Выступление Руководителя Федерального агентства связи В. Н. Бугаенко на Всероссийском совещании "Интеграция образования, науки и бизнеса - важнейший фактор инновационного развития отрасли связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (Санкт-Петербург) "Интеграция современного образования, инновационной науки и эффективного бизнеса: решений много - цель одна"

(Редакционный материал)

("Правовые вопросы связи", 2010, N 1)

Текст документа

ВЫСТУПЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА СВЯЗИ

В. Н. БУГАЕНКО НА ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ "ИНТЕГРАЦИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ" (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

"ИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИННОВАЦИОННОЙ НАУКИ

И ЭФФЕКТИВНОГО БИЗНЕСА: РЕШЕНИЙ МНОГО - ЦЕЛЬ ОДНА"

Тема сегодняшнего совещания для многих из присутствующих здесь в зале не является новой. Вопросы поиска новых инновационных форм подготовки и выращивания высококвалифицированных кадров в той или иной степени поднимаются внутри учебных заведений и научно-исследовательских институтов. К обсуждению проблем повышения отдачи и получения значимых конечных результатов неизменно сводятся встречи руководства Россвязи с ректорами подведомственных вузов и руководителями подведомственных предприятий.

Рассмотрение этих вопросов таким представительным совещанием уже на всероссийском уровне говорит об объективности интеграционных процессов и необходимости поиска системных решений в масштабе всей отрасли.

Тема совещания предполагает рассмотрение вопроса в трех плоскостях: образование, наука и бизнес. Предложения образования и науки по повышению эффективности своей деятельности обычно завершаются: государство должно дать, государство должно обеспечить, государство должно отменить или снизить, государство должно заказать и т. д.

Поэтому предлагается уточнить систему координат и рассматривать систему "образование, наука, бизнес и государство". В конечном счете решение этих задач подчинено одной цели - созданию сильного государства с конкурентоспособной экономикой и высоким благосостоянием граждан.

Стержнем этого процесса, источником и двигателем его развития являются высококвалифицированные кадры.

В прошедшие годы (с начала 90-х годов прошлого века и до сегодняшних дней) российская инфокоммуникационная отрасль с точки зрения развития сетей связи, технологий и оказываемых услуг совершила огромный скачок.

Этот скачок во многом был обеспечен специалистами, получившими образование и начавшими свою профессиональную деятельность в СССР. В те годы ресурс этих кадров был практически неограничен.

Анализ развития рынков и технологий показывает, что потребность в специалистах только растет.

Исходя из 10-процентного темпа роста потребности рынка в 2015 году (то есть через шесть лет), спрос на выпускников высших учебных заведений составит не менее 13,5 тысячи человек в год.

В 2009 году в отраслевые вузы поступили всего 7516 человек.

При стандартном отсеве в 2015 году закончат обучение 5,1 тысячи студентов. С учетом других вузов и второго высшего образования в 2015 году по специальностям ИКТ будет выпущено около 7,7 тысячи новых специалистов.

Таким образом, мы сможем удовлетворить только половину потребности страны.

Аналогичная картина складывается и по специалистам со средним специальным образованием.

В связи с этим участники многих конференций и экономических форумов отмечают необходимость:

- опережающего развития среды "генерации знаний";

- обеспечения конкурентоспособности сектора исследований и новых разработок;

- стимулирования технологической модернизации отраслей экономики;

- выбора приоритетных направлений технологического прорыва в условиях ограниченности финансовых ресурсов в стране;

- создания благоприятной правовой среды для формирования интеграционных процессов в образовании, науке и бизнесе;

- государственной поддержки коммерческого продвижения результатов интеллектуальной деятельности и ее правовой защиты.

Следует заметить, что интеграция образования, науки и бизнеса - это не только задача, поставленная в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, но и естественный процесс, в результате которого должны выиграть все три участника, а значит, и государство в целом.

Рассмотрим сложившуюся на сегодня систему интересов. Она представлена на слайде.

Если интеграция развивается слабо (что мы и наблюдаем сегодня), значит, интересы участников в значительной мере расходятся и мотивация к объединению усилий падает.

Как вы можете видеть, большая часть интересов элементов системы однонаправленна. То есть у каждого свой частный интерес.

"Образование" заинтересовано в получении от "науки" и "бизнеса" мест для практики студентов, чтобы выполнить программу обучения, ждет заказов на проведение научно-исследовательских работ и переподготовку кадров, покупку своих разработок (и то в целях дополнительного внебюджетного финансирования для поддержки преподавательских штатов), обновление своей материально-технической базы.

"Наука" ждет заказов от "образования", "бизнеса" и "государства". При этом ценность разработок остается за кадром.

"Бизнес" как всегда ждет коробочных решений в виде готовых технологий и готовых специалистов, которые с первых часов работы должны обеспечить получение прибыли. При этом ни "образование", ни "наука" бизнесу не опора при выходе на рынок ИКТ.

И все ждут от государства финансирования, льгот и особых условий деятельности (в виде права сдавать в аренду то, что получено от государства).

Государство от всех надеется получить современные прорывные технологии и их внедрение в производство и сферу оказания услуг.

Да и эти связи зачастую зависят от личных взаимоотношений между руководителями.

Если это так, то такая система должна быть изменена. В основу изменений должны быть положены принципы единства целей, общности задач и взаимной направленности интересов.

Отдельные решения и элементы новой системы взаимодействия уже есть. Не буду останавливаться на имеющихся практических решениях в учебных заведениях и научных институтах (создание специальных кафедр, развитие технопарков и научных деревень и инкубаторов и т. д.). Об этом на совещании подробно доложат их непосредственные авторы и исполнители. По крайней мере в программе совещания эти темы заявлены.

Подробнее остановлюсь на четвертой составляющей системы - "государство". На роли и месте федеральных органов исполнительной власти в области связи и, в частности, Федерального агентства связи в обеспечении формирования системы взаимодействия и участия других элементов в инновационном развитии отрасли.

Какие основные задачи в этом процессе мы ставим перед собой?

Во-первых. Реструктуризация отраслевой науки и ее системы управления.

В основу процесса положено создание двух отраслевых научно-производственных центров за счет объединения усилий отраслевых институтов по решению сложных научно-технических и технологических задач национального масштаба.

Анализ деятельности отраслевых научных институтов показал, что направления их деятельности и выполняемых ими работ носили в основном "нишевый" характер. Значительная доля работ передавалась для исполнения другим предприятиям отрасли. Институты превратились в некое подобие интеграторов от науки. Полученные контракты расползались по "лояльным" лабораториям и организациям и возвращались обратно. Выполнены работы на рубль, а накладных расходов на пять.

Отсутствовала координация работ и взаимодействие между отраслевыми НИИ. Росла нездоровая конкуренция.

Связь между отраслевыми НИИ, отраслевой вузовской наукой и фундаментальной наукой практически отсутствовала.

На решение этих проблем направлена проводимая сегодня реорганизация отраслевых институтов.

Создание научного центра на базе НИИР, ЛОНИИР и СОНИИР практически завершено.

В стадии завершения находится создание научного центра на базе ЦНИИС и ЛОНИИС.

Оба отраслевых научных центра отнесены к разряду стратегических предприятий.

Формируются программы работ отраслевых научных центров на 2010 год. В основу программ заложены принципы усиления роли государства, повышения экономической эффективности центров за счет возможности концентрации имеющихся ресурсов на наиболее значимых для отрасли исследованиях, задачах и технических проектах.

Будут внедрены современные системы оплаты труда в научной сфере, непосредственно увязанные с полученными результатами.

Важнейшей задачей на этом этапе является сохранение сложившихся трудовых коллективов и научных школ.

Во-вторых. Приобретение новых технологий и создание на базе подведомственных предприятий отечественных инновационных производств.

Государственный оператор спутниковой связи России ФГУП "Космическая связь" 12 августа 2009 года подписал договор на проектирование, разработку, изготовление, испытания, подготовку к запуску и сдачу в эксплуатацию на орбите космических аппаратов "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" с победителем открытого конкурса ОАО "Информационные спутниковые системы им. академика М. Ф. Решетнева" (ИСС).

Одной из отличительных особенностей данного договора является наличие требования к иностранным поставщикам оборудования по передаче технологий проектирования и производства полезных нагрузок для спутников связи. Получение и освоение отечественными предприятиями данных технологий позволят в ближайшем будущем освоить проектирование, производство и испытания отечественных современных ретрансляторов связи L, C, Ku и Ka диапазонов. В настоящее время подобные ретрансляторы закупаются исключительно за рубежом и отечественной промышленностью не производятся.

Планируется, что космические технологии будут осваиваться и развиваться на базе ФГУП "Научно-исследовательский институт радио". В этих целях прорабатывается вопрос строительства производства полезной нагрузки для космических аппаратов связи.

Это должно позволить преодолеть в кратчайшие сроки отставание отечественной промышленности в производстве спутниковых ретрансляторов.

Кроме того, в рамках реализации проекта производства отечественных микросхем открываются возможности изготовления чипов квалификации, аналогичной "милитари-спэйс". Подготовительная работа по возможному взаимодействию с ГК "Роснано" уже проводится.

В этом направлении мы видим целое направление для реализации идей отраслевой и вузовской науки.

В-третьих. Расширение механизмов содействия отечественным предприятиям по продвижению и коммерческому внедрению производимого ими высокотехнологичного оборудования.

Здесь мы видим несколько возможных направлений.

Вы знаете, что Россвязь является государственным заказчиком по многим федеральным целевым программам в части строительства инфраструктуры.

Это олимпийское строительство, саммит АТЭС 2012 года во Владивостоке и развитие Дальнего Востока. Это развитие Чеченской Республики и Республики Ингушетия. И многое другое.

Мы понимаем, что выйти с новыми отечественными разработками на рынок достаточно непросто. Нет требуемых объемов производства, нет необходимой, как говорят, "летной квалификации", не развита система поддержки эксплуатации. Но если продукт не продвигать, не использовать на реальной сети, не сравнивать с зарубежными аналогами в условиях эксплуатации, а не на лабораторных стендах, то ничего и не будет. Этот замкнутый круг должен быть разорван.

В рамках строительства сети профессиональной подвижной радиосвязи мы будем частично использовать отечественное оборудование (базовые станции и элементы центра коммутации). Практическое тестирование и использование на сети позволит уже выйти на промышленное производство и удовлетворить растущий спрос специальных, экстренных и коммунальных служб.

Аналогично мы планируем на ряде участков использовать оборудование спектрального уплотнения отечественных производителей.

Кроме того, мы планируем специально оговаривать в конкурсной документации и государственных контрактах необходимость тестирования и использования на отдельных участках сетей новых разработок отраслевой науки.

Еще одно направление - это организация проведения испытаний операторских решений в рамках опытных зон совместно с научными организациями.

Согласно решению ГКРЧ Россвязи поручено, с привлечением операторов цифрового телевещания, имеющих сети стандарта DVB-H, разработать программно-методические документы для проведения экспериментальных работ, осуществляемых в рамках опытных зон цифрового телевещания стандарта DVB-H в г. Москве.

Исследования должны ответить прежде всего на вопросы электромагнитной совместимости вновь внедряемых систем стандарта DVB-H с радиоэлектронными средствами различных служб, работающими в тех же и сопряженных полосах частот, с действующими и запланированными сетями радиовещательной и других служб, а также обеспечить базу для утверждения критериев и методов планирования сетей этой системы.

Кроме того, на основе полученных результатов исследований будут подготовлены предложения по формированию нормативной правовой базы в части требований к сетям мобильного вещания в цифровом формате DVB-H, лицензированию и порядку допуска и использованию радиочастотного спектра.

И четвертая задача - создание системы научного и технологического прогнозирования. И первый шаг в этом направлении - создание отраслевого фонда прорывных идей и технологий.

Понимание того, какие заделы и наработки есть у отраслевой науки и вузовской науки, позволит нам организовывать их внедрение в рамках задач, о которых я упоминал выше.

Сегодняшнее положение дел, к сожалению, таково, что каждый лелеет свою идею сам. Сам ее пытается реализовать втайне от других. У кого-то получается. Чаще - все умирает в лаборатории. Эффективность - никакая.

Это - неправильно. Это - не по-государственному.

Поэтому совместно с подведомственными научными предприятиями и учебными заведениями мы проработаем необходимые процедуры и подготовим регламент. База идей будет размещена в информационной системе Россвязи. Это позволит нам оперативно внедрять их при подготовке документов в рамках работ по федеральным целевым программам.

В дальнейшем необходимо решить задачу системного планирования прорывных идей для развития отрасли.

Таким образом, элемент системы "государство" имеет большие возможности, чем просто вливание денег в науку и образование. Только государство может стать организатором и координатором работы системы, элементы которой не могут самостоятельно определить мотивы взаимодействия.

Повторю, цель интеграции всех элементов системы одна (она четко обозначена в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года) - создание сильного и эффективного государства с динамичной конкурентоспособной инновационной экономикой, развитым информационным обществом и высоким благосостоянием каждого гражданина великой России.

Название документа