Транспортно-экспедиционная деятельность: нормативное регулирование и гражданско-правовая конструкция

(Кирилловых А. А.) ("Транспортное право", 2010, N 3) Текст документа

ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ

А. А. КИРИЛЛОВЫХ

Кирилловых А. А., юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал).

Нормативная база регулирования транспортно-экспедиционного обязательства

Транспортно-экспедиционные услуги благодаря части второй Гражданского кодекса 1996 г. <1> нашли самостоятельное правовое регулирование в гл. 41 ГК РФ "Транспортная экспедиция". -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

Самостоятельная гражданско-правовая конструкция обязательства транспортной экспедиции предполагает целый комплекс мероприятий, необходимых для реализации целей участников договора. Между тем, ограничиваясь рядом статей Гражданского законодательства (ст. ст. 801 - 806), институт транспортной экспедиции весьма поверхностно регулировал соответствующие правоотношения. При этом эти правоотношения также предлагалось регулировать смежными обязательственными институтами (поручение, комиссия, агентирование), а также общими положениями (часть первая ГК РФ) об обязательствах, фактически исходя из общих идей и принципов гражданского права. Поэтому практика предпринимательских отношений настоятельно требовала комплексного регулирования обязательств из транспортной экспедиции, с учетом также того, что ст. 801 ГК РФ предполагалось принятие Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, иных законов и правовых актов, устанавливающих (определяющих) условия выполнения договорных обязательств из транспортной экспедиции. Принятие в 2003 г. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" <2> (далее - Закон) послужило основным способом преодоления коллизий и пробелов в регулировании транспортно-экспедиционных отношений. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2701.

Между тем, касаясь распределения правосубъектности сторон в Законе, необходимо также обратить внимание на его усеченное действие. Правовой потенциал Закона в регулировании транспортно-экспедиционных отношений был значительно снижен в результате бланкетных норм, определяющих необходимость дополнительного принятия Правительством РФ Правил транспортно-экспедиционной деятельности (п. 1 ст. 2 Закона), которыми должны быть утверждены перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции), требования к качеству и порядку оказания экспедиционных услуг. Соответствующие Правила <3> разработаны и приняты Правительством лишь в 2006 г. До этого времени регулирование транспортной экспедиции осуществлялось нормами ГК РФ и Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Во многом наличие Правил позволит устранить разрыв правовых связей, и их сегодняшнее представление в законодательстве поможет по-иному взглянуть на институт транспортной экспедиции. Следует также отметить и ведомственное нормотворчество последнего времени: учитывая, что экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, Минтранс РФ Приказом от 11 февраля 2008 г. <4> утвердил Порядок и формы экспедиторских документов. -------------------------------- <3> См.: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности" // СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3890. <4> См.: Приказ Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 "Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 15.

В Правилах транспортно-экспедиционной деятельности (далее - Правила) определена нормативная база регулирования деятельности экспедиторов и перевозчиков: отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О транспортно-экспедиционной деятельности", Правилами и договором транспортной экспедиции (п. 2 Правил). Одновременно это означает, что с момента начала действия Правил утратили силу и многочисленные документы (Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ <5>, Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ <6>, Устав автомобильного транспорта РСФСР от 8 января 1969 г. N 12 <7> и т. п.), в своей части регулирующие отношения из транспортной экспедиции. По общему правилу акты Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования. Документ опубликован в официальном издании - "Российской газете" от 13 сентября 2006 г. Следовательно, Правила должны применяться с 20 сентября 2006 г. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001. <6> СЗ РФ. 1999. N 8. Ст. 2207. <7> Фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.

Несмотря на то что п. 1 Правил определяет их содержание указанием на порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг, фактически такой порядок не раскрывается. Единственное указание на определение качества делается в п. 15 Правил, устанавливающем обязанность экспедитора по требованию клиента предоставить сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям. При этом п. 19 Правил вообще предлагает определять соответствие качества услуг на основании требований национальных стандартов Российской Федерации, нормативных правовых актов в области транспортно-экспедиционной деятельности, а также условий договора транспортной экспедиции. Между тем национальные стандарты качества транспортно-экспедиционных услуг на сегодняшний день не разработаны.

Предмет и условия договора

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В свою очередь, Закон (ст. 1) определяет и регулирует правила транспортно-экспедиционной деятельности как экспедиционные услуги и включает в них: 1) порядок оказания услуг по организации перевозок грузов; 2) порядок оформления перевозочных документов; 3) порядок оформления документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. Одновременно Закон в обобщенном виде дает легальное определение транспортно-экспедиционной деятельности, которое в отличие от ГК РФ не конкретизирует данный вид предпринимательской деятельности и не содержит перечень видов экспедиторских услуг. Согласно ГОСТ Р 52298-2004 <8> к экспедиторским услугам относятся: а) участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров; б) оформление документов, прием и выдача грузов; в) завоз-вывоз грузов; г) погрузочно-разгрузочные и складские услуги; д) информационные услуги; е) подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств; ж) страхование грузов; з) платежно-финансовые услуги; и) таможенное оформление грузов и транспортных средств и др. -------------------------------- <8> М.: ИПК "Издательство стандартов", 2005.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <9> относит ГОСТы к нормативно-техническим документам, которые подлежат применению (п. 2 ст. 15 Закона). -------------------------------- <9> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.

Экспедиционная деятельность имеет элементы посреднических услуг. Минфин России в письме от 16 октября 2000 г. N 04-02-05/2 <10> в Классификаторе ОКВЭД (ч. IV, разд. I, подгруппа 633) лишь отдельные операции (по таможенной очистке грузов, фрахту грузового места на судне или в самолете, фрахту судов и т. п.), выполняемые транспортно-экспедиторскими организациями, относит к посреднической деятельности. -------------------------------- <10> Официально не опубликовано.

Экспедитор по договору имеет право совершать юридически значимые действия с товарами от своего имени, например выступать в качестве отправителя, организатора их перевозки, помещать на склад и т. п. Для выполнения таможенных и иных формальностей в целях осуществления функций таможенного посредника экспедитор должен иметь статус таможенного брокера (представителя). Пунктом 3 ст. 801 ГК РФ определение условий выполнения договора транспортной экспедиции отнесено к соглашению сторон, если иное не установлено Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Следует учесть, что Закон о транспортно-экспедиционной деятельности - акт гражданского законодательства, поскольку принят на основании норм Гражданского кодекса РФ <11>. Поэтому в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ его положения не должны противоречить Кодексу. Основная регулятивная цель Закона - развить и дополнить положения норм гражданского законодательства о транспортной экспедиции. -------------------------------- <11> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Таким образом, суть регулирования обязательств из транспортной экспедиции сводится к следующему: стороны применяют обязательные (императивные) нормы законодательства к условиям договора. Все, что остается за "рамками" нормативных актов, определяется сторонами самостоятельно.

Права и обязанности сторон договора

Согласно п. 1 ст. 3 Закона экспедитор вправе отступать от указаний клиента при исполнении своих обязанностей по договору. При этом реализация данного права не должна ущемлять интересы клиента. Отступление от договора, т. е. от воли сторон, законодатель признает правомерным в случае, если в совокупности соблюдены следующие условия: 1) интересы клиента; 2) невозможность предварительного запроса (невозможность получения ответа в течение 24 часов с момента запроса). При этом такое поведение экспедитора является правомерным в рамках обязательства, если его действиям способствуют обстоятельства, не зависящие от него. Экспедитор исходит из интересов клиента, и, выступая как профессиональный предприниматель, самостоятельно принимает необходимое решение, даже если его действия могут повлечь для клиента дополнительные траты. В этом случае клиент обязан компенсировать (возместить) расходы экспедитора. Нормы гл. 50 ГК РФ "Действия в чужом интересе без поручения" должны, по смыслу правоприменения, субсидиарно действовать к специальным правилам транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитор вправе на выбор (изменение) вида транспорта, маршрута перевозки груза, последовательности перевозки груза различными видами транспорта, но одновременно это означает его обязанность ставить клиента в известность обо всех изменениях, связанных с исполнением договора. Сопоставление диспозитивной конструкции (п. 2 ст. 3 Закона) с конкретно определенным полномочием клиента определять маршрут следования и вид транспорта (п. 6 ст. 3 Закона) позволяет сделать вывод о его компетентности, которая "обеспечивается" профессиональным статусом экспедитора. Экспедитор вправе обеспечивать исполнение обязательств со стороны клиента путем удержания имущества должника в целях получения встречного исполнения (п. 3 ст. 3 Закона). Стороны вправе самостоятельно решать вопрос относительно включения такого обеспечения в договор. Однако право экспедитора на удержание находящегося в его распоряжении груза должно быть прямо предусмотрено договором транспортной экспедиции. Имущественные требования экспедитора к клиенту могут быть удовлетворены путем обращения взыскания на имущество, в порядке удовлетворения требований, обеспеченных залогом (ст. 360 ГК РФ). Между тем экспедитор, удерживая имущество клиента, обязан обеспечить его сохранность. Обеспечивая сохранность груза, экспедитор может понести соответствующие издержки, например связанные с оплатой хранения. Поэтому сверх обеспеченных удержанием требований также подлежат возмещению экспедитору расходы, связанные с удержанием имущества. Данная обязанность обусловлена виновными действиями клиента. В соответствии с п. 4 Закона клиент до начала исполнения договора транспортной экспедиции обязан сообщить экспедитору необходимые сведения о грузе (документы, свойства груза, условия перевозки, иную информацию). Неисполнение информационной обязанности клиентом связывает его с последствиями приостановления действий экспедитора, что может повлечь для клиента определенные убытки. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору вследствие нарушения обязанностей по представлению обусловленной информации (п. 4 ст. 804 ГК РФ). Экспедитор вправе проверять информацию о грузе, представленную ему клиентом. Между тем право экспедитора на практике может перерасти в его обязанность. Экспедитор несет ответственность за порчу груза, если не докажет, что порча произошла вследствие обстоятельств, которые от него не зависели (ст. 7 Закона). Основное право клиента - выбирать маршрут следования груза и вид транспорта. Клиент также вправе давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции. Право на дачу необходимых указаний должно быть закреплено в договоре транспортной экспедиции. Подобные полномочия клиента реализуются им в одностороннем порядке. Информационная обязанность экспедитора является одной из существенных в отношениях между клиентом и экспедитором. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. Перечень услуг экспедитора, оказываемых по договору, может быть весьма разнообразным. Поэтому законодатель отсылает к содержанию договора, в котором определяется конкретный перечень услуг экспедитора. Закон "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Гражданский кодекс РФ (ст. 801) исходят из открытого (расширительного) перечня услуг экспедитора. Экспедитор обязан уведомлять клиента обо всех отступлениях от договора в письменной форме. При этом клиент обязан ответить на запрос об отступлении таким образом, чтобы ответ был получен экспедитором в течение суток (24 часов) с момента направления запроса. После истечения указанного срока экспедитор считается не связанным указаниями клиента, даже если они и были сделаны, но получены экспедитором позднее установленных сроков. Экспедитор обязан предоставлять клиенту, имеющему статус потребителя, информацию, предусмотренную Законом "О защите прав потребителей" <12> (п. 3 ст. 4 Закона). Неисполнение указанной обязанности ведет к нарушению прав потребителя и к возможной ответственности исполнителя услуги в виде возмещения убытков. -------------------------------- <12> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

Экспедитор в рамках исполнения обязанностей по заключению сопутствующих сделок по реализации договора транспортной экспедиции, совершенных на основании доверенности, выданной клиентом, обязан передать клиенту соответствующие документы (оригиналы договоров) в момент получения груза от клиента. Наличие таких документов - важная юридическая гарантия клиента, подтверждающая потенциальную исполнимость сделки и достижение необходимого фактического результата. Экспедитор вправе осуществить страхование за счет клиента, если это прямо предусмотрено договором транспортной экспедиции. По общему правилу страховые риски, связанные с грузом, несет клиент (п. 5 ст. 4 Закона). При определении возможных полномочий, которые экспедитор вправе исполнить в интересах и от имени клиента, необходимо руководствоваться содержанием доверенности. Поэтому, если в интересы клиента не входит заключение договора страхования груза (такой договор уже заключен), доверенность должна исключать (не должна содержать) право экспедитора на совершение подобных сделок. Отсюда следует, что стороны договора должны прийти к соглашению относительно обязанностей по страхованию груза непосредственно в договоре. В данном случае законодатель также исходит из целей избежания двойного страхования груза (клиентом и экспедитором). Основная обязанность клиента - своевременно информировать экспедитора о характеристике груза для качественного исполнения последним своих обязанностей по договору (п. 1 ст. 5 Закона). Такая норма корреспондирует с положениями ст. 804 ГК РФ о документах и иной информации, представляемой экспедитору. Законодатель одновременно устанавливает требования к качеству (полнота, точность, достоверность) и к содержанию (свойства груза, условия перевозки) информации. Необходимо учесть, что с "информационной" обязанностью клиента корреспондирует право экспедитора не приступать к исполнению своих обязанностей до представления ему всей необходимой информации и документов (п. 4 ст. 3 Закона). Такой же результат несправного клиента и заложен в п. 3 ст. 804 ГК РФ. Экспедитор имеет право проверять достоверность представленных документов и информации, а в случае их неполноты - запросить у клиента дополнительные данные. Такое право связано со спецификой деятельности экспедитора, различными условиями перевозки, особыми характеристиками груза и т. п. Соотношение взаимных прав и обязанностей в отношениях между клиентом и экспедитором во многом аналогично положениям ГК РФ о встречных обязательствах. Условия и порядок оплаты услуг экспедитора предусматриваются договором экспедиции, т. е. остаются на усмотрение сторон. В этом также выражается свобода договора (ст. 421 ГК РФ). Необходимо учесть, что законодатель в сумму, подлежащую оплате, за услуги экспедитора включает: 1) вознаграждение; 2) расходы, совершенные в интересах клиента. Вознаграждение как структура оплаты услуг схоже с той, что определяет в ст. 801 ГК РФ возмездность обязательства. Экспедитор оказывает клиенту услуги за вознаграждение. Размер вознаграждения определяется тарифами, существующими у экспедитора. Законодатель не раскрывает содержание понятия "расходы, понесенные в интересах клиента". Такая нормативная конструкция приближена к правилам несения ответственности. Размер вознаграждения должен включать все издержки экспедитора и его прибыль за выполнение принятого поручения по договору. Поэтому расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента, совершаются не по сделке, а в связи с ней. Такая обязанность имеет соотношение с нормой п. 4 ст. 804 ГК РФ, определяющей обязанность клиента нести ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по представлению информации.

Ответственность сторон договора

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона общие правила определения оснований и размера ответственности определяются в соответствии с положениями гл. 25 ГК РФ "Ответственность за нарушение обязательств" и Законом. Такие правила перекликаются с содержанием ст. 803 ГК РФ, которая также исходит из установленного порядка применения норм об ответственности сторон. Установление ответственности в отношениях между экспедитором и клиентом следует общим правилам гражданского законодательства. При этом правила, изложенные в указанной главе, применяются с учетом норм об ответственности сторон, определенных Законом. Общее правило п. 2 ст. 803 ГК РФ об ответственности экспедитора за осуществление перевозки груза определяется тем, что экспедитор должен доказать ненадлежащее исполнение перевозчиком своих обязательств по договору перевозки и причинную связь между этим нарушением и неисполнением экспедитором своих обязательств по договору транспортной экспедиции. Это говорит о презумпции ответственности экспедитора и означает его обязанность отвечать перед клиентом в гражданско-правовом порядке. Экспедитор несет ответственность за груз с момента его принятия и до выдачи получателю независимо от вины. Размер ответственности ограничивается суммой, эквивалентной 666,67 расчетной единицы за место (контейнер) или иную единицу отгрузки. При этом указанное правило относительно размера ответственности не распространяется на отношения, в которых клиентом выступает гражданин-потребитель. В этом случае экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (час) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки. Расчетной единицей при оказании услуг является единица специального права заимствования (Special Drawing Right; принятое в России обозначение - СДР), определенная Международным валютным фондом (МВФ). Стоимость в настоящий период времени таких прав эквивалентна примерно 1,4 долл. США. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон. Ограничения ответственности при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, возникших не вследствие нарушения обязательств перевозчиком, применяются лишь при отсутствии вины экспедитора. При этом экспедитор обязан доказать отсутствие своей вины в споре с клиентом, т. е. отсутствие в его собственных действиях, связанных с доставкой груза, условий, которые повлекли причинение вреда грузу в результате умысла или грубой неосторожности. Применительно к договору транспортной экспедиции возможен односторонний отказ от исполнения договора. Между тем в целях стимулирования сторон к надлежащему исполнению принятых на себя обязательств законодатель, несмотря на прямое закрепление прав на отказ от договора (ст. 806 ГК РФ), определяет последствия таких действий. Сторона, инициировавшая расторжение договора, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат. Убытки должны быть определены таким образом, чтобы компенсировать только те расходы стороны, которые непосредственно связаны с расторжением договора. Изъятие из общего правила о запрете одностороннего отказа от исполнения обязательства (ст. 310 ГК) продиктовано динамикой отношений из транспортной экспедиции. Изменение обстоятельств может повлечь, с одной стороны, отсутствие необходимости в соответствующих услугах, а с другой - невозможность (нецелесообразность) их оказания, в том числе по причинам, обусловленным экономическими потерями. Сторона, намеренная отказаться от договора, должна уведомить об этом другую сторону в разумный срок. Разумность срока уведомления устанавливается сторонами исходя из всех обстоятельств, сопутствующих расторжению договора. Экспедитор не несет ответственности за утрату груза, если таковая произошла по обстоятельствам, за которые экспедитор не отвечает в силу общих правил гражданского законодательства (например, форс-мажор - обстоятельства непреодолимой силы). Все остальные юридические факты, влекущие имущественные потери клиента, находятся в поле ответственности экспедитора. Ответственность экспедитора ограничивается строго определенными размерами и дифференцируется в зависимости от характера нарушения. Груз может предъявляться с объявленной ценностью или без объявления таковой (п. 1 ст. 7 Закона). При этом судебная практика исходит из предпринимательского риска и профессионального статуса экспедитора, что не освобождает экспедитора от ответственности, например факты кражи (хищения) груза (Определение ВАС РФ от 27 июня 2008 г. N 14569/07 по делу N А21-3280/2006) <13>. -------------------------------- <13> Официально не опубликовано.

Стороны должны точно определять наименование, действительную стоимость сданного к экспедиции груза и подтверждать ее документально. Отсутствие в провозочных документах данных, дающих основание достаточно конкретно определить груз и его стоимость, при возникновении спора между сторонами влечет возмещение стоимости груза в виде ущерба, определяемого из веса утраченного груза (Определение ВАС РФ от 20 февраля 2008 г. N 1321/08 по делу N А56-2154/2007) <14>. -------------------------------- <14> Официально не опубликовано.

Закон распространяет предел ответственности (объявленная ценность груза) не только на случаи утраты груза, что предусмотрено в транспортных уставах и ГК РФ, но также и на случаи недостачи, повреждения (порчи) груза. При полной или частичной утрате груза сумма, которую экспедитор обязан выплатить клиенту, не должна превышать 2 расчетные единицы за килограмм общего веса (п. 2 ст. 7 Закона). В договоре стороны вправе предусмотреть повышенную, фактически "двойную", ответственность экспедитора. Помимо возмещения реального ущерба договором может быть предусмотрен возврат клиенту вознаграждения, уплаченного им экспедитору. Законом установлена императивная обязанность экспедитора возмещать клиенту в случае вины экспедитора: 1) реальный ущерб; 2) вознаграждение, уплаченное по договору; 3) упущенную выгоду. Упущенная выгода - неполученные доходы клиента (ст. 15 ГК РФ), т. е. доходы, которые клиент получил бы при обычных условиях, если бы его груз не был потерян. Из действительной стоимости груза рассчитывается размер убытков, а в конечном счете и размер ответственности экспедитора. При этом законодатель исходит из того, что действительная стоимость - это документально подтвержденная стоимость, т. е. понятия "действительная" и "документально подтвержденная" стоимость отождествляются для целей правоприменения. Следовательно, возможны два варианта установления стоимости груза: 1) на основании документов; 2) на основании средней цены на аналогичный товар (при отсутствии документов). Второй вариант установления стоимости груза в общем соответствует правилам п. 3 ст. 224 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Закон определяет юридический факт, с возникновением которого связывается юридическая утрата груза. Груз считается утраченным: - если он не был выдан получателю в течение 30 дней по истечении срока доставки, указанного в договоре; - если он не был выдан получателю в течение разумного срока, необходимого для доставки (в тех случаях, когда срок доставки в договоре не указан). Груз, который своевременно доставлен, но не выдан получателю (уполномоченному лицу) в связи с неуплатой вознаграждения экспедитору, не считается утраченным. При этом экспедитор об этом обстоятельстве должен своевременно, т. е. в разумные сроки, известить клиента. Факт утраты, недостачи или повреждения фиксируется получателем груза при приемке. Уведомление - это юридический факт, с которым законодатель в данном случае связывает наступление определенных юридических последствий для сторон договора транспортной экспедиции. Грузополучатель осуществляет претензионные действия в виде уведомления немедленно при получении груза. В ином случае презюмируется факт получения груза получателем неповрежденным. Ответственность для экспедитора за утрату (недостачу, повреждение) груза может наступить только в случае, если грузополучатель (иное лицо) докажет, что груз поврежден. Законодатель предусматривает возможность направления уведомления в течение 30 дней с момента принятия груза. Данное право обусловлено характером и свойствами отдельных грузов, которые определяют невозможность установления каких-либо повреждений (недостатков) в момент их приема (п. 2 ст. 8 Закона). При этом данный срок является сроком существования права и не может быть продлен по соглашению сторон, равно как и уменьшен. Правило комментируемого пункта сформулировано как императивное. Аналогично правилу совершения действий (ст. 194 ГК РФ) уведомление будет сделано в срок, если грузополучатель (уполномоченное лицо) сдаст уведомление в организацию связи до 24 часов последнего дня срока. Истечение (пропуск) установленного срока означает невозможность предъявления каких-либо претензий со стороны грузополучателя по поводу целостности груза. Согласно ст. 9 Закона экспедитор обязан возместить клиенту убытки, связанные с просрочкой исполнения экспедитора. Однако экспедитор освобождается от ответственности, если причинами нарушения экспедитора стали: 1) обстоятельства непреодолимой силы; 2) вина клиента. При этом по общему правилу должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора (п. 3 ст. 405 ГК РФ). В любом случае ответственность экспедитора в виде возмещения убытков, связанных с нарушением срока исполнения обязательств, может не быть исключена договором транспортной экспедиции. Стороны свободны в определении последствий данного нарушения лишь в пределах (размере) возможной ответственности. Законодатель исключает возможность регулировать размер ответственности экспедитора непосредственно в договоре. Неустойка экспедитора является законной, а поэтому не может быть изменена соглашением сторон. При этом соотношение ответственности экспедитора и клиента здесь продиктовано стремлением защитить более слабую сторону. Таковой выступает гражданин-потребитель. С этим связывается повышенная ответственность экспедитора. Поэтому п. 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает, что договором об оказании услуг между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Минимальный гарантированный законом размер уплаты клиенту за каждые сутки (час) просрочки неустойки в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещение убытков по договору. Убытки экспедитора должны возникнуть именно в связи с неисполнением клиентом обязанности по представлению необходимой информации. Гражданский кодекс (п. п. 1 и 4 ст. 804 ГК РФ) и Закон исходят из общего характера ответственности клиента перед экспедитором. В понятие убытков гражданское законодательство включает реальный ущерб и упущенную выгоду (ст. 15 ГК РФ). Пункт 1 ст. 10 Закона устанавливает ответственность клиента за необоснованный отказ от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях выполнения договора. Клиент оплачивает: 1) указанные расходы; 2) штраф в размере 10% от суммы таких расходов. Таким образом, штраф уплачивается сверх возмещения сумм расходов, понесенных экспедитором. При этом законодатель не раскрывает содержание термина "необоснованность отказа". Это, по сути, оценочное понятие, и во всех случаях надлежит определять его применимость к конкретной ситуации. С правовой точки зрения толкование поведения сторон в этом случае должно проходить исходя из принципов гражданского оборота, таких как разумность и добросовестность участников (п. 3 ст. 10 ГК РФ), исполнение обязательств надлежащим образом (ст. 309 ГК РФ), заботливость и осмотрительность действий (ст. 401 ГК РФ). Ответственность клиента может возникнуть за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору. Неустойка клиента (0,1% от размера вознаграждения за каждый день просрочки, но не свыше размера вознаграждения) является законной неустойкой, т. е. кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (ст. 332 ГК РФ). В договоре транспортной экспедиции должны быть точно прописаны сроки и порядок уплаты вознаграждения и возмещения расходов, понесенных экспедитором. Размер ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции может быть увеличен. Ограниченная ответственность (ограничение права на полное возмещение убытков) может быть применена законом только по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности (п. 1 ст. 400 ГК РФ). При этом предпринимательский характер ответственности из договора транспортной экспедиции определяет, что устранение ответственности или уменьшение ее размеров по соглашению сторон недействительно в силу особого статуса субъектов транспортно-экспедиционных отношений. Основанием для недействительности такого соглашения является обязанность должника возместить кредитору убытки, причиненные нарушением обязательства (п. 1 ст. 393 ГК РФ). Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно (п. 1 ст. 401 ГК РФ). Предпринимательский характер договор также приобретает, если другой стороной, в качестве клиента выступает гражданин-потребитель. В этом случае соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения (ст. 428 ГК РФ) или иному договору, если кредитором является потребитель, также ничтожно (п. 2 ст. 400 ГК РФ).

Разрешение споров по договору

Законодательством установлен досудебный порядок урегулирования споров по договору транспортной экспедиции. До обращения в суд сторона, право которой по договору является нарушенным, должна заявить свои требования другой стороне в установленной законом форме. Законом о транспортно-экспедиционной деятельности установлен претензионный порядок урегулирования споров между сторонами договора транспортной экспедиции (п. 1 ст. 12 Закона). Подобное требование законодателя обусловлено устоявшейся практикой и обычаями делового оборота в транспортно-экспедиционной деятельности. Предъявление претензий как способ урегулирования договорных споров является традиционным в транспортных обязательствах (например, по перевозке грузов - предъявление претензий к перевозчику), поэтому законодатель перенес подобные правила и на транспортно-экспедиционную деятельность. Направление претензии экспедитору является обязательным. Претензии предъявляются в письменной форме. Обязательным условием действительности претензий об утрате, недостаче, повреждении или порче груза является приложение документов, подтверждающих: 1) право на предъявление претензии; 2) количество и стоимость отправленного груза. Право на предъявление претензий может следовать: 1) из договора транспортной экспедиции; 2) из доверенности; 3) из договора страхования. Подобным требованиям (по содержанию и комплектности) должны отвечать и иные претензии, вытекающие из договора транспортной экспедиции. В ином случае претензии считаются незаявленными и не имеющими юридической силы. Срок для предъявления претензии составляет шесть месяцев и является специальным по отношению к сроку исковой давности в один год. Данный срок не может быть уменьшен или увеличен. Кроме того, срок на предъявление претензии - это срок существования права, поэтому он не может быть восстановлен. Указанный срок предъявления претензий законодатель устанавливает как к имущественным требованиям, так и к иным связанным с договором транспортной экспедиции. Закон не устанавливает специальных правил относительно претензий к клиенту со стороны экспедитора. В этом случае стороны самостоятельно могут определить порядок, срок предъявления и рассмотрения претензий. Кроме того, стороны, руководствуясь принципами свободы договора, вправе полностью отказаться (не предусматривать в договоре) от права на предъявление претензий за нарушение обязательств клиентом. Согласно п. 5 ст. 12 Закона экспедитор обязан уведомить лицо, направившее претензию, о результатах рассмотрения претензии в 30-дневный срок со дня ее получения. Ответ экспедитора на заявленные в претензии требования должен быть сделан в письменной форме, содержание его может означать либо удовлетворение требований заявителя, либо их отклонение. При этом частичный или полный отказ от удовлетворения требований должен быть мотивированным. Отклонение требования заявителя влечет для экспедитора обязанность возвратить заявителю предоставленные им претензию и документы. Нарушение экспедитором срока рассмотрения претензии и уведомления заявителя о его результатах имеет важное юридическое значение. Неполучение уведомления в установленный срок является наряду с отказом в удовлетворении претензии основанием для предъявления иска в суд. Стороны должны предусмотреть в договоре условия нарушения сроков рассмотрения претензии, удовлетворения их требований. Законодатель определяет право экспедитора принять претензию для рассмотрения после истечения шести месяцев - срока на ее предъявление. При этом причины пропуска срока на предъявление претензии должны быть уважительными (п. 6 ст. 12 Закона). Это, однако, не позволяет сторонам в договоре закрепить обязанность экспедитора принять претензию за пределами срока ее рассмотрения, как и установить перечень уважительных причин пропуска. Реализация данной нормы отдается на усмотрение экспедитора, поскольку вопрос о принятии претензии и уважительность причины разрешаются им в одностороннем порядке. Клиент-потребитель (т. е. гражданин, потребляющий услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд) вправе обратиться в суд с иском, минуя досудебное урегулирование. Иск может быть заявлен по месту: - нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - его жительства; - жительства или пребывания истца; - заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (п. 2 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Споры, вытекающие из транспортно-экспедиционной деятельности, сторонами которых выступают экспедитор и клиент, имеющие статус предпринимателя, разрешаются в арбитражных судах (в порядке арбитражно-процессуального производства) <15>, а споры, в которых на стороне клиента выступает гражданин-потребитель, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции <16>. -------------------------------- <15> См.: Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июня 2002 г. N 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012. <16> См.: Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

При предъявлении иска потребителем следует руководствоваться ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей", являющегося специальным по отношению к правилам подсудности гражданско-процессуального законодательства (ГПК РФ). Защита прав сторон договора транспортной экспедиции связана со специальным определением сроков, в пределах которых они вправе обратиться в суд с соответствующими требованиями. Общий срок исковой давности составляет три года. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (ст. 197 ГК РФ). Поэтому срок исковой давности для требований из договора транспортной экспедиции является специальным, поскольку: 1) установлен Законом "О транспортно-экспедиционной деятельности"; 2) имеет более сокращенный по сравнению с общим сроком исковой давности период один год. Законодатель установил, что годичный срок исковой давности исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска. Сроки исковой давности и порядок их исчисления, согласно общему императивному правилу ст. 199 ГК РФ, не могут быть изменены соглашением сторон. Поэтому любое соглашение сторон договора транспортной экспедиции, направленное на изменение установленных законом требований к сроку и порядку исчисления и иным условиям, влечет ничтожность договора в этой части.

Название документа