Правовой статус саморегулируемых организаций в области энергетического обследования

(Попондопуло В. Ф., Петров Д. А.) ("Юрист", 2013, N 21) Текст документа

ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

В. Ф. ПОПОНДОПУЛО, Д. А. ПЕТРОВ

Попондопуло Владимир Федорович, заведующий кафедрой коммерческого права юридического факультета СПбГУ, доктор юридических наук, профессор.

Петров Дмитрий Анатольевич, доцент кафедры коммерческого права юридического факультета СПбГУ, кандидат юридических наук, доцент.

В настоящей статье авторы рассматривают различные вопросы о создании и деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, требования законодательства по отношению к саморегулируемым организациям в сфере энергетического обследования, приводят правовой анализ проблемных аспектов деятельности данных организаций.

Ключевые слова: энергетическое право, энергетическое законодательство, саморегулируемые организации, энергетическое обследование.

Legal status of self-regulated organizations in the sphere of energy examination V. F. Popondopulo, D. A. Petrov

Popondopulo Vladimir Fedorovich, head of the department of commercial law of law faculty of Sankt-Petersburg state university, doctor of law, professor.

Petrov Dmitrij Anatol'evich, assistant professor of the department of commercial law of law faculty of Sankt-Petersburg state university, candidate of legal sciences, assistant professor.

In this article the authors examine different issues of foundation and functioning of self-regulated organizations in the sphere of energetic investigation, requirements of legislation regarding self-regulated organizations in the sphere of energetic investigation, make legal analysis of problem issues in the activity of such organizations.

Key words: energy law, energy legislation, self-regulation organizations, energetic investigation.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> (далее - Закон об энергосбережении) предусматривает ряд мер, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Одной из таких мер является энергетическое обследование, представляющее собой сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об их объеме, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5711.

Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (ч. 4 ст. 15 Закона об энергосбережении (далее - СРО в области энергетического обследования)). Ведение государственного реестра СРО в области энергетического обследования осуществляет Минэнерго России <2>. Данные реестра открыты и в силу п. 4 ч. 3, ч. 5 ст. 23 Закона об энергосбережении включаются в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке размещаемую на официальных сайтах в сети Интернет уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. -------------------------------- <2> Пункт 4.4.12 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2577 (далее - Положение о Минэнерго России).

По общему правилу энергетическое обследование проводится в добровольном порядке. Исключение составляют предусматриваемые ч. 1 ст. 16 Закона об энергосбережении случаи, когда проведение энергетического обследования является обязательным для некоторых категорий лиц, в своей совокупности составляющих значительное число субъектов. Проведение энергетических обследований подкрепляется обязанностью СРО в области энергетического обследования направлять заверенные ею копии составленных ее членами энергетических паспортов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти <3> (ч. 2 ст. 17 Закона об энергосбережении) и установлением административной ответственности за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования, требований о предоставлении копии энергетического паспорта и принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ч. 8, 9, 10 ст. 9.16 КоАП РФ) <4>. -------------------------------- <3> Сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов осуществляет Минэнерго России (п. 4.4.13 Положения о Минэнерго России). Однако законодательством не предусмотрено возложение на Минэнерго России обязанности по оценке соответствия подготовленных энергетических паспортов требованиям законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (п. 3.1 разъяснений Минэнерго России "По отдельным вопросам применения законодательства Российской Федерации в части проведения энергетического обследования". Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте: http://minenergo. gov. ru/ по состоянию на 21.11.2012 // СПС "КонсультантПлюс"). <4> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Создание и функционирование СРО в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с нормами Закона об энергосбережении и Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о СРО), по отношению к которому нормы Закона об энергосбережении являются специальными. Вместе с тем внимание законодателя при принятии Закона об энергосбережении привлек вопрос о потенциально возможной небольшой численности субъектов, которые могли бы осуществлять деятельность в области энергетического обследования. Поэтому, устанавливая довольно широкий перечень случаев, когда проведение энергетического обследования является обязательным, вводя незначительные пороговые значения минимальной численности членов таких СРО (в сравнении с численностью в иных сферах саморегулирования), законодатель предусматривает иные возможности (ч. 8 ст. 18 Закона об энергосбережении): а) не ограничивает право членов СРО в области энергетического обследования наряду с осуществлением деятельности по проведению энергетических обследований на осуществление иной предпринимательской или профессиональной деятельности, причем как той, которая подвергается саморегулированию и право на ее осуществление закреплено в ч. 3 ст. 5 Закона о СРО, так и иных видов деятельности; б) разрешает субъектам предпринимательской деятельности рассматриваемой сферы саморегулирования проводить энергетические обследования в отношении самих себя и принадлежащих им объектов; в) разрешает физическим лицам, осуществляющим деятельность в области энергетического обследования на основании трудового договора, заключенного с работодателем, проводить энергетические обследования в отношении работодателя и принадлежащих ему объектов. Проблемы выбора организационно-правовой формы. Статус СРО в области энергетического обследования может приобрести некоммерческая организация, основанная на членстве (ст. 18 Закона об энергосбережении). Этот Закон вслед за Законом о СРО не рассматривает саморегулируемую организацию в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческой организации и не устанавливает организационно-правовой формы, в которой возможно создание саморегулируемой организации в сфере энергетического обследования. Тем не менее Закон об энергосбережении содержит ряд норм, предопределяющих выбор организационно-правовой формы некоммерческой организации, которая должна не только быть основанной на членстве, но и объединять в своем составе лиц, обладающих специальным статусом, - субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц) и/или субъектов профессиональной деятельности (физических лиц, осуществляющих деятельность в области энергетического обследования самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора, заключенного с работодателем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем). Последним критерием законодатель предопределил выбор организационно-правовой формы некоммерческих организаций, основанных на членстве, но имеющих законодательно установленные ограничения по принятию в ряды своих членов некоторых субъектов. Таковыми являются общественные организации и объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Как известно, общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия (ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <5>). При этом из них основаны на членстве только общественные организации. Общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности не имеют членства и, следовательно, не могут приобрести статус саморегулируемых организаций. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

Политические партии хотя и имеют членство, но цели их создания (участие граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участие в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления <6>) не соответствуют целям создания саморегулируемых организаций. -------------------------------- <6> Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.

В этой связи представляется неверным как мнение о возможности создания некоммерческой организации, претендующей на получение статуса саморегулируемой организации, в организационно-правовой форме общественной организации (объединения) <7>, так и игнорирование возможности использования для этих целей организационно-правовой формы общественной организации <8>. -------------------------------- <7> Кайль А. Н., Батяев А. А. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс", 2009. Комментарий к ст. 3. <8> Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (постатейный) // ИПС "КонсультантПлюс", 2008. Комментарий к ст. 3.

Общественная организация как организационно-правовая форма не предоставляет возможности членства в ней юридических лиц, поэтому саморегулируемые организации в области энергетического обследования потенциально могут использовать данную организационно-правовую форму только в случае объединения в своем составе не менее чем 40 субъектов профессиональной деятельности, являющихся физическими лицами. Более того, в силу абз. 1 п. 1 ст. 117 ГК РФ общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. По нашему мнению, нематериальные потребности у членов саморегулируемых организаций вторичны, а духовные отсутствуют. Первичны именно материальные потребности - получение права на осуществление приносящей доход деятельности в области энергического обследования и соблюдение установленных правил под страхом утраты указанного права. С принятием Федерального закона от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" <9> возможности использования организационно-правовой формы ассоциаций (союзов) расширились. До этого наиболее оптимальной организационно-правовой формой являлось некоммерческое партнерство, представляющее собой основанную на членстве некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности в области энергетического обследования (абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <10>). -------------------------------- <9> СЗ РФ. 2013. N 7. Ст. 609. <10> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Требования, которым должна соответствовать некоммерческая организация, имеющая намерение приобрести статус СРО в области энергетического обследования, являются стандартными и предъявляются при создании всех саморегулируемых организаций, что вытекает из ч. 3 ст. 3 Закона о СРО. В их числе: 1) требования к составу и статусу членов; 2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности; 3) требования к обеспечению саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена. Для внесения в государственный реестр СРО в области энергетического обследования сведений о некоммерческой организации ею представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, подтверждающие соблюдение указанных требований, а также документы, предусмотренные Законом о СРО. Тем не менее применительно к разным сферам деятельности указанные требования получают различное правовое наполнение, и деятельность в области энергетического обследования не является в этом смысле исключением. Во-первых, в составе некоммерческой организации в качестве ее членов должно быть определенное количество субъектов предпринимательской и/или профессиональной деятельности. В качестве субъектов предпринимательской деятельности выступают индивидуальные предприниматели и/или юридические лица. Учитывая, что не все юридические лица имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность (ряд некоммерческих организаций вправе осуществлять приносящую доход деятельность или лишены права осуществлять предпринимательскую деятельность), то не все они смогут стать членами СРО в области энергетического обследования. Субъектами профессиональной деятельности выступают физические лица, осуществляющие деятельность в области энергетического обследования либо самостоятельно, занимаясь частной практикой, либо на основании трудового договора, заключенного с работодателем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В любом случае эти лица должны обладать специальными познаниями в области энергетического обследования, подтвержденными документами о соответствующем образовании. В количественном отношении некоммерческая организация, претендующая на получение статуса СРО в области энергетического обследования, должна объединять в своем составе в качестве членов не менее чем 25 субъектов предпринимательской деятельности, либо 40 субъектов профессиональной деятельности, либо 15 субъектов предпринимательской деятельности и 10 субъектов профессиональной деятельности. В члены СРО в области энергетического обследования могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, соответствующие как требованиям, установленным Законом об энергоснабжении, так и дополнительным требованиям, установленным в соответствии с указанным Законом самой саморегулируемой организацией. Квалификационным требованием для приема в члены СРО в области энергетического обследования является требование к индивидуальному предпринимателю и (или) к лицу, заключившему с ним трудовой или гражданско-правовой договор, к работникам юридического лица, а равно и к физическому лицу - субъекту профессиональной деятельности о наличии знаний в области деятельности по проведению энергетических обследований в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области деятельности по проведению энергетических обследований. Членами СРО в области энергетического обследования могут стать: 1) юридическое лицо при условии наличия не менее чем четырех работников, заключивших с ним трудовой договор и получивших знания в указанной области; 2) индивидуальный предприниматель при условии наличия у него знаний в указанной области и (или) наличия знаний в указанной области не менее чем у одного физического лица, заключившего с таким индивидуальным предпринимателем трудовой или гражданско-правовой договор; 3) физическое лицо при условии наличия у него знаний в указанной области. Во-вторых, некоммерческая организация, претендующая на получение статуса СРО в области энергетического обследования, должна разработать и утвердить в установленном порядке ряд документов: 1) стандарты и правила, обязательные для выполнения всеми членами СРО в области энергетического обследования; 2) порядок приема в члены СРО в области энергетического обследования и прекращения членства в такой саморегулируемой организации; 3) стандарты и правила, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований членами СРО в области энергетического обследования, в том числе стандарты и правила оформления энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования, стандарты и правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, стандарты и правила расчета потенциала энергосбережения (далее - стандарты и правила); 4) перечень мер дисциплинарного воздействия, которые могут быть применены в отношении членов СРО в области энергетического обследования за нарушение требований стандартов и правил; 5) стандарты раскрытия информации о деятельности СРО в области энергетического обследования и о деятельности ее членов. Этот перечень документов следует из п. 2 ч. 3, ч. 4, 5 ст. 18 Закона об энергоснабжении и не является исчерпывающим. Необходимо разработать и утвердить иные стандарты и правила, не только предусмотренные Законом о СРО, но и те, которые, по мнению членов некоммерческой организации, могут понадобиться после приобретения статуса саморегулируемой организации. К ним следует, в частности, отнести: порядок и основания применения мер дисциплинарного воздействия; порядок рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации; условия членства в саморегулируемой организации; порядок рассмотрения жалоб лиц, исключенных из членов саморегулируемой организации; порядок и основания осуществления контроля за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности, и пр. В-третьих, некоммерческая организация, претендующая на получение статуса СРО в области энергетического обследования, должна обеспечить наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов ее членов. Формирование такого фонда выступает в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО в области энергетического обследования перед потребителями услуг, возникающей в результате причинения им вреда вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию (п. 3 ч. 3 ст. 18 Закона об энергосбережении). Этой нормой Закон об энергосбережении сужает возможности выбора саморегулируемой организацией способов обеспечения имущественной ответственности ее членов, делая факультативным такой предусматриваемый ч. 3 ст. 13 Закона о СРО способ, как создание системы личного и (или) коллективного страхования. Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации. Размер взносов членов саморегулируемой организации в целях создания компенсационного фонда составляет не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена, что вытекает из ч. 2 ст. 13 Закона о СРО. Учитывая, что членство в саморегулируемой организации в области энергетического обследования является обязательным условием для проведения энергетических обследований, обоснованность размера взноса в компенсационный фонд вызывает особый интерес. Высокие пороговые значения размеров компенсационного взноса могут служить препятствием к входу на рынок услуг по проведению энергетических обследований, в силу чего установление размера взноса в компенсационный фонд в размере большем, чем три тысячи рублей в отношении каждого члена, требует определенного экономического обоснования и оценки возможных последствий для членов <11>. Факт установления вступительного членского взноса, направляемого на формирование компенсационного фонда, не будет считаться нарушением антимонопольного законодательства в отличие от установления размера этого взноса, необоснованно высокий размер которого вполне способен создать препятствия доступу на рынок. -------------------------------- <11> К такому выводу подталкивают правовые позиции, сформулированные в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2009 г. N 09АП-18519/2009-АК по делу N А40-49507/09-149-318 // СПС "КонсультантПлюс".

Видимо, этим руководствовались разработчики изменений, внесенных в ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ <12> и установивших дифференцированные показатели минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации в зависимости от величины стоимости выполняемых ее членами работ. -------------------------------- <12> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.

Компенсационный фонд обособляется от иного имущества саморегулируемой организации и имеет строго целевой характер. Пункт 3 ч. 3 ст. 18 Закона об энергосбережении допускает возможность обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования только перед потребителями услуг, в силу чего невозможно осуществление выплат в пользу иных лиц, например, которым причинен вред некачественным оказанием услуг (хотя Закон о СРО, наоборот, допускает такую возможность). Государственный контроль за деятельностью СРО в области энергетического обследования осуществляется Минэнерго России (п. 4.3.6 Положения о Минэнерго России). В отличие от ст. 23 Закона о СРО, ограничивавшейся указанием на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в порядке, установленном федеральными законами, ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <13> (далее - Закон о защите прав предпринимателей) устанавливает, что особенности организации и проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами. -------------------------------- <13> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

Закон об энергосбережении детализирует процедуры осуществления государственного контроля за деятельностью СРО в области энергетического обследования (ч. 9 ст. 18). С юридико-технической точки зрения структура ч. 9 ст. 18 вызывает много нареканий, так как представляет собой набор особых правил разной смысловой направленности, отличающихся от норм Закона о защите прав предпринимателей. И хотя это допустимо с точки зрения ч. 4 ст. 1 Закона о защите прав предпринимателей, но вряд ли целесообразно. Часть 9 ст. 18 Закона об энергосбережении, устанавливая основания проведения внеплановой проверки деятельности СРО в области энергетического обследования, не содержит указания на необходимость согласования ее проведения с органом прокуратуры, как предусмотрено ст. 10 Закона о защите прав предпринимателей, тем не менее проводить такое согласование считаем необходимым, несмотря на то что в области энергоснабжения порядок проведения проверок регламентируется особо. В заключение необходимо отметить, что стратегической целью региональной энергетической политики в России является создание устойчивой и способной к саморегулированию системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов (п. 7 Государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики") <14>. -------------------------------- <14> Распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 512-р // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1739.

Этим в отличие от уже отмененной Государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" <15> подчеркивается роль механизмов саморегулирования. Но оценить в полной мере эффективность деятельности СРО в области энергетического обследования пока сложно. -------------------------------- <15> Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 2446-р "Об утверждении Государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2011. N 4. Ст. 622.

Недостатком указанных программ является недооценка возможностей саморегулируемых организаций, их роли как проводника между публичной властью и профессиональным сообществом. Поэтому для выработки мероприятий по государственной поддержке энергосбережения и повышения энергетической эффективности следовало бы привлечь саморегулируемые организации. Но такая возможность в указанных программах не отражена. Не может быть пока услышан в полной мере голос саморегулируемых организаций и в силу того, что Закон об энергосбережении не содержит норм, касающихся создания единого национального объединения СРО в области энергетического обследования, хотя определенные шаги в этом направлении предпринимались. 27 ноября 2010 г. на заседании Координационного научно-технического совета саморегулируемых организаций в области энергетического обследования <16> приняты решения, имеющие целью создать единое национальное объединение такого рода и внести в Закон об энергосбережении соответствующие изменения. -------------------------------- <16> URL: http://maenrf. ru/index. php? option=com_content&task=view&id=17&Itemid=34.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс", 2008. Комментарий к ст. 3. 2. Градостроительный кодекс РФ, ст. 55.16 // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16. 3. Кайль А. Н., Батяев А. А. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс", 2009. Комментарий к ст. 3. 4. Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2577. 5. Распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 512-р "Об утверждении Государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1739. 6. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 2446-р "Об утверждении Государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2011. N 4. Ст. 622. 7. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950. 8. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5711. 9. Федеральный закон от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5711; 2013. N 7. Ст. 609. 10. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145. 11. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930. 12. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

Название документа Интервью: Интервью с заведующей кафедрой энергетического права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) доктором юридических наук Викторией Валерьевной Романовой ("Юрист", 2013, N 21) Текст документа

ИНТЕРВЬЮ С ЗАВЕДУЮЩЕЙ КАФЕДРОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О. Е. КУТАФИНА (МГЮА) ДОКТОРОМ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК ВИКТОРИЕЙ ВАЛЕРЬЕВНОЙ РОМАНОВОЙ

В. В. ГРИБ

В настоящем интервью были обсуждены различные правовые аспекты энергетического права, в том числе касающиеся развития энергетического права как науки, проводимых правовых исследований по энергетическому праву, тенденций изменения энергетического законодательства, особенностей правового регулирования в сфере энергетики.

Ключевые слова: энергетическое право, энергетическое законодательство, правовое регулирование в сфере энергетики.

Interview with the head of the department of energy law of Moscow state law university named after O. E. Kutafin (MSLA), doctor of law Romanova Viktoriya Valer'evna

In this Interview we discussed different issues of energetic law, including development of energetic law as a science, legal research in the sphere of energetic law, tendencies of changes of energetic legislation, peculiarities of legal regulation in the sphere of energetics.

Key words: energy law, energy legislation, legal regulation in the sphere of energetic.

- Виктория Валерьевна, в этом году в Санкт-Петербургском государственном университете Вами защищена первая диссертация по научной специальности 12.00.07: корпоративное право, энергетическое право. Расскажите, пожалуйста, о теме Вашего диссертационного исследования. - Спасибо большое, Владислав Валерьевич. Диссертационное исследование было для меня очень интересным. Его цель состояла в научной разработке теоретических и практических положений, в совокупности представляющих современную концепцию правового регулирования строительства и модернизации энергетических объектов. Соответственно, было необходимо определиться с понятиями энергетического объекта как объекта отношений по строительству и модернизации, определить понятие модернизации энергетических объектов, исследовать правовую природу отношений по строительству и модернизации энергетических объектов. Специфика природы отношений по строительству и модернизации предопределяет, что правовое регулирование данных отношений должно осуществляться комплексно, охватывая как частноправовые, так и публично-правовые отношения. Соответственно, регламентация деятельности по строительству и модернизации энергетических объектов должна основываться на концепции сбалансированного сочетания имущественных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в данной сфере, методов государственного регулирования и мер воздействия, применяемых саморегулируемыми организациями. В сфере частноправовых отношений важно сбалансированное сочетание интересов обеих сторон договора на строительство и модернизацию энергетических объектов, а также иных участников данных отношений. Сбалансированный подход должен охватывать отношения сторон на всех стадиях договорного регулирования: заключение договора, исполнение договора, а также разрешение разногласий между сторонами. Эффективность защиты прав лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере строительства и модернизации энергетических объектов, возможна при сбалансированном сочетании досудебного и судебного порядка разрешения споров. Сбалансированный подход должен распространяться также и на соотношение методов государственного регулирования и мер воздействия, применяемых саморегулируемыми организациями, что означает, в частности, недопустимость одновременного применения однотипной меры административной ответственности и мер воздействия, применяемых саморегулируемыми организациями. Учитывая, что в связи со спецификой энергетического объекта как объекта отношений по строительству и модернизации и повышенной сложностью выполняемых работ к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в данной сфере, установлены многочисленные требования, важно и сбалансированное сочетание дополнительно установленных требований и мер государственной поддержки данных лиц. Мне очень хотелось бы поблагодарить всех, кто поддержал данное исследование, прежде всего своего научного консультанта - заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Владимира Федоровича Попондопуло, всех членов этой кафедры, глубокоуважаемых оппонентов - члена-корреспондента Российской академии наук, заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Вениамина Федоровича Яковлева, заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук Олега Михайловича Свириденко, доктора юридических наук, профессора Вадима Александровича Алексеева, ведущую организацию - Казанский (Приволжский) федеральный университет. Также хотелось бы поблагодарить членов диссертационного совета. Поскольку специальность 12.00.07 - новая, в состав диссертационного совета были включены пять дополнительных членов: академик Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор А. Г. Лисицын-Светланов; член-корреспондент Российской академии наук, доктор юридических наук М. И. Клеандров; доктор юридических наук, профессор Н. И. Михайлов; доктор юридических наук, профессор А. П. Вершинин; доктор юридических наук, профессор И. В. Ершова. Это специалисты высочайшего уровня, многие годы занимающиеся различными проблемами корпоративного и энергетического права. Конечно, было очень приятно услышать на защите слова поддержки академика Российской академии наук, доктора юридических наук, профессора А. Г. Лисицына-Светланова, который подчеркнул, что многие понятия в энергетическом праве заслуживают изучения, должны и будут наполняться правовым содержанием. Хотелось бы также сказать самые теплые слова искренней благодарности и признательности своим родным, друзьям за поддержку и помощь.

- В 2013 г. в Московском государственном юридическом университете имени О. Е. Кутафина образована кафедра энергетического права. Каковы основные задачи кафедры энергетического права на сегодняшний день, на перспективу? Расскажите, пожалуйста, о составе кафедры энергетического права. - Прежде всего хотелось бы отметить, что об этом проекте еще несколько лет назад мне сказал ректор Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) профессор Виктор Владимирович Блажеев. Это уникальный руководитель, стремящийся поддержать и развивать все новое. В 2010 г. в МГЮА был создан Институт энергетического права. Принимая во внимание явно выраженный интерес у обучающихся МГЮА к различным проблемам энергетического права в марте 2013 г., Ученый совет МГЮА принял решение о создании общеуниверситетской кафедры энергетического права. Задачей кафедры энергетического права является не только разработка учебных материалов, которые на сегодняшний день практически отсутствуют, но и проведение научной работы по исследованию проблемных аспектов энергетического права. При формировании состава кафедры руководством университета была поставлена четкая задача - в работе кафедры должны быть задействованы юристы-практики, работающие в сфере энергетики. С момента создания в состав кафедры вошли высочайшего уровня специалисты, много лет работающие в различных отраслях энергетики, накопившие огромный практический опыт: Сергей Сергеевич Филь, Альберт Фяритович Бикмурзин, Лариса Владимировна Титова, Анна Александровна Ефимова, Алена Борисовна Нестерова, Александр Владимирович Замазий. Мы рады, что кафедра энергетического права расширяется и на кафедру приходят такие суперспециалисты, практики, как А. А. Пахомов, А. Б. Чичканов. На сегодняшний день студентам предоставляется возможность изучить более 20 учебных дисциплин по энергетическому праву, в том числе введение в профессию юрист в сфере энергетики; энергетическое право; правовые основы страхования в сфере энергетики; государственное регулирование и саморегулирование в сфере энергетики; правовое регулирование энергетической безопасности; государственное управление в сфере энергетики; особенности гражданско-правовых отношений в сфере энергетики и другие. Одной из важнейших задач при подготовке учебно-методической литературы, преподавании учебных дисциплин по энергетическому праву является предоставление студенту возможности изучить как общие положения, касающиеся правового регулирования частноправовых и публично-правовых отношений в сфере энергетики, тенденции изменения энергетического законодательства, так и особенности, характерные для правового регулирования в отдельных отраслях энергетики. Особое внимание уделяется правовому анализу сложившейся и формирующейся судебной практики по спорам, возникающим из частных и публичных отношений в сфере энергетики.

- Какие задачи стоят перед кафедрой энергетического права по развитию науки энергетического права? - Как верно указывает В. С. Нерсесянц, каждая наука - это определенный способ производства и организации знаний о тех объектах, изучением которых она занимается, а предметом соответствующей науки являются искомые сущностные свойства объекта <1>. -------------------------------- <1> Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 3.

Объектом энергетического права как науки являются общественные отношения в энергетической сфере. Как справедливо отмечает В. Ф. Попондопуло, активизация исследований в области правового регулирования энергетики, бурный интерес к энергетической теме объясняются прежде всего активным развитием энергетической отрасли в России, и подчеркивает, что научный подход к определению достаточно новых понятий, какими являются энергетическое право и энергетическое законодательство, предполагает прежде всего определение природы тех отношений, которые выступают предметом правового регулирования энергетического права <2>. -------------------------------- <2> Попондопуло В. Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития. Энергетика и право. М.: Юрист, 2008. С. 205.

Данная позиция разделяется также В. Ф. Яковлевым, П. Г. Лахно, которые отмечают, что создание комплексной и эффективной законодательной базы для энергетических отношений невозможно без разработки прочной основы, и решение этой задачи - прерогатива науки энергетического права <3>. -------------------------------- <3> Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / Под ред. П. Г. Лахно. М.: Издательская группа "Юрист". С. 57.

Различные аспекты энергетического права были предметом правовых исследований таких российских ученых, как Л. В. Андреева, Е. В. Блинкова, А. П. Вершинин, О. А. Городов, А. И. Грищенко, Е. П. Губин, И. В. Гудков, С. С. Занковский, М. И. Клеандров, П. Г. Лахно, А. Г Лисицын-Светланов, В. Ф. Попондопуло, Р. Н. Салиева, С. А. Свирков, С. С. Селиверстов, В. Ф. Яковлев и др. Интерес к энергетическому праву возрастает, и это вполне оправданно. Очень многие аспекты энергетического права заслуживают детального, скрупулезного изучения, анализа. Многие проблемы энергетического права являются предметом интереснейших правовых дискуссий. Актуальность проводимых исследований подтверждается в первую очередь особой практической значимостью. В проводимых дискуссиях по энергетическому праву принимают участие как представители науки, так и представители энергетических компаний, государственные служащие, представители консалтинговых компаний. Ярким примером повышенного интереса к различным проблемам энергетического права являются дискуссии, проведенные в рамках III Международного юридического форума в 2013 г. в Санкт-Петербурге. На обсуждение были вынесены вопросы о правовом регулировании в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, о преодолении противоречий и поиске компромиссов в правовой модели рынка электроэнергии, о развитии ядерного права в современных условиях. Научно-исследовательская программа "Формирование и развитие энергетического права в условиях модернизации экономики России" является составной частью Программы стратегического развития Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина. В рамках данной научной программы проводятся исследования энергетического законодательства, формирующего правовой режим отдельных отраслей энергетики: электроэнергетики, атомной энергетики, нефтяной, газовой, угольной отраслей, альтернативной энергетики; особенностей правового регулирования частноправовых отношений в сфере энергетики; особенностей правового регулирования публично-правовых отношений в сфере энергетики; выявление специфики правового регулирования инвестиционной деятельности в различных отраслях энергетики и многие другие. С 2013 г. осуществляется прием в аспирантуру по специальности 12.00.07 в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина. Множественность поданных заявлений свидетельствует о возрастающем интересе к науке энергетического права. На сегодняшний день для аспирантов разработаны как обязательная программа "Энергетическое право", так и программы по выбору: "Правовое регулирование в сфере электроэнергетики", "Правовое регулирование нефтяной отрасли", "Правовое регулирование газовой отрасли", "Правовое регулирование энергетической безопасности". Таким образом, в настоящее время имеются все предпосылки для того, чтобы уже на более системной основе проводить комплексные диссертационные исследования проблем энергетического права, выявлять пробелы правового регулирования, формулировать предложения по возможному разрешению тупиковых ситуаций, предлагать новые модели правового регулирования общественных отношений в различных отраслях энергетики.

- Каковы основные тенденции развития энергетического законодательства на сегодняшний день? - С момента принятия Энергетической стратегии России на период до 2030 г. энергетическое законодательство активно развивается. Прежде всего следует отметить динамичное развитие законодательства в сфере энергетической безопасности. О необходимости совершенствования законодательства в сфере обеспечения энергетической безопасности, безопасности опасных производственных объектов неоднократно отмечалось на заседаниях Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности. В 2011 г. был принят Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". Данным Законом установлены организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации в целях предотвращения незаконного вмешательства, определены полномочия органов государственной власти, права и обязанности лиц, владеющих объектами топливно-энергетического комплекса. Во исполнение данного Закона были приняты соответствующие подзаконные акты. Правовой анализ этих актов показывает, что для сферы правового регулирования отношений по обеспечению энергетической безопасности характерна явно выраженная тенденция к унификации законодательства. Можно сказать и о том, что формируется особый правовой режим энергетических объектов, что обусловлено в первую очередь необходимостью обеспечения энергетической и промышленной безопасности опасных производственных объектов. Нельзя не сказать и о формировании особого правового положения субъектов энергетики, которые, с одной стороны, наделены законодателем особыми полномочиями, с другой - по отношению к данным субъектам устанавливаются и дополнительные требования, обусловленные в том числе необходимостью обеспечения энергетической безопасности, причем уже на стадии проектирования и строительства энергетических объектов. Необходимо также отметить и динамичное развитие специального законодательства, регулирующего общественные отношения в различных отраслях энергетики. Это относится прежде всего к законодательству в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Изменения, вносимые в данное законодательство, касаются договорного регулирования, полномочий государственных органов, соответствующих саморегулируемых организаций.

- Виктория Валерьевна, Вы являетесь третейским судьей, в том числе третейского суда при Российском союзе промышленников и предпринимателей. Каковы основные задачи Третейского разбирательства? - Прежде всего должны соблюдаться принципы третейского разбирательства, которые закреплены, в частности, в ст. 18 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации". Согласно ст. 18 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" третейское разбирательство должно осуществляться на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон. Основным требованием к третейскому судье в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" является следующее: третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Собственно, именно поэтому данному лицу стороны и доверяют разрешение спора. На сегодняшний день многие вопросы, касающиеся действующей регламентации третейского разбирательства, являются дискуссионными, что подтверждает, насколько актуальным является указание Президента Российской Федерации В. В. Путина, данное в Послании Федеральному Собранию, о необходимости подготовки комплекса мер по развитию третейского разбирательства в России, причем на качественно новом уровне.

- Виктория Валерьевна, благодарим Вас за интервью! - Спасибо Вам огромное, Владислав Валерьевич, за поддержку, за понимание, за помощь.

Беседу вел В. В.Гриб

Название документа