Криминалистические рекомендации по осмотру места происшествия по уголовным делам, связанным с технологическими причинами и нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

(Елинский В. И., Коткин П. Н.) ("Российский следователь", 2010, N 11) Текст документа

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСМОТРУ МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ И НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА <*>

В. И. ЕЛИНСКИЙ, П. Н. КОТКИН

Елинский В. И., старший прокурор-криминалист Главного управления криминалистики Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Коткин П. Н., заведующий кафедрой Уральского института экономики, управления и права, кандидат юридических наук, доцент.

Авторами даны рекомендации по расследованию по осмотру места происшествия по уголовным делам, связанным с технологическими причинами и нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В статье предлагаются мероприятия по проведению осмотра в конкретных ситуациях.

Ключевые слова: криминалистические рекомендации, осмотр места происшествия, нарушение правил безопасности, технологические причины, безопасность движения и эксплуатации.

The author gives recommendations with regard to investigation on examination of the place of occurrence on criminal cases related to technological causes and violation of rules of security of traffic and exploitation of railway transport. The article proposes measures related to conduct of examination in concrete situation.

Key words: criminalistic recommendations, examination of place of occurrence, violation of rules of security, technological causes, security of traffic and exploitation.

Отличительной чертой крушений и аварий на железнодорожном транспорте является многообразие их видов как в отношении вызвавших крушение технологических причин или нарушений правил безопасности движения, так и в отношении их последствий. Например, причинами схода с рельсов подвижного состава могут быть: неисправность пути или подвижного состава, падение детали подвижного состава на путь, развал груза, выжатие вагона, наложение на путь посторонних предметов и т. п. В связи с этим и криминалистические рекомендации по осмотру места происшествия по уголовным делам, связанным с технологическими причинами и нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, будут нами рассмотрены применительно к различным следственным ситуациям. При разрушении пути и схода подвижного состава в первую очередь осматриваются: верхнее строение пути, поврежденные вагоны и локомотивы, затем другие единицы подвижного состава, а также железнодорожное полотно второго пути. Характерным примером крушения подвижного состава в результате его схода с пути может служить уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 216 УК РФ. В ходе расследования уголовного дела установлено, что бригадир Болотнинской дистанции пути - структурного подразделения Новосибирского отделения Западно-Сибирской железной дороги Якутин А. Н., осуществляя руководство бригадой, с целью сокращения временных затрат на работу сознательно нарушил последовательность технологических операций и технологию выправки пути, установленную Правилами N ЦПТ-52 и Инструкцией N ЦП-485, необходимых измерений с помощью визирного прибора не произвел, выполнил подъем только наружной рельсовой нити 2-го пути 5-го пикета 3414-го км протяженностью 20 м на недопустимую при принятых мерах безопасности движения поездов высоту более 20 мм, в результате чего данная рельсовая нить оказалась на 58 мм выше внутренней. При этом Якутин А. Н. не предпринял никаких мер к ограждению места работ сигналами уменьшения скорости и к выдаче на поезда предупреждения о следовании по месту работ со скоростью не более 40 км/ч. После окончания ремонтных работ при прохождении по этому пути грузового поезда от обезгрузки левой стороны первой тележки второй секции электровоза из-за перекоса кузова вследствие нахождения правой стороны второй тележки секции электровоза в односторонней просадке глубиной 58 мм и длиной 20 м произошел сход с рельсов первой колесной пары второй секции трехсекционного электровоза указанного поезда, повлекший за собой последующий сход 21 груженого вагона, повреждение 900 м пути и 2 опор контактной сети. Вследствие разгерметизации одной цистерны с дизельным топливом из числа сошедших вагонов в районе 2-го пикета 3414-го км произошла утечка нефтепродукта в безымянный ручей. В результате происшествия Новосибирскому отделению Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" причинен крупный ущерб в размере 3126840 рублей. Согласно заключению судебной технической экспертизы непосредственный руководитель работ по выправке просадок пути бригадир Якутин А. Н. нарушил Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ N ЦП-485, утвержденную МГТС РФ 28 июля 1997 г., которая разрешает производить работы по выправке пути без снижения скорости движения поездов при подъеме пути величиной не более 20 мм, а также Правила и технологию выполнения основных работ при текущем содержании пути N ЦПТ-52, утвержденные МПС РФ 30 июня 1997 г., которые требуют при выправке пути с подъемкой от 20 до 60 мм место работ ограждать сигналами уменьшения скорости, а на поезда выдавать предупреждения о следовании по месту работ со скоростью не более 40 км/ч. При осмотре железнодорожного пути необходимо установить и зафиксировать следующие обстоятельства <1>: -------------------------------- <1> См.: Методика расследования происшествий на железнодорожном и авиатранспорте / Под общ. ред. В. А. Морозова. М., 2001. С. 38 - 42.

- характеристику пути в плане (прямая, кривая) и в профиле (уклон, подъем); - выявленные отклонения от норм (уширение, сужение и перекосы); - конструкцию верхнего строения пути (стыковой, бесстыковой) и тип рельсов (длина и маркировка); - величину температурного зазора в стыках; - обнаруженные изломы и дефекты (трещины, выбоины, срезы, расслоения, боковые и вертикальные искривления); - фактическую ширину колеи и фактическое возвышение наружного рельса в кривой; - вид и тип рельсовых скреплений, их состояние; - тип, вид и количество шпал в звене, расстояние между ними; - род балласта и степень заполнения балластом шпальных ящиков и торцов шпал; - тип земляного полотна (насыпь, выемка и др.), его состояние и внешние признаки; - вид и марку стрелочного перевода, состояние его элементов, выявленные неисправности. В обязательном порядке фиксируются следы схода и расположение этих следов относительно рельс по правой и левой нитям. Например, гребня колеса на внутренней грани рельса; гребня колеса на поверхности головки рельса; сползания колеса с головки рельса; трения бандажа о головку рельса при сходе колеса; сошедших колес на шпалах, балласте и на грунте. Когда место схода находится под вагонами поезда, осмотр целесообразно производить одновременно двумя группами и начинать его от места схода подвижного состава. Одна группа движется к головной, а вторая - к хвостовой части поезда. Если место разрушения пути находится в головной или хвостовой части железнодорожного состава, то целесообразно производить осмотр, передвигаясь от этого места в одном направлении, но с обеих сторон поезда. При этом фиксации (желательно на видеозапись) подлежат: порядок расположения в составе поезда вагонов и иных подвижных средств, характер груза, находящегося на открытых платформах, состояние его крепления, габариты и другие признаки, характеризующие правильность формирования поезда и погрузки груза на платформы. При расследовании фактов расшивки рельсовых звеньев в ходе осмотра необходимо обращать внимание на средства крепления, рельсовые стыки, шпалы и другие сооружения пути. На этих предметах можно обнаружить следы рук, а на костылях, гайках, болтах и накладках - следы орудий и инструментов, с помощью которых был разобран путь (для поиска путейских инструментов и других металлических орудий преступления на прилегающей местности рекомендуется использовать металлоискатели). Участок пути в районе крушения также подвергается тщательному исследованию, особенно при расследовании сходов подвижного состава с рельсов. При этом осуществляется: - изучение состояния рельсов, скреплений, шпал, балласта, земляного полотна и искусственных сооружений; - выявление уширения или сужения пути, перекосов, углов, угона или выброса пути, отклонений по уровню и других дефектов, которые могут быть причиной крушения; - обнаружение на пути посторонних предметов, а также предметов (частей) груза, деталей тормозной системы вагонов, локомотива, возможно, упавших на путь и явившихся причиной крушения; - изучение профиля и плана пути, а также проверка видимости путевых сигналов. Иногда трудно судить о том, явились ли дефекты пути в месте крушения его причиной или следствием. В этих случаях для установления отклонений от нормы по шаблону и уровню необходимо произвести осмотр и промеры пути на расстоянии не менее 500 метров в обе стороны от места крушения. При осмотре данного вида мест железнодорожных происшествий, кроме обычных научно-технических средств, таких как фото - и видеотехника, осветительная аппаратура, средства звукозаписи, приспособления для вычерчивания схем и планов и т. д., рекомендуется использовать специальные шаблоны и приспособления, при помощи которых работники железной дороги выявляют дефекты и неисправности объектов железнодорожного транспорта. Следственная практика свидетельствует, что при осмотре места происшествия по делам данной категории необходимо как можно шире применять фото - и видеосъемку, составлять подробные схемы расположения аварийных объектов, а также планы осматриваемой территории. Это в дальнейшем позволит следователю, прокурору, суду и экспертам дать надлежащую правовую оценку обстоятельствам происшествия и сделать правильный вывод о его причинах. Например, комиссия, проводившая служебное расследование, причиной крушения пассажирского поезда на одном из участков железной дороги назвала выброс пути. Однако у экспертов после изучения материалов служебного расследования и соответствующей технической документации возникли сомнения в правильности выводов комиссии. При осмотре места происшествия следователем была сделана видеозапись, которая зафиксировала зигзагообразное расположение сошедших с рельсов вагонов в сжатой части поезда (так называемая елочка). Такое расположение вагонов нехарактерно для схода при выбросе пути. Эта видеозапись наряду с другими материалами дела позволила экспертам прийти к выводу, что причиной схода явился не выброс пути, а нарушения правил управления поездом, допущенные локомотивной бригадой поезда. Осмотр рельсов. На месте крушения рельсы часто бывают изломаны сошедшим подвижным составом. Все куски разломавшегося рельса необходимо собрать и определить их первоначальное положение в пути. Осматривая изломанный рельс, нужно выяснить при помощи дефектоскопирования, нет ли данных, указывающих на то, что этот рельс до крушения являлся остродефектным <2>. -------------------------------- <2> К остродефектным относятся рельсы, имеющие: поперечные трещины; выколы части головки или подошвы; продольные трещины под головкой, внутренние поперечные трещины в головке, трещины под головкой, начинающиеся с торца, трещины по болтовым отверстиям, продольное, вертикальное или горизонтальное расслоение головки; тонкие трещины на поверхности головки от скольжения колес при торможении.

При осмотре следует обращать внимание и на то, не имел ли рельс других дефектов, которые могли способствовать его излому (следы от ударов, выбоины, сколы и т. д.). При описании в протоколе осмотра излома необходимо указать, в какой части обнаружен излом, размер его, была ли эта часть закрыта накладками. Все эти данные имеют большое значение для решения вопроса о том, могли ли лица, ответственные за содержание пути, обнаружить указанный дефект. При осмотре изломанных рельсов с участием специалиста и использованием дефектоскопа могут быть обнаружены отслоения, флокены, раковины, волосовины <3>, указывающие на признаки заводского брака. Куски рельсов с признаками заводского брака, с наличием трещин и других дефектов подлежат предварительному исследованию в лабораторных условиях для выяснения размера и времени возникновения трещины, определения причин излома и возможности обнаружения дефектов, вызвавших излом в условиях эксплуатации, а также для постановки более точных вопросов перед экспертами. -------------------------------- <3> Для установления типа дефекта рельса рекомендуется пользоваться введенной с 1975 г. классификацией дефектов рельсов, где каждому дефекту присвоен свой номер. См.: Гурвич А. К. и др. Неразрушающий контроль рельсов при их эксплуатации и ремонте. М., 1983. С. 21 - 24.

При неудовлетворительном состоянии пути крушение поезда может произойти из-за излома не только дефектного рельса, но и исправного. Большая переуклонка <4> рельсов может вызвать изгиб и откол головок вдоль оси рельса. Увеличенное больше нормы расстояние между осями шпал, чаще между стыковой и пристыковой их частями, также может вызвать перенапряжение в рельсах и привести к их излому. Поэтому при обнаружении изломанного рельса, не имевшего ранее дефектов, необходим осмотр и измерение всех элементов пути на участке, где этот излом произошел. -------------------------------- <4> Нарушение нормы наклона рельсов внутрь колеи.

Так, на одном из перегонов произошло крушение грузового поезда. При осмотре был обнаружен изломанный рельс, явившийся причиной схода подвижного состава. При осмотре двух разорванных накладок в них были обнаружены с помощью дефектоскопа старые трещины. Впоследствии было установлено, что из-за разрушения накладок рельсовая нить оказалась не укрепленной и под действием нагрузок от подвижного состава произошел излом рельса и последующий сход поезда с рельсов. Параллельно с осмотром рельсов (в случае обнаружения дефектного рельса) следует осматривать земляное полотно, так как практика показывает, что основной причиной возникновения дефектов в рельсах является неудовлетворительное содержание указанного элемента пути. Такой осмотр позволяет выявить различные дефекты элементов земляного полотна (пучины, балластные углубления и мешки, сплывы, обвалы, осыпи, осадки, выпирания и т. д.), которые вызывают деформации и искажения верхнего строения пути (просадки, сдвижки, искажения продольного профиля, выплески и даже разрушения рельсовых нитей). Поэтому, если на месте происшествия будут обнаружены просадки, сдвижки, искажения продольного профиля пути, выплески, необходимо со специалистами из служб пути, геологом исследовать состояние пути, отобрать пробы грунта для исследования с тем, чтобы в дальнейшем установить или отвергнуть причинную связь между крушением (аварией) и выявленными признаками неисправности верхнего строения пути. Если причиной неисправности верхнего строения пути послужили дефекты и деформации земляного полотна, то с помощью специалистов необходимо выяснить, какие меры могли быть приняты с целью предотвращения транспортного происшествия. Осмотр локомотива и вагонов проводится с целью определения состояния ходовых частей, приборов управления, тормозной системы, сигнализации, сцепных, тяговых и ударных механизмов. При внешнем осмотре локомотива необходимо зафиксировать <5>: -------------------------------- <5> См.: Гурвич А. К. и др. Неразрушающий контроль рельсов при их эксплуатации и ремонте. С. 26 - 27.

- его техническую характеристику (вид, тип, серию); - местонахождение локомотива (на рельсах, на земляном полотне); - положение локомотива по отношению к другому подвижному составу, а также положение секций этого локомотива по отношению друг к другу (вдавлен в другой локомотив, опрокинут, находится на определенном расстоянии, в соприкосновении с другим подвижным составом и т. д.); - состояние тормозной системы, а именно: наличие тормозных колодок, степень их нагретости и прижатия к бандажам колес, следы, свидетельствующие о длительном торможении, наличие и исправность автотормозных рукавов, их соединение, исправность концевых кранов; - состояние колесных пар локомотива. Обязательному изъятию и приобщению к материалам дела подлежат скоростемерная лента, а также скоростемер, если имеются сомнения в его исправности. В кабине машиниста в первую очередь осматривают состояние приборов управления локомотивом, а также приборов, обеспечивающих безопасное движение локомотива, таких как контроллер машиниста, краны машиниста, аппаратура автоматической локомотивной сигнализации, радиостанция, скоростемер, локомотивный светофор, автостоп и пр. При этом обращают внимание на следующие обстоятельства: - в каком положении (состоянии) находятся рукоятки крана машиниста, контроллера машиниста и реверса; - в каком положении (состоянии) находятся приборы управления автотормозами - кран машиниста и вспомогательный прямодействующий кран, включены ли автотормоза локомотива, каково давление воздуха в главных резервуарах локомотива, в действующем ли состоянии находились песочницы. При осмотре вагонов сначала осматриваются вагоны, первыми сошедшие с рельсов, а затем остальная часть подвижного состава. Дополнительно к рекомендациям по внешнему осмотру локомотива при осмотре вагонов фиксируется расположение локомотива и вагонов, отмечается, какие вагоны сошли с рельсов, где находится место схода, какое расстояние они прошли по шпалам и балласту, каково положение колесных пар сошедших вагонов (находятся внутри колеи или снаружи) и какие части подвижного состава отсутствуют <6>. -------------------------------- <6> При осмотре грузовых вагонов следует использовать альбом "Грузовые вагоны колеи 1520 мм железных дорог СССР" (М.: Транспорт, 1982), который содержит общие сведения о конструкции, основные технические характеристики, габаритные размеры различных типов грузовых вагонов).

При осмотре ходовых частей подвижного состава фиксируются их точные размеры (расстояние между внутренними гранями бандажей каждой колесной пары, толщины бандажей, высоты их гребня и др.), состояние осей, подшипников, спиц, бандажей, кронштейнов, букс, буксовых рам и рессор. Следует обращать внимание на наличие выбоин, ползунов, проката и износа гребня бандажа с описанием их формы и размера. В процессе осмотра тормозной системы выясняется факт применения торможения в аварийной обстановке (экстренное торможение) и его результаты. При этом обращается внимание на состояние тормозных колодок, автотормозных рукавов и их соединений, количество и положение стоп-кранов в вагонах, показания манометра и его исправность, положение ручки крана машиниста, состояния насоса, подающего воздух в тормозную систему, наличие влаги в главных резервуарах, положение концевых кранов автотормозной магистрали. В необходимых случаях осматривается и песочница. Ее применение в аварийной обстановке устанавливается при осмотре пути по следам песка на рельсах. При осмотре сцепных, тяговых и ударных механизмов (в случаях саморасцепа поезда или "выжимания" вагона) фиксируются размеры деталей, степень их изношенности, клейма и все имеющиеся дефекты. Так, при осмотре механизмов автосцепки отмечается толщина замка, ширина зева автосцепки, степень изношенности большого зуба, ударной поверхности малого зуба, состояние других деталей автосцепки. С участием специалиста производится проверка действий предохранителя от саморасцепа, действие механизма на удержание замка в расцепленном состоянии и на преждевременное включение предохранителя от саморасцепа. Измеряется высота каждой из расцепившихся автосцепок (расстояние от продольной оси автосцепки до головок рельсов) и определяется величина провисания каждой из них. В случае необходимости для проверки отдельных деталей автосцепных приборов можно использовать комбинированный шаблон для проверки автосцепки, шаблон для измерения высоты автосцепки над головками рельсов и специальный ломик для проверки действия механизма, предохраняющего автосцепку от саморасцепа. Пример описания осмотра вагонов и его систем по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, в результате которого произошел сход пассажирского поезда сообщением "Нерюнгри - Хабаровск" на перегоне Шимановская - Селиткан, из протокола осмотра места происшествия от 12 июня 2008 г. перегон Шимановская - Селиткан, 7736 км. Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ. Вагон N 19, классный, сообщением "Хабаровск - Шимановская", бортовой номер 097 20087, в зацеплении на автосцепке с вагоном N 20 и вагоном N 16. В месте сцепления вагонов тормозные шланги вагона N 19 и N 20, а также вагона N 16 соединены между собой, порывов нет. Вагон наклонен в правую сторону. Задняя тележка приподнята, в тележке левое колесо первой колесной пары приподнято на 25 см над головкой рельса, левое колесо второй колесной пары 25 см над головкой рельса. Правые колеса второй и первой колесной пары тележки находятся внутри колей. По ходу движения болты крепления рельс под вагоном срезаны и деформированы. Передняя тележка находится на откосе пути, повернута в правую сторону относительно оси вагона. Тормозной шток выдвинут из тормозного цилиндра. Вагон N 16, классный, сообщением "Хабаровск - Нерюнгри", бортовой номер 097 21929, в зацеплении на автосцепке с вагоном N 19 и вагоном N 15. В месте сцепления вагонов тормозные шланги вагона N 16 и N 19, а также вагона N 15 соединены между собой, порывов нет. Вагон находится на откосе, наклонен в правую сторону, задняя тележка прямо относительно оси вагона, не развернута. Шток тормозного цилиндра выдвинут. Правые колеса первой и второй колесной пары тележки находятся в грунте, левые чуть приподняты над землей. На крыше вагон имеет повреждение в виде вмятины длиной 2,5 м. Вагон лежит поверх опоры контактной сети, которая переломана. Дефекты, неисправности автосцепного устройства. Автосцепное устройство состоит из следующих частей: корпуса и механизма автосцепки СА-3, которая принята на железных дорогах в качестве типовой; ударно-центрирующего прибора, упряжного устройства с поглощающим аппаратом; расцепного привода <7>. -------------------------------- <7> Подробнее об устройстве автосцепки и ее работе см.: Борцов П. Н., Валетов В. А. Подвижной состав и основы тяги поездов. М., 1983. С. 191 - 196.

Во время эксплуатации по различным причинам (загрязнение внутренних полостей автосцепок, чрезмерные удары, пороки стального литья и др.) детали автосцепного устройства получают повреждения. Несвоевременное выявление дефектов приводит к серьезному браку в работе, а иногда и падению деталей на путь, что вызывает сходы подвижного состава с рельсов. Осмотр стрелочных переводов. Неисправное состояние стрелочного перевода может вызвать как столкновение поездов, так и сход поезда с рельсов. При столкновении поездов на станционных путях одним из главных вопросов, требующих разрешения, является установление положения и исправности стрелочных переводов, входящих в маршруты этих поездов, стрелочных указателей и контрольных стрелочных замков. Выход поезда не на тот путь, по которому он должен следовать, может произойти и в результате "взреза" стрелки, когда острый край гребня колеса прошел между остряком и рамным рельсом и отжал остряк, т. е. "взрезал" стрелку. Неисправность стрелочных указателей тоже может вызвать несоответствие их показаний фактическому положению стрелок. Может оказаться, что стрелочный указатель по неисправности показывает на свободный путь, и машинист ведет поезд, ориентируясь на него, тогда как фактически стрелка была поставлена на другой, занятый, путь. В случаях схода поезда с рельсов нужно иметь в виду, что зачастую причиной происшествия является неисправность стрелочного перевода. Поэтому при осмотре стрелочных переводов нужно особенно тщательно проверять состояние остряка стрелки, крестовины, переводного механизма, контррельсов и все это учитывать при расследовании крушений. Осматривая состояние стрелочных переводов, следователь должен обращать внимание и на другие элементы пути - переводник, брусья, скрепления, балласт, шпалы. Так, на одной из станций железной дороги произошло столкновение двух грузовых поездов. Под одним из вагонов грузового поезда, следовавшего по главному пути, произошел перевод стрелки. В результате шестой вагон от локомотива и все последующие из-за разрыва состава вышли на соседний путь и столкнулись со встречным поездом. Осматривая место происшествия, следователь обратил внимание на повреждения на отбойной шпале и других шпалах, которые находились до стрелочного перевода по главному пути. Была выдвинута версия о том, что эти разрушения могли возникнуть в результате ударов какой-то подвагонной деталью. При осмотре шестого вагона обнаружилось отсоединение одного конца триангеля рычажной тормозной передачи, который ударом о стрелочную тягу и вызвал перевод стрелки. При расследовании фактов наложения на путь посторонних предметов в ходе осмотра места происшествия важно фиксировать: какие предметы были наложены; где и в каком положении они находились (на рельсах или на шпалах, поперек или вдоль пути и т. д.); каковы их индивидуальные признаки (форма, размер, дефекты и пр.); имеются ли загрязнения, поверхностные следы рук и другие особенности. Осмотру подлежит и окружающая местность с целью определения, откуда были взяты посторонние предметы, и выявления в этих местах следов обуви преступника, а также других предметов и вещей, оставленных им на месте происшествия. В ходе осмотра прилегающей местности можно выявить места временного пребывания преступника, выжидающего благоприятного момента для совершения преступления. Там могут быть обнаружены орудия преступления, инструменты, остатки пищи, окурки, вещи и предметы, принадлежащие преступнику, следы рук на брошенных им предметах и следы обуви на грунте. Некоторые особенности имеет осмотр места крушения поезда с опасными и секретными грузами. До осмотра в таких случаях необходимо: установить связь с лицами, сопровождавшими груз, и выяснить, какие повреждения были причинены грузам и их упаковке, нет ли угрозы взрыва, отравления, заражения окружающей местности; принять меры к ликвидации опасных повреждений и предотвращения разглашения секретных данных о грузе. При определении участников осмотра, оформлении протокола и других документов необходимо соблюдать меры по сохранению секретной информации. В тех случаях, когда в результате крушения поезда с таким грузом создалась пожаро - или взрывоопасная обстановка, произошло загрязнение окружающей среды, до прибытия специалистов и определения ими состояния обстановки, характера и размеров загрязнения окружающей среды производить осмотр места происшествия нельзя. В порядке исключения с соблюдением мер предосторожности может быть организовано преследование преступника по "горячим следам". Следователю необходимо помнить, что согласно Правилам безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам <8> при возникновении аварийной ситуации на железной дороге необходимо "оценить химическую обстановку, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению и оцеплению". В аварийных карточках, являющихся приложением к этим Правилам, указывается радиус района, подлежащего изоляции (зона изоляции), "при утечке и разливе" вещества, а также при "пожаре". Например, первичная зона изоляции для акролеина (аварийная карточка N 29) равна 400 метрам, а для веществ аварийной карточки N 5 (изомиленов, изопентана, изопрена ингибированного, пентана и др.) - 300 метрам. Радиус района, подлежащего изоляции при пожаре, по Правилам - 800 метров. -------------------------------- <8> См.: Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. Утверждено МЧС РФ 31 октября 1996 г. N 9/733/3-2, МПС РФ 25 ноября 1996 г. N ЦМ-407, Федеральным горным промышленным надзором 28 октября 1996 г. N 03-35/287.

Следует особо отметить, что в Правилах безопасности для случая утечки или пролива сжиженных углеводородных газов в аварийной карточке N 1 приводится радиус зоны удаления 200 метров, а при пожаре - 800 метров. Однако в них не учитывается возможное воспламенение паров разлитого углеводорода. Так, при аварии цистерны с пропаном объемом 75,5 куб. м разлив пропана может составлять до 300 метров. В Правилах безопасности не указана точка отсчета необходимого радиуса зоны изоляции. Очевидно, что к значению этого параметра необходимо добавлять первоначальный максимальный размер территории, покрытый разлитым веществом или образовавшимся облаком газа или пара. Предметы, зараженные радиоактивными, химическими и другими вредными для здоровья людей веществами, с помощью специалистов предварительно обследуются и обрабатываются (дезактивируются, промываются, проветриваются и т. п.). Например, на регулируемом однопутном железнодорожном переезде в селе Ичалки Ичалковского района Республики Мордовия в результате столкновения грузового поезда N 2202 с легковым автомобилем ВАЗ-2110 сошли с рельсов и опрокинулись 14 вагонов, в том числе 2 цистерны с ацетальдегидом и 2 цистерны с амилом. В результате были повреждены: 300 метров однопутного железнодорожного полотна, средства сигнализации, связи и другого транспортного оборудования, а также произошло заражение вредными веществами значительной близлежащей территории. Это обстоятельство не позволило определенное время (до дезактивации территории и транспортных средств) производить осмотр места происшествия. На заключительной стадии осмотра места железнодорожного происшествия производятся следующие действия: - оформляются под сохранность крупногабаритные предметы и следы, могущие быть вещественными доказательствами; - упаковка изымаемых предметов, следов и их копий; - производится диагностика материальных объектов (установление источника его происхождения, назначения, областей применения, причин изменения состояния и т. д.); - проводится ситуационный анализ всей обстановки места происшествия в динамике; - составляются протокол осмотра места происшествия и приложения к нему (фототаблицы, видеозапись, планы и схемы). В протоколе осмотра места происшествия должны быть отражены: - общие сведения о месте происшествия, такие как наименование станции, перегона, номер километра, пикета, стрелочного перевода; - вид поезда (пассажирский, почтово-багажный, воинский, грузопассажирский, грузовой и т. д.) и его номер; - количество осей; - количество и тип вагонов, характер их распределения по длине состава (четырехосные полувагоны, крытые вагоны, специализированные вагоны, восьмиосные полувагоны, цистерны и т. д.); - фактическая схема состава, т. е. расположение единиц подвижного состава на месте происшествия с обязательным составлением подробной схемы. По окончании осмотра места происшествия все протоколы осмотров по секторам с приложениями фототаблиц и планов-схем передаются руководителю следственной группы (следователю) для составления общего протокола осмотра места происшествия.

Название документа