Институт технического регулирования энергетического права: формирование в условиях модернизации экономики России

(Ершова И. В.) ("Юрист", 2013, N 21) Текст документа

ИНСТИТУТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА: ФОРМИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

И. В. ЕРШОВА

Ершова Инна Владимировна, заведующая кафедрой предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор.

В статье представлена характеристика института технического регулирования энергетического права. Освещены правовые основы технического регулирования на основе документов ВТО, ЕврАзЭС, Таможенного союза, российского законодательства. Рассмотрены цели, принципы, действующая система технических регламентов.

Ключевые слова: техническое регулирование, энергетическое право, технические регламенты, стандартизация, стандарты, ВТО, ЕврАзЭС, Таможенный союз.

Institute of technical regulation of energy law: formation in conditions of modernization of economy of Russia I. V. Ershova

Ershova Inna Vladimirovna, head of the department of entrepreneurial law of Moscow state law university named after O. E. Kutafin (MSLA), doctor of law, professor.

The article contains characteristics of the institute of technical regulation of energy law; describes legal fundamentals of technical regulation on the basis of the documents of the WTO, the EurAsEC, the Customs Union, Russian legislation; considers purposes, principles and the current system of technical regalements.

Key words: technical regulation, energy law, technical rules, standardization, standards, WTO, EurAsEC, Customs Union.

Институт технического регулирования (далее - ТР) является одним из важнейших в системе энергетического права России. Его роль предопределяется прежде всего тем, что основные документы ТР - технические регламенты - призваны обеспечить различного рода безопасность при осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в сфере энергетики; охрану окружающей среды; энергетическую эффективность и ресурсосбережение. В свою очередь, целями стандартизации <1> являются повышение уровня безопасности жизни, здоровья, имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; повышение уровня экологической безопасности; обеспечение рационального использования ресурсов; содействие соблюдению требований технических регламентов и др. Очевидно, что формирование и развитие правового обеспечения ТР - непременное условие совершенствования энергетического права. -------------------------------- <1> О стандартизации подробнее см.: Ершова И. В. Стандартизация как элемент правового механизма технического регулирования в условиях экономической интеграции // Предпринимательское право. 2013. N 1.

Правовую основу ТР составляют соглашения Всемирной торговой организации (ВТО), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Таможенного союза (ТС), а также российское законодательство. Как известно, в 2012 г. произошло официальное вступление РФ во Всемирную торговую организацию - World Trade Organization (WTO). Согласно п. 4 ст. XVI Марракешского соглашения о создании ВТО (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) каждое государство-член "обеспечивает соответствие своих законов, иных нормативных актов и административных процедур своим обязательствам, вытекающим из прилагаемых Соглашений". Данная обязанность "выражает сущность гармонизации (сближения) национального права участвующих государств с правом ВТО и с правом друг друга. Но результат гармонизации любого вида и в любой форме один и тот же: в национальном праве разных государств возникают нормы близкие, но не одинаковые" <2>. -------------------------------- <2> Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию / Г. К. Дмитриева, И. В. Ершова и др.; Под ред. П. К. Дмитриевой. М.: Норма, 2013. С. 37 - 38.

Договорно-правовая основа ТР ВТО представлена Соглашением по техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade) - ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г. (далее - Соглашение ВТО по ТБТ). Договорно-правовая основа ТР ЕврАзЭС базируется на ряде соглашений: Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества (Астана, 24 марта 2005 г.); Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер (Москва, 25 января 2008 г.) и др. Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет (Межгоссовет), которым также утверждены документы технического регулирования, в частности: Порядок разработки технических регламентов (утв. решением Межгоссовета ЕврАзЭС N 1175 от 17 августа 2010 г.) и др. Договорно-правовую основу ТР ГС составляют многочисленные соглашения, в числе которых Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и РФ (Санкт-Петербург, 18 ноября 2010 г.), Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер (Москва, 25 января 2008 г.) и др. Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия) является единым постоянно действующим регулирующим органом ТС и Единого экономического пространства (Договор о Евразийской экономической комиссии (Москва, 18 ноября 2011 г.)). Решения Комиссии входят в договорно-правовую базу ТС и Единого экономического пространства и подлежат непосредственному применению на территориях заключивших Договор государств. Так, решением Совета Комиссии от 20 июня 2012 г. N 48 утверждено Положение о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента ТС. В РФ применяются правила ТР, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу ЕврАзЭС и ТС, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов ЕврАзЭС и ТС. Это позволяет говорить об унификации права сторон ЕврАзЭС и ТС в сфере ТР. "В основе унификации лежит международный договор, содержащий четко сформулированные нормы - унифицирующие, которые присоединяющиеся к договору государства обязаны без каких-либо изменений применять во внутренней правовой системе" <3>. -------------------------------- <3> Там же. С. 36.

Основу национального законодательства о ТР составляют нормы Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <4> (далее - Закон о ТР). В литературе отмечено, что "данный Закон испытал большое влияние норм ВТО" <5>. Заметим также, что Закон о ТР заложил основу реформирования рассматриваемой сферы общественных отношений, в том числе и системы основных документов ТР. -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2002. N 52 (часть I). Ст. 5140. <5> Техническое регулирование: правовые аспекты: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров, В. Ю. Саламатов. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 14.

Анализ проведенных учеными исследований модернизации, включая различные ее классификации <6>, позволяет квалифицировать изменения правовой основы технического регулирования как революционные. -------------------------------- <6> Подробнее см.: Белых В. С. Модернизация российской экономики и предпринимательское законодательство: вопросы теории и практики. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. С. 11 - 28.

Модернизация представляет собой сложную систему, состоящую из различного рода подсистем. Полагаем, что модернизация ТР может рассматриваться в качестве органичной подсистемы происходящей в России модернизации законодательства, а та, в свою очередь, как подсистема системы более высокого уровня - модернизации российской экономики в целом. При применении правил ТР следует учитывать положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой "если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Отметим также, что правила международных соглашений в сфере технического регулирования должны применяться как всеми хозяйствующими субъектами, так и судами при рассмотрении дел <7>. -------------------------------- <7> См.: Постановление Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.

Как указывалось, основными документами ТР являются технические регламенты (от фр. reglement - распорядок, правила, устав) <8>. -------------------------------- <8> Подробнее о технических регламентах см.: Ершова И. В. Технические регламенты как основные документы технического регулирования в условиях вступления России в ВТО // Бизнес в законе. 2012. N 5.

Анализ понятия, целей, порядка подготовки, принятия и применения технических регламентов, определенных актами ВТО, ЕврАзЭС, ТС и Законом о ТР, позволяет говорить об их единой правовой природе и однотипных способах построения. Так, в качестве законных целей принятия технических регламентов Соглашение ВТО по ТБТ называет: требование национальной безопасности; защиту здоровья или безопасности людей, жизни или здоровья животных или растений, охрану окружающей среды и др. Указанные положения в целом нашли закрепление во всех основополагающих актах ТР ЕврАзЭС, ТС, а также в Законе о ТР. К основным принципам ТР стоит отнести принципы недискриминации и национального режима; установления минимально необходимых требований, обеспечивающих безопасность, электромагнитную совместимость и др.; транспарентности (от фр. transparent - прозрачный); доступности (вся информация о технических регламентах размещается на официальном сайте Комиссии <9>); установления разумного периода времени между опубликованием технических регламентов и их вступлением в силу и др. -------------------------------- <9> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии - http://www. eurasiancommission. org/ru; ранее действовал официальный сайт Комиссии ТС - http://tsouz. ru.

В целях настоящего исследования обратим внимание на принцип гармонизации технических регламентов с соответствующими международными стандартами, который закреплен в ст. 2.2.4 Соглашения ВТО по ТБТ, в п. 8 ст. 7 Закона о ТР, а также в актах ЕврАзЭС и ТС. Согласно данному принципу международные стандарты (от англ. standard - установленный образец, норма) должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если бы международные стандарты или их разделы были неэффективными или не подходящими для достижения целей принятия технических регламентов, в том числе вследствие климатических и географических особенностей РФ, технических и (или) технологических особенностей. Отметим, что Россия принимает активное участие во многих международных организациях по ТР, являющихся разработчиками международных стандартов. В качестве таковых назовем: ISO - Международная организация по стандартизации (ИСО) - крупнейший в мире разработчик международных стандартов. Официальный сайт: http://www. iso. org; IEC - Международная электротехническая комиссия (МЭК) - ведущая в мире организация по подготовке международных стандартов для всех электрических, электронных и смежных технологий. Официальный сайт: http://www. iec. ch. Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС (далее - Единый перечень), утвержден решением Комиссии ТС от 28 января 2011 г. N 526 (согласно редакции от 23 ноября 2012 г. в перечне 66 наименований). Технические регламенты ТС разрабатываются только в отношении продукции, включенной в Единый перечень (если в отношении такой продукции не приняты технические регламенты ЕврАзЭС). Заметим, что система технических регламентов ЕврАзЭС пока не сложилась. В литературе отмечалось, что "одним из важнейших инструментов формирования единого экономического пространства является разработка и принятие технических регламентов ЕврАзЭС" <10>. Указанный вывод можно поддержать, обращая внимание на решение задачи активизации данного процесса. -------------------------------- <10> Правовое обеспечение промышленности. Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М.: Юриспруденция, 2010. С. 123 - 124.

Технические регламенты ТС имеют прямое действие на таможенной территории ТС. По мере вступления в силу технических регламентов ТС перестают применяться соответствующие акты, принятые в РФ <11>. -------------------------------- <11> См.: решение Комиссии ТС от 20 сентября 2010 г. N 384 // СПС "КонсультантПлюс".

В настоящее время систему технических регламентов в РФ составляют: - технические регламенты ТС, утвержденные Комиссией ТС (Технический регламент "О безопасности низковольтного оборудования" и др.), Советом Евразийской экономической комиссии ("О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе" и др.); - национальные технические регламенты, принятые Федеральными законами ("Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и др.) и постановлениями Правительства РФ (Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и др.). Помимо этого, обязательными являются отдельные пункты технических регламентов Республики Казахстан <12>. -------------------------------- <12> См.: Постановление Правительства РФ от 9 марта 2010 г. N 132 // СПС "КонсультантПлюс".

Подводя итоги исследования, приведем справедливое мнение специалистов, отмечавших, что "система технического регулирования, действующая в рамках ЕврАзЭС и формирующаяся в Таможенном союзе, а также зарождающаяся в государствах СНГ, представляет собой сложный конгломерат международно-правовых актов, решений, находящихся в тесной взаимосвязи между собой" <13>. Действительно, нормы ТР содержатся как в национальных, так и наднациональных актах. Кроме того, основу технических регламентов составляют международные стандарты. Правовой институт ТР находится в состоянии формирования и является весьма динамично развивающимся в системе энергетического права России. -------------------------------- <13> Калмыкова А. В., Каширкина А. А., Лукьянова В. Ю., Морозов А. Н. Система правовых актов в сфере технического регулирования в условиях формирования Единого экономического пространства // Журнал российского права. 2011. N 6.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белых В. С. Модернизация российской экономики и предпринимательское законодательство: вопросы теории и практики. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. 2. Дмитриева Г. К. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию / Г. К. Дмитриева, И. В. Ершова и др.; Под ред. Г. К. Дмитриевой. М.: Норма, 2013. 3. Ершова И. В. Стандартизация как элемент правового механизма технического регулирования в условиях экономической интеграции // Предпринимательское право. 2013. N 1. 4. Ершова И. В. Технические регламенты как основные документы технического регулирования в условиях вступления России в ВТО // Бизнес в законе. 2012. N 5. 5. Калмыкова А. В. Система правовых актов в сфере технического регулирования в условиях формирования Единого экономического пространства / А. В. Калмыкова, А. А. Каширкина, В. Ю. Лукьянова, А. Н. Морозов // Журнал российского права. 2011. N 6. 6. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии - http://www. eurasiancommission. org/ru; ранее действовал официальный сайт Комиссии ТС - http://tsouz. ru. 7. Постановление Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12. 8. Постановление Правительства РФ от 9 марта 2010 г. N 132 // СПС "КонсультантПлюс". 9. Тихомиров Ю. А Правовое обеспечение промышленности. Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М.: Юриспруденция, 2010. 10. Тихомиров Ю. А. Техническое регулирование: правовые аспекты: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров, В. Ю. Саламатов. М.: Волтерс Клувер, 2010. 11. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // СЗ РФ. 2002. N 52 (часть I). Ст. 5140.

Название документа