Вопросы, возникающие в практике арбитражных судов, при рассмотрении заявлений о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

(Антипенко Г. Д.) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2010, N 3) Текст документа

ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРАКТИКЕ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ, ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 14.16 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ <*>

Г. Д. АНТИПЕНКО

Антипенко Г. Д., заместитель председателя Арбитражного суда Забайкальского края.

В статье рассматриваются некоторые вопросы рассмотрения арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Ключевые слова: арбитражный процесс, административная ответственность, подведомственность, алкогольная продукция, этиловый спирт.

The article considers certain issues of consideration by arbitrazh courts of the cases about bringing to administrative responsibility for violation of legislation in the sphere of manufacturing and turnover of ethanol, alcohol and alcohol-containing products.

Key words: arbitrazh procedure, administrative responsibility, jurisdiction, alcohol products, ethanol.

При направлении дел о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции актуальное значение имеет правильная квалификация совершенного правонарушения, поскольку от этого зависит подведомственность спора. Не все правонарушения в обозначенной сфере влекут направление заявления в арбитражный суд для привлечения к административной ответственности. В ряде случаев переквалификация является основанием для прекращения производства по делу из-за неподведомственности спора арбитражному суду. В этой ситуации обращение в компетентный орган с заявлением о привлечении к ответственности чаще всего неперспективно в связи с истечением двухмесячного срока давности привлечения к ответственности. В настоящей работе освещены проблемные вопросы правоприменения ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ с использованием разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, практики Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, Арбитражного суда Забайкальского края. В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 названного Кодекса. Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного указанной статьей, выражается: - в поставке или розничной продаже алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов; - без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции; - без справки к ГТД (грузовой таможенной декларации) или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к ТТН (товарно-транспортной накладной) на отечественную алкогольную продукцию; - а равно в поставке или розничной продаже алкогольной продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям. Следует отметить, что нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет ответственность по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, не относящейся к подведомственности арбитражных судов. При рассмотрении арбитражным судом дел по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ необходимо руководствоваться Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Названным Законом установлен запрет на оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов и без сертификатов соответствия (п. 2 ст. 16 и п. 1 ст. 26). Статья 10.2 упомянутого Закона содержит перечень необходимых сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Оборот указанной продукции возможен только при наличии включенных в перечень документов. К ним отнесены: - товарно-транспортная накладная; - справка, прилагаемая к ГТД (для импортированного этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей); - справка, прилагаемая к ТТН (для этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации). Аналогичное требование к розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции установлено в п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 (далее - Правила продажи товаров). Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ наступает лишь тогда, когда у лица, осуществляющего розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, вообще не имеется вышеприведенных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также отсутствует сертификат соответствия по каждому наименованию такой продукции. Если указанные документы имелись в наличии, но не были предъявлены в момент проведения проверки и были представлены позже (при составлении протокола об административном правонарушении или при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности), то действия подлежат квалификации по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Так, по одному из дел Арбитражным судом Читинской области прекращено производство о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ на том основании, что в судебное заседание им представлены документы, подтверждающие легальность оборота спиртосодержащей продукции. Приведенная норма предусматривает отсутствие вышеупомянутых документов вообще, а не в момент проведения проверки. Как указал суд, в действиях общества усматривается нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за которые установлена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. В связи с тем что рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ не отнесено ст. 23.1 Кодекса к подведомственности арбитражных судов, производство по делу в арбитражном суде прекращено (дело N А78-3153/2007-С2-19/112). Подобное решение согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление от 3 апреля 2007 г. N 15206/06), в котором указано следующее. Особенностью квалификации административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ является деяние, выразившееся в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно: нарушении любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ. Квалификация административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. В силу п. 2 ст. 16, абз. 8 п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ запрещаются оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, а также реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия. Согласно п. 139 Правил продажи товаров продавец обязан иметь на продаваемую алкогольную продукцию следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 12 Правил продажи продавец знакомит покупателя по его требованию с названными документами, которые должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Как отмечено в упомянутом выше Постановлении ВАС РФ, наличие у общества сопроводительных документов, свидетельствующих о легальности реализуемой алкогольной продукции, установлено судом первой инстанции. Представление обществом необходимых документов лишь на момент составления протокола об административном правонарушении подтверждает нарушение обществом п. 12 Правил продажи, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Каковы требования, предъявляемые к сопроводительным документам, подтверждающим легальность реализуемой алкогольной продукции? Форма и Правила заполнения сопроводительных документов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию". Согласно п. п. 2 - 5 названных Правил справка заполняется в соответствии с данными ТТН при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - продукция) последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции. Организация - производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы "А" и "Б" справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью. Организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. Каковы последствия несоблюдения формы и Правил заполнения сопроводительных документов, о которых идет речь? Необходимо иметь в виду, что при установлении судом легальности оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции ненадлежащее оформление сопроводительных документов не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа установив, что обществом реализуется алкогольная продукция без надлежаще оформленного раздела "Б" справки к ТТН - отсутствуют фамилия, имя, отчество, подпись и должность уполномоченного лица организации-покупателя, печать общества, отметил, что один лишь факт ненадлежащего оформления обществом правой части раздела "Б" справки к ТТН не свидетельствует сам по себе о нелегальности оборота алкогольной продукции и в связи с этим не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ. При этом суд руководствовался Постановлением Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2008 г. N 13646/07. Что касается практики применения такого квалифицирующего признака ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, как "отсутствие сертификата соответствия", то интерес представляют следующие примеры. Если на реализуемую продукцию, о которой идет речь, представлен сертификат соответствия с истекшим сроком действия, то такой сертификат является ничтожным и данное обстоятельство должно расцениваться как его отсутствие. Согласно п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сертификата соответствия. Пунктом 12 Правил продажи товаров предусмотрена обязанность продавца довести до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям и представить для ознакомления один из следующих документов: сертификат или декларацию о соответствии, копию сертификата, товарно-транспортные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом). Отсутствие сертификатов соответствия на алкогольную продукцию, а равно наличие сертификата с истекшим сроком действия являются основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (Постановление ФАС ВСО от 9 июня 2009 г. N 33-549/09). Как правильно квалифицировать действия индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией при отсутствии сопроводительных документов? Дело в том, что в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона N 171-ФЗ розничная торговля алкогольной продукцией осуществляется только организациями и только при наличии лицензии. Возможно ли привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ч. 2 или ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в случае выявления факта продажи им алкогольной или спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов? Суждение по этой теме содержится в Постановлении ФАС ВСО от 4 марта 2008 г. (дело N А19-16269/07-28-Ф02-650/08). Суд указал, что нарушение установленного законом запрета оборота алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, не связывается законодателем с организационно-правовой формой осуществления такой деятельности и наличием или отсутствием лицензий на ее осуществление. Кроме того, необходимо иметь в виду, что действия лиц, осуществляющих продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии, подлежат квалификации не по общей норме, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), - ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, а по специальной норме - ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. В п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. С учетом указанных разъяснений Арбитражным судом Забайкальского края прекращено производство по делу по заявлению органов внутренних дел о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без лицензии. Названные действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, а рассмотрение указанных дел неподведомственно арбитражному суду (дело N А78-4503/2009). В правоприменительной практике возникает вопрос о сроке давности привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ: является ли этот срок общим (два месяца) или составляет один год, поскольку связан с защитой прав потребителей? В п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" обращено внимание на то, что в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. Судам также необходимо принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность. Принимая во внимание, что защита прав потребителей не является приоритетной целью Закона N 171-ФЗ, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, направленный на защиту прав потребителей, не может применяться по делам исследуемой в настоящей статье категории. Производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находятся под особым государственным контролем. Федеральный закон N 171-ФЗ регулирует общественные отношения в области производства и оборота алкогольной продукции, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Защита прав потребителей является лишь одним из объектов защиты указанного Закона, а поэтому при нарушении названного Закона срок давности привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ составляет два месяца (Постановление ФАС ВСО от 13 мая 2009 г. N А78-432/09-Ф02-1988/09).

Название документа