это может наступить ответственность и придется нести дополнительные расходы на компенсацию потерь потерпевшего. Охранительные правоотношения служат как бы стимулом для добросовестного исполнения сторонами своих обязательств. Так, потеря багажа пассажира, несомненно, приведет к причинению материального, а порой и морального вреда физическому лицу. Несвоевременная доставка пассажира может причинить просто неудобства или привести к материальным потерям. Но и со стороны пассажира возможны правонарушения - неуплата за проезд или нарушение общественного порядка на транспортном средстве. Тем самым будет причинен вред как перевозчику, так и другим пассажирам. В приведенных случаях правовой статус пассажира будет определяться по-разному. Если пассажир является потерпевшей стороной, у него в результате нарушения его прав появляется новое право - требовать восстановления нарушенного права или компенсации потерь, а у перевозчика в связи с этим возникают дополнительные обязанности по устранению последствий своего правонарушения. Если же правонарушителем является пассажир, дополнительные обязанности по компенсации потерь перевозчика или других лиц соответственно возникают у него. Мы рассмотрим правовой статус пассажира в охранительных правоотношениях в качестве потерпевшей стороны. Охранительные правоотношения могут возникнуть в добровольном порядке, когда перевозчик самостоятельно устраняет последствия своего правонарушения или оперативно реагирует на претензии пассажира. Отказ перевозчика или оставление требования пассажира без рассмотрения может привести к принудительному возникновению охранительных правоотношений по перевозке. Объем правомочий физического лица по защите нарушенных прав пассажира на каждом виде транспорта разный и во многом зависит от совершенного перевозчиком правонарушения и вида перевозки (пассажира или багажа). В социальном отношении правовой статус представляет собой определенную систему социальных возможностей жизнедеятельности личности. В законе эта система социальных возможностей закреплена в виде юридических (субъективных) прав, обязанностей, законных интересов, государственных гарантий, содержание которых в конечном счете определяется спецификой общественных отношений. Совокупность всех прав, обязанностей и гарантий, закрепленных нормативными правовыми актами на конкретном виде транспорта, характеризует правовой статус физического лица как участника перевозочного процесса и отражает его фактическое состояние во взаимоотношении с перевозчиком. В юридической литературе разные авторы в сущность правового статуса включают разные элементы. Так, одни из них считают, что статус личности составляют такие элементы, как юридические права и свободы, юридические обязанности и законные интересы (интересы, не нашедшие прямого закрепления в юридических правах и обязанностях, но подлежащие правовой защите со стороны государства) <1>. Другие же к элементам правового статуса личности относят гражданство, правосубъектность, принципы правового положения, конституционные права, свободы человека и гражданина, занимающие центральное место в основе правового статуса, юридические обязанности и юридические гарантии (условия, средства реализации прав и обязанностей личности) <2>. -------------------------------- <1> Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 27 - 34; Кучминский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 119 - 135; Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 142; Ямпольская Ц. А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях // Вопросы советского государственного права. М., 1959. С. 162. <2> Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Норма-Инфра-М, 1998. С. 343; Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ; Инфра-М-Норма, 1997. С. 30 - 38.

В целом, как справедливо замечает В. В. Невинский, анализ различных точек зрения позволяет выделить элементы трех уровней в понятии "правовое положение человека и гражданина": 1) права, свободы и обязанности как "ядро" правового положения (конституционные права, свободы и обязанности как "ядро" конституционного положения личности); 2) гражданство, правосубъектность, юридические гарантии как условия реализации прав, свобод, обязанностей; 3) принципы правового положения личности как исходные начала, интегрирующие в себе нормативное содержание прав, свобод, обязанностей личности, а также условий их реализации <3>. -------------------------------- <3> Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. М.: Юристъ, 2003. С. 138.

Необходимо согласиться с мнением большинства авторов, что ядром правового статуса личности являются субъективные права и обязанности. Действительно, становясь участником любого гражданско-правового отношения, в том числе по перевозке пассажиров, физическое или юридическое лицо приобретает конкретные права и обязанности. В охранительных правоотношениях по перевозке правовой статус пассажира характеризуется определенными правами и обязанностями. Права заключаются в праве требовать от перевозчика совершения определенных действий. Так, право пассажира может быть выражено в требовании уплаты штрафа за опоздание прибытия транспортного средства, возмещения утраты или недостачи багажа, а также возмещения вреда, причиненного здоровью пассажира и т. д. Обязанности пассажира - это действия, которые он должен совершить для восстановления своего положения в рамках закона: подача претензии в определенные сроки и в определенном порядке и т. д. Правовой статус пассажира в охранительных правоотношениях - совокупность прав и обязанностей, предусмотренных нормативными правовыми актами для защиты его нарушенных прав, реализация которых запускает механизм защиты в целях восстановления положения потерпевшего и компенсации его потерь. Правовой статус пассажира в охранительных правоотношениях во многом зависит от вида транспорта и совершенного перевозчиком правонарушения. Так, при несвоевременной отправке или доставке пассажира или багажа пассажир вправе назначить перевозчику новый срок для оказания услуг по перевозке, потребовать уменьшить стоимость проезда или отказаться от договора перевозки и получить обратно уплаченную за проезд цену. При этом во всех транспортных уставах и кодексах предусмотрена уплата перевозчиком неустойки за каждый час (сутки) просрочки отправления или прибытия <4>. Право пассажира на возмещение убытков, причиненных задержкой отправления или прибытия транспортного средства, не ограничено только взысканием неустойки с перевозчика. Так, в статье 110 Устава железнодорожного транспорта РФ указано: пассажир помимо предъявления перевозчику требования об уплате штрафа вправе потребовать возмещения иных причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Поэтому для решения этого вопроса мы обращаемся к статье 15 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей следующее: лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Пассажиры могут требовать возмещения убытков, вызванных потерей или повреждением багажа только в размере, определенном транспортным законодательством. Это пример ограниченной ответственности перевозчика (ст. 119 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). За вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, ответственность перевозчика определяется по правилам главы 59 ГК РФ. Также возможны правонарушения перевозчика, которые привели к неоказанию или ненадлежащему оказанию услуг по перевозке пассажира, выражающиеся в непредставлении питания, если оно предусмотрено билетом, или невозможности предоставить место категории, указанной в билете. В этом случае пассажир вправе требовать возмещения всех своих вынужденно понесенных расходов в связи с неисполнением перевозчиком своих обязанностей, уменьшения стоимости проезда или расторжения договора перевозки с возвратом стоимости проезда. -------------------------------- <4> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ // Парламентская газета. 2003. 18 янв.; Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ // Российская газета. 2007. 17 нояб.; Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ // Российская газета. 2001. 13 марта; Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ // Российская газета. 1999. 1 - 5 мая; Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ // Российская газета. 1997. 26 марта.

Существование правового статуса пассажира в охранительных правоотношениях невозможно без предусмотренных нормами права мер ответственности, применяемых к перевозчику с помощью соответствующих способов защиты нарушенных прав пассажира. Для защиты своих прав пассажир вправе обращаться к следующим способам защиты субъективных гражданских прав: самозащита (предъявление претензии), возмещение убытков, взыскание неустойки, изменение или прекращение правоотношения, компенсация морального вреда, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Реализация правовых возможностей пассажирами, направленных на защиту нарушенных прав, осуществляется на разных стадиях: нормативная, досудебная, судебная, исполнительное производство. Правовой статус пассажира на досудебной стадии определяется следующими правами: предъявления устной или письменной претензии перевозчику на восстановление своих нарушенных прав и (или) возмещение убытков, получение в определенный срок от перевозчика ответа на свою претензию, обращение в компетентные государственные органы за защитой своих или группы лиц прав. Обязанности пассажира на данной стадии - приложить к претензии определенные законом документы, направить претензию по месту нахождения перевозчика, предъявить претензию в определенный нормами транспортного законодательства срок. Сроки предъявления претензий на разных видах транспорта разные и зависят от объекта перевозки (пассажир или багаж). Правовой статус пассажира на судебной стадии определяется следующими правами: обращаться за защитой в суд, участвовать в рассмотрении дела самому либо через своего представителя, процессуальными правами стороны в деле, обжаловать решения суда. Обязанности пассажира на судебной стадии - обращаться в соответствующий суд по подсудности, составить исковое заявление с приложением к нему необходимых документов, соблюсти срок исковой давности. При этом отсутствует единый срок исковой давности для перевозок разными видами транспорта, что оказывает отрицательное воздействие на охрану прав пассажиров. Физическому лицу для защиты своих нарушенных прав необходимо обладать специальными юридическими знаниями, чтобы разобраться в большом количестве сроков, предусмотренных разными транспортными уставами и кодексами. На данной стадии помимо гражданско-правового пассажир приобретает и гражданско-процессуальный статус. Правовой статус пассажира на стадии исполнительного производства определяется следующими правами: предъявлять исполнительный лист в службу судебных приставов или непосредственно в банк или кредитное учреждение, в котором находится счет перевозчика; получать присужденное; контролировать ход исполнительного производства; обжаловать бездействие или незаконные действия судебного пристава. Обязанности пассажира на данной стадии заключаются в предъявлении исполнительного листа в определенный законом срок.

Библиография

Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ; Инфра-М-Норма, 1997. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. М.: Юристъ, 2003. Кучминский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Норма-Инфра-М, 1998. Ямпольская Ц. А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях // Вопросы советского государственного права. М., 1959.

Название документа