Завершение строительства "проблемных" домов

(Кратенко М.)

("ЭЖ-Юрист", 2010, N 17)

Текст документа

ЗАВЕРШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА "ПРОБЛЕМНЫХ" ДОМОВ

М. КРАТЕНКО

Максим Кратенко, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Юридического института СФУ.

Федеральное законодательство об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости не лишено пробелов в той части, которая касается завершения строительства соответствующих объектов в случае неплатежеспособности (банкротства) застройщика. Для восполнения указанного пробела субъекты РФ принимают законы о мерах государственной поддержки "обманутых" дольщиков. Данные меры могут быть весьма сдержанными (субсидирование процентной ставки по кредитам, направленным на завершение строительства) и достаточно радикальными (выкуп у граждан их прав в отношении объектов долевого строительства).

История вопроса

Как показало время, Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" не решил всех проблем на рынке долевого строительства жилья. Закон не имеет обратной силы и распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов, разрешения на строительство которых получены после 1 апреля 2005 года (п. 2 ст. 27). Законодатель, возможно, рассчитывал на постепенное уменьшение количества тех многоквартирных домов, долевое строительство которых не регулируется данным Законом.

Однако финансовый кризис 2008 - 2009 гг. и недобросовестность отдельных застройщиков привели к тому, что количество "проблемных" домов (строительство которых было прекращено) не только не сократилось, но даже увеличилось по сравнению с 2004 - 2005 гг. Ситуацию усугубили многочисленные дела о банкротстве строительных компаний, когда на повестку дня встал вопрос о возможности включения в конкурсную массу должника (застройщика) его многоквартирных домов, строительство которых не было завершено.

Не оправдали себя предусмотренные Законом N 214-ФЗ гарантии для участников долевого строительства: обязательная государственная регистрация договора участия в долевом строительстве, а также право залога участников долевого строительства в отношении строящегося многоквартирного дома и земельного участка, предоставленного застройщику для строительства (или права аренды земельного участка). Присущее российскому предпринимателю стремление обойти неудобный Закон способствовало распространению всевозможных "суррогатов" договора участия в долевом строительстве. Застройщики предпочитали привлекать денежные средства граждан на основании инвестиционного договора, предварительного договора купли-продажи жилого помещения, договора о резервировании квартиры в строящемся жилом доме. Показательно следующее дело, в котором застройщик заключал с гражданами договоры о резервировании квартир в строящемся многоквартирном доме, предусматривающие обязанность гражданина (покупателя) открыть целевой накопительный счет в Сбербанке России. Антимонопольный орган усмотрел в подобном "сотрудничестве" застройщика и Сбербанка России не только признаки антиконкурентного соглашения, но и нарушение законных прав потребителей (Постановление ФАС ПО от 10.02.2009 N А06-4652/2008).

Право залога, призванное гарантировать имущественные интересы участников долевого строительства в случае приостановления или прекращения строительства, также оказалось невостребованным - по причине отсутствия в Законе четкого механизма обращения взыскания на заложенное имущество.

Столкнувшись с перечисленными проблемами, депутаты Госдумы РФ начали работу над поправками к Закону N 214-ФЗ. Планируется распространить его действие на предварительные договоры купли-продажи жилых помещений и иные договоры, с помощью которых застройщиком привлекались денежные средства граждан на строительство многоквартирных домов и приобретение в последующем права собственности на жилое помещение. Кроме того, предлагается установить особенности банкротства организаций-застройщиков, в том числе особенности продажи принадлежащего такому должнику имущества в виде земельного участка, отведенного под строительство, и расположенного на нем объекта незавершенного строительства (проект федерального закона N 98106-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав участников долевого строительства", принят в первом чтении Постановлением ГД ФС РФ от 13.05.2009 N 2077-5 ГД // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2432).

В свою очередь, региональные и местные власти попытались найти решение проблемы завершения строительства многоквартирных домов, застройщики которых стали неплатежеспособными. С этой целью на практике производились замена застройщика (путем замены арендатора земельного участка, отведенного под строительство) и перевод на нового застройщика обязательств по ранее заключенным договорам с гражданами-инвесторами либо инициировалось создание ТСЖ, которому передавались функции и полномочия застройщика. Однако отсутствие специальной нормативной базы, регулирующей процедуру замены застройщика, в значительной степени сдерживало подобные инициативы.

В 2007 - 2009 гг. рядом субъектов РФ были приняты законы о мерах государственной поддержки участников долевого строительства, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков:

- Закон Саратовской области от 01.10.2007 N 197-ЗСО "О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области" (Саратовская областная газета (официальное приложение). 2007. N 61);

- Закон Нижегородской области от 29.10.2008 N 146-З "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) заказчиков (застройщиков) на территории Нижегородской области" (Нижегородские новости. 2008. N 209 (4101));

- Закон Санкт-Петербурга от 06.07.2009 N 307-62 "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге" (Санкт-Петербургские ведомости. 2009. N 129).

Законопроект аналогичной направленности был недавно рассмотрен и принят в первом чтении Законодательным Собранием Красноярского края (проект закона Красноярского края "О мерах государственной поддержки граждан - участников долевого строительства, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков на территории Красноярского края", опубликован 22.03.2010 на официальном портале Красноярского края: www. krskstate. ru).

Примечательно, что, преследуя одну и ту же цель, указанные законы (законопроекты) существенно различаются в определении круга субъектов, которым будут предоставлены меры государственной поддержки, а также условий их предоставления.

Кому положена господдержка?

Закон Саратовской области признает участника строительства (гражданина) пострадавшим от действий или бездействия строительной организации при наличии двух условий:

- имеется вступившее в законную силу судебное решение о понуждении строительной организации к исполнению обязательств по предоставлению в собственность гражданину жилого помещения в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме в натуре или о расторжении договора и возврате денежных средств;

- указанное решение не исполнено в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, либо в связи с признанием должника банкротом и завершения процедуры конкурсного производства. Учет граждан, пострадавших от действий или бездействия строительных организаций, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Саратовской области.

Закон Нижегородской области распространяет свое действие на граждан - участников долевого строительства (инвесторов), договорные отношения которых с застройщиками возникли до вступления в силу Закона N 214-ФЗ. В целях создания единой информационной системы учета сведений о гражданах, пострадавших от недобросовестных застройщиков, уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области формирует Реестр. Включению в Реестр подлежат граждане, представившие судебное решение о признании права на объект долевого строительства либо судебное решение о признании права требования к застройщику (вытекающее из договора участия в долевом строительстве, инвестиционного договора).

Закон Санкт-Петербурга определяет в качестве нуждающихся в защите участников долевого строительства тех граждан, права которых на объекты долевого строительства не зарегистрированы в установленном законом порядке и в отношении которых вынесено решение суда о признании прав участника долевого строительства на капитальные вложения в объект долевого строительства. Указанные граждане подлежат включению в Реестр участников долевого строительства в Санкт-Петербурге. Ведение Реестра поручено Правительству Санкт-Петербурга.

Как видно из процитированных актов, государственная поддержка предоставляется тем гражданам - участникам долевого строительства, на которых не распространяются гарантии, установленные Законом N 214-ФЗ. Такой подход вполне логичен, поскольку именно эта категория граждан находится в наиболее уязвимом положении, особенно при банкротстве застройщика и распределении его имущества между конкурсными кредиторами.

Противоположный подход закладывается в проекте закона Красноярского края "О мерах государственной поддержки граждан-участников долевого строительства, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков на территории Красноярского края". Государственная поддержка предоставляется гражданам, имеющим зарегистрированный договор участия в долевом строительстве и уплатившим обусловленную договором цену.

Таким образом, в отличие от своих коллег в Саратовской области, Нижегородской области и Санкт-Петербурге, депутаты Законодательного Собрания Красноярского края направили свои усилия на защиту участников долевого строительства, права которых в отношении объектов долевого строительства уже снабжены гарантиями, предусмотренными Законом N 214-ФЗ. Подобное решение можно объяснить лишь тем, что депутаты не считают судебный акт надежным доказательством прав гражданина на объект долевого строительства.

Учитывая многочисленные факты двойных и тройных продаж одного и того же объекта долевого строительства и столь же многочисленные уголовные дела в отношении руководителей некоторых компаний-застройщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Красноярского края, опасения депутатов нельзя назвать беспочвенными. Однако при наличии инициативы со стороны исполнительной власти и небольшом содействии со стороны судебных органов сформировать реестр обманутых дольщиков Красноярского края на основании судебных решений (о признании прав на объект долевого строительства, о признании права требования к застройщику) не составило бы особого труда.

Порядок и условия предоставления

Предусмотренные региональным законодательством меры государственной поддержки достаточно разнообразны, они могут носить как финансовый, так и организационный характер. К таким мерам, в частности, относятся:

- предоставление социальной выплаты в размере, необходимом для приобретения жилого помещения по средней рыночной цене, в пределах нормы предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда (ст. 2 Закона Саратовской области);

- предоставление финансовой помощи на завершение строительства многоквартирного дома, размер которой определяется исходя из стоимости завершения строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома пропорционально общей площади жилого помещения, предусмотренной в договоре между конкретным гражданином и застройщиком; либо выплата денежной компенсации исходя из фактически оплаченной гражданином суммы от стоимости жилого помещения, определенной в договоре с застройщиком (ст. 3 Закона Нижегородской области);

- субсидирование процентной ставки по кредиту, сумма которого направлена участником долевого строительства в ТСЖ для завершения строительства многоквартирного дома (п. 1 ст. 1 законопроекта Красноярского края);

- принятие мер по прекращению прав застройщика на земельный участок и последующее предоставление земельного участка другому лицу на конкурсной основе (конкурс с инвестиционными условиями) для завершения строительства многоквартирного дома при обязательном соблюдении прав участников долевого строительства (п. 1 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга).

Меры финансовой поддержки, как правило, предоставляются единожды, то есть в отношении одного жилого помещения. Гражданину, заключившему с застройщиком несколько договоров (в отношении нескольких объектов долевого строительства), финансовая помощь на завершение строительства многоквартирного дома оказывается в отношении одного из жилых помещений по выбору гражданина.

Условия и порядок предоставления мер государственной поддержки также имеют определенные различия. В соответствии со ст. 5 Закона Саратовской области социальная выплата предоставляется пострадавшим участникам долевого строительства в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет в уполномоченном органе исполнительной власти (и представления всех необходимых по закону документов).

Жителям Нижегородской области, полностью оплатившим стоимость жилого помещения, определенную договором с застройщиком, предоставляется финансовая помощь на завершение строительства соответствующего многоквартирного дома. Участникам, не полностью оплатившим стоимость жилого помещения, предоставляется денежная компенсация исходя из фактически оплаченной суммы от стоимости жилого помещения, указанной в договоре с застройщиком. Взамен получения указанной компенсации гражданин передает (уступает) Нижегородской области принадлежащую ему долю в объекте долевого строительства либо права требования к застройщику, вытекающие из заключенного с застройщиком договора (ст. 3, п. 2 ст. 5 Закона Нижегородской области).

Обязательным условием предоставления финансовой помощи или выплаты компенсации является то, что многоквартирный дом включен уполномоченным органом в адресный перечень тех объектов, применительно к которым оказывается государственная поддержка. Для этого необходимо наличие согласованной в установленном порядке проектно-сметной документации с расчетом стоимости завершения строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома в ценах текущего года, разрешения на строительство. Адресный перечень на очередной год утверждается Правительством Нижегородской области по согласованию с Законодательным Собранием Нижегородской области.

Законопроект Красноярского края предусматривает следующие условия предоставления участникам долевого строительства мер социальной поддержки:

- наличие кредитного договора (договора займа), заключенного с целью оплаты работ по завершению строительства многоквартирного дома, на сумму не более 300 000 рублей;

- наличие документа, подтверждающего перечисление кредитных (заемных) средств на счет товарищества собственников жилья, созданного для завершения строительства многоквартирного жилого дома;

- вступление в товарищество собственников жилья в многоквартирном доме, в котором расположен объект долевого строительства (ст. 2).

Социальная выплата перечисляется гражданам ежемесячно в сумме, равной процентной ставке по кредитному договору (договору займа), но не более 1,5 действующей ставки рефинансирования Банка России. Максимальный срок указанной выплаты не может быть более 60 месяцев со дня заключения кредитного договора (договора займа). Социальная выплата предоставляется гражданам - участникам долевого строительства тех многоквартирных жилых домов, которые включены в адресный перечень не завершенных строительством многоквартирных домов. Для включения в указанный перечень многоквартирный дом должен находиться в следующей стадии строительства: завершены строительно-монтажные работы по возведению коробки здания (фундаменты, стены, перегородки, перекрытия, крыша), начаты работы по внутренней отделке мест общего пользования и квартир.

Среди перечисленных мер государственной поддержки особого внимания заслуживает выплата компенсации гражданину в обмен на передачу (уступку) субъекту РФ прав по договору участия в долевом строительстве или доли в объекте долевого строительства. В подобном случае субъект РФ выступает своеобразным "генеральным инвестором", который выкупает у более мелких инвесторов (участников долевого строительства) с определенным дисконтном права в отношении жилых помещений в строящемся многоквартирном доме, организует и финансирует работы по завершению строительства данного дома, после чего приобретает в собственность готовое жилье. Наличие у такого генерального инвестора административного ресурса позволяет существенно снизить риск приобретения прав по недействительным договорам участия в долевом строительстве. Реализация обозначенной схемы завершения строительства многоквартирного дома с участием обычного субъекта (коммерческой или некоммерческой организации) имеет гораздо меньше шансов на успех.

Механизм завершения строительства

Поскольку конечной целью государственной поддержки являются завершение строительства "проблемного" дома и ввод его в эксплуатацию, законами некоторых субъектов (Санкт-Петербург, Нижегородская область) предусмотрена необходимость принятия участниками долевого строительства единого решения о достройке соответствующего многоквартирного дома. Такое решение участников долевого строительства выступает обязательной предпосылкой для всех последующих организационных и финансовых мер, осуществляемых уполномоченными органами.

Вполне очевидно, что предоставление мер государственной поддержки лишь некоторым участникам долевого строительства соответствующего многоквартирного дома не сдвинет строительство "проблемного" дома с мертвой точки. Необходимы консолидированные усилия всех участников.

Так, в силу п. 1 ст. 5 Закона Нижегородской области финансовая помощь на завершение строительства предоставляется при условии, что всеми участниками дано согласие на завершение строительства соответствующего многоквартирного дома. Одновременно между указанными участниками и уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области заключается договор (соглашение), предусматривающий конкретные меры по завершению строительства объекта. Точно так же Правительство Санкт-Петербурга начинает процедуру прекращения прав недобросовестного застройщика на земельный участок при условии, что все участники долевого строительства, нуждающиеся в защите, приняли решение об инициации вопроса о прекращении прав застройщика на земельный участок и направили в Правительство Санкт-Петербурга соответствующее обращение (п. 1 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга).

Наиболее корректным с юридической точки зрения и надежным в плане защиты имущественных интересов участников долевого строительства представляется тот механизм, который заложен в Законе Санкт-Петербурга, а именно принудительное прекращение прав первоначального застройщика (неплатежеспособного) на земельный участок, отведенный под строительство многоквартирного дома, и последующая передача данного земельного участка на конкурсной основе другому лицу (земельный участок предоставляется в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 7 - 8).

Инвестиционные условия конкурса и заключаемого по его итогам договора (купли-продажи, аренды земельного участка) позволяют обеспечить права участников долевого строительства - завершение строительства многоквартирного дома и передачу им в собственность жилых помещений, при условии компенсации владельцу земельного участка соответствующих затрат. Кроме того, прекращение прав первоначального застройщика на земельный участок снижает угрозу включения не завершенного строительством многоквартирного дома в конкурсную массу - при банкротстве застройщика.

Выводы

Сравнительный анализ законодательства субъектов РФ о мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, позволяет сделать следующие выводы:

- в условиях несовершенства федерального законодательства об участии граждан в долевом строительстве и дефицита бюджетов муниципальных образований проблема завершения строительства "проблемных" многоквартирных домов стала одним из приоритетных направлений региональной политики;

- законодательство субъектов РФ достаточно разнообразно в том, что касается форм и условий предоставления мер государственной поддержки пострадавшим гражданам; диапазон указанных мер варьируется от весьма сдержанных (субсидирование процентной ставки по кредитам, направленным на завершение строительства многоквартирного дома) до радикальных (выкуп у граждан их прав в отношении объектов долевого строительства);

- завершение строительства многоквартирных домов планируется осуществлять поэтапно, с учетом степени их готовности, предполагаемой стоимости работ по завершению строительства дома, количества пострадавших граждан и других обстоятельств.

Хочется надеяться, что со временем проблема завершения строительства многоквартирных домов, застройщик которых стал неплатежеспособным или вообще был ликвидирован в ходе конкурсного производства, достигнет федерального уровня, а для ее решения будет разработана федеральная целевая программа.

Название документа

Интервью: России нужны юристы-энергетики

("ЭЖ-Юрист", 2010, N 17)

Текст документа

РОССИИ НУЖНЫ ЮРИСТЫ-ЭНЕРГЕТИКИ

Н. Г. ЖАВОРОНКОВА

В своем недавнем выступлении на форуме "ТЭК России в XXI веке" министр энергетики РФ Сергей Шматко подчеркнул, что "накопленный Россией в ходе различных энергодиалогов опыт свидетельствует о необходимости прочной правовой базы энергетического сотрудничества". Действительно, в связи с тем, что функционирование социальных структур и государства сегодня напрямую зависит от энергоресурсов, рациональная энергетическая правовая политика становится необходимым условием развития экономического и политического суверенитета страны.

Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина одной из первых среагировала на острую нехватку в России квалифицированных юристов-энергетиков, приняв решение открыть в этом году Институт энергетического права. Рассказать о задачах и перспективах нового направления мы попросили доктора юридических наук, заведующую кафедрой аграрного и экологического права академии, автора и разработчика учебных программ Института энергетического права Наталью Григорьевну Жаворонкову.

Наталья Григорьевна, чем обусловлена необходимость создания Института энергетического права? МГЮА в этой области выступает пионером или подобная специализация существует и в других российских вузах?

- В связи с научно-техническим прогрессом и усложнением общественных отношений в энергетической сфере, которые не могут быть охвачены в таких традиционных отраслях, как предпринимательское, финансовое, налоговое, гражданское, экологическое право, возникла потребность в более глубоком изучении основ энергетического права. Поэтому за последние годы ощутимо возросла заинтересованность государства в адекватном правовом регулировании энергетических вопросов.

В настоящее время ни один вуз России не готовит профильных специалистов в данной области. Международный институт энергетической политики и дипломатии создан в МГИМО, где преподавание энергетического права направлено на изучение дипломатических и экономических отношений. Вопросы комплексного правового регулирования при этом остаются незатронутыми. В МГУ также разработан курс энергетического права, однако он ориентирован прежде всего на магистратуру.

Насколько при создании института оказался полезен зарубежный опыт?

- Безусловно, при организации Института энергетического права в МГЮА мы учитывали опыт преподавания в зарубежных странах. Например, тактику сближения с экологическим правом мы заимствовали у США, Канады, Франции и частично Германии, где эта отрасль успешно развивается. Причина такого интегрированного подхода к изучению дисциплины кроется в обеспокоенности мирового сообщества проблемами глобального потепления, изменения климата, экологической безопасности, а именно воздействием энергоисточников на окружающую среду и здоровье человека, что особенно актуально для атомной энергетики. Не случайно специалисты в области энергетического права востребованы во многих государствах, особенно в тех, которые активно используют природные и энергетические ресурсы.

Достаточно ли развита в России законодательная база, регулирующая правовые отношения в области энергетики? Насколько применимы правовые нормы энергетического права в условиях российской действительности?

- Основная проблема энергетического права в России заключается в отсутствии четкого законодательного регулирования. Отрасль объединяет такие разные сферы нашей экономики, как электроэнергетика, атомная энергетика, добыча газа, нефти, использование альтернативных источников. При этом каждая из подотраслей регулируется многочисленными правовыми актами, часть которых нуждается в совершенствовании и модернизации. Многие из них уже устарели и не отвечают существующим потребностям, поскольку были приняты в 90-х годах прошлого века.

Некоторые правовые нормы просто не согласованы между собой. Возьмем, например, горное право. Все смежные отрасли (водное, земельное, лесное право) в настоящее время развиваются обособленно, а это способствует неэффективному исполнению законодательства в данной сфере. Для того чтобы горное право заработало, требуется создать единую концепцию унификации всего природно-ресурсного законодательства, прообразом которой может послужить Концепция развития гражданского законодательства, утвержденная Президентом Дмитрием Медведевым.

Кем и каким образом будут преподаваться тонкости энергетической политики?

- Безусловно, при преподавании энергетического права в МГЮА будут задействованы не только видные ученые академии. К чтению лекций мы планируем привлекать чиновников профильных министерств, а также руководителей и сотрудников крупнейших энергетических компаний. Лучшие практики в области энергетического права будут читать нашим студентам курс "Введение в специальность". Предусмотрено 10 лекционных занятий, которые мы разбили по различным сферам энергетики. Так, начальник правового Департамента Министерства энергетики РФ Анастасия Борисовна Бондаренко расскажет начинающим юристам о правовом регулировании электроэнергетики. Думаю, такой комплексный подход уже на первом курсе обеспечит студентам близкое знакомство со всеми сложностями выбранной ими для изучения сферы правового регулирования.

Кроме того, мы разработали отдельные спецкурсы по важнейшим проблемам энергетического права: "Договор и сделки", "Транзит энергетических ресурсов" и др.

Во время дней открытых дверей МГЮА будущие абитуриенты интересовались, будут ли в Институте энергетического права преподаваться математика и технические науки. Будут, но в адаптированном варианте. В частности, в план включены занятия по экономике, максимально сориентированные на энергетическое право.

Одной из особенностей института можно назвать и то, что мы не только занимаемся организацией учебного процесса, но и готовы стать площадкой для научных разработок. С этой целью мы постараемся объединить ученых-практиков из разных институтов, которые займутся подготовкой законодательных актов и доктринальных подходов к развитию энергетического права в России.

В чем, на Ваш взгляд, сложность преподавания энергетического права?

- Основная сложность преподавания дисциплины состоит в синтезировании целого ряда правовых наук. До создания института в комплексе правовые вопросы в области энергетики затрагивались крайне редко. Обычно они поднимались в рамках преподавания одной из традиционных дисциплин. Как, например, в МГУ и Высшей школе экономики при изучении предпринимательского права.

Мы разработали учебные планы таким образом, чтобы рассмотрение проблем энергетического права шло в комплексе с предпринимательским, гражданским, международным, административным, экологическим, налоговым, финансовым правом. Кроме того, учебный план будет адаптирован к потребностям органов государственной власти - Министерства энергетики, Министерства природных ресурсов, Министерства экономического развития, а также крупных энергетических компаний, таких как ЛУКОЙЛ, Роснефть, ТНК ВР.

Какие именно наработки зарубежных стран получат отражение в учебных планах Института энергетического права?

- В МГЮА энергетическое право будет преподаваться на двух уровнях: подготовка специалистов (в институте) и внедрение магистерской программы "энергетическое право". Первой темой в программе обучения для будущих магистров значится международное правовое урегулирование энергетических отношений. Предполагается изучение энергетической политики многих стран, а также ее преломления в национальном законодательстве.

Кроме того, в нашем институте будут читаться лекции, посвященные международному транзиту энергоресурсов, международным соглашениям по поставке топливно-энергетических ресурсов (газа, нефти, электроэнергетики).

Насколько перспективно данное направление для начинающих правоведов? Какое будущее ждет юристов-энергетиков?

- Вопрос трудоустройства, безусловно, очень волнует потенциальных студентов. Смогут ли они, получив высшее образование в Институте энергетического права, работать в других сферах? Мы отвечаем утвердительно. Выпускники будут прекрасно владеть всеми дисциплинами, предусмотренными государственным образовательным стандартом "Юриспруденция". И, как показывает опыт, у наших студентов не бывает проблем с трудоустройством после окончания академии. А у выпускников Института энергетического права даже есть некоторые преимущества, поскольку они станут обладателями уникальных знаний. Фактически мы выполняем заказ потенциального работодателя, поскольку потребность в специалистах в области энергетического права с каждым годом возрастает. Сферы трудоустройства могут быть самыми разными: адвокатская деятельность, консалтинг, работа в энергетических компаниях, органах исполнительной власти. Судите сами: сегодня только в правовом департаменте Министерства энергетики РФ трудится более 30 юристов! Не говоря уже об огромном количестве предприятий, связанных с добычей полезных ископаемых. При этом правоведов-энергетиков в России не готовят. В такой ситуации, я уверена, у выпускников института есть все шансы построить успешную карьеру.

Интервью подготовила Марина Кузнецова,

газета "ЭЖ-Юрист"

Название документа