Особенности организации расследования уголовных дел о транспортных происшествиях на железнодорожном транспорте

(Елинский В. И., Коткин П. Н.) ("Российский следователь", 2010, N 12) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ <*>

В. И. ЕЛИНСКИЙ, П. Н. КОТКИН

Елинский В. И., старший прокурор-криминалист Главного управления криминалистики Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Коткин П. Н., заведующий кафедрой Уральского института экономики, управления и права, кандидат юридических наук, доцент (Екатеринбург).

Авторы в статье рассматривают проблемы организации расследования уголовных дел о происшествиях на железнодорожном транспорте. Ими приводятся результаты анализа следственной практики, которая свидетельствует о том, что наиболее типичными происшествиями являются сход подвижного состава с рельсов, столкновение поездов и подвижного состава и др.

Ключевые слова: организация расследования, транспортное происшествие, железнодорожный транспорт, уголовное дело.

The authors of the article consider the problems of organization of investigation of criminal cases on accidents on railway transport. They present the results of analysis of investigation practice which proves that the most typical accidents are derailment of equipment, clash of trains and equipment and etc.

Key words: organization of investigation, transport accident, railway transport, criminal case.

Следственная практика свидетельствует, что наиболее типичными транспортными происшествиями на железных дорогах являются: - сход подвижного состава с рельсов; - столкновение поездов и подвижного состава; - повреждение устройств энергоснабжения железной дороги (контактной сети, питающих линий, постов секционирования и тяговых подстанций); - наложение на путь посторонних предметов; - умышленное разрушение путевых сооружений и повреждение подвижного состава. Большинство транспортных происшествий происходит в результате халатности работников железнодорожного транспорта и нарушения ими правил технической эксплуатации железных дорог. Например, следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Калужской области в апреле и сентябре 2008 г. расследовались два уголовных дела, возбужденные по данному факту. Уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 143 УК РФ, когда при производстве генеральным подрядчиком ООО "КалугаТрансМост" и субподрядчиком ООО НПО "Мостовик" г. Омска работ по реконструкции железнодорожного моста через реку Оку в г. Калуге в результате нарушения правил техники безопасности и охраны труда произошло обрушение данного моста, что привело к гибели людей и причинению крупного материального ущерба. Уголовное дело, возбужденное по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 267 и ч. 1 ст. 293 УК РФ, когда в результате схода с железнодорожного полотна на станции "Перспективная" г. Калуги маневрового состава, перевозящего горюче-смазочные материалы (ГСМ), произошло возгорание четырех вагонов с ГСМ и был причинен ущерб в крупном размере. Данное происшествие явилось следствием ненадлежащего исполнения должностными лицами своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе при осуществлении контроля за состоянием железнодорожного полотна. Наиболее характерными способами совершения умышленных преступных действий, повлекших транспортное происшествие, являются: - подрыв с помощью взрывных устройств рельсов, мостов, тоннелей и иных сооружений; - поджог; - изъятие деталей рельсового крепления (разболчивание стыков и расшивка рельсов); - наложение на головки рельсов посторонних предметов; - разрушение или повреждение систем энергоснабжения, средств сигнализации, централизации и блокировки; - неправильное составление маршрутов для приема и отправления поездов; - перевод стрелок под движущимся составом; - засыпка наждачного порошка и других материалов в буксы вагонов и изъятие из букс польстеров; - порча тормозных устройств; и др. Первоначально сложно определить, какое преступление (террористический акт или иное) было совершено. Уголовное дело может быть возбуждено по признакам преступлений, предусмотренных ст. ст. 263, 264, 266, 267, 269 УК РФ. При этом проверяются версии о совершении преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, интересов службы в коммерческих и иных организациях, государственной власти и интересов государственной службы. Однако следователь не должен исключать возможность того, что транспортное происшествие произошло вследствие террористического акта, а потому эта версия должна проверяться в первую очередь. При расследовании уголовных дел о транспортных происшествиях на железнодорожном транспорте решаются следующие основные задачи: - установление непосредственных причин транспортных происшествий и причастных к ним лиц; - проверка версий о возможной умышленной преступной деятельности; - предотвращение негативных последствий, которые могут возникнуть в результате транспортного происшествия; - выяснение и устранение условий, способствовавших транспортному происшествию; - принятие мер к выявлению и устранению предпосылок к аналогичным происшествиям в других местах. Решение организационных вопросов находится в зависимости от ряда факторов и обстоятельств, а именно: - характера транспортного происшествия (взрыв, пожар, выведение из строя транспортного средства); - характеристики объекта, где оно произошло (железнодорожные пути, здание вокзала, локомотивное депо, установки электрического обеспечения и т. д.); - содержания информации, полученной в ходе расследования. Их специфика определяет такие важные аспекты, как: участие в расследовании соответствующих специалистов; применение конкретных криминалистических и оперативно-технических средств; сочетание расследования транспортного происшествия с поисково-спасательными и восстановительными работами, а также вопросы взаимодействия с органами ФСБ России, МВД России, МЧС России и ведомственными комиссиями. С местом или объектом, где произошло транспортное происшествие, связана еще одна группа обстоятельств, оказывающих существенное влияние на особенности организации расследования, а именно: - если место или объект находится на значительном расстоянии от местонахождения следственного подразделения, то возникает проблема быстрой доставки участников расследования к месту происшествия; - если территория или протяженность места происшествия значительны, то это обусловливает организацию мероприятий, связанных с привлечением к расследованию дополнительных сил и средств; - организационная структура объекта и функциональная направленность его служб позволяют оперативно определить круг лиц, которым могут быть известны сведения о причине транспортного происшествия, а также истребовать в указанных подразделениях соответствующие документы, имеющие отношение к установлению причины и характера транспортного происшествия. При расследовании уголовных дел о транспортных происшествиях на железнодорожном транспорте следственная ситуация бывает чаще всего сложной, особенно на начальном этапе расследования, когда следователи и оперативные работники располагают, как правило, ограниченными исходными данными, не позволяющими сделать однозначный и достоверный вывод о непосредственной причине происшествия, а также причастных к нему лицах <1>. -------------------------------- <1> См. более подробно: Коткин П. Н. Расследование чрезвычайных происшествий, связанных со взрывами, пожарами и выведением из строя транспортных средств: Монография / Академия права и управления. М., 2004.

В ситуации, когда внешняя причина происшествия очевидна (взрыв, пожар, повреждение силового кабеля, наложение на пути посторонних предметов), основной задачей начального этапа расследования является установление лиц, причастных к данному преступлению, приведшему к транспортному происшествию. В связи с этим в качестве основных версий могут быть выдвинуты следующие: - совершен террористический акт или диверсия; - осуществлено умышленное уничтожение имущества; - происшествие является результатом хулиганских действий; - допущено небрежное обращение с взрывоопасными или пожароопасными веществами. В числе первоначальных следственных действий в этой ситуации планируются и осуществляются: осмотр места происшествия и другие виды осмотра, освидетельствование потерпевших, допросы потерпевших, очевидцев и иных свидетелей, проведение научно-технических исследований и назначение экспертиз. В другой ситуации, когда причиной происшествия могут быть как внешние действия, так и внутренние обстоятельства, перед расследованием стоит задача установить непосредственную причину происшествия. В связи с этим в качестве версий о причине происшествия, кроме тех, что характерны для первой ситуации, можно назвать следующие: - нарушение правил эксплуатации транспортных средств; - несоблюдение противопожарных правил; - невыполнение обязательных требований при проведении ремонтных и восстановительных работ; - халатное отношение к исполнению служебных обязанностей. В числе первоначальных следственных действий во второй ситуации планируются: осмотр места происшествия; осмотр предметов и документов, допрос потерпевших, очевидцев и иных свидетелей; допрос подозреваемых лиц; выемка и истребование документов, характеризующих поврежденный объект; следственные эксперименты; назначение экспертиз. Если в ходе расследования будет установлено, что транспортное происшествие явилось результатом умышленных действий, то дальнейшие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия должны быть направлены на проверку следственных версий о лицах, причастных к преступлению, повлекшему транспортное происшествие на железнодорожном транспорте. После выяснения причины происшествия и выявления причастных к нему лиц планируются и осуществляются: задержание подозреваемого и его личный обыск; допросы подозреваемого, освидетельствование подозреваемого; обыски по месту его жительства, в служебных помещениях, а при наличии оснований - обыски у лиц, имеющих связи с подозреваемым; осмотр предметов и документов; следственные эксперименты, проверка показаний на месте, назначение экспертиз. Поисково-познавательная деятельность на первоначальном этапе расследования уголовных дел о транспортных происшествиях на железнодорожном транспорте направлена на выявление необходимой ориентирующей и доказательственной информации, а также ее источников. В связи с решением этой задачи и в условиях дефицита времени существенную помощь следователю в поиске данной информации оказывают работники органов дознания, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, специалисты и эксперты. Для выявления причин происшествия и лиц, возможно к нему причастных, эффективно проведение оперативными работниками следующих оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, прослушивание телефонных переговоров, исследование предметов и документов, сбор образцов для сравнительного исследования <2>. -------------------------------- <2> Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

В розыскной практике осуществляются также иные действия, не регламентируемые Федеральным законом от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности". К ним относятся: разведывательно-поисковые мероприятия на месте происшествия (личный сыск), одорологическая выборка, преследование преступника "по горячим следам", прочесывание (обследование) местности, блокирование района происшествия, захват (задержание) подозреваемого и другие. Для расследования уголовных дел о транспортных происшествиях, повлекших большие человеческие жертвы и причинивших существенный вред экономике страны или обороноспособности государства, образовываются: - федеральная правительственная комиссия; - межведомственный (оперативный) штаб, организующий работу сотрудников различных ведомств (прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России, Минобороны России и Минздравсоцразвития России); - ведомственная комиссия, организующая проведение служебного расследования; - следственно-оперативные группы, в состав которых входят опытные следователи, криминалисты и оперативные работники различных правоохранительных органов. В настоящее время одной из самых распространенных и действенных форм организации взаимодействия следователя с работниками оперативно-розыскных подразделений является следственная группа (ст. 163 УПК РФ). Решение о производстве предварительного следствия следственной группой и об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено расследование транспортного происшествия, в том числе указывается, кто из числа следователей (руководителей следственного органа) назначается руководителем следственной группы. Работе следственной группы оказывают активное содействие должностные лица органов МВД России и ФСБ России, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Данное обстоятельство позволяет на практике образовывать следственно-оперативные группы. Положительным примером такого межведомственного взаимодействия является работа по расследованию уголовного дела по факту взрыва пассажирского поезда "Невский экспресс" в ноябре 2009 г., когда в осмотре места происшествия и последующих следственных действиях активно принимали участие следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, МВД России и ФСБ России, а также руководители и оперативные сотрудники данных министерств и ведомств. Практикой расследования таких уголовных дел выработана определенная структура межведомственной следственно-оперативной группы, а именно: - штаб для осуществления координации деятельности различных подгрупп, разработки рекомендаций по производству конкретных следственных и розыскных действий, надзора за исполнением принятых решений, материально-технического обеспечения; - группа информационно-аналитического обеспечения с целью сбора, ведения систематизированного учета, анализа и предоставления штабу и другим пользователям сведений, отражающих содержание расследования; - группа специалистов, включающая по мере надобности лиц различного профиля (криминалистов, судебных медиков, взрывного дела, противопожарной службы и др.). Ее задачами являются: оказание следователям помощи в обнаружении, фиксации, изъятии вещественных доказательств, следственном осмотре некоторых специфических объектов (трупов, несработавших взрывных устройств или их остатков, огнестрельного оружия, следов выстрела), подготовке материалов для судебных экспертиз и составлении постановлений об их назначении, дача консультаций по специальным вопросам; - подгруппы для работы либо по эпизодам преступления, либо применительно к местам расположения объектов, разрушенных или поврежденных в результате происшествия, либо по видам следственных действий (одни следователи производят осмотры, другие - допрашивают свидетелей, третьи - изучают документы, относящиеся к поврежденному объекту, и производят их выемку, четвертые - подготавливают и назначают экспертизы). При расследовании уголовных дел о происшествиях на железнодорожном транспорте важно тесное взаимодействие руководителя следственно-оперативной группы (следователя) с руководством и членами ведомственной комиссии, осуществляющими служебное расследование по данному факту. Хотя задачи у следователей и членов таких комиссий различны: первые устанавливают как причины, так и виновных, вторые - только причины, однако их деловое сотрудничество зачастую определяет успешное расследование уголовных дел о транспортных происшествиях. Как показывает практика, эффективной формой взаимодействия является подготовка следственным управлением на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации совместно с органами МЧС России, МВД России и ФСБ России, а также с руководителями инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования <3> (далее - субъекты железнодорожного транспорта) организационно-распорядительного документа, в котором необходимо предусмотреть: -------------------------------- <3> "Руководители инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования" означает руководство организаций железнодорожного транспорта - владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) владельцев железнодорожных путей необщего пользования.

- незамедлительное оповещение соответствующих органов о транспортном происшествии на железнодорожном транспорте; - порядок выезда следственно-оперативной группы на место происшествия и ее персональный состав. Например, в случае транспортного происшествия в труднодоступном месте, куда добраться можно только на специальной технике (вертолеты, вездеходы и т. п.). Данной техникой обладает МЧС России; - порядок взаимодействия и совместной работы на местах происшествий. Для успешного расследования уголовных дел о транспортных происшествиях следователь должен обладать не только юридическими и техническими знаниями, но и иметь четкое представление о действиях ведомственной комиссии, производящей служебное расследование. По фактам транспортных происшествий на железнодорожном транспорте проводится служебное расследование. Порядок служебного расследования транспортных происшествий на железных дорогах определяется Положением о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий <4>. Работа служебных комиссий, как правило, осуществляется параллельно и одновременно с деятельностью следственной группы. Как те, так и другие нередко осматривают одни и те же следы, предметы и документы, получают информацию от одних и тех же лиц, решают аналогичные задачи. -------------------------------- <4> Утверждено Приказом Минтранса России от 25.12.2006 N 163 "Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий".

Служебное расследование крушений и аварий (в соответствии с определениями п. 3 Приказа Минтранса России от 25.12.2006 N 163) осуществляется комиссией, состав и председатель которой назначаются заместителем руководителя Ространснадзора или по его поручению начальником Управления Госжелдорнадзора. По решению заместителя руководителя Ространснадзора в состав комиссии могут включаться по согласованию представители других государственных органов (прокуратуры, органов внутренних дел и т. д.). Служебное расследование крушения или аварии осуществляется комиссией Ространснадзора с учетом материалов первичного расследования комиссией, образованной субъектом железнодорожного транспорта. По результатам расследования комиссией Ространснадзора оформляется техническое заключение с классификацией транспортного происшествия (в соответствии с Приказом Минтранса России от 25.12.2006 N 163) и причинами произошедшего. Копия вышеуказанного заключения вручается руководителю субъекта железнодорожного транспорта. Состав комиссий формируется в зависимости от тяжести последствий и от классификации транспортного происшествия (см. п. 2.4 Рекомендаций по проведению служебного расследования и учету транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий Федеральной службой по надзору в сфере транспорта от 29.03.2007 N ГК-21/2-412). Задачами служебного расследования транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий являются: - принятие мер к оказанию помощи пострадавшим, восстановлению движения и ликвидации последствий; - оценка соответствия фактического состояния железнодорожного подвижного состава, а также объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования требованиям нормативных документов, регламентирующих безопасность движения; - оценка действий персонала и должностных лиц субъекта железнодорожного транспорта, действия которых привели или способствовали возникновению транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий, с указанием невыполненных положений нормативных документов; - оформление материалов служебного расследования и представление их в 15-дневный срок в Ространснадзор или его территориальные органы, а также другим компетентным органам при необходимости. Материалы служебного расследования должны содержать следующие документы: - акт служебного расследования; - техническое заключение; - список пострадавших с предварительными диагнозами; - акты о повреждении железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования; - материалы, полученные с применением фото - и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации, подтверждающие причины транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий, схемы с указанием имеющихся отступлений от норм содержания и повреждений железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования в результате транспортного происшествия; - результаты расшифровки скоростемерной ленты, модуля памяти или кассеты регистрации параметров движения подвижного состава (с указанием места хранения подлинника документа), имеющего отношение к расследуемому случаю; - акты о состоянии и работе объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования, имеющих отношение к расследуемому случаю; - натурные листы поездов; - результаты проведенных экспериментов и расчеты (если они производились); - копию исполненного графика движения поездов; - выписки из установленных учетно-отчетных форм по использованию железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования в части, касающейся причин транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий; - метеорологическую справку; - сведения о лицах, причастных к случившемуся, их объяснения, сведения о режиме труда и отдыха, о результатах последних испытаний в знании правил технической эксплуатации, других нормативных актов и должностных инструкций, а также заключение о медицинском освидетельствовании, необходимость которого определяется в каждом конкретном случае. В результате служебного расследования должны быть выявлены обстоятельства и причины нарушений требований Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России 26.05.2000 N ЦРБ-756 и других нормативных актов в части обеспечения безопасности движения, проведена оценка действий персонала и должностных лиц, действия (бездействие) которых привели или способствовали возникновению транспортных происшествий. На месте транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий представителями субъекта железнодорожного транспорта производятся следующие действия: - изымается скоростемерная лента или накопитель информации систем регистрации параметров движения, натурный лист поезда, справка об обеспеченности поезда тормозами, предупреждения об ограничении скорости движения и бортовой журнал локомотива; - составляется схема разрушения пути и расположения подвижного состава, следов схода его с рельсов с привязкой к километру и пикетам, начала схода и места остановки подвижного состава; - производится фотографирование общего вида последствий и повреждений железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования, обнаруженных посторонних предметов, положений деталей и узлов железнодорожного подвижного состава; - составляются документы осмотра места транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий, технического состояния подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования; - берутся письменные (в необходимых случаях с использованием аудио - и видеозаписи) объяснения лиц, причастных к транспортным происшествиям и иным связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событиям, а также других очевидцев; - фиксируются погодные условия на момент транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий. Руководитель субъекта железнодорожного транспорта обязан сохранять документы, элементы верхнего строения пути, детали железнодорожного подвижного состава и другие предметы, которые могут иметь значение при установлении причин транспортного происшествия в течение всего периода служебного расследования. Решение о направлении указанных документов, деталей и предметов на исследование или испытание и сроках их хранения принимается служебной комиссией. По результатам служебного расследования, но не позднее трех суток с момента случившегося, комиссией составляется техническое заключение о причинах транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий, подписанное всеми членами комиссии. Материалы первичного расследования комиссией, образованной субъектом железнодорожного транспорта, должны содержать следующие документы: - опись дела; - адресную телеграмму о допущенном крушении или аварии; - акт служебного расследования формы РБУ-1; - техническое заключение главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов и начальника службы, по вине работников которой произошел случай; - протоколы оперативного совещания по разбору крушения или аварии начальником отделения железной дороги и начальником железной дороги; - приказы начальника линейного предприятия, начальника отделения железной дороги и начальника железной дороги по результатам расследования крушения или аварии, в которых должны быть изложены также и меры по недопущению их повторения; - документы, подтверждающие причину крушения или аварии: схемы, акты и фотографии с указанием имеющихся отступлений от норм содержания и повреждений технических средств в результате крушения или аварии; результаты расшифровки скоростемерной ленты потерпевшего аварию или крушение поезда (с указанием, где хранится подлинник скоростемерной ленты); акты о состоянии и работе технических средств безопасности движения, имеющих отношение к расследуемому случаю; натурный лист поезда; результаты проведенных экспериментов и расчеты (если они производились); выкопировка из графика движения по участку, на котором допущено крушение или авария, заверенная начальником отдела перевозок отделения железной дороги, и данные о задержке поездов; выписки из журналов ДУ-2, ТУ-2, ДУ-46 и из журналов диспетчерских распоряжений технико-распорядительных актов станций, журналов осмотра технических средств и из книги ревизорских указаний в части, касающейся причин крушения или аварии; - план и профиль пути на месте крушения или аварии, справки о результатах последней проверки пути путеизмерительными и дефектоскопными средствами с приложением лент путеизмерительных вагонов, а также копии записей в книгах ПУ-28 и ПУ-29 о результатах натурных проверок пути; метеорологическая справка; другие документы, касающиеся причины допущенного крушения или аварии; характеристики лиц, причастных к крушению или аварии, их объяснения, сведения о режиме труда и отдыха, о результатах последних испытаний в знании ПТЭ, других нормативных актов и должностных инструкций, а также заключение о медицинском освидетельствовании непосредственных виновных, необходимость в котором определяется в каждом конкретном случае; документы, характеризующие последствия крушения или аварии: список пострадавших людей с предварительным диагнозом и указанием их домашнего адреса и места работы; акты о повреждении вагонов (по форме ВУ-25) и локомотивов; справка о повреждении грузов; справка о предварительных данных об убытках от утраты груза и повреждения технических средств, а также о затратах на ликвидацию последствий; справка о зоне ликвидации последствий с указанием имевших место недостатков в продвижении восстановительных поездов и организации их работы. Материалы служебного расследования в полном объеме предоставляются субъектом железнодорожного транспорта в Ространснадзор в срок не позднее 15 дней с момента наступления транспортного происшествия. Руководителю следственной группы (следователю) необходимо иметь в виду, что при крушениях и авариях одновременно с расследованием, а иногда и до его начала, руководителем субъекта железнодорожного транспорта принимаются меры к ликвидации последствий происшествия и восстановлению движения на поврежденном участке железнодорожного пути, что нередко создает определенные сложности с осмотром места происшествия. Например, в результате столкновения легкового автомобиля с грузовым поездом, следовавшим по маршруту Красный узел - Арзамас, сошли с рельсов и опрокинулись 14 вагонов, в том числе 4 цистерны с опасными химическими веществами (две цистерны с ацетальдегидом и две цистерны с амилом). В результате возник пожар, повреждено 300 метров однопутного железнодорожного полотна, уничтожены средства сигнализации, связи и другое транспортное оборудование. Произошло блокирование транспортных коммуникаций. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ст. 168, ст. 267 УК РФ. Еще до прибытия следственной группы на место происшествия работники ОАО "Российские железные дороги" приступили к освобождению участка железной дороги от опрокинувшихся вагонов, демонтажу поврежденного участка дороги и монтажу нового участка железнодорожного пути. Данные обстоятельства впоследствии оказали отрицательное воздействие на сохранность следов совершенного преступления. В целях объективного и полного расследования подобных уголовных преступлений о транспортных происшествиях руководителю (следователю) необходимо активно использовать результаты деятельности ведомственных комиссий. Например, заключение ведомственной комиссии и все материалы к нему могут быть истребованы и приобщены к материалам уголовного дела; можно приглашать отдельных не заинтересованных в результатах расследования высококвалифицированных членов данной комиссии в качестве специалистов при решении соответствующих вопросов, возникающих в ходе предварительного следствия. В свою очередь, руководители ведомственных комиссий могут ходатайствовать об оказании им необходимой помощи от руководителя следственной группы. Если причина происшествия очевидна и является результатом умышленных действий человека, задача начального этапа расследования заключается в установлении личности преступника, его розыске и задержании, выяснении цели и мотивов его действий. Когда же причина транспортного происшествия неизвестна, возникает необходимость в ее установлении. При этом наряду с предположением о совершении теракта или диверсии выдвигаются следующие версии: - происшествие - результат умышленных действий, не имеющих террористической или диверсионной направленности; - происшествие - результат неосторожных (небрежных) действий работников транспорта; - происшествие - результат случая, например воздействия неуправляемых сил природы (обвал, оползни и т. д.).

Название документа