Совершенствование кооперативного законодательства: международный и российский правовой опыт
(Быстров Г. Е.) ("РУДН", 2010) Текст документаСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООПЕРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ПРАВОВОЙ ОПЫТ
Г. Е. БЫСТРОВ
Быстров Григорий Ефимович, доктор юридических наук, заведующий кафедрой аграрного и земельного права, профессор РГАУ - МСХА им. К. А. Тимирязева, академик РАЕН, Президент Национальной ассоциации аграрного и природоресурсного права, вице-президент Европейского совета аграрного права.
Исторический опыт подтверждает, что в противоположность предприятиям чисто капиталистического типа, основанным на безграничности либерализма, с одной стороны, и хозяйствам марксистского коллективного типа, в которых труд никогда не учитывался в праве собственности, рисках и обязательствах предприятия, с другой стороны, сельскохозяйственные кооперативы во всем мире, в том числе и в России, всегда возникали и развивались в качестве объединения совместной хозяйственной деятельности людей на основе безусловного признания свободы личности от государства, частной собственности и инициативы. Преимущества этой особой организационно-правовой формы аграрного предпринимательства состоят в том, что она позволяет каждому члену кооператива реализовать его право на участие в предпринимательской деятельности, т. е. не только его право на участие в распределении прибыли и управлении, но и право на справедливую долю в собственности или на имущество предприятия. Как особая форма хозяйствования кооператив позволяет распределять между членами кооператива по принципу справедливости риски, ответственность, права и выгоды от совместной деятельности, возлагает на пайщиков обязанность использовать услуги своего кооператива и обеспечивать капитал, возлагает на кооператив обязанность предоставлять услуги своим членам преимущественно, но не исключительно. На отношение к современной кооперации, в том числе и сельскохозяйственной, влияют два момента. До настоящего времени сохраняется нестабильность, противоречивость, запутанность, пробельность, фрагментарность кооперативного законодательства. Причина этого кроется не только в переходном характере аграрной экономики, но и в отсутствии государственной стратегии по аграрному вопросу, а порой и некомпетентности законодателя. Неопределенно, запутанно, противоречиво правовое положение сельскохозяйственных кооперативов, как производственных в сфере производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, так и производственного обслуживания, реализации продукции, кредитования, страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вместе с тем в законодательстве, регулирующем организацию и деятельность кооперативов, есть серьезные пробелы. ГК РФ 1994 г. предусматривает создание лишь двух видов кооперативов: производственных и потребительских. Тем самым, как полагает профессор С. В. Тычинин, заложена основа для глубокого водораздела двух исторически однородных организационно-правовых образований <1>. Деятельность кредитных и страховых сельскохозяйственных кооперативов по-прежнему находится за пределами правового регулирования. -------------------------------- <1> Тычинин С. В. Гражданско-правовое регулирование потребительской кооперации в России. Диссертация на соискание учен. степ. д. ю.н. С.-Петербург, 2004. С. 100.
ГК РФ не проводит четкой дифференциации между кооперативами и коммерческими организациями, относит производственные кооперативы к коммерческим организациям наряду с хозяйственными обществами и товариществами. По этой причине в общественном мнении утрачивается понимание сущности кооперативов как социального явления и предпочтение отдается таким формам коммерческой деятельности, как акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью <1>. ГК РФ не только ограничивает возможность выбора сельскохозяйственными кооперативами этих двух видов кооперативов (производственный и потребительский), но и относит к производственным и потребительским кооперативам несвойственные им и противоречащие мировой практике виды и принципы организации их деятельности. -------------------------------- <1> Рекомендации Международной конференции "Законодательная среда и развитие кооперативного сектора в странах СНГ". Материалы Международной конференции (Санкт-Петербург, 7 - 8 мая, 2002). М., 2002. С. 78 - 80.
Действующим законодательством предопределено, что кооперация в России развивается по направлениям деятельности, отражая их функциональную специфику (производственная, потребительская) и отраслевую принадлежность (сельскохозяйственная, садово-огородническая, строительная, жилищная и др.). Такая ориентация в обеспечении правового регулирования кооперации не дает возможности создать завершенную правовую конструкцию ее системы. Она создает трудности, а по некоторым вопросам и определенные препятствия для углубленной проработки положений по налоговому и ценовому регулированию, а также финансовому и материально-техническому обеспечению. Имеющиеся разночтения в подходах к созданию имущества, распределению доходов и ответственности приводят к неравным условиям деятельности кооперативов по сравнению с хозяйственными обществами, не позволяя им конкурировать на товарных и агропродовольственных рынках. В практике потребительских кооперативов реализация отдельных положений имеет определенные трудности. Это касается перерабатывающих кооперативов, имеющих по своей сути производственный характер деятельности, однако по законодательству они относятся к некоммерческим организациям. Сохраняется нерешенность вопросов создания целостной и многоуровневой системы кооперации. Предложенная для обсуждения концепция развития законодательства о юридических лицах как составная часть Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации <1> сохраняет старые подходы к понятию кооператива, закрепленные в ст. ст. 107 и 116 ГК РФ, которые не проводят четких различий между кооперативами и коммерческими организациями и не позволяют завершить правовое устройство кооперативной системы как самостоятельного сектора экономики. -------------------------------- <1> Концепция развития гражданского законодательства РФ готовится Исследовательским центром частного права при Президенте РФ по поручению Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства во исполнение положений Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник гражданского права. 2009. N 2. Т. 9. С. 6 - 52 - 54.
В ГК РФ и в Концепции развития законодательства о юридических лицах отсутствует четкое понимание правовой природы производственных кооперативов, их особенностей и существенных отличий от других организационно-правовых форм юридического лица. С момента своего возникновения и на протяжении всей своей истории кооперативы представляли собой предприятия ассоциативного типа, которые объединяли на добровольных началах физических лиц для удовлетворения своих потребностей и интересов социально-экономического характера. В 90-х годах XX века в России создано базовое рыночное аграрное законодательство, которое необходимо для осуществления радикальной земельной и аграрной реформы, формирования рыночных социально-экономических аграрных структур, функционирующих на основе различных форм собственности и хозяйствования, свободы аграрного предпринимательства, юридического равенства всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности, равной правовой защиты субъективных прав участников аграрных правоотношений и других принципах, определяющих содержание одноименной отрасли права. Достаточно характерен с позиции существа аграрного предпринимательства для непосредственного в этом отношении восприятия принципов аграрного права пример Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации". Он, как известно, признает сельскохозяйственный производственный кооператив коммерческой организацией, для которой основная цель деятельности - извлечение прибыли. Между тем отраслевая юридическая наука не имеет до сих пор детально проработанной концепции рыночного механизма правового регулирования предпринимательской деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов. Свидетельством тому служат непрекращающиеся дискуссии о том, может ли функционировать сельскохозяйственный производственный кооператив на бесприбыльных началах или цель его деятельности, так же как и иных сельскохозяйственных коммерческих организаций, - получение прибыли? Предметом дискуссий является вопрос об ориентации на прибыль кооператива как главный стимул кооперативного предпринимательства. В связи с этим предлагается принципы предпринимательства, согласно которым основным критерием и мерой полезной деятельности любого предприятия, любого хозяйствующего субъекта является доход (прибыль по Адаму Смиту), независимо от того, находится ли предприятие в частной, государственной или муниципальной собственности, распространять и на сельскохозяйственные кооперативы. До сих пор не ясно также не только для юристов, но для экономистов, "является ли процесс возрождения кооперации отражением обобществления с утратой экономической свободы или, наоборот, деколлективизации и денационализации; можно ли считать колхоз кооперативом или это форма общественного хозяйства, члены которой лишены права собственности" <1>. -------------------------------- <1> Сельскохозяйственная кооперация. Теория, мировой опыт, проблемы возрождения в России / Отв. ред. И. Н. Буздалов. М., 1996. С. 12.
Наконец, и это вытекает из предыдущего, мы не имеем устоявшегося понятийного аппарата, так как до сих пор в литературе наблюдается тяготение к юридическим конструкциям, заимствованным из законодательства и теории XX века. В России традиционно, как известно, доминировал артельный тип кооперации в сельском хозяйстве. Такие кооперативы строили свою деятельность на началах, далеких от преследования каких-либо коммерческих целей, т. е. на началах взаимопомощи и поддержки самодеятельного крестьянства. В правовой доктрине и в законодательстве XX века доминировало мнение о том, что кооператив является организационно-правовой формой предприятия, в котором объединялся не капитал, а совместный труд. Такая трактовка кооператива была достаточно четко выражена в проекте пятой книги Гражданского уложения о товариществах, где был особенно выделен раздел об артелях, в проекте Положения о трудовых товариществах и артелях 1901 года. Оба законопроекта подчеркивали четыре отличительных признака артели, отделяющие кооператив от различных товариществ капиталистического типа, товариществ полных и на вере, акционерных компаний: 1) хозяйственная цель, которая заключается в совместном занятии каким-либо промыслом; 2) равноправие ее членов; 3) обязательность личного труда; 4) круговая ответственность. В дальнейшем именно эти признаки были использованы при разработке Положения о кооперативных товариществах от 20 марта 1917 года. В нем особое внимание акцентируется на то, что в отличие от акционерных и промышленных компаний капитал кооператива и состав членов кооператива переменны. Кооперативным товариществом признавалось товарищество с переменным составом и капиталом, которое, действуя под особой фирмой, имеет целью способствовать материальному и духовному благосостоянию своих членов посредством совместной организации разного рода хозяйственных предприятий или труда своих членов. Видный теоретик отечественной кооперации А. В. Чаянов расчленял понятие кооперации на два понятия: "кооперативное предприятие" и "кооперативное движение", и выделял особые признаки кооператива как организованной на коллективных началах экономической деятельности группы лиц, призванной обслуживать интересы этой группы. Для правового статуса кооперативного предприятия характерно то, что кооперативная деятельность не совместима с целью достижения высокой прибыльности. Для кооперативного предприятия получение наибольшей чистой прибыли в отличие от частного торговца отходит на второе место... Кооперативное предприятие никогда не может иметь "собственные интересы, лежащие вне интересов создавших его членов; это предприятие, обслуживающее своих клиентов, которые являются его хозяевами и строят его управление так, чтобы оно было непосредственно ответственно перед ними и только перед ними" <1>. -------------------------------- <1> Чаянов А. В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М., 1927. С. 17.
Современное зарубежное законодательство поддерживает этот традиционный взгляд на кооператив как на бесприбыльную организацию, закрепляет всемирно признанные кооперативные принципы и ценности и рассматривает кооператив как совместную форму экономической деятельности, осуществляемой для удовлетворения материальных, социальных, культурных и иных потребностей членов общества за счет результатов его деятельности. Показательным в этом отношении является современное кооперативное законодательство Испании, которое рассматривает кооператив как ассоциативное предприятие, обладающее правами юридического лица и собственной юридической природой. Личный мотив того интереса или потребности, которые намерены удовлетворить и которые объединяют всех членов группы между собой, является лишь инструментом для достижения членами кооператива своих целей. Из смысла определения понятия "кооператив", закрепленного Законом Испании от 16 июля 1999 года, следует, что кооператив представляет особый вид ассоциированного предприятия, созданного на добровольной основе в составе трех и более лиц с возможностью вступления в них новых членов, с минимальным переменным капиталом и официально зарегистрировавшего свои учредительные документы в целях удовлетворения общих социально-экономических потребностей или интересов, связанных с осуществлением кооперативных принципов, сформулированных Международным кооперативным альянсом. Экономическая и правовая доктрина признает двойственную природу кооператива как общества и как предпринимательской организации, который создается для удовлетворения общих и однородных интересов его членов. Сущность любого кооператива определяют на основе Декларации "О кооперативной идентичности", принятой на XXXI Конгрессе МКА, состоявшемся в 1995 г. в Манчестере. В соответствии с этим документом "кооператив - это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей на основе совместной собственности и контролируемого на демократической основе предприятия". Кооперативный опыт Испании и других стран ЕС, в которых кооперативы показали высокую эффективность не только как предприятия ассоциативного типа, но и как организации, выполняющие важные социально-экономические задачи в части искоренения нищеты, создания полной и производительной занятости и углубления социальной однородности общества, подтверждает традиционное определение МОТ кооператива как ассоциации лиц, добровольно объединившихся для достижения общей цели посредством создания демократически контролируемой организации. МОТ полагает, что кооператив - это ассоциация лиц, как правило, располагающих ограниченными средствами, которые объединились для создания демократической по своему характеру хозяйственной деятельности, основанной на принципах равенства, единственной целью которых является оказание услуг своим членам. МКА рассматривает в качестве кооператива "любое общество, создающее какое-либо промышленное или торговое предприятие, целью которого является улучшение экономического и социального положения своих членов, которые в своей деятельности соблюдают принципы, установленные решениями Конгресса". Ценность категории основных принципов кооперации, провозглашенных XXXI Конгрессом МКА в 1995 г., состоит в том, что как действующие кооперативные правила поведения эти принципы превращаются в юридически обязательные нормы, когда оказываются инкорпорированными в специальное кооперативное законодательство различных стран, в том числе России. Тем самым создаются предпосылки для выполнения государством и кооперативами важнейших социальных функций, так как кооперация исторически всегда возникала и развивалась в качестве объединения совместной хозяйственной деятельности людей, связанных одной общей целью - удовлетворение материальных и культурных потребностей своих членов. Особого внимания заслуживает процесс становления и развития кооперативного законодательства стран ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли. Возникновение и развитие кооперативов в этих странах первоначально опирались не на специальное, а на общее законодательство того общества, в рамках которого они появлялись. Позднее в различных странах кооперативы получили легальное признание специального законодательства, обеспечивающего интересы как самих кооперативов, так общества в целом. В правовой литературе Испании доминирует мнение о том, что первые кооперативы возникли задолго до появления специального кооперативного законодательства и потому их правовой статус определялся общим законодательством и правовыми нормами, относящимися к ассоциированным предприятиям и другим подобным организациям <1>. Так, в Англии кооперативы учреждались на основании Закона об обществах взаимопомощи, который в 1852 г. сменил Закон о промышленных обществах и обществах взаимного страхования. Этот важнейший источник гражданского и кооперативного права (с изменениями от 2 июня 1965 г.) действует до настоящего времени, регулируя деятельность кооперативов в Соединенном Королевстве <2>. Во Франции Закон об акционерных обществах 1867 г. имел отдельную главу, посвященную кооперативам, которые рассматривались как общества с переменным капиталом. Позднее были приняты отдельные законы, касающиеся кооперативов различного типа. -------------------------------- <1> Federico de Casro y Bravo. Compendio de Derecho Civil. Madrid, 1964. Page 14. <2> Munkner H. Nueve lecciones de Derecho Cooperative Fundacion F. Ebert. Marburgo, 2001.
МОТ в специальном исследовании, посвященном кооперативному законодательству <1>, отметила, что помимо указанного английского Закона до сих пор продолжают действовать такие старые законодательные акты, как австрийский Закон 1863 г. и германский Закон 1892 г. Последний продолжал действовать в ФРГ, но в ГДР он был отменен в 1950 г., и до объединения Германии деятельность кооперативов регулировалась только их уставами. -------------------------------- <1> Verdier R. Cronologia Cooperative. Informaciones Cooperativas de OIT. Complemento No. 2, Ginebra 1973. P. 58 - 87.
В зависимости от того, в какой момент кооперативное движение стало регулироваться отдельным кооперативным законодательством, МОТ выделяет особо две группы стран: - страны, в которых кооперативное движение возникло до принятия специальных законов о кооперативах; - страны, находившиеся в тех же условиях, в которых не была проведена кодификация кооперативного законодательства, однако были приняты законодательные акты об отдельных видах кооперативов либо законодательные акты о кооперативах в отдельных субъектах федерации либо конфедерации. К странам, в которых возникновению кооперативного движения предшествовала кодификация кооперативного законодательства, относится 13 стран Африки и Латинской Америки, в девяти из которых кооперативное движение так и не возникло, по крайней мере на момент публикации исследования МОТ. Первые законы о кооперативах. Из исследования МОТ вытекает, что первой страной, заложившей основу для кодификации кооперативного законодательства, была Великобритания, в которой, как указывалось выше, был принят в 1852 г. Закон "О промышленных обществах и обществах взаимного страхования", т. е. 8 лет спустя после создания кооператива в Рочдейле. Тем самым МОТ признала, что это был первый принятый Закон о кооперативах. Затем идет Португалия со своим Законом 1867 г., принятым девять лет спустя после создания в этой стране первого кооператива. За ней следует Франция с Законом "О товариществах с объединенным капиталом" 1867 г., который был принят за 19 лет до появления первого кооператива. На четвертом месте находится Испания, в которой соответствующий Закон был принят в 1868 г., с задержкой на двенадцать лет после создания первого кооператива, что, согласно исследованию МОТ, узаконило существование кооперативов в Испании. Среди прочих, самых важных законов с учетом оказанного ими влияния на развитие кооперативного движения следует указать на Закон Пруссии 1867 г., разработанный в соответствии с идеями Шульце Делича. Этот Закон, провозглашенный Федеральным законом Северной Германии в 1868 г., а позднее, в 1871 г. - Имперским законом, подчинил кредитные и потребительские кооперативы действию частного права, что позволило профессору Мюнкнеру рассматривать данный законодательный акт как первый органический закон, специально посвященный регулированию деятельности кооперативов <1>. -------------------------------- <1> Munkner H. Nueve lecciones de Derecho Cooperative Fundacion F. Ebert. Marburgo, 2001. Op. cit. P. 17...
В первой четверти XX века законы о кооперативах были приняты почти во всех странах Европы, а также в США, Канаде, Австралии, Филиппинах, Аргентине, Мексике с учетом специфики последних. На территории Соединенных Штатов первый такой Закон был принят в штате Мичиган в 1865 г., который признал кооперативы хозяйствующими субъектами, а по Антитрестовскому закону Шермана 1890 г. кооперативы освобождались от ответственности по статьям, направленным против картелей. МОТ в своих рекомендациях относительно кооперативов <1> для содействия кооперативному движению, программам развития сельского хозяйства и проведению аграрной реформы в развивающихся странах установила общие правила, которые законодательство о кооперативах этих стран должно принимать во внимание. Эти правила составлены с учетом результатов многочисленных работ и исследований по проблемам кооперативного движения, проведенных данной организацией во всем мире, которые благодаря своей ясности заслуживают отдельного рассмотрения. -------------------------------- <1> Ver punto 30.6.1 Recomendacion 127 de la Organization International de Trabajo, en su 50 reunion, el 1 de junio de 1966, adoptada con fecha del 21 de junio del mismo ano.
В разделе III Рекомендаций МОТ говорится о методах осуществления кооперативной политики. В подразделе первом (п. п. 10 - 13), посвященном законодательству, в качестве приоритетных выделяются меры правового характера с учетом практики деятельности существующих в этих странах кооперативов. При этом ставится задача исключить в дальнейшем применение других законодательных актов, которые ограничивают права кооперативов в вопросах налогообложения, получения лицензий или квот и не учитывают особой природы кооперативов. Исключительно важно также не допустить появления подобных норм в будущих законах и скорректировать налоговое законодательство таким образом, чтобы оно более полно учитывало особенности кооперативов. Определена программа законотворчества, в том числе законодательные меры, предпочтительно в рамках единого закона о кооперативах различного вида, касающиеся порядка образования и организации работы кооперативов, защиты их прав по меньшей мере на равных со всеми другими хозяйствующими предприятиями условиях. Новые законодательные акты должны как минимум включать в себя: - определение кооператива, отвечающее принципам кооперативного движения; - изложение целей кооператива, порядка его образования, регистрации и внесения изменений в уставные документы; - условия вступления в кооператив, размер взносов, права и обязанности членов кооператива; - система руководства, управления и контроля, порядок формирования и организации деятельности руководящих органов кооператива; - обеспечение неприкосновенности земельной собственности кооператива; - порядок проведения внешнего аудита, обеспечивающего соблюдение в кооперативе соответствующих нормативных актов. Рекомендуется также максимально упростить процедуры учреждения и регистрации кооперативов с тем, чтобы облегчить их создание. В заключение в документе говорится, что "кооперативное законодательство должно давать возможность кооперативам объединяться в федерации". Данная рекомендация, как указывалось выше, трансформировалась в принцип интеграции. В соответствии с Рекомендациями МОТ во многих странах были приняты законодательные акты, составившие кооперативное законодательство современного мира. Для решения задачи "построения четкой и логически не противоречивой системы гражданского законодательства, обеспечивающей универсальные гарантии защиты прав и законных интересов участников оборота" необходима, прежде всего, разработка общего закона о кооперации. На это уже обращалось неоднократно внимание в юридической литературе, на научных конференциях и иных форумах, в публикациях и выступлениях профессоров Т. Е. Абовой, Г. Е. Быстрова, М. И. Козыря, М. И. Палладиной, З. С. Беляевой. Проблемы совершенствования кооперативного законодательства были поставлены впервые в Постановлении Коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 7 июня 1997 г. "О Программе развития сельскохозяйственной кооперации до 2000 года". Программой были определены основные направления совершенствования законодательной базы сельскохозяйственной кооперации, связанные с разработкой специальных федеральных законов, регулирующих деятельность сельских страховых, кредитных кооперативов. При этом особый акцент должен быть сделан на то, что действующее гражданское законодательство не рассматривает кооперативы как организации особого рода, отличающиеся двойственной природой (ассоциация людей и хозяйственное предприятие). Законодательство подчиняет кооперативы общим упрощенным юридическим схемам и не учитывает особенностей кооперативов как объединений людей, которые совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда для того, чтобы на основе принципов взаимной выгоды осуществлять совместную деятельность. Кооперативное законодательство должно соответствовать социально-экономическим условиям государства с переходной экономикой при вхождении в рыночные отношения. В Рекомендациях МКА 1992 г. "О содействии развитию кооперативов" обращается внимание на то, что в сбалансированном обществе должны сосуществовать сильный государственный и частный сектора, а также сильные кооперативы, общества взаимопомощи, неправительственные организации. Именно в этом контексте правительства должны формировать политику и определять правовые рамки, которые соответствовали бы характеру и функциям кооперативов. На основе анализа кооперативного зарубежного законодательства и практики его применения могут быть предложены конкретные формы, в которых государство может оказывать конкретную поддержку кооперативам при вхождении в рыночные отношения: 1) предоставление для кооперативов условий не менее благоприятных, чем для предприятий и социальных организаций других форм; 2) особая поддержка кооперативов, преследующих социальные и общественно-политические цели, такие, как содействие занятости или развитие деятельности, направленной на благо неимущих категорий населения или отсталых районов; 3) включение в число мер поддержки налоговых льгот и кредитов, дотаций, доступ к программам общественных работ и обеспечение закупок товаров на особых условиях; 4) развитие профессиональной и технической квалификации, предпринимательских навыков и управленческих способностей членов кооперативов, их работников и управляющих, повышение уровня их знаний о потенциале предприятия, расширение кругозора по общим вопросам социальной и экономической политики и улучшение их доступа к информационным и телекоммуникационным технологиям. Все эти меры являются актуальными и для России. В порядке реализации законодательной инициативы Совета Федерации в 2007 году Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу был подготовлен проект Федерального закона "О кооперации в Российской Федерации" и направлен в Государственную Думу Российской Федерации. Принятие такого федерального закона вполне соответствует тенденциям развития отечественного и зарубежного кооперативного законодательства, исторически предрасположенного к единому правовому акту в этой сфере. Положение о кооперативных товариществах и их союзах от 20 марта 1917 г. выделяет в качестве нового лица, субъекта гражданского и крестьянского права кооператив. Ценность категории кооперативов состоит в том, что они характеризуются как товарищества, которые отличаются от коммерческих предприятий и гражданских обществ тем, что они строят свою деятельность на бесприбыльных началах, на началах взаимопомощи и поддержки членов кооператива. В кооперативе объединяется не капитал, а совместный труд. Основная цель кооператива состоит в том, чтобы объединить в особую организацию тех, кто на добровольной основе соединяет свои усилия для достижения общих задач или для удовлетворения общих интересов путем личного трудового участия и объединения усилий всех партнеров или членов кооператива. Этот закон является одним из совершенных образцов кодификационных работ по кооперативному праву России XX века и может быть использован при совершенствовании кооперативного законодательства России в современных условиях. Определенные черты кодификации содержал Закон "О кооперации в СССР" от 26 мая 1988 г., который объединял нормы всех видов, типов и форм кооперативов в СССР. Во-первых, с принятием данного Закона все более отчетливо проявилась тенденция интеграции правового регулирования деятельности различных видов кооперативов, действующих в сельском хозяйстве, в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле, в общественном питании, в сфере платных услуг и других отраслей производства и социально-культурной жизни. Во-вторых, в новых условиях хозяйствования объективно необходима дифференциация правового регулирования деятельности различных видов кооперативов. Такого рода тенденция базируется на Особенной части Закона (разд. V "Особенности отдельных видов кооперативов"), в которой закрепляются нормы, относящиеся к колхозам и другим сельскохозяйственным кооперативам, кооперативам в сфере производства и услуг, потребительским кооперативам. Теоретически существует два подхода к совершенствованию кооперативного законодательства. Это возможно либо по линии объединения многочисленных специальных законов о статусе кооперативов в два закона: о производственных кооперативах и о потребительских кооперативах <1>, либо по линии подготовки и издания общего Закона "О кооперации", регулирующего деятельность всех видов кооперативов. В проектируемом Федеральном законе "О кооперации" содержится отсутствующее в действующем законодательстве общее и единое для всех видов кооперативов (производственных и потребительских) понятие кооператива. -------------------------------- <1> Проект Концепции развития законодательства о юридических лицах // Вестник гражданского права. 2009. N 2. Т. 9. С. 53.
В законопроекте дается общее понятие кооператива, распространяющееся на все виды кооперативов как особых форм "коллективного рыночного предпринимательства с активной социальной направленностью и государственной экономической защитой членов-собственников кооперативных объединений" <1>, так как все кооперативы преследуют одинаковые цели и осуществляют свою деятельность на основе принципов МКА. Тем самым подчеркивается, что кооператив является совместной формой экономической деятельности, осуществляемой для общего блага его членов, его управление основано на демократической системе, при котором все члены располагают всеми средствами контроля и равного участия в принятии решения. Его основная цель - обеспечивать удовлетворение материальных, социальных и иных потребностей членов кооператива, в первую очередь обеспечение их рабочими местами и соответствующим вознаграждением за труд. -------------------------------- <1> Буздалов И. Н. Рынок, кооператив, прибыль. М., 1991. С. 15.
Таковы основные новые концептуальные положения проекта Закона, который не относит кооперативы ни к коммерческим, ни к некоммерческим организациям. Трехчленная классификация юридических лиц: коммерческие, некоммерческие и кооперативные организации - должна найти отражение и в ГК РФ, в котором должен быть выделен раздел "Кооперативы и их объединения". Предметом регулирования законопроекта являются организационно-правовые, социально-экономические отношения, возникающие в процессе создания, функционирования, прекращения действия кооперативов и их объединений, а также отношения с другими хозяйствующими субъектами и государством. В проекте представлены основные аспекты организации и деятельности кооперативов: общие положения (гл. 1); виды кооперативов (гл. 2); порядок создания и прекращения деятельности кооперативов (гл. 3); членство как основа, на которой строится кооператив. Не исключается использование в деятельности кооператива наемного труда (гл. 4). В главе 5 рассматриваются источники образования имущественной базы кооператива. Порядок управления кооперативом представлен в главе 6. Здесь предусмотрено также привлечение к управлению кооперативом платных менеджеров (исполнительного директора, дирекции), в качестве которых могут выступать граждане, не только обладающие хозяйственно-организаторскими способностями, но и имеющие представления о кооперативной форме предпринимательства в рыночной экономике (гл. 7). Характерной чертой кооперации является сотрудничество. Уровень сотрудничества носит местный, региональный, национальный и международный характер. Поэтому в законопроекте уделено внимание объединениям кооперативов (гл. 8). Проект Закона допускает создание не только традиционных союзов и ассоциаций, но и кооперативов последующих уровней. В проекте Закона выделена глава (гл. 9), посвященная поддержке кооперации со стороны государства. Кооперативы находятся на территории регионов и потому должны учитывать в своей деятельности нужды и потребности регионов. Со своей стороны, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут много сделать для кооперативов, создаваемых и действующих на территории региона. Крайне необходима также координация развития кооперации в рамках Российской Федерации в целом. Законопроект исходит из возможности создания при федеральных органах государственной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ координационных или совещательных органов в области развития кооперации, координации деятельности кооперативов. При этом учтены замечания, отмеченные в Заключении Правительства Российской Федерации от 8 июня 2007 г. N 2231 п-II 13, в части финансового обоснования представленного законопроекта. В п. 1 ст. 23 исключены из источников формирования имущества кооператива субсидии и субвенции. Изменена редакция ст. 52. Координационные или совещательные органы, созданные при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, не будут являться органами, содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Их деятельность будет осуществляться на добровольной общественной основе. Принятие представленного законопроекта не исключает существования законов об отдельных видах кооперативов, в которых более детально, но уже на основе общего закона будут регулироваться отношения, складывающиеся в кооперативах соответствующего вида, и отражены их особенности. Назрела необходимость вновь вернуться к вопросу о принятии Федерального закона "О кооперации в Российской Федерации", которое будет стимулировать развитие кооперативной формы собственности, станет реальной основой дальнейшего развития экономики, будет способствовать росту занятости населения, улучшению социальной ситуации, в первую очередь на селе и в малых городах.
Название документа